бесплатно рефераты

бесплатно рефераты

 
 
бесплатно рефераты бесплатно рефераты

Меню

Некоторые особенности развития личности, как причины трудностей в обучении младших школьников бесплатно рефераты

Некоторые особенности развития личности, как причины трудностей в обучении младших школьников

МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ГУМАНИТАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

имени М.А. ШОЛОХОВА

 

 

 

 

Факультет психологии

 

 

 

Кафедра практической психологии

 

 

 

 

 

Лукунина Анна Михайловна

 

 

 

 

 

 

НЕКОТОРЫЕ ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ,

КАК ПРИЧИНЫ ТРУДНОСТЕЙ В ОБУЧЕНИИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

 

 

 

 

 

 

 

Дипломная работа

 

 

 

 

 

 

                                                            Научный руководитель:

                                Е.Б.Пучкова,   к.п.н.

                                                            

 

 

 

 

Москва

2007                                                         

Содержание

 

Введение                                                                                                                            3-5

Глава 1. Теоретические основы проблемы неуспеваемости  младших              

школьников                                                                                                           6-22

§ 1. Общая характеристика учебной деятельности детей                                  

 младшего школьного возраста                                                                              6-10   

§ 2. Психолого-педагогические причины неуспеваемости

младшего школьника                                                                                              10-16

§ 3. Влияние учителей на становление личности ученика                                16-22

Глава 2. Возрастные особенности младших школьников                                        23-46

§ 1. Общая характеристика детей младшего школьного возраста                      23-26

§ 2. Особенности познавательной сферы детей младшего

школьного возраста                                                                                                26-30

§ 3. Учебная деятельность – как ведущая в младшем школьном

возрасте                                                                                                                   30-37 

§ 4. Трудности в обучении младших школьников и характеристика

трудностей                                                                                                              38-46

Глава 3  Экспериментальное исследование

            Влияние возрастных и психологических особенностей 

личности младших      школьников на школьную успеваемость                                                              48-59

§ 1. Цели, задачи и методы                                                                                   48-50

§ 2. Анализ результатов диагностики                                                                  50-59

Заключение                                                                                                                       59-60

Библиография                                                                                                                     60-61

Введение

Сегодня мысль о том, что школа должна давать, прежде всего, знания, умения, навыки, то есть служить раздаточным пунктом, складом готовых знаний, представляется неактуальной. Конец XX – начало XXI века требуют от образованных людей таких способностей, как способность самостоятельно ориентироваться во всех видах обширной информации, решать многочисленные задачи производственного и гражданского поведения. Это значит, что ближайшее будущее потребует от каждого сегодняшнего ученика самостоятельного мышления, умения разбираться в ситуации и находить решение.

Ребенок, поставленный в позицию ученика, посещающего школу и аккуратно выполняющего предписания учителя и домашние задания, не в состоянии справиться с новыми требованиями, выдвигаемыми жизнью, так как прежде всего он исполнитель, вооруженный определенной суммой знаний. Поэтому задача современной школы – формирование человека, постоянно совершенствующего самого себя, способного самостоятельно принимать решения, отвечать за эти решения, находить пути их реализации, то есть человека творческого в широком смысле этого слова. И это посильная задача для школы.

При организации учебного процесса в начальной школе необходимо учитывать: возрастные особенности детей; специфические особенности учебной деятельности; два вида новообразований младшего школьного возраста (рефлексию и умение учиться); способы взаимодействия учителя и учащихся и формирование практических умений и навыков у школьников. Учебную деятельность, являющуюся ведущей в младшем школьном возрасте, необходимо отличать от других видов деятельности и форм организации учебной работы, учащихся в классе, которые могут присутствовать в учебном процессе младших школьников. Нужно определить специфику учебной деятельности, отличив ее и от усвоения, и от тренировки, и от других форм учебной работы школьников.

Учебная деятельность – это преобразование. Преобразование – это ломка стереотипов или всего того, чему учат школьников или чему хотят научить. Ломка – это прежде всего поиск. Поиск не имеет какой-либо законченной формы – он всегда движение в неизвестное. Поэтому постановка учебной задачи должна быть в руках учителя, понимающего, какие трудности ожидают его в этом движении в неизвестное.

Актуальность темы исследования. Одним из ведущих принципов государственной политики в области образования Законом РФ «Об образовании» определяется «гуманистический характер образования, приоритет общечеловеческих ценностей, жизни и здоровья человека, свободного развития личности». В официальных документах указывается на необходимость модернизации учебно-воспитательного процесса в начальной школе, который не в полной мере отвечает требованиям по подготовке младших школьников в плане формирования у них качеств личности, необходимых для жизни в новых условиях открытого общества: ответственности, инициативности, самостоятельности.

Цель исследования выявить и проанализировать влияние возрастных и психологических особенностей формирования личности младших школьников в процессе учебной деятельности.

Объектом исследования является учебная деятельность младших школьников в условиях общеобразовательной школы.

Предмет исследования – особенности развития личности младших школьников, создающие трудности в обучении в рамках общеобразовательной программы.

Гипотеза исследования состоит в том, что в ходе  работы психолога с детьми младшего школьного возраста необходимо выявление личностных психологических характеристик, исходя из которых, программа обучения может подлежать корректировке в процессе учебной деятельности в зависимости от психических особенностей ученика, а также формирование у младших школьников адекватной самооценки в ходе учебного процесса.

Соответственно, модель организации учебной деятельности должна включать в себя следующие элементы:

1) целевой, обусловливающий направленность деятельности учителя в ходе организации учебной деятельности младших школьников на формирование у них адекватной самооценки.

2) содержательный, предполагающий развитие у учащихся системы представлений о себе, развитие чувства компетентности в учебно-познавательной деятельности, в совокупности обусловливающих формирование востребованных личностных качеств (самостоятельность, ответственность, инициативность).

3) организационно-деятельностный, включающий формы, методы и средства организации учебной деятельности при решении поставленной в исследовании цели выявление и анализ влияния возрастных и психических особенностей формирования личности в процессе учебной деятельности.

4) совокупность педагогических условий, обеспечивающая эффективность организации учебной деятельности: организация педагогического взаимодействия на основе сотрудничества, актуализация и развитие рефлексивных навыков учащихся, педагогически целесообразное сочетание оценки учителя и самооценки ребёнка.

В соответствии с объектом, предметом, целью и гипотезой были поставлены следующие задачи исследования:

1. Изучить типичные трудности, возникающие в учебной деятельности, которые приводят к неуспеваемости.

2. Доказать, что в организации учебной деятельности необходимо отталкиваться и от индивидуальных особенностей учащегося.

Для решения поставленных целей и задач исследования были использованы следующие методы:

1. Беседа с учителем с целью уточнения трудностей, возникающих у детей в учебной деятельности   

2. Наблюдение за детьми в процессе учебной деятельности

            3. Проведения в классе тестирования по методике ГИТ (Групповой интеллектуальный тест), с целью определения уровня интеллектуального развития, как каждого ученика, так и среднего уровня по классу (Приложение №1)

 4. Проведения в классе тестирования по методике многофакторного опросника Кеттела (детский вариант), отражающего факторы, которые касаются самых различных сторон жизни ребенка: взаимоотношений с одноклассниками, отношений в семье, поведения на уроке, на улице, социальных установок, самооценки и пр. (Приложение №2)

  5. Проведение в классе тестирования по методике Будасси на выявление самооценки учащихся (Приложение №3)

Практическая значимость исследования состоит в том, что в соответствии с обоснованными теоретическими положениями экспериментально подтверждены особенности организации педагогического процесса обучения слабоуспевающих младших школьников.

Глава 1. Теоретические основы проблемы неуспеваемости  младших              

школьников

§ 1. Общая характеристика учебной деятельности детей                           

 младшего школьного возраста

Как известно, в младших классах почти все учебные предметы ведет один педагог. Личные особенности учительницы младших классов – ее нравственное состояние, культура, педагогические способности, отношение к детям и даже черты характера – становятся фактором биографии учеников. Часто параллельные классы в дальнейшем начинают настолько отличаться друг от друга – в соответствии с особенностями учительницы, что даже в самых старших классах сказывается это различие. Ученики нуждаются в покровительстве старших; следование указаниям учительницы для них в высшей степени естественно. Долгое время школьная жизнь в том и состоит, чтобы слушаться учительницу и выполнять то, что она скажет.                    

Такие психологические особенности, как вера в истинность всего, чему учат, подражание, доверчивая исполнительность, являются важной предпосылкой начального обучения в школе. С этими особенностями связан процесс быстрого приобщения детей к культуре, к ее исходным элементам. Вместе с тем особое отношение к учителю может в дальнейшем выступить и своей отрицательной стороной - бездумным выполнением указаний старших. Ученики начальных классов, за очень редким исключением, любят заниматься в школе. Им нравится быть в положении учеников, их привлекает и сам процесс обучения. Известны свежесть, яркость детского восприятия и чрезвычайная отзывчивость детей на окружающее, они откликаются на отдельные моменты высказываний учительницы; они очень живо реагируют на то, что является сколько-нибудь новым для них, на каждую шутку, на какой-нибудь пример из жизни. Характерна готовность детей реагировать сразу же. Вместе с импульсивностью детей это придает занятиям стремительность, напряжение и насыщенность. Чтобы ученики не скучали, необходимы частые переходы от одних заданий к другим; чтобы внимание их было напряжено, не следует затягивать паузы. У опытного педагога дети многое успевают получить за один урок.

Показательно, что младшие школьники чаще всего не проявляют самостоятельного интереса к выяснению причин и смысла сообщаемой им информации (у них уже нет того запала, который отличает дошкольников-«почемучек»). Они как бы чувствуют, что находятся у самого края бесконечной громады знания и не могут на все посягать. Для младших школьников внешние впечатления — сильный отвлекающий фактор, им труд­но сосредоточиться на непонятном сложном материале. Их внимание отличается небольшим объемом, малой устойчивостью — они мо­гут сосредоточенно заниматься одним делом в течение 10-20 ми­нут (в то время как подростки — 40-45 минут, а старшеклассники — до 45-50 минут). Нельзя не учитывать, что трудности в учебе очень часто деморализуют ученика и пагубно отражаются на его лично­сти. Испытывая эти трудности, и не осознавая их причин, прила­гая максимум усидчивости и старания, он, тем не менее, не добивается нужного эффекта и получает опыт беспомощности. Вера в свои силы постепенно угасает. Если такому ученику своевремен­но не оказать помощи в преодолении трудностей и в восполнении имеющихся пробелов в знаниях, то у него может возникнуть неуверенность в себе, которая может стать устойчивой характери­стикой его личности. Для такого неуверенного в себе ребенка характерно несоответствие между его отношением к трудностям и их действительными размерами. Под влиянием неуспеха в решении одной учебной за­дачи он может и остальные воспринимать как непосильные для себя. Интерес к учению падает. Неуспеваемость может привести таких детей к изоляции от коллектива. В крайних случаях возможно возникновение отвращения к школе, отказ от ее посещения. Дружеские связи эти дети начинают искать во внешкольных компаниях, чаще всего с отрицательной социальной направленностью. Поэтому преодоление неуспеваемости школьника должно начинаться как можно раньше, когда от­ставание в учебе не привело еще к столь тягостным последствиям.

Пе­дагоги-ученые видят основную причину неуспеваемости, прежде всего, в несовершенстве методов преподавания. Между тем многие учителя склонны объяснять слабую успеваемость отсутствием усердия и прилежания у детей. Отсюда часто применяемые по отношению к отстающим школьникам такие репрессивные меры, как «проработка», вызов родителей и т. д. Чтобы не упрощать проблему неуспеваемости учащихся, заметим, что в ее основе лежит не одна причина, а несколько, и довольно часто они действуют в комплексе. Среди них можно обозначить: несовершенство методов преподавания, отсутствие позитивного контакта с педагогом, страх оказаться лучше других учеников, высокая одаренность в какой-либо конкретной области, несформированность мыслительных процессов  и т.д. Длительные, стойкие трудности усвоения программного материала в массовой школе являются одной из самых больных проблем для педагогов, родителей, психологов и самих неуспевающих детей. Важнейшей задачей является раскрытие сущности неуспеваемости.

Очень важно своевременно выявить причины неуспеваемости и устранить их. Если в младших классах у ребенка не выработались навыки и желание учиться, то с каждым годом трудности в обучении будут расти, как снежный ком. Также выявление причин неуспеваемости обусловлено необходимостью поиска верных путей преодоления данной проблемы. Неуспеваемость трактуется как несоответствие подготовки учащихся обязательным требованиям школы в усвоении знаний, развитии умений и навыков, формировании опыта творческой деятельности и воспитанности познавательных отношений. Предупреждение неуспеваемости предполагает своевременное обнаружение и устранение всех ее элементов. Неуспеваемость школьников закономерно связана с их индивидуальными особенностями и с теми условиями, в которых протекает их развитие. Важнейшим из этих условий педагогика признает обучение, и воспитание детей в школе. Можно выделить три основных фактора успеваемости: требования к учащимся, вытекающие из целей школы; психофизические возможности учащихся; социальные условия их жизни, воспитания и обучения в школе и вне школы. Требования к учащимся составляют основу для разработки контрольных заданий и критериев оценок. Требования содержания образования только тогда могут быть выполнимыми, когда они не превышают физических и психических возможностей школьников и находятся в соответствии с условиями обучения и воспитания детей.

Типы неуспевающих школьников

Определение видов неуспеваемости содержится и в работе А. М. Гельмонта, который выделил три вида неуспеваемости в зависимости от количества учебных предметов и устойчивости отставания:

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7