бесплатно рефераты

бесплатно рефераты

 
 
бесплатно рефераты бесплатно рефераты

Меню

Нравственно-эстетическое воспитание младших школьников на архитектурных образцах православных памятн... бесплатно рефераты

Нравственно-эстетическое воспитание младших школьников на архитектурных образцах православных памятн...

РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ имени А.И.Герцена

 

Кафедра эстетического воспитания факультета начального обучения.

 

Выпускная квалификационная работа по

теме:

 

 

НРАВСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА АРХИТЕКТУРНЫХ ОБРАЗЦАХ ПРАВОСЛАВНЫХ ПАМЯТНИКОВ САНКТ-ПЕТЕРБУРГА.

 

 

                     студентки IV курса 2 группы

                          дневного отделения

Четвертных Светланы Ивановны

 

 

Научный руководитель - к. п. н., доцент Смирнова Р.Н.

 

 

Санкт-Петербург

1998

ПЛАН.


Введение.                                                       3-5



Глава 1.Теоретические основы проблемы

нравственно-эстетиче­ского воспитания

младших школьников на архитектурных

 образцах православных памятников Санкт-

Петербурга.                                                            6-47


1.1 Анализ психолого-педагогической,

мето­дической и искусствоведческой

          литературы.                                                 5-17


1.2 Исторический очерк.                            17-32


1.3 Роль учителя в ознакомлении детей

           с произведениями искусства.                    32-35



Глава 2. Основные задачи, гипотеза,

методика и организация исследования.              35-44


2.1 Подготовительный этап.                       36-38


2.2  Констатирующий эксперимент.          38-44



Библиография.                                               44-45

 

ВВЕДЕНИЕ.

 

Наш народ и страна переживают сейчас сложный, кризисный пе­риод. Изменения происходят не только в политике и экономике, но и в сознании людей. Общество обратило внимание на искусство, поняв необходимость гуманизации. Проблемы нравственно-эстетического вос­питания оказались в фокусе всеобщего внимания.

  Но эстетическое воспитание занимало не последнее место и раньше. На уроках учителя и прежде использовали произведения искусства, стихи, магнитофонные записи, кино- и диафильмы. Од­нако искусство в школе словно утратило свой потенциал, перестало быть действенным орудием воспитания личности.

   Причины сложившегося положения кроются во множестве про­блем нравственно-эстетического воспитания в школе. Это недостатки сущест­вующих программ дисциплин художественно-гуманитарного цикла, разобщенность этих дисциплин, недостаточная разработка мето­дик, низкий уровень подготовки учителей,  слабая оснащенность учебного процесса.

   В свете этих устойчивых проблем эстетического воспитания в школе встает совсем новая проблема: нравственно-эстетическое воспитание школьников на архитектурных образцах православных памятников. В отличие от других - это совсем неизученная проблема. Раньше рассматрива­лась только историческая и, отчасти, художественная сторона русского Православия. Теперь с возобновлением христианской веры в России нельзя не принять во внимание духовную и нравст­венно-эстетическую сторону православной культуры.

   Сейчас возрождается традиции христианской религии, открыва­ются церкви, вновь начали работать воскресные школы, повысился интерес к Православию. Даже в некоторых обычных школах поя­вились факультативы, занимающиеся изучением Христианства.

   Религиозное воспитание несомненно входит в понятие нравст­венно-эстетического воспитания гармоничной, всесторонне разви­той личности, поэтому религиозное воспитание надо рассматри­вать в контексте эстетического.

   Какие же задачи ставит перед собой эстетическое воспитание? Глобальная цель - это формирование творческого отношения чело­века к действительности, так как сама суть эстетического - в твор­честве и сотворчестве при восприятии эстетических явлений.

   Среди более конкретных задач одна из важнейших - формирова­ние эстетической потребности, которую можно определить как  по­требность человека в красоте и деятельности по законам красоты. Надо обращать внимание на два важных компонента: широту эстетической потребности, то есть способность личности эстетически относиться к  возможно большему кругу явлений действительности; и качество эстетической потребности, которое выявляется на уровне художественного вкуса и идеала. Перечисленные признаки можно считать критериями воспитанности личности.

Значение нравственно-эстетического воспитания в становлении личности огромно. Эстетическое воспитание средствами искусства - это лишь подсистема реализации принципов целостной системы.

В своей работе я рассмотрю в единстве две подсистемы: эстетическо-религиозное воспитание и нравственно-эстетическое воспитание средствами искусства.

В Санкт-Петербурге существует огромный культурный потенциал. Наряду с дворцами, великолепными городскими ансамблями и другими памятниками архитектуры в нашем городе есть множество православных соборов и церквей. Хотя город мыслился как веротерпимый и существует много церквей и храмов других религий, Санкт-Петербург прежде всего православный город.

Нужно пользоваться тем богатым потенциалом, который дан всем нам. В отличие от малых городов, сел и деревень,  школы нашего города могут пользоваться такой формой нравственно-эстетического воспитания как экскурсия. Беседу о Православии, Христианстве, религии можно провести у одного или нескольких замечательных архитектурных памятников: соборов или церквей. Ценность этого метода состоит в том, что ребенок вместе с духовной сущностью религии постигает и ее художественную сущность, что неоценимо для эстетического воспитания.

Таким образом нравственно-эстетическое воспитание детей на архитектурных образцах православных памятников Санкт-Петербурга - это достаточно сложная, ввиду ее мало изученности, но необычайно интересная проблема, так как представляет собой синтез религиозного, духовного, нравственного, исторического и эстетического воспитания.


ГЛАВА 1.

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОБЛЕМЫ  НРАВСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА АРХИТЕКТУРНЫХ ОБРАЗЦАХ ПРАВОСЛАВНЫХ ПАМЯТНИКОВ САНКТ-ПЕТЕРБУРГА.

 

1.1 АНАЛИЗ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ, МЕТОДИЧЕСКОЙ И ИСКУССТВОВЕДЧЕСКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ.

 

МЕТОДИЧЕСКИЕ И ИСКУССТВОВЕДЧЕСКИЕ ОСНОВЫ НРАВСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ.


Нравственно-эстетическое воспитание многие авторы считают одним из важнейших для формирова­ния личности школьника. Почему? С.А.Герасимов поясняет это так: « Функцией нравственно-эстетического воспитания и художественно-эстетической деятельности детей является развитие у них образного мышления, отличного от поня­тийного...

В художественном образе как форме мыш­ления сосредоточена огромная информация о природе, обществе, отношениях, истории, науч­ных знаниях. С помощью образов-представ­ле­ний осуществляется не только мышление, но и хранение информации. Развитие образного мышления может идти ... от восприятия цель­ного образа как единичного явления к понима­нию содержащихся в нем образов-обобщений, к раскрытию их внутреннего, глубокого смысла».1

Из этого следует, что нравственно-эстетическое воспита­ние носит всеобщий характер, и эта всеобщность и обязательность являются важнейшим принци­пом формирования личности в детском возрасте.

Для большей эффективности нравственно-эстетического воспитания, как отмечает С.А.Герасимов, сле­дует применять комплексный подход. Он выде­ляет два принципа: «…система нравственно-эстетического воспитания должна выстраиваться так, чтобы в процессе воздействия на ребенка различные виды искусств постоянно взаимодействовали между собой».2 На этом основывается необхо­димость осуществления меж предметных связей в процессе преподавания искусств. Второй принцип заключается в том, что « нравственно-эстетическое воспитание… должно стать органической ча­стью любого…воспитания».3

Мысль об эффективности комплексного нравственно-эстетического воспитания подтверждается и  в статье А.Ф.Кузуба «Комплексное воздействие искусств на дошкольников в студии эстетического воспитания».4

Рассматривая процесс нравственно-эстетического воспи­тания, необходимо учитывать возрастные осо­бенности ребенка. В разные возрастные периоды должны быть различные подходы к такому вос­питанию. Б.Т.Лихачев пишет о младшем школь­ном возрасте следующее: «Вместе с тем незави­симо от уровня самосознания детей период до­школьного и младшего школьного детства явля­ется едва ли не самым решающим с точки зре­ния развития нравственно-эстетического восприятия и фор­мирования эстетического отноше­ния к жизни».5 Автор подчеркивает, что именно в этом возрасте осуществляется наиболее интен­сивное формирование отношения к миру, посте­пенно трансформирующегося в свойства лично­сти. Основные нравственно-эстетические каче­ства личности закладываются в раннем периоде детства и сохраняются в более или менее неиз­менном виде на всю жизнь, влияют на формиро­вание мировоззрения, привычек и убеждений.

В современной литературе рассматрива­ются некоторые проблемы нравственно-эстетического воспи­тания средствами искусства на уроках. Н.А.Яковлева в своей работе «Искусство в школе будущего»1 поднимает проблему старого и нового подхода  к нравственно-эстетическому воспитанию. Автор утверждает, что « в сегодняшней массо­вой школе, ориентированной на использование искусства как средства обучения,  из произведе­ний искусства выхолащивается главное - его ху­дожественный образ. Старые программы ориен­тированы на то, чтобы дать учащемуся набор знаний по искусству (разрозненных имен, про­изведений и понятий), умений и навыков в ри­совании, ограниченных рамками так называемой реалистической манеры, которая есть не что иное, как грубейшее извращение принципов реалистического творческого метода».2

Таким образом у детей формируется адап­тивно-научный подход к искусству, а совсем не творческий. Это искажение нравственно-эстетического вос­питания происходит потому, что в старой сис­теме учитель видит основную задачу урока в том, чтобы дать знания, и совсем забывает про воспитательную функцию урока.

Школу Нового Н.А.Яковлева видит в созда­нии новой системы педагогического процесса,  где уровень воспитательной работы будет высо­ким, а предметы гуманитарно-художественного цикла будут интегрированы.

О новых формах нравственно-эстетического воспитания средствами искусства пишет И.А.Химик в статье «Организация самостоятельной работы на заня­тиях по мировой художественной культуре».1 Автор пишет: «В наши дни уже ясно всем, что учить по-старому нельзя. Новый подход к обу­чению…пробивает себе дорогу. Одним из важ­нейших аспектов этого нового подхода является осознание того, чтобы ‘вкладывать’  в головы учащихся знания, а в том, чтобы побудить инте­рес к предмету, организовать деятельность уча­щихся по добыче знаний».2 Автор предлагает  новую форму проведения уроков типа «диалог искусств» с опережающим заданием и непо­средственным общением детей на уроках.

И.Л.Набок в статье «Идеологическое воз­действие искусства как фактор эстетического воспитания личности»3  разрабатывает понятия  «идеологическая функция искусства» и «идеологическое воздействие искусства», кото­рым, по мнению автора,  не уделено должного внимания в исследованиях  по нравственно--эстетическому воспитанию.

Основы и проблематика такого воспитания должны быть отражены в новых школьных про­граммах, отвечающих новым требованиям со­временной школы.

Принимая во внимание  межпредметные связи, нравственно-эстетическое воспитание в школе может проводиться практически на всех уроках. Осо­бое  место такому воспитанию отводится на уроках литературы, музыки, труда и изобрази­тельного искусства. На них школьники учатся эстетически воспринимать мир как через произ­ведения искусства и литературы, так и через собственное творчество.

Во многих школах существуют факульта­тивы с эстетической и искусствоведческой на­правленностью: «История города», «Искусствоведение», различные художествен­ные и музыкальные кружки. В них проводятся беседы об искусстве, музыке.

Внеклассная работа так же может быть на­правлена на воспитание нравственно-эстетических потребно­стей.

Нравственно-эстетическое воспитание нужно начинать как можно раньше. Это поможет не только сформировать личность ребенка, но и развить многие психические качества, так как нравственно-эстетическое воспитание неизбежно связано с воспри­ятием искусства, анализом, синтезом, развитием внимания, наблюдательности и т. д..



ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ЭСТЕТИЧЕСКОГО ВОСПРИЯТИЯ.


В восприятии эстетического объекта участвуют почти все психические процессы личности: ощуще­ние, восприятие, воображение, мышление, воля, эмо­ции и т. д.. Именно полифония человеческой пси­хики, которая проявляется в акте взаимодействия личности с искусством и с другими эстетическими предметами, наиболее полно открывает богатейшие возможности формирования мировоззрения, мо­рально-нравственных качеств, творческих способно­стей личности.

Психологический механизм восприятия эстетического объекта представляет собой особую систему, в которую входят, с одной стороны, так называемые аффективно-потребностные структуры личности, выражающиеся в потребностях, интересах, идеалах и др., составляющие собственно динамическую часть системы; а с другой стороны - операциональные структуры личности, такие психические процессы, как воображение, мышление, ощущение и т. п..

Внутрисистемные отношения зависят от воз­раста, индивидуально-типологического склада, уровня художественной образованности и других особенностей  личности. Ценностные ориентации личности обусловлены всем предшествующим соци­альным опытом, семейным воспитанием, дошколь­ным и школьным образованием, информацией, полу­чаемой от средств массовой информации и др.. Такие ориентации сводятся к определенным ценностно-эстетическим нормативам, критериям нравственно-эстетического вкуса.

Развитие операциональных структур, связанных с эстетическим восприятием, не остается нейтральным по отношению к уровню и характеру нравственно-эстетических потребностей. Возросшие способности  в области цветовидения,  музыкального слуха, фонематических способностей, воссоздающего творческого воображения должны сказаться на культуре запросов и интересов личности в сфере нравственно-эстетических ценностей. В свою очередь творческое воображение и мышление зависят  от развития сенсорной организации индивида.

Сенсорный аппарат организма - это «входные» ворота, через которые человек воспринимает все богатство и разнообразие красок и форм, звуков и запахов окружающего мира. Полноценное общение с миром искусства во многом зависит от человеческого восприятия. Чувство цвета, формы, законченности и равновесности композиционного расположения объектов, чувство «хорошей фигуры» и линии, чувство гармонии и дисгармонии, ассонанса и диссонанса, чувство пропорции и многое другое - весь этот огромный потенциал сенсорных возможностей организма является необходимым условием полноценной встречи личности с эстетическим объектом.

Сенсорная невосприимчивость, отсутствие техники и культуры чувственно-эстетического восприятия действительности и художественных произведений приводят к резкому искажению и в конечном счете к разрушению эстетического эффекта. Вот почему так важно уже с младшего школьного возраста, а, может, и еще раньше, развивать у ребенка систему сенсорных чувств. Этому могут помочь школьные предметы с эстетической направленностью. Однако момент чувственного восприятия является только первым  необходимым толчком для пробуждения более сложной деятельности.

«Путь познания, -  пишет Левитов, -  идет от живого созерцания, то есть от ощущений и восприятия к абстрактному мышлению и завершается практикой, которая является критерием истины».1

Таким образом чувственное познание объединяет все психические процессы, которые возникают в результате непосредственного воздействия предметов и влияют на наши органы чувств.

Среди форм восприятия существует форма, важная для процесса чувственного познания именно произведений искусства. Она характеризуется большей активностью, организованностью, осмысленностью и более творческим характером, чем другие формы восприятия - это наблюдение.

Наблюдение может различаться в зависимости от конкретной задачи:

1. наблюдение для общего и предварительного ознакомления с предметом в целом, с тем, чтобы узнать этот предмет и выделить самые существенные его свойства;

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5