бесплатно рефераты

бесплатно рефераты

 
 
бесплатно рефераты бесплатно рефераты

Меню

Областная специализированная школа для одарённых детей "Дарын" - школа интеллектуального развития бесплатно рефераты

Областная специализированная школа для одарённых детей "Дарын" - школа интеллектуального развития

Управление образования Карагандинской области

Карагандинский областной институт повышения квалификации и переподготовки государственных служащих и работников образования при Акиме области

Областная специализированная школа для одарённых детей

«Дарын»


ПРОГРАММА

опытно-экспериментальной работы

по теме: «Областная специализированная школа для одарённых детей «Дарын» - школа интеллектуального развития»


Автор идеи: Дюсетаева К.С. - директор СШОД «Дарын», к.п.н.

Научный руководитель: Кудайбердиев Т.К.- проректор ИПКиПГСРО, к.пс.н., доцент психологии

Научный консультант: Жунусова М.Р. - доцент ИПКиПГСРО

Разработчики: Еркен И.Е. - заместитель директора СШОД «Дарын»,

Жуманова Р.И. - заведующая кафедрой физики.

Жумагулова К.Ш - заведующая кафедрой естественных наук


Участники эксперимента: Педагогический

коллектив СШОД «Дарын»

Утверждено педагогическим советом школы

Протокол №7 от «29» марта 2010г.

Утверждено областным экспертным советом

Протокол №_______от «__»_______2004г.

Рецензент: ____________________________________


Караганда – 2010 г.

Паспорт Программы


Наименование программы

«Областная специализированная школа для одарённых детей «Дарын» - школа интеллектуального развития»

Основание для разработкиразработки


1.   «Новое десятилетие – новый экономический подъём – новые возможности Казахстана» Послание Президента Республики Казахстан Н.А. Назарбаева народу Казахстана. г.Астана 2010 г.

2.   Стратегический план развития Республики Казахстан до 2010 года

3.   Государственная программа развития образования в Республике Казахстан на 2005–2010 годы Астана. 2004г.

4.   Стратегический план Министерства образования и науки Республики Казахстан на 2009-2011 годы

5.   Региональная программа «Развитие системы повышения квалификации, ориентированного на результат» на 2005-2010 гг

6.   Программы развития образования Карагандинской области на 2009-2010 годы «Научно-методическое обеспечение развития

содержания регионального образования»

7.   Региональный стандарт повышения квалификации.

8.   Концепция и технология личностно-ориентированного повышения квалификации, ориентированные на результат

Государственный заказчик

Управление образования Карагандинской области

Дата

и основание принятия решения

о разработке и реализации программы

Решение педагогического совета СШОД «Дарын» от «29» марта 2010 года, протокол №7

Разработчик


Еркин И.Е.- зам.директора СШОД «Дарын», Жуманова Р.И. - заведующая кафедрой физики. Жумагулова К.Ш - заведующая

кафедрой естественных наук

Координаторы программы

Директор СШОД «Дарын» Дюсетаева К.С., зам. директора по НМР Еркин И.Е.

Цели программы


Цель эксперимента – разработка, апробация модели школы интеллектуального развития «Дарын».

Педагогическая цель – обеспечить интеллектуальное развитие и формирование ключевых компетенций учащихся школы

Стратегические задачи программы


1.   Разработка теоретической модели школы интеллектуального развития «Дарын».

2.   Подготовка условий для экспериментальной апробации модели школы интеллектуального развития «Дарын».

3.   Экспериментальная апробация модели школы интеллектуального развития «Дарын».

4.   Систематический мониторинг результативности эксперимента.

5.   Обобщение результатов эксперимента и разработка методических рекомендаций по внедрению модели школы интеллектуального развития «Дарын» в образовательный процесс.

Гипотеза эксперимента

Если модель школы интеллектуального развития «Дарын» будет строиться на:

·            развивающей образовательной среде, позитивно влияющей на развитие мотивации учения;

·            новых формах организации учебного процесса, ориентированных на развитие самостоятельности и ответственности ученика за процесс и результаты своей деятельности;

·            индивидуализации (самостоятельном проектировании и реализации индивидуальных траекторий) обучения;

·            психолого-педагогическом и учебно-методическом сопровождении развития образовательного процесса и всех его субъектов;

·            формирующей системе оценивания индивидуального прогресса учащихся;

·            системе методической работы, ориентированной на результат (профессиональные компетенции и творческий потенциал педагогов);

·            пошаговом осуществлении перехода от традиционной модели обучения

то это обеспечит интеллектуальное развитие и формирование ключевых компетенций учащихся школы, так как перечисленные основания превращают школу в гибкий инструмент расширения и реализации жизненного потенциала высокоинтеллектуальной молодежи.

Необходимые ресурсы


·      Кадровые - подбор и обучение кадров, участвующих в эксперименте

·      Материально-технические - подготовка технических средств обучения, лабораторий, мастерских, баз для воспитательной и оздоровительной работы, необходимых в ходе эксперимента и др

·      Научно-методические - проектирование научно-методических разработок по каждому положению гипотезы, выносимых на экспериментальную апробацию.

·        Финансовые - планирование финансового обеспечения материально-технических условий эксперимента, стимулирования кадров, оплаты научного руководства и др.).

·        Мотивационные - организация встреч, семинаров, удобных условий работы (освобождение от мелких поручений, материальное и моральное стимулирование и др.).

·        Нормативно-правовые - разработка положений о порядке проведения эксперимента, координационно-методическом совете, экспериментального базисного учебного плана для тарификации и др.

·      Организационно-управленческие - формирование координационно-методического совета, временных творческих групп по разработке направлений экспериментирования, разработка системы мониторинга экспериментальной работы, издание приказа о начале эксперимента и др.

Ожидаемые результаты


1.         Оптимальный уровень субъект-субъектных отношений, общего климата в школе.

2.         Оптимальный уровень позитивной мотивации учения у всех учащихся школы.

3.         Оптимальный уровень позитивных установок и стиля отношений между учителем и учениками.

4.         Оптимальный уровень структуры развивающей образовательной среды: количество и качество деятельности лабораторий, кружков, объединений, обществ, мастерских, секций, центров, органов самоуправления, …

5.         Оптимальный уровень форм учебной деятельности, ориентированных на самостоятельность ученика.

6.         Оптимальный уровень количества индивидуальных планов и траекторий обучения.

7.         Оптимальный уровень психолого-педагогического и учебно-методического сопровождения развивающего компонента образования.

8.         Методическая работа, ориентированная на результат на оптимальном уровне.

9.         Оптимальный уровень управления переходом к новой модели образования.

10.     Оптимальный уровень знаний, интеллектуального развития и сформированности ключевых компетенций у всех учащихся школы.

Этапы и сроки реализации


I.     Теоретический этап - 2010г.

II Подготовительный этап - сентябрь 2010г. - май 2011г.

III Формирующий этап - сентябрь 2011г. - май 2015г.

IV Обобщающий этап - сентябрь 2015-декабрь 2015г.


«… если в современном обществе мы не будем иметь людей, которые конструктивно реагируют на малейшие изменения в общем развитии, мы можем погибнуть, и это будет та цена, которую мы все заплатим за отсутствие творческости».

(Н. Роджерс)


«Всякий умный человек знает, что такое интеллект... Это то, чего нет у других!»

Тема: «Областная специализированная школа для одарённых детей «Дарын» - школа интеллектуального развития»

Исполнители: педагогический коллектив СШОД «Дарын»

Актуальность эксперимента

 

Противоречие. Ситуация, в которой оказался Казахстан, характеризуется вызовами (требованиями) времени и ответами на них Республики. Прежде всего, это глобальный экономический кризис и форсированное индустриально-инновационное развитие Республики как казахстанский путь к посткризисному развитию и лидерству [1] [«Новое десятилетие – новый экономический подъём – новые возможности Казахстана» Послание Президента Республики Казахстан Н.А. Назарбаева народу Казахстана. г.Астана 2010 г.].

Каким должно быть образование в этой ситуации? Тенденции развития мирового образования показывают, что в современных условиях образование должно соответствовать требованиям, которые предъявляются к нему со стороны государства и общества, а значит выступать как социально-адаптивный механизм, способный реагировать на социальные преобразования.

А современная модель образования должна функционировать как динамичная и гибкая система, способная реагировать на социальные изменения и обеспечивать их эффективность.

Противоречие же заключается в том, что дисциплинарная (предметная) модель образования не способна реализовать это требование. Так как в условиях быстроизменяющегося мира и увеличения потоков информации (особенно в периоды кризисов) фундаментальные предметные знания являются обязательной, но не достаточной целью образования. Гораздо важнее и сложнее привить обучающимся умение самостоятельно добывать, анализировать, структурировать и эффективно использовать информацию для максимальной самореализации и полезного участия в жизни общества (то есть быть компетентным) [2] [Государственная программа развития образования в Республике Казахстан на 2005–2010 годы Астана. 2004г.].

Это означает, что обеспечение «форсированного индустриально-инновационного развития» Республики с необходимостью требует инновационной стратегии развития образования для устойчивого развития государства, общества и личности. На наш взгляд, только инновационная стратегия развития образования позволит обогатить дисциплинарную (предметную) модель образования, сохранив всё ценное, что в ней есть и осуществить переход на качественно новый уровень - к компетентностно-ориентированной модели образования.

Таким образом, одним из приоритетных направлений государственной образовательной политики в стране является конструирование инновационно-адаптивной, компетентностной и профессионально-ориентированной системы образования, нацеленной на поддержку и развитие детей и молодежи, как бесценного достояния и основного интеллектуального и творческого потенциала государства, способных занять ключевые места в управлении государством, экономике, науке и культуре [3] [Концепция интеллектуальных школ первого президента Республики Казахстан. Астана.2008г.] .

Резкое возрастание потребности общества в условиях форсированного индустриально-инновационного развития в людях, обладающих нестандартным мышлением, вносящих новое содержание в производственную и социальную жизнь, умеющих ставить и решать новые задачи, относящиеся к будущему, повлек за собой и качественный скачок в развитии и внедрении в практику новых педагогических технологий.

Именно этот контекст исторического развития Республики стал вызовом не только системе образования Республики, но и специализированной школе для одарённых детей «Дарын». Несмотря на успешную реализацию миссии школы для одарённых детей – выявление, поддержка, развитие и сопровождение одарённых детей, администрация и коллектив СШОД «Дарын» осознают необходимость дальнейшего развития системы работы с одарёнными детьми.

Проблема. Главной идеей такого развития школы должна стать, на наш взгляд, идея перехода от знаниецентристкого образования к компетентностно-ориентированному и к образованию, ориентированному на ребёнка. А как показал выборочный мониторинг уровней сформированности ключевых компетенций, только у 12 – 15% учащихся школы они на допустимом уровне. А это показатель недопустимого уровня деятельности школы с точки зрения компетентностно-ориентированного образования и образования, ориентированного на ребёнка.

Профессиональный уровень педагогов, специально созданная образовательная среда в школе должны стать основой для построения особой модели обучения и воспитания детей, с обновлёнными содержанием, методами и технологиями организации образовательного процесса. Современная модель образования в СШОД «Дарын» должна стать гибким инструментом расширения и реализации жизненного потенциала, обеспечивающего современные карьерные возможности для высокоинтеллектуальной молодежи. Эта главная идея школы интеллектуального развития.

Проблемой же является то, что мы не знаем и не владеем механизмами, инструментами реализации современной модели образования, направленной на обеспечение интеллектуального развития одарённых детей.

Именно эта проблема и порождает потребность в теоретической разработке и экспериментальной апробации инновационной модели образования в специализированной школе для одарённых детей «Дарын».

Экспериментальная идея


Мы предполагаем, что такой инновационной моделью образования может стать модель школы интеллектуального развития. Так как, прежде всего, модель школы интеллектуального развития выполняет помимо собственно образовательных целей ещё и важнейшие социальные функции и в этом смысле выступает как функциональный механизм, который делает возможным дальнейшее развитие государства, общества и личности.

Дело в том, что процесс становления и развития государства, общества и личности в XXI веке обусловлен следующими факторами:

·        информация и теоретические знания способны выступать в качестве стратегического ресурса такого развития и осуществления технологических инноваций;

·        информация, а не труд выступают источником стоимости;

·        «интеллектуальные» технологии превращаются в ключевой инструмент системного анализа и принятия решений;

·        отношение «знание – реальность» изменяется. Знание понимается прагматично, оно не отражает или описывает реальность, а формирует и конкретизирует её. Всякая практика становится интеллектуально насыщенной, то есть значимой становится способность применения комплекса знаний, позволяющее успешно решить конкретную проблему во всей её много уровневости;

·        социальные, гуманитарные, культурные практики интенсифицируются, человек оказывается в ситуации быстро меняющихся картин мира, то есть неизвестного, «открытого» будущего. Одной из основных функций знания и образования становится предвосхищение, прогнозирование. Обращённость в будущее означает, что знание и образование становятся основным способом его формирования;

·        освоение нового, столкновение с неизвестными факторами, создание новых культурных образцов требует развития креативных способностей человека;

Страницы: 1, 2, 3