Нравственно-эстетическое воспитание младших школьников на архитектурных образцах православных памятн...
Нравственно-эстетическое воспитание младших школьников на архитектурных образцах православных памятн...
РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ
имени А.И.Герцена
Кафедра эстетического воспитания факультета начального
обучения.
Выпускная квалификационная работа по
теме:
НРАВСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОЕ
ВОСПИТАНИЕ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА АРХИТЕКТУРНЫХ ОБРАЗЦАХ ПРАВОСЛАВНЫХ ПАМЯТНИКОВ
САНКТ-ПЕТЕРБУРГА.
студентки IV курса 2 группы
дневного отделения
Четвертных Светланы Ивановны
Научный руководитель - к. п. н., доцент Смирнова Р.Н.
Санкт-Петербург
1998
ПЛАН.
Введение.
3-5
Глава 1.Теоретические
основы проблемы
нравственно-эстетического
воспитания
младших школьников на
архитектурных
образцах
православных памятников Санкт-
Петербурга.
6-47
1.1 Анализ психолого-педагогической,
методической и искусствоведческой
литературы. 5-17
1.2 Исторический
очерк. 17-32
1.3 Роль учителя в ознакомлении детей
с произведениями искусства. 32-35
Глава 2. Основные
задачи, гипотеза,
методика и
организация исследования. 35-44
2.1 Подготовительный
этап. 36-38
2.2 Констатирующий
эксперимент. 38-44
Библиография.
44-45
ВВЕДЕНИЕ.
Наш народ и страна переживают
сейчас сложный, кризисный период. Изменения происходят не только в политике и
экономике, но и в сознании людей. Общество обратило внимание на искусство,
поняв необходимость гуманизации. Проблемы нравственно-эстетического воспитания
оказались в фокусе всеобщего внимания.
Но эстетическое воспитание занимало не последнее
место и раньше. На уроках учителя и прежде использовали произведения искусства,
стихи, магнитофонные записи, кино- и диафильмы. Однако искусство в школе
словно утратило свой потенциал, перестало быть действенным орудием воспитания
личности.
Причины сложившегося положения
кроются во множестве проблем нравственно-эстетического воспитания в школе. Это
недостатки существующих программ дисциплин художественно-гуманитарного цикла,
разобщенность этих дисциплин, недостаточная разработка методик, низкий уровень
подготовки учителей, слабая оснащенность учебного процесса.
В свете этих устойчивых проблем
эстетического воспитания в школе встает совсем новая проблема:
нравственно-эстетическое воспитание школьников на архитектурных образцах
православных памятников. В отличие от других - это совсем неизученная проблема.
Раньше рассматривалась только историческая и, отчасти, художественная сторона
русского Православия. Теперь с возобновлением христианской веры в России нельзя
не принять во внимание духовную и нравственно-эстетическую сторону
православной культуры.
Сейчас возрождается традиции христианской
религии, открываются церкви, вновь начали работать воскресные школы, повысился
интерес к Православию. Даже в некоторых обычных школах появились факультативы,
занимающиеся изучением Христианства.
Религиозное воспитание несомненно входит в
понятие нравственно-эстетического воспитания гармоничной, всесторонне развитой
личности, поэтому религиозное воспитание надо рассматривать в контексте
эстетического.
Какие же задачи ставит перед
собой эстетическое воспитание? Глобальная цель - это формирование творческого
отношения человека к действительности, так как сама суть эстетического - в
творчестве и сотворчестве при восприятии эстетических явлений.
Среди более конкретных задач
одна из важнейших - формирование эстетической потребности, которую можно
определить как потребность человека в красоте и деятельности по законам
красоты. Надо обращать внимание на два важных компонента: широту эстетической
потребности, то есть способность личности эстетически относиться к возможно
большему кругу явлений действительности; и качество эстетической потребности,
которое выявляется на уровне художественного вкуса и идеала. Перечисленные
признаки можно считать критериями воспитанности личности.
Значение нравственно-эстетического
воспитания в становлении личности огромно. Эстетическое воспитание средствами
искусства - это лишь подсистема реализации принципов целостной системы.
В своей работе я рассмотрю в
единстве две подсистемы: эстетическо-религиозное воспитание и нравственно-эстетическое
воспитание средствами искусства.
В Санкт-Петербурге существует
огромный культурный потенциал. Наряду с дворцами, великолепными городскими
ансамблями и другими памятниками архитектуры в нашем городе есть множество
православных соборов и церквей. Хотя город мыслился как веротерпимый и
существует много церквей и храмов других религий, Санкт-Петербург прежде всего
православный город.
Нужно пользоваться тем богатым
потенциалом, который дан всем нам. В отличие от малых городов, сел и деревень,
школы нашего города могут пользоваться такой формой нравственно-эстетического
воспитания как экскурсия. Беседу о Православии, Христианстве, религии можно
провести у одного или нескольких замечательных архитектурных памятников:
соборов или церквей. Ценность этого метода состоит в том, что ребенок вместе с
духовной сущностью религии постигает и ее художественную сущность, что
неоценимо для эстетического воспитания.
Таким образом
нравственно-эстетическое воспитание детей на архитектурных образцах православных
памятников Санкт-Петербурга - это достаточно сложная, ввиду ее мало
изученности, но необычайно интересная проблема, так как представляет собой синтез
религиозного, духовного, нравственного, исторического и эстетического воспитания.
ГЛАВА 1.
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОБЛЕМЫ
НРАВСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА АРХИТЕКТУРНЫХ
ОБРАЗЦАХ ПРАВОСЛАВНЫХ ПАМЯТНИКОВ САНКТ-ПЕТЕРБУРГА.
1.1 АНАЛИЗ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ,
МЕТОДИЧЕСКОЙ И ИСКУССТВОВЕДЧЕСКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ.
МЕТОДИЧЕСКИЕ И ИСКУССТВОВЕДЧЕСКИЕ
ОСНОВЫ НРАВСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ.
Нравственно-эстетическое воспитание
многие авторы считают одним из важнейших для формирования личности школьника.
Почему? С.А.Герасимов поясняет это так: « Функцией нравственно-эстетического
воспитания и художественно-эстетической деятельности детей является развитие у
них образного мышления, отличного от понятийного...
В художественном образе как форме
мышления сосредоточена огромная информация о природе, обществе, отношениях,
истории, научных знаниях. С помощью образов-представлений осуществляется не
только мышление, но и хранение информации. Развитие образного мышления может
идти ... от восприятия цельного образа как единичного явления к пониманию
содержащихся в нем образов-обобщений, к раскрытию их внутреннего, глубокого смысла».1
Из этого следует, что
нравственно-эстетическое воспитание носит всеобщий характер, и эта всеобщность
и обязательность являются важнейшим принципом формирования личности в детском
возрасте.
Для большей эффективности
нравственно-эстетического воспитания, как отмечает С.А.Герасимов, следует
применять комплексный подход. Он выделяет два принципа: «…система
нравственно-эстетического воспитания должна выстраиваться так, чтобы в процессе
воздействия на ребенка различные виды искусств постоянно взаимодействовали
между собой».2 На этом основывается необходимость
осуществления меж предметных связей в процессе преподавания искусств. Второй
принцип заключается в том, что « нравственно-эстетическое воспитание… должно
стать органической частью любого…воспитания».3
Мысль об эффективности комплексного
нравственно-эстетического воспитания подтверждается и в статье А.Ф.Кузуба
«Комплексное воздействие искусств на дошкольников в студии эстетического
воспитания».4
Рассматривая процесс
нравственно-эстетического воспитания, необходимо учитывать возрастные особенности
ребенка. В разные возрастные периоды должны быть различные подходы к такому воспитанию.
Б.Т.Лихачев пишет о младшем школьном возрасте следующее: «Вместе с тем независимо
от уровня самосознания детей период дошкольного и младшего школьного детства
является едва ли не самым решающим с точки зрения развития
нравственно-эстетического восприятия и формирования эстетического отношения к
жизни».5 Автор подчеркивает, что именно в этом
возрасте осуществляется наиболее интенсивное формирование отношения к миру,
постепенно трансформирующегося в свойства личности. Основные
нравственно-эстетические качества личности закладываются в раннем периоде
детства и сохраняются в более или менее неизменном виде на всю жизнь, влияют
на формирование мировоззрения, привычек и убеждений.
В современной литературе
рассматриваются некоторые проблемы нравственно-эстетического воспитания
средствами искусства на уроках. Н.А.Яковлева в своей работе «Искусство в школе
будущего»1 поднимает проблему старого и нового подхода
к нравственно-эстетическому воспитанию. Автор утверждает, что « в сегодняшней
массовой школе, ориентированной на использование искусства как средства
обучения, из произведений искусства выхолащивается главное - его художественный
образ. Старые программы ориентированы на то, чтобы дать учащемуся набор знаний
по искусству (разрозненных имен, произведений и понятий), умений и навыков в
рисовании, ограниченных рамками так называемой реалистической манеры, которая
есть не что иное, как грубейшее извращение принципов реалистического
творческого метода».2
Таким образом у детей формируется
адаптивно-научный подход к искусству, а совсем не творческий. Это искажение
нравственно-эстетического воспитания происходит потому, что в старой системе
учитель видит основную задачу урока в том, чтобы дать знания, и совсем забывает
про воспитательную функцию урока.
Школу Нового Н.А.Яковлева видит в
создании новой системы педагогического процесса, где уровень воспитательной
работы будет высоким, а предметы гуманитарно-художественного цикла будут
интегрированы.
О новых формах
нравственно-эстетического воспитания средствами искусства пишет И.А.Химик в
статье «Организация самостоятельной работы на занятиях по мировой художественной
культуре».1 Автор пишет: «В наши дни уже ясно всем,
что учить по-старому нельзя. Новый подход к обучению…пробивает себе дорогу.
Одним из важнейших аспектов этого нового подхода является осознание того,
чтобы ‘вкладывать’ в головы учащихся знания, а в том, чтобы побудить интерес
к предмету, организовать деятельность учащихся по добыче знаний».2
Автор предлагает новую форму проведения уроков типа «диалог искусств» с
опережающим заданием и непосредственным общением детей на уроках.
И.Л.Набок в статье «Идеологическое
воздействие искусства как фактор эстетического воспитания личности»3
разрабатывает понятия «идеологическая функция искусства» и «идеологическое
воздействие искусства», которым, по мнению автора, не уделено должного
внимания в исследованиях по нравственно--эстетическому воспитанию.
Основы и проблематика такого
воспитания должны быть отражены в новых школьных программах, отвечающих новым
требованиям современной школы.
Принимая во внимание межпредметные
связи, нравственно-эстетическое воспитание в школе может проводиться
практически на всех уроках. Особое место такому воспитанию отводится на
уроках литературы, музыки, труда и изобразительного искусства. На них
школьники учатся эстетически воспринимать мир как через произведения искусства
и литературы, так и через собственное творчество.
Во многих школах существуют
факультативы с эстетической и искусствоведческой направленностью: «История
города», «Искусствоведение», различные художественные и музыкальные кружки. В
них проводятся беседы об искусстве, музыке.
Внеклассная работа так же может
быть направлена на воспитание нравственно-эстетических потребностей.
Нравственно-эстетическое воспитание
нужно начинать как можно раньше. Это поможет не только сформировать личность
ребенка, но и развить многие психические качества, так как
нравственно-эстетическое воспитание неизбежно связано с восприятием искусства,
анализом, синтезом, развитием внимания, наблюдательности и т. д..
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ
ОСОБЕННОСТИ ЭСТЕТИЧЕСКОГО ВОСПРИЯТИЯ.
В восприятии эстетического объекта участвуют почти
все психические процессы личности: ощущение, восприятие, воображение,
мышление, воля, эмоции и т. д.. Именно полифония человеческой психики,
которая проявляется в акте взаимодействия личности с искусством и с другими
эстетическими предметами, наиболее полно открывает богатейшие возможности
формирования мировоззрения, морально-нравственных качеств, творческих способностей
личности.
Психологический механизм восприятия эстетического
объекта представляет собой особую систему, в которую входят, с одной стороны,
так называемые аффективно-потребностные структуры личности, выражающиеся в
потребностях, интересах, идеалах и др., составляющие собственно динамическую
часть системы; а с другой стороны - операциональные структуры личности, такие
психические процессы, как воображение, мышление, ощущение и т. п..
Внутрисистемные отношения зависят от возраста,
индивидуально-типологического склада, уровня художественной образованности и
других особенностей личности. Ценностные ориентации личности обусловлены всем
предшествующим социальным опытом, семейным воспитанием, дошкольным и школьным
образованием, информацией, получаемой от средств массовой информации и др..
Такие ориентации сводятся к определенным ценностно-эстетическим нормативам,
критериям нравственно-эстетического вкуса.
Развитие операциональных структур, связанных с
эстетическим восприятием, не остается нейтральным по отношению к уровню и
характеру нравственно-эстетических потребностей. Возросшие способности в
области цветовидения, музыкального слуха, фонематических способностей,
воссоздающего творческого воображения должны сказаться на культуре запросов и
интересов личности в сфере нравственно-эстетических ценностей. В свою очередь
творческое воображение и мышление зависят от развития сенсорной организации
индивида.
Сенсорный аппарат организма - это «входные» ворота,
через которые человек воспринимает все богатство и разнообразие красок и форм,
звуков и запахов окружающего мира. Полноценное общение с миром искусства во
многом зависит от человеческого восприятия. Чувство цвета, формы, законченности
и равновесности композиционного расположения объектов, чувство «хорошей фигуры»
и линии, чувство гармонии и дисгармонии, ассонанса и диссонанса, чувство
пропорции и многое другое - весь этот огромный потенциал сенсорных возможностей
организма является необходимым условием полноценной встречи личности с
эстетическим объектом.
Сенсорная невосприимчивость, отсутствие техники и культуры
чувственно-эстетического восприятия действительности и художественных
произведений приводят к резкому искажению и в конечном счете к разрушению
эстетического эффекта. Вот почему так важно уже с младшего школьного возраста,
а, может, и еще раньше, развивать у ребенка систему сенсорных чувств. Этому
могут помочь школьные предметы с эстетической направленностью. Однако момент
чувственного восприятия является только первым необходимым толчком для
пробуждения более сложной деятельности.
«Путь познания, - пишет Левитов, - идет от живого
созерцания, то есть от ощущений и восприятия к абстрактному мышлению и
завершается практикой, которая является критерием истины».1
Таким образом чувственное познание объединяет все
психические процессы, которые возникают в результате непосредственного
воздействия предметов и влияют на наши органы чувств.
Среди форм восприятия существует форма, важная для
процесса чувственного познания именно произведений искусства. Она характеризуется
большей активностью, организованностью, осмысленностью и более творческим
характером, чем другие формы восприятия - это наблюдение.
Наблюдение может различаться в зависимости от
конкретной задачи:
1. наблюдение для общего и
предварительного ознакомления с предметом в целом, с тем, чтобы узнать этот
предмет и выделить самые существенные его свойства;
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5
|