бесплатно рефераты

бесплатно рефераты

 
 
бесплатно рефераты бесплатно рефераты

Меню

Недостатки произношения звуков Р и Р' и способы их коррекции бесплатно рефераты

Недостатки произношения звуков Р и Р' и способы их коррекции

Недостатки произношения звуков Р и Р’
и способы их коррекции

ПЛАН  КОНТРОЛЬНОЙ  РАБОТЫ

1. Характеристика звуков р и р по месту и способу образования,
 участию голоса и по месту резонированию                                                        3

2. Логопедический профиль звуков р и р’                                                           3

3. Артикуляционный уклад и механизм образования звуков р и р’                    3

4. Виды неправильного произношения звуков р и р и формы проявления       3

Разновидности ротацизма                                                                           3

Разновидности параротацизма                                                                   4

5. Приемы постановки                                                                                          4

Коррекционная работа при отсутствии в речи звуков р и р                      6

Выработка раскатистого звука р                                                           7

Горловое произношение звука р и его коррекция                                       9

Носовое произношение звука р и его коррекция                                         10

5. Дидактический материал, который необходим для логопедического воздействия при коррекции звуков р и р’, и способы исправления нарушений                     11

Комплекс упражнений для выработки правильного произношения звука р      11

Пример использования игровых методов при работе над звуками р, р    13

Образец работы над дифференциацией звуков л - р, л’- р’                         13

Автоматизация звука р в словах и предложениях                                        14

Список литературы                                                                                                                   17                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                


Характеристика звуков р и р’ по месту и
способу образования, по степени участия голоса

Согласные звуки р и р’ по степени участия голоса относятся к сонорным. По способу образования эти звуки дрожащие (вибранты), По месту образования – язычно-альвеольные, р – твердый, p’ мягкий. Резонирует в ротовой полости.

 

Логопедический профиль

 

                   

Артикуляция р                       Атрикуляция р’

Артикуляционный уклад и механизм образования звуков р и р’

Губы разомкнуты и принимают положение следующего гласного звука, что видно, например, при сравнении сло­гов ра, ро, ру. Между верхними и нижними резцами сохраняется расстояние  4—5 мм. Язык принимает форму ложечки. Его боко­вые края прилегают к верхним коренным зубам, а передний край поднят к альвеолам, соприкасается с ними и вибрирует под на­пором выдыхаемого воздуха. Задняя часть языка отодвинута назад и слегка подни­мается к мягкому нёбу, голосовыдыхательная струя проходит посередине. Мягкое нёбо поднято и закрывает проход в нос, голосовые связки сомкнуты и вибрируют, производя голос.

Мягкая фонема р' отличается по артикуляции от парной твердой допол­нительным подъемом спинки языка к твердому нёбу  (примерно, как при гласном и), кончик языка находится не­сколько ниже, чем при р, задняя часть спинки языка вместе с кор­нем продвинута вперед.

Виды неправильного произношения звуков р и р’ и формы их появления

Существует две разновидности дефекта фонем р и р’: ротацизм (искажение) и пароротацизм (замена).

Разновидности ротацизма.

Фоне­ма р может быть лишена собственной присущей ей артикуляции и заявлять о себе в речи путем удлинения смежного гласного. Часто фонема р выступает в виде горлового дрожащего звука.

Первый тип подобной артикуляции — это велярного р (velum — мягкое нёбо), при котором корневая часть языка сближается с нижним краем мягкого нёба и образует с ним щель. Проходя через эту щель, выдыхаемый воздух вызывает мелкую, беспоря­дочную вибрацию мягкого нёба, в результате чего возникает шум, который, примешиваясь к тону голоса, сообщает фонеме р специ­фическое дефектное звучание. Второй тип — увулярное р (uvula — язычок), при котором вибрирует только язычок. При этом вибра­ция носит гармонический характер и слышится отчетливый ро­кот.

Встречается «кучерское» р, образуемое вибрацией обеих губ, а также воспроизведение фонемы р с помощью образования двугубной или губно-зубной щели, когда слышится нечто вроде анг­лийского v или русского в.

Вместо р порой встреча­ется носовой звук G, как английское или немецкое ng, например, в словах long, long, образуемый путем смыкания корневой части языка с мягким нёбом при свободном проходе воздуха из глотки в нос.

Нередко встречается боковое р, при котором вместо вибрации переднего края языка взрывается смычка между его боковым краем и коренными зубами с переходом к артикуляции, присущей мяг­кой фонеме л. Получается звук, напоминающий сочета­ние рл.

Наконец, следует упомянуть о редком виде ротацизма, при ко­тором резкое искажение звука обусловлено тем, что струя выды­хаемого воздуха проходит через щель, образуемую между боко­вым краем языка и верхними коренными зубами, приводя в колебание щеку. Это так называемое щечное р.

В некоторых случаях приходится сталки­ваться с так называемым одноударным р, при котором передний край языка лишь один раз прикасается к альвеолам, вибрация отсутствует и слышится звук, напоминающий английское (альве­олярное) d.

В большинстве случаев тот или иной вид ротацизма охватывает как твердую фонему р, так и мягкую р’. Нередко, однако, при дефектном р отмечается нормальное р’. Иногда бывает и обратное, когда искажается  р’, а  р остается нормальным.

Разновидности параротацизма (замена р согласными р’ л, л’, й, г, д, в). Некоторые из них, в частности замена р на р’, на л или л’ часто находят свое отражение в письме.

Характер детскости речи придает наблюдаемая также замена фонемы р фонемой  j. Попытки произнести длительный рокочущий звук не удаются. У дошкольников часто наблюдается замена фонемы р посредством  л и  л’  или полумягко­го l, которая обычно носит временный характер.

Иногда отмечается замена твердой фонемы р мягкой р’. Воз­можна и обратная замена.

Приемы постановки звуков р и р’

Предрасполагающими к ротацизму анатомическими аномали­ями могут служить короткая подъязычная связка, узкое и высо­кое нёбо, чрезмерно узкий или массивный, недостаточно пластич­ный язык. Первая попытка исправить ротацизм у дошкольников или младших школьников на основе подражания предполагает слуховое восприятие фонемы, подкрепленное примерами рокочу­щих звуков (рокот мотора, раскаты грома и т. п.). Одновременно используется возможность видеть и контролировать с помощью зеркала (при несколько открытом рте) форму, положение и рабо­ту языка.

Поднесение кисти руки ко рту в момент произнесения фо­немы р позволяет ощутить прерывистость струи выдыхаемого воздуха. Однако простое подражание приводит к цели в самых легких случаях. Как правило, выработка нормального произно­шения фонемы  р требует специальных упражнений.

Если фонема  р  заменяется своей мягкой парой, то путем по­степенного расширения рта во время протяжного произнесения звука р’ можно автоматически вызвать некоторое перемещение артикуляции переднего края языка назад, что влечет за собой более твердый оттенок звука. При необходимости следует вос­пользоваться механической помощью: для раскрытия рта слегка нажать большим пальцем на подбородок, для перемещения языка назад ввести под него шпатель или зонд.

При обратной замене, когда вместо мягкого р’ получается твердое, надо добиваться постепенного перемещения языка вперед, к верхним резцам, исходить из сочетания согласного с передним гласным и..

В большинстве случаев для получения артикуляции фонемы р необходимы подготовительные упражнения, которые ведутся в двух направлениях. Один ряд упражнений направлен на то, что­бы, добившись правильного положения языка, получить так на­зываемое фрикативное р, артикулируемое при том же положе­нии языка и в том же месте, что и нормальное, но пока без вибрации (вроде английского г), например, в словах bread, dr­eam).

Другой ряд упражнений направлен на выработку вибрации языка. Если ребенок правильно произносит верхние ш и ж, то получить фрикативное р нетрудно. Достаточно предложить ему произнести протяжно фонему ж при несколько открытом рте без округления губ и переместить передний край языка немного вперед, к деснам верхних резцов. Добившись цели, следует зак­реплять фрикативное р на материале слогов, слов, а затем и фраз, не дожидаясь усвоения вибрации. Важно при этом, чтобы полу­ченный звук произносился с достаточным напором выдыхаемо­го воздуха, при минимальной щели между передним краем язы­ка и деснами. Должен быть ясно слышен не только голос, но и шум воздуха, проходящего через щель.

Если фонемы ш и ж произносятся неправильно, без подъема переднего края языка вверх, то надо проделать все те артикуля­ционные упражнения, которые были  направлены на получение тре­буемого положения языка при постановке фонемы  ш.

Для выработки вибрации следует исходить из быстрого повто­рения на одном выдохе звука д, артикулируемого особым обра­зом — при несколько открытом рте и при смыкании переднего края языка не с резцами, а несколько глубже, с деснами верхних резцов или даже с альвеолами, как при произнесении английс­кой фонемы d.

Упражнение может состоять сначала из двух-, трехкратного равномерного повторения звука (дд, дд, дд.., ддд, ддд, ддд...), за­тем из таких же серий, но с усилением последнего звука, а так­же и из многократного повторения звука как равномерного (дддддд...), так и с ритмическим выделением, каждого третьего звука серии... Возможно также использование в качестве исход­ного звука т (тд, тд; тдд, тдд). Работать должен только язык, при спокойном положении нижней челюсти.

Если возникает затруднение в выполнении указанных упраж­нений с раскрытым ртом или наблюдаются одновременные с работой языка «прыгающие» движения нижней челюсти, следует ввести сбоку между коренными зубами деревянный шпатель или резиновый брусок, который будет выполнять в этом случае роль распорки. Вскоре необходимость в механической фиксации ниж­ней челюсти отпадает.

В дальнейшем двух-, трехкратное повторение звука д, завер­шается гласными а или ы.

Полезным для выработки вибрации является произнесение д вместо фонемы р в словах с сочетаниями тр или др в начале (тдава, тдамвай, тдусики, тдуба, ддова, ддозд, ддуг и т. п.)

Другой прием выработки вибрации состоит в том, что во вре­мя длительного произнесения фрикативного р под язык подкла­дывается шпатель с шариком на конце. Шарик приводится в соприкосновение с нижней поверхностью языка, после чего бы­стрыми движениями шпателя вправо и влево вызывается меха­ническое колебание языка, попеременное смыкание и размыка­ние его переднего края с альвеолами. Вместо шпателя с шариком может быть с успехом использован палец самого ребенка, пред­варительно чисто вымытый или обтертый ватой, смоченной в спирте. Вначале движение пальца осуществляется пассивно, с помощью логопеда, который держит кисть ребенка. В дальней­шем ребенок действует самостоятельно. Во время упражнений необходимо следить, чтобы язык постоянно возвращался в уста­новленное положение, чтобы между ним и альвеолами сохраня­лась минимальная щель.

Наконец, очень способствует появлению самостоятельной вибрации языка сочетание альвеолярных т или д с фрикатив­ным р (др._____, др_______; дддр_____, дддр___; тр_____, тр_____; тттр______, тттр_____ ). Вначале может получиться «мелкодробная» вибрация, при которой дрожит лишь самый край языка и число колебаний значительно превышает 20 в секунду. Дальнейшие упражнения, в частности с механическим колеба­нием языка, должны привести к вовлечению в колебание значи­тельной части языка, что сразу замедлит частоту колебаний и доведет ее до нормальной.

После того как достигнута вибрация, необходимо путем разнообразных упражнений на материале слогов, слов и фраз, про­износимых постепенно все в более быстром темпе, добиться автоматизации усвоенной артикуляции и избавиться от излишне раскатистого произношения фонемы р, неизбежно на ранних этапах работы. Если вначале получится только твердое  р, то одновременно с его закреплением необходимо начать работу над мягким р’. Если же вначале получится мягкое р’, то вскоре следует начать работу над твердым  р.

Коррекционная работа при отсутствии в речи звуков Р и Р

Звук р часто отсутствует у детей. Этот недостаток хорошо заметен для окружающих и самого ребенка. Речь малыша звучит так: «Ано, ано мы встаем гомко стоожа зовем. Cтоож, стоож, поскоей выходи комить звеей».

Выработка Р проторного (без вибрации кончика языка).

Подготовительный этап.

Для правильного произношения звука р нужно, чтобы передний край языка стал широким. Некоторым детям это не удается: кончик языка все время суживается. Здесь можно привести сравнения: «Сделай язык блинчиком, пусть он полежит на тарелке» (взрослый показывает, как язык свободно лежит у него на нижней губе). Если язык у ребенка продолжает оставаться напряженным, предложите ребенку «Наказать непослушный язычок». Когда ребенок научится распластывать язык, делать его мягким, ненапряженным, предложите ему поднять язык на верхнюю губу. Показывают это движение, сильно не открывая рот, чтобы ребенку не было трудно поднять широкий кончик языка вверх. Чем меньше будет расстояние между губами, тем легче сделать это движение.

Затем можно сказать: «Теперь отправим язычок за верхние зубы». Показывать, как язык отодвигается за верхние зубы, нужно медленно, плавным движением отодвигая его в глубь рта. Нужно обратить внимание ребенка на то, что язык остался таким же широким, как был, когда лежал на верхней губе. Затем снова плавно выведите язык на верхнюю губу.

Удерживая язык широким за верхними зубами, чуть отодвинув его к альвеолам, нужно подуть на его кончик. Необходимо следить, чтобы губы ребенка не закрывали зубы, иначе это помешает ему видеть положение своего языка. Можно обратиться к нему с такими словами: «Улыбнись, чтобы твои зубы были видны! Держи язык широким наверху. Скажи з…з…з… (слышится звук, похожий на зж). Чувствуешь ветерок? Подуй так еще раз. Посмотри теперь, как я подую!» Нужно добиться того, чтобы эта артикуляция стала привычной, выполнялась быстро и свободно. Ребенок не связывает пока этот звук со звуком р.

Страницы: 1, 2