Непрерывная подготовка педагога профессионального обучения в корпоративном университете
Непрерывная подготовка педагога профессионального обучения в корпоративном университете
На правах рукописи
Сорокина-Исполатова
Татьяна Васильевна
Непрерывная
подготовка
педагога
профессионального обучения
в
корпоративном университете
13.00.08 – теория и методика профессионального
образования
АВТОРЕФЕРАТ
диссертации на соискание ученой степени
доктора
педагогических наук
Москва 2007
Работа выполнена в Московском государственном
индустриальном
университете на кафедре «Профессиональная педагогика и креативное
образование»
Научный консультант: доктор физико-математических наук, профессор
Калашников Николай Павлович.
Официальные оппоненты: доктор
технических наук, профессор, академик РАО
Жураковский Василий Максимилианович;
доктор педагогических наук, профессор,
член-корреспондент РАО
Кубрушко Петр Федорович;
доктор педагогических наук, профессор
Иванов Александр Иванович.
Ведущая
организация:
Российский государственный
профессионально-педагогический университет.
Защита состоится 19 октября 2007 г. в 14.00 часов на заседании
Диссертационного совета Д.311.006.01 при Российской
международной
академии туризма по адресу: 141420, Московская область, г.
Химки,
микрорайон
Сходня, ул. Октябрьская, 10
С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке Российской международной
академии туризма по адресу: 141420, Московская
область, г. Химки, микрорайон Сходня,
ул. Горького, 7, читальный зал
Автореферат размещен 21 августа 2007 г. на сайте ВАК
Министерства образования и науки РФ ‑ http://vak.ed.gov.ru
Автореферат
разослан 17 сентября 2007 г.
Учёный секретарь
диссертационного совета В.Ю. Питюков
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ИССЛЕДОВАНИЯ
Актуальность исследования. В своем ежегодном послании Федеральному
собранию Президент РФ (2006 г.) поставил задачу восстановления утраченных
традиций подготовки рабочего контингента для отечественной промышленности и
выстраивания системы профессионального обучения, способной формировать новое
поколение рабочих и техников, соответствующих требованиям высшей квалификации в
мировой практике.
Воспроизводство
рабочих и техников призвано обеспечить профессиональное образование. От того,
насколько будет согласована меняющаяся потребность отраслей экономики в рабочих
кадрах определенных профессий с масштабами и направлениями развития системы
профессионального образования всех уровней, зависит перспектива инновационного
развития современной экономики и отечественного промышленного потенциала.
В
рамках Федеральной программы развития образования в России, Концепцией модернизации
российского образования на период до 2010 г., а также долгосрочного проекта Правительства РФ «Кадры промышленности», коллегией Министерства образования в 2003 г. утверждена Комплексная программа развития профессионально-педагогического образования
"Профессионально-педагогические кадры России", что подтверждает
государственную важность и актуальность непрерывного воспроизводства педагогического
корпуса для системы начального, среднего и высшего профессионального
образования, а также внедрение информационных и инновационных педагогических
технологий обеспечения качества подготовки будущих специалистов, отвечающих
современным требованиям личности, государства и общества.
Между
тем, статистические данные последних лет подтверждают тот факт, что промышленные
предприятия испытывают серьезный дефицит в квалифицированных рабочих и техниках,
подготовленных в системе начального и среднего профессионального образования. В связи с этим, обостряется актуальность эффективного
взаимодействия системы профессионального образования и работодателей, поиска
новых форм интеграции и взаимной заинтересованности между системой
профессионального образования, научными и производственными комплексами страны,
бизнесом, общественными институтами и государственной властью, что является
важнейшим условием успешной реализации приоритетного национального проекта
«Образование».
Отметим,
что в конце ХХ века в сфере образования появились новые тенденции, связанные с
развитием интеграционных процессов в Европе: приданием открытости национальным
системам образования, созданием единого европейского образовательного пространства
и единого рынка труда высшей квалификации. В программных документах ЮНЕСКО
политика качества распространяется на научные исследования, преподавание,
подготовку специалистов, инфраструктуру, образовательную среду и др.
Исследование проблемы качества подготовки
профессионально-педагогических кадров показало1, что их подготовленность
к профессиональной деятельности не всегда отвечает уровню современных
требований к профессии, в частности: 11% выпускников профессионально-педагогических
специальностей считают себя не готовыми к работе в системе профессионального
образования и думают о смене профессии; 23% ‑ не владеют технологиями современного
производства. Отметим, что наиболее низкий уровень профессионально-педагогической
квалификации имеют профессионально-педагогические работники учреждений системы
начального профессионального образования, в наибольшей степени определяющие
квалификацию подготавливаемых рабочих, а именно мастера производственного
обучения2. Среди них только 9,7% имеет высшее
профессионально-педагогическое образование. Основная их часть ‑
выпускники техникумов и колледжей. Однако и из них только 14,7% закончили
техникумы и колледжи по специальности 0308 – Профессиональное обучение.
Работодатели,
руководители предприятий, менеджеры по работе с персоналом – 67% от количества опрошенных считают, ‑ что
наиболее эффективной является подготовка профессионально-педагогических кадров
на основе равнозначного участия образовательных учреждений и производственных
предприятий. Причем, 54% опрошенных работодателей указали на необходимость
повышения квалификации педагогов отраслевого обучения в области современных
производственных технологий, так как 14% выпускников сами отмечают свою
подготовку в сфере производственных технологий неудовлетворительной, а 27% ‑
считают, что на недостаточном уровне знакомы с основами менеджмента и маркетинга
в области современного производства.
Интеграция
высшей профессиональной школы, науки и производства всегда являлась движущей
силой повышения качественного уровня подготовки специалистов. Отметим, что нам
не удалось обнаружить системный и обобщенный опыт многолетнего положительного
использования ГОУ МГИУ (с 1961 г. ‑ система обучения «завод-втуз») интегрированной
системы обучения (ИСО), основанной на органичном сочетании непрерывной теоретической
и практической подготовки специалистов в научно-производственных образовательных
структурах вуза. Интегрированная система обучения, диверсификация ее форм и
содержания, практически явилась базовой основой развития современных форм
экономической и интеллектуальной взаимосвязи фундаментальной науки,
университетского образования и производства, имеющих общую предпринимательскую
и корпоративную идеологию, предполагающую непрерывный творческий процесс подготовки будущих специалистов.
Следует отметить, что в настоящее время все большую популярность
приобретают корпоративные университеты, с помощью которых формируется
благоприятный имидж отрасли, развиваются единые корпоративные цели, ценности,
стратегические коммуникации, повышается уровень корпоративной культуры. Анализ
этой деятельности показал: зачастую образовательный подход в корпоративных
университетах имеет в основном ограниченный, внутрифирменный характер и
направлен на решение корпорацией вопросов повышения квалификации и переподготовки
своих кадров. По нашему мнению, корпоративность ‑ более широкое понятие.
Применительно к профессионально-педагогическому образованию мы рассматриваем
корпоративность как принцип, определяющий целостность процесса повышения уровня
качества, непрерывности, опережающего характера, диверсификации и организации
научно-производственной образовательной среды подготовки педагогов профессионального
обучения нового поколения.
Таким
образом, нынешнее состояние профессионально-педагогического образования не в
полной мере обеспечивает подготовку кадров, способных на высоком уровне обучать
рабочих и специалистов для современной экономики, что подтверждается рядом противоречий
между:
‑
современными потребностями личности, общества и государства в непрерывной подготовке
педагогов профессионального обучения и отсутствием
концепции целостного проекта непрерывной подготовки, адекватно отражающего эти
требования;
‑ формированием непрерывной подготовки педагога
профессионального обучения в качестве базисной инфраструктуры постиндустриального развития
общей системы профессионально-педагогического образования и отсутствием научного осмысления положения
(позиционирования) этой подготовки в структуре этой системы;
‑ целесообразностью обеспечения непрерывной, опережающей подготовки педагога профессионального обучения с опорой на
интегрированную систему обучения и недостаточно разработанными формами
реализации данного проекта в системе профессионально-педагогического
образования;
‑ возросшими требованиями к качеству профессионально-педагогической и
научной подготовки педагога профессионального
обучения и неопределенными объемами, содержанием и методами диагностики его
профессиональных компетенций в контексте качества их сформированности (на
каждом уровне непрерывного образовательного процесса) в соответствии с
согласованными требованиями работодателей и международными стандартами;
‑ возрастанием роли корпоративного сообщества субъектов
образования, науки и производства в подготовке кадров единой отраслевой направленности
и отсутствием исследований по реформированию (трансформации) отечественных
вузов в корпоративные университеты, разработок их организационно-структурных
моделей, целей и принципов объединения в корпоративное образовательное сообщество, а также
разработок возможных вариативных схем, векторов и механизмов их взаимодействия;
‑ повышением многогранности и разнообразия направлений, форм
и программ профессионально-педагогического образования и недостаточным уровнем
определенности комплекса мероприятий по их диверсификации, повышению
инвестиционной и социальной привлекательности.
Противоречия определили проблему исследования: какими
должны быть концепция, модель и дидактические требования подготовки педагога профессионального
обучения в корпоративном университете, обусловленные потребностью в
компетентностных специалистах, требованиями современного рынка труда и
изменившимися условиями подготовки профессионально-педагогических кадров для
системы начального, среднего и высшего профессионального образования (НПО – СПО
– ВПО); возрастанием роли взаимодействия субъектов образования, науки и
производства в подготовке кадров единой отраслевой направленности;
необходимостью исследования возможностей корпоративного университета в
реализации непрерывной подготовки педагогов профессионального обучения.
Проблема определила цель исследования: теоретически
обосновать и разработать концепцию, модель, дидактическое и учебно-методическое
обеспечение процесса непрерывной подготовки педагога профессионального обучения
в корпоративном университете, что обусловило выбор темы диссертационного
исследования: «Непрерывная подготовка педагога профессионального
обучения в корпоративном университете».
Объект исследования: непрерывная подготовка педагога
профессионального обучения.
Предмет исследования: процесс непрерывной подготовки
педагога профессионального обучения в корпоративном университете.
Для достижения поставленной цели в качестве гипотезы исследования
выдвинуты следующие положения: непрерывная подготовка педагога
профессионального обучения, отвечающая современным требованиям к системе
профессионально-педагогического образования, будет обеспечена, если:
−
будет проанализирована история развития и становления профессионально-педагогического
образования как системы, его сущность и содержание, а также методологические
основы подготовки педагога профессионального обучения как высококвалифицированного,
компетентностного, креативного, интеллектуально-инициативного специалиста и
гуманистической личности; в профессиограмме педагога профессионального обучения
будут обоснованы и представлены его компетенции в контексте современных требований
личности, общества и государства;
−
будет проведен многофакторный структурный анализ непрерывной
подготовки педагога профессионального обучения в корпоративном университете,
обоснована концепция целостного проекта такой подготовки, включающего основные
системообразующие и интегративные компоненты образовательного процесса: цели,
подходы, принципы, содержание, инновационные методы и педагогические
технологии, средства, организационные формы, дидактические требования и
диагностируемые результаты;
−
будет обоснована целесообразность целостного педагогического
проекта непрерывной подготовки педагога профессионального обучения: от профессиональной
ориентации до послевузовской подготовки и практики в корпоративном университете;
−
будет разработана миссия и организационно-структурная модель
корпоративного университета как условий эффективного взаимодействия субъектов
образования, науки и производства в обеспечении непрерывной подготовки педагога
профессионального обучения с учетом темпоральности3 как
принципа, определяющего динамику научно-технических достижений в различных
отраслях наук;
−
учебно-воспитательный процесс непрерывной подготовки педагога
профессионального обучения будет основываться на принципах
научно-педагогической поддержки и сопровождения становления личности с учетом
ее потребностей и особенностей на всех возрастных, профессиональных и
профессионально-творческих стадиях развития: от довузовского до последипломного
/ послевузовского образования;
−
будет проведена опытно-экспериментальная проверка эффективности
системы непрерывной подготовки педагога профессионального обучения в
корпоративном университете как целостного проекта и разработаны механизмы
диагностики качества подготовки.
Исходя из выдвинутой гипотезы, в ходе работы решались следующие задачи
исследования:
1.
Исследовать историю, теорию, практику и перспективы развития
системы профессионально-педагогического образования; выявить и охарактеризовать
принципы непрерывной подготовки педагога профессионального обучения.
2.
Провести многофакторный анализ подготовки педагога профессионального
обучения, теоретически обосновать и разработать концепцию непрерывной
интегрированной подготовки педагога профессионального обучения, с учетом
специфики профессионального обучения в корпоративном университете.
3.
Обосновать целесообразность проекта непрерывной интегрированной
подготовки педагога профессионального обучения: от уровня профессиональной
ориентации до уровня послевузовской подготовки и практики в корпоративном университете.
4.
Разработать миссию и организационно-структурную модель корпоративного
университета с учетом основных тенденций реформирования университетского
образования в России.
5.
Обосновать и содержательно раскрыть в профессиограмме педагога
профессионального обучения его компетенции в контексте современных требований
государства, личности и общества.
6.
Провести опытно-экспериментальную проверку эффективности проекта
непрерывной подготовки педагога профессионального обучения в корпоративном
университете.
Степень разработанности проблемы. В настоящее время имеются следующие
значимые исследования в развитии теории и практики профессионально-педагогического
образования: фундаментальных
основ (С.Я. Батышев, А.П. Беляева, Э.Ф. Зеер, П.Ф. Кубрушко, В.С. Леднев,
А.Т. Маленко, А.М. Новиков, Г.М. Романцев, И.П. Смирнов, Б.А. Соколов, Е.В. Ткаченко, В.А.
Федоров, В.В. Шапкин и др.); историко-методологические (В.В. Анисимов, Н.И.
Кравцов, В.А. Мосолов, Л.З. Тенчурина,
В.А. Федоров и др.); социокультурные (Е.Я. Бутко, Н.Н. Булынский, Г.Н.
Неустроев, В.В. Кузнецов, Ю.А. Лобейко, Ю.Н. Петров, И.П. Смирнов и др.); структурно-организационные (Т.С. Буторина, Г.Д. Бухарова,
В.А. Гусев, Е.В. Ткаченко и др.); содержательно-методические (В.Ф. Бессараб, Ю.А. Кустов, В.М. Рябов, В.Ф. Шевчук, В.А. Шабунина и др.); типологии
основных идей и принципов развития отечественного образования (А.М.
Новиков); интеграции педагогического
и технического знания (В.С. Безрукова, М.Н. Берулава, Б.А. Соколов, Н.Г. Хохлов,
Н.К. Чапаев и др.); дидактических основ (Н.А.
Абраимова, С.Ф. Артюх, Н.М. Жукова, В.И. Жолдак, В.И. Кондрух, Е.Э. Коваленко, П.Ф. Кубрушко, В.С. Леднев, А.Т.
Маленко, В.И. Никифоров, Г.М. Романцев, М.П. Рудницкий и др.);
закономерностей и особенностей становления специалиста (Н.С. Глуханюк, Г.Н.
Жуков, А.Б. Каганов, Е.А. Климов, А.К. Маркова,
В.Д. Шадриков и др.), личностно ориентированного образования (Н.А. Алексеев,
Г.Н. Сериков, И.С. Якиманская и др.), педагогических основ мониторинга профессионального
образования (Е.А. Рыкова, Н.А. Селезнева, А.И. Субетто, В.А. Кальней, Л.Д.
Федотова, В.А. Федоров, С.Е. Шишов и др.).
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7
|