Нравственное воспитание младших школьников в учебно-воспитательном процессе
Нравственное воспитание младших школьников в учебно-воспитательном процессе
Министерство
образования и науки РФ
Федеральное
агентство по образованию
Государственное
образовательное учреждение
Высшего
профессионального образования
«Уральский
Государственный Педагогический Университет»
Институт
Педагогики и Психологии Детства
Кафедра
педагогики
и
психологии детства
НРАВСТВЕННОЕ
ВОСПИТАНИЕ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
В
УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ
Выпускная
квалификационная работа
Исполнитель:
Ветошкина
Е.В.,
студентка
5 курса
очного
отделения
Руководитель:
доктор
пед. наук,
профессор
Коротаева
Е.В.
Екатеринбург
2008
ВВЕДЕНИЕ.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К
ПРОЦЕССУ НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
§ 1. ПСИХОЛОГО – ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ И
ИСТОРИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ
§ 2. ХАРАКТЕРИСТИКА МЛАДШЕГО
ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
§ 3. ОСОБЕННОСТИ НРАВСТВЕННОГО
ВОСПИТАНИЯ В МЛАДШЕМ ШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ
§ 4. СПОСОБЫ ОРГАНИЗАЦИИ
НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ В ПРОЦЕССЕ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
ГЛАВА II. ИЗУЧЕНИЕ И СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ НРАВСТВЕННЫХ КАЧЕСТВ
МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
§ 1. ДИАГНОСТИКА УРОВНЯ
СФОРМИРОВАННОСТИ НРАВСТВЕННЫХ КАЧЕСТВ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В
УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Вопросы
нравственного развития, воспитания, совершенствования человека волновали
общество всегда и во все времена. Особенно сейчас, когда все чаще можно
встретить жестокость и насилие, проблема нравственного воспитания становится
все более актуальной. Недостатки и просчеты нравственного воспитания
обусловлены обострившимися жизненными противоречиями. Часть школьников поражена
социальным инфантилизмом, скептицизмом, нежеланием активно участвовать в
общественных делах, откровенными иждивенческими настроениями. Кто как не
учитель, имеющий возможность влияния на воспитание ребенка должен уделить этой
проблеме важнейшую роль в своей деятельности. Именно поэтому школа, а в
частности учитель, решая задачи воспитания, должны опереться на разумное и
нравственное в человеке, помочь каждому воспитаннику определить ценностные
основы собственной жизнедеятельности. Этому поможет нравственное воспитание, органически
вплетенное в учебно-воспитательный процесс и составляющее его неотъемлемую
часть.
Исследуемая
нами проблема нашла отражение в фундаментальных работах А.М.Архангельского,
Н.М.Болдырева, Н.К.Крупской, А.С.Макаренко, В.А. Сухомлинского, И.Ф.Харламова и
др., в которых выявляется сущность основных понятий теории нравственного
воспитания, указываются способы дальнейшего развития принципов, содержания,
форм и методов нравственного воспитания. Такие исследователи как М.М.Гей,
А.А.Калюжный, Т.Ф.Лысенко и др освещают в своих работах также проблемы
подготовки будущих учителей к нравственному воспитанию школьников, что для нас
особенно важно.
Однако
решение задач нравственного воспитания в процессе формирования учебной
деятельности не достаточно исследовано. Все вышеизложенное обусловило
актуальность и выбор темы исследования: «НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ МЛАДШИХ
ШКОЛЬНИКОВ
В
УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ»
Целью
нашего исследования является теоретическое обоснование и экспериментальная
проверка возможности нравственного воспитания в процессе учебно-воспитательной
деятельности.
Объект
исследования – учебно-воспитательная деятельность младших школьников.
Предмет
исследования - нравственное воспитание учащихся начальных классов в
учебно-воспитательном процессе.
Гипотеза
исследования: мы предположили, что наиболее успешно
формирование нравственной культуры будет происходить в следующих условиях:
1.
В содержание работы учителя будут включены
компоненты способствующие формированию нравственного сознания, чувств, мышления;
2.
Будут использоваться различные формы, методы и
приемы нравственного воспитания;
3.
Учитель личным примером будет способствовать
воспитанию нравственности;
4.
Будет использована технология поэтапного
формирования нравственной культуры;
5.
Будет организовано поэтапное понимание детьми
полученных знаний и формирование практических умений по этой проблеме;
6.
Будут организованы условия необходимого
применения детьми полученных знаний и умений.
Для
достижения поставленной цели и проверки выдвинутой гипотезы необходимо решить
следующие задачи:
1.
Осуществить анализ научной литературы по
проблеме исследования;
2.
Рассмотреть характеристики младшего школьного
возраста;
3.
Раскрыть особенности нравственного воспитания в
младшем школьном возрасте;
4.
Выявить эффективные условия и особенности
формирования нравственного сознания, мышления, чувств младших школьников в
учебно-воспитательной деятельности;
5.
Изучить методы, формы и приемы нравственного
воспитания младших школьников в учебной деятельности;
6.
Произвести анализ, а затем и обобщение различных
взглядов на данную проблему в литературе;
7.
Подвести итоги, сформулировать выводы.
В
ходе исследования использовались следующие методы:
-
теоретические - поиск, изучение и анализ философской и психолого-педагогической
литературы по исследуемой проблеме;
- эмпирические – педагогическое наблюдение, беседа, метод незаконченных рассказов, опрос, анкетирование, метод экспертных оценок, педагогический эксперимент, обобщение опыта работы.
Исследование
осуществлялось в три этапа:
На
первом этапе (2005-2006) изучалась и анализировалась литература по теме
исследования; обобщался педагогический опыт в области нравственного воспитания
младших школьников с целью выявления теоретических основ и современных тенденций
нравственного образования.
На
втором этапе (2006-2007) определялись проблема, цель, объект и предмет
исследования, уточнялась гипотеза исследования, разрабатывались условия
формирования нравственного сознания, чувств, мышления; проводился формирующий
эксперимент, осуществлялись накопление и обработка полученной информации.
На
третьем этапе (2007-2008) проводились анализ, обобщение и систематизация
накопленных материалов, интерпретация полученных результатов исследования и их
оформление.
Практической
базой исследования явилось муниципальное образовательное
учреждение г.Екатеринбурга – средняя образовательная школа №208 с углубленным
изучение предметов художественно-эстетического цикла.
Структура
выпускной квалификационной работы состоит из введения, двух глав, заключения,
списка литературы и приложения.
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ
ПОДХОДЫ К ПРОЦЕССУ
НРАВСТВЕННОГО
ВОСПИТАНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
§ 1. ФОРМИРОВАНИЕ НРАВСТВЕННЫХ
ПРЕДСТАВЛЕНИЙ У
ДЕТЕЙ В ПРОЦЕССЕ ИСТОРИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ
Из
всех наук, которые должен знать человек, главнейшая есть наука о том, как
жить, делая как можно меньше зла и как можно больше добра.
Л.Н.
Толстой
|
.1.
ЭТИКА, МОРАЛЬ, НРАВСТВЕННОСТЬ: ПОНЯТИЯ,
СУЩНОСТЬ,
ИСТОРИЧЕСКИЙ АСПЕКТ
В
начале исследования необходимо раскрыть сущность базовых понятий, которыми мы
будем оперировать на протяжении всей работы. Ключевыми понятиями в данном
исследовании являются: структура морали, общечеловеческие ценности, этические
знания, развитие этических знаний. В истории развития человеческого общества
менялся подход к рассмотрению моральных ценностей. Каждый исторический период
характеризуется новым этапом в развитии морали. Нашей целью является осветить в
первом параграфе, каким образом сформировались ценности современного общества;
выявить основные подходы педагогов к целям воспитания подрастающего поколения. Рассмотрим
в кратком изложении гносеологические корни современных подходов, определим
сущность терминов. Термин «этика» был введен Аристотелем. Это греческое слово
«ethos» - обычай, характер, образ мыслей. Предметом этики у Аристотеля являлось
учение о добродетелях, добродетельном поведении [ 78, 32 ]. Наряду с понятием
этики со времени завоеваний Александра Македонского используется понятие мораль.
Это слово латинского происхождения -«moralize» и имеет более узкое значение по
сравнению с понятием этики. Мораль, по понятиям древних римлян, является
отражением степени приобщенности к «своей» культуре. Для того, чтобы сохранить
свою культуру от ассимиляции в эллинской, римлянам необходимо было четко
разграничить «свои» обычаи и «чужие». Мораль служила в этом отношении мерилом
усвоения общепризнанных черт в поведении собственных предков. Данные различия в
происхождении и сущности понятий послужили в дальнейшем тому, что
"этика" и "мораль" стали наполняться разным содержанием. Под
этикой понимают науку, область знания, предметом которой является мораль ( А.А.
Гусейнов, Р. Г. Апресян, И.С. Кон, Ф.Т.Хаматнуров). С понятиями «мораль» и
«нравственность» дело обстоит сложнее. Здесь существует два основных подхода.
Эти понятия ранее не разделялись в философии (И.С. Кон, В.П. Кобляков). Но
современные авторы их разводят. Под моралью понимается специфическое
общественное явление, определяемое совокупностью объективных условий жизни
общества, это форма общественного сознания, совокупность норм и принципов,
которыми люди руководствуются в своем поведении. «Нравственность» же трактуется
как более узкое понятие, как область субъективно-индивидуальной моральности,
сфера моральной свободы личности (Ф.Т.Хаматнуров, А.И.Шемшурина и др.). Для
нашего исследования такое разграничение имеет принципиальное значение.
Нравственное воспитание предполагает усвоение человеком общественных норм. В
большей степени это уровень обыденного сознания, дети просто воспринимают,
запоминают с помощью учителя моральные нормы, присваивая их, тем самым,
переводя в область субъективно-индивидуальной нравственности. Этические же
знания, исходя из определения этики предполагают теоретический уровень осмысления,
обоснование абсолютного и всеобщего характера моральных законов. Таким образом,
с нашей точки зрения, более эффективно применение термина этические знания,
нежели нравственные нормы.
Роль
морали в обществе огромна. Для нас важным моментом является то, что учеными
признается мораль как один из основных механизмов управления, регулирования
общественной жизни. Например, Л.М. Архангельский выделяет три функции морали:
гносеологическая (отражательная), регулятивная и гуманистическая
(воспитательная). Е.А. Якуба - функции социальной ориентации и регулирования.
Также выделяются функции гносеологическая, воспитательная,
революционно-критическая, апологетическая (С.Ф.Анисимов, В.П.Кобляков), функция
предвосхищения (А.И. Титаренко), функция формирования социального субъекта
(Т.С. Лапина ). Таким образом, мораль имеет всеобъемлющий характер и осуществляет
основные функции:
1
.Функция социальной ориентации или социального регулирования;
2.Познавательная
(отражательная), революционно-критическая и апологетическая;
3.Мораль
как система ценностей, побуждений и ограничений личности воспитательная и более
широко - функция формирования социального субъекта.
Говоря
о структуре морали, необходимо сказать, что мораль конкретного общества
отражается, во-первых, в сфере общественного сознания, во-вторых, в сфере
общественной деятельности и, в-третьих, в сфере общественных отношений
(И.Л.Зеленкова). Для выявления условий нравственного развития человека,
необходимо знать структурную иерархию нравственного сознания. Элементарной
формой требования являются нравственные нормы. Посредством предъявления норм в
обществе предписывается или же запрещается поведение определенного типа. Следующий
уровень морального сознания - нравственное качество. Когда у индивида
сформировались определенные нравственные качества, конкретные предписания или
запрещения определенных действий в сознании не фиксируются, поскольку человек
способен самостоятельно принимать решения.
Еще
более обобщенно моральное сознание отражается в понятии «нравственный принцип»,
в котором обозначаются выработанные в моральном сознании общества требования,
касающиеся нравственной сущности человека, его назначения и которые служат
основанием для частных норм поведения (И.С.Кон, И.Л.Зеленкова, А.А. Гусейнов).
Наконец,
наиболее абстрактный слой морального сознания отражается в понятии
"нравственной ценности". Обобщенные представления о чем-то
предпочитаемом называются ценностями, на них ориентированы нормы и принципы, подчиняющие
поведение человека.
Понятие
ценности является высшим результатом развития потребностей человека. Ценности
являются наиболее высоким уровнем мотивации поведения по сравнению с
потребностями, которые составляют ее низший, элементарный уровень. "На
первый план выступает не то, что безусловно необходимо, без чего нельзя
существовать ( эта задача решается на уровне потребностей), не то что выгодно с
точки зрения материальных условий бытия •( это уровень действия интересов), а
то, что должно, что соответствует представлению о назначении человека, его достоинстве,
те моменты в мотивации поведения, в которых проявляется самоутверждение и
свобода личности." [ 62, 16]. По сравнению с интересом, который
представляет собой утверждение единичного во всяком общем деле, ценность — это
утверждение всеобщего в деятельности индивида.
Существует
понятие высшей ценности, которая обладает свойствами безусловности
(абсолютности), то есть независящей от преходящих обстоятельств и
универсальности, то есть должна быть принята каждой личностью. Эту высшую
ценность также называют идеалом [ 40, 230]. С нашей точки зрения именно
усвоение общечеловеческих идеалов и ценностей, понимание их абсолютного и
универсального характера должно стать перспективной целью в воспитательной
работе с детьми. Особое значение при этом получает система ценностных
ориентации. Ценностные ориентации индивида имеют решающее значение в регуляции
его поведения. Если в системе ценностных ориентации существует
непоследовательность, противоречия в иерархии ценностей, то человек способен
изменить своим высоким идеалам под внешним давлением или из-за эгоистических
интересов. И наоборот, целостная, осмысленная иерархия ценностей обеспечивает
последовательность в поведении, верность выбранной цели, несмотря на
обстоятельства [62, 203].
Содержание
ценностных ориентации (мировоззренческие, нравственные убеждения, глубокие и
постоянные привязанности, нравственные принципы поведения ) является элементом
саморегуляции деятельности личности. Благодаря тому, что мораль пронизывает все
сферы жизнедеятельности человека, любые действия имеют определенное
нравственное значение. Поэтому нравственная деятельность это не какая-то
отдельная изолированная
Слова
«нравственность», «мораль», «этика» близки по смыслу. Но возникли они в трех
разных языках. Слово «этика» происходит от греч. ethos — нрав, характер,
обычай. Его ввел в обиход 2300 лет назад Аристотель, который назвал
«этическими» добродетели или достоинства человека, проявляющиеся в его
поведений, — такие качества, как мужество, благоразумие, честность, а «этикой»
— науку об этих качествах. Слово «мораль» — латинского происхождения. Оно
образовано от лат. mos (множ. число mores), что означало примерно то же, что
ethos в греческом — нрав. обычай. Цицерон, следуя примеру Аристотеля, образовал
от него слова moralis — моральный и moralitas — мораль, которые стали латинским
эквивалентом греческих слов этический и этика. А «нравственность» — русское
слово, происходящее от корня «нрав».Оно впервые попало в словарь русского языка
в XVIII столетии и стало употребляться наряду со словами «этика» и «мораль» как
их синоним. Так в русском языке появились три слова с примерно одним и тем же
значением.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8
|