бесплатно рефераты

бесплатно рефераты

 
 
бесплатно рефераты бесплатно рефераты

Меню

Новые технологии обучения бесплатно рефераты

Новые технологии обучения

Содержание


Введение

Глава 1. Понятие «технология обучения»

1.1 История становления понятия «технология обучения». Классификация педагогических технологий

Глава 2. Новые личностно-ориентированные технологии обучения

2.1 Личностно-ориентированные технологии обучения

2.2 Обучение в сотрудничестве

2.3 Метод проектов

2.4 Разноуровневое обучение

2.5 «Портфель ученика»

Глава 3. Практическое применение новых технологий обучения

3.1 Применение обучения в сотрудничестве в школе

3.2 Цикловое планирование занятий

Заключение

Список использованной литературы



Введение


Одним из недостатков существующей в нашей стране классно-урочной системы обучения является неподготовленность выпускников школы к жизни, неумение применять полученные и получаемые знания на практике. Традиционная система обучения направлена на некоего усредненного ученика, которого не существует. Однако современному обществу нужны специалисты, способные работать в коллективе, способные осуществлять поиск решений проблем и умеющие эти решения внедрять в жизнь. Для решения этих задач нужны новые подходы к обучению.

В данной работе мы рассмотрим некоторые новые технологии обучения, отвечающие требованиям современного общества и, вместе с тем, легко применимые в условиях традиционной классно-урочной системы. Таким образом, рассматриваемая нами проблема актуальна, поскольку соответствует требованиям современного общества, современной школы.

Объектом нашего исследования являются новые педагогические технологии, предметом – технологии, которые можно применять в школах с традиционной (классно-урочной) системой обучения.

Педагогические технологии, в т. ч. личностно-ориентированные, достаточно глубоко изучены отечественными педагогами. Литературу, в которой рассматриваются педагогические технологии, можно объединить в три группы.

Первая группа – учебники, учебные пособия, в которых дается общая информация о педагогических технологиях, приводится их история и классификация, описание некоторых технологий обучения. К этой группе относятся:

·                   Дидактика средней школы: некоторые проблемы современной дидактики./Под ред. М. В. Скаткина. – М., 1982.

·                   Загрекова Л. В. Теория и технология обучения. – М., 2004.

·                   Кашлев С. С. Современные технологии педагогического процесса. – Мн., 2002.

·                   Новые педагогические и информационные технологии в системе образования./Под ред. Е. С. Полат. – М., 2008.

·                   Педагогика: педагогические теории, системы, технологии./Под ред. С. А. Смирнова. – М., 1999.

·                   Педагогическое мастерство и педагогические технологии./Под ред. Л. В. Гребенкиной, Л. А. Байковой. – М., 2000.

·                   Педагогические технологии./Под общей ред. В. С. Кукушина. – М.; Ростов н/Дону, 2004.

·                   Подласый И. П. Педагогика. – М., 1996.

·                   Селевко Г. К. Современные образовательные технологии. – М., 1998.

Вторая группа – отдельные работы педагогов - ученых о педагогических технологиях, в которых также приводятся классификация, обзор технологий обучения, выделяются некоторые плюсы или минусы той или иной технологии. К этой группе относятся:

·                   Беспалько В. П. Слагаемые педагогической технологии. – М., 1989.

·                   Гузеев В. В. Образовательная технология: от приема до философии. – М., 1996.

·                   Кларин М. В. Педагогическая технология в учебном процессе. – М., 1989.

·                   Левитес Д. Г. Практика обучения: современные образовательные технологии. – М.; Воронеж, 1998.

·                   Селевко Г. К. Альтернативные педагогические технологии. – М., 2005.

Третья группа – статьи в периодических изданиях, посвященные каким-то отдельным аспектам проблемы. К этой группе можно отнести следующие работы:

·                   Бершадский М. Е. В каких значениях используется понятие «технология» в педагогической литературе?//Школьные технологии. 2002. №1.

·                   Воскобойникова Н. П., Галыгина И. В., Галыгина Л. В. К вопросу о педагогических технологиях и системах обучения.//Химия в школе. 2002. №2.

·                   Селевко Г. К. Взгляд на проблему.//Народное образование. 1997. №9.

·                   Шмелькова Л. В. Технология образовательного процесса как средство его индивидуализации.//Школа. 2001. №5 (44).

Цель нашего исследования – проанализировать новые педагогические технологии, которые можно применять в школах с традиционной классно-урочной системой обучения.

Задачи:

1.                Проследить становление термина «педагогические технологии» и рассмотреть их классификацию.

2.                Проанализировать новые личностно-ориентированные технологии обучения.

3.                Рассмотреть возможности применения новых педагогических технологий в школе с традиционной классно-урочной системой обучения.



Глава 1. Понятие «технология обучения»


1.1 История становления понятия «технология обучения». Классификация педагогических технологий


Сегодня в педагогической и психологической литературе часто встречается понятие «технология», пришедшее к нам вместе с развитием компьютерной техники и внедрением новых компьютерных технологий. В науке появилось специальное направление – педагогическая технология. Это направление зародилось в 60-е годы XX в. в США, Англии и в настоящее время распространилось практически во всех странах мира, в том числе и в России. Основная цель педагогической технологии – повысить эффективность образовательного процесса, гарантировать достижение учащимися запланированных результатов обучения.

Технологические понятия до 70-х гг. прошлого века почти не использовались в отечественной педагогике и дидактике. Представителей традиционной дидактики и педагогики пугал производственный термин «технология» при рассмотрении сущности таких творческих и психологических процессов, как обучение и воспитание, поскольку само понятие «технология» исторически возникло в связи с техническим процессом.

Вместе с тем технологические идеи не являются в дидактике и педагогике абсолютно новыми. Мысль о технологизации процесса обучения высказал еще Ян Амос Коменский 400 лет назад. Во введении («Привет читателям») своего знаменитого труда «Великая дидактика» (1632) Я. А. Коменский обосновывает в качестве одной из ведущих задач теории обучения – «всех учить всему»[1], но учить при этом «с верным успехом, так, чтобы неуспеха последовать не могло»[2]. Таким образом, им была сформулирована одна из важнейших идей технологии – гарантированность результата. Была сформулирована и другая идея технологии – «учить быстро», чтобы ни у учителя, ни у учащихся «не было обременения или скуки», «учить основательно». Механизм обучения, то есть учебный процесс, приводящий к результатам, Я. А. Коменский назвал «дидактической машиной». По Коменскому, для достижения успешных результатов обучения важно:

1.                отыскать цели;

2.                отыскать средства достижения этих целей;

3.                отыскать правила пользования этими средствами.

Таким образом, вырисовывается своеобразная система: цель – средства – правила их использования – результат. Это базовое звено любой технологии в образовании. В дальнейшем элементы педагогической технологии можно найти в работах швейцарского педагога Иоганна Генриха Песталоцци (1746 – 1827).

Новый всплеск интереса к педагогическим технологиям характерен для США 30-х гг. XX в., когда появились первые программы аудиовизуального обучения (обучение на основе технических средств). Появился термин «технология в образовании». Сторонники технизации учебного процесса видели суть повышения эффективности обучения в широком использовании технических средств.

С появлением программированного обучения и разработкой дидактических машин появляется термин «технология образования», который в буквальном переводе означал: как строить процесс обучения (и воспитания) в целом. В 70-е гг. появляется термин «педагогические технологии», обозначающий способы достижения в педагогическом процессе гарантированного результата.

В целом, становление и развитие понятия «технология» в мировом педагогическом опыте можно отразить в таблице 1.


Таблица 1.

Временной период

Название термина

Содержание понятия

До середины 50-х гг. XX в.

Технология в обучении

Под технологией в обучении понимается его технизация, т. е. применение различных ТСО, максимальное использование их образовательных возможностей

С середины 50-х гг. XX в.

Технология обучения

Под технологией обучения понимается особый «технологический» подход к построению обучения в целом (т. е. технология самого построения учебного процесса). Первым детищем этого направления явилось программированное обучение.

60-е гг. XX в.

«Технологическое» понимание полностью разработанной программы обучения

«Технологическое» понимание полностью разработанной программы обучения включает: составление полного набора целей; подбор критериев их измерения и оценки; точное описание условий обучения. Все это соответствует понятию «полностью воспроизводимого обучающего набора»

70-е гг. XX в.

Педагогическая технология

Под воздействием системного подхода уточняется общая установка педагогической технологии: решать дидактические проблемы на пути управления учебным процессом с точно заданными целями, достижение которых должно поддаваться четкому описанию и определению


Понятие «педагогическая технология» получает в последнее время все более широкое распространение в теории обучения. Именно в этом смысле термин «технология» и его вариации («технология обучения», «образовательные технологии», «технологии в обучении», «технологии в образовании») стали использоваться в педагогической литературе и получили, как отмечают исследователи, более 300 формулировок в зависимости от того, как авторы представляют структуру и составляющие образовательно-технологического процесса.

На сегодняшний день в теории обучения отсутствует единое понимание термина «педагогическая технология». Наиболее часто встречаются такие определения:

·                   Педагогическая технология, по определению Ф. А. Фрадкина, «это системное, концептуальное, нормативное, объективированное, инвариантное описание деятельности учителя и ученика, направленное на достижение образовательной цели. Оно всегда квинтэссенция воспитательной системы, базовое основание, в котором фиксируются ее своеобразие и специфические особенности теоретического состава и категориального аппарата»[3].

·                   Педагогическая технология «предполагает формулировку целей через результаты обучения, выраженные в действиях учащихся, надежно осознаваемых и определяемых» (И. Я. Лернер)[4].

·                   Технология – это система предложенных наукой алгоритмов, способов, средств решения поставленных задач (И. П. Подласый)[5].

·                   Педагогическая технология – это проект определенной педагогической системы, реализуемой на практике (В. П. Беспалько)[6].

·                   Педагогическая технология – это системный метод создания, применения и определения всего процесса преподавания и усвоения с учетом технических и человеческих ресурсов и их взаимодействия, ставящей своей задачей оптимизацию форм образования (ЮНЕСКО)[7].

Анализ приведенных формулировок показывает, что содержание понятия «педагогическая технология», отражающее существенные признаки обозначенного явления, зависит от того, как авторы представляют структуру образовательно-технологического процесса и его составляющие элементы. Это, в сою очередь, обусловлено теми методологическими ориентирами, с позиции которых исследуется педагогическая технология как явление педагогической реальности. Такое глубокое методологическое обоснование изучения педагогической технологии и отражение ее существенных принципов в соответствующем определении дается в работах известного отечественного ученого В. П. Беспалько. В качестве методологического ориентира в исследовании этого явления он использует системный метод. «Системный подход, - пишет Беспалько, - лежит в основе любой педагогической технологии, воспроизводимость и планируемая эффектность которой зависят от ее системности и структурированности»[8].

Многие педагогические технологии по своим целям, содержанию, применяемым методам и средствам имеют достаточно много сходства и по этим общим признакам могут быть классифицированы в несколько обобщенных групп.

По сущностным и инструментально значимым свойствам (например, целевой ориентации, характеру взаимодействия учителя и ученика, организации обучения) выделяются следующие классы педагогических технологий:

·                   По уровню применения выделяются общепедагогические, частнометодические (предметные) и локальные (модульные) технологии.

·                   По философской основе: материалистические и идеалистические, диалектические и метафизические, научные (сциентические) и религиозные, гуманистические и антигуманные, антропософские и теософские, прагматические и экзистенциалистские, свободного воспитания и принуждения и другие разновидности.

·                   По ведущему фактору психического развития: биогенные, социогенные, психогенные и идеалистские технологии. Сегодня общепринято, что личность есть результат совокупного влияния биогенных, социогенных и психогенных факторов, но конкретная технология может учитывать или делать ставку на какой-нибудь из них, считать его основным.

В принципе не существует таких монотехнологий, которые использовали бы только один какой-либо единственный фактор, метод, принцип - педагогическая технология всегда комплексна. Однако своим акцентом на ту или иную сторону процесса обучения технология становится характерной и получает от этого свое название.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7