Нравственное воспитание педагогически запущенных подростков
Нравственное воспитание педагогически запущенных подростков
ВВЕДЕНИЕ. 3
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ
ПРОБЛЕМЫ НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКИ ЗАПУЩЕННЫХ ПОДРОСТКОВ. 5
1.1 Содержание и задачи нравственного
воспитания педагогически запущенных подростков. 5
1.2 Психологическая
характеристика педагогически запущенных подростков. 8
1.3 Особенности нравственного
воспитания педагогически запущенных подростков 13
ГЛАВА 2 ФОРМЫ И МЕТОДЫ РАБОТЫ
УЧИТЕЛЯ С ПЕДАГОГИЧЕСКИ ЗАПУЩЕННЫМИ ПОДРОСТКАМИ В ПРОЦЕССЕ НРАВСТВЕННОГО
ВОСПИТАНИЯ 17
2.1 Программа индивидуальной
работы с «трудными» учащимися в процессе нравственного воспитания. 17
2.2 Модель воспитательной деятельности
учителя с педагогически запущенными учащимися в процессе нравственного
воспитания. 20
2.3 Система работы педагога по
устранению отклонений в поведении учащихся 22
ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 28
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ.. 30
ПРИЛОЖЕНИЕ 1. 32
ПРИЛОЖЕНИЕ 2. 33
ПРИЛОЖЕНИЕ 3. 34
ПРИЛОЖЕНИЕ 4. 35
ВВЕДЕНИЕ
В настоящее время
проблема нравственного воспитания подрастающего поколения приобретают особую
остроту, так как сейчас мы можем наблюдать множество подростков, которые стали
на тернистый путь преступления. Причинами отклонений в поведении учащихся
являются: дефекты семейного воспитания, недостатки учебно-воспитательного
процесса школы, индивидуальные психофизиологические особенности ребенка, кризис
подросткового возраста.
По данным
российских социологов в 90-х годах 20 в. на 30 % увеличилось количество тяжких
преступлений, которые совершаются подростками. Контингент неблагополучных
учащихся, который раньше наблюдался в основном в ПТУ, теперь в определенной
мере присутствует и в техникумах, и в вузах, и даже в школах, демонстрируя,
прежде всего социальную запущенность, которая часто становится основой
педагогической запущенности.
Особенно данная
проблема обостряется на переходных этапах развития общества, когда происходит
смена идеологий и лежащие в ее основе системы ценностей. Как воспитать
нравственную личность, смысл жизни которой был бы тесно связан с судьбой
народа, нации, страны? Какие принципы и технологии необходимо для этого
использовать? В ответах на эти вопросы и заключается актуальность и научная
новизна, которая превращает традиционную проблему нравственного воспитания в
насущную педагогическую. Актуальность ее обусловлена противоречием между
знаниями и моральной убежденностью учащихся, между школой и жизнью.
Нравственное
воспитание педагогически запущенных подростков в настоящее время просто
необходимо, так как оно формирует гармонически развитую личность, способствует
развитию таких качеств как: доброта, честность, трудолюбие, отзывчивость,
чувство взаимопомощи, порядочность, дисциплинированность, коллективизм.
Исследуемая нами
проблема нашла отражение в исследованиях таких философов античности как:
Пифагор, Демокрит, Аристотель. Значительный вклад в раскрытие нашей темы внесли ряд советских исследователей таких
как: Л.Н. Толстой, А.С. Макаренко, В.А. Сухомлинский, Н.И. Болдырев, И.Ф.
Харламов, И.С. Марьенко, а так же ряд российских ученных: Б.Т. Лихачев, Л.А.
Попов, Л.Г. Григорович, И.П.
Цель курсовой
работы: охарактеризовать и проанализировать поведение педагогически запущенных
подростков в процессе нравственного воспитания.
Объект
исследования: Нравственное воспитание педагогически запущенных подростков как
психолого-педагогическая проблема в современном образовании.
Предмет
исследования: Нравственное воспитание педагогически запущенных подростков.
В курсовой работе
определены следующие задачи:
1. теоретически
обосновать данную проблему;
2.
охарактеризовать «трудных» подростков;
3.
проанализировать формы и методы работы учителя с «трудными» подростками в
процессе нравственного воспитания;
Для достижения
поставленной цели и решения задач в работе были использованы следующие методы:
анализ педагогической литературы; наблюдение; беседа; анкетирование; изучение
передового педагогического опыта.
Термин
нравственность берет свое начало от слова нрав. По латыни нравы звучат как
moralis — мораль. «Нравы — это те эталоны и нормы, которыми руководствуются
люди в своем поведении, в своих повседневных поступках. Л.А. Григорович дал
следующее определение «нравственность — это личностная характеристика,
объединяющая такие качества и свойства, как доброта, порядочность,
дисциплинированность, коллективизм.»[7, c.10]
«Нравственные
нормы — это правила, требования, определяющие, как человек должен поступить в
той или иной конкретной ситуации. Нравственная норма может побуждать ребенка к
определенным поступкам и действиям, а может и запрещать или предостерегать от
них.» [7, c.12]
Нравственное
воспитание школьников относится к числу традиционных педагогических проблем.
Еще Я.А. Коменский считал, что каждое поколение решает ее по-своему, исходя из
определенного круга вопросов.
Суть проблемы
нравственного воспитания школьников не только в том, какие ценности в данное
время пропагандируются и служат основой целенаправленного воздействия на них с
целью вызвать изменение самой мотивации их поведения, но и в том, какие педагогические
принципы при этом используются.
Нравственное
воспитание — относительно самостоятельные направления воспитательной работы.
Оно решает свои специфические задачи, имеет собственные средства и методы. Главным
фактором нравственного воспитания является воспитание чувств подрастающего
поколения. В.А. Сухомлинский писал: «Нравственные убеждения, взгляды, привычки
— все это связано с чувствами. Чувство — это, образно говоря, живительная почва
для высоконравственных поступков. Там, где нет чуткости, тонкости восприятия
окружающего мира, вырастают бездушные, бессердечные люди. Чуткость,
впечатлительность души формируется в детские годы — упущенного никогда не
наверстаешь».
Нравственные
чувства разнообразны по своему содержанию и направленности. Объектом этих
чувств являются люди, их социальное поведение, взаимоотношения, помыслы.
Нравственные чувства рождаются и развиваются в процессе общения людей.
Процесс
формирования нравственных чувств осуществляется как стихийно, по подражанию
(ребенок, не отдавая себе отчета, перенимает поведение окружающих), так и
сознательно (под руководством старших). Формировать нравственные чувства —
значит воспитывать человека в целом. Нравственные чувства возникают и
развиваются на основе потребностей личности, синтеза знаний и переживаний:
Процесс формирования общественных потребностей личности, ее социальных
установок, убеждений и привычек являются вместе с тем формированием чувств.
Однако такое представление слишком общее. Дело в том, что чувства не возникают
сами по себе, а под воздействием внешней среды, условий, организации и
деятельности человека.[7, с.18]
На современном
этапе общество поглощено проблемами рыночных отношений, нестабильностью
экономики, политическими сложностями, которые разрушают социальные связи и
нравственные устои. Это ведет к нетерпимости и ожесточению людей, разрушает
внутренний мир личности. Обострение всех этих жизненных противоречий ведет к
появлению педагогической запущенности школьников. Что же представляет собой
педагогическая запущенность учащихся? Социально-педагогическая запущенность —
это состояние личности ребенка, которое проявляется в несформированности у него
свойств деятельности, общения, самосознания и концентрированно выражается в
нарушенном образе «Я». Это состояние обусловлено социально-педагогическими
условиями, в которых развивается ребенок; с одной стороны, он должен обладать
социальной активностью, с другой — воспитательное окружение сдерживает его.
Социальная
запущенность формируется
под влиянием определенного фактора, проявляющегося в конкретной ситуации
развития ребенка и деформирующего его как личность. Основными проявлениями
социальной запущенности в детском возрасте являются неразвитость
социально-коммуникативных качеств и свойств личности, низкая способность к
социальной рефлексии, трудности в овладении социальными ролями, дисгармония
мотивов поведения. Социальная запущенность противоположна воспитанности, она
становится основой трудновоспитуемости учащихся.[1, с.4]
Педагогическая
запущенность — это
состояние, противоположное развитости, образованности (обученности) и
воспитанности, характеризующееся отсутствием необходимого запаса знаний, слабым
владением способами и приемами их приобретения и неразвитостью
учебно-познавательных мотивов. Проявлениями педагогической запущенности следует
считать труднообучаемость, трудновоспитуемость и слабо выраженную
индивидуальность ребенка в учебно-познавательной деятельности.
В педагогике
наряду с термином «педагогически запущенный» используется и термин «трудный»
ребенок. Рассмотрим сущность этих понятий. Педагогическая запущенность
демонстрирует отсутствие необходимого внимания к ребенку со стороны взрослых и
характеризует историю его воспитания. Трудный — это уже результат такого
воспитания. Педагогически запущенные дети с течением времени, как правило,
становятся трудными. Труднообучаемость и трудновоспитуемость же не всегда
являются следствием педагогической запущенности. Иногда это результат
проявления индивидуально-психологических особенностей ребенка. Тем не менее,
оба эти термина часто используются в педагогической практике как синонимы,
означающие учащегося с большим отставанием в учебно-познавательной деятельности
и демонстрирующего отклоняющееся поведение (систематическое нарушение
общепринятых норм поведения).
Позиция многих
педагогов — ученых и практиков, строится на том, что эффективность работы с
педагогически запущенными учениками зависит от правильности определения причин
и факторов, вызывающих данную проблему, и своевременности их устранения.[1,
с.11]
Подростковый
возраст часто называют «переходным», «критическим», «трудным», «кризисным».
В этот период
происходит качественная перестройка всей психической деятельности подростка, кардинальные
физиологические, нейрогуморальные изменения всего организма. Все это
сказывается на ломке старых форм поведения и формировании новых.
В этот период
меняется отношение подростка к учебе. Он может относиться к учению и
ответственно, и безразлично; то заботится о расширении своего кругозора, то
ничем не интересоваться; то самостоятельно выполнять задания, то готов списать
их у товарищей. Он может с удовольствием выполнять поручения педагога и
одновременно шалить и озорничать.[12, с.22]
Противоречивость
личности подростка, своеобразие его отношения к воспитательным воздействиям,
непредсказуемость его поведения и делает данный возраст педагогически трудным.
Общение подростка
со сверстниками – один из ведущих факторов формирования его личности. Удовлетворяя
потребность в общении с товарищами, пытаясь заслужить их уважения, признания в
ближайшем микроокружении, подросток стремится обеспечить себе благоприятную
позицию в коллективе класса, эмоциональное благополучие. И наоборот,
неблагополучное положение среди сверстников, чувство одиночества и
дискомфорта, сопровождающиеся тяжелыми эмоциональными переживаниями, толкают на
поиск товарищей и друзей в другой среде.
Стремление
привлечь внимание товарищей, заслужить их симпатии побуждает подростка нередко
к нарушению дисциплины, толкает на грубость по отношению к учителям и
родителям, даже к правонарушениям.[12, с.38]
Общение для
подростка является особой формой и сферой деятельности, которой они отдают
предпочтение.
Учебная
деятельность, занимающая большую часть времени в жизни подростка, не является
для него ведущей, поскольку не влияет на изменение его социальной позиции.
Подростковый
возраст — это возраст закладки основ системы поведения, мировоззрения,
формирования нравственных идеалов. Но у части подростков существует разрыв
между стремлением к высоким нравственным идеалам. Это происходит потому, что
мотивы его поведения еще неустойчивы, он не способен полностью управлять своим
поведением: действует по линии наименьшего сопротивления, ищет опору в окружающих.
В подростковом
возрасте проявляется достаточно осознанная потребность к самовоспитанию. Так,
стремясь развить в себе волю и различные качества, учащиеся нередко прибегают к
методам, опасным для здоровья (например, использование болевых приемов для проверки
стойкости).
При вышесказанных
особенностях и трудностях подросткового возраста не обязательно возникновение
педагогической запущенности. Большинство подростков, благодаря правильному
воспитанию, благополучно минует этот возрастной период без значительных срывов
в поведении и отклонений в развитии. Однако в ряде случаев (при семейном
неблагополучии, бесконтрольности за поведением учащихся и его безнадзорности, и
др.), подростковый возраст может стать благоприятной почвой для возникновения и
развития педагогической запущенности.[9, с.18]
Педагогическая
запущенность — следствие и результат изолированности подростка в первичном
учебном коллективе. Такие подростки, в ответ на изоляцию, стремятся
противопоставить себя коллективу, завоевать и удержать авторитет среди учащихся
физической силой.
Девиантное
(отклоняющееся) поведение детей и подростков подразделяется на две категории:
–
патологическое
поведение, отклоняющееся от норм психологического здоровья, подразумевающее
наличие явной или скрытой психопатологии;
–
антисоциальное
поведение, нарушающее какие-либо социальные, культурные и правовые нормы. При
незначительности нарушений их классифицируют как правонарушения, при
значительной степени - как преступления.
Как правило, для
детей, демонстрирующих тот или иной тип поведения характерны недостаток
позитивного социального опыта, неразвитость и несформированность мировоззрения,
системы ценностных ориентаций, этических норм и эстетических вкусов,
примитивные интересы. В то же время существует ряд характеристик, которые
показывают специфичность каждого из представленных типов.
Так для детей,
демонстрирующих патологическое поведение характерно отставание от сверстников в
физическом, психическом и половом развитии. Часто эти дети обладают медицинским
диагнозом «задержка психического развития», «нервно-психическое расстройство»,
«умственная отсталость». У них низкая работоспособность, рассеянное внимание.
Они внушаемы, их интересы неустойчивы, эмоции поверхностны. Эти учащиеся
показывают плохую успеваемость, дефекты интеллекта, педагогическую
запущенность. Такие дети демонстрируют ощущение собственной ненужности,
заниженную самооценку, неуверенность в себе, недостаточный самоконтроль и
самодисциплину, неумение критически мыслить и принимать адекватные решения в
различных ситуациях, неумение выражать свои чувства, предвидеть последствия
своих поступков и поступков других людей.
Учащиеся,
демонстрирующие антисоциальный тип поведения, физически здоровы, но они не
воспитаны, интеллектуально не развиты, как следствие отстают от благополучных
сверстников в учебе. Они не любят трудиться, не способны к волевым усилиям,
систематическим занятиям. Учиться не хотят, конфликтуют с учителями, со
сверстниками, с родителями; проявляют незнание и неприятие социальных норм и
ценностей, бродяжничают, пьют, употребляют наркотики, совершают правонарушения
и преступления.[10, с.18]
Многие авторы и
педагоги-практики выделяют и такой вид поведения учащихся, как осложненное, при
этом связывают его с особенностями половозрастного развития подростков и
наблюдающимся в этом возрасте кризисом ценностей, вызванным бурным ростом
организма, половым созреванием и противоречиями между возросшими физическими
возможностями,, духовным самосознанием подростка и незнанием способов
социального удовлетворения своих потребностей в мире взрослых.
Так, например,
Г.Я. Бархерит выделяет следующие типы подростков с осложненным поведением, для
которых характерны определенные акцентуации — чрезмерные усиления отдельных
черт характера, уязвимость отношений и эмоционально-волевой сферы личности,
появление «комплексов» при росте нервно-психических нагрузок:
·
агрессивно-защитный
— упрямый, эгоцентричный, повышенно честолюбивый, подозрительный, враждебный к
окружающим, болезненно обидчивый, резко завышена самооценка, постоянно жалуется
на неудачи, придирки к нему других людей (параноик);
·
конфликтный
— крайне раздражительный, с приступами вспыльчивости, страхов и тоски,
неуправляемый, педантичный, неспособный бороться со своими влечениями
(эпилептоид);
Страницы: 1, 2, 3
|
|