Образовательные технологии
Образовательные технологии
План
Введение
1.
Понятие
образовательных технологий
2.
Классификация
технологий обучения (Суртаева, Епишева, Селевко)
3.
От многообразия
выбора к авторским технологиям
4.
Практическая
часть
Заключение
Список литературы
Введение
Технологические идеи
образования не так уж и новы. Мысль о технологизации процесса обучения высказал
ещё Я.А. Коменский. Он призывал к тому, чтобы обучение стало «техническим», то
есть таким, что все, чему учат, не могло не иметь успеха. Таким образом,
сформирована важнейшая идея технологий – гарантированность результата. Механизм
обучения, то есть учебный процесс, приводящий к результатам, Я.А.Коменский
назвал «дидактической машиной». Для неё важно: отыскать цели; отыскать средства
достижения этих целей; отыскать правила пользования этими средствами.
Таким образом,
вырисовывается своеобразный модуль: цель – средства – правила их использования
– результат. Это ядро любой технологии в образовании. В дальнейшем элементы
педагогической технологии можно найти в работах Песталоцци.
В основе технологического
подхода лежат теория учебной деятельности и деятельностный подход в обучении
(А.А. Вербицкий, П.Я. Гальперин и Н.Ф. Талызина, О.Б. Епишева и др.), который в
последнее время все больше сочетается с концепцией личностно ориентированного
обучения (И.С. Якиманская, В.В. Сериков, В.А. Далингер, Г.И. Селевко, С.Д.
Смирнов и др.). Работы этих авторов и других были использованы в данной
контрольной работе.
Цель контрольной работы –
раскрыть понятие образовательных технологий и рассмотреть некоторые из них.
1. Понятие
образовательных технологий
Проблемы образовательных
технологий, огромный опыт педагогических инноваций, авторских школ и
учителей-новаторов постоянно требуют обобщения и систематизации.
Образовательной
технологией будем называть комплекс, состоящий из: некоторого представления
планируемых результатов обучения, средств диагностики текущего состояния
обучаемых, набора моделей обучения, критериев выбора оптимальной модели для
данных конкретных условий.
Рассмотрение
образовательной технологии мы начнем с модели обучения. В ней можно выделить два
яруса. Верхний ярус - методы и формы - относится к дидактике, нижний ярус
составляет педагогическую технику (средства и приемы) и, будучи дополнен
личностными особенностями учителя (интуиция, манера поведения, мимика, жесты,
отношения и так далее), является педагогическим искусством. «Говоря, что это
искусный педагог, что его искусство преподавания велико, мы и подчеркиваем
именно это наличие интуиции, основанное на опыте, которое мы не научились
передавать, т.е. не превратили в объект научного рассмотрения». [1, с.385], [3,
с.8-9]
Для традиционного
процесса обучения всегда существовала и существует своя традиционная технология
обучения, характерная для тех методов и средств, которыми преподаватель
пользуется при организации и проведении учебного процесса. Технология обучения,
с одной стороны, воспринимается как совокупность методов и средств обработки,
представления, измерения и предъявления учебной информации, а с другой стороны,
технология обучения – это наука о способах воздействия преподавателя на студента
в процессе обучения с использованием необходимых технических или информационных
средств.
Первоначально термин
«технология обучения» был связан с применением технических средств об учения и
средств обучения и методов программированного обучения в связи с развитием
методов программирования процесса обучения акцент перешел на собственно
технологию обучения. Прогресс компьютеров и информатики как науки о передаче,
переработке и хранении информации, а также развитие средств коммуникации
существенно расширили и изменили понятие термина «технология обучения» в
сторону системного анализа и проектирования процесса обучения.
В структуру технологии
обучения входят:
·
концептуальная
основа;
·
содержательная
часть (цели, содержание обучения);
·
процессуальная часть
(организация учебного процесса, методы и формы учебной деятельности учащихся,
деятельность учителя – управление образовательным процессом, диагностика
учебного процесса).
Таким образом, в понятии
«технология обучения» следует выделить два слоя: наука или совокупность
сведений, необходимых преподавателю для реализации того или иного учебного
процесса и сам учебный процесс, его организация, структура и обеспечение. Технология
обучения является составляющей образовательной технологии.
Таким образом, понятие
«технология» является одним из самых популярных в современной науке об
образовании. Несмотря на это, существуют различные точки зрения на саму
возможность применения термина «технология» по отношению к учебному процессу,
так как «технология предполагает совокупность методов обработки, изготовления,
изменения состояния, свойств, формы материала ..., осуществляемую в процессе
производства продукции» (СЭС с. 1321), что противоречит принципу
индивидуализации учебного процесса. Другой проблемой является отсутствие
единого подхода к определению сущности понятия «образовательная технология»,
«технология обучения».
2. Классификация
технологий обучения (Н.Н. Суртаева, О.Б. Епишева, Г.К. Селевко)
Модернизация российского
образования и смена образовательной парадигмы в начале XXI века связывается,
прежде всего, с повышением качества процесса обучения на основе актуализации
личностного потенциала учащихся. Поэтому представляется перспективным
использование технологий обучения, предполагающих его личностно ориентированную
направленность. Преимущества этих технологий состоят не только в усилении роли
и удельного веса самостоятельной работы учащихся, но и в нацеленности этих
технологий на развитие творческого потенциала личности, индивидуализации и
дифференциации учебного процесса, содействие эффективному самоконтролю и
самооценке результатов обучения.
Классификация
технологий обучения по Г.К. Селевко:
по уровню применения
(общепедагогические, частнометодические, локальные (модульные));
по философской основе
(материалистические, идеалистические, диалектические, гуманистические и др.)
по ведущему фактору
психического развития (биогенные, социогенные, психогенные);
по научной концепции;
по организационным
формам:
·
классно-урочные
·
альтернативные
·
академически-клубные
·
индивидуальные
·
групповые
·
дифференцированное
обучение;
по типу управления
познавательной деятельностью:
·
классическо-лекционный
·
обучение с
помощью ТСО
·
система
«консультант»
·
обучение по книге
·
система «малых
групп»
·
компьютерное
обучение
·
система
«репетитор»
·
программированное
управление;
по подходу к обучаемому:
·
авторитарные
·
личностно-ориентированные
·
гуманно-личностные
·
дидакто-социо-антропо-педоцентрические
·
технологии
сотрудничества
·
свободного
воспитания
·
эзотерические
(эмоционально-психологическое воздействие);
по преобладающему методу:
·
догматические
(репродуктивные)
·
объяснительно-иллюстративные
·
развивающее
обучение
·
проблемные
поисковые
·
творческие
·
программированное
обучение
·
саморазвивающее
обучение
·
игровые. [6]
Истинные новации в
области педагогики - редкое явление; как правило, это рассмотрение на новом
витке педагогических, социальных, культурных достижений давно забытых
педагогических истин, использовавшихся ранее, в других условиях, в другой
интерпретации методов обучения. Рассмотрение их в новой учебной,
культурно-социальной ситуации дает основу говорить о новых педагогических
технологиях.
Классификация технологий
обучения по Епишевой О.Б.:
·
группа
предметно-ориентированных технологий, построенных на основе дидактического
усовершенствования и реконструирования учебного материала (в первую очередь в
учебниках). В модульно-рейтинговой технологии (П. Яцявичене, К. Вазина, И.
Прокопенко и др.) основной акцент сделан на виды и структуру модульных программ
(укрупнение блоков теоретического материала с постепенным переводом циклов
познания в циклы деятельности), рейтинговые шкалы оценки усвоения. В
технологиях «Экология и диалектика» (Л. Тарасов) и «Диалог культур» (В. Библер,
С. Курганов) - на переконструирование содержания образования в направлениях
диалектизации, культорологизации и интеграции.
·
технологии
дифференцированного обучения (Н. Гузик, И. Первин, В. Фирсов и др.) и связанные
с ними групповые технологии - основной акцент сделан на дифференциацию
постановки целей обучения, на групповое обучение и его различные формы,
обеспечивающие специализацию учебного процесса для различных групп обучаемых.
·
технологии
развивающего обучения - ребёнку отводится роль самостоятельного субъекта,
взаимодействующего с окружающей средой. Это взаимодействие включает все этапы
деятельности, каждый из которых вносит свой специфический вклад в развитие
личности. При этом важен мотивационный этап, по способу организации которого
выделяются подгруппы технологий развивающего обучения, опирающиеся на:
познавательный интерес (Л. Занков, Д. Эльконин - В. Давыдов), индивидуальный
опыт личности (И. Якиманская), творческие потребности (Г. Альтшуллер, И.
Волков, И. Иванов), потребности самосовершенствования (Т. Селевко). К этой же
группе можно отнести так называемые природосообразные технологии (воспитания
грамотности - А. Кушнир, саморазвития - М. Монтессори); их основная идея - в
опоре на заложенные в ребёнке силы развития, которые могут не реализоваться,
если не будет подготовленной среды, и при создании этой среды необходимо
учитывать прежде всего сенситивность - наивысшую восприимчивость к тем или иным
внешним явлениям.
·
технологии,
основанные на коллективном способе обучения (В. Дьяченко, А. Соколов, А. Ривин,
Н. Суртаева и др.) - обучение происходит путём общения в динамических парах,
когда каждый учит каждого, особое внимание обращается на варианты организации
рабочих мест учащихся и используемые при этом средства обучения.
·
технологии на
основе личностной ориентации учебного процесса - технология развивающего
обучения, педагогика сотрудничества, технология индивидуализации обучения (А.
Границкая, И. Унт, В. Шадриков); на основе активизации и интенсификации
деятельности учащихся - игровые технологии, проблемное обучение, программированное
обучение, использование схемных и знаковых моделей учебного материала (В.
Шаталов), компьютерные (новые информационные) технологии (И. Роберт и др.).
Последние с использованием для предъявления информации языков программирования
транслируют её на машинный язык.
·
технология
совершенствования общеучебных умений в начальной школе (В.Н. Зайцев) -
основывается на следующих положениях: главная причина неуспеваемости детей в
школе - плохое чтение; психологическая причина плохого чтения и счёта -
недостаточность оперативной памяти; основой технологии развития общеучебных
умений должна служить диагностика и самодиагностика; важна преемственность и
постоянное поддержание достигнутого уровня умений.
·
альтернативные
технологии - Вальдорфская педагогика (Р. Штейнер), технология свободного труда
(С. Френе), технология вероятностного образования (А. Лобок), технология
мастерских (П. Коллен, А. Окунев) представляют собой альтернативу
классно-урочной организации учебного процесса. Эти технологии используют
педагогику отношений (а не требований), природосообразный учебный процесс
(отличающийся от урока и по конструкции, и по расстановке образовательных и
воспитывающих акцентов), всестороннее воспитание, обучение без жёстких программ
и учебников, метод проектов и методы погружения, безоценочную творческую
деятельность учащихся. К ним, по-видимому, можно отнести и технологию
интеграции различных школьных дисциплин, цель которых - создать у учащихся в
результате образования более отчётливую единую картину мира и мироощущения.
·
технологии
авторских (инновационных) школ - школа адаптирующей педагогики (Е. Ямбург, Б.
Бройде), школа самоопределения (А. Тубельский), «Русская школа» (И. Гончаров,
Л. Погодина), школа-парк (М. Балабан), агрошкола (А. Католиков). [4]
Парацентрическая
технология Суртаевой Н.Н. предлагает организацию учебной деятельности детей таким образом, чтобы
они общались со средствами обучения, друг с другом используя методические
инструкции, памятки, алгоритмы, схемы. Ее целевые ориентации: переход от
педагогики требований к педагогике отношений, гуманно-личностный подход к
ребенку, единство обучения и воспитания. Парацентрическая технология позволяет
учить без напряжения с учетом индивидуальных возможностей учащихся, строить
образовательный процесс на основе следующих гуманных направлений: учиться
знать, учиться действовать, учиться быть, учиться жить вместе. Эти направления
выделены в качестве основных в педагогике 21 века. Они способствуют переходу от
педагогике требований к педагогике отношений, гуманно-личностному подходу к
ребенку что, несомненно, приведет повышению эффективности учебной деятельности.
Для нее характерны
следующие признаки: осознанность деятельности учителя и ученика; эффективность;
мобильность; валеологичность; целостность; открытость; проектируемость; диагностичность;
контролируемость; отказ от традиционной классно-урочной системы; самостоятельность
деятельности учащихся в учебном процессе (60- 90% учебного времени); иная
функция педагога (организатор, помощник, консультант); индивидуализация; предоставление
права выбора способа учения. Эти направления признаны приоритетными в
современной педагогике, они реализуют методологические принципы, изложенные в
законе РФ «Об образовании» и других законодательных актах.
Парацентрическую
технологию Н.Н.Суртаевой, с точки зрения ее отношения к ребенку со стороны
взрослых, можно оценить как личностно-ориентированную. В центре ее стоит
личность ученика, обеспечение комфортности, бесконфликтности и безопасности
условий ее развития. Это технология сотрудничества, которую надо рассматривать
как особого типа «проникающую» технологию, являющуюся воплощением нового
педагогического мышления, источником прогрессивных идей и в той или иной мере
входящей во многие современные педагогические технологии как их часть.
Страницы: 1, 2
|