Нравственное воспитание детей через ролевую игру
Нравственное воспитание детей через ролевую игру
СОДЕРЖАНИЕ
Введение
Глава 1.
Нравственное воспитание детей дошкольного возраста 7
1.1. Роль семьи в нравственном воспитании ребёнка 7
1.2. Влияние педагога-воспитателя на нравственное воспитание дошкольника
13
1.3. Значение детского коллектива в воспитании нравственности в
дошкольном возрасте 15
Глава 2. Игра как
средство нравственного воспитания у детей дошкольного
возраста 20
2.1. Особенности
и виды игры у дошкольников 20
2.2. Значение и
сущность игры в дошкольном возрасте 23
2.3. Дошкольное период как воспитание нравственности ребёнка 25
Глава 3. Ролевая
игра как способ отображения окружающего мира в дошкольном возрасте
31
3.1. Функции ролевой игры
31
3.2. Организация
экспериментальной работы 37
3.3. Анализ
полученных результатов 45
Заключение
Литература
Приложения
.
ВВЕДЕНИЕ
Проблема
нравственного воспитания детей дошкольного возраста актуализируется сложившейся
ситуацией в современном обществе. Возникший ценностный вакуум, бездуховность,
обусловленная отчуждением человека от культуры как способа сохранения и
передачи ценностей, ведут к изменению понимания добра и зла у подрастающего
поколения и ставят общество перед опасностью моральной деградации. Требует
переосмысления сама система нравственного воспитания дошкольника. Данное
направление исследований в современной отечественной педагогике по числу
разработок, их полноте и системности обеспечено слабее, чем умственное,
физическое и другие виды воспитания. Если в ранее существовавшей практике
дошкольных учреждений нравственное воспитание определялось идеологическими
стандартами и ограничивалось знакомством с некоторыми нравственными нормами
(правилами вежливости, этикета), а методы нравственного воспитания основывались
на внешнем воздействии на ребенка (метод убеждения, внушения, этические
беседы), то сегодня доминирующими ориентирами в определении содержания
нравственного воспитания должны стать такие общечеловеческие ценности, как добро,
справедливость, гуманизм (B.C. Библер, В.А. Блюмкин, Е.В. Бондаревская, P.P.
Калинина, A.M. Счастная, Н.И. Цуканова).
В процессе
развития личность проходит периоды особой открытости определенным общественным
воздействиям и внутренней готовности к их принятию. Периодом такой открытости
различным социально-нравственным, духовным и педагогическим воздействиям и
готовности к их принятию является дошкольное детство, особенно, период между 5
и 7 годами жизни. Этот этап является наиболее сензитивным для формирования данной готовности,
а способность осуществлять нравственный выбор у детей этого возраста
складывается на основе развивающейся нравственно-оценочной деятельности
сознания и обусловлена их потребностью в одобрении и признании. В фундамент
развития этой способности ложится развивающаяся самостоятельность
ребенка-дошкольника и его желание добровольно следовать социально-одобряемым моральным эталонам поведения.
Несмотря на множественность подходов к исследованию проблемы
нравственного воспитания детей, остаются недостаточно выясненными механизмы
становления и развития начал их нравственного сознания, не в полной мере
выявлены ресурсы для совершенствования содержания и технологии его
формирования. Также недостаточно изучены и выявлены возможности и особенности
реализации индивидуального подхода к детям в процессе соответствующей
педагогической работы.
Вычленение проблемы нравственного воспитания современных
дошкольников посредством игры из общего тематического поля исследований,
позволит более глубоко осмыслить пути, средства, возможности и специфику
педагогической работы с детьми в ДОУ.
Объектом
исследования является процесс нравственного воспитания детей дошкольного
возраста.
Предметом
исследования является игра как нравственное воспитание дошкольника.
Цель
исследования – изучить игру как средство нравственного воспитания
дошкольника.
Гипотеза
исследования состоит в предположении о том, что успешность процесса
нравственного воспитания детей старшего дошкольного возраста зависит от:
-
включения ролевой игры в процесс нравственного воспитания;
-
расширения арсенала методов и приемов нравственного воспитания технологическими
элементами современной педагогики;
-
создания и организации игровой среды дошкольного образовательного учреждения,
наполненной нравственными ценностями, стимулирующей формирование у ребенка
гуманных способов и форм поведения в социуме.
Задачи
исследования:
1)
изучить и проанализировать научную литературу по проблеме нравственного
воспитания и ролевых игр дошкольников;
2) охарактеризовать
значение и сущность игры в дошкольном возрасте;
3) выявить
значимое социальное окружение в нравственном воспитании дошкольника;
4) рассмотреть педагогические условия эффективного использования ролевой игры в
процессе нравственного воспитания детей.
Методологическую
основу исследования составили следующие подходы:
-
аксиологический, в рамках которого человек рассматривается в совокупности
ценностей общества и самоцелей общественного развития;
-
личностно-деятельностный, требующий перевода ребенка в позицию субъекта
познания, деятельности и общения;
-
культурологический, рассматривающий традиционную культуру народа как
неотъемлемую часть общечеловеческой культуры, что дает возможность творчески
овладеть духовно-ценностным опытом предшествующих поколений;
-
системный подход, ориентированный на целостное изучение и формирование
личности;
-
сферный подход, предлагающий рассматривать педагогический процесс (образование)
в определенной социокультурной среде (пространстве) образовательного учреждения
и социума в целом.
Теоретической
основой исследования стали: теоретические положения о личности как высшей
ценности развития общества; идея уникальности и самоценности дошкольного
возраста; положение о потенциальных возможностях ребенка - дошкольника; принцип
детерминизма, единства человеческого сознания и деятельности в понимании общей
педагогики, развиваемый в трудах А.В. Запорожца, С.Н. Подласного, В.А.
Сухомлинского и др.; идеи и концепции, раскрывающие сущность нравственного развития
дошкольника (С.А.
Козлова, Я.З. Неверович, А.В. Запорожец, Н.Н. Поддъяков и др.); о роли гуманных
чувств в формировании морального облика ребенка (Т.А. Владимирова, А.В.
Запорожец, И.А. Княжева, Л.П. Стрелкова, С.А. Улитко и др.); возможностей
разных видов деятельности в формировании нравственных качеств, отношений (Р.С.
Буре, Л.В. Крайнова, В.Н. Давидович и др.); положения ребенка в группе сверстников
(Т.А. Репина, О.М. Гостюхина, С.Г. Якобсон и др.); значимости норм и правил в
регуляции ребенком собственного поведения (Т.П. Гаврилова, Т.И. Ерофеева, Е.А.
Киянченко и др.); воспитания культуры поведения (С.В. Петерина, И.Н.
Курочкина, В.Г. Нечаева и др.).
.
Глава 1.
НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
1.1. Роль
семьи в нравственном воспитании ребёнка
С момента
рождения семья организует жизнь ребенка по социальным правилам. Его кормят,
укладывают спать, купают в определенное время, приучая к режиму дня. Ухаживая
за малышом, родители пользуются предметами, которые имеют строго фиксированные
функции и правила применения: для пеленания - пеленки, для кормления -
бутылочка с соской или ложка, для купания - ванночка, полотенце, мыло. После 4
мес. развитие хватания приводит к тому, что резко возрастает активность малыша
в отношении предметов. Он начинает манипулировать с ними. И снова родители
направляют манипулирование в определенное русло, в соответствии с правилами,
которым ребенок подчиняется лишь в ситуации непосредственного контакта со
взрослыми: выполнение действий по правилам придает жизни малыша известную
организованность.
Напомним, что в
первом полугодии жизни у ребенка формируется потребность в общении со взрослым,
стремление войти с ним в контакт, привлечь к себе его внимание. В ответ на
любовь и заботу взрослого у младенца складываются положительное самоощущение,
жизнерадостность, доброжелательность, любознательность. Указанные особенности
выступают как предпосылки нравственного развития.
На всем
протяжении первого года жизни взрослый выражает свое отношение к поведению
ребенка, используя для этого экспрессивно-мимические средства: мимику,
пантомимику, интонации речи. Одни действия малыша взрослый поощряет, другие
порицает и, таким образом, выражает свои требования к ребенку. Младенец еще не
понимает смысл этих требований, но хорошо чувствует интонацию голоса,
улавливает эмоциональное отношение. Например, ребенок хорошо поел, а взрослый
одобрительно кивает ему, улыбается, поглаживает, говорит ласково: «Молодец».
Развитие
ориентировки на речь взрослого приводит в конце первого года жизни к установлению
связей между словом и действием, способом поведения. Такие связи способствуют
освоению ребёнком социальных форм поведения. «Скажи тете «до свидания», -
говорит мама малышу, и он машет рукой. - «Скажи спасибо», - и он наклоняет
голову.
В раннем детстве
освоение ходьбы значительно расширяет сферу взаимодействий малыша с окружающим
миром. Усложняются формы поведения ребенка и расширяется круг доступных малышу
предметов. Он все больше включается в совместную со взрослым деятельность, в
частности бытовую. В то же время расширяется сфера проявления
самостоятельности. Происшедшие изменения в жизни ребенка вызывают необходимость
введения более сложных нравственных правил. Например, проявлять умение
подождать, если воспитатель занят с другим ребенком, бережно обращаться с
игрушками, убирать их на место, просить игрушки и делиться ими с другими
детьми, не топтать зеленые насаждения, бросать мусор только в предназначенные
для этого места.
Формирование
нравственных привычек в раннем детстве происходит в бытовой и предметной
деятельности, когда взрослый демонстрирует способ поведения и требует от
ребенка его выполнения сначала в совместной с ним деятельности, а затем в
самостоятельной. «Чем моложе ребенок, тем непосредственнее должно быть его
нравственное воспитание, тем больше должно его не учить, а приучать к хорошим
чувствам, наклонности и манерам, основывая все преимущественно на привычке», -
подчеркивал В.Г.Белинский[1].
Стремление малыша
к совместной со взрослым жизни и деятельности, его высокая подражательность
делают особенно важным для нравственного развития пример взрослых. Он
перенимает у воспитателей и родителей стиль поведения, манеры, привычки и даже
отношение к людям, предметам, животным. Так, слова «плохо» и «хорошо» сначала
выражают отношение взрослого, а ребенок лишь вспоминает и повторяет их в
похожих ситуациях.
Совершая
положительные поступки, ребенок (до 3 лет) не выделяет их как таковые.
Оценивает поступки взрослый, придавая им позитивный оттенок. Без контроля с его
стороны малыш действует ситуативно и импульсивно, поэтому часто нарушает
запреты. Чтобы устранить возможность нарушения запретов, целесообразно убрать
предметы, с которыми не разрешается действовать, в недоступное место; исключить
возможности того, что ребенок их найдет или достанет; сделать недоступными
опасные места; создать условия для положительных проявлений активности и
самостоятельности (например, в движении, в игре, предоставив малышу достаточное
количество игрушек в соответствии с его возрастом и интересами). Кроме того, ни
в коем случае не следует разрешать ребенку делать та, что будет потом
запрещено.
Нравственное
поведение ребенка слито с положительным эмоциональным отношением к объекту, на
который оно направлено. Малыш скорее поделится игрушкой или сладостями с тем
сверстником, к которому у него взрослый вызвал сочувствие. Поэтому хорошее
настроение, доброжелательность, к окружающим создает предпосылку для
нравственных проявлений.
В дошкольном
возрасте создаются наиболее благоприятные условия для нравственного развития
детей. В этот период расширяется и перестраивается система взаимоотношений
ребенка со взрослыми и сверстниками, усложняются виды деятельности, возникает
совместная со сверстниками деятельность[2]. Напомним,
что в раннем детстве ребенок освоил широкий круг предметных действий, «открыл»
способы употребления предметов. Это «открытие» неизбежно привело его ко
взрослому как к носителю общественного способа выполнения действий, как к
образцу, с которым надо себя сравнивать. Ребенок пристально присматривается к
миру взрослых, начиная выделять в нем взаимоотношения между людьми. Дошкольник
постигает мир человеческих отношений, открывает законы, по которым строится
взаимодействие людей, то есть нормы поведения. Стремясь стать взрослым,
дошкольник подчиняет свои действия общественным нормам и правилам поведения.
Ведущим видом
деятельности становится сюжетно-ролевая игра, где ребенок моделирует способы
поведения, действия, взаимоотношения взрослых. В ней на первый план выдвигаются
отношения между людьми и смысл их труда. Выполняя роли, ребенок учится
действовать в соответствии с нравственными нормами, принятыми в человеческом
обществе.
Нравственное
развитие дошкольника включает три взаимосвязанные сферы. В сфере моральных
знаний, суждений, представлений, то есть когнитивной сфере, дети овладевают
различными сторонами общественного Морального сознания, и прежде всего
пониманием моральных требований, критериев моральной оценки. Ребенок учится
добровольно следовать нормам морали, даже если ее нарушение связано с личной
выгодой и малыш уверен в безнаказанности. Таким образом, овладев моральным
поведением, ребенок способен сделать правильный моральный выбор не на словах, а
в действии. В сфере морально ценных переживаний у ребенка складываются морально
ценные и морально одобряемые отношения к другим людям. Так, у ребенка
формируются гуманистические, альтруистские чувства и отношения, например
внимание к нуждам и интересам других, способность считаться с ними, сочувствие
чужим бедам и радостям, а также переживание вины при нарушении норм.
В старшем дошкольном возрасте развитие моральных оценок неразрывно
связано с тем, как взрослый оценивает поступки детей. Так, легче понимаются и
оцениваются те качества, которые взрослый чаще выделяет и оценивает. Старший
дошкольник становится инициатором бесед с родителями и воспитателями, тему
которых можно обозначить так: «Что такое хорошо, что такое плохо»...
Важную роль в формировании нравственных суждений и оценок у детей
играет художественная литература. Дети 3-4 лет не осознают мотивов своего отношения
к герою, просто оценивая его как плохой или хороший.
В 3-4 года ребенок уже может дать правильную моральную оценку, не
осмысливая ситуацию, а перенося свое положительное или отрицательное отношение
на конкретные поступки героев. Отношение к герою и определяет eгo оценку
малышом. В возрасте около 4 лет может наблюдаться несовпадение эмоционального и
морального отношения к герою. В 4-5 лет формируются понятия «плохо», «хорошо».
Тогда и возникает оценка героя на основе содержания его поступков. Ребенок
проникает во взаимодействие персонажей и учитывает не только то, кто выполнил
действие, но и на кого оно направлено. После 4 лет с развитием сопереживания и
содействия герою возникает нравственная аргументация теперь дети указывают на
общественную значимость поступков. Таким образом, действия в воображаемом плане
помогают ребенку подойти к осмыслению мотивов поведения, а эмоциональное
отношение к герою начинает отделяться от моральной оценки его поступков.
Старшие дошкольники понимают моральную сторону народных сказок.
Отрицательная моральная сторона поступков героев вызывает резкий протест и
возмущение. Дети сознательно встают на сторону добра.
В возрасте 3-7 лет у детей складываются этические эталоны-образцы,
которые содержат более или менее обобщенное представление о положительном или
отрицательном поведении в жизненных ситуациях. Дошкольник соотносит свое
поведение не только с конкретным взрослым, но и с обобщенным представлением. То
есть внешний образец поведения взрослого переходит во внутренний план, расширяя
возможности нравственного развития личности.
У старшего дошкольника формируются обобщенные представления о
дружбе, взаимопомощи, преданности, доброте.
В дошкольном возрасте нравственные представления дошкольника
влияют на его обыденную жизнь. В реальной жизни ребенок демонстрирует попытки
совершать нравственные действия и разрешать конфликты, проявляя эмоциональную
направленность на окружающих.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7
|