НПИ причины неуспеваемости детей в школе
НПИ причины неуспеваемости детей в школе
Министерство образования и науки Российской Федерации
МОУ «Средняя общеобразовательная школа №6»
Почему
не все школьники отличники?
Выполнила: уч-ся 11а кл. МОУ «СОШ
№6»
Анастасия Борисовна
Николаева
Научный
руководитель:
Павлова Наталья Олеговна
Лесосибирск 2007
Содержание:
Введение
|
|
I Теоретические основы изучения причин неуспеваемости школьников
|
3
|
1.
Внешние
и внутренние причины школьной неуспеваемости
|
4
|
2.
Типы
неуспевающих
учеников
|
6
|
3.
Индивидуальный
подход в обучении
|
7
|
4.
Школьные
перегрузки
|
8
|
5.
Мотивация
– движущая сила в учении
|
9
|
6.
Семья –
первоосновный институт воспитания
|
9
|
II Результаты исследования состояния
успеваемости и условий, влияющих на нее на примере учащихся СОШ
№6
|
11
|
1.
Стартовые
возможности школьников СОШ №6
|
11
|
2.
Состояние
успеваемости в
школе
|
11
|
3.
Изучение
мотивации к учению учащихся
|
11
|
4.
Изучение
работоспособности учащихся
|
12
|
Заключение
|
14
|
Библиография
|
15
|
Приложение
|
16
|
Введение
Каждый из нас
мечтает в жизни добиться каких-то высот, состояться как личность, в общем,
стать успешным. Что же такое успешность? На мой взгляд, успешность - это
совокупность элементов, таких как общественное признание, хорошая семья и др.
Если попытаться построить логическую цепочку достижения успешности в жизни, в
частности получения интересной и престижной работы, она может выглядеть так: -
Что бы получить профессию необходимо поступить и успешно учиться в ВУЗе. - Для
поступления нужны знания и умения их применять. - А хорошие знания можно
получить, если упорно и успешно учиться в школе.
Казалось бы,
нехитрая цепочка получается. Но следуют данной цепочке лишь некоторые. А что же
остальные? Почему они учатся плохо? С чем это связано? С тем, что они не хотят
учиться или не могут? А может быть имеет значение что-то другое? Важностью
решения этих вопросов и обусловлена актуальность моего
исследования.
Поиск ответа на
вопрос: почему не все школьники отличники - тема моей исследовательской работы,
цель которой - выяснить, какие условия необходимы ребенку для
успешной учебы. Чтобы достичь данной цели, необходимо решить следующие задачи:
1.
Найти и
изучить мнения специалистов по данной теме;
2.
Изучить
состояние успеваемости в МОУ «СОШ №6»;
3.
Провести
исследования среди учащихся школы.
Предметом исследования будет выступать состояние
успеваемости школьников и условия, от которых она зависит, а объектом
исследования – учащиеся школы №6.
В ходе исследования будут использованы методы
анкетирования, опроса, сравнительно-сопоставительный анализ полученных данных, изучение
литературы по теме.
Новизна
данного исследования заключается в изучении условий, необходимых для успешного
обучения школьников СОШ №6.
Практическая
значимость исследования заключается в возможности использования материалов работы
при выборе методов и средств воспитания и обучения в школе.
I.
Теоретические
основы изучения причин неуспеваемости
школьников
1. Внешние
и внутренние причины неуспеваемости
Начнем с того,
что рассмотрим мнения специалистов, т.е. психологов и педагогов, по данному
вопросу. Каков же их взгляд на эту проблему?
Нельзя сказать,
что проблема неуспеваемости - это проблема, появившаяся у современной школы.
Над поиском ее решения уже давно работают многие педагогики и психологи.
Чтобы найти
средство для преодоления неуспеваемости - надо узнать причины ее порождающие! В
каждом конкретном случае причина индивидуальна. Но психологи говорят, что есть
и общие причины, характерные для определенного круга школьников. Каковы же
они? Педагоги обычно называют нежелание учиться и отсутствие познавательных
интересов, дурное влияние семьи и улицы и т.д. Неуспеваемость
всегда вызывается совокупностью причин, одна из которых является решающей.
Известные
психологи Ю.К. Бабанский и В.С. Цетлин выделяют две группы причин
неуспеваемости: внешние и внутренние. К внешним причинам в первую очередь
относятся социальные причины, т.е. снижение ценности образования в обществе,
нестабильность существующей образовательной системы, а также - несовершенство
организации учебного процесса на местах (неинтересные уроки, отсутствие
индивидуального подхода, перегрузка учащихся, пробелы в знаниях и т.д.)
Сейчас как
никогда актуально отрицательное влияние извне - улицы, семьи и т.д., т.к.
общество растеряло способы борьбы с ним, а создавать их заново очень сложно.
Итак, внешними
причинами неуспеваемости являются:
1. Социальные причины (снижение
ценности образования в обществе).
2. Несовершенство учебного
процесса.
3. Отрицательное влияние
семьи, улицы.
Одной из самых
главных внутренних причин на сегодняшний день становятся дефекты здоровья
школьников, вызванные резким ухудшением уровня материального благосостояния
семей, также - низкое развитие интеллекта.
К внутренним
причинам следует отнести и проблему отсутствия мотивации учения, и проблема
слабого развития волевой сферы у школьников. Об этом писал известный русский
педагог К.Д. Ушинский: "Учение, основанное только на интересе, не дает
возможности окрепнуть воле ученика, т.к. не все в учении интересно, и придется
многое взять силой воли".
Итак, внутренними
причинами неуспеваемости являются:
1. Дефекты здоровья
современных школьников.
2. Слабое интеллектуальное
(умственное) развитие, вызванное как приобретенными патологиями развития, так и
генетически обусловленное.
3. Отсутствие мотивации к
учению.
4. Слабое
развитие волевой организации ученика.
Таким образом, в
реальной жизни школьника переплетается целый ряд причин. И дело не только в
нежелании учиться, а гораздо сложнее, чем это кажется на первый взгляд.
2. Типы
неуспевающих учеников
В работах Ю.К.
Бабанского выделяются определенные типы неуспевающих учеников. В основу
деления на типы, положено два показателя: способности ребенка и его отношение к
учению.
Типы неуспевающих
учеников:
1. Низкие
способности (слабое развитие внимания, памяти, мышления, несформированность
познавательных умений и навыков и т.д.), сочетается с положительным отношением
к учению.
2. Высокие способности в паре
с отрицательным отношением к учению.
3. Низкие способности
сочетаются с отрицательным отношением к учению.
А известный
педагог Ян Амос Коменский в основе деления на типы учитывал и степень
податливости к педагогическому воздействию. В
своей «Великой дидактике» он писал: «…У одних
способности острые, у других - тупые, у одних – гибкие и податливые, у других –
твердые и упрямые, одни стремятся к знаниям ради знания, другие увлекаются
механической работой. Из этого трижды двойного ряда способностей возникает шестикратное
сочетание их.
Во-первых, есть
ученики с острым умом, стремящиеся к знанию и податливые; они, преимущественно
перед всеми другими, особенно способны к занятиям. Им ничего не нужно, кроме
того, чтобы предлагалась научная пища.
Во-вторых, есть
дети, обладающие острым умом, но медлительные, хотя и послушные. Они нуждаются
только в пришпоривании.
В-третьих, есть
ученики с острым умом и стремящиеся к знанию, но необузданные и упрямые.
В-четвертых, есть
ученики послушные и любознательные при обучении, но медлительные и вялые.
В-пятых, есть
ученики тупые и, сверх того, равнодушные и вялые. Их еще можно исправить, лишь
бы только они не были упрямыми.
На последнем
месте стоят ученики тупые, с извращенной и злобной натурой: большей частью эти
ученики безнадежны…Почву бесплодную, говорит Коменский, не следует ни
обрабатывать, ни трогать».
3.
Индивидуальный
подход в обучении
Каждый
ученик – единственный и неповторимый в своей индивидуальности. Индивидуальность
выражается в индивидуальных особенностях. Возникновение индивидуальных
особенностей (различий) связано с тем, что каждый человек проходит свой особый
путь развития, приобретая на нем различные типологические особенности высшей
нервной деятельности. Последние влияют на своеобразие возникающих качеств. К индивидуальным
особенностям относятся:
·
ощущения
·
восприятие
·
мышление
·
память
·
воображение
·
интерес
·
способности
·
темперамент
·
характер
личности
Индивидуальные
особенности влияют на развитие личности. Ими в значительной мере обусловлено
формирование всех качеств.
Важным
для педагогики всех времен был и остается вопрос «Должны ли в воспитании и
обучении учитываться индивидуальные особенности?».
Казалось бы, ответ на этот вопрос должен быть однозначно положительным. Но это
не так. Среди специалистов есть серьезные разногласия. Первая точка зрения –
массовая школа не может и не должна учитывать индивидуальность,
приспосабливаться к каждому отдельному ученику. Все дети должны получать
одинаковые «порции» учительской заботы. Никаких различий не должно быть в
воспитании прилежных и ленивых, одаренных и неспособных, а также старательных,
любознательных и ничем на свете не интересующихся. Человек, окончивший тот или
иной тип учебного заведения, характеризуется общим, одинаковым для всех
стандартом обученности и воспитанности, принятым в данном заведении.
Очень
убедительно эту мысль выразил Гегель: «Своеобразие людей не следует ценить
слишком высоко. Напротив, мнение, что наставник должен тщательно изучать
индивидуальность каждого ученика, сообразоваться с нею и развивать ее, является
совершенно пустым и ни на чем не основанным. Для этого у него нет и времени.
Своеобразность детей терпима в семейном кругу, но в школе начинается жизнь по
установленному порядку, по общим для всех правилам. Тут приходится заботиться о
том, чтобы дети отвыкали от своей оригинальности, чтобы они умели и хотели
исполнять общие правила усваивать себе результаты общего образования. Только
это преобразование души составляет воспитание».
Отечественная
педагогика стоит на иных позициях – воспитание должно максимально опираться на
индивидуальность. Индивидуальный подход как важный принцип педагогики
заключается в управлении развитием человека, основанном на глубоком знании черт
его личности и условий жизни. Педагогика индивидуального подхода имеет в виду
не приспособление целей и основного содержания обучения и воспитания к отдельному
школьнику, а приспособление форм и методов педагогического воздействия к
индивидуальным особенностям с тем, чтобы обеспечить запроектированный
уровень развития личности. Индивидуальный подход создает наиболее благоприятные
возможности для развития познавательных сил, активности, склонностей и
дарований каждого ученика. В индивидуальном подходе особенно нуждаются
«трудные» воспитанники, малоспособные школьники, а также дети с ярко выраженной
задержкой развития.
4. Школьные перегрузки
Школьные
перегрузки – проблема, способная сломать не только ребенка, но и его родителей.
Детям
трудно. Многие ощущают себя загнанными лошадьми, и пословица «ученье и труд все
перетрут» приобретает зловещий смысл. Российская школа становится в буквальном
смысле опасна для жизни. Те, у кого дети еще не учатся, вряд ли могут до конца
прочувствовать этот кошмар, когда вся семья до поздней ночи решает, проверяет,
пересказывает, переводит, чертит, рисует... А по нормам – детям от 5 до 12 лет
нужно ложиться спать часов в девять. Существуют нормативы для выполнения
домашнего задания, которые не меняются уже несколько десятков лет. По этим
нормативам в первом классе дети должны работать дома 1 час, в средних классах –
1,5-2, в старших – 3,5-4. Сегодня этот режим нереален: на дом задают объемы в
несколько раз большие. По официальным данным, нагрузки в российских школах
превышают норму на 300-400%.
Страницы: 1, 2
|