Новые технологии обучения
Новые технологии обучения
Содержание
Введение
Глава
1. Понятие «технология обучения»
1.1
История становления понятия «технология обучения». Классификация педагогических
технологий
Глава
2. Новые личностно-ориентированные технологии обучения
2.1
Личностно-ориентированные технологии обучения
2.2
Обучение в сотрудничестве
2.3
Метод проектов
2.4
Разноуровневое обучение
2.5
«Портфель ученика»
Глава
3. Практическое применение новых технологий обучения
3.1
Применение обучения в сотрудничестве в школе
3.2
Цикловое планирование занятий
Заключение
Список
использованной литературы
Введение
Одним
из недостатков существующей в нашей стране классно-урочной системы обучения
является неподготовленность выпускников школы к жизни, неумение применять
полученные и получаемые знания на практике. Традиционная система обучения
направлена на некоего усредненного ученика, которого не существует. Однако
современному обществу нужны специалисты, способные работать в коллективе,
способные осуществлять поиск решений проблем и умеющие эти решения внедрять в
жизнь. Для решения этих задач нужны новые подходы к обучению.
В
данной работе мы рассмотрим некоторые новые технологии обучения, отвечающие
требованиям современного общества и, вместе с тем, легко применимые в условиях
традиционной классно-урочной системы. Таким образом, рассматриваемая нами
проблема актуальна, поскольку соответствует требованиям современного общества,
современной школы.
Объектом
нашего исследования являются новые педагогические технологии, предметом –
технологии, которые можно применять в школах с традиционной (классно-урочной)
системой обучения.
Педагогические
технологии, в т. ч. личностно-ориентированные, достаточно глубоко изучены
отечественными педагогами. Литературу, в которой рассматриваются педагогические
технологии, можно объединить в три группы.
Первая
группа – учебники, учебные пособия, в которых дается общая информация о
педагогических технологиях, приводится их история и классификация, описание
некоторых технологий обучения. К этой группе относятся:
·
Дидактика
средней школы: некоторые проблемы современной дидактики./Под ред. М. В.
Скаткина. – М., 1982.
·
Загрекова
Л. В. Теория и технология обучения. – М., 2004.
·
Кашлев
С. С. Современные технологии педагогического процесса. – Мн., 2002.
·
Новые
педагогические и информационные технологии в системе образования./Под ред. Е.
С. Полат. – М., 2008.
·
Педагогика:
педагогические теории, системы, технологии./Под ред. С. А. Смирнова. – М.,
1999.
·
Педагогическое
мастерство и педагогические технологии./Под ред. Л. В. Гребенкиной, Л. А.
Байковой. – М., 2000.
·
Педагогические
технологии./Под общей ред. В. С. Кукушина. – М.; Ростов н/Дону, 2004.
·
Подласый
И. П. Педагогика. – М., 1996.
·
Селевко
Г. К. Современные образовательные технологии. – М., 1998.
Вторая
группа – отдельные работы педагогов - ученых о педагогических технологиях, в
которых также приводятся классификация, обзор технологий обучения, выделяются
некоторые плюсы или минусы той или иной технологии. К этой группе относятся:
·
Беспалько
В. П. Слагаемые педагогической технологии. – М., 1989.
·
Гузеев
В. В. Образовательная технология: от приема до философии. – М., 1996.
·
Кларин
М. В. Педагогическая технология в учебном процессе. – М., 1989.
·
Левитес
Д. Г. Практика обучения: современные образовательные технологии. – М.; Воронеж,
1998.
·
Селевко
Г. К. Альтернативные педагогические технологии. – М., 2005.
Третья
группа – статьи в периодических изданиях, посвященные каким-то отдельным
аспектам проблемы. К этой группе можно отнести следующие работы:
·
Бершадский
М. Е. В каких значениях используется понятие «технология» в педагогической
литературе?//Школьные технологии. 2002. №1.
·
Воскобойникова
Н. П., Галыгина И. В., Галыгина Л. В. К вопросу о педагогических технологиях и
системах обучения.//Химия в школе. 2002. №2.
·
Селевко
Г. К. Взгляд на проблему.//Народное образование. 1997. №9.
·
Шмелькова
Л. В. Технология образовательного процесса как средство его
индивидуализации.//Школа. 2001. №5 (44).
Цель
нашего исследования – проанализировать новые педагогические технологии, которые
можно применять в школах с традиционной классно-урочной системой обучения.
Задачи:
1.
Проследить
становление термина «педагогические технологии» и рассмотреть их классификацию.
2.
Проанализировать
новые личностно-ориентированные технологии обучения.
3.
Рассмотреть
возможности применения новых педагогических технологий в школе с традиционной
классно-урочной системой обучения.
Глава
1. Понятие «технология обучения»
1.1
История становления понятия «технология обучения». Классификация педагогических
технологий
Сегодня
в педагогической и психологической литературе часто встречается понятие
«технология», пришедшее к нам вместе с развитием компьютерной техники и
внедрением новых компьютерных технологий. В науке появилось специальное
направление – педагогическая технология. Это направление зародилось в 60-е годы
XX в. в США, Англии и в настоящее
время распространилось практически во всех странах мира, в том числе и в России.
Основная цель педагогической технологии – повысить эффективность образовательного
процесса, гарантировать достижение учащимися запланированных результатов
обучения.
Технологические
понятия до 70-х гг. прошлого века почти не использовались в отечественной
педагогике и дидактике. Представителей традиционной дидактики и педагогики
пугал производственный термин «технология» при рассмотрении сущности таких
творческих и психологических процессов, как обучение и воспитание, поскольку
само понятие «технология» исторически возникло в связи с техническим процессом.
Вместе
с тем технологические идеи не являются в дидактике и педагогике абсолютно
новыми. Мысль о технологизации процесса обучения высказал еще Ян Амос Коменский
400 лет назад. Во введении («Привет читателям») своего знаменитого труда
«Великая дидактика» (1632) Я. А. Коменский обосновывает в качестве одной из
ведущих задач теории обучения – «всех учить всему»[1],
но учить при этом «с верным успехом, так, чтобы неуспеха последовать не могло»[2].
Таким образом, им была сформулирована одна из важнейших идей технологии –
гарантированность результата. Была сформулирована и другая идея технологии –
«учить быстро», чтобы ни у учителя, ни у учащихся «не было обременения или
скуки», «учить основательно». Механизм обучения, то есть учебный процесс,
приводящий к результатам, Я. А. Коменский назвал «дидактической машиной». По
Коменскому, для достижения успешных результатов обучения важно:
1.
отыскать
цели;
2.
отыскать
средства достижения этих целей;
3.
отыскать
правила пользования этими средствами.
Таким
образом, вырисовывается своеобразная система: цель – средства – правила их
использования – результат. Это базовое звено любой технологии в образовании. В
дальнейшем элементы педагогической технологии можно найти в работах
швейцарского педагога Иоганна Генриха Песталоцци (1746 – 1827).
Новый
всплеск интереса к педагогическим технологиям характерен для США 30-х гг. XX
в., когда появились первые программы аудиовизуального обучения (обучение на
основе технических средств). Появился термин «технология в образовании».
Сторонники технизации учебного процесса видели суть повышения эффективности
обучения в широком использовании технических средств.
С
появлением программированного обучения и разработкой дидактических машин
появляется термин «технология образования», который в буквальном переводе
означал: как строить процесс обучения (и воспитания) в целом. В 70-е гг.
появляется термин «педагогические технологии», обозначающий способы достижения
в педагогическом процессе гарантированного результата.
В
целом, становление и развитие понятия «технология» в мировом педагогическом
опыте можно отразить в таблице 1.
Таблица
1.
Временной
период
|
Название
термина
|
Содержание
понятия
|
До
середины 50-х гг. XX в.
|
Технология
в обучении
|
Под
технологией в обучении понимается его технизация, т. е. применение различных
ТСО, максимальное использование их образовательных возможностей
|
С
середины 50-х гг. XX в.
|
Технология
обучения
|
Под
технологией обучения понимается особый «технологический» подход к построению
обучения в целом (т. е. технология самого построения учебного процесса).
Первым детищем этого направления явилось программированное обучение.
|
60-е
гг. XX в.
|
«Технологическое»
понимание полностью разработанной программы обучения
|
«Технологическое»
понимание полностью разработанной программы обучения включает: составление
полного набора целей; подбор критериев их измерения и оценки; точное описание
условий обучения. Все это соответствует понятию «полностью воспроизводимого
обучающего набора»
|
70-е
гг. XX в.
|
Педагогическая
технология
|
Под
воздействием системного подхода уточняется общая установка педагогической
технологии: решать дидактические проблемы на пути управления учебным
процессом с точно заданными целями, достижение которых должно поддаваться
четкому описанию и определению
|
Понятие
«педагогическая технология» получает в последнее время все более широкое
распространение в теории обучения. Именно в этом смысле термин «технология» и
его вариации («технология обучения», «образовательные технологии», «технологии
в обучении», «технологии в образовании») стали использоваться в педагогической
литературе и получили, как отмечают исследователи, более 300 формулировок в
зависимости от того, как авторы представляют структуру и составляющие
образовательно-технологического процесса.
На
сегодняшний день в теории обучения отсутствует единое понимание термина
«педагогическая технология». Наиболее часто встречаются такие определения:
·
Педагогическая
технология, по определению Ф. А. Фрадкина, «это системное, концептуальное,
нормативное, объективированное, инвариантное описание деятельности учителя и
ученика, направленное на достижение образовательной цели. Оно всегда
квинтэссенция воспитательной системы, базовое основание, в котором фиксируются
ее своеобразие и специфические особенности теоретического состава и
категориального аппарата»[3].
·
Педагогическая
технология «предполагает формулировку целей через результаты обучения,
выраженные в действиях учащихся, надежно осознаваемых и определяемых» (И. Я.
Лернер)[4].
·
Технология
– это система предложенных наукой алгоритмов, способов, средств решения
поставленных задач (И. П. Подласый)[5].
·
Педагогическая
технология – это проект определенной педагогической системы, реализуемой на
практике (В. П. Беспалько)[6].
·
Педагогическая
технология – это системный метод создания, применения и определения всего
процесса преподавания и усвоения с учетом технических и человеческих ресурсов и
их взаимодействия, ставящей своей задачей оптимизацию форм образования (ЮНЕСКО)[7].
Анализ
приведенных формулировок показывает, что содержание понятия «педагогическая
технология», отражающее существенные признаки обозначенного явления, зависит от
того, как авторы представляют структуру образовательно-технологического
процесса и его составляющие элементы. Это, в сою очередь, обусловлено теми
методологическими ориентирами, с позиции которых исследуется педагогическая
технология как явление педагогической реальности. Такое глубокое
методологическое обоснование изучения педагогической технологии и отражение ее
существенных принципов в соответствующем определении дается в работах
известного отечественного ученого В. П. Беспалько. В качестве методологического
ориентира в исследовании этого явления он использует системный метод.
«Системный подход, - пишет Беспалько, - лежит в основе любой педагогической
технологии, воспроизводимость и планируемая эффектность которой зависят от ее
системности и структурированности»[8].
Многие
педагогические технологии по своим целям, содержанию, применяемым методам и
средствам имеют достаточно много сходства и по этим общим признакам могут быть
классифицированы в несколько обобщенных групп.
По
сущностным и инструментально значимым свойствам (например, целевой ориентации,
характеру взаимодействия учителя и ученика, организации обучения) выделяются
следующие классы педагогических технологий:
·
По
уровню применения выделяются общепедагогические, частнометодические
(предметные) и локальные (модульные) технологии.
·
По
философской основе: материалистические и идеалистические, диалектические и
метафизические, научные (сциентические) и религиозные, гуманистические и
антигуманные, антропософские и теософские, прагматические и
экзистенциалистские, свободного воспитания и принуждения и другие
разновидности.
·
По
ведущему фактору психического развития: биогенные, социогенные, психогенные и
идеалистские технологии. Сегодня общепринято, что личность есть результат
совокупного влияния биогенных, социогенных и психогенных факторов, но
конкретная технология может учитывать или делать ставку на какой-нибудь из них,
считать его основным.
В
принципе не существует таких монотехнологий, которые использовали бы только
один какой-либо единственный фактор, метод, принцип - педагогическая технология
всегда комплексна. Однако своим акцентом на ту или иную сторону процесса
обучения технология становится характерной и получает от этого свое название.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7
|