Некоторые особенности развития личности, как причины трудностей в обучении младших школьников
Некоторые особенности развития личности, как причины трудностей в обучении младших школьников
МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ГУМАНИТАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
имени М.А. ШОЛОХОВА
Факультет психологии
Кафедра практической психологии
Лукунина Анна Михайловна
НЕКОТОРЫЕ ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ,
КАК ПРИЧИНЫ ТРУДНОСТЕЙ В ОБУЧЕНИИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
Дипломная работа
Научный
руководитель:
Е.Б.Пучкова, к.п.н.
Москва
2007
Содержание
Введение 3-5
Глава 1. Теоретические основы
проблемы неуспеваемости младших
школьников 6-22
§ 1. Общая характеристика учебной деятельности
детей
младшего школьного возраста 6-10
§ 2. Психолого-педагогические причины
неуспеваемости
младшего школьника 10-16
§ 3. Влияние учителей на
становление личности ученика 16-22
Глава 2. Возрастные особенности
младших школьников 23-46
§ 1. Общая характеристика детей младшего
школьного возраста 23-26
§ 2. Особенности познавательной сферы детей
младшего
школьного возраста 26-30
§ 3. Учебная деятельность – как ведущая в младшем школьном
возрасте 30-37
§ 4. Трудности в обучении
младших школьников и характеристика
трудностей 38-46
Глава 3 Экспериментальное исследование
Влияние возрастных и психологических особенностей
личности младших школьников на школьную успеваемость
48-59
§ 1. Цели,
задачи и методы 48-50
§ 2. Анализ
результатов диагностики 50-59
Заключение
59-60
Библиография 60-61
Введение
Сегодня мысль о том, что школа должна давать, прежде всего, знания,
умения, навыки, то есть служить раздаточным пунктом, складом готовых знаний,
представляется неактуальной. Конец XX – начало XXI века требуют от образованных
людей таких способностей, как способность самостоятельно ориентироваться во
всех видах обширной информации, решать многочисленные задачи производственного
и гражданского поведения. Это значит, что ближайшее будущее потребует от
каждого сегодняшнего ученика самостоятельного мышления, умения разбираться в
ситуации и находить решение.
Ребенок, поставленный в позицию ученика, посещающего школу и аккуратно
выполняющего предписания учителя и домашние задания, не в состоянии справиться
с новыми требованиями, выдвигаемыми жизнью, так как прежде всего он
исполнитель, вооруженный определенной суммой знаний. Поэтому задача современной
школы – формирование человека, постоянно совершенствующего самого себя,
способного самостоятельно принимать решения, отвечать за эти решения, находить
пути их реализации, то есть человека творческого в широком смысле этого слова.
И это посильная задача для школы.
При организации
учебного процесса в начальной школе необходимо учитывать: возрастные
особенности детей; специфические особенности учебной деятельности; два вида
новообразований младшего школьного возраста (рефлексию и умение учиться);
способы взаимодействия учителя и учащихся и формирование практических умений и
навыков у школьников. Учебную деятельность, являющуюся ведущей в младшем
школьном возрасте, необходимо отличать от других видов деятельности и форм
организации учебной работы, учащихся в классе, которые могут присутствовать в
учебном процессе младших школьников. Нужно определить специфику учебной
деятельности, отличив ее и от усвоения, и от тренировки, и от других форм
учебной работы школьников.
Учебная
деятельность – это преобразование. Преобразование – это ломка стереотипов или
всего того, чему учат школьников или чему хотят научить. Ломка – это прежде
всего поиск. Поиск не имеет какой-либо законченной формы – он всегда движение в
неизвестное. Поэтому постановка учебной задачи должна быть в руках учителя,
понимающего, какие трудности ожидают его в этом движении в неизвестное.
Актуальность
темы исследования. Одним из ведущих принципов государственной политики в области
образования Законом РФ «Об образовании» определяется «гуманистический характер
образования, приоритет общечеловеческих ценностей, жизни и здоровья человека,
свободного развития личности». В официальных документах указывается на необходимость
модернизации учебно-воспитательного процесса в начальной школе, который не в
полной мере отвечает требованиям по подготовке младших школьников в плане
формирования у них качеств личности, необходимых для жизни в новых условиях
открытого общества: ответственности, инициативности, самостоятельности.
Цель исследования выявить и
проанализировать влияние возрастных и психологических особенностей
формирования личности младших школьников в процессе учебной деятельности.
Объектом исследования является учебная
деятельность младших школьников в условиях общеобразовательной школы.
Предмет
исследования –
особенности развития личности младших школьников, создающие трудности в
обучении в рамках общеобразовательной программы.
Гипотеза
исследования
состоит в том, что в ходе работы психолога с детьми младшего школьного
возраста необходимо выявление личностных психологических характеристик, исходя
из которых, программа обучения может подлежать корректировке в процессе учебной
деятельности в зависимости от психических особенностей ученика, а также
формирование у младших школьников адекватной самооценки в ходе учебного
процесса.
Соответственно,
модель организации учебной деятельности должна включать в себя следующие
элементы:
1) целевой,
обусловливающий направленность деятельности учителя в ходе организации учебной
деятельности младших школьников на формирование у них адекватной самооценки.
2)
содержательный, предполагающий развитие у учащихся системы представлений о
себе, развитие чувства компетентности в учебно-познавательной деятельности, в
совокупности обусловливающих формирование востребованных личностных качеств
(самостоятельность, ответственность, инициативность).
3)
организационно-деятельностный, включающий формы, методы и средства организации
учебной деятельности при решении поставленной в исследовании цели выявление и
анализ влияния возрастных и психических особенностей формирования личности в
процессе учебной деятельности.
4) совокупность
педагогических условий, обеспечивающая эффективность организации учебной деятельности:
организация педагогического взаимодействия на основе сотрудничества,
актуализация и развитие рефлексивных навыков учащихся, педагогически
целесообразное сочетание оценки учителя и самооценки ребёнка.
В соответствии с
объектом, предметом, целью и гипотезой были поставлены следующие задачи
исследования:
1. Изучить типичные трудности, возникающие в учебной
деятельности, которые приводят к неуспеваемости.
2. Доказать, что
в организации учебной деятельности необходимо отталкиваться и от индивидуальных
особенностей учащегося.
Для решения поставленных целей и задач исследования были использованы
следующие методы:
1. Беседа с учителем с целью уточнения трудностей, возникающих у детей в
учебной деятельности
2. Наблюдение за детьми в процессе учебной деятельности
3. Проведения в классе тестирования
по методике ГИТ (Групповой интеллектуальный тест), с целью определения уровня
интеллектуального развития, как каждого ученика, так и среднего уровня по
классу (Приложение №1)
4. Проведения в классе тестирования по
методике многофакторного опросника Кеттела (детский вариант), отражающего
факторы, которые касаются самых различных сторон жизни
ребенка: взаимоотношений с одноклассниками, отношений в семье, поведения на
уроке, на улице, социальных установок, самооценки и пр. (Приложение №2)
5. Проведение в классе тестирования по методике Будасси на выявление
самооценки учащихся (Приложение №3)
Практическая значимость исследования состоит в
том, что в соответствии с обоснованными теоретическими положениями
экспериментально подтверждены особенности организации педагогического процесса
обучения слабоуспевающих младших школьников.
Глава 1. Теоретические основы
проблемы неуспеваемости младших
школьников
§ 1. Общая характеристика учебной деятельности
детей
младшего школьного возраста
Как известно, в
младших классах почти все учебные предметы ведет один педагог. Личные
особенности учительницы младших классов – ее нравственное состояние, культура,
педагогические способности, отношение к детям и даже черты характера –
становятся фактором биографии учеников. Часто параллельные классы в дальнейшем
начинают настолько отличаться друг от друга – в соответствии с особенностями
учительницы, что даже в самых старших классах сказывается это различие. Ученики
нуждаются в покровительстве старших; следование указаниям учительницы для них в
высшей степени естественно. Долгое время школьная жизнь в том и состоит, чтобы
слушаться учительницу и выполнять то, что она скажет.
Такие
психологические особенности, как вера в истинность всего, чему учат,
подражание, доверчивая исполнительность, являются важной предпосылкой
начального обучения в школе. С этими особенностями связан процесс быстрого
приобщения детей к культуре, к ее исходным элементам. Вместе с тем особое
отношение к учителю может в дальнейшем выступить и своей отрицательной стороной
- бездумным выполнением указаний старших. Ученики начальных классов, за очень
редким исключением, любят заниматься в школе. Им нравится быть в положении
учеников, их привлекает и сам процесс обучения. Известны свежесть, яркость
детского восприятия и чрезвычайная отзывчивость детей на окружающее, они
откликаются на отдельные моменты высказываний учительницы; они очень живо
реагируют на то, что является сколько-нибудь новым для них, на каждую шутку, на
какой-нибудь пример из жизни. Характерна готовность детей реагировать сразу же.
Вместе с импульсивностью детей это придает занятиям стремительность, напряжение
и насыщенность. Чтобы ученики не скучали, необходимы частые переходы от одних
заданий к другим; чтобы внимание их было напряжено, не следует затягивать
паузы. У опытного педагога дети многое успевают получить за один урок.
Показательно, что младшие школьники чаще всего
не проявляют самостоятельного интереса к выяснению причин и смысла сообщаемой
им информации (у них уже нет того запала, который отличает
дошкольников-«почемучек»). Они как бы чувствуют, что находятся у самого края
бесконечной громады знания и не могут на все посягать. Для младших школьников
внешние впечатления — сильный отвлекающий фактор, им трудно сосредоточиться на
непонятном сложном материале. Их внимание отличается небольшим объемом, малой
устойчивостью — они могут сосредоточенно заниматься одним делом в течение
10-20 минут (в то время как подростки — 40-45 минут, а старшеклассники — до
45-50 минут). Нельзя не учитывать, что трудности в учебе очень часто
деморализуют ученика и пагубно отражаются на его личности. Испытывая эти
трудности, и не осознавая их причин, прилагая максимум усидчивости и старания,
он, тем не менее, не добивается нужного эффекта и получает опыт беспомощности.
Вера в свои силы постепенно угасает. Если такому ученику своевременно не
оказать помощи в преодолении трудностей и в восполнении имеющихся пробелов в
знаниях, то у него может возникнуть неуверенность в себе, которая может стать
устойчивой характеристикой его личности. Для такого неуверенного в себе
ребенка характерно несоответствие между его отношением к трудностям и их
действительными размерами. Под влиянием неуспеха в решении одной учебной задачи
он может и остальные воспринимать как непосильные для себя. Интерес к учению
падает. Неуспеваемость может привести таких детей к изоляции от коллектива. В
крайних случаях возможно возникновение отвращения к школе, отказ от ее посещения.
Дружеские связи эти дети начинают искать во внешкольных компаниях, чаще всего с
отрицательной социальной направленностью. Поэтому преодоление неуспеваемости
школьника должно начинаться как можно раньше, когда отставание в учебе не
привело еще к столь тягостным последствиям.
Педагоги-ученые видят основную причину
неуспеваемости, прежде всего, в несовершенстве методов преподавания. Между тем
многие учителя склонны объяснять слабую успеваемость отсутствием усердия и
прилежания у детей. Отсюда часто применяемые по отношению к отстающим
школьникам такие репрессивные меры, как «проработка», вызов родителей и т. д.
Чтобы не упрощать проблему неуспеваемости учащихся, заметим, что в ее основе
лежит не одна причина, а несколько, и довольно часто они действуют в комплексе.
Среди них можно обозначить: несовершенство методов преподавания, отсутствие
позитивного контакта с педагогом, страх оказаться лучше других учеников,
высокая одаренность в какой-либо конкретной области, несформированность
мыслительных процессов и т.д. Длительные, стойкие трудности усвоения
программного материала в массовой школе являются одной из самых больных проблем
для педагогов, родителей, психологов и самих неуспевающих детей. Важнейшей
задачей является раскрытие сущности неуспеваемости.
Очень важно своевременно выявить причины
неуспеваемости и устранить их. Если в младших классах у ребенка не выработались
навыки и желание учиться, то с каждым годом трудности в обучении будут расти,
как снежный ком. Также выявление причин неуспеваемости обусловлено
необходимостью поиска верных путей преодоления данной проблемы. Неуспеваемость
трактуется как несоответствие подготовки учащихся обязательным требованиям
школы в усвоении знаний, развитии умений и навыков, формировании опыта
творческой деятельности и воспитанности познавательных отношений.
Предупреждение неуспеваемости предполагает своевременное обнаружение и
устранение всех ее элементов. Неуспеваемость школьников закономерно связана с
их индивидуальными особенностями и с теми условиями, в которых протекает их
развитие. Важнейшим из этих условий педагогика признает обучение, и воспитание
детей в школе. Можно выделить три основных фактора успеваемости: требования к
учащимся, вытекающие из целей школы; психофизические возможности учащихся;
социальные условия их жизни, воспитания и обучения в школе и вне школы.
Требования к учащимся составляют основу для разработки контрольных заданий и
критериев оценок. Требования содержания образования только тогда могут быть
выполнимыми, когда они не превышают физических и психических возможностей
школьников и находятся в соответствии с условиями обучения и воспитания детей.
Типы
неуспевающих школьников
Определение
видов неуспеваемости содержится и в работе А. М. Гельмонта, который выделил три
вида неуспеваемости в зависимости от количества учебных предметов и
устойчивости отставания:
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7
|