Национальная нетерпимость
Национальная нетерпимость
1.
Социально-психологическая характеристика явления.
Ненавидеть
разумное существо, народ, расу
— это же безумие. Это уже сродни некоей
неистовой мифологии,
человеконенавистнической аллегории.
Нельзя ненавидеть целый народ,
коль скоро он включает в себя
все мыслимые противоположности
– женщин и мужчин,
стариков и детей,
богатых и бедных, ленивых и трудолюбивых,
злодеев и людей достойных ...
Раса! Но ведь раса состоит из весьма различных
и несхожих между собой индивидуумов.
Ненавидеть расу – значит ненавидеть
без разбора всех людей,
как бы они ни были непохожи друг на друга.
Анатоль
Франс
Нация – исторически сложившаяся, устойчивая общность людей, возникшая на базе
общности языка, территорий, экономической жизни, культуры и характера, развития
национального самосознания.
Ксенофобия – ненависть к чужому человеку.
Люди обыкновенно думают, что их восприятия и представления о вещах совпадают,
и если два человека воспринимают один и тот же предмет по-разному, то один из
них определенно ошибается. Однако психологическая наука отвергает это предположение.
Восприятие даже простейшего объекта – не изолированный акт, а часть сложного
процесса. Оно зависит, прежде всего, от той системы, в которой предмет
рассматривается, а также от предшествующего опыта, интересов и практических
целей субъекта.
Каждая этническая группа (племя, народность, нация, любая группа людей,
связанная общностью происхождения и отличающаяся определенными чертами от
других человеческих групп) обладает своим групповым самосознанием, которое
фиксирует ее – действительные и воображаемые – специфические черты. Любая нация
интуитивно ассоциируется с тем или иным образом.
Очень
трудно оценивать национальные обычаи и нравы. Оценка их всегда зависит от того,
кто оценивает и с какой точки зрения. Здесь требуется особая осторожность. У
народов, как и у отдельных
индивидуумов, недостатки – суть продолжение достоинств. Это те же самые
качества, только взятые в иной пропорции или в другом отношении. Хотят того
люди или нет, они неизбежно воспринимают и оценивают чужие обычаи, традиции,
формы поведения, прежде всего сквозь призму своих собственных обычаев, тех
традиций, в которых они сами воспитаны. Такая склонность рассматривать явления
и факты чужой культуры, чужого народа сквозь призму культурных традиций и ценностей
своего собственного народа и есть то, что на языке социальной психологии
называется этноцентризмом.
То,
что каждому человеку обычаи, нравы и формы поведения, в которых он воспитан и к
которым привык, ближе, чем другие, – вполне нормально и естественно.
Темпераментному итальянцу медлительный финн может казаться вялым и холодным, а
тому в свою очередь может не нравиться южная горячность. Чужие обычаи иногда
кажутся не только странными, нелепыми, но и неприемлемыми. Это так же естественно,
как естественны сами различия между этническими группами и их культурами,
формировавшимися в самых разных исторических и природных условиях.
Проблема
возникает лишь тогда, когда эти действительные или воображаемые различия
возводятся в главное качество и превращаются во враждебную психологическую
установку по отношению к какой-то этнической группе, установку, которая
разобщает народы и психологически, а затем и теоретически, обосновывает
политику дискриминации. Это и есть этническое предубеждение.
В
«Словаре по общественным наукам», выпущенном ЮНЕСКО, читаем: «Предубеждение –
это негативная, неблагоприятная установка к группе или ее индивидуальным
членам; она характеризуется стереотипными убеждениями». Чисто теоретически
этническое предубеждения можно прировнять к национальной нетерпимости.
Некоторые
авторы, например, известный американский социолог Робин М. Уильямс-младший,
дополняют это определение тем, что предубеждение – это такая установка, которая
противоречит некоторым важным нормам или ценностям, номинально принятым данной
культурой. С этим трудно согласиться. Известны общества, в которых этнические
предубеждения имели характер официально принятых социальных норм, например,
антисемитизм в фашистской Германии, – но это не мешало им оставаться
предубеждениями, хотя фашисты и не считали их таковыми.
Обычно
люди, предубежденные против какой-то этнической группы, не осознают своей
предвзятости. Они уверены, что их враждебное отношение к этой группе – вполне
естественно, так как вызвано ее дурными качествами или плохим поведением. Свои
рассуждения они нередко подкрепляют фактами из личного общения с людьми
определенной национальности: «Был у нас один такой, никакого сладу с ним!..»
Конечно,
рассуждение это лишено логики: каким бы неприятным ни был знакомый человек, нет
никакого основания думать, что все остальные – такие же. Но, несмотря на
абсурдность подобного рассуждения, оно кажется понятным – люди часто делают
необоснованные обобщения и не только в сфере этнических отношений. Поэтому
некоторые социологи утверждают, что этнические предубеждения вырастают прежде
всего из неблагоприятных личных контактов между индивидами, принадлежащими к
различным группам. Хотя эта теория отвергнута наукой, она имеет широкое
хождение в обыденном сознании.
Обычно
дело представляется так. В процессе общения между людьми часто происходят
разные конфликты и возникают отрицательные эмоции. Когда конфликтующие индивиды
принадлежат к одной и той же этнической группе, конфликт остается частным. Но
если эти люди принадлежат к разным национальностям, конфликтная ситуация легко
обобщается – отрицательная оценка одного индивида другим превращается в
отрицательный стереотип этнической группы.
Иррациональность
предубеждения состоит не только в том, что оно может существовать независимо от
личного опыта. Не менее важно и то, что установка как целое фактически
независима от тех специфических черт, обобщением которых она претендует быть.
Что это значит? Когда люди объясняют свое враждебное отношение к какой-либо
этнической группе, ее обычаям и т.д., они обыкновенно называют какие-то
конкретные отрицательные черты, свойственные, по их мнению, данной группе.
Однако те же самые черты, взятые безотносительно к данной группе, вовсе не
вызывают отрицательной оценки или оцениваются гораздо мягче. «Линкольн работал
до глубокой ночи? Это доказывает его трудолюбие, настойчивость, упорство и
желание до конца использовать свои способности. То же самое делают “чужаки” –
евреи или японцы? Это свидетельствует только об их эксплуататорском духе,
нечестной конкуренции и о том, что они злостно подрывают американские нормы».
Социологи
Сэнгер и Флауэрмэн отобрали несколько черт из обычного стереотипа, «объясняющего»
плохое отношение к евреям, и стали опрашивать предубежденных людей, что они
думают об этих чертах – корыстолюбии, материализме, агрессивности как таковых.
Оказалось, что, когда речь идет о евреях, эти черты вызывают резко
отрицательное отношение. Когда же речь идет не о евреях, те же самые черты
оцениваются иначе. Например, такую черту, как корыстолюбие, у евреев положительно
оценили 18 процентов, нейтрально – 22, отрицательно – 60 процентов опрошенных.
Та же черта «у себя» (то есть у американцев) вызвала 23 процента положительных,
32 нейтральных и 45 процентов отрицательных оценок. Агрессивность у евреев
одобрили 38 процентов. Та же черта применительно к собственной группе дала 54
процента одобрительных оценок. Дело, следовательно, вовсе не в отдельных
свойствах, приписываемых этнической группе, а в общей отрицательной установке к
ней. Объяснения враждебности могут меняться и даже противоречить одно другому,
а враждебность, тем не менее, остается.
Существуют
также и малые этнические группы, и в особенности дискриминируемые. Они
обнаруживают более высокую степень сплоченности, чем большие нации.
Сама
дискриминация служит фактором, способствующим такому сплочению. Предубеждение
большинства создает у членов такой группы острое ощущение своей исключительности,
своего отличия от остальных людей. И это, естественно, сближает их, заставляет
больше держаться друг за друга. Ни с какими специфическими психическими или
расовыми особенностями это не связано.
Этнические
предубеждения оказывают самое губительное влияние и на их жертвы, и на их
носителей.
Прежде
всего, этнические предубеждения ограничивают сферу общения между представителями
разных этнических групп, вызывают настороженность с обеих сторон, мешают
установлению более близких, интимных человеческих отношений. Отчужденность же в
свою очередь затрудняет контакты и порождает новые недоразумения.
При
высокой степени предубежденности этническая принадлежность национального
меньшинства становится решающим психологическим фактором и для самого
меньшинства, и для большинства. Внимание обращают прежде всего на национальную
или расовую принадлежность человека, все остальные качества кажутся второстепенными
по сравнению с этим. Другими словами – индивидуальные качества личности
заслоняются общим и заведомо односторонним стереотипом.
У
меньшинства, подвергающегося дискриминации, вырабатывается точно такой же
искаженный, иррациональный, враждебный стереотип большинства, с которым оно
имеет дело. Для националистически настроенного еврея все человечество делится
на евреев и антисемитов, плюс некоторая «промежуточная» группа.
Дискриминация
даже в сравнительно «мягких» формах отрицательно влияет на психическое
состояние и личные качества подвергающихся ей меньшинств. По данным
американских психиатров, среди таких людей выше процент невротических реакций.
Сознание того, что они бессильны изменить свое неравноправное положение,
вызывает у одних повышенную раздражительность и агрессивность, у других –
пониженную самооценку, чувство собственной неполноценности, готовность
довольствоваться низшим положением. А это в свою очередь закрепляет ходячее
предубеждение. Негр не учится потому, что, во-первых, не имеет для того
материальной возможности и, во-вторых, его к этому психологически не поощряют
(«знай свое место!»); образованному человеку еще труднее сносить дискриминацию.
А потом низкий образовательный уровень, «невежество» негритянского населения
используются для «доказательства» его интеллектуальной неполноценности (между
прочим, многочисленные специальные сравнительные исследования умственных
способностей белых и негров не обнаружили никаких врожденных или генетических
различий в интеллекте между расами).
Выступая
в защиту угнетаемых национальных меньшинств, не следует в то же время
идеализировать их. Наивно, например, думать, будто тот, кто сам подвергается
национальному гнету, в силу этого автоматически становится интернационалистом.
Социологические исследования показывают, что дискриминируемое меньшинство
усваивает в целом систему этнических представлений окружающего большинства, в
том числе его предубеждения в отношении других меньшинств. Так, американский
еврей может быть противником гражданского равноправия негров, а негр –
принимать за чистую монету утверждения антисемитской пропаганды. Все это
показывает, сколь трудно преодолевать вековые предрассудки.
[2]
2. Причины и факторы национальной
нетерпимости.
Социальные факторы:
Составными частями ксенофобии являются социальные
стереотипы, предубеждения и предрассудки. Что же касается мышления ксенофоба,
то весь мир видится им исключительно в черно-белом цвете, с доминированием
эмоций и чувства вражды или презрения к «чужим». При этом отрицательные
черты отдельных индивидуумов переносятся на всех представителей «иных».
В сфере общения между людьми
ксенофобия приводит к возрастанию конфликтных ситуаций. В процессе конфликтов
происходит поляризация позиций сторон, демонизация «чужих» и идеализация
«своих». Все это приводит к эффекту дегуманизации жертв и
открывает дорогу к массовым расправам.
Отдельно рассматривается генезис
ксенофобии. Она выросла из первобытного страха перед «чужими». Затем, по мере
развития человеческого социума, ксенофобия стала подразделяться на этническую,
расовую, религиозную и социальную.
Субъективные факторы:
В стремлении власти искать «врагов» и натравливать на них «народ» нет
ничего нового. Это старо как мир. Начиная с древнеримского «разделяй и
властвуй» и включая «врагов народа», «космополитов», «убийц в белых халатах»
сталинской эпохи. А теперь еще и «все те, кто… хочет взять реванш»…
Сегодняшние популистские заявления политиков, «вбрасывание» президентом
России термина «коренное население», законопроекты о «процентной норме» (17–20%
мигрантов в регионе), о запрете мигрантам заниматься некоторыми видами
деятельности (торговля) и т.п. не могут не подогревать ксенофобские,
националистические настроения, от которых один шаг до преступлений ненависти.
3. Типы и виды национальной нетерпимости.
·
Ксенофобия
на расовой и национальной почве - национализм,
шовинизм,
нацизм, фашизм. Все нации и все этносы отличаются
друг от друга - у них разный исторический опыт, разные традиции, формы
поведения и ценности. Но из этого не обязательно
вытекает негативная реакция на всё, что исходит от другой нации.
Межнациональные контакты нередко приводят к тому, что чужие обычаи, культура,
отдельные свойства оцениваются положительно и даже
выше собственных. Национализм начинается там и тогда,
где и когда сознание своей особости превращается во
враждебную психологическую установку.
·
Механизм дифференциации частей внутри социального
целого полностью принадлежит социоэтологии - новой поведенческой дисциплине,
возникшей только в 1970-е гг., а никак не классической этологии. Не случайно
все «настоящие» нации - это нации политические, объединённые общим рынком и
общими интересами, так или иначе восходящими к этому рынку, а не общностью
популяционно-расовых характеристик.
·
Религиозная ксенофобия.
Сама по себе убежденность в
исключительности своей веры, ее превосходстве по сравнению с другими является
неотъемлемой частью почти всякой религиозной системы. Современное либеральное
мировосприятие не выступает против такой убежденности, поскольку она является
внутренним делом верующего.
·
Этническая ксенофобия. Проведение различий по
расовому, этническому или сходным признакам, носящее произвольный и
необоснованный характер и причиняющее любой вред одной из сторон (физических
лиц или коллективных образований), между которыми проводится различие.
4.
Характеристика проблемы.
4.1.
Внутри-личностные проблемы.
1. Заниженная самооценка. Люди, у которых заниженная
самооценка, унижая других людей, их культуру и взгляды в целом, пытаются
повысить за счёт унижения свою самооценку. Отсюда возникают не только
внутренний конфликт личности с собой, но и с другими личностями, что не редко
приводит к национальной нетерпимости у разных этносов. (тест на заниженную
самооценку см. в приложении №1)
2. Повышенная тревожность. Тревожность является
психическим состоянием человека, а уровень тревожности – показателем
психического состояния. Если уровень выше нормы, то это уже говорит о том, что
человек легко раздражителен на внешние объекты и субъекты. Не редко
эмоционально-несдержанные люди являются ксенофобами. (тест по определению
тревожности см. в приложении №2).
3. Нервно-психическая
неустойчивость. Нервно-психическая устойчивость показывает риск дезадаптации личности в
условиях стресса, то есть тогда, когда система эмоционального отражения
функционирует в критических условиях, вызываемых внешними, равно как и
внутренними факторами ( тест на определение НПУ см. в приложении №3).
4. Аутоагрессия –
агрессия, направленная на себя. Аутоагрессия проявляется в самообвинении,
самоунижении, нанесении себе телесных повреждений вплоть до самоубийства; в
выборе аутодеструктивного поведения (пьянство, алкоголизм, наркомания,
рискованное сексуальное поведение, рискованные виды спорта, провоцирующее
поведение). Аутоагрессия не коррелирует ни с какими другими шкалами агрессии.
Это подчеркивает особенность феномена аутоагрессии внутри общей проблематики
психологии агрессии.
4.2. Межличностные проблемы.
1. Повышенная агрессивность. Под агрессивностью можно
понимать свойство личности, характеризующееся наличием деструктивных тенденций,
в основном в области субъектно-субъектных отношений. Вероятно, деструктивный
компонент человеческой активности является необходимым в созидательной
деятельности, так как потребности индивидуального развития с неизбежностью
формируют в людях способность к устранению и разрушению препятствий,
преодолению того, что противодействует этому процессу. (тест на повышенную
агрессивность см. в приложении №4)
2. Интолерантность
(нетерпимость). Нетерпимость может принимать различные формы, вплоть до физического
насилия. Нетерпимости в первую очередь подвергаются самые бесправные
представители этнических меньшинств: отсутствие гражданства, регистрации,
плохое знание русского языка, недостаточная квалификация и пробелы в
образовании делают неконкурентоспособными представителей меньшинств во всех
сферах социально-экономической жизни принимающего общества. При этом, не играет
значения, насколько "успешно" данное меньшинство в локальном социуме.
Важен уровень толерантности к данному конкретному меньшинству: неприятие
меньшинства провоцирует дискриминацию его представителей.(тренинг «Диалог культур» см. в приложении №5).
Страницы: 1, 2, 3, 4
|
|