Образование как система и процесс
Образование как система и процесс
Министерство образования и науки Украины
Крымский экономический институт КНЭУ им. В. Гетьмана
По дисциплине: Психология и педагогика
Реферат
На тему: "Образование как система и процесс"
Выполнила: студентка
группы УА - 13-09
Чулакова А.А.
Преподаватель: Павленко О.М.
г. Симферополь 2009 г.
План
Введение
1. Модели
образования
2. Цели
образовательной системы
3.
Образование как процесс
4.
Возрастная динамика развития человека в процессе образования
Заключение
Список
литературы
Образование как система представляет собой развивающуюся
сеть учреждений разного типа и уровня.
Основные элементы образования как макросистемы, имеющей
государственный статус, - это системы дошкольного, школьного, среднего
специального, высшего и после вузовского дополнительного образования.
"Образование - это целенаправленный процесс обучения и
воспитания в интересах личности, общества, государства, сопровождающийся
констатацией достижения обучающимся определенных государственных образовательных
уровней - цензов".
Украинский Закон "Об образовании".
Содержательно понятие "школа" сегодня, как
правило, обозначает тип образовательной системы или здание, в котором
размещается учебное заведение. Однако на протяжении длительной истории развития
общества этот термин имел и поныне имеет много значений. На латинском языке
"школа" (schol) означает лестницу, ступеньки которой ведут вверх. Имея
религиозно-духовное происхождение, это понятие первоначально отражало
объединение людей (учителей и учащихся), включенных в процесс восхождения души
и духовности человека. В переводе с греческого "школа" (schole) трактуется
как дом радости в процессе познания мира. В связи с этим о школе говорили
больше как о том или ином направлении или течении в науке, искусстве, литературе,
общественно-политической мысли и т.п., обладающем характерными свойствами,
методами, приемами, представленном группой учеников и последователей
какого-либо ученого или художника, близких по творческим принципам, идеям или
манере. Термином "школа" характеризуют также живопись, скульптуру
города или целой страны в случае, если их своеобразие выражено в определенных
стилистических и хронологических границах - "болонская школа" или
"фламандское искусство".
На протяжении столетий складывались и продолжают появляться
особо организованные школы, отличающиеся своими принципами и определенной
спецификой, и, соответственно, носящие разные названия. Так, в педагогическом
мире известны "Школа радости", "Вальдорфская школа", "Школа
Френе", "Гуманитарная школа", "Математическая школа",
"Музыкальная школа", "Художественная школа", "Спортивная
школа", "Экономическая школа", "Школа жизни" и т.д.
Точно так же и содержание понятия "Университет" (или
лат. Alma Mater - родная мать) воспринимается не только как тип высшего
учебного заведения. Миссия университета издревле состояла в обучении молодого
человека совокупности всех видов знаний. С давних времен Alma Mater был очагом
мудрости, выполнявшим несколько задач: университет не только сохранял, искал и
передавал имеющиеся в обществе научные знания, возвышенные духовные и
культурные ценности. Он еще и воспитывал интеллект ради высшей культуры. Исторически
именно в университетах рождалось новое знание, формировалась научная теория и
оформлялась та или иная парадигма понимания жизни, растительного и животного
мира, космоса, человека. В настоящее время слово "университет", так
же как и "школа", обладает общекультурным смыслом. (Достаточно
вспомнить название книги М.А. Горького "Мои университеты") А сегодня
в Украине известны "Гуманитарный университет", "Классический
университет", "Педагогический университет", "Технический
университет", "Технологический университет", "Медицинский
университет" и другие, спектр которых постоянно пополняется.
1. Модель образования как государственно-ведомственной
организации. В этом случае система образования рассматривается структурами
государственной власти как самостоятельное направление в ряду других отраслей
народного хозяйства. Строится она по ведомственному принципу с жестким
централизованным определением целей, содержания образования, номенклатуры
учебных заведений и учебных дисциплин в рамках того или иного типа
образовательной системы. При этом учебные заведения однозначно подчиняются и контролируются
административными или специальными органами.
2. Модель развивающего образования (В.В. Давыдов, В.В. Рубцов
и др.). Эта модель предполагает организацию образования как особой
инфраструктуры через широкую кооперацию деятельности образовательных систем
разного ранга, типа и уровня. Такое построение позволяет обеспечивать и
удовлетворять потребности различных слоев населения страны в образовательных
услугах; быстро решать образовательные задачи и обеспечивать расширение спектра
образовательных услуг. Образование также получает реальную возможность быть
востребованным другими сферами - впрямую, без дополнительных согласований с
государственной властью. В этом случае сфера образования выступает в качестве
звена социальной практики.
3. Традиционная модель образования (Ж. Мажо, Л. Кро, Ж. Капель,
Д. Равич, Ч. Финн и др.) - это модель систематического академического
образования как способа передачи молодому поколению универсальных элементов
культур прошлого, роль которого сводится в основном к воспроизведению культуры
прошлого. Основную роль образования традиционалисты видят в том, чтобы
сохранять и передавать молодому поколению элементы культурного наследия
человеческой цивилизации. Прежде всего под этим подразумевается многообразие
знаний, умений и навыков, идеалов и ценностей, способствующих как
индивидуальному развитию человека, так и сохранению социального порядка. В
соответствии с концепцией традиционализма образовательная система должна
преимущественно решать задачу формирования базовых знаний, умений и навыков (в
рамках его сложившейся культурно-образовательной традиции), позволяющих
индивиду перейти к самостоятельному усвоению знаний, ценностей и умений более
высокого ранга по сравнению с освоенными.
4. Рационалистическая модель образования (П. Блум, Р. Ганье,
Б. Скиннер и др.) предполагает такую его организацию, которая прежде всего
обеспечивает усвоение знаний, умений, навыков и практическое приспособление
молодого поколения к существующему обществу. В рамках данной модели
обеспечивается передача-усвоение только таких культурных ценностей, которые
позволяют молодому человеку безболезненно вписываться в существующие
общественные структуры. При этом любую образовательную программу можно
перевести в "поведенческий" аспект знаний, умений и навыков, которыми
следует овладеть учащемуся.
В идеологии современной рационалистической модели
образования центральное место занимает бихевиористская (от. англ. behavior - поведение)
концепция социальной инженерии. Рационалисты исходят из сравнительно пассивной
роли учащихся, которые, получая определенные знания, умения и навыки,
приобретают, таким образом, адаптивный "поведенческий репертуар", необходимый
для адекватного жизнеустройства в соответствии с социальными нормами,
требованиями и ожиданиями общества. В рационалистической модели нет места таким
явлениям, как творчество, самостоятельность, ответственность, индивидуальность,
естественность и др. Таким образом, поведенческие цели вносят в образовательный
процесс дух узкого утилитаризма и навязывают учителю негибкий механический
образ действий, что снижает его ценность. Идеалом в этом случается становится
точное следование предписанному шаблону, и деятельность учителя, превращается в
натаскивание учащихся (например, на выполнение тестов). И вследствие этого
такие проблемы, как творческий характер не только учения, но и преподавания,
даже не обсуждаются.
5. Феноменологическая модель образования (А. Маслоу, А. Комбс,
К. Роджерс и др.) предполагает персональный характер обучения с учетом
индивидуально-психологических особенностей обучающихся, бережное и уважительное
отношение к их интересам и потребностям. Его представители отвергают взгляд на
школу как на "образовательный конвейер". Образование они
рассматривают как гуманистическое в том смысле, чтобы оно наиболее полно и
адекватно соответствовало подлинной природе человека, помогло ему обнаружить
то, что в нем уже заложено природой, а не "отливать" в определенную
форму, придуманную кем-то заранее, априори. Педагоги данной ориентации создают
условия для самопознания и поддержки уникального развития каждого ученика в
соответствии с унаследованной им природой, предоставляют как можно больше
свободы выбора и условий для реализации ребенком своих природных потенциалов и
самореализации. Сторонники данного направления отстаивают право индивида на
автономию развития и образования.
6. Не институциональная модель образования. (П. Гудман, И. Иллич,
Ж. Гудлэд, Ф. Клейн, Дж. Холт, Л. Бернар и др.) ориентирована на организацию
образования вне социальных институтов, в частности школ и вузов. Это
образование на "природе", с помощью Internet, в условиях "открытых
школ", дистантное обучение и др.
Основные элементы образования как конкретного
образовательного учреждения - это:
1) цели образования;
2) содержание образования;
3) средства и способы получения образования;
4) формы организации образовательного процесса;
5) реальный образовательный процесс как единство обучения,
воспитания и развития человека;
6) субъекты и объекты образовательного процесса;
7) образовательная среда;
8) результат образования, то есть уровень образованности
человека в данном учебном заведении.
Функционирование любой образовательной системы подчинено той
или иной цели. Образовательные цели - это сознательно определенные ожидаемые
результаты, которых стремится достичь данное общество, страна, государство с
помощью сложившейся системы образования в целом в настоящее время и в ближайшем
будущем. Эти цели социально зависимы от различных условий: от характера
общества, от государственной образовательной политики, от уровня развития
культуры и всей системы просвещения и воспитания в стране, от системы главных
ценностей.
Образовательные цели - это сознательно определенные
ожидаемые результаты, которых стремится достичь данное общество, страна,
государство с помощью сложившейся системы образования в целом в настоящее время
и в ближайшем будущем.
Цели образовательной системы - это конкретное описание
программы развития человека средствами образования, описание системы знаний,
тех норм деятельности и отношений, которыми должен овладеть обучающийся по
окончании учебного заведения. Неоднократно предпринимались попытки представить
такую программу в виде модели выпускника школы или вуза, в виде профессиограммы
специалиста конкретного учебного заведения. В современных условиях при отборе
целей обычно учитываются как социальный запрос государства и общества, так и
цели отдельного человека, желающего получить образование в конкретном
образовательном учреждении, его интересы и склонности.
Цели обучения конкретной учебной дисциплины уточняют и
определяют цель образования современного человека как таковые и цели
конкретного образовательного учреждения с учетом специфики дисциплины, объема
часов учебного курса, возрастных и других индивидуальных особенностей
обучающихся. Как правило, цели показывают общие стратегические ориентиры и
направления деятельности педагогов и учащихся.
Содержание понятия "образование" на основе анализа
человеческой культуры (И.Я. Лернер) можно понимать как совокупность:
системы знаний (о природе, обществе, технике, человеке,
космосе), раскрывающей картину мира;
опыта осуществления известных для человека способов
деятельности;
опыта творческой деятельности по решению новых проблем,
обеспечивающей развитие способности у человека к дальнейшему развитию культуры,
науки и человеческого общества;
опыта ценностного отношения к миру.
Знания, усвоенная информация помогают человеку
сориентироваться в окружающем мире. Усвоенные способы деятельности, умения
обеспечивают воспроизведение человеком окружающего мира. Опыт творческой
деятельности также самостоятелен по своему содержанию. Он предполагает перенос
ранее усвоенных знаний в новую ситуацию, самостоятельное видение проблемы,
видение альтернативы ее решения, комбинирование ранее усвоенных способов в
новый и др. Индивид, не усвоивший опыта творческой деятельности, не способен
вмешаться в творческое преобразование действительности. Энциклопедическая
образованность человека вовсе не гарантирует творческого потенциала. Поскольку
человек ничего не делает без потребностей и мотивов, без соответствия дела
системе ценностей, то относительно независимой составляющей содержания
образования оказывается опыт эмоционально-ценностного отношения обучающегося к
тому, что он познает или преобразовывает.
Эта составляющая определяет направленность действий
обучающегося в образовательном процессе в соответствии с его потребностями и
мотивами.
В образовательном учреждении содержание образования - это
содержание деятельности субъектов образовательного процесса (преподавателя и
учащегося), оно конкретизируется в учебном плане образовательного учреждения. Содержание
каждой дисциплины учебного плана конкретизируется в образовательных программах,
каждая образовательная программа содержательно находит свое отражение в
учебниках и учебных пособиях.
Есть несколько способов конструирования и структурирования
содержания образования, которые на практике определяют способы разработки
образовательной программы и написания учебника (Ч. Куписевич, В. Оконь). Первый
способ-это линейное построение учебного материала. В такой структуре отдельные
части учебного материала представлены последовательно и непрерывно как звенья
единой целостной учебной темы, которые в совокупности раскрывают раздел, а все
разделы - учебный курс. Каждая часть изучается только один раз. Второй способ,
концентрический, используется, если один и тот же вопрос рассматривается
несколько раз. При повторе содержание расширяется, обогащается новой
информацией и решается на новом уровне. Например, в начальных классах в курсе
математики дается представление о многоугольниках, а при изучении геометрии
изучаются их свойства с применением логических форм доказательства. К проблеме
можно возвращаться через какое-то незначительное время в рамках изучаемого
курса, но можно и через несколько лет. Третий способ представления содержания
образования - спиралеобразный: ставится проблема, к решению которой ученики и
учитель возвращаются постоянно, расширяя и обогащая круг связанных с ней знаний
и способов деятельности из разных сфер человеческой деятельности. Таким
образом, для этого способа характерно многократное возвращение к проработке
одних и тех же учебных тем и дополнение новых.
Четвертый - модульный способ. При таком способе все
содержание каждой учебной темы как целостной единицы содержания образования
перераспределяется по следующим направлениям:
ориентационное, методологическое (иногда его называют
мировоззренческим);
содержательно-описательное;
операционально-деятельностное;
контрольно-проверочное.
Способы получения образования в мировой и отечественной
практике:
успешное обучение в условиях конкретной образовательной
системы в коллективе учащихся (или студентов) и завершение всего цикла обучения
в рамках данного учебного заведения успешной сдачей выпускных экзаменов (дневная
и вечерняя форма обучения);
индивидуальное обучение на дому самостоятельно или с помощью
педагогов и сдача экзаменов и других форм отчетности государственной
экзаменационной комиссии при конкретном учебном заведении (экстернат);
дистанционное (от англ. distance - расстояние) обучение с
помощью обучающих программ на компьютере;
заочная форма обучения с помощью переписки, отдельных
консультаций у преподавателей образовательного учреждения, отчетных письменных
контрольных работ, обобщающих лекций по всему курсу, зачетов и экзаменов.
Формы организации образовательного процесса:
урок (35 или 45 минут) - основная форма обучения в школе;
лекция (90 или 120 минут, с перерывом или без) - основная
форма обучения в вузе;
семинар - практическое занятие всей учебной группы;
лабораторный практикум - практическое занятие с применением
техники, специальной аппаратуры, проведением эксперимента, опыта, исследования;
учебная экскурсия на природу, предприятие, в музей, на
выставку и пр.
групповые или индивидуальные консультации с преподавателем
по отдельным учебным темам или вопросам, проводимые по инициативе преподавателя
или по просьбе учащихся (их родителей) в школе или студентов в вузе;
иные формы организации.
В мировой практике в разные исторические периоды появились и
до сих пор взаимодействуют между собой несколько систем обучения:
классно-урочная;
лекционно-практическая, курсовая;
бригадно-групповая;
индивидуальная;
кабинетная;
система интенсивного (ускоренного) обучения;
Страницы: 1, 2
|