Нарушения звукопроизношения у старших дошкольников с синдромом дизартрия
Нарушения звукопроизношения у старших дошкольников с синдромом дизартрия
Министерство образования и науки
Российской Федерации
Государственное образовательное
учреждение высшего профессионального образования
«Тверской государственный
университет»
кафедра дошкольной педагогики и
психологии
специальность 050715 Логопедия
КУРСОВАЯ РАБОТА №1
«Нарушения звукопроизношения у
старших дошкольников с синдромом дизартрия»
Автор
Виноградова
Екатерина Николаевна,
студентка
2 курса 24 группы
Научный
руководитель
старший
преподаватель
Выбиванцева
Татьяна Ивановна
Тверь, 2010
Содержание
Введение
Глава 1. Теоретические аспекты нарушений
звукопроизношения у старших дошкольников с синдромом дизартрия
1.1 Понятие «дизартрии»
1.2 Нарушение звукопроизношения: причины
и характеристика проявлений дизартрии
1.3 Методы диагностики нарушений
звукопроизношения при дизартрии
1.4 Система коррекционно-педагогической
работы
Заключение
Список литературы
Приложение 1
Приложение 2
Введение
Дети с нарушениями речи
- это дети, имеющие отклонения в развитии речи при нормальном слухе и сохранном
интеллекте. Нарушения речи многообразны, они могут проявляться в нарушении
произношения, грамматического строя речи, бедности словарного запаса, а также в
нарушении темпа и плавности речи. По степени тяжести речевые нарушения можно
разделить на те, которые не являются препятствием к обучению в массовой школе,
и тяжелые нарушения, требующие специального обучения. Однако в массовых детских
учреждениях дети с нарушениями речи также нуждаются в специальной помощи. Во
многих «общеобразовательных» детских садах существуют логопедические группы,
где детям оказывают помощь логопед и воспитатели со специальным образованием.
Помимо коррекции речи с малышами занимаются развитием памяти, внимания,
мышления, общей и мелкой моторики, обучают грамоте и математике.
Успех логопедических
занятий в детском саду во многом зависит от того, насколько в семье
способствуют закреплению полученных навыков правильной речи. При тяжелых
нарушениях речи обучение детей в массовых детских учреждениях невозможно,
поэтому существуют специальные детские сады и школы для детей с тяжелыми
нарушениями речи. Основной признак тяжелого нарушения речи - резко выраженная ограниченность
средств речевого общения при нормальном слухе и сохранном интеллекте. Дети, страдающие
такими нарушениями, обладают скудным речевым запасом, некоторые совсем не
говорят. Общение с окружающими в этом случае очень ограничено.
Несмотря на то, что
большинство таких детей способны понимать обращенную к ним речь, сами они
лишены возможности в словесной форме общаться с окружающими. Это приводит к
тяжелому положению детей в коллективе: они полностью или частично лишены
возможности участвовать в играх со сверстниками, в общественной деятельности.
Развивающее влияние общения оказывается в таких условиях минимальным. Поэтому,
несмотря на достаточные возможности умственного развития, у таких детей
возникает вторичное отставание психики, что иногда дает повод неправильно
считать их неполноценными в интеллектуальном отношении. Это впечатление
усугубляется отставанием в овладении грамотой, в понимании арифметических
задач. Характерно для тяжелых нарушений речи общее ее недоразвитие, что
выражается в неполноценности как звуковой, так и лексической, грамматической
сторон речи. Вследствие этого у большинства детей с тяжелыми нарушениями речи
наблюдается ограниченность мышления, речевых обобщений, трудности в чтении и
письме. Все это затрудняет усвоение основ наук, несмотря на первичную
сохранность умственного развития.
Сознание своей
неполноценности и бессилия в попытках общения часто приводит к изменениям
характера: замкнутости, негативизму, бурным эмоциональным срывам.
В некоторых случаях наблюдаются
апатия, равнодушие, вялость, неустойчивость внимания. Степень выраженности
таких реакций зависит от условий, в которых находится ребенок. Если на его
дефекте не фиксируют внимание, не подчеркивают неправильность его речи
нетактичными замечаниями, стараются всемерно его понять и облегчить тяжелое
положение в обществе, реактивных наслоений в личности ребенка наблюдается
меньше. Обычно при правильном педагогическом подходе дети овладевают устной и
письменной речью, усваивают необходимый объем знаний. Вместе с развитием речи
как правило исчезают и вторичные изменения психики. Из тяжелых нарушений речи
чаще всего встречаются алалия, афазия, ринолалия и различного типа дизартрии.
Дизартрия (от греч. dys
– приставка, означающая расстройство, arthroo – членораздельно произношу) -
нарушение произношения, обусловленное недостаточной иннервации речевого
аппарата при поражениях заднелобных и подкорковых отделов мозга. При этом из–за
ограничений подвижности органов речи (мягкого неба, языка, губ) затруднена артикуляция,
но при возникновении во взрослом возрасте, как правило, не сопровождается
распадом речевой системы. В детском же возрасте могут нарушаться чтение и
письмо, а также и общее развитие речи.
Для коррекции дизартрии
прежде всего необходимо установить тесный контакт с ребенком, внимательно,
бережно относиться к нему. Обучение состоит в коррекции дефекта устной речи и
подготовке к усвоению грамоты. При обучении арифметике особое внимание
обращается на развитие понимания текста задач. Пути компенсации зависят от
природы дефекта и индивидуальных особенностей ребенка.
Актуальность нашего
исследования заключается в том, что в современное время количество детей с
нарушениями звукопроизношения увеличивается и педагоги и родители должны знать,
какие дефекты речи свидетельствуют о серьёзных её нарушениях, а какие просто
являются возрастными нарушениями.
Проблема заключается в
том, возможно ли при своевременной диагностике и коррекции компенсировать
нарушение звукопроизношения у старших дошкольников с синдромом дизатрия.
Задачи:
Дать определение
понятия дизартрия.
Изучить нарушения
звукопроизношения: причины и характеристика.
Изучить методы
диагностики нарушений звукопроизношений при дизартрии.
Проанализировать
систему коррекционно-педагогической работы с дошкольниками с синдромом
дизартрия.
Сформулировать выводы
по теме исследования.
Разработать
рекомендации для родителей и педагогов ДОУ.
Гипотеза исследования
Мы предполагаем, что
нарушение звукопроизношения у дошкольников с синдромом дизартрия при
своевременной диагностике и организации логопедической работы поддаётся
коррекции.
Методы: теоретические
(анализ, синтез, сравнение, обобщение).
Глава 1. Теоретические
аспекты нарушений звукопроизношения у старших дошкольников с синдромом
дизартрия
1.1 Понятие «дизартрии»
Дизартрия - нарушение
произносительной стороны речи, обусловленное недостаточностью иннервации
речевого аппарата. Ведущим дефектом при дизартрии является нарушение
звукопроизносительной и просодической стороны речи, связанное с органическим
поражением центральной и периферической нервной систем.
Нарушения
звукопроизношения при дизартрии проявляются в разной степени и зависят от
характера и тяжести поражения нервной системы. В лёгких случаях имеются
отдельные искажения звуков, «смазанная речь», в более тяжёлых наблюдается
искажения, замены и пропуски звуков, страдает темп, выразительность, модуляция,
в целом произношение становится невнятным.
При тяжёлых поражениях
центральной нервной системы речь становится невозможной из-за полного паралича
речедвигательных мышц. Такие нарушения называются анартрией (а - отсутствие
данного признака или функции, артрон- сочленение).
Дизартрические
нарушения речи наблюдаются при различных органических поражениях мозга, которые
у взрослых имеют более выраженный очаговый характер. У детей частота дизартрии
прежде всего связана с частотой перинатальной патологии (поражения нервной
системы плода и новорожденного). Наиболее часто дизартрия наблюдается при
детском церебральном параличе, по данным различных авторов, от 65 до 80% (М.Б. Эйдинова
и Е.Н. Правдина - Винарская, 1959; Е.М. Мастюкова, 1969, 1971). Отмечается
взаимосвязь между степенью тяжести и характером поражения двигательной сферы, частотой
и тяжестью дизартрии. При наиболее тяжёлых формах церебрального паралича, когда
отмечается поражение верхних и нижних конечностей и ребёнок практически
остаётся обездвиженным (двойная гемиплегия), дизартрии (анартрии) наблюдается
практически у всех детей.
Менее выраженные формы
дизартрии могут наблюдаться у детей без явных двигательных расстройств,
перенёсших лёгкую асфиксию или родовую травму или имеющих в анамнезе влияние
других нередко выраженных неблагоприятных воздействиях во время внутриутробного
развития или в период родов. В этих случаях лёгкие (стёртые) формы дизартрии
сочетаются с другими признаками минимальной мозговой дисфункции. Начальное
изучение данной проблемы проводилось в основном невропатологами в рамках
очаговых поражений мозга у взрослых больных [156с., 157с.].
Дети с дизартрией по
своей клинико-психологической характеристике представляют собой крайне
неоднородную группу. При этом нет взаимосвязи между тяжестью дефекта и
выраженностью психопатологических отклонений. Дизартрия, в том числе и тяжёлые
её формы, могут наблюдаться у детей с сохранным интеллектом, а лёгкие «стёртые»
её проявления- как у детей с сохранным интеллектом, так и у детей с нарушением
интеллектуального развития. Дети с дизартрией по клинико-психологической
характеристике могут быть условно разделены на несколько групп, в зависимости
от их общего психофизического развития, к ним относятся:
дизартрия у детей с
нормальным психофизическим развитием
дизартрия у детей с
детским церебральным параличом
дизартрия у детей с
олигофренией
дизартрия у детей с
гидроцефалией
дизартрия у детей с
задержкой психического развития
дизартрия у детей с ММД
(минимальная мозговая дисфункция).
Эта форма дизартрии встречается
наиболее часто среди детей специальных дошкольных и школьных учреждений. У них
на ряду с недостаточностью звукопроизносительной стороны речи наблюдаются нередко
выраженные нарушения внимания, памяти, интеллектуальной деятельности,
эмоционально- волевой сферы, лёгкие двигательные расстройства и замедленное
формирование ряда высших корковых функций. Двигательные нарушения проявляются
обычно на более поздних сроках формирования двигательных функций, особенно
таких, как развитие возможности самостоятельно садиться, ползать с попеременным
одновременным выносом вперёд руки и противоположной ноги с лёгким поворотом
головы и глаз в сторону вынесенной руки, холить, захватывать предметы кончиками
пальцев и манипулировать с ними.
Эмоционально- волевые
нарушения проявляются в виде повышенной эмоциональной возбудимости и
истощаемости нервной системы. На первом году жизни такие дети беспокойны, много
плачут, требуют к себе постоянного внимания. У них отмечаются нарушения сна,
аппетита, предрасположенность к срыгиванию и рвотам, диатезу,
желудочно-кишечным расстройствам. Такие дети как правило метеозависимы [161с., 162с.].
Чаще всего стёртая
дизартрия диагностируется после пяти лет. Детям, чья симптоматика соответствует
стёртой дизартрии, необходимо проконсультироваться у невролога для уточнения
или подтверждения диагноза и для назначения адекватного лечения, так как при
стёртой дизартрии методика коррекционной работы должна быть комплексной и
включать в себя: медицинское воздействие, психолого-педагогическую помощь,
логопедическую работу [2].
Таким образом,
дизартрия - нарушение произносительной стороны речи, обусловленное
недостаточностью иннервации речевого аппарата. Нарушения звукопроизношения при
дизартрии проявляются в разной степени и зависят от характера и тяжести
поражения нервной системы.
Двигательные нарушения
проявляются обычно на более поздних сроках формирования двигательных функций,
особенно таких, как развитие возможности самостоятельно садиться, ползать с
попеременным одновременным выносом вперёд руки и противоположной ноги с лёгким
поворотом головы и глаз в сторону вынесенной руки, холить, захватывать предметы
кончиками пальцев и манипулировать с ними.
Чаще всего стёртая
дизартрия диагностируется после пяти лет.
1.2 Нарушение
звукопроизношения: причины и характеристика проявлений дизартрии
Очень часто возникают
противоречия между неврологами и логопедами по поводу дизартрии. Если невролог
не видит явных нарушений в функции черепно-мозговых нервов, он не может назвать
нарушение речи дизартрией. Данный вопрос является, чуть ли не камнем
преткновения между неврологами и логопедами. Это связано с тем, что невролог
после постановки диагноза «дизартрия» обязан проводить серьёзную терапию по
лечению стволовых нарушений, хотя таких нарушений (исключая дизартрию) вроде не
заметно.
Продолговатый мозг
ствола, так, же как и шейный отдел спинного мозга, зачастую испытывает в родах
гипоксию. Это приводит к резкому уменьшению двигательных единиц в ядрах нервов,
ответственных за артикуляцию. При неврологическом обследовании ребёнок
адекватно выполняет все просьбы, но не может справиться должным образом с
артикуляцией, потому что здесь необходимо выполнять сложные и быстрые движения,
которые не под силу ослабленным мышцам [3].
Начальное изучение
данной проблемы проводилось в основном невропатологами в рамках очаговых
поражений. В настоящее время проблема дизартрии детского возраста интенсивно
разрабатывается в клиническом, нейролингвистическом, психолого-педагогическом
направлениях.
Патогенез дизартрии
определяется органическими поражениями центральной и периферической нервной
системы под влиянием различных неблагоприятных внешних (экзогенных) факторов,
воздействующих во внутриутробном периоде развития, в момент родов и после
рождения. Среди причин важное значение имеют асфиксия и родовая травма,
поражение нервной системы при гемолитической болезни, инфекционные заболевания
нервной системы, черепно-мозговые травмы, реже- нарушения мозгового
кровообращения, опухоли головного мозга, пороки развития нервной системы,
например врождённая аплазия ядер черепно-мозговых нервов (синдром Мебиуса), а
также наследственные болезни нервной нервно- мышечной систем [157с., 158с.].
Клинико-физиологические
аспекты дизартрии определяются локализацией и тяжестью поражения мозга.
Анатомическая и функциональная взаимосвязь в расположении и развитии
двигательных и речевых зон и проводящих путей определяет частое сочетание
дизартрии с двигательными нарушениями различного характера и степени
выраженности.
Нарушения
звукопроизношения при дизартрии возникают в результате поражения различных
структур мозга, необходимых для управления двигательным механизмом речи. К таким
структурам относятся:
- периферические
двигательные нервы к мышцам речевого аппарата (языка, губ, щёк, нёба, нижней
челюсти, глотки, гортани, диафрагмы, грудной клетки); - ядра этих периферических
двигательных нервов, расположены в стволе головного мозга; ядра, расположенные
в стволе и в подкорковых отделах мозга и осуществляющие элементарные
эмоциональные безусловно-рефлекторные речевые реакции типа плача, смеха,
вскрикивания, отдельных эмоционально-выразительных восклицаний и др.
Поражение
перечислительных структур даёт картину периферического паралича (пареза):
нервные импульсы к речевым мышцам не поступают, обменные процессы в их
нарушаются, мышцы становятся вялыми, дряблыми, наблюдается их атрофия и атония,
в результате перерыва спинальной рефлекторной дуги рефлексы с этих мышц исчезнут,
наступает арефлексия.
Двигательный механизм
речи обеспечивается также более высоко расположенными следующими мозговыми
структурами: - подкорково-мозжечковыми ядрами и проводящими путями, которые
осуществляют регуляцию мышечного тонуса и последовательность мышечных сокращений
речевой мускулатуры, синхронность (координированность) в работе
артикуляционного, дыхательного и носового аппарата, а также эмоциональную
выразительность речи. При поражении этих структур наблюдаются отдельные проявления
центрального паралича (пареза) с нарушениями мышечного тонуса, усилением
отдельных безусловных рефлексов, а также с выраженным нарушением просодических
характеристик речи – её темпа, плавности, громкости, эмоциональной
выразительности и индивидуального тембра; - проводящими системами,
обеспечивающими проведением импульсов от коры мозга к структурам нижележащих
функциональных уровней двигательного аппарата речи (к ядрам черепно-мозговых
нервов, расположенных в стволе головного мозга). Поражение этих структур
вызывает центральный парез (паралич) речевой мускулатуры с повышением мышечного
тонуса в мышцах речевого аппарата, усилением безусловных рефлексов и
проявлением рефлексов орального автоматизма с более избирательным характером
артикуляторных расстройств; - корковыми отделами головного мозга,
обеспечивающими как более дифференцированную иннервацию речевой мускулатуры,
так и формирование речевого праксиса. При поражении этих структур возникают
различные центральные моторные расстройства речи [158с., 159с.].
Основными признаками
дизартрии являются дефекты звукопроизношения и голоса, сочетающиеся с
нарушением речевой, прежде всего артикуляционной, моторики и речевого дыхания.
При дизартрии, в отличии от дислалии, может нарушаться произношение как
согласных, так и гласных звуков. Нарушения гласных классифицируется по рядам и
подъёмам, нарушения согласных по нескольким основным признакам: наличию и
отсутствию вибрации голосовых складок; способу и месту артикуляции; наличию и
отсутствию дополнительного подъёма спинки языка к твёрдому нёбу [166 с].
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5
|