бесплатно рефераты

бесплатно рефераты

 
 
бесплатно рефераты бесплатно рефераты

Меню

Нравственное воспитание младших школьников в учебно-воспитательном процессе бесплатно рефераты

Нравственное воспитание младших школьников в учебно-воспитательном процессе

Министерство образования и науки РФ

Федеральное агентство по образованию

Государственное образовательное учреждение

Высшего профессионального образования

«Уральский Государственный Педагогический Университет»

 

Институт Педагогики и Психологии Детства

 

Кафедра педагогики

и психологии детства

 

НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

В УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ

 

Выпускная квалификационная работа

 

Исполнитель:

Ветошкина Е.В.,

студентка 5 курса

очного отделения

 

Руководитель:

доктор пед. наук,

профессор

Коротаева Е.В.

 

 

 

Екатеринбург 2008

ОГЛАВЛЕНИЕ.

ВВЕДЕНИЕ.

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ПРОЦЕССУ НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

§ 1. ПСИХОЛОГО – ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ И ИСТОРИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ

§ 2. ХАРАКТЕРИСТИКА МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

§ 3. ОСОБЕННОСТИ НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ В МЛАДШЕМ ШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ

§ 4. СПОСОБЫ ОРГАНИЗАЦИИ НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ В ПРОЦЕССЕ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

ГЛАВА II. ИЗУЧЕНИЕ И СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ НРАВСТВЕННЫХ КАЧЕСТВ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

§ 1. ДИАГНОСТИКА УРОВНЯ СФОРМИРОВАННОСТИ НРАВСТВЕННЫХ КАЧЕСТВ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

ЗАКЛЮЧЕНИЕ.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

 

 ВВЕДЕНИЕ.


Вопросы нравственного развития, воспитания, совершенствования человека волновали общество всегда и во все времена. Особенно сейчас, когда все чаще можно встретить жестокость и насилие, проблема нравственного воспитания становится все более актуальной. Недостатки и про­счеты нравственного воспитания обусловлены обострившимися жизненными противоречиями. Часть школьников поражена социальным инфантилизмом, скептицизмом, нежеланием активно участвовать в общественных делах, откровенными иждивенческими настроениями. Кто как не учитель, имеющий возможность влияния на воспитание ребенка должен уделить этой проблеме важнейшую роль в своей деятельности. Именно поэтому школа, а в частности учитель, решая задачи воспитания, должны опереться на  разумное и нравственное в человеке, помочь каждому воспитаннику определить ценностные основы собственной жизнедеятельности. Этому поможет нравственное воспитание, органически вплетенное в учебно-воспитательный процесс и составляющее его неотъемлемую часть.

Исследуемая нами проблема нашла отражение в фундаментальных работах А.М.Архангельского, Н.М.Болдырева, Н.К.Крупской, А.С.Макаренко, В.А. Сухомлинского, И.Ф.Харламова и др., в которых выявляется сущность основных понятий теории нравственного воспитания, указываются способы дальнейшего развития принципов, содержания, форм и методов нравственного воспитания. Такие исследователи как М.М.Гей, А.А.Калюжный, Т.Ф.Лысенко и др освещают в своих работах также проблемы подготовки будущих учителей к нравственному воспитанию школьников, что для нас особенно важно.

Однако решение задач нравственного воспитания в процессе формирования учебной деятельности не достаточно исследовано. Все вышеизложенное обусловило актуальность и выбор темы исследования: «НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

В УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ»

Целью нашего исследования является теоретическое обоснование и экспериментальная проверка возможности нравственного воспитания в процессе учебно-воспитательной деятельности.

Объект исследования – учебно-воспитательная деятельность младших школьников.

Предмет исследования - нравственное воспитание учащихся начальных классов в учебно-воспитательном процессе.

Гипотеза исследования: мы предположили, что наиболее успешно формирование нравственной культуры будет происходить в следующих условиях:

1.                 В содержание работы учителя будут включены компоненты способствующие формированию нравственного сознания, чувств, мышления;

2.                 Будут использоваться различные формы, методы и приемы нравственного воспитания;

3.                 Учитель личным примером будет способствовать воспитанию нравственности;

4.                 Будет использована технология поэтапного формирования нравственной культуры;

5.                 Будет организовано поэтапное понимание детьми полученных знаний и формирование практических умений по этой проблеме;

6.                 Будут организованы условия необходимого применения детьми полученных знаний и умений.

Для достижения поставленной цели и проверки выдвинутой гипотезы необходимо решить следующие задачи:

1.                 Осуществить анализ научной литературы по проблеме исследования;

2.                 Рассмотреть характеристики младшего школьного возраста;

3.                 Раскрыть особенности нравственного воспитания в младшем школьном возрасте;

4.                 Выявить эффективные условия и особенности формирования нравственного сознания, мышления, чувств младших школьников в учебно-воспитательной деятельности;

5.                 Изучить методы, формы и приемы нравственного воспитания младших школьников в учебной деятельности;

6.                 Произвести анализ, а затем и обобщение различных взглядов на данную проблему в литературе;

7.                 Подвести итоги, сформулировать выводы.

В ходе исследования использовались следующие методы:

- теоретические -  поиск, изучение и анализ философской и психолого-педагогической литературы по исследуемой  проблеме;

- эмпирические – педагогическое наблюдение, беседа, метод незаконченных рассказов, опрос, анкетирование, метод экспертных оценок, педагогический эксперимент, обобщение опыта работы.

Исследование осуществлялось в три этапа:

На первом этапе (2005-2006) изучалась и анализировалась литература по теме исследования; обобщался педагогический опыт в области нравственного воспитания младших школьников с целью выявления теоретических основ и современных тенденций нравственного образования.

На втором этапе (2006-2007) определялись проблема, цель, объект и предмет исследования, уточнялась гипотеза исследования, разрабатывались условия формирования нравственного сознания, чувств, мышления; проводился формирующий эксперимент, осуществлялись накопление и обработка полученной информации.

На третьем этапе (2007-2008) проводились анализ, обобщение и систематизация накопленных материалов, интерпретация полученных результатов исследования и их оформление.

Практической базой исследования явилось муниципальное образовательное учреждение г.Екатеринбурга – средняя образовательная школа №208 с углубленным изучение предметов художественно-эстетического цикла.

Структура выпускной квалификационной работы состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложения.

        

ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ПРОЦЕССУ

НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

 

§ 1. ФОРМИРОВАНИЕ НРАВСТВЕННЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ У

ДЕТЕЙ В ПРОЦЕССЕ ИСТОРИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ


Из всех наук, которые должен знать человек, главнейшая есть наука о том, как жить, делая как можно меньше зла и как можно больше добра.

Л.Н. Толстой

 

  .1. ЭТИКА, МОРАЛЬ, НРАВСТВЕННОСТЬ: ПОНЯТИЯ,

СУЩНОСТЬ, ИСТОРИЧЕСКИЙ АСПЕКТ

В начале исследования необходимо раскрыть сущность базовых понятий, которыми мы будем оперировать на протяжении всей работы. Ключевыми понятиями в данном исследовании являются: структура морали, общечеловеческие ценности, этические знания, развитие этических знаний. В истории развития человеческого общества менялся подход к рассмотрению моральных ценностей. Каждый исторический период характеризуется новым этапом в развитии морали. Нашей целью является осветить в первом параграфе, каким образом сформировались ценности современного общества; выявить основные подходы педагогов к целям воспитания подрастающего поколения. Рассмотрим в кратком изложении гносеологические корни современных подходов, определим сущность терминов. Термин «этика» был введен Аристотелем. Это греческое слово «ethos» - обычай, характер, образ мыслей. Предметом этики у Аристотеля являлось учение о добродетелях, добродетельном поведении [ 78, 32 ]. Наряду с понятием этики со времени завоеваний Александра Македонского используется понятие мораль. Это слово латинского происхождения -«moralize» и имеет более узкое значение по сравнению с понятием этики. Мораль, по понятиям древних римлян, является отражением степени приобщенности к «своей» культуре. Для того, чтобы сохранить свою культуру от ассимиляции в эллинской, римлянам необходимо было четко разграничить «свои» обычаи и «чужие». Мораль служила в этом отношении мерилом усвоения общепризнанных черт в поведении собственных предков. Данные различия в происхождении и сущности понятий послужили в дальнейшем тому, что "этика" и "мораль" стали наполняться разным содержанием. Под этикой понимают науку, область знания, предметом которой является мораль ( А.А. Гусейнов, Р. Г. Апресян, И.С. Кон, Ф.Т.Хаматнуров). С понятиями «мораль» и «нравственность» дело обстоит сложнее. Здесь существует два основных подхода. Эти понятия ранее не разделялись в философии (И.С. Кон, В.П. Кобляков). Но современные авторы их разводят. Под моралью понимается специфическое общественное явление, определяемое совокупностью объективных условий жизни общества, это форма общественного сознания, совокупность норм и принципов, которыми люди руководствуются в своем поведении. «Нравственность» же трактуется как более узкое понятие, как область субъективно-индивидуальной моральности, сфера моральной свободы личности (Ф.Т.Хаматнуров, А.И.Шемшурина и др.). Для нашего исследования такое разграничение имеет принципиальное значение. Нравственное воспитание предполагает усвоение человеком общественных норм. В большей степени это уровень обыденного сознания, дети просто воспринимают, запоминают с помощью учителя моральные нормы, присваивая их, тем самым, переводя в область субъективно-индивидуальной нравственности. Этические же знания, исходя из определения этики предполагают теоретический уровень осмысления, обоснование абсолютного и всеобщего характера моральных законов. Таким образом, с нашей точки зрения, более эффективно применение термина этические знания, нежели нравственные нормы.

Роль морали в обществе огромна. Для нас важным моментом является то, что учеными признается мораль как один из основных механизмов управления, регулирования общественной жизни. Например, Л.М. Архангельский выделяет три функции морали: гносеологическая (отражательная), регулятивная и гуманистическая (воспитательная). Е.А. Якуба - функции социальной ориентации и регулирования. Также выделяются функции гносеологическая, воспитательная, революционно-критическая, апологетическая (С.Ф.Анисимов, В.П.Кобляков), функция предвосхищения (А.И. Титаренко), функция формирования социального субъекта (Т.С. Лапина ). Таким образом, мораль имеет всеобъемлющий характер и осуществляет основные функции:

1 .Функция социальной ориентации или социального регулирования;

2.Познавательная (отражательная), революционно-критическая и апологетическая;

3.Мораль как система ценностей, побуждений и ограничений личности воспитательная и более широко - функция формирования социального субъекта.

Говоря о структуре морали, необходимо сказать, что мораль конкретного общества отражается, во-первых, в сфере общественного сознания, во-вторых, в сфере общественной деятельности и, в-третьих, в сфере общественных отношений (И.Л.Зеленкова). Для выявления условий нравственного развития человека, необходимо знать структурную иерархию нравственного сознания. Элементарной формой требования являются нравственные нормы. Посредством предъявления норм в обществе предписывается или же запрещается поведение определенного типа. Следующий уровень морального сознания - нравственное качество. Когда у индивида сформировались определенные нравственные качества, конкретные предписания или запрещения определенных действий в сознании не фиксируются, поскольку человек способен самостоятельно принимать решения.

Еще более обобщенно моральное сознание отражается в понятии «нравственный принцип», в котором обозначаются выработанные в моральном сознании общества требования, касающиеся нравственной сущности человека, его назначения и которые служат основанием для частных норм поведения (И.С.Кон, И.Л.Зеленкова, А.А. Гусейнов).

Наконец, наиболее абстрактный слой морального сознания отражается в понятии "нравственной ценности". Обобщенные представления о чем-то предпочитаемом называются ценностями, на них ориентированы нормы и принципы, подчиняющие поведение человека.

Понятие ценности является высшим результатом развития потребностей человека. Ценности являются наиболее высоким уровнем мотивации поведения по сравнению с потребностями, которые составляют ее низший, элементарный уровень. "На первый план выступает не то, что безусловно необходимо, без чего нельзя существовать ( эта задача решается на уровне потребностей), не то что выгодно с точки зрения материальных условий бытия •( это уровень действия интересов), а то, что должно, что соответствует представлению о назначении человека, его достоинстве, те моменты в мотивации поведения, в которых проявляется самоутверждение и свобода личности." [ 62, 16]. По сравнению с интересом, который представляет собой утверждение единичного во всяком общем деле, ценность — это утверждение всеобщего в деятельности индивида.

Существует понятие высшей ценности, которая обладает свойствами безусловности (абсолютности), то есть независящей от преходящих обстоятельств и универсальности, то есть должна быть принята каждой личностью. Эту высшую ценность также называют идеалом [ 40, 230]. С нашей точки зрения именно усвоение общечеловеческих идеалов и ценностей, понимание их абсолютного и универсального характера должно стать перспективной целью в воспитательной работе с детьми. Особое значение при этом получает система ценностных ориентации. Ценностные ориентации индивида имеют решающее значение в регуляции его поведения. Если в системе ценностных ориентации существует непоследовательность, противоречия в иерархии ценностей, то человек способен изменить своим высоким идеалам под внешним давлением или из-за эгоистических интересов. И наоборот, целостная, осмысленная иерархия ценностей обеспечивает последовательность в поведении, верность выбранной цели, несмотря на обстоятельства [62, 203].

Содержание ценностных ориентации (мировоззренческие, нравственные убеждения, глубокие и постоянные привязанности, нравственные принципы поведения ) является элементом саморегуляции деятельности личности. Благодаря тому, что мораль пронизывает все сферы жизнедеятельности человека, любые действия имеют определенное нравственное значение. Поэтому нравственная деятельность это не какая-то отдельная изолированная

Слова «нравственность», «мораль», «этика» близки по смыслу. Но возникли они в трех разных языках. Слово «этика» происходит от греч. ethos — нрав, характер, обычай. Его ввел в обиход 2300 лет назад Аристотель, который назвал «этическими» добродетели или достоинства человека, проявляющиеся в его поведений, — такие качества, как мужество, благоразумие, честность, а «этикой» — науку об этих качествах. Слово «мораль» — латинского происхождения. Оно образовано от лат. mos (множ. число mores), что означало примерно то же, что ethos в греческом — нрав. обычай. Цицерон, следуя примеру Аристотеля, образовал от него слова moralis — моральный и moralitas — мораль, которые стали латинским эквивалентом греческих слов этический и этика. А «нравственность» — русское слово, происходящее от корня «нрав».Оно впервые попало в словарь русского языка в XVIII столетии и стало употребляться наряду со словами «этика» и «мораль» как их синоним. Так в русском языке появились три слова с примерно одним и тем же значением.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8