бесплатно рефераты

бесплатно рефераты

 
 
бесплатно рефераты бесплатно рефераты

Меню

Непрерывная подготовка педагога профессионального обучения в корпоративном университете бесплатно рефераты

Непрерывная подготовка педагога профессионального обучения в корпоративном университете

На правах рукописи

 

 

 

Сорокина-Исполатова

Татьяна Васильевна

 

 


Непрерывная подготовка

педагога профессионального обучения

 в корпоративном университете

13.00.08 – теория и методика профессионального образования

 

 

 

АВТОРЕФЕРАТ

диссертации на соискание ученой степени

доктора педагогических наук

 

 

 

 

 






 

Москва  2007

Работа выполнена в Московском государственном индустриальном
университете на кафедре «Профессиональная педагогика и креативное
образование»


Научный консультант:       доктор физико-математических наук, профессор

         Калашников Николай Павлович.


Официальные оппоненты:          доктор технических наук, профессор, академик РАО

Жураковский Василий Максимилианович;


доктор педагогических наук, профессор,

член-корреспондент РАО

Кубрушко Петр Федорович;


доктор педагогических наук, профессор

Иванов Александр Иванович.


Ведущая организация:        Российский государственный профессионально-педагогический университет.    


Защита состоится 19 октября 2007 г. в 14.00 часов на заседании
Диссертационного совета Д.311.006.01 при Российской международной
академии туризма по адресу: 141420, Московская область, г. Химки,
микрорайон Сходня, ул. Октябрьская, 10


С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке Российской международной академии туризма по адресу: 141420, Московская область, г. Химки, микрорайон Сходня, ул. Горького, 7, читальный зал

Автореферат размещен 21 августа 2007 г. на сайте ВАК Министерства образования и науки РФ ‑ http://vak.ed.gov.ru


Автореферат разослан 17 сентября 2007 г.





Учёный секретарь

диссертационного совета                                            В.Ю. Питюков

 


ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ИССЛЕДОВАНИЯ

 

Актуальность исследования. В своем ежегодном послании Федеральному собранию Президент РФ (2006 г.) поставил задачу восстановления утраченных традиций подготовки рабочего контингента для отечественной промышленности и выстраивания системы профессионального обучения, способной формировать новое поколение рабочих и техников, соответствующих требованиям высшей квалификации в мировой практике.

Воспроизводство рабочих и техников призвано обеспечить профессиональное образование. От того, насколько будет согласована меняющаяся потребность отраслей экономики в рабочих кадрах определенных профессий с масштабами и направлениями развития системы профессионального образования всех уровней, зависит перспектива инновационного развития современной экономики и отечественного промышленного потенциала.

В рамках Федеральной программы развития образования в России, Концепцией модернизации российского образования на период до 2010 г., а также долгосрочного проекта Правительства РФ «Кадры промышленности», коллегией Министерства образования в 2003 г. утверждена Комплексная программа развития профессионально-педагогического образования "Профессионально-педагогические кадры России", что подтверждает государственную важность и актуальность непрерывного воспроизводства педагогического корпуса для системы начального, среднего и высшего профессионального образования, а также внедрение информационных и инновационных педагогических технологий обеспечения качества подготовки будущих специалистов, отвечающих современным требованиям личности, государства и общества.

Между тем, статистические данные последних лет подтверждают тот факт, что промышленные предприятия испытывают серьезный дефицит в квалифицированных рабочих и техниках, подготовленных в системе начального и среднего профессионального образования. В связи с этим, обостряется актуальность эффективного взаимодействия системы профессионального образования и работодателей, поиска новых форм интеграции и взаимной заинтересованности между системой профессионального образования, научными и производственными комплексами страны, бизнесом, общественными институтами и государственной властью, что является важнейшим условием успешной реализации приоритетного национального проекта «Образование».

Отметим, что в конце ХХ века в сфере образования появились новые тенденции, связанные с развитием интеграционных процессов в Европе: приданием открытости национальным системам образования, созданием единого европейского образовательного пространства и единого рынка труда высшей квалификации. В программных документах ЮНЕСКО политика качества распространяется на научные исследования, преподавание, подготовку специалистов, инфраструктуру, образовательную среду и др.

Исследование проблемы качества подготовки профессионально-педагогических кадров показало1, что их подготовленность к профессиональной деятельности не всегда отвечает уровню современных требований к профессии, в частности: 11% выпускников профессионально-педагогических специальностей считают себя не готовыми к работе в системе профессионального образования и думают о смене профессии; 23% ‑ не владеют технологиями современного производства. Отметим, что наиболее низкий уровень профессионально-педагогической квалификации имеют профессионально-педагогические работники учреждений системы начального профессионального образования, в наибольшей степени определяющие квалификацию подготавливаемых рабочих, а именно мастера производственного обучения2. Среди них только 9,7% имеет высшее профессионально-педагогическое образование. Основная их часть ‑ выпускники техникумов и колледжей. Однако и из них только 14,7% закончили техникумы и колледжи по специальности 0308 – Профессиональное обучение.

Работодатели, руководители предприятий, менеджеры по работе с персоналом – 67% от количества опрошенных считают, ‑ что наиболее эффективной является подготовка профессионально-педагогических кадров на основе равнозначного участия образовательных учреждений и производственных предприятий. Причем, 54% опрошенных работодателей указали на необходимость повышения квалификации педагогов отраслевого обучения в области современных производственных технологий, так как 14% выпускников сами отмечают свою подготовку в сфере производственных технологий неудовлетворительной, а 27% ‑ считают, что на недостаточном уровне знакомы с основами менеджмента и маркетинга в области современного производства.

Интеграция высшей профессиональной школы, науки и производства всегда являлась движущей силой повышения качественного уровня подготовки специалистов. Отметим, что нам не удалось обнаружить системный и обобщенный опыт многолетнего положительного использования ГОУ МГИУ (с 1961 г. ‑ система обучения «завод-втуз») интегрированной системы обучения (ИСО), основанной на органичном сочетании непрерывной теоретической и практической подготовки специалистов в научно-производственных образовательных структурах вуза. Интегрированная система обучения, диверсификация ее форм и содержания, практически явилась базовой основой развития современных форм экономической и интеллектуальной взаимосвязи фундаментальной науки, университетского образования и производства, имеющих общую предпринимательскую и корпоративную идеологию, предполагающую непрерывный творческий процесс подготовки будущих специалистов.

Следует отметить, что в настоящее время все большую популярность приобретают корпоративные университеты, с помощью которых формируется благоприятный имидж отрасли, развиваются единые корпоративные цели, ценности, стратегические коммуникации, повышается уровень корпоративной культуры. Анализ этой деятельности показал: зачастую образовательный подход в корпоративных университетах имеет в основном ограниченный, внутрифирменный характер и направлен на решение корпорацией вопросов повышения квалификации и переподготовки своих кадров. По нашему мнению, корпоративность ‑ более широкое понятие. Применительно к профессионально-педагогическому образованию мы рассматриваем корпоративность как принцип, определяющий целостность процесса повышения уровня качества, непрерывности, опережающего характера, диверсификации и организации научно-производственной образовательной среды подготовки педагогов профессионального обучения нового поколения.

Таким образом, нынешнее состояние профессионально-педагогического образования не в полной мере обеспечивает подготовку кадров, способных на высоком уровне обучать рабочих и специалистов для современной экономики, что подтверждается рядом противоречий между:

‑ современными потребностями личности, общества и государства в непрерывной подготовке педагогов профессионального обучения и отсутствием концепции целостного проекта непрерывной подготовки, адекватно отражающего эти требования;

‑ формированием непрерывной подготовки педагога профессионального обучения в качестве базисной инфраструктуры постиндустриального развития общей системы профессионально-педагогического образования и отсутствием научного осмысления положения (позиционирования) этой подготовки в структуре этой системы;

‑ целесообразностью обеспечения непрерывной, опережающей подготовки педагога профессионального обучения с опорой на интегрированную систему обучения и недостаточно разработанными формами реализации данного проекта в системе профессионально-педагогического образования;

‑ возросшими требованиями к качеству профессионально-педагогической и научной подготовки педагога профессионального обучения и неопределенными объемами, содержанием и методами диагностики его профессиональных компетенций в контексте качества их сформированности (на каждом уровне непрерывного образовательного процесса) в соответствии с согласованными требованиями работодателей и международными стандартами;

‑ возрастанием роли корпоративного сообщества субъектов образования, науки и производства в подготовке кадров единой отраслевой направленности и отсутствием исследований по реформированию (трансформации) отечественных вузов в корпоративные университеты, разработок их организационно-структурных моделей, целей и принципов объединения в корпоративное образовательное сообщество, а также разработок возможных вариативных схем, векторов и механизмов их взаимодействия;

‑ повышением многогранности и разнообразия направлений, форм и программ профессионально-педагогического образования и недостаточным уровнем определенности комплекса мероприятий по их диверсификации, повышению инвестиционной и социальной привлекательности.

Противоречия определили проблему исследования: какими должны быть концепция, модель и дидактические требования подготовки педагога профессионального обучения в корпоративном университете, обусловленные потребностью в компетентностных специалистах, требованиями современного рынка труда и изменившимися условиями подготовки профессионально-педагогических кадров для системы начального, среднего и высшего профессионального образования (НПО – СПО – ВПО); возрастанием роли взаимодействия субъектов образования, науки и производства в подготовке кадров единой отраслевой направленности; необходимостью исследования возможностей корпоративного университета в реализации непрерывной подготовки педагогов профессионального обучения.

Проблема определила цель исследования: теоретически обосновать и разработать концепцию, модель, дидактическое и учебно-методическое обеспечение процесса непрерывной подготовки педагога профессионального обучения в корпоративном университете, что обусловило выбор темы диссертационного исследования: «Непрерывная подготовка педагога профессионального обучения в корпоративном университете».

Объект исследования: непрерывная подготовка педагога профессионального обучения.

Предмет исследования: процесс непрерывной подготовки педагога профессионального обучения в корпоративном университете.

Для достижения поставленной цели в качестве гипотезы исследования выдвинуты следующие положения: непрерывная подготовка педагога профессионального обучения, отвечающая современным требованиям к системе профессионально-педагогического образования, будет обеспечена, если:

−    будет проанализирована история развития и становления профессионально-педагогического образования как системы, его сущность и содержание, а также методологические основы подготовки педагога профессионального обучения как высококвалифицированного, компетентностного, креативного, интеллектуально-инициативного специалиста и гуманистической личности; в профессиограмме педагога профессионального обучения будут обоснованы и представлены его компетенции в контексте современных требований личности, общества и государства;

−    будет проведен многофакторный структурный анализ непрерывной подготовки педагога профессионального обучения в корпоративном университете, обоснована концепция целостного проекта такой подготовки, включающего основные системообразующие и интегративные компоненты образовательного процесса: цели, подходы, принципы, содержание, инновационные методы и педагогические технологии, средства, организационные формы, дидактические требования и диагностируемые результаты;

−    будет обоснована целесообразность целостного педагогического проекта непрерывной подготовки педагога профессионального обучения: от профессиональной ориентации до послевузовской подготовки и практики в корпоративном университете;

−    будет разработана миссия и организационно-структурная модель корпоративного университета как условий эффективного взаимодействия субъектов образования, науки и производства в обеспечении непрерывной подготовки педагога профессионального обучения с учетом темпоральности3 как принципа, определяющего динамику научно-технических достижений в различных отраслях наук;

−    учебно-воспитательный процесс непрерывной подготовки педагога профессионального обучения будет основываться на принципах научно-педагогической поддержки и сопровождения становления личности с учетом ее потребностей и особенностей на всех возрастных, профессиональных и профессионально-творческих стадиях развития: от довузовского до последипломного / послевузовского образования;

−    будет проведена опытно-экспериментальная проверка эффективности системы непрерывной подготовки педагога профессионального обучения в корпоративном университете как целостного проекта и разработаны механизмы диагностики качества подготовки.

Исходя из выдвинутой гипотезы, в ходе работы решались следующие задачи исследования:

1.      Исследовать историю, теорию, практику и перспективы развития системы профессионально-педагогического образования; выявить и охарактеризовать принципы непрерывной подготовки педагога профессионального обучения.

2.      Провести многофакторный анализ подготовки педагога профессионального обучения, теоретически обосновать и разработать концепцию непрерывной интегрированной подготовки педагога профессионального обучения, с учетом специфики профессионального обучения в корпоративном университете.

3.      Обосновать целесообразность проекта непрерывной интегрированной подготовки педагога профессионального обучения: от уровня профессиональной ориентации до уровня послевузовской подготовки и практики в корпоративном университете.

4.      Разработать миссию и организационно-структурную модель корпоративного университета с учетом основных тенденций реформирования университетского образования в России.

5.      Обосновать и содержательно раскрыть в профессиограмме педагога профессионального обучения его компетенции в контексте современных требований государства, личности и общества.

6.      Провести опытно-экспериментальную проверку эффективности проекта непрерывной подготовки педагога профессионального обучения в корпоративном университете.

Степень разработанности проблемы. В настоящее время имеются следующие значимые исследования в развитии теории и практики профессионально-педагогического образования: фундаментальных основ (С.Я. Батышев, А.П. Беляева, Э.Ф. Зеер, П.Ф. Кубрушко, В.С. Леднев, А.Т. Маленко, А.М. Новиков, Г.М. Романцев, И.П. Смирнов, Б.А. Соколов, Е.В. Ткаченко, В.А. Федоров, В.В. Шапкин и др.); историко-методологические (В.В. Анисимов, Н.И. Кравцов, В.А. Мосолов, Л.З. Тенчурина, В.А. Федоров и др.); социокультурные (Е.Я. Бутко, Н.Н. Булынский, Г.Н. Неустроев, В.В. Кузнецов, Ю.А. Лобейко, Ю.Н. Петров, И.П. Смирнов и др.); структурно-организационные (Т.С. Буторина, Г.Д. Бухарова, В.А. Гусев, Е.В. Ткаченко и др.); содержательно-методические (В.Ф. Бессараб, Ю.А. Кустов, В.М. Рябов, В.Ф. Шевчук, В.А. Шабунина и др.); типологии основных идей и принципов развития отечественного образования (А.М. Новиков); интеграции педагогического и технического знания (В.С. Безрукова,  М.Н. Берулава, Б.А. Соколов, Н.Г. Хохлов, Н.К. Чапаев и др.); дидактических основ (Н.А. Абраимова, С.Ф. Артюх, Н.М. Жукова, В.И. Жолдак, В.И. Кондрух, Е.Э. Коваленко, П.Ф. Кубрушко, В.С. Леднев, А.Т. Маленко, В.И. Никифоров, Г.М. Романцев, М.П. Рудницкий и др.); закономерностей и особенностей становления специалиста (Н.С. Глуханюк, Г.Н. Жуков,  А.Б. Каганов, Е.А. Климов, А.К. Маркова, В.Д. Шадриков и др.), личностно ориентированного образования (Н.А. Алексеев, Г.Н. Сериков, И.С. Якиманская и др.), педагогических основ мониторинга профессионального образования (Е.А. Рыкова, Н.А. Селезнева, А.И. Субетто, В.А. Кальней, Л.Д. Федотова, В.А. Федоров, С.Е. Шишов и др.).

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7