Некоторые вопросы изучения социальной экологии в школе
Некоторые вопросы изучения социальной экологии в школе
«Некоторые вопросы социальной экологии в школе»
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА I. ОСНОВНЫЕ РАЗДЕЛЫ ЭКОЛОГИИ В ШКОЛЕ
1.1 Общая экология
1.2 Социальная экология
ГЛАВА II. МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА УРОКА ПО ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЙ ТЕМЕ:
“ЧЕЛОВЕК КАК БИОСОЦИАЛЬНОЕ СУЩЕСТВО”
ГЛАВА III. ИГРА “ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ШАРАДЫ”
ВЫВОДЫ
ЛИТЕРАТУРА
ПРИЛОЖЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
В настоящее время появилось множество
учебников по экологии для средней школы, лицеев и гимназий. В школах нашей
республики основными учебными пособиями по данной дисциплине являются два –
«Основы экологии» под редакцией Черновой Нины Михайловны (Ею также написан Вузовский
учебник по экологии для студентов педагогических университетов.) и «Основы
экологии» по редакцией Е.А. Криксунова.
Необходимо отметить, что предмет
«Экология» не является основным курсом, а рассматривается в рамках общей
биологии 10-11 классов, иногда только в 11 классе. В профилирующих классах
гимназий и лицеев дело обстоит несколько лучше. На усмотрение администрации
данная дисциплина (хотя как дополнительная) рассматривается с объемом в 32-34
часа в год [35, 21]. Такое количество часов на изучение этого спецкурса, на наш
взгляд, является недостаточным.
С учетом временных лимитов на данную
дисциплину мы предлагаем в настоящей дипломной работе методические наработки по
некоторым вопросам раздела социальной экологии.
В ходе выполнения данной работы перед
нами были поставлены следующие задачи:
-
обозначить
проблемные вопросы в разделе «Социальная экология»;
-
предложить
методическую разработку урока на тему: «Человек как биосоциальное существо»;
-
провести урок в
одном из 11 классов средней школы по данной теме.
ГЛАВА I. ОСНОВНЫЕ РАЗДЕЛЫ ЭКОЛОГИИ В ШКОЛЕ
1.1 Общая
экология
Содержание учебника «Основы экологии»
(Чернова и др., 2000) поделено на два основных раздела – Часть 1. Общая
экология и Часть 2. Социальная экология.
Центральное место в первой части
занимает факториальная экология. Значительная часть раздела также приходится на
главы «Сообщества и популяции» и «Экосистемы» [35]. Ниже мы приводим краткое
содержание курса «Общая экология» в школе.
Основы экологии. Факторы среды
Живые организмы и их неживое
окружение неразрывно связны друг с другом и находятся в постоянном
взаимодействии. Совместно живущие организмы различных видов обмениваются
веществом и энергией между собой и окружающей их физической средой. Эта сеть
вещественно-энергетических взаимосвязей объединяет живые организмы и окружающую
их среду в сложные экологические системы [8].
Предмет экологии. Экология (от греч. «ойкос» —
жилище, убежище и «логос» — наука) — это наука о взаимоотношениях живых
организмов и среды их обитания. Экология занимается отдельными особями,
популяциями (состоящими из особей одного вида), сообществами (состоящими из
популяций) и экосистемами (включающими сообщества и окружающую их среду). Экологи
изучают, как среда влияет на живые организмы и как организмы воздействуют на
среду. Исследуя популяции, экологи решают вопросы об отдельных видах, об
устойчивых изменениях в колебаниях численности популяций. При изучении
сообществ рассматривается их состав или структура, а также прохождение через
сообщества энергии и вещества, то есть то, что называется функционированием
сообществ.
Экология занимает значительное место
среди других биологических дисциплин и связана с генетикой, эволюционным
учением, этологией (наука о поведении), физиологией [16].
Самая тесная связь существует между
экологией и теорией эволюции. Благодаря естественному отбору в процессе
исторического развития органического мира оставались лишь те виды, популяции и
сообщества, которые в борьбе за существование выживали и приспосабливались к
меняющейся среде обитания. Понятие «экология» распространено очень
широко. Под экологией в большинстве случаев понимают любое взаимодействие
человека и природы или, чаще всего, ухудшение качества окружающей нас среды, вызванное
хозяйственной деятельностью. В этом смысле экология касается каждого из членов
общества [17].
Экология, понимаемая как качество
окружающей среды, воздействует на экономику и определяется ею, вторгается в
социальную жизнь, влияет на внутреннюю и внешнюю политику государств и зависит
от политики
[12, 28].
В обществе растет беспокойство по
поводу ухудшающегося состояния окружающей среды и начинает формироваться
чувство ответственности за состояние природных систем Земли. Экологическое
мышление, то есть анализ всех принимаемых хозяйственных решений с точки зрения
сохранения и улучшения качества окружающей среды, стало абсолютно необходимым
при разработке любых проектов освоения и преобразования территорий [11].
Экологические факторы. Природа, в которой обитает живой организм,
является средой его обитания. Окружающие условия многообразны и изменчивы. Не
все факторы среды с одинаковой силой воздействуют на живые организмы. Одни
могут быть необходимы для организмов, другие, наоборот, вредны; есть такие,
которые вообще безразличны для них. Факторы, среды, которые воздействуют на
организм, называют экологическими факторами [3].
По происхождению и характеру действия
все экологические факторы разделяют на абиотические, то есть факторы неорганической
(неживой) среды, и биотические, связанные с влиянием живых существ (табл. 1).
Эти факторы подразделяют на ряд частных факторов [23].
Таблица 1 Экологические факторы
Факторы
|
абиотические
|
биотические
|
Свет, температура, влага, ветер,
воздух, давление, течения, долгота дня и т.д.
Механический состав почвы, ее
проницаемость, влагоемкость.
Содержание в почве или воде
элементов питания, газовый состав, соленость воды, естественный фон радиоактивности
|
Влияние растений на других членов
биоценоза
Влияние животных на других членов
биоценоза
Антропогенные факторы, возникающие
в результате деятельности человека, например выбросы тяжелых металлов,
радионуклидов
|
Биологический оптимум. Часто в природе бывает так, что одни
экологические факторы находятся в изобилии (например, вода и свет), а другие
(например, азот) — в недостаточных количествах. Факторы, снижающие
жизнеспособность организма, называют ограничивающими. Например, ручьевая форель
живет в воде с содержанием кислорода не менее 2 мг/л. При содержании в воде
кислорода менее 1,6 мг/л форель гибнет. Кислород — ограничивающий фактор для
форели [37].
Ограничивающим фактором может быть не
только его недостаток, но и избыток. Тепло, например, необходимо всем
растениям. Однако если продолжительное время летом стоит высокая температура,
то растения даже при увлажненной почве могут пострадать из-за ожогов листьев.
Следовательно, для каждого организма существует наиболее подходящее сочетание
абиотических и биотических факторов, оптимальное для его роста, развития и размножения.
Наилучшее сочетание условии называют биологическим оптимумом.
Выявление биологического оптимума,
знание закономерностей взаимодействия экологических факторов имеют большое
практическое значение. Умело поддерживая оптимальные условия жизнедеятельности
сельскохозяйственных растений и животных, можно повышать их продуктивность
[25].
Приспособленность организмов к среде
обитания. В
процессе эволюции организмы приспособились к конкретным условиям среды
обитания. У них выработались специальные приспособления, позволяющие избежать
или преодолеть действие неблагоприятного фактора. Например, растения пустыни
могут переносить длительную засуху, так как они обладают различными
приспособлениями к добыванию воды и уменьшению испарения. Одни растения имеют
глубокие и разветвленные корневые системы, более эффективно поглощающие воду,
другие (например, кактусы) — накапливают воду в тканях. У некоторых растений
листья имеют восковой налет и поэтому меньше испаряют влагу. В сухой сезон
многие растения уменьшают листовую поверхность, а отдельные кустарники
сбрасывают все листья и даже целые ветки. Чем мельче листья, тем меньше
испарение и тем меньше надо воды, чтобы выжить в жару и засуху [17].
Характерная черта приспособлений
организмов — поселение в такой среде, где условия для жизнедеятельности ближе
всего к их биологическому оптимуму. Организмы всегда приспосабливаются ко всему
комплексу экологических факторов, а не к одному какому-либо фактору [19].
1.2
Социальная экология
Только на основе глубокого и
всестороннего понимания взаимосвязей человечества и природы возможно разумное,
оптимальное их регулирование. А это необходимо для того, чтобы не допустить
кризиса и саморазрушения, обеспечить устойчивое развитие природы и общества,
сохранить целостность общеземной экосистемы и гарантировать существование
человечества в будущем [31].
Биологическая природа человека
проявляется в присущем всему живому стремлении сохранить свою жизнь, а также
продолжить ее во времени и пространстве через размножение, обеспечить максимум
безопасности и комфорта. Эти естественные устремления достигаются через
постоянные взаимодействия человечества со средой обитания. Все люди потребляют
пищу и выделяют продукты физиологического обмена, защищаются от врагов и избегают
других опасностей, участвуют в конкуренции за жизненные ресурсы и содействуют
полезным для себя видам. Иными словами, человечеству свойствен весь спектр
экологических связей. В этом заключается основное экологическое сходство
человечества с популяциями всех других биологических видов [15].
Экологические отличия человечества от
популяций иных видов проявляются в уровне развития многих экологических связей
и в особенностях форм их реализации. Суммарно эти различия наиболее отчетливо
выражены в силе и масштабах влияния человечества на окружающую среду. Как популяция
любого вида, человечество оказывает определенное воздействие на среду, в свою
очередь испытывая ответное ее сопротивление. Но давление человечества
несоизмеримо по своей мощи и скорости ее нарастания с влиянием на окружающую
среду других видов. По своим масштабам оно сейчас существенно превосходит
сопротивление среды, подавляет его на значительной части планеты. В отчетливом
дисбалансе сил давления человечества на среду и ответного ее сопротивления
заключается одна из самых существенных экологических особенностей человека
[30].
Еще одно принципиальное отличие
человека от всех других видов животных заключается в том, что современные люди
не могут существовать без обмена результатами своей деятельности с себе
подобными, вне созданной ими искусственной среды обитания, без использования
обобщенного опыта, накопленного предшествующими поколениями, без огромного множества
прямых и особенно опосредованных социальных связей. Иными словами, человек не
способен длительное время поддерживать свое существование вне духовной и
материальной культуры, вне цивилизации, вне социума — человеческого общества
[22].
Экологическое сходство человека с
другими видами объясняется его биологическим происхождением, принадлежностью к
миру живой природы, где действуют биологические законы [30].
От природы человек получает не только
жилище и одежду, но и все необходимое для жизни. Поэтому социальные отношения
между людьми становятся совершенно обязательным компонентом их экологических
связей, что позволяет считать их социально-экологическими или экосоциальными, а
самого человека — уникальным на Земле биосоциальным видом. И в наши дни
существуют еще живущие в джунглях примитивные племена, известны случаи, когда
отдельные люди и семьи намеренно уходили из общества в леса, питаясь подножным
кормом и проживая в пещерах (землянках, примитивных хижинах и т. п.). Но для
таких отшельников места на планете практически не остается [32].
Новейший тому пример: жизнь описанной
известным журналистом М. Песковым семьи Лыковых в глухой тайге на Алтае.
Несколько десятилетий им удавалось жить в изоляции от общества, но в конце
концов геологи обнаружили их жилище, таежные отшельники стали контактировать с
другими людьми, а последняя из них — Агафья Лыкова — уже вполне привыкла и к
общению с визитерами, и к «плодам» цивилизации: радиосвязи, лекарствам,
жизненно необходимым предметам обихода и продуктам. Жизнь семьи в полной
изоляции от общества оказалась невозможной. Потому, наверное, книга В. М.
Пескова о семье Лыковых так и называется — «Таежный тупик» (газетные статьи
«Таежный тупик» – трагедия семьи Лыковых).
Особенности пищевых, информационных и
иных связей человека с природой.
Пищевые связи. Как и в глубокой древности, между животными
современному человеку для поддержания жизнедеятельности требуется физиологическая
емкость среды. Экологическая норма — примерно 2500 ккал в сутки. В этом его
биологическая сущность за многие тысячелетия практически не изменилась.
Естественно, что древние предки человека — собиратели и охотники — на добывание
пищи не могли тратить больше энергии, чем получали, поедая добычу. Пищевые
(трофические) связи были простыми и непосредственными: потратил свою мускульную
энергию (Рис. Пищевые связи человека). При появлении примитивного земледелия на
500 га могли прокормиться 100-200 человек, но энергетические затраты на
обработку почвы, посев и сбор урожая возросли в 20-30 раз за счет мускульной
энергии людей и домашних животных, применения простейших сельскохозяйственных
орудий. При современном высокомеханизированном сельском хозяйстве 500 га могут
прокормить 2-5 тысяч человек, а энергетические траты за счет работы
сельхозмашин и транспорта, применения удобрений и использования механизмов по
переработке первичной сельскохозяйственной продукции возросли в 20-50 тысяч
раз. Энергетическая цена 1 ккал конечной, потребляемой современным человеком
пищи возросла примерно в 10 раз. Стало быть, при сохранившейся с древности
физиологической норме в 2500 ккал современному человеку требуется на ее
производство уже 25000 ккал. Но получать ее можно с площади в тысячи раз меньшей,
чем в доисторические времена [2].
Главные особенности пищевых связей
современного человечества — их усложнение, удлинение и примерно десятикратное
возрастание энергетической цены производства каждой калории конечной пищевой
продукции при тысячекратном уменьшении необходимой для этого площади. В результате
общая экологическая (в данном случае — трофическая, пищевая) емкость среды
обитания человечества возросла во много тысяч раз [4].
Информационные связи. Все живые существа способны
обмениваться информацией с себе подобными для согласования своих действий и
ответных реакций на проявление факторов среды. При этом, во-первых, используемые
ими сигналы, как правило, просты и конкретны: предупреждение об опасности,
сообщение о пище, обращение к половому партнеру или потомству и т.п.
Во-вторых, дистанция их действия
ограничена: от непосредственного физического контакта до сотен метров или
нескольких километров.
В-третьих, информативные сигналы
фиксируются крайне редко и в простейшей форме («здесь был я» — через пахучие
метки). Например, медведь наносит свою метку как можно выше, чтобы
информировать других медведей о своем росте и, следовательно, силе. Накопление
такой информации, ее прямая передача и непосредственное использование вторыми и
последующими поколениями («внуками» и далее) невозможны [33].
Информационные связи в природных
популяциях обеспечивают передачу конкретных сигналов на ограниченную дистанцию
в течение ограниченного времени [30].
У подавляющего большинства видов
информационные связи обеспечивают согласованные действия только относительно
небольшого числа особей. Например, позы, несущие разную информационную нагрузку
у собак [35].
Информационные связи в человеческом
обществе стоят на более высоком уровне, объединяя целые массы людей –
коллективы, жителей городов и поселков, население государств. В принципе они
способны обеспечить координацию взаимодействий всей видовой популяции,
человечества в целом. Способность к взаимодействиям со средой обитания в форме
согласованных общественных действий означает, что человечеству свойственны
экосоциальные связи с окружающим миром [15].
Согласованные действия тысячекратно
усиливают мощь давления человеческих коллективов на среду обитания,
несоизмеримого с ее способностью к сопротивлению. Это обстоятельство таит в
себе угрозу полного разрушения природы Земли. Поэтому коллективное воздействие
на природную среду безотлагательно требует разумного, осторожного управления,
ориентированного на перспективу устойчивого развития человечества и природы
[26].
Качественные изменения трофических и
информационных связей, преобразование всего комплекса экологических связей в
социально-экологические (экосоциальные) обеспечили быстрое развитие
согласованных действий людей по существенному расширению экологической емкости
среды обитания человечества [15].
Страницы: 1, 2, 3
|