Нововведения в обучении истории
Нововведения в обучении истории
Введение
Раздел 1. Нововведения в обучении истории
1.1. Диффиниция инновации
1.2. Сочетание инновационных и традиционных форм в
обучении
истории
1.3. Инновационные школы
1.4. Типы инновационных подходов к обучению истории
Выводы по первому разделу
Раздел 2. Внедрение инновационных технологий в практику
школ
2.1. Урок-суд, как вид инновационных учебных занятий
2.2. Метод кооперативного обучения
2.3. Использование блок-таблиц и структурно-логических
схем
Выводы ко второму разделу
Заключение
Список литературы
Приложение 1
Приложение 2
Приложение 3
Приложение 4
Школы и высшие учебные заведения прошли долгий путь исторического
развития. С одной стороны, они оказали значительное влияние на поколение,
сохранение и прогресс культуры и общества в целом, с другой стоны на себе
ощущали многие перемены, происходившие в науке, культуры всех стран.
Трудности возникают с тем, что в учебном плане школ увеличивается число
изучаемых дисциплин, сокращается время на изучение некоторых классических
дисциплин, школьных предметов. В их число попадает и история. Эти
обстоятельства создают базу для новых теоретических исследований в области
методики истории, требует поиска иных подходов в организации учебного
прогресса. На современном этапе развития образования возникла необходимость
обновления методов, средств и форм организации обучения. Это тесно связанно с
разработкой и внедрением в учебный процесс новых педагогических технологий.
Обновление образования подрастающего поколения требует использования
нетрадиционных методов и форм организации обучения. Нельзя опираться только на
широко распространенные в практике обучения методы, необходимы новшества. Таким
образом, целью данной работы является анализ инновации в обучении истории.
Для достижения заданной цели автор ставит следующие задачи:
1. Провести анализ нововведений в обучении истории.
1.1. Рассмотреть диффиницию инноваций.
1.2. Провести анализ сочетания инновационных и традиционных форм в
обучении истории
1.3. Показать виды инновационных школ.
1.4. Осветить типы инновационных подходов к обучению истории
2. Рассмотреть процесс внедрения инновационных технологий в практику школ.
2.1. Урок-суд, как вид инновационных учебных занятий.
2.2. Рассмотреть метод кооперативного обучения.
2.3. Показать варианты использования блок-таблиц и структурно-логических
схем.
В ходе развязки поставленных задач использовались имперический и
теоретический методы исследования: педагогические наблюдения, изучение
педагогического опыта учителей инновационной ориентации, беседа, изучение и
анализ философской, психологической, педагогической и методологической
литературы; синтез, сравнение, систематизация, обобщение теоретических и
исследовательских данных; анализ действующих программ по педагогической
подготовке будущего учителя.
Источниковой базой послужил как собственный опыт педагогической практики в
средней школе, так и исследования современных педагогов по данному вопросу. Правовой
базой стали Конституция Украины, Ст. 53. Она закрепляет право каждого человека
на образование, и Закон "Об Образовании" от 23 марта 1996 года[1], в котором закреплены основные принципы
образования, согласно ей, каждый имеет право на образование. Полное общее
среднее образование является обязательным. Государство обеспечивает доступность
и бесплатность дошкольного, полного общего среднего,
профессионально-технического, высшего образования в государственных и
коммунальных учебных заведениях; развитие дошкольного, полного общего среднего,
внешкольного, профессионально-технического, высшего и последипломного
образования, разных форм обучения; предоставление государственных стипендий и
льгот учащимся и студентам. Граждане имеют право бесплатно получить высшее
образование в государственных и коммунальных учебных заведениях на конкурсной
основе. Гражданам, принадлежащим к национальным меньшинствам, в соответствии с
законом гарантируется право обучения на родном языке либо на изучение родного
языка в государственных и коммунальных учебных заведениях или через национальные
культурные общества.
Данную тему в своих трудах разносторонне рассматривают следующие авторы:
Кларин М.В. в книге "Инновации в мировой педагогике" обучение на
основе исследования, игры и дискуссии (анализ зарубежного опыта). В книге
представлены психолого-педагогические разработки, направленные на
преобразование традиционного обучения, технологий работы учителя. Материал
охватывает инновационные поиски современной педагогики на разных уровнях
обучения, от начальной до высшей школы. Основное внимание уделяется младшей и
старшей средней школе. Специальная задача автора, выделить инвариативные
общезначимые черты дидактических разработок, представить их в виде
воспроизводимых моделей обучения.[2]
В учебнике "Теория и методика
преподавания истории", под редакцией Вяземского Е.Е., Стреловой О.Ю.
представлен мировой опыт преподавания и изучения истории в школе. Особое
внимание обращено на актуальные проблемы исторического образования, его цели,
структуру и содержание. Предметом специального рассмотрения в учебнике является
развитие познавательных возможностей учащихся в обучении истории, анализ
приемов и форм организации учебного процесса[3].
В пособии Стипанищева А.Т. Методика преподавания и изучения истории
содержатся концептуальные составляющие обучения истории, теоретические
организационные и методические основы учебных занятий, общие и видовые методы
преподавания и изучения истории[4].
Следует отметить, что проблема подготовки учителя к инновационной
деятельности исследована недостаточно. В частности не отработана суть и
структура такого важного качества личности, как инновационная культура. Так же
не отработанна модель системы подготовки учителя к инновационной деятельности и
критерии ее оценивания. Недостаточная разработка проблемы снижает результаты
работы внедрения инновационных технологий в практику работы школ. Опыт
показывает, что процессы разрабатываются стихийно. Учителя не владеют научной
информацией о содержании инновационных технологий, у них не сформированы
понятия и умения использовать приобретенные знания в новых условиях
деятельности школы. Они недооценивают роль самообразования в обогащении своего
теоретического, психолого-педагогического и научного методологического уровня. Недостаточная
обработка проблемы подготовки педагогов и обуславливает выбор данной темы
исследования.
Объем данной составляет сорок шесть печатных страниц и состоит из двух
разделов, семи подразделов, и четырех приложений.
Тема данной работы интересна, сложна, автор попытался показать многие
аспекты инновации обучения истории, но тема обширна и нуждается в дальнейшей
разработке.
1.1. Диффиниция инновации
По своему содержанию, формам и методам, образование не измененный,
закостенелый феномен, Так как оно все время реагирует на новые социальные
явления, учитывает тенденцию, перспективу развития человечества. Но обновление
учебно-воспитательной практики часто отставало от темпов цивилизованного
развития. Данное время, особенно на ранних этапах развития человечества, эта
проблема была не настолько острой, как в индустриальную и постиндустриальную
эпохи. Заметно активизировалась она во второй половине XX века, что было
обусловлено прорывом в научно-техническом развитии. Между системой образования
и новым условием жизни возник разрыв.[5]
На современном этапе становится, очевидно, что традиционная школа,
ориентированная на передачу знаний, умений и навыков, не успевает за темпами их
нарастания. Современная школа не достаточно развивает способности, необходимые
ее выпускникам для того, чтоб самостоятельно самоопределиться в социуме,
принимать решения, быть активным и мобильным субъектом на рынке труда. Большими
недостатками традиционной системы образования это рожденные ею неумение и
нежелание детей учиться, несформированность ценностного отношения к
собственному развитию и образованию.
Преодоление кризиса современного образования возможно благодаря
интенсивному реформированию ее соответственно требованиям времени в процессе
формирования принципиально новой системы общего образования, которая постепенно
заменяет традиционную.
Важной особенностью современной системы образования – это сосуществование
двух стратегий организации обучений – традиционной и инновационной. Термин
"традиционное" (нормативное) обучение, и инновационное обучение
предложены группы ученых в соответствии Римскому клубу (1978), который обратил
внимание мировой научной общественности на неадекватность принципов традиционного
обучения требованиям современного общества к личности и ее познавательных
возможностей. Инновационное обучение трактованного в ней как процесс и
результат учебной и официальной деятельности. Оно ориентированно на
формирование готовности личности к динамическим изменениям в социуме за счет
развития способности к творчеству.[6]
Таким образом, инновационное обучение ориентированно на динамические изменения
в окружающем мире учебная и образовательная деятельность, которая ориентируется
на развитие различных форм мышления, творческих способностей. Традиционное
образование реализуется "в совершенном исходе из прошлого", а
инновационная функционирует в контексте сегодня, ориентируясь на будущее.
Развитие инноватики в Украине связанно с массовым
гражданско-педагогическим движением, возникшем в результате споров между
общественными потребностями, касающимися развития и функционирования
учебно-воспитательской системы. Педагогическая инноватика – учение о создании
оценивании, освоении, и использовании педагогических инноваций. Педагогическая
инноватика основана в постоянном поиске и предложении новых социально -
эффективных технологий обучения и воспитания, результатом которых, должно быть
формирование высокоадаптированной к изменяющимся условиям к активно-деятельной
творческой личностью, которая умеет анализировать преодолевать многие
трудности.
Но необходимо отметить, что не всегда и не везде установление нового
обеспечивает положительные результаты, не каждое нововведение рациональное,
прогрессивное, часто дестабилизирует функционирование педагогической системы,
создает трудности для педагогов и их воспитанников.
Создание утверждения, существование нового как целостного феномена, есть
стержень, ядро инновационного процесса, компонент которого составляет
инновация. Инновация – нововведение, изменение, обновление; новый подход,
создание качественного, нового.
В некоторых случаях считают инновацией использование известного, с небольшим
изменением, модификацией. Инновации – это предмет особенной деятельности
человека, которая не удовлетворяется традиционными условиями, методами,
способами, и желает не только новизны содержания, а качественно новых
результатов. Объектами инноваций чаще всего оказываются такие проблемы, как
повышение самомотивации учебно-воспитательной деятельности; увеличение объемов
материала, изучаемого на уроке; ускорение типов обучения, устранения потерь
времени и т.д.
Внедрение более продуманных методов, использование активных форм
учебно-воспитательного процесса, новых технологий - постоянные области
разработки инновационных идей.[7] И
история не исключение. Главные направления инновационных преобразований в
процессе изучения истории являются учитель, обучаемые, содержание, формы,
методы и средства, цели и результаты.
1.2. Сочетание инновационных и традиционных
форм в обучении истории
Говоря о сочетании традиционного и инновационного необходимо отметить
такую особенность, как взаимопревращение инновации и традиции (см. Приложение
1). Сосуществование нормы и инновации, которые динамично взаимодействуют,
развиваются, является существенным для педагогической инноватики. Норма сохраняет
то, что существует, а инновационная деятельность его изменяет.
Варианты взаимодействия инновации и нормы, могут находиться в рамках
восприятия нового, как патологии до превращения нормы в безрезультатность.
Новое может означать как отхождение от нормы, нарушения ее, так и необычное
использование. Часто происходит выведение инновации из нормы.
Передовое часто сохраняет в себе много элементов традиционного, что ярко
проявляется в педагогике. Это свидетельствует о необходимости бережного
отношения к традиции, в которой зарождается и формируется, функционирует новое.[8]
Познание особенностей зарождения, развития, функционирования, а также
существенных признаков таких феноменов как норма, новое, новизна,
усовершенствование, занимается инноватика, призванная обеспечивать эффективное
развитие общества зависимо от нужд практики. Ее поисковый потенциал может быть
использован в слабой сфере человеческой деятельности, в частности и
педагогической.[9]
Говоря о сочетании традиционного и инновационного, необходимо упомянуть и
инновационные образовательные процессы, которые и есть процессы создания,
освоения и использовании педагогических технологий (см. Приложение 2)
И инновационные процессы отличаются от стабильных или традиционных. Основу
и содержание инновационных процессов составляет инновационная деятельность,
сущность которой состоит в обновлении педагогического процесса, внесение
новосозданий в традиционную систему, это предусматривает высшую ступень
педагогического творчества и, прежде всего педагогов новаторов.
В широком смысле понимания к педагогам-новаторам принадлежат все педагоги,
которые работают творчески, стремятся к обновлению своих педагогических и
воспитательных способов. В узком смысле педагога-новатора считают автора новой
педагогической системы. Педагогами-новаторами можно считать Станислава Щацкого,
Антона Макаренко, В Сухомлинского, Марию Мантессори.
Таким образом, о сочетании инновационно-нового и традиционного способов можно
сказать, что они очень тесно сосуществуют, происходит взаимопревращение
инновации в традицию, и из традиции зарождается новая инновация. Часто
сочетание этих форм выражается в небольшой модификации традиционного
инновационным.
Но необходимо отметить, что существование одного без другого невозможно.
Инновация рождается из традиции, а затем опять эта же инновация со временем
превращается в традицию.[10]
Инновация – означает нововведение, новшество. Главным показателем
инновации является прогрессивное начало в развитии школьным вуза по сравнению
со сложившимися традициями, поэтому инновации в системе образования связаны с
внесением изменений:
- в цели, содержании, методе и технологии, формы организации;
- в стиле педагогической деятельности и организации учебно-познавательного
процесса;
- в систему контроля и оценки уровня образования;
- в учебный план и учебные программы
Новизна носит конкретно исторический характер, то есть может возникать и
раньше своего времени, потом со временем стать нормой и устареть.[11]
Типы нововведений в школе и вузе группируются по разным основаниям.
Первая классификация нововведения основана на соотношении нового к
педагогическому процессу, протекающему в школе или в вузе. Выделяют следующие
типы нововведений: В целях и содержаниях образования, в методах, средствах
принципах, технологии педагогического процесса, в формах и способах организации
обучения и воспитания.
Вторая классификация нововведений в системе образования основана на
применении признака обмена. Здесь выделяют следующие преобразования:
- локальные и единичные, не связанные связи,
- комплексные взаимосвязи между собой,
- системные,
Третья классификация осуществляется по принципу инновационного потена:
Выделяют:
- модификации известного и принятого связанные с усовершенствованиями
образовательной программы и учебного плана.
- комбинаторные нововведения,
- радикальные преобразования,
Классификация нововведений основана на группировке признаков по отношению
к своему предшественнику. При таком подходе нововведения относят к замещающим,
отменяющим.[12]
В качестве источников идей для школы или вуза стоит вы:
- потребности страны, региона, города, района социального заказа.
- воплощение соц. заказа в законах, нормативных документах.
- достижение комплекса наук о человеке,
- передовой педагогический опыт
- интуиция
- опытно-эксперементальная работа
- зарубежный опыт.
1.3. Инновационные школы
К наиболее известным в мире "новым школам" ХХ века относятся
"свободные школьные общины" – это школы интернаты, организация жизни,
которая строилась п/х свободного развития ребенка и сотрудничества граждан
небольшого общества.[13]
Страницы: 1, 2, 3, 4
|