Общение и формирование личности младшего школьника
Общение и формирование личности младшего школьника
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РФ НОВОСИБИРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ Дипломная работа Общение и формирование личности младшего школьника Работа выполнена студенткой ОЗО ФНК Лихомановой Мариной
Владимировной Научный руководитель КПН, доцент П.И.Рябцев Новосибирск 2001 Само бытие человека (и внешнее и внутреннее) есть глубочайшее общение. Быть - значит общаться. Бахтин
М.М.[2] Содержание: Введение…………………………………………………………….4
Глава I Общение и развитие человека как личность…………...6
1.1 Роль общения в психическом развитии человека…………..6
1.2 Усвоение правил и норм общения…………………………...9
1.3 Межличностное общение и факторы его определяющие….11 А) Коллектив и развитие личности. Положительное и отрицательное………………………………………………...11 Б) Особенности формирования взаимоотношений учителей и учащихся начальных классов в учебной деятельности……15 В) Межличностные отношения в первом классе…………...23
1.4 Особенности общения и проявление школьной дезадаптации у младших школьников………………………31
Глава II Методы изучения личности и межличностных отношений у младших школьников…………………………36
2.1 Обучение, погруженное в общение. Учусь общению: могу……………………………………………………………36 А) Информационный блок общения………………………...40 Б) Интерактивный блок общения……………………………46 В) Перцептивный блок общения………………………….....53
2.2 Общение в обучении: сумею!…………………………….….61
Заключение……..………………………………………………….69
Библиография…..………………………………………………….71
Приложение……..…………………………………………………73 Введение Среди многообразия проблем современной психологии, общения является
одной из наиболее популярных и интенсивно исследуемых. Общение выступает в
качестве одного из важнейших факторов эффективности человеческой
деятельности. В то же время актуальным, в частности в связи с решением задач
воспитания подрастающего поколения, является другой ракурс рассмотрения
проблемы общения – формирования личности в нем. Как показывают результаты
психолого-педагогических исследований, именно в общении, и, прежде всего в
непосредственном общении со значимыми другими (родителями, педагогами,
сверстниками и т.д.) приходит становление человеческой личности,
формирование важнейших её свойств, нравственной сферы, мировоззрения. Работая над этой проблемой, я изучила статьи, исследования разных
преподавателей и аспирантов кафедры психологии ГрГУ, МГУ, МГПИ им. М.
Горького и Могилевского пединститута таких как: К.B. Вербовой, C.B.
Белохвостовой, П.Р. Галузо, Я.Л. Коломенского, А.А. Амелькова и многих
других известных психологов. Содержание и структура понимания младшими подростками (4 класс) своих
родителей анализируются в статье Н.Я.Приваловой. Полученные ею данные
помогут осмыслить характер межличностных отношений между детьми и
родителями в семье и таким образом выявит некоторые резервы формирования
личности младшего подростка. Объект исследования: Общение, как одна из самых важнейших фаз формирования личности
младшего школьника, как целостный процесс. Предмет исследования: Развитие и формирования личности младшего школьника в процессе
общения. Цель исследования: Изучить проблему психолого-педагогического общения системно и таким
образом более глубоко раскрыть закономерности формирования личности в
процессе общения. Задачи исследования: 1) Анализ психологической и педагогической литературы по проблеме
общения младших школьников как одной из фаз формирования личности. 2) Определение понятийного аппарата по данной проблеме. 3) Роль общения в формировании волевых качеств личности. 4) Исследовать закономерности восприятия и понимания личностью
первичного коллектива как целого, его межличностных отношений. Методы: 1) Анализ научно-методической литературы; 2) Методы педагогического эксперимента; 3) Метод наблюдения; 4) Беседа; 5) Анализ игровой деятельности; 6) Анализ продуктов творческой деятельности детей. Апробация работы: Материалы данной дипломной работы были доложены на семинарах в школе,
экспериментальная работа апробирована на методических объединениях школы. Теоретическая значимость работы: В работе проанализирован, обобщен, систематизирован найденный
теоретический и практический материал по данной проблеме, а также
показано, как через клубы общения, техники игры создать ребенку условия
для полноценного общения. Как реально осуществляется влияние общения на
формирование и развитие личности, к каким конкретно позитивным или
негативным для становления личности последствиям оно приводит, каковы
воспитательные возможности общения как условия действительно полноценного
развития личности. Практическая значимость: Данная работа может представлять интерес для учителей начальных
классов, для людей, интересующихся теоретической стороной данной проблемы,
а так же для родителей младшего школьного возраста, воспитателей дошкольных
учреждений и вообще для всех кто работает с детьми. Глава I Общение и развитие человека как личности.
1 Роль общения в психическом развитии человека. Общение имеет огромное значение в формировании человеческой психики,
её развитии и становлении разумного, культурного поведения. Через общение с
психологически развитыми людьми, благодаря широким возможностям к научению,
человек приобретает все свои высшие производительные способности и
качества. Через активное общение с развитыми личностями он сам превращается
в личность. Если бы с рождения человек был лишен возможности общаться с людьми,
он никогда не стал бы цивилизованным, культурно и нравственно развитым
гражданином, был бы до конца жизни обречен, оставаться полу животным, лишь
внешне, анатомо-физиологически напоминающим человека. Об этом
свидетельствуют многочисленные факты, описанные в литературе и
показывающие, что, будучи лишенным, общения с себе подобными, человеческий
индивид, даже если он как организм, вполне сохранит, тем не менее остается
биологическим существом в своем психическим развитии. В качестве примера
можно привести состояние людей, которых время от времени находят среди
зверей и которые длительный период, особенно в детстве жили в изоляции от
цивилизованных людей или, уже, будучи взрослыми, в результате несчастного
случая оказались в одиночестве, надолго изолированными от себе подобных
(например, после кораблекрушения). Особенно большое значение для психического развития ребенка имеет его
общение с взрослыми на ранних этапах онтогенеза. В это время все свои
человеческие, психические и поведенческие качества он приобретает почти
исключительно через общение, так как вплоть до начала обучения в школе, а
ещё более определенно – до наступления подросткового возраста, он лишен
способности к самообразованию и самовоспитанию. Психическое развитие ребёнка начинается с общения. Это первый вид
социальной активности, который возникает в онтогенезе и благодаря которому
младенец получает необходимую для его индивидуального развития информацию.
Что же касается предметной деятельности, которая так же выступает как
условие и средство психического развития, то она появляется гораздо позже –
на втором, третьем году жизни. В общении сначала через прямое подражание
(викарное научение), а затем через словесные инструкции (вербальное
научение) приобретается основной жизненный опыт ребёнка. Люди, с которыми
он общается, являются для ребёнка носителями этого опыта, и никаким другим
путям, кроме общения с ним, этот опыт не может быть приобретен.
Интенсивность общения, разнообразим его содержания, целей, средств являются
важнейшими факторами, определяющими развитие детей. Выделенные выше виды
общения служат развитию различных сторон психологии и поведения человека.
Так, деловое общение формирует и развивает его способности, служит
средством приобретения знаний и навыков. В нем же человек совершенствует
умение взаимодействовать с людьми, развивая у себя необходимые для этого
деловые и организаторские качества. Личностное общение формирует человека как личность, дает ему
возможность приобрести определённые черты характера, интересы, привычки,
склонности, усвоить нормы и формы нравственного поведения, определить цели
жизни и выбрать средства их реализации. Разнообразное по содержанию, цели,
средствам общения так же выполняет специфическую функцию в психическом
развитии индивида. Например, материальное общение позволяет человеку
получать необходимые для нормальной жизни предметы материальной и духовной
культуры, которые как мы выяснили, выступают в качестве условия
индивидуального развития. Когнитивное общение непосредственно выступает как фактор
интеллектуального развития, так как общающиеся индивиды обмениваются и,
следовательно, взаимно обогащаются знаниями. Кондиционное общение создаёт состояние готовности к научению,
формулирует установки, необходимые для оптимизации других видов общения.
Тем самым оно косвенно способствует индивидуальному интеллектуальному и
личностному развитию человека. Мотивационное общение служит источником дополнительной энергии для
человека, своеобразной для его «подзарядкой». Приобретая в результате
такого общения новые интересы, мотивы и цели деятельности, человек
увеличивает свой психоэненгетический потенциал, развивающий его самого. Деятельное общение, которое мы определяем как межличностный обмен
действиями, операциями, умениями и навыками, имеет для индивида прямой
развивающий эффект, так как совершенствует и обогащает его собственную
деятельность. Биологическое общение служит само сохранению организма в качестве
важнейшего условия поддержания и развития его жизненных функций. Социальное общение обслуживает общественные потребности людей и
является фактором, способствующим развитию форм общественной жизни, групп,
коллективов и т.д. Непосредственное общение необходимо человеку для того, чтобы
обращаться и воспитываться в результате широкого использования на практике
данных ему с рождения, самых простых и эффективных средств и способов
научения: условно-рефлекторного, викарного и вербального. Опосредствованное общение помогает усовершенствованию средств общения
и совершенствованию на базе их способности к самообразованию и
самовоспитанию человека, а также к сознательному управлению самим общением. Благодаря невербальному общению человек получает возможность
психологически развиваться ещё до того, как он усвоил и научился
пользоваться речью (около 2-3 лет). Кроме того, само по себе невербальное
общение способствует развитию и совершенствованию коммуникативных
возможностей человека, вследствие чего он становиться более способным к
межличностным контактам и открывает для себя более широкие возможности для
развития. Что же касается вербального общения и его роли в психологическом
развитии индивида, то её трудно переоценить. Оно связано с усвоением речи,
а она, как известно, лежит в основе всего развития человека, как
интеллектуального, так и собственно личностного. 2. Усвоение правил и норм общения. С поступлением ребенка в школу происходят изменения в его
взаимоотношениях с окружающими людьми, причем довольно существенные. Прежде
всего, увеличивается время, отводимое на обучение. Теперь большую часть дня
дети проводят в контактах с окружающими людьми: родителями, учителями,
другими детьми. Изменяется содержание общения, в него входят темы, не
связанные с игрой, т.е. выделяется как особое деловое общение со взрослыми.
В первых классах школы дети больше общаются с учителями, проявляя к нему
больший интерес, чем к своим сверстникам, так как говорят, учителя является
для них очень высоким. Но уже к III-IV классам положение дел меняется.
Учитель как личность становится для детей менее интересной, менее значимой
и авторитетной фигурой, и растет их интерес к общению со сверстниками,
который далее постепенно возрастет к среднему и старшему школьному
возрасту. Наряду с внешним изменением характера общение происходит его
содержательная внутренняя перестройка, которая выражается в том, что
меняются темы и мотивы общения. Если в первых классах школы выбор партнеров
по общению определяется для ребенка в основном оценками учителя, успехами в
учении, то к III-IV классами появляются признаки иной мотивации
межличностных выборов, связанные с независимой оценкой со стороны школьника
личностных достоинств и форм поведения партнера по общению. На пороге
школьной жизни возникает новый уровень самосознания детей, наиболее точно
определяющийся словосочетанием «внутренняя позиция». Эта позиция
представляет собой осознанное отношения ребёнка к себе, к окружающим людям,
событиям и делам - такое отношение, которое он отчетливо может выразить
делами и словами. Возникновение внутренней позиции становится переломным
моментом в дальнейшей судьбе ребёнка, определяя собой начало его
индивидуального, относительно самостоятельного личностного развития. Факт
становления такой позиции внутренне проявляется в том, что в сознании
ребёнка выделяется система нравственных норм, которым он следует или
старается следовать всегда и везде, независимо от складывающихся
обстоятельств. Благодаря исследованиям, проведённым Ж. Пиаже, мы имеем представление
о том, как дети разного возраста судят о нормах морали, каких нравственно-
оценочных суждений они придерживаются. Установлено, например, что в период
жизни от 5 до12 лет представления ребёнка о нравственности меняются от
нравственного реализма к нравственному релятивизму. Нравственный реализм, в понимании Пиаже, это твердое, непоколебимое и
весьма однозначное понимание добра и зла, разделяющее всё существующее
только на две категории – хорошее и плохое – и не усматривающее никаких
полутеней в нравственных оценках. Нравственный релятивизм, появляющийся у детей примерно с 11 лет,
основан на убеждении, что каждый человек имеет право на справедливое и
уважительное отношение к себе и в каждом поступке можно усмотреть
нравственно оправданное и осуждаемое. Реалист мыслит категориями авторитета
и полагает, что законы нравственности установлены властью и незыблемы, что
они абсолютны и не имеют исключений, что их нельзя менять. Ребёнок –
нравственный реалист – моральную дилемму обычно решает в пользу бездумного
послушания и беспрекословного подчинения взрослому, даже если его
распоряжения расходятся нравственными нормами. Более старшие по возрасту
дети, поднявшиеся в своем развитии до уровня нравственного релятивизма,
полагают, что иногда можно пренебречь мнением взрослого и поступить в
соответствии с иными нормами морали. Младшие, например, считают, что
говорить неправду никогда нельзя; старшие полагают, что в некоторых случаях
она допустима. Находясь в стадии нравственного реализма и играя друг с другом, дети
верят в то, что существует лишь одно истинное правило игры; дети
релятивисты признают, что правила игры можно изменять и с общего согласия
готовы принять новые правила. Произвольное поведение из области
познавательных процессов и волевой регуляции поведения, что характерно для
дошкольников в младшем школьном возрасте распространяется, но область
чувств. У детей III-IV классов отличаются первые, правда, ещё неумелые
попытки сдерживания эмоций, непосредственных импульсов и желаний. Наряду с
этим начинается примерно с III класса у школьников сложно отметить
появление настойчивости как волевой черты характера. 1.3 Межличностное общение и факторы его определяющие. А) Коллектив и развитие личности. Положительное и отрицательное. Система воспитания, сложившаяся в нашей стране за годы господства
коммунистической идеологии, получило название коллективистической и до сих
пор хранит свои основные черты, по крайней мере, в педагогической теории.
Она годами строилась и развивалась на основе тезиса, согласно которому
воспитание, а следовательно, и полноценное развитие личности возможно
только в коллективе и через коллектив. По сложившейся с тех пор и
укрепившейся с годами педагогической традиции стали возводить почти в
абсолют значение коллектива в воспитании личности. Но попробуем
разобраться. Всегда ли коллектив прав, безгрешен и прогрессивен в отношении
развития личности? Первый вопрос, который хотелось бы обсудить, следующий: всегда ли
уровню своего психологического и поведенческого развития личность отстает
от коллектива и нуждается в воспитательных воздействиях с его стороны?
Думается, что далеко не всегда. Нередко высокоразвитая, самостоятельная,
интеллектуально одаренная личность намного превосходит свой реальный
коллектив и по уровню развития стоит выше большинства его членов. В своё
время В.М. Бехтерев совместно с М.В. Ланге провели серию экспериментов, в
которых показали, что влияние группы, средний реальный коллектив, на
индивида не всегда и не во всем только положительные. В экспериментах
Бехтерева и Ланге обнаружено, что такой коллектив может подавлять особо
творческую, одаренную личность, невольно препятствуя её развитию, не
принимая из-за непонимания, завести, и нездоровых агрессивных тенденций
даже активно отвергая её творения. Не так уж редки в нашей сегодняшней действительности случаи, когда
кто-либо из детей, опережая в развитии своих товарищей по коллективу,
попадает в ситуацию беспринципного и даже аморального давления со стороны
сверстников по коллективу. Например, многие отличники в школе,
добросовестные и трудолюбивые дети, превосходящие по уровню своего развития
товарищей по классу, оказываются отвергнутыми ими только по тому, что
отличаются от них. К таким детям нередко относятся даже хуже, чем явным
лентяям и нарушителям дисциплины. Реальный коллектив, как показывает
жизненная практика, в отличие от идеального, изображаемого в теории и на
страницах педагогических книг, не всегда есть безусловное благо для
личности и её развития.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7
|
|