Неполная семья
Неполная семья
Семья
и ее основные характеристики
Семья является
важнейшим источником социального и экономического развития общества, она
производит самое главное общественное богатство – человека. Самой важной
функцией семьи является воспитание детей, семейное воспитание превышает по
своей эмоциональности любое другое воспитание, т. к. его «проводником»
является родительская любовь к детям, вызывающая ответные чувства детей к
родителям.
В человеческой
культуре фиксируется, какой должна быть семья с точки зрения нравственных
ценностей общества. Но понятие «нормальной семьи» очень условно. Нормальной
можно считать семью, которая обеспечивает требуемый минимум благосостояния,
социальной защиты и развития ее членов, создает условия для социализации детей
до достижения ими психологической и физической зрелости. С точки зрения М. Мид,
таковой является семья, где за семью как целое несет ответственность отец, а
все остальные члены семьи являются неполноценными. По мнению Э. Арутюнянц
существует 3 варианта семьи: традиционная, детоцентрическая и супружеская
(демократическая) [8, с. 15].
В традиционной
семье воспитывается уважение к авторитету старших; педагогическое воздействие
осуществляется от родителя к ребенку. Итог социализации ребенка в такой семье –
способность легко вписаться в общественную структуру, организованную по
вертикали. Дети из таких семей легко усваивают традиционные нормы, но
испытывают трудности в создании собственных семей; они неинициативны, негибки в
общении, действуют, исходя из представления о должности.
В
детоцентрической семье главной задачей родителей считается обеспечение
счастливого развития ребенка. Семья существует только для ребенка,
взаимодействие осуществляется, как правило, «снизу-вверх». В результате такого
«симбиоза» у ребенка формируется высокая самооценка, ощущение собственной
значимости, но возникает вероятность конфликта с социальным окружением за
пределами семьи. Поэтому ребенок из такой семьи может оценивать мир как враждебный,
очень велик риск социальной дезадаптации.
Супружеская
(демократическая) семья – это идеальная семья, цель которой - взаимное доверие,
принятие и автономность членов. Воспитательное воздействие - «горизонтальное»,
диалог равных – родителей и ребенка. В семейной жизни всегда учитываются
взаимные интересы, причем, чем старше ребенок, тем больше его интересы
принимаются в счет. Итогом такого воспитания является усвоение ребенком
демократических ценностей, гармонизация его представлений о правах и обязанностях,
свободе и ответственности, развитие активности, самостоятельности,
доброжелательности, адаптивности, уверенности в себе и эмоциональной
устойчивости. Вместе с тем у этих детей может отсутствовать навык подчинения
социальным требованиям.
Подробную схему
анализа семьи предложил известный психиатр Е. А. Личко [12, с.13]. Его описание
семьи включает следующие характеристики и их варианты:
1.
Структурный
состав: полная семья (есть мать и отец); неполная семья (есть только мать или
только отец); искаженная или деформированная семья (наличие отчима вместо отца
или мачехи вместо матери);
2. Функциональные
особенности: гармоничная семья, дисгармоничная семья.
Дисгармоничные
семьи бывают разными. Выделяют следующие причины дисгармонии:
- нет партнерства
между родителями (один из них доминирует, другой только подчиняется);
-
деструктурированная семья (нет взаимопонимания между членами семьи, нет
эмоциональной привязанности и солидарности между членами семьи в решении
жизненных проблем);
- распадающаяся
семья (доминирование одного члена семьи с чрезмерной зависимостью других,
жесткая регламентация семейной жизни, отсутствие эмоциональной теплоты; все это
ведет к автономизации духовного мира членов семьи от вторжения властного
лидера).
Семья – это
чрезвычайно сложно организованная структура с разноплановыми взаимоотношениями
- отношения между родителями и детьми, взаимоотношения между супругами, между
супругами и их родителями, между старшими и младшими детьми. И в каждой из этих
плоскостей может возникнуть конфликт. Семья невозможна без конфликта, но
постоянные конфликты являются основной причиной неблагополучной семейной жизни
и распада семьи. Семья – это уникальная психологическая ячейка. Чувства, на
которых она стоит, рождают в людях способность дорожить близкими, как собой, а
их интересами – как собственными. Поэтому семья может быть источником
гуманизма.
Социологи
различают такие основные формы семьи, как:
1.
нуклеарная
семья – состоит из взрослых и детей, которые от них зависят;
2.
расширенная
семья – включает нуклеарную семью и родственников (бабушек, дедушек, внуков,
сестер, братьев и т.д.).
Семья, как и
любой другой социальный институт, скрепляется системой власти. Различают 3 типа
властных структур: патриархальная семья, где власть принадлежит мужу,
матриархальная семья – власть принадлежит жене, эгалитарная семья – власть
равномерно распределяется между мужем и женой [19].
В обществе семья
выполняет ряд функций, таких как: репродуктивная (воспроизведение потомства);
гедонистическая (семья должна приносить удовольствие и наслаждение);
экономическая (распределение в семье доходов, заработанных вовне, потребление);
функция передачи социального статуса (семьи разных слоев общества имеют разный
социальный статус и передают его новым членам семьи - детям); функция
поддержания благосостояния членов семьи; воспитательная (семья играет решающую
роль в социализации ребенка). Кроме того, семья обеспечивает базисное чувство
безопасности, гарантируя безопасности ребенка при его взаимодействии с внешним
миром, освоении новых способов его исследования и реагирования, близкие
являются для ребенка источником утешения в минуты отчаяния и волнений.
Воспитание и
психологический климат в семье играют решающую роль в формировании личности.
Более того, отношения в семье продолжают оказывать свое влияние, как на
протяжении всего детства, так и в дальнейшей жизни. Форма и в какой-то степени
функция этих отношений меняется. Однако их значимость остается постоянно
высокой, особенно для детей и подростков. Семья для взрослых и детей значит
совершенно разное. Взрослые сами создают семью, это их собственный выбор, их
решение, совершаемое в зрелом размышлении и вполне сознательном возрасте.
Взрослые стремятся к совместной жизни и начинают ее. А для ребенка все это -
предыстория его существования, своего рода историческая реальность; поэтому
любая ссора, конфликт взрослых воспринимается ребенком как разрушение
реальности, среды обитания. Дети любят любых родителей - холодных, агрессивных,
равнодушных, назойливых, любят преступников и алкоголиков.
Родители в
проблемных семьях заняты тем, что без конца диктуют детям, что им не надо
делать. Естественно, у них не остается возможности для радостного общения со
своими домочадцами. Такие родители не задают себе вопроса, что за человек их ребенок,
они перестают радоваться ему как близкому другу, и дети, которые не
наслаждаются общением со своими родителями, стремятся поменьше бывать дома. Для
таких семей чаще всего сомнительно даже предположение, что можно наслаждаться,
получать особую радость от общения друг с другом, с детьми. Они избегают друг
друга, потому что оказываются настолько сильно вовлеченными в свою работу или
какую-то иную деятельность вне дома, что у них все реже возникает необходимость
контакта с близкими.
Психологи чаще всего
связывают семейные проблемы с брачно-супружескими отношениями.
Неудовлетворенность в браке (сексуальная или связанная с
эмоционально-личностным общением) приводит дисгармонии супружеских отношений,
разводам и неврозам.
Основной причиной нарушения
семейных отношений В. Д. Дружинин [8, с. 11] считает проявление у одного или
обоих супругов «потребностей, которые в детстве не удовлетворялись родителями.
Взрослый человек выбирает партнера, с которым ему легче воспроизвести ситуацию,
неразрешенную в детстве, вернуться к своим проблемам и конфликтам. Так
возникает «невротическая семья»: в ней муж и жена воспроизводят ситуации
«непроигранные», «нерешенные» в детстве, но не решают их. Вместе с тем
психотерапевты обнаруживают важнейшую закономерность: неосознанную тенденцию
повторять модель отношений своих родителей в собственной семье».
Таким образом, семья
выступает важным фактором в формировании личности ребенка. Семья разными
авторами определяется по-разному, но так или иначе функции семьи и ее виды
рассматриваются в литературе однозначно. При этом характеристика
детско-родительских отношений позволяет выявить специфику семейного воспитания.
Детско-родительские
отношения в неполных семьях
Неполная семья - это группа
ближайших родственников, состоящая из одного родителя с одним или несколькими
несовершеннолетними детьми [19, с. 124]. Неполная семья возникает в силу разных причин: рождения
ребенка вне брака, смерти
одного из родителей, расторжения брака либо раздельного проживания родителей. В соответствии с
этим выделяются основные типы неполной семьи - внебрачная, осиротевшая, разведенная,
распавшаяся [19, с. 125]. Различают также отцовскую и материнскую семьи,
которые и составляют абсолютное большинство среди неполных семей.
Как отмечает B.C. Мухина, воспитание детей в неполной
семье обладает рядом особенностей. Вследствие
отсутствия одного из родителей, оставшемуся приходиться брать на себя решение всех материальных и
бытовых проблем семьи.
При этом ему необходимо также восполнять возникший дефицит воспитательного влияния на детей. Совмещения всех этих
задач весьма затруднительно. Поэтому
большинство неполных семей испытывают материально-бытовые
трудности и сталкиваются с педагогическими проблемами. Психологический климат неполной семьи во многом определяется
болезненными переживаниями,
возникшими вследствие отсутствии одного из родителей [14, с. 235].
По словам Й. Лангмейера и З.Матейчека, в семье каждый
отдельный член выполняет естественным, спонтанным образом определенную роль и
удовлетворяет жизненные потребности ребенка - физические, эмоциональные,
интеллектуальные и моральные. Если в семье отсутствует какой-либо основной
член, то легко возникает опасность депривации для ребенка, так как не всегда
можно заместить роль, которую данный член семьи должен был бы выполнять в
отношении ребенка и в отношении всей семейной единицы [11, с. 146].
Согласно исследованиям Е.О.
Смирновой и B.C.
Собкина [18, с. 56], наиболее распространенными стилями
воспитания в неполных семьях являются неустойчивый стиль
воспитания, гипопротекция, потворствующая гиперпротекция, эмоциональное
отвержение.
Под неустойчивым» стилем воспитания понимается непоследовательность, немотивированность эмоциональных проявлений, когда
похвала или упрек зависят от
настроения, а не от объективного поведения ребенка. В результате такого воспитания, ребенок усваивает тот факт, что
все происходящее зависит не от его поведения, а от внешних причин. В конечном счете, он вообще отказывается от попыток понять
причинно-следственные связи
окружающего социума, не анализирует соответствие своих поступков социальным
нормам, не способен оценить свои переживания, поступки.
Воспитание по типу
гипопротекции означает пониженное внимание к ребенку.
В этом случае родители крайне мало интересуются делами, успехами, переживаниями ребенка. Формально запреты и правила в семье существуют, требования к ребенку предъявляются, но родители не контролируют их выполнение. Ситуация бесконтрольности, а то и безнадзорности ребенка обусловлена либо равнодушием родителей, либо их чрезмерной занятостью,
сосредоточенностью на других жизненных проблемах. Если гипопротекция сочетается с хорошим эмоциональным контактом, то
такой ребенок растет в ситуации вседозволенности, у него не вырабатывается привычка к организованности, планированию своего поведения. У таких
детей затруднена саморегуляция. К серьезным негативным последствиям приводит воспитание в условиях гипопротекции в сочетании с эмоциональной холодностью родителей. В этом
случае ребенок постоянно ощущает свою ненужность, обделенность лаской и любовью, и эти переживания способствуют формированию у него комплекса неполноценности, высокой агрессивности. Наиболее часто данный тип
воспитания встречается в социально неблагополучных семьях. Там, где родители злоупотребляют алкоголем, ведут аморальный образ жизни, дети обычно заброшены, предоставлены самим себе, лишены элементарного ухода и
заботы; часто применяют к детям физические наказания.
Повышенное внимание к
ребенку в сочетании с тесным эмоциональным контактом,
полным приятием всех поведенческих проявлений означает воспитание
по типу потворствующей гиперпротекции. В этом случае родители стремятся выполнить любую прихоть ребенка, оградить от трудностей, неприятностей, огорчений. В такой семье ребенок всегда находится в
центре внимания, он - объект обожания, «кумир
семьи». «Слепая» любовь побуждает родителей преувеличивать его
способности, не замечать отрицательные качества, создавать
вокруг ребенка атмосферу восхищения и похвалы. В результате,
у детей формируется эгоцентризм, завышенная самооценка, непереносимость
трудностей и препятствий на пути к удовлетворению желаний. Они считают себя стоящими
вне критики, осуждений и замечаний. Свои неудачи они объясняют
несправедливостью окружающих либо случайными обстоятельствами. Поэтому личность, сформированная в
условиях воспитания по типу потворствующей гиперпротекции, очень часто
испытывает отрицательные
переживания при первых же столкновениях с реальностью.
Ребенок, лишенный сильных и недвусмысленных доказательств
родительской любви, воспитывающихся в условиях
эмоционального отвержения, имеет мало возможностей для формирования высокого
самоуважения, теплых и дружественных отношения с другими людьми и устойчивого
положительного образа «Я». По данным ряда исследователей (А.И. Захаров, А.И.
Фурманов, А.С. Семенюк), недоброжелательность или невнимание со стороны
родителей вызывает неосознанную взаимную враждебность у детей. Эта враждебность
может проявляться как явно, по отношению к самим родителям, так и скрытно.
Безотчетная, немотивированная жестокость, проявляемая некоторыми детьми,
нередко оказывается следствием именно детских переживаний. Если же эта агрессия
направляется внутрь, она становится причиной низкого самоуважения, чувства вины
и тревоги. Ребенком тяготятся, его потребности игнорируются, иногда с ним
жестоко обращаются. Родители (или их «заместители» - мачеха, отчим и пр.)
считают ребенка обузой и проявляют общее недовольство ребенком. Часто
встречается скрытое эмоциональное отвержение: родители стремятся завуалировать
реальное отношение к ребенку повышенной заботой и вниманием к нему. Этот стиль
оказывает наиболее отрицательное воздействие на развитие ребенка.
Жестокие взаимоотношения
могут проявляться открыто, когда на ребенке срывают зло, применяя насилие, или
быть скрытыми, когда между родителями и ребенком стоит «стена» эмоциональной
холодности и враждебности [21, с. 46].
Другой тип воспитания –
повышенная моральная ответственность. От ребенка требуют честности,
порядочности, чувства долга не соответственно его возрасту. Игнорируя интересы
и возможности ребенка, возлагают на него ответственность за благополучие
близких. Ему насильно приписывают роль «главы семьи». Родители надеются на
особое будущее своего ребенка, а ребенок боится их разочаровать. Часто ему
препоручают заботу о младших детях или о престарелых. Повышенная моральная
ответственность вызывает агрессию, а также тревогу и страхи.
Психологические исследования (А.И. Захаров, А.С.
Спиваковская, Е.О. Смирнова, B.C. Собкин, Й. Лангмейер, З.Матейчек и
др.) свидетельствуют, что в силу названных причин дети из неполных семей, по
сравнению со сверстниками из полных семей, обладают рядом психологических
особенностей, которые в большинстве случаев носят ярко выраженный негативный
характер.
Так, А.С. Спиваковская [6] утверждает, что дети
из неполных семей, по сравнению со
сверстниками из полных семей, имеют более низкую школьную успеваемость, более склонны к невротическим
нарушениям и противоправному поведению.
В результате исследований детей школьного возраста, воспитывающихся в условиях неполной семьи, у них
были выявлены проявления
инфантильности, пониженной самооценки, негативного отношения к родителям, нарушения полоролевого поведения.
По словам А.И. Захарова [9],
к психологическим особенностям детей, воспитывающихся в неполных
семьях, следует отнести тягостное чувство отличия
от сверстников, неустойчивую, заниженную самооценку с актуальной потребностью в ее повышении, неадекватную требовательность к матери и высокое желание изменений ее поведения, активный поиск «значимого взрослого» [13, с. 123].
По данным Е.О. Смирновой и B.C. Собкина, детям из неполных семей для их полноценного психического развития не хватает своевременной эмоциональной поддержки и понимания взрослыми своеобразия формирования
их характера, признания в семье или среди сверстников; непосредственности в выражении чувств (когда дети становятся скованными, напряженными, чрезмерно серьезными, воспринимают все слишком буквально, теряют способность понимать шутку и юмор); жизненного тонуса, бодрости, душевного подъема, воодушевления; уверенности в себе и решительности в действиях и поступках; способности легко устанавливать контакты и
длительно поддерживать их на взаимоприемлемом уровне; гибкости и
непринужденности в отношениях, умения
принимать и играть роли [18, с. 68].
Страницы: 1, 2
|
|