бесплатно рефераты

бесплатно рефераты

 
 
бесплатно рефераты бесплатно рефераты

Меню

Негативные проявления личности дошкольника бесплатно рефераты

Негативные проявления личности дошкольника

ПЛАН

Введение                                                                                                                             3

1. Дошкольное детство ( 3 – 7 лет ). Общая характеристика        5

1.1. Кризис 7 лет                                                                                                                            11

2. Негативные личностные проявления                                                12

2.1. Агрессивность, упрямство детей дошкольного возраста                                         12

2.2. Дух противоречия                                                                                                                 15

2.3. Эмоциональная неуравновешенность                                                                           16

2.4. Неврозы детей, причины и следствия                                                                            17

Невроз страха.                                                                                                    20

Неврастения.                                                                                                     20

Истерический невроз.                                                                                        21

Невроз навязчивых состояний.                                                                          22

2.5. Эгоизм, эгоцентризм дошкольника                                                                                23

2.6. Сквернословие                                                                                                                      25

2.7. Когда ребенок говорит неправду                                                                                     27

2.8. Детская мастурбация                                                                                                           29

3. Коррекция негативных личностных проявления у детей 32

Выводы                                                                                                                              35

Литература                                                                                                                       36


Введение

Изучение психологических особенностей поведения дошкольников является чрезвычайно актуальной современной проблемой.  Это обусловлено общим ростом категорий насильственных преступлений в современных условиях и, соответственно, ростом числа пострадавших. Ряд исследователей (Бодалев А.А., Божович Л.И., Выготский Л.С., Мухина В.С., Раттер М.), занимающихся определением основных закономерностей поведения человека, отмечают, что поведение дошкольника имеет свои специфические особенности.

Изучение поведения дошкольников в основном осуществлялось в аспекте исследования процесса развития личности ребенка. Проведенные исследования показали, что при определении основных методов воспитания и обучения ребенка недостаточно изучение поведения ребенка. Действия ребенка и воспитателя, родителей в определенной мере взаимообусловлены, что требует рассмотрения их поведения в едином пространстве.

ОБЪЕКТ РАБОТЫ – личность ребенка дошкольного возраста.

ПРЕДМЕТ РАБОТЫ - психологические личностные детерминанты негативного поведения детей дошкольного возраста.

ЦЕЛЬ РАБОТЫ - на основании изучения личностных особенностей негативного поведения дошкольников разработать некоторые из возможных подходы к коррекции поведения ребенка и выяснить психологические детерминанты их поведения.

В соответствии с поставленной целью работы были определены следующие задачи:

-       На основании изучения литературы осуществить психологический анализ особенностей взаимоотношения взрослого и ребенка;

-       Ознакомиться с негативными психологическими аспектами поведения детей дошкольного возраста;

-       Изучить основные формы проявления негативного поведения детей дошкольного возраста;

-       Выяснить психологические детерминанты их негативного поведения;

-       Предложить некоторые из возможных подходов к коррекции поведения ребенка.

МЕТОДОЛОГИЧЕСКАЯ ОСНОВА

Базой явились работы в психологии С.Л. Рубинштейна, Л.С. Выготского, А.Н. Леонтьева, А.А. Бодалева, Л.И. Божович, Мухиной В.С.

ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ЗНАЧЕНИЕ работы состоит в описании основных психологических особенностей негативного поведения жертв сексуальных преступлений; полученные данные расширяют представление о механизмах регуляции поведения человека.

ПРАКТИЧЕСКАЯ ЦЕННОСТЬ работы состоит в том, что:

предложенные некоторые из возможных подходов к коррекции поведения ребенка можно с успехом использовать в практической деятельности воспитателей, психологов, а также, возможно, родителями;

СТРУКТУРА РАБОТЫ Работа состоит из 35  страниц печатного текста, 5 примеров психологической коррекции негативного поведения детей дошкольного возраста.

1. Дошкольное детство (3 – 7 лет). Общая характеристика

          Дошкольное детство - большой и ответственный период психического развития ребенка. По выражению А.Н.Леонтьева, это возраст первоначального фактического складывания личности. Как показывают современные исследования, на протяжении дошкольного периода у ребенка не только интенсивно развиваются все психические функции, формируются сложные виды деятельности, например, игра, общение со взрослыми и сверстниками, но и происходит закладка общего фундамента познавательных способностей. В личностной сфере формируются иерархическая структура мотивов и потребностей, общая и дифференцированная самооценка, элементы волевой регуляции поведения. Активно усваиваются нравственные формы поведения. Нарушения любого из звеньев или механизмов психологической структуры развития дошкольников может решающим образом сказаться на всем дальнейшем ходе развития ребенка.

          К важным особенностям дошкольного возраста можно отнести то обстоятельство, что многие неблагоприятные характеристики ребенка носят латентный, скрытый характер. С одной стороны многие нежелательные проявления оказываются приходящими, временными и постепенно, по мере взросления, ребенок теряет их, а с другой стороны - именно к концу школьного возраста у ребенка складываются устойчивые особенности личностного реагирования, происходит выстраивание иерархии мотивов и ценностей. Более того, "многочисленные факты свидетельствуют, что если соответствующие интеллектуальные или эмоциональные качества по тем или иным причинам не получают должного развития в раннем детстве, то впоследствии преодоление такого рода недостатков оказывается делом трудным, а подчас невозможным..." [2].

Ведущая деятельность –  игра.  Характер  игры  меняется вместе с развитием ребенка, она тоже проходит этапы.

До трех лет  игра  представляет  собой  манипулирование предметами.  Младенец,  если он здоров, играет все свободное от сна и еды время.  С помощью игрушек он знакомится с  цветом,  формой,  звуком и т.д., то есть исследует действительность.  Позже начинает сам экспериментировать: бросать, сжимать игрушки и наблюдать за реакцией.  В процессе игры ребенок развивает координацию.

Собственно игра возникает в 3 года,  когда ребенок начинает мыслить целостными образами – символами реальных предметов, явлений и действий.

На  первом  этапе  она  представляет собой копирование действий и поведения взрослых.  Игрушки в это время  являются моделями предметов, с которыми "играют" взрослые. Это так называемая сюжетная игра.  Ребенок в процессе ее  воспроизводит сюжеты действий. В центре внимания не роль, к примеру, врача,  а действия,  имитирующие действия врача.  К правилам  ребенок еще не чувствителен.

В среднем дошкольном возрасте – ролевая игра, она преобладает вплоть до 6-7 лет. Самое главное для ребенка – ролевая идентификация,  сюжет отходит на задний план. Смысл игры заключается в разделении ролей. В игре он имеет возможность прожить то, что является для него недоступным в жизни взрослых.

В старшем  дошкольном возрасте появляется игра по правилам. Ролевая идентификация утрачивает привлекательность, роли становятся чисто игровыми.

Игра – критерий нормальности ребенка, по тому, как он играет,  о нем можно многое узнать. Игра как ведущая деятельность заложена в основу многих тестов, например, сценотеста.

Игра имеет важное значение и для эмоционального развития детей.  Она  помогает  справиться  со страхами,  порожденными травмирующими ситуациями (ночные  кошмары,  ужасные  истории, долгое пребывание в больнице).

Главное, что ребенок  получает  в  игре,  –  возможность взять на себя роль.  В ходе проигрывания этой роли преобразуются действия ребенка и его отношение к действительности.

Игра в  современной культуре является своеобразным культом. До семи лет, пока ребенок не пошел в школу, ему разрешается играть.  Так было не всегда.  Там, где ребенок с детства включен в труд взрослых, игра отсутствует. Дети всегда играют в то, что им недоступно. Поэтому в обществе, где ребенок приобщен к труду взрослых, игры не нужны. Там дети играют в "отдых".

Новообразование дошкольного возраста

Новообразованием являются комплексы готовности к  школьному обучению:

-           коммуникативная готовность;

-           когнитивная готовность;

-           уровень эмоционального развития;

-           технологическая оснащенность;

-           личностная готовность.

Коммуникативная готовность

Коммуникативная готовность заключается в том, что ребенок может нормально взаимодействовать с людьми по правилам, нормам. В дошкольные годы социализация детей позволяет им преодолеть агрессивность, они становятся более внимательными, заботливыми, готовыми сотрудничать  с  другими детьми.  Дошкольники умеют даже "вчувствоваться" в состояние окружающих. Они начинают понимать, что их сверстники  и  взрослые люди чувствуют и переживают не всегда так, как они. Поэтому многие адекватно реагируют на переживания  других.  К 6-7 годам для ребенка происходит расслаивание сферы человеческих взаимоотношений на нормативные (в деятельности) и человеческие (по поводу деятельности). Последние носят управляющий характер по отношению к первым,  в них  нормы ставятся под индивидуальный контроль.

Для дошкольника такая дифференциация недоступна, он путает эти две сферы отношений.  Для него симпатия и антипатия более значимы, чем нормы и правила.

Когнитивная готовность

Имеется в  виду  уровень развития познавательных процессов: внимания, мышления, памяти, воображения. Все это связано с игрой.  По Пиаже, дошкольник находится на 2 стадии умственной активности.  Умственное развитие от 3 до 6 лет характеризуется  формированием  образного мышления,  которое позволяет ему думать о предметах, сравнивать их в уме даже тогда, когда он их не видит. Однако логическое мышление еще не сформировалось.  Этому препятствует эгоцентризм,  центрация и  неумение сосредоточиться  на изменениях объекта.

Ребенок начинает  формировать модели той действительности,  с которой имеет дело, строить ее описание. Делает он это с помощью сказки.  Сказка – это такая знаковая система, с помощью которой ребенок интерпретирует окружающую  действительность.

4-5 лет – апогей сказочного мышления. Затем оно разрушается  ("Это не по правде").  Когда ребенок начинает различать быль и небыль, сказка превращается в миф.

Отличается сказка  от мифа по функции.  Миф – объяснение некоторых сторон действительности.  А сказка – средство организации поведения ребенка,  у нее сугубо педагогическая функция. Сходство – в системе образов.

Ребенок творит  собственную мифологию,  начиная с 5 лет. Именно к этому возрасту относятся различные вопросы о  происхождении.  Эти  вопросы носят принципиальный характер (откуда взялся мир). Это первые вопросы, на которые ребенок хочет получить ответы в процессе обучения, первая исходная форма теоретического мышления ребенка.

К возрасту  5-7 лет ребенок пытается осмыслить такие явления,  как смерть.  Это абстрактное понятие,  реальный смысл которого  трудно осознать.  Насколько хорошо дети поймут его,  зависит от уровня умственного развития.

Анимизм. Ж.Пиаже считает, что мышлению ребенка этого возраста свойствен анимизм – стремление приписать неодушевленным  предметам  или животным человеческие черты.  Он исчезает по мере умственного и  эмоционального  развития  детей,  к  школе  анимистические представления сменяются более реалистическими,  хотя не исчезают совсем.

Желание  взрослых избежать ответов на вопросы детей приучает их к мысли,  что эта тема запретна.  Уклончивая  или  искаженная  информация  может помешать детям проанализировать свои чувства и мысли и вызвать  необоснованную тревогу. Но столь же важно не давать детям ту информацию, о которой они не спрашивают и с которой не  могут  справиться эмоционально  или  осмыслить до конца.  Лучший вариант – дать простые и прямые ответы на их вопросы [4].

Уровень эмоционального развития

По мере расширения сферы общения дети  испытывают  действие разнообразных социальных факторов, значительно активизирующих их эмоциональный мир. Ребенок должен научиться преодолевать  ситуативные  эмоции,  культурно  управлять чувствами. Позволяет этому научиться игра,  например, она помогает справиться со страхами.

Дети старшего дошкольного возраста должны научиться также справляться с агрессивностью. Есть определенная закономерность в развитии детской агрессивности.  До 3 лет  отмечаются обычные  проявления темперамента с короткими вспышками гнева, но настоящая агрессивность для детей не  характерна.  Пик  ее приходится на 4,5 года,  а затем постепенно убывает,  пока не сходит на нет.  К началу школьного  возраста  дети  усваивают нормы поведения, которые способствуют ослаблению агрессивности.  Родители могут ускорить этот процесс, прививая детям навыки  социального общения и стимулируя чувствительность к переживаниям других. Кроме игры помогают овладеть социальными техниками чувствования сказки.

Технологическая оснащенность

Имеется в виду минимум знаний,  умений,  навыков  (ЗУН), позволяющих обучаться в школе. Традиционно под ЗУН понимается умение читать, считать, писать. Но психологи считают, что гораздо  важнее иметь развитое воображение.  В.В.Давыдов пишет:  "Главный аспект познавательной готовности –  высокий  уровень развития воображения". А воображение развивается в игре.

Мнимая ситуация – это основная единица игры. Существенным  моментом  для такой ситуации является перенос значений с одного предмета на другой. Л.С.Выготский говорит о расхождении видимого (оптического, зрительного) пространства и смыслового поля.  Игра  осуществляется не в видимом,  а в смысловом поле.  Это означает,  что ребенок действует в игре с тем,  чем предмет является  по смыслу, а не по свойствам (например, палка вместо лошади).

Если в полтора года ребенок открывает,  что всякая  вещь имеет свое имя, то в игре он открывает, что каждая вещь имеет свой смысл,  каждое слово имеет свое значение,  которое может замещать вещь.  Он мысленно видит вещь за словом.  Это и есть воображение,  которое формируется в игре (то есть действие  в смысловом  поле,  строящееся вне зависимости от материала,  с которым это действие осуществляется).

Воображение – это действие в смысловом поле, оно является предтечей  мышления.  В школе дети будут иметь дело с особыми идеальными объектами, например, геометрическими фигурами, числами.

Личностная готовность

Личностная готовность  проявляется  в  самоактуализации.

Это значит, что человек открывает себя с радостью, что он такой,  что он есть, а главное – с любовью и восторгом. Для девочек  самоактуализация еще в раннем детстве выступает в виде привлекательности,  для мальчиков – в виде эффективности. Это следствие культурных образцов.

Под влиянием этих двух факторов у дошкольников складываются основные структуры личности:  (1) притязания личности; (2)  Я-концепция; (3) перспективы личности; (4) иерархия побуждений.

Притязания  личности  (эффективность и привлекательность).  Уровень притязаний формируется путем успехов и неудач.  У  детей он чрезвычайно высок,  но под влиянием неудач начинает снижаться.  Если ребенок найдет свою область (сферу деятельности  или  сферу  общения),  то страх компенсируется уверенностью в себе,  в собственных силах. Ребенок постоянно утверждается в том,  что у него есть преимущественного перед другими.

Стратегия родителей – сформировать в дошкольном возрасте уверенность в своих силах, а не способности.

Позиция уверенности:  "Все зависит от меня, моих способностей,  качеств,  я могу все изменить,  если изменю себя. Во мне причина неудач и успехов".

Позиция неуверенности: "Я нахожусь под влиянием обстоятельств,  от меня ничего не зависит,  все произойдет по воле рока".

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5