Обучение детей 5-6 лет с общим недоразвитием речи словообразованию в повседневной жизнедеятельности
Обучение детей 5-6 лет с общим недоразвитием речи словообразованию в повседневной жизнедеятельности
Введение
Полноценное владение родным языком в
дошкольном детстве является необходимым условием решения задач умственного,
эстетического и нравственного воспитания детей в максимально сензитивный период
развития.
Дошкольный возраст – это период активного
усвоения ребёнком разговорного языка, становления и развития всех сторон речи:
фонетической, лексической, грамматической.
Грамматика - это строй языка, иначе
говоря, те закономерности, по которым в языке образуются и соединяются слова.
Ведущим механизмом формирования
грамматического строя речи является овладение ребёнком закономерностями языка,
языковыми обобщениями, что позволяет трансформировать смысл в речевые действия.
Исследования, посвящённые проблеме
словообразования в дошкольном возрасте, рассматривают обучение словообразованию
как развивающее, обеспечивающее формирование собственно языковых
лексико-грамматических и фонетических обобщений, а не как нацеливание на коррекцию
ошибок.
Общее недоразвитие речи включает различные
сложные речевые расстройства, при которых нарушается формирование всех
компонетов речевой системы, т.е. звуковой стороны (фонетики) и смысловой
стороны (лексики, грамматики).
В отечественной логопедии накоплен
достаточный теоретический, практический и методический материал по изучению и
развитию лексико-грамматической стороны речи у дошкольников с ОНР.
Пристальный интерес к проблеме детского
словообразования возник еще на рубеже XVIII - XIX веков. Вплоть до настоящего
времени интерес к этой проблеме не угасает, поскольку словообразование,
выполняя множество функций, оказывает существенное влияние на развитие языковой
компетенции и речевой коммуникации ребенка в целом.
На протяжении двух столетий ученые -
лингвисты, психологи, педагоги, психолингвисты продолжали изучение
закономерностей, последовательности, этапов и ступеней развития
словообразовательных возможностей при онтогенетическом развитии речи (В.В. Виноградов,
Г.О. Винокур, А.Н. Гвоздев, Е.С. Кубрякова, А.А. Леонтьев, Н.М. Юрьева и др.)
Проблема обучения грамматическим нормам
родного языка актуальна. Это отражено в работах А. Н. Гвоздева, С. Л.
Рубинштейна, Д. Б. Эльконина, А. М. Шахнаровича, А. Г. Арушановой и других.
Работы Ф. А. Сохина, Н. П. Серебренникова,
М. И. Поповой, А. В. Захаровой обогащают исследование особенностей развития
грамматического строя речи у детей.
Исследования по данной проблеме не носили
системного, глубокого характера. Так, не предпринималось специальных
исследований, направленных на всестороннее изучение становления процессов
словообразования у детей с недоразвитием речи, на выявление у них специфических
трудностей в протекании этих процессов. Не было разработано научно обоснованных
методов формирования словообразования у данной категории детей.
Таким образом, остается нерешенной
проблема изучения состояния и развития словообразования у детей с общим
недоразвитием речи; влияния словообразования на развитие устной и письменной
речи детей; разработки научно обоснованных методов формирования навыков
словообразования у детей с недоразвитием речи дошкольного возраста.
Цель: учить детей 5-6 лет образовывать
глагольные формы в процессе жизнедеятельности, используя различные методы и
приёмы.
Объект исследования: обучение детей 5-6 лет
с ОНР словообразованию в повседневной жизнедеятельности.
Предмет исследования: методы и приёмы
обучения образованию глагольных форм детей 5-6 лет с общим недоразвитием речи в
процессе овладения различными способами словообразования в повседневной жизнедеятельности.
Задачи исследования:
·
изучить
научную, методическую, учебную литературу и передовой педагогический опыт по
теме исследования;
·
подобрать
диагностические средства для выявления умения образовывать глагольные формы
детьми 5-6 лет с ОНР;
·
апробировать
подобранные методы и приёмы обучения детей 5-6 лет с ОНР различным способам
словообразования в повседневной жизнедеятельности;
·
подобрать
наглядные пособия, картотеку дидактических игр и упражнений, используемых при
обучении словообразованию детей 5-6 лет с общим недоразвитием речи;
·
разработать
рекомендации для родителей по обучению детей старшего дошкольного возраста с
общим недоразвитием речи образованию слов-действий.
Гипотеза: если целенаправленно,
методически грамотно и систематически в процессе повседневной жизнедеятельности,
используя специально подобранные методы и приёмы обучать детей 5-6 лет с ОНР
различным способам словообразования, а именно использовать в речи глаголы
повелительного наклонения, спрягать их, изменять основу глагола, образовывать
глаголы с приставкой, то это благоприятно скажется на их речевом и
коммуникативном развитии.
Выпускная квалификационная работа состоит
из двух глав. В первой раскрываются теоретические вопросы по проблеме
исследования, а именно: рассматриваются основные понятия изучаемой проблемы,
педагогические основы разработки вопроса и методика обучения детей 5-6 лет словообразованию.
Во второй главе, имеющей практический
характер, описывается работа по выявлению уровня умения детей 5-6 лет
образовывать слова-действия, система педагогических мероприятий по
использованию дидактических игр для формирования умения образовывать
слова-действия у детей 5-6 лет с ОНР, работа по определению изменений в уровне
сформированности умений образовывать слова-действия.
Методы исследования:
Эмпирические:
- теоретический анализ синтез
психолого-педагогической и методической литературы;
- педагогическое наблюдение,
педагогический эксперимент;
- опрос, беседа.
Теоретические:
- обобщение и систематизация информации
(теоретической, практической и методической).
Таким образом, характер данной работы –
практический.
Критериальный аппарат
Ожидаемый
результат
|
Критерии
оценки
|
Измерители
|
Образовательный
компонент:
Дети
научатся самостоятельно образовывать глаголы.
|
1.
Соблюдение норм грамматики родного языка: правильное употребление глаголов и
т.д.
2.
Умение образовывать глаголы повелительного наклонения, заменять основу,
|
Наблюдение
за деятельностью детей в процессе игры, труда, режимных моментов, беседы.
|
Развивающий
компонент:
у
детей разовьётся языковая и коммуникативная культура.
|
1.
Языковое чутьё, восприятие и понимание словообразовательных форм.
2.
Употребление различных грамматических конструкций в самостоятельной речи в
процессе общения со взрослыми и детьми.
|
Беседа,
наблюдение, режимные моменты, различная детская деятельность (игра, труд,
изодеятельность)
|
Воспитательный
компонент: сформируется интерес к родному языку.
|
Стремление
к самостоятельной речевой деятельности.
|
Проведение
бесед, игр по инициативе детей. Наблюдение за деятельностью.
|
Экспериментальная база: МДОУ «Детский сад
№ 66» города Рязани, старшая логопедическая группа.
Сроки проведения работы: ноябрь 2009, февраль
- апрель 2010 года.
Глава 1 Теоретические основы формирования
словообразования у детей старшего дошкольного возраста
1.1 Основные понятия изучаемой проблемы
Грамматика - это строй языка, иначе говоря, те
закономерности, по которым в языке образуются и соединяются слова. [ 17:с.11]
Грамматика - строй языка, включающий в
себя систему морфологических категорий и форм, синтаксических категорий и
конструкций, способов словообразования. Грамматикой называют и раздел
языкознания, который изучает такой строй. [14:с.9]
Грамматический строй речи - это строй
языка, иначе говоря, те закономерности, по которым в языке образуются и
соединяются слова.
Грамматическое значение слова -
абстрактное значение, отвлеченное от конкретного лексического содержания слова
и присущее целому классу слов. [31:с.24]
Грамматическое значение - это его характерной тика с точки
зрения принадлежности к определённой части речи, а также значение
грамматической формы. Лексическое значение слова заключено в основе слова,
грамматическое - в аффиксах.
Лексическое значение слова - это соотнесённость слова с
определёнными явлениями действительности. Лексическим значением обладают все
слова языка, но значения самостоятельных и служебных частей речи отличаются.
Самостоятельные части речи называют предметы, действия, признаки, количества, а
служебные выражают отношения между словами в словосочетании и предложении или
вносят в предложение дополнительные смысловые оттенки.
Словообразование - (деривация),
образование слова в языке по существующим моделям с помощью аффиксации,
чередования звуков, словосложения, стяжения, развития новых значений и др.
средств. [Большой Энциклопедический словарь]
Словообразование - процесс или результат
образования новых слов, образование слов от других слов с помощью определенных
операций, подразумевающих содержательные и формальные изменения характеристик
слова.
Словообразование - процесс или результат
образования новых слов, называемых производными, на базе однокорневых слов или
словосочетаний посредством принятых в данном языке формальных способов, которые
служат для семантического переосмысления или уточнения исходных единиц, -
соединение основ с аффиксами (рус. "стол-ик",
"за-столь-н-ый"), соединение нескольких основ (рус.
"узкоколейный", "громкоговоритель")[35:с.356]
Способ словообразования - более крупная,
чем словообразовательный тип, единица классификации, объединяющая ряд типов,
характеризующихся одним и тем же видом форманта (например, префикс, суффикс,
постфикс), в отвлечении от конкретных материальных воплощений этого форманта в
разных типах. [14:с.78]
Глагол - часть речи, объединяющая слова, которые, по
традиционному определению, обозначают действие или состояние и отвечают на
вопросы что делать? что сделать? что делала? что делали? что делало?
Слова-действия - глаголы или слова со
значением действия, глаголы
действия, глаголы, которые обозначают ожидаемые поступки как действия, которые
они должны выполнить.
ОНР (общее недоразвитие речи) - различные
сложные речевые расстройства, при которых нарушено формирование всех компонетов
речевой системы, т.е. звуковой стороны (фонетики) и смысловой стороны (лексики,
грамматики). [19:с35]
Алалия - представляет собой отсутствие речи или
недоразвитие.
Афазия - полная или частичная утрата речи.
Ринолалия - нарушение тембра голоса и звукопроизношения.
Дизартрия - нарушение произношения,
которое обусловлено недостаточной иннервацией речевого аппарата.
Метод обучения - это совокупность приемов
и подходов, отражающих форму взаимодействия детей и воспитателя в процессе обучения.
Приём - это частное проявление того или
другого метода обучения.
Упражнение - практический метод обучения.
Многократное повторение ребёнком умственных или практических действий заданного
содержания.
Дидактическая игра - игра, цель которой -
умственное развитие ребёнка.
1.2 Теоретические основы формирования
словообразования
Словообразование – раздел языкознания, в котором
излагаются способы и средства образования слов, их строение. Изучение законов
словообразования помогает понять происхождение слов, создание новых слов в
языке, а правильный анализ слова способствует овладению орфографией, освоению
правописания слов. [2]
Анализ литературы выявил наиболее
освещенные вопросы по словообразованию. Эта тема достаточно актуальна, т.к. в
логопедии делается акцент на развитие словообразования у детей с общим
недоразвитием речи. Очевидна необходимость совершенствования традиционных
приемов и методов, а также поиска более новых, эффективных научно-обоснованных
путей развития словообразования у детей с общим недоразвитием речи.
Современные лингвисты много пишут не
только по вопросам словообразования уже совершившегося, но и дают возможность
оценить новые слова с точки зрения грамотности русского языка, поскольку с их
работах есть высокая степень обобщения.
Они описывают словообразование, как
процесс или результат образования новых слов, названных производными, на базе
однокоренных слов или словосочетаний посредством принятых в данном языке
формальных способов, которые служат для семантического переосмысления или
уточнения исходных единиц, - соединение основ суффиксами (стол-ик,
за-столь-н-ый); соединение нескольких основ (узкоколейный, громкоговоритель,
сенокос, вертолет); перевод основ из одного класса в другой (руль – рулить,
золото - золотой); чередования в составе основы (глухой - глушь) и др.
Вид деривации (порождения) лингвистических
единиц, направленный на создание нового однословного наименования,
мотивированного смысловой и формальной связностью с исходной единицей.
Словообразование – важный источник пополнения словарного состава языка.
Словообразование – это наука о том, как «делать слова».
В литературе описывается, каким образом, и
зачем появляются новые слова на базе старых основ (не путать с формообразованием
и словоизменением), но благодаря синхронному анализу структуры слова, принципам
изучения строения существующих в современном русском языке слов, усиливаются
единицы системы словообразования, выводит словообразовательный образец.[14:с67]
Таким образом, возможно, не только изучить
состав существующих слов, но и понять перспективу развития. Например, если мы
хотим назвать кого-то уменьшительно, то будем использовать следующие значимые
единицы (например, суффиксы - онок, - еньк и т.д.).
Педагогу, работающему с детьми с общим
недоразвитием речи, важно не только хорошо знать законы словообразования, но
перспективы, законы по которым создаются новые, пока еще не существующие слова.
Дети с нормальным речевым развитием часто
занимаются словотворчеством. Педагогу необходимо понять, где заканчивается
словотворчество, как норма, а где начинается нарушение законов
словообразования.
Своевременное формирование грамматического
строя языка ребенка важнейшее условие его полноценного речевого и общего
психического развития, поскольку язык и речь как форма манифестации языка
выполняют ведущую функцию в развитии его мышления, речевого общения,
планирование и организация его поведения, формирование социальных связей. Все
это – важнейшее средство опосредствованных психических процессов: памяти,
восприятия, эмоций.
Овладение грамматическим строем оказывает
огромное влияние на общее развитие ребенка, обеспечивая ему переход к изучению
языка в школе.
Формирование грамматического строя речи
(словоизменения, синтаксической структуры предложения) осуществляется на основе
определенного уровня когнитивного развития ребенка.
Системой словоизменения овладевают в
младшем и среднем возрасте, системой словообразования – начиная со средней
группы. В средней и старшей группе процесс формирования словообразовательных
умений характеризуется интенсивностью, творчеством. В подготовительной к школе
группе начинает складываться знание норм словообразования.
Основополагающее значение для понимания грамматического строя и словообразования в частности имеют работы А.Н. Гвоздева, С.А.Рубинштейна, Д. Б. Эльконина. Способы словообразования в русском языке многообразны. Овладение способами словообразования – одна из сторон речевого развития детей. В современном словообразовании господствующее положение занимает морфологический способ, имеющий несколько разновидностей. Следовательно, можно сделать вывод о том, что овладение морфологическим способом словообразования идет наиболее эффективно через словотворчество детей, через самостоятельное «искание» нужных форм слов. Исследователи детской речи издавна отмечали, что в определённый период начинаются детские новообразования. С.Н.Цейтлин также считает, что они порождены словообразовательной системой современного языка.
Формирование у старших дошкольников
начальных лингвистических знаний и представлений о слове как основной единице
языка, о словесном составе предложения имеет значение для общеречевого развития
(формирования умений отбора слов, произвольного, осознанного построения
высказывания) (Ф.А.Сохин, М.С.Ларик, Г.П.Белякова).
Исследования, посвящённые проблеме
словообразования и словотворчества в дошкольном возрасте, рассматривают обучение
словообразованию как развивающее, обеспечивающее формирование собственно
языковых лексико-грамматических и фонетических обобщений, а не как нацеливание
на коррекцию ошибок. Исследователи детской речи издавна отмечали, что в
определенный период начинается морфологизация речи: усвоение падежных окончаний,
суффиксов.
Подчёркивается при этом, что
свидетельством усвоения морфологических средств являются так называемые образования
по аналогии.
К.И.Чуковский показал, что
словообразование является закономерным этапом в освоении норм и правил
словообразования. По его мнению, ребёнок усваивает словарный состав и
грамматический строй родного языка путём аналогий. [37:с.87]
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6
|