Научно-исследовательская работа студентов в высшей школе
Научно-исследовательская работа студентов в высшей школе
Федеральное агентство по образованию РФ
ГОУ ВПО «ПЕНЗЕНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»
Кафедра
«Профессиональная педагогика и психология»
КУРСОВАЯ РАБОТА
по
дисциплине: «Методика профессионального обучения»
по теме: «Научно-исследовательская работа студентов в высшей школе»
Выполнил: ст.
группы 04ТО1Русяйкин Е.О.
Проверил:
к.п.н., Крылова Н.Н.
Пенза 2008
Содержание
Введение
Глава 1. Теоретическое определение понятия,
необходимости и проведения научно-исследовательской работы в высшей школе
1.1 Научно-исследовательская работа студентов в высшей школе
1.2 Формирование готовности студентов ВУЗа к
научно-исследовательской деятельности средствами проблемного обучения
Глава 2. Практический пример организации
научно-исследовательской работы в высшей школе
2.1 Системный подход к организации научной работы студентов
в условиях высшей школы
Заключение
Список литературы
Введение
Научно-исследовательская деятельность студентов позволяет наиболее полно
проявить индивидуальность, творческие способности, готовность к самореализации
личности, как педагога профессионального обучения так и его воспитанника.
Несмотря на обширную нормативно-правовую базу в данной области, развитие
методологии и методики исследовательской подготовки в высшей школе, на деле
данному виду деятельности уделяется недостаточно внимания. Необходимо уделять
внимание вопросу о готовности студентов к научно-исследовательской
деятельности. Процесс исследования индивидуален и является ценностью как в
образовательном, так и в личностном смысле, поэтому необходимо совершенствовать
подходы к научно-исследовательской работе, для того что бы сделать этот процесс
наиболее интересным и продуктивным.
Целью этой работы является определение главных составляющих, структуры
научно-исследовательской деятельности, готовности студентов к
научно-исследовательской деятельности и её формирование средствами проблемного
обучения, рассмотрение примера практической организации
научно-исследовательской деятельности.
В данной работе необходимо дать определение научно-исследовательской
деятельности. Рассмотреть методы теоретических и эмпирических исследований.
Рассмотреть понятие готовности к научно-исследовательской деятельности, уровни,
и условия её формирования.
Работа включает в себя теоретическую часть, в которой рассматривается
понятие, структура научно-исследовательской деятельности и понятие готовности к
этой деятельности, и практическую часть в которой описывается применение
системного подхода к организации научно-исследовательской работы в учебном
заведении.
Глава 1. Теоретическое
определение понятия, необходимости и проведения научно-исследовательской работы
в высшей школе
В этой главе
рассказывается о понятии научного знания его значения в
научно-исследовательской деятельности. Подробно описываются методы эмпирических
и теоретических исследований, условия их применения и использования, методы и
формы привлечения студентов к научному исследованию, которым относится курсовое
и дипломное проектирование. Рассматриваются элементы теории и методологии
научно-технического творчества. Важным элементом научной деятельности является
готовность к этой деятельности, поэтому в работе рассматриваются уровни
готовности и условия её формирования у студентов в высшей школе.
На данном этапе работы
необходимо дать определение научно-исследовательской деятельности. Рассмотреть
методы и формы эмпирических и теоретических исследований. Определить понятие
готовности студентов к научно-исследовательской деятельности и её формирование
средствами проблемного обучения. Это включает и определение уровней готовности
и рассмотрение условий их формирования.
1.1 Научно-исследовательская
работа студентов в высшей школе
В этом параграфе
рассматривается основной понятийный аппарат всей работы, касающийся
научно-исследовательской работы студентов. Необходимо рассмотреть основные
понятия и компоненты научно-исследовательской работы: «научно-исследовательская
работа студентов », научное знание, методы исследования. Определить понятие и
разобрать элементы научно-исследовательского творчества. Определить этапы
мышления по «добычи» научного знания. Рассмотреть все методы научного познания
и определить условия их использования.
1) Формы и методы
привлечения студентов к научному творчеству.
Современное понятие «научно-исследовательская работа студентов» (НИРС)
включает в себя два взаимосвязанных элемента:
1) обучение студентов
элементам исследовательского труда, привитие им навыков этого труда;
2) собственно научные
исследования, проводимые студентами под руководством профессоров и
преподавателей.
Руководство НИРС является
обязательным элементом деятельности профессоров и преподавателей вузов,
аспирантов. В каждом вузе организуется совет по НИРС, возглавляемый ректором;
на факультете – деканом; на кафедре – заведующим кафедрой. Главными задачами
советов являются: оказание всесторонней помощи руководству вуза в создании
условий для широкого участия студентов в научно-исследовательской,
конструкторской и творческой работе; распространение положительного опыта
организации научной работы студентов; методическое руководство работой
нижестоящих советов; организация научно-технических конференций, выставок,
конкурсов, смотров и др.
Формы и методы
привлечения студентов к научному творчеству условно подразделяются на НИР,
включенную в учебный процесс, а также НИР, выполняемую студентами во внеучебное
время. Учебно-исследовательская работа (УИРС) выполняется в отведенное
расписанием занятий учебное время по специальному заданию в обязательном
порядке каждым студентом. Основной задачей УИРС является обучение студентов
навыкам самостоятельной теоретической и экспериментальной работы, ознакомление
с реальными условиями труда в лаборатории, в научном коллективе.
К таким занятиям
относятся :
1) лекции по дисциплине
«Основы научных исследований» (ОНИ);
2) практические и
лабораторные занятия с элементами научных исследований по дисциплине (ОНИ,
Автомобили и др );
3) курсовое и дипломное
проектирование с элементами научных исследований, наличия внедрения в виде
изготовленных стендов, установок, датчиков; публикаций статей, тезисов
докладов, изготовленных материалов на изобретения.
Основной формой научной
работы студентов, выполняемой во внеучебное время, является участие студентов в
научных исследованиях, проводимых преподавателями кафедр и сотрудниками научных
учреждений вуза по госбюджету и хоздоговорной тематике.
Формы творческой работы
студентов: студенческие КБ, проектные, технологические, исследовательские бюро
(СКБ), научные и вычислительные центры, научно-производственные отряды.
2) Понятие научного
знания
Знание – идеальное
воспроизведение в языковой форме обобщенных представлений о закономерных связях
объективного мира. Функции знания – обобщенное разрозненное представление о
закономерностях природы, общества и мышления; хранение в обобщенных
представлениях всего того, что может быть передано в качестве устойчивой основы
практических действий. Процесс движения человеческой мысли от незнания к знанию
называют познанием, в основе которого лежит отражение объективной
действительности в сознании человека в процессе его общественной,
производственной и научной деятельности, именуемой практикой. Потребности
практики выступают основной и движущей силой развития познания, его целью. От
практики к теории и от теории к практики, от действия к мысли и от мысли к
действительности – такова общая закономерность отношений человека в окружающей
действительности.
Диалектика процесса
познания выражается в противоречии между ограниченностью наших знаний и
безграничной сложностью объективной действительности, между субъективной формой
и объективным содержанием человеческого познания, в необходимости борьбы
мнений, позволяющих путем логических доказательств и практической проверки
установить истину. Вся наука, все человеческое познание направлены к достижению
истинных знаний, верно отражающих действительность. Истинные знания существуют
в виде законов науки, теоретических положений и выводов, учений, подтвержденных
практикой и существующих объективно, независимо от трудов и открытий ученых.
Поэтому истинное научное знание объективно. Научное знание может быть
относительным и абсолютным. Относительное знание – неполное, абсолютное –
полное. Непрерывное развитие практики исключает возможность превращения знания
в абсолютное.
Познание включает в себя
два уровня: чувственный и рациональный.
Чувственное познание
обеспечивает непосредственную связь человека с окружающей действительностью.
Элементы: изучение, восприятие, представление и воображение. Рациональное
познание способствует осознанию сущности процессов, вскрывает закономерности
развития. Форма – абстрактное мышление. Мышление – это опосредованное и обобщенное
отражение в мозгу человека существующих свойств, причинных отношений и
закономерных связей между объектами или явлениями. Основной инструмент мышления
– логические рассуждения человека, элементы которых: понятия, суждения,
умозаключения. Понятие – это мысль, отражающая существенные и необходимые признаки
предмета или явления.
Бывают: общими,
единичными, собирательными, абстрактными и конкретными, абсолютными и
относительными. По признаку отношений между понятиями их делят на
тождественные, равнозначные, подчиненные, соподчиненные, частично согласные,
противоречащие и противоположные.
Раскрытие содержания
понятия называют его определением. В научном исследовании определения обычно
завершают процесс исследования, закрепляют те результаты, к которым ученый
пришел в своем исследовании. Без определения понятий возможно ложное толкование
мыслей автора исследования. Суждение – это мысль, в которой посредством связи
понятий утверждается или отрицается что-либо; - это сопоставление понятий,
устанавливающих объективную связь между мыслимыми предметами и их признаками.
Умозаключение – процесс мышления, составляющий последовательность двух или
нескольких суждений, в результате которых выводится новое суждение. По другому
умозаключение называют выводом, через который становится возможным переход от
мышления к действию, к практике.
В процессе научного
исследования можно отметить следующие этапы: возникновение идей; формирование
понятий, суждений; выдвижение гипотез; обобщение научных фактов; доказательство
правильности гипотез, суждений. Научная идея – интуитивное объяснение явление
без промежуточной аргументации, без осознания всей совокупности связей, на
основании которой делается вывод. Гипотеза – это предположение о причине,
которая вызывает данное следствие. Если гипотеза согласуется с наблюдаемыми
фактами, то в науке ее называют теорией или законом. По мере уточнения и
исправления гипотеза превращается в закон. Закон – внутренняя существенная
связь явлений, обуславливающая их необходимое закономерное развитие; выражает
определенную устойчивую связь между явлениями или свойствами материальных
объектов. Теория – система обобщенного знания, объяснения тех или иных сторон
действительности.
Структуру теории
формируют принципы, аксиомы, законы, суждения, положения, понятия, категории и
факты. Аксиома – это положение, которое берется в качестве исходного,
недоказуемого в данной теории. Теория слагается из относительно жесткого ядра и
его защитного пояса. В ядро входят основные принципы. Защитный пояс содержит
вспомогательные гипотезы, конкретизирующие ее ядро. Теория является наиболее
развитой формой обобщенного научного знания.
3) Методы теоретических и
эмпирических исследований
Метод - это способ
достижения цели! Метод объективен, он является программой построения и практического
применения теории. К общенаучным методам относятся: наблюдение, сравнение,
счет, измерение, эксперимент, обобщение, абстрагирование, формализация, анализ
и синтез, индукция и дедукция, аналогия, моделирование, идеализация,
ранжирование, а также аксиоматический, гипотетический, исторический и системный
методы. Разнообразные методы научного познания условно подразделяются на ряд
уровней: эмпирический, экспериментально-теоретический, теоретический и
метатеоретический. Методы эмпирического уровня: наблюдение, сравнение, счет,
измерение, анкетный опрос, собеседование, тесты, метод проб и ошибок и т.д.
Методы эксперементально-теоретического уровня: эксперимент, анализ и синтез,
индукция и дедукция, моделирование, гипотетический, исторический и логический
методы. Методы теоретического уровня: абстрагирование, идеализация,
формализация, анализ и синтез, индукция и дедукция, аксиоматика, обобщение и
т.д. К методам метатеоретического уровня относятся диалектический иметод
системного анализа.
Наблюдение – это способ
познания объективного мира, основанный на непосредственном восприятии предметов
и явлений при помощи органов чувств без вмешательства в процесс со стороны
исследователя.
Сравнение - это
установление различия между объектами материального мира или нахождение в них
общего; осуществляется как при помощи органов чувств, так и при помощи
специальных устройств.
Счет – это нахождение
числа, определяющего количественное соотношение однотипных объектов или их
параметров, характеризующих те или иные свойства.
Измерение – это
физический процесс определения численного значения некоторой величины путем
сравнения ее с эталоном.
Эксперимент – одна из
сфер человеческого практики, в которой подвергается проверке истинность
выдвигаемых гипотез или выявляются закономерности объективного мира.
Обобщение – определение
общего понятия, в котором находит отражение главное, основное, характеризующее
объекты данного класса.
Абстрагирование – это
мысленное отвлечение от несущественных свойств, связей, отношений предметов и
выделение нескольких сторон, интересующих исследователя.
Формализация –
отображение объекта или явления в знаковой форме какого-либо искусственного
языка (математики, химии и т.д.).
Аксиоматический метод –
способ построения научной теории, при котором некоторые утверждения принимаются
без доказательств.
Анализ – метод познания
при помощи расчленения или разложения предметов исследования на составные
части.
Синтез – соединение
отдельных сторон предмета в единое целое.
Индукция – умозаключение
от фактов к некоторой гипотезе
(общему утверждению).
Дедукция – умозаключение,
в котором вывод о некотором элементе множества делается на основании знания
общих свойств всего множества.
Аналогия – метод,
посредством которого достигается знание о предметах и явлениях на основании
того, что они имеют сходство с другими.
Гипотетический метод
познания предполагает разработку научной гипотезы на основе изучения
физической, химической и т.п., сущности исследуемого явления, формулирование
гипотезы, составление расчетной схемы алгоритма (модели), ее изучение, анализ,
разработка теоретических положений.
Исторический метод
познания предполагает исследование возникновения, формирования и развития
объектов в хронологической последовательности.
Идеализация - это мысленное конструирование объектов, которые практически
неосуществимы.
Системные методы:
исследование операций, теория массового обслуживания, теория управления, теория
множеств и др.
4) Элементы теории и
методологии научно-технического творчества.
Творчество – мышление в
его высшей форме, выходящее за пределы известного, а также деятельность,
порождающая нечто качественно новое.
В частности, научное
творчество связанно с познанием окружающего мира. Научно-техническое творчество
имеет прикладные цели и направлено на удовлетворение практических потребностей
человека. Одной из проблем творчества является его мотивационная структура.
Мотивации (побуждения) связаны с потребностями, которые делятся на три группы:
биологические, социальные и идеальные (подсознательные). Наиболее важным для
творчества видом мышления является воображение. Творческая личность обладает
рядом особенностей и прежде всего умением сосредоточить внимание и долго
удерживать его на каком-либо вопросе или проблеме.
Общая схема решения
научно-технических задач:
1) анализ систем задач и
выбор конкретной задачи;
2) анализ технической
системы и разработка ее модели;
3) анализ и формулировка
условий технической задачи;
4) анализ и формулировка
условий изобретательской задачи;
5) поиск идей решения
(принципа действия);
6) синтез нового
технического решения.
На основе рассмотренного в данном параграфе можно сделать вывод о том,
что научно-исследовательская работа это сложный компонент учебной работы,
который включает в себя совокупность мотивационной сферы студента, обеспечение
которой берет на себя педагог, методов и форм научного познания, необходимых
для полноценного исследовательского процесса. Сделан анализ методов познания.
Определена структура научного знания, как последовательность этапов мышления и
рассмотрение их функций. Таким образом, рассмотрев все компоненты
научно-исследовательской работы, можно переходить к рассмотрению следующего
параграфа.
1.2 Формирование готовности студентов вуза к научно-исследовательской деятельности
средствами проблемного обучения
Страницы: 1, 2, 3
|