бесплатно рефераты

бесплатно рефераты

 
 
бесплатно рефераты бесплатно рефераты

Меню

Образ "Я" руководителя высшего звена бесплатно рефераты

Образ "Я" руководителя высшего звена

 











 

ОБРАЗ «Я» РУКОВОДИТЕЛЯ ВЫСШЕГО ЗВЕНА

Содержание

 
Введение

Глава 1. Теоретические аспекты значения образа «Я» руководителя высшего звена

1.1.    Роль руководителя в системе профессиональных взаимодействии

1.1.1. Понятие «руководитель» в системе социальных и производственных отношений

1.1.2. Управляющая роль руководителя

1.1.3. Личностные факторы, влияющие на успешность руководителя

1.2.    Образ «Я» в работах различных авторов

1.2.1. Обзор теоретических представлений об образе «Я» руководителя

1.2.2. Место образа «Я» в структуре личности руководителя

1.2.3.   Связь образа «Я» и профессионально-значимых качеств руководителя

Глава 2. Экспериментальное изучение образа «Я» руководителя

2.1.    Методика проведения эксперимента

2.2.    Результат экспериментальных исследований

2.3.    Анализ результатов

Выводы

Заключение

Список сокращений

Библиографический список

Приложение 1. Описание методики «Кто я? Какой я?».

Приложение 2. Результаты исследования структуры социальных ролей и качественной самооценки.

Приложение 3. Описание методики «Личностный семантический дифференциал».

Приложение 4. Описание методики «Дом. Дерево. Человек».

Приложение 5. Результаты исследования особенностей эмоциональной сферы.

Приложение 6. Описание методики «Ценностные ориентации».

Введение


Управленческая деятельность – неотъемлемый и наиболее важный компонент функционирования социальных организаций. Управление как особая разновидность профессионального труда возникло и развивалось вместе с эволюцией организаций, постепенно выделяясь в самостоятельный тип. Управление как социальное явление и как сфера человеческой практики возникло задолго до того, как оно стало предметом специальных научных исследований.

Актуальность нашей работы определяется тем, что анализ внешней картины управленческой деятельности, являясь объективно необходимым этапом и условием ее познания, еще недостаточен для ее глубокого и всестороннего раскрытия. Отсюда вытекает фундаментальный принцип познания управленческой деятельности – требование сочетания анализа ее внешнего и внутреннего содержания, именно этот синтез может обеспечить полное представление об управленческой деятельности. Мы считаем, что внутренние позиции руководителей (в частности, образ «Я») высшего звена имеют сходные особенности.

Научная новизна: в настоящее время разработаны многочисленные подходы к изучению особенностей личности руководителя/менеджера высшего звена (П. Друкер, Г. Минцберг, Р.Х. Шакуров, А.А. Деркач, А.Л. Свенцицкий, А.Л. Журавлев и др.), существуют практические исследования, направленные на выявление особенностей представлений о руководителях высшего звена (Е.Б. Моргунов, А.Е. Чирикова, О.Н. Кричевская; Т.З. Козлова). Однако отсутствуют исследования особенностей образа «Я», во-первых, в самовосприятии, во-вторых, в рамках такой социальной группы, как руководители высшего звена; что и компенсируется настоящей работой.

Таким образом, цель исследования – выявить особенности образа «Я» руководителей высшего звена.

Гипотеза: можно предположить, что образ «Я» у руководителей высшего звена имеет сходные особенности. В качестве параметров образа «Я» мы выбрали представления о структуре исполняемых социальных ролей в качестве показателя социальной стороны образа «Я»; представления об устойчивых эмоциональных состояниях в качестве показателя аффективной стороны образа «Я»; систему ценностных ориентаций в качестве когнитивного показателя образа «Я»; представления о взаимодействии с окружающими в качестве коммуникативной стороны образа «Я».

Для достижения цели исследования, проверки выдвинутой гипотезы необходимо реализовать следующие задачи:

1.                 Изучить теоретическое освещение данной проблемы в научно-психологической литературе;

1.1.           выявить роль руководителя в системе профессиональных взаимодействий;

1.2.          выявить содержание понятия образа «Я» в работах различных авторов и его значение для реализации руководящей роли в коллективе;

2.                 Подобрать контингент испытуемых из числа руководителей высшего звена;

3.                 Исследовать образ «Я» у руководителей среднего звена;

3.1.           выявить особенности самопрезентации структуры социальных ролей и качественной самооценки (социальная сторона образа «Я»);

3.2.           выявить особенности ценностных ориентаций (когнитивная сторона образа «Я»);

3.3.           выявить особенности эмоциональной сферы (аффективная сторона образа «Я»);

3.4.           выявить особенности представлений о взаимодействии с окружающими (коммуникативная сторона образа «Я»);

4.       На основании полученных результатов сделать выводы об особенностях образа «Я» у руководителей высшего звена.

Таким образом, определяется предмет исследования – образ «Я». Объект исследования – особенности образа «Я» руководителей высшего звена (представления о себе реальном и себе идеальном в ситуациях общения с людьми, равными по статусному положению, и с подчиненными); представления об исполняемых социальных ролях и качественной самооценке; представления о системе ценностей; представления об особенностях устойчивых эмоциональных состояний.

При проведении исследования использовались методы: анализ литературы, психометрического тестирования, проективного тестирования; методики:

-        Методика «Ценностных ориентаций» (М. Рокича);

-        Методика «Кто я? «Какой я?»;

-        Методика «Дом. Дерево. Человек» (модификация Р.Ф. Беляускайте);

-        Методика «Личностный семантический дифференциал» (Ч. Осгуд).

Испытуемыми выступили 20 руководителей высшего звена (сотрудники Министерства образования, Министерства здравоохранения, генеральные директора частных компаний, ведущие менеджеры частных компаний, главные врачи муниципальных учреждений здравоохранения, заведующие детскими дошкольными учреждениями, директора средних общеобразовательных школ). Период поведения исследования: март - апрель 2005г.


Глава 1.    Теоретические аспекты значения образа «Я» руководителя высшего звена

 

1.1.         Роль руководителя в системе профессиональных взаимодействий

 

1.1.1. Понятие «руководитель» в системе социальных и производственных отношений

Руководитель – лицо, на которое официально возложены функции управления коллективом и организации его деятельности. Руководитель несет юридическую ответственность за функционирование группы (коллектива) перед назначившей (избравшей, утвердившей) его инстанцией и располагает строго определенными возможностями санкционирования — наказания и поощрения, подчиненных в целях воздействия на их производственную (научную, творческую и др.) активность. В отличие от лидера руководитель обладает формально регламентированными правами и обязанностями, а также представляет группу (коллектив) в других организациях. Это лицо, осуществляющее установление, регулирование и выполнение организационно-правовых отношений в рабочем коллективе[[1]].

П. Друкер считает, что «управление – это особый вид деятельности, превращающий неорганизованную толпу в эффективную, целенаправленную и производительную группу»[[2]]. Управление как таковое является и стимулирующим элементом социальных изменений, и примером значительных социальных перемен.

Административная работа по управлению предприятием - это самостоятельный вид профессионально осуществляемой деятельности, направленной на достижение в рыночных условиях, намеченных целей путем рационального использования материальных и трудовых ресурсов с применением принципов, функций и методов экономического механизма менеджмента[[3]].

Процесс управления состоит из четырех взаимосвязанных функций: планирования, организации, мотивации и контроля.

Планирование. Функция планирования предполагает решение о том, какими должны быть цели организации и что должны делать члены организации, чтобы достичь этих целей. Посредством планирования руководство стремится установить основные направления усилий и принятия решений, которые обеспечат единство цели для всех членов организации. Другими словами, планирование - это один из способов, с помощью которого руководство обеспечивает единое направление усилий всех членов организации к достижению ее общих целей[[4]]. Планирование в организации не представляет собой отдельного одноразового события в силу двух существенных причин. Во-первых, хотя некоторые организации прекращают существование после достижения цели, ради которой они первоначально создавались, многие стремятся продлить существование как можно дольше. Поэтому они заново определяют или меняют свои цели, если полное достижение первоначальных целей практически завершено. Вторая причина, по которой планирование должно осуществляться непрерывно, - это постоянная неопределенность будущего. В силу изменений в окружающей среде или ошибок в суждениях, события могут разворачиваться не так, как это предвидело руководство при выработке планов. Поэтому планы необходимо пересматривать, чтобы они согласовывались с реальностью[2].

Организация. Организовывать - значит создавать некую структуру. Существует много элементов, которые необходимо структурировать чтобы организация могла выполнять свои планы и тем самым достигать своей цели. Одним из этих элементов является работа, конкретные задания организации. Поскольку работы выполняют люди, другим важным аспектом функции организации является определение, кто именно должен выполнять каждое конкретное задание из большого количества таких заданий, существующих в рамках организации, включая и работу по управлению[1]. Руководитель подбирает людей для конкретной работы, делегируя отдельным людям задания и полномочия или права использовать ресурсы организации. Эти субъекты делегирования принимают на себя ответственность за успешное выполнение своих обязанностей. Поступая таким образом, они соглашаются считать себя подчиненными по отношению к руководителю.

Мотивация. Руководитель всегда должен помнить, что даже прекрасно составленные планы и самая совершенная структура организации не имеют никакого смысла, если кто-то не выполняет фактическую работу организации. И задача функции мотивации заключается в том, чтобы члены организации выполняли работу в соответствии с делегированными им обязанностями и сообразуясь с планом. Руководители всегда осуществляли функцию мотивации своих работников, осознавали они это сами или нет. Раньше считалось, что мотивирование - это простой вопрос, сводящийся к предложению соответствующих денежных вознаграждений в обмен за прилагаемые усилия. На этом основывался подход к мотивации школы научного управления[2].

Контроль. Непредвиденные обстоятельства могут заставить организацию отклониться от основного курса, намеченного руководством первоначально. И если руководство окажется неспособным найти и исправить эти отклонения от первоначальных планов, прежде чем организации будет нанесен серьезный ущерб, достижение целей, возможно даже само выживание, будет поставлено под угрозу. Контроль - это процесс обеспечения того, чтобы организация действительно достигает своих целей[3]. Существуют три аспекта управленческого контроля: Установление стандартов - это точное определение целей, которые должны быть достигнуты в обозначенный отрезок времени. Оно основывается на планах, разработанных в процессе планирования. Второй аспект - это измерение того, что было в действительности достигнуто за определенный период, и сравнение достигнутого с ожидаемыми результатами. Если обе эти фазы выполнены правильно, то руководство организации не только знает о том, что в организации существует проблема, но и знает источник этой проблемы. Это знание необходимо для успешного осуществления третьей фазы, а именно, - стадии, на которой предпринимаются действия, если это необходимо, для коррекции серьезных отклонений от первоначального плана. Одно из возможных действий - пересмотр целей, для того, чтобы они стали более реалистичными и соответствовали ситуации1.

Цели и задачи руководителя высшего звена:

Хозяйственные цели формулируются и устанавливаются в рамках миссии и в ее развитии. При этом цели будут значительной, задающей частью процесса стратегического планирования лишь в том случае, если они четко сформулированы и организация информирована о них. Цель – это конечное состояние, желаемый результат, которого стремиться добиться любая организация. Целью может быть либо приобретение, либо сохранение определенных факторов. Цели всегда основаны на гипотезах развития в будущем, поэтому их обоснованность зависит от точности этих гипотез. Чем более отдаленный период рассматривается, тем выше неопределенность будущего, тем в более общей форме должны ставиться цели2.

Различаются цели общие и глобальные, разрабатываемые для фирмы в целом, и цели специфические, разрабатываемые по основным видам и направлениям деятельности производственно-хозяйственных подразделений на основе общих целей или ориентиров.

Установление целей, анализ тенденций, наблюдаемых в окружении; установление предполагает прохождение трех обязательных фаз:

1) выявление и общих для организации целей;

2) построение иерархии целей;

3) установление индивидуальных целей3.

Понятие «задача» отличается от понятия «цель» следующим образом: задачи – это цели, достижение которых желательно к определенному моменту времени в пределах периода, на которых рассчитано управленческое решение; делятся на три категории: работа с людьми, предметами, информацией[1].

Руководитель высшего звена осуществляет стратегическое планирование работы предприятия, оно заключается в определении главных целей фирмы и конечных результатов с учетом средств и способов достижения поставленных целей. Стратегическое планирование может включать следующие мероприятия: разработка новых возможностей фирмы; расширение производственной мощности; изменение профиля фирмы – «диверсификация»; радикальное изменение технологий.

Планирование как функция управления представляет собой процесс, который состоит из различных элементов (этапов), которые можно представить в виде модели[2].



Рис. 1. Модель стратегического планирования

1.1.2. Управляющая роль руководителя

Касаясь содержания работы руководителя высшего звена, Минцберг определяет роль руководителя как «набор определенных поведенческих правил, соответствующих конкретному учреждению или конкретной должности»1. В своих работах Минцберг выделяет 10 ролей, которые, по его мнению, принимают на себя руководители в различные периоды и в разной степени. Он классифицирует их в рамках трех крупных категорий: межличностные роли, информационные роли и роли по принятию решений. Как указывает Минцберг, роли не могут быть независимы одна от другой. Наоборот, они взаимозависимы и взаимодействуют для создания единого целого. Межличностные роли вытекают из полномочий и статуса руководителя в организации и охватывают сферу его взаимодействий с людьми. Эти межличностные роли могут сделать руководителя пунктом сосредоточения информации, что дает ему возможность и одновременно заставляет его играть информационные роли, и действовать в качестве центра обработки информации. Принимая на себя межличностные и информационные роли, руководитель способен играть роли, связанные с принятием решений: распределение ресурсов, улаживание конфликтов, поиск возможностей для организации, ведение переговоров от имени организации. Все эти 10 ролей, взятых вместе, определяют объем и содержание работы руководителя высшего звена, независимо от характера конкретной организации.

Роли, связанные с принятием решений. Руководитель высшего звена определяет направление роста организации. При этом он изыскивает для этого возможности как внутри организации, так и за ее пределами; разрабатывает и запускает проекты по совершенствованию, приносящие изменения; контролирует разработку определенных проектов. Когда организация сталкивается с неожиданными нарушениями, руководитель высшего звена отвечает за корректировочные действия. Он отвечает за распределение всевозможных ресурсов организации. Представляет организацию на всех значительных и важных переговорах[1].

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5