Нестандартные уроки
Нестандартные уроки
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
УРАЛЬСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
им. А. М. ГОРЬКОГО
ФАКУЛЬТЕТ ИСКУССТВОВЕДЕНИЯ И
КУЛЬТУРОЛОГИИ
Кафедра культурологии
НЕСТАНДАРТНЫЕ УРОКИ
Доклад по педагогике:
Студентки I курса
Группы 102
Нечаевой М.А.
Преподаватель:
Гречухина Т.И.
Екатеринбург
2008
Содержание
Введение
Глава
I
Формы обучения
1.1.
Классификация
организационных форм
1.2.
Формы
обучения
1.3.
Требования
к уроку
Глава II Типы
и структуры уроков
Глава III Нестандартные уроки
3.1.
Типы
нестандартных уроков
3.2.
Рекомендации
по проведению нестандартных уроков
3.3.
Примеры
подготовки к нестандартным урокам: урок – зачет, дискуссия, семинар.
3.3.1.
Урок –
зачет
3.3.2.
Урок –
дискуссия
3.3.3.
Урок –
семинар
Глава
IV Примера
нестандартных уроков в школе
4.1.
Обобщающий
урок-сказка по химии в 8 классе по теме: «Обобщение сведений о важнейших
классах неорганических соединений: оксиды, основания, кислоты, соли»
4.2.
Нестандартный
вводный урок мировой художественной культуры по теме: «Искусство первой
половины XX века в России».
Заключение
Список
использованной литературы
Введение
Ориентация
современной школы на гуманизацию процесса образования и разностороннее развитие
личности ребенка предполагает необходимость гармоничного сочетания собственно
учебной деятельности, в рамках которой формируются базовые знания, умения и
навыки, с деятельностью творческой, связанной с развитием индивидуальных
задатков учащихся, их познавательной активности. Нестандартные уроки – одно из
важных средств обучения, т.к. они формируют у учащихся устойчивый интерес к
учению, снимают напряжение, помогают формировать навыки учебной деятельности,
оказывают эмоциональное воздействие на детей, благодаря чему у них формируются
более прочные, глубокие знания. Особенности нестандартных уроков заключаются в
стремлении учителей разнообразить жизнь школьника: вызвать интерес к
познавательному общению, к уроку, к школе; удовлетворить потребность ребенка в
развитии интеллектуальной, мотивационной, эмоциональной и других сфер.
Проведение таких уроков свидетельствует и о попытках учителей выйти за пределы
шаблона в построении методической структуры занятия. И в этом заключается их
положительная сторона. Но из таких уроков невозможно построить весь процесс
обучения: по самой своей сути они хороши как разрядка, как праздник для
учащихся. Им необходимо найти место в работе каждого учителя, так как они
обогащают его опыт в разнообразном построении методической структуры урока.
На нестандартных
уроках учащиеся должны получать нестандартные задания. Нестандартное задание -
понятие очень широкое. Оно включает целый ряд признаков, позволяющих
отграничить задания этого типа от традиционных (стандартных). Главный
отличительный признак нестандартных заданий - их связь "с деятельностью,
которую в психологии называют продуктивной", творческой. Есть и другие
признаки:
·
самостоятельный поиск учащимися путей и вариантов решения
поставленной учебной задачи (выбор одного из предложенных вариантов или
нахождение собственного варианта и обоснование решения);
·
необычные условия работы;
·
активное воспроизведение ранее полученных знаний в незнакомых
условиях.
Нестандартные
задания могут быть представлены в виде проблемных ситуаций (затруднительных
положений, из которых надо найти выход, используя полученные знания), ролевых и
деловых игр, конкурсов и соревнований (по принципу "кто быстрее? больше?
лучше?") и других заданий с элементами занимательности (житейские и
фантастические ситуации, инсценировки, лингвистические сказки, загадки,
"расследования").
Конечно, нестандартные уроки,
необычные по замыслу, организации, методике
проведения, больше нравятся учащимся, чем будничные учебные
занятия со строгой структурой и установленным режимом
работы. Поэтому практиковать такие уроки следует всем учителям. Но превращать
нестандартные уроки в главную форму работы, вводить их в систему нецелесообразно
из-за большой потери времени, отсутствия серьезного познавательного труда,
невысокой результативности и другого.
Глава I Формы обучения.
Формы организации обучения
(организационные формы) — это внешнее выражение
согласованной деятельности учителя и учащихся, осуществляемой в определенном
порядке и режиме. Они имеют социальную обусловленность, возникают и совершенствуются в связи с развитием дидактических систем.
1.1 Классификация
организационных форм.
Организационные
формы обучения классифицируются по различным
критериям: количеству учащихся; месту учебы; продолжительности
учебных занятий и другому.
I По
количеству учащихся выделяются:
·
массовые формы обучения
·
коллективные
·
групповые
·
микрогрупповые
·
индивидуальные
II По
месту учебы различаются:
·
школьные - школьные занятия (уроки),
работа в мастерских, на пришкольном опытном
участке, в лаборатории и другое.
·
внешкольные - домашняя
самостоятельная работа, экскурсии, занятия на предприятиях и
другое.
III По
длительности времени обучения различают:
·
классический урок (45 мин)
·
спаренное занятие (90 мин)
·
спаренное укороченное
занятие (70 мин)
·
уроки «без звонков» произвольной
длительности.
1.2. Формы обучения.
История развития школы
знает различные системы обучения, в которых преимущество отдавалось тем или
иным формам организации:
индивидуально-групповой (в школах средневековья), взаимного обучения
(белл-ланкастерская система в Англии),
дифференцированного обучения по способностям учащихся (мангеймская система), бригадное обучение (существовавшее в 20-е годы в советской школе),
американский «план Трампа», согласно
которому 40% времени учащиеся проводили
в больших группах (100—150 человек), .20% — в малых (10—15 учащихся) и 40% времени отводилось на
самостоятельную работу.
Наибольшее распространение
как в нашей стране, так и за рубежом получила классно-урочная система обучения,
возникшая в XVII в. и развивающаяся уже
более трех столетий. Ее контуры очертил немецкий педагог И. Штурм, а
разработал теоретические основы и воплотил
в практическую технологию Я.А.
Коменский.
Классно-урочную форму организации
обучения отличают следующие особенности:
•
постоянный состав учащихся примерно одного
возраста и уровня подготовленности (класс);
•
каждый класс работает в соответствии со
своим годовым планом (планирование обучения);
•
учебный процесс осуществляется в виде
отдельных взаимосвязанных, следующих одна за другой частей
(уроков);
•
каждый урок посвящается только одному
предмету (монизм);
•
постоянное чередование уроков (расписание);
•
руководящая роль учителя (педагогическое
управление);
•
применяются различные виды и формы
познавательной деятельности учащихся (вариативность
деятельности).
Классно-урочная форма организации учебной
работы имеет ряд преимуществ по сравнению с другими
формами, в частности индивидуальной: она отличается
более строгой организационной структурой; экономная,
поскольку один учитель работает одновременно с большой группой учащихся;
создает благоприятные предпосылки для взаимообучения, коллективной деятельности, соревновательности, воспитания и
развития учащихся. Вместе с тем данная форма не лишена недостатков, снижающих ее эффективность, главный среди которых
— опора (ориентация) на «среднего» ученика, отсутствие возможности осуществления индивидуальной
учебно-воспитательной работы с
учащимися.
Страницы: 1, 2, 3
|