Нетрадиционные формы обучения на уроках технологии
Нетрадиционные формы обучения на уроках технологии
Федеральное агентство по образованию
ГОУ ВПО Нижегородский государственный педагогический
университет
Технолого-экономический факультет
Кафедра общетехнических дисциплин
Нетрадиционные формы обучения
на уроках технологии
Дипломная работа
по педагогике, психологии,
методике обучения
технологии и
предпринимательству
Работа допущена к защите Работу
выполнила:
Зав. каф.
ОТД студентка дневного
отделения
Шевченко С.М.___________ Захаров
д.А.___________
Научный руководитель:
старший преподаватель
Скуридин А.М.__________
Нижний Новгород
2008
Содержание
Введение………………………………………………………………………..........3
Глава 1. Нетрадиционные формы
обучения – как один из видов обучения учащихся
1.1. Сущность понятия нетрадиционных
форм обучения на уроках технологии…………………………………………………………………………..61
1.2. Роль нетрадиционного обучения в
образовании…………………………….16
1.3. Значение
нестандартных уроков в формировании личности младших
школьников……………………………………………………………………….....26
Глава 2. Разработка методики
нетрадиционных форм обучения учащихся младшей школы на уроках технологии
2.1.Анализ программы по
технологии…………………………………………….41
2.2 Подготовка и проведения
нетрадиционных уроков………………………….48
2.3. Разработка и проведение урока –
игры………………………………………63
2.4. Разработка и проведение урока –
конкурса………………………………….64
Заключение………………………………………………………………………...66
Список литературы……………………………………………………………….69
Приложение………………………………………………………………………..72
Введение
Актуальность
исследования: Необходимость постоянного совершенствования системы и практики
образования обусловлена социальными переменами, происходящими в обществе.
Вопросы повышения качества обученности и уровня воспитанности личности
учащегося были и остаются приоритетными в современной методике преподавания
технологии.
Реформирование
школьного образования и внедрение новых педагогических технологий в практику
обучения следует рассматривать как важнейшее условие интеллектуального,
творческого и нравственного развития учащегося. Именно развитие становится
ключевым словом педагогического процесса, сущностным, глубинным понятием
обучения.
Технология, как
учебный предмет, обладает большими возможностями для создания условий
культурного и личностного становления школьников. Социальный заказ общества в
области обучения технологии выдвигает задачу развития личности учащихся,
усиления гуманистического содержания обучения, более полной реализации
воспитательного, образовательного и развивающего потенциала учебного предмета
применительно к индивидуальности каждого ученика.
Урок - гибкая
форма организации обучения. Он включает разнообразное содержание, в
соответствии с которым используются необходимые методы и приемы обучения.
На уроке
организуется фронтальная, коллективная и индивидуальная формы учебной работы.
Различные формы проведения урока не только разнообразят учебный процесс, но и
вызывают у учащихся удовлетворение от самого процесса труда.
Нетрадиционный
урок - одна из таких форм организации обучения и воспитания школьников.
Эффективность нетрадиционных форм обучения и развития хорошо известна. Такие
занятия приближают школьное обучение к жизни, реальной действительности. Дети
охотно включаются в такие занятия, ибо нужно проявить не только свои знания, но
и смекалку, творчество.
С помощью
нетрадиционных уроков можно решить проблему дифференциации обучения,
организации самостоятельной познавательной деятельности учащихся, физического
эксперимента.
Снижение уровня
знаний учащихся в большей степени объясняется качеством уроков: шаблоном,
однообразием, формализмом, скукой. Многие учителя ищут разные способы
«оживления» урока, привлечения учащихся к активной работе, разнообразию форм
объяснения нового материала. Разумеется, ни в коем случае нельзя отказываться
от традиционного урока, как основной формы обучения и воспитания детей. Но
придать уроку нестандартные, оригинальные приемы необходимо для активизации
мыслительной деятельности учащихся. Это не замена старых уроков, а их
дополнения и переработка, внесение оживления, разнообразия, которым повышают
интерес, способствуя совершенствованию учебного процесса. На таких уроках
ученики увлечены, их работоспособность повышается, результативность урока
возрастает.
Но надо заметить,
что в выборе нестандартных уроков нужна мера. Ученики привыкают к необычным
способам работы, теряют интерес, успеваемость заметно понижается. Место
нетрадиционных уроков в общей системе должно определятся самим учителем в
зависимости от конкретной ситуации, условий содержания материала и
индивидуальных особенностей самого учителя.
Предмет
исследования: процесс нетрадиционного обучения на уроках технологии.
Теоретическая и
практическая значимость исследования определяется возможностью использования полученных
результатов в дальнейших исследованиях, посвященных анализу особенностей
методики подготовки и проведения нетрадиционных форм обучения. В рамках
преподавания технологии могут быть использованы, разработанные мной конспекты
нетрадиционных уроков.
Гипотеза
исследования заключается в следующем: если применять на уроках технологии
нестандартные формы обучения, то это будет способствовать:
формирования у
детей таких качеств личности, как самостоятельность, коллективизм, умения
планировать свою работу, предвидеть результаты труда, ответственности за
последствия своей деятельности, организаторских и коммуникативных склонностей и
способностей;
мотивации
подрастающего поколения к эффективной трудовой и учебной деятельности;
повышения
интереса школьников к учению;
более
результативному решению задач образования, развития и воспитания личности
учащегося.
Цель работы:
применение нетрадиционных форм обучения на уроках технологии.
Задачи:
Обучение учащихся
с помощью применения нетрадиционных форм обучения;
Разработка методики
нетрадиционных форм обучения учащихся на уроках технологии.
Методы
исследования проблемы: теоретические (систематизация, обобщение),
педагогической, психологической, методической литературы.
Область
практического применения: на уроках технологии.
Глава
1 Нетрадиционные формы обучения – как один из видов обучения учащихся
1.1.
Сущность понятия нетрадиционных форм обучения на уроках технологии
Урок - это
основная организационная форма обучения в школе. Он является не только важной
организационной, но и прежде всего педагогической единицей процесса обучения и
воспитания, его нравственность, а также основные принципы, методы и средства
обучения получают реальную конкретизацию и находят свое правильное решение и
воплощаются в жизнь только в ходе урока и через него. Каждый урок вносит свой
специфический, свойственный лишь ему вклад в решение задач. Урок выполняет
конкретную функцию, в которой находит выражение определенная часть более
крупных блоков учебного материала.
Урок как форма
организации обучения прочно занял свое место в школе в качестве основной
организационной формы обучения. Хороший урок – дело не простое. Искусство
проведения уроков во многом зависит от понимания и выполнения учителем
социальных и педагогических требований, которые определяются задачами школы,
закономерностями и принципами обучения. Немаловажным условием проведения урока
является грамотная постановка задач урока и успешная их реализация. Обучение технологии
преследует реализацию практических, воспитательных, образовательных и
развивающих задач.[4]
К традиционным
школьным занятиям принадлежат, как известно, уроки изучения нового материала,
закрепления знаний, умений и навыков, проверки и учета приобретенных знаний,
умений и навыков, анализа контрольных работ, обобщения и систематизации
выученного, повторение темы или раздела. Наряду с этими формами обучения в
последнее время широко используются и нетрадиционные или нестандартные. Это, в
частности, уроки-семинары, зачеты, лекции, конкурсы, уроки - экскурсии,
интегрированные уроки, занятия-конференции, диспуты, тематичные игровые уроки,
благодаря которым ученики быстрее и лучше усваивают программный материал.
Ориентация
современной школы на гуманизацию процесса образования и разностороннее развитие
личности ребенка предполагает, в частности, необходимость гармонического
сочетания собственно учебной деятельности, в рамках которой формируются базовые
знания, умения и навыки, с деятельностью творческой, связанной с развитием
индивидуальных задатков учащихся, их познавательной активности, способности
самостоятельно решать нестандартные задачи и т.п. Активное введение в
традиционный учебный процесс разнообразных развивающих занятий, специфически
направленных на развитие личностно-мотивационной и аналитико-синтетической сфер
ребенка, памяти, внимания, пространственного воображения и ряда других важных
психических функций, является в этой связи одной из важнейших задач
педагогического коллектива.[19]
Что мы подразумеваем под понятием нетрадиционная форма
урока?
В отечественной
педагогике выделяют два основных подхода к пониманию нетрадиционных форм урока.
Первый подход НФУ как отход от четкой структуры комбинированного отхода и
сочетание разнообразных методических приемов. То есть основной формой учебного
процесса все же остается традиционный урок, но в который обязательно вносятся
элементы современных технологий развития познавательных способностей учащихся.
А это, прежде всего шестиуровневое развитие познавательных способностей:
знание; понимание; применение; анализ; синтез; оценка.Исходя из этого, более
тщательно отбираются фактический материал к уроку, тексты документов, источники
по теме, задания, тексты и т. д. На уроках используются разные виды
деятельности: составление таблиц, опорных конспектов, заполнение карточек,
кроссвордов по различным источникам, дискуссии и рассказы на заданную тему,
подготовка и защита рефератов, игры и др.
Второй подход
трактует НФУ как инновационные, современные формы урока, появившиеся в
последнее время и имеющие широкое распространение в современной школе
(уроки-конференции, уроки – круглые столы, уроки-аукционы, уроки-дискуссии и т.
д.). Что же касается научной литературы, то здесь видим тенденцию рассматривать
НФУ как формы интерактивного обучения или учебные занятия в “режиме
интерактива” ( от англ. слова interaction – взаимодействие).
Интенсивное общение – выработка тактики и стратегии взаимодействия, организация
совместной деятельности. Основные виды интерактивного общения – кооперация и
конкуренция. Упор делается на межличностные коммуникации, в основе которых
берется способность индивида встать на позицию другого человека или группы
людей, и только с этой позиции оценить свои собственные действия
(самооценка).По мнению О.В. Трофимовой: “...сам термин “нетрадиционная форма
урока” требует более конкретной проработки в этимологическом аспекте. Можно ли,
например, говорить о “нетрадиционном уроке”, в то время как именно
классно-урочная система, базирующаяся на принципах дидактики А.А. Каменского,
является основой “традиционного обучения?” говоря иначе, может ли урок,
традиционная единица учебного процесса, характеризоваться как нетрадиционный”.[29]
В учебном пособии Подласого И.П. “Педагогика” выделены десятки типов
нетрадиционных уроков (перечислено 36), в том числе уроки – деловые игры,
уроки-речевые игры, уроки-игры типа “Поле чудес” и т. д.[24] Все они отнесены к
различным типам, хотя очевидно, что это уроки одного типа или близкие друг к
другу. Г.В. Селевко рассматривает НФУ как “технологии”, “нетрадиционные
технологии урока”. Он характеризует их как “основанные на усовершенствовании
классических форм урочного преподавания, нестандартных структурах и методах”.
Г.В. Селевко предложил свою структуру сравнения традиционных и нетрадиционных
форм урока. Основными элементами данной структуры являются: концептуальная
основа; содержательная часть обучения; процессуальная часть.[34]
Эти же элементы
являются основными в структуре соотношения традиционных и нетрадиционных форм
урока, предложенные Г.В. Селевко. Исходя из концепции и классификации
педагогических технологий, нетрадиционную форму урока “можно определить как
технологию локального (модульного) уровня” (О.В. Трофимова). Хотя при
разработке нетрадиционных уроков происходит соприкосновение с другими
технологиями. [29]
Далее приводим
таблицу 1. (Традиционные и нетрадиционные уроки) и таблицу 2 (Соотношение
традиционных и нетрадиционных форм урока), составленные Г.К. Селевко.[28]
Таблица 1
Традиционные и нетрадиционные формы урока (автор Г.К. Селевко)
Элементы
|
Традиционный
урок
|
Нетрадиционный
урок
|
Концептуальная
основа
|
Субъект –
объективные взаимодействия в системе “учитель – ученик”
|
Субъект –
субъектные позиции в системе “учитель – ученик”
|
Содержательная
часть
|
Цели
|
Формирование
знаний, умений и навыков, воспитание личности с заданными свойствами
|
Развитие личности
учащихся
|
Содержание
учебного материала
|
Изучаемый
материал соответствует содержанию учебного предмета, информация носит
преимущественно фактологический характер
|
Выход за рамки
содержания одного предмета (интеграция знаний), соответствие материала критериям
проблемности, альтернативности, критичности
|
Процессуальная
часть
|
Организация
учебного процесса
|
Формы урока:
лекция, лабораторное занятие, семинар, практическое занятие, итоговое
собеседование
|
|
Методы и формы
учебной деятельности школьников
|
Преимущественно
репродуктивный характер учебной деятельности: сообщение готовых знаний,
обучение по образцу, индуктивная логика от части к целому, механическое
запоминание, вербальное изложение, репродуцированное воспроизведение
|
Формы урока:
урок – учебная игра, учебная дискуссия, исследование
|
Методы и формы
работы учителя
|
Учитель
определяет цели урока, планирует деятельность учащихся, осуществляет итоговый
анализ и оценивание деятельности школьников
|
Игровая
(моделирующая), оценочно- дискуссионная, рефлексивная деятельность: “метод
прямого доступа”, проблемно-поисковый метод, метод стимулирования интереса и
мотивации учебной деятельности учащегося
|
Деятельность
учителя по процессу управления усвоением материала
|
Инициатива у
учителя, управление и контроль в его руках
|
Совместная
работа учителя и учащегося в областях целепологания, планирования, анализа
(рефлексии) и оценивания результатов учебной деятельности
|
Диагностика
учебного процесса
|
Использование
критерия количественной пятибалльной шкалы оценки знаний учащихся
|
Учитель –
координатор, приоритет стимулирующий деятельности учителя
Рефлексивная деятельность
учителя и учащихся
|
Таблица 2
Соотношение традиционных и
нетрадиционных форм уроков
Элементы
|
Традиционный
урок
|
Нетрадиционный
урок
|
Концептуальная
основа
|
Недостатки:
субъект – объектные взаимодействия в системе “учитель-ученик”, изоляция
учащихся от коммуникативного диалога друг с другом
|
Достоинства:
субъект – субъективные позиции в системе “учитель – ученик”, возможность
коммуникативного (интерактивного) диалога между учащимися.
|
Содержательная
часть
|
Цели
|
Достоинства:
формирование знаний, умений и навыков
|
Достоинства:
развитие творческого потенциала личности учащихся
|
Содержание
учебного материала
|
Достоинства:
наибольший объем информации, систематичность
|
Достоинства:
более глубокое изучение учебного материала.
Недостатки: меньший объем изучаемого материала
|
Процессуальная
часть
|
Достоинства:
четкая структура урока.
Недостатки: шаблонность, однообразие
|
Достоинства:
внутренние источники мотивации, опора на самоуправляющие механизмы личности.
Недостатки: большие затраты времени
|
Организация
учебного процесса
|
Недостатки:
низкий уровень самостоятельности, пассивная познавательная позиция,
отсутствие возможностей критического мышления
|
Достоинства:
разнообразие форм деятельности, высокий уровень самостоятельности,
возможность для формирования критического мышления
|
Методы и формы
учебной деятельности школьников
|
Недостатки:
вербальные методы обучения, преобладание монолога учителя
|
Достоинства:
приоритет стимулирующей деятельности учителя
|
Методы и формы
работы учителя
|
Достоинства:
контроль со стороны учителя за содержанием, ходом урока, его временными
рамками
|
Недостатки:
меньшие возможности для контроля со стороны учителя
|
Деятельность
учителя по процессу управления усвоением материала.
Диагностика учебного
процесса
|
Достоинства:
предсказуемость, контролируемость результатов обучения
Недостатки: слабая обратная
связь
|
Достоинства:
сильная обратная связь
Недостатки: трудности в
прогнозировании и диагностики результатов обучения
|
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6
|
|