Мышление и его развитие
Различают также интуитивное и аналитическое мышление. Аналитическое мышление
развернуто во времени, имеет более или менее четко очерченные этапы, а сам
процесс мышления в достаточной мере осознан. В отличие от аналитического,
интуитивное мышление свернуто во времени, иногда решение проблемы производится
молниеносно, в нем отсутствуют этапы, и наконец, его процесс осознается в
минимальной степени.
Очень важным с точки зрения
приспособительных функций мышления является его деление на реалистическое и аутистическое. Реалистическое мышление
основывается на реальных знаниях о мире, направлено на достижение целей,
обусловленных жизненно важными потребностями и обстоятельствами, оно
регулируется логическими законами, а его течение осознанно контролируется и
направляется. Аутистическое мышление основывается на произвольных,
иррациональных допущениях при игнорировании реальных фактов. Основной его
движущей и направляющей силой являются плохо осознаваемые или неосознаваемые
желания или страхи. Оно плохо контролируется сознанием.
Наглядно- действенное - мышление, которое сводится к
реальным, практическим действиям человека в наглядно воспринимаемой ситуации
(обстановке). Здесь внутренние, умственные действия сведены к минимуму, а
задача в основном решается за счет внешних, практических действий с реальными
материальными предметами. Этот вид мышления можно наблюдать уже у детей раннего
возраста, начиная с 6-8-го месяца жизни.
Наглядно- образным мышлением называют мышление, при котором
задачи решаются не путем манипуляций с реальными, материальными предметами, а с
помощью внутренних действий с образами этих предметов.
Словесно-логическое мышление- высший вид мышления человека,
имеющий дело с понятиями о предметах и явлениях, а не с самими предметами,
явлениями или их образами. Данный вид полностью протекает во внутреннем,
умственном плане. [12, с.269 ]
Мышление и
воображение.
Манипулируя образами, хранящимися в
памяти, то есть представлениями, человек может мысленно их расчленять, изменять
их пропорции, перемещать в пространстве, окрашивать в различные цвета, заменять
одни элементы другими… такая способность к мысленному преобразованию чувственных
образов памяти и есть воображение. В воображении, таким образом, сливается чувственный и
отвлеченный характер отражения действительности, позволяющий человеку создавать
новые чувственные образы, находящиеся во внутреннем, субъективном пространстве.
Представления, полученные в результате деятельности воображения, дают человеку
возможность в наглядной форме представить себе образ конечного результата в
форме предмета или ситуации. На достижение этого образа и будут направлены
действия, с ним будет сверяться полученный результат. Именно эта особенность
отличает разумную продуктивную деятельность человека от рассудочной
деятельности животных. Полученные новые образы могут анализироваться с помощью
дискурсивного мышления, и на основе этого анализа в них могут вноситься
соответствующие изменения соответствующей их проверкой. Активное продуктивное
воображение является основой творческой деятельности человека. Практическим
выводом из сказанного является следующее: успех любой деятельности человека
связан со степенью четкости полученного с помощью воображения представления о
конечном продукте этой деятельности.
Психология мышления является одной
из самых разработанных областей психологической науки. В отечественной
психологии мышление определяется как обобщенное опосредствованное отражение
действительности, тесно связанное с чувственным познанием мира и практической
деятельностью людей. Мышление является особой формой человеческой деятельности,
формирующейся в практике, когда у человека возникает необходимость решить какую
– нибудь задачу. Л. С. Выготский неоднократно подчеркивал мысль о том, что
психические процессы возникают в совместной деятельности людей и в их общении
друг с другом.
Это положение, объясняющее внешний
характер формирования психической деятельности, наиболее полно представлено в
трудах А.Н. Леонтьева, П.Я. Гальперина. В работах П.Я. Гальперина указывается,
что всякий процесс усвоения начинается с конкретного действия с предметами. В
дальнейшем операция утрачивает характер внешнего действия с предметами и
производится во внешней речи, а потом «про себя», в уме. Благодаря этому она
абстрагируется от конкретных предметных условий и приобретает обобщенный
характер. Происходит специфическое сокращение процесса, его автоматизация и
переход в динамический стереотип.
Развиваемые в отечественной
психологии положения о том, что психические процессы возникают из внешней
деятельности и являются продуктом онтогенетического развития, опираются на
учение И.М. Сеченова и И.П. Павлова о рефлекторной природе психики. В своих
исследованиях И.М. Сеченов доказывал, что мысль, начинаясь с образования
конкретных представлений о предмете, переходит во «внечувственную область».
Другой известный отечественный психолог С.Л. Рубенштейн определил мышление как
аналитико - синтетическую деятельность коры головного мозга. Открытие
рефлекторной основы всех, даже элементарных, психических актов обнаруживает их
процессуальную структуру. Элементарные психические процессы человека (ощущения)
являются процессами в том смысле, что они протекают во времени и обладают
некоторой изменчивой динамикой.
Согласно С.Л. Рубенштейну, мышление
является деятельностью, опирающейся на систему понятий, направленной на
решение задач, подчиненной цели, учитывающей условия, в которых задача
осуществляется. Для успешного выполнения задачи необходимо постоянно удерживать
цель, осуществлять программу операций, сопоставлять ход выполнения с ожидаемым
результатом. Эти положения и легли в основу анализа различных форм патологии
мышления.
В отечественной психологии
преодолены представления о мышлении как о врожденном, имманентно развивающемся
процессе или как об акте «сцепленных» ассоциаций. Одно из основных положений
отечественных психологов о мышлении (Л.С. Выготский, П.Я. Гальперин, А.Н.
Леонтьев, С.Л. Рубенштейн) состоит в том, что мышление является процессом
овладения системой общественно - исторически выработанных операций и знаний.
Точка зрения российской психологии
на мышление как на деятельность, возникшую в процессе жизни индивидуума,
находит свое обоснование в учении И.П. Павлова. Согласно этому учению, в основе
мышления лежит условно-рефлекторная деятельность, формирующаяся в
индивидуальном опыте.
Таким образом, выдвигая положение
о рефлекторной природе мышления, отечественные психологи тем самым отрицают
положения идеалистической эмпирической психологии, которая подходит к мышлению
как к врожденной способности, как к функции, лишь количественно увеличивающейся
в ходе созревания мозга.
Формирование и развитие мышления
(психологические теории).
Одной из наиболее известных теорий
формирования и развития мышления человека является теория, разработанная Ж.
Пиаже. Он обнаружил, что многие дети дошкольного возраста не владеют
способностью выполнения операций в уме. Пиаже придумал ряд экспериментальных
задач и пришел к выводу о том, что в своем развитии мышление детей проходит
через следующие четыре стадии:
1.
Стадия
сенсомоторного интеллекта. Она охватывает период жизни от рождения до 2-х лет. На этой
стадии в самых элементарных формах представлено наглядно- действенное мышление.
Благодаря этому мышлению ребенок получает возможность познавать окружающий мир
в его инвариантах, устойчивых свойствах.
2.
Стадия
дооперационного мышления. На данной стадии находятся дети от 2-х до 6 - 7 лет. В это время
у детей формируется речь и начинается процесс ее соединения с мышлением. Здесь
же идет интериоризация внешних действий с предметами, то есть, превращение
какого-либо процесса или явления из внешнего, по отношению к человеку, во
внутреннее. Например – совместной, разделенной между несколькими людьми,
деятельности во внутренний, психологический процесс. Однако выполнять операции
ребенок еще не может.
3.
Стадия
конкретных операций.
На этой стадии находятся дети в возрасте от 7-8 лет до 11-12 лет. Они могут
выполнять операции с конкретными предметами, причем действия, входящие в состав
таких операций, становятся обратимыми. Однако дети этого возраста еще не в
состоянии выполнять операции с абстрактными понятиями.
4.
Стадия
формальных операций.
Она включают детей в возрасте от 11- 12 лет до 14-15 лет. Эти дети в состоянии
выполнять полноценные умственные, обратимые операции с понятиями, действуя по
законам логики. Умственные операции детей на этой стадии представляют собой
структурно организованную, внутренне согласованную систему.
Л. С. Выготский изучал процесс развития
понятий у детей примерно в том же диапазоне возрастов, с которыми имел дело Ж.
Пиаже.
Л. С. Выготский выделил следующие четыре
стадии формирования понятий у детей:
1. Стадия синкретического
мышления. Дети, находящиеся на этой стадии, не справляются с решением
задачи по формированию понятий, и вместо поиска существенных признаков понятия
подбирают предметы на случайной основе ( синкрет - это случайное,
неупорядоченное множество предметов).
2. Стадия комплексного
мышления. Предметы на данной стадии объединяются детьми в группы на основе
общих для них, объективных признаков. Однако эти признаки являются случайными,
несущественными для сравниваемых предметов. К тому же выделяемые детьми
признаки случайным образом могут варьировать в одном и том же эксперименте:
вначале ребенок подбирает предметы по одному признаку, затем- по другому, и
т.д.
3. Стадия псевдопонятий. На
этой стадии дети действуют, казалось бы, правильно, подбирая предметы по их
существенным признакам. Создается впечатление, что они понимают, что означает
соответствующее понятие. Однако в этих определениях не выделяются существенные
признаки соответствующих предметов.
4. Стадия настоящих
понятий. На данной стадии дети не только правильно действуют, но и дают
верные словесные определения понятиям, выделяя в них наиболее общие и
существенные признаки соответствующих предметов.
П. Я. Гальперин предложил еще одну теорию
развития мышления, которую он назвал теорией планомерного (поэтапного) развития
умственных действий. Эта теория представляет и научно обосновывает процесс
постепенного превращения внешних, практических действий с материальными
предметами во внутренние, умственные действия с понятиями. Этот процесс
закономерно проходит через следующие этапы:
1. Этап формирования
ориентировочной основы действия. На данном этапе человек, у которого должно
быть сформировано новое умственное действие, подробно знакомится с действием,
его составом и предъявляемыми к нему требованиями, то есть ориентируется в нем.
2. Этап выполнения действия
во внешней, развернутой форме, с реальными материальными предметами. На
этом этапе соответствующее действие практически выполняется в его полном
составе на реальных, материальных предметах и тщательно отрабатывается.
3. Этап выполнения
действий в плане громкой речи. Здесь отработанное на предыдущем этапе
действие проговаривается вслух с начала и до конца, но практически не
выполняется.
4. Этап выполнения действия
в плане речи «про себя». На данном этапе действие проговаривается
человеком про себя, то есть, с помощью, так называемой беззвучной речи.
Голосовые связки человека работают, но окружающие люди его не слышат.
5. Этап выполнения
действия в плане внутренней речи. Это завершающий этап формирования
умственного действия, на котором оно становится полностью внутренним,
оказывается связанным с внутренней речью, выполняется быстро и автоматически,
так что кажется, что человек мгновенно, не раздумывая, дает ответ на
поставленный вопрос. [12с. 276]
Тестирование уровня
мышления.
Существует возможность тестирования,
проверки мышления конкретного субъекта и сравнения его с нормальными данными.
Тесты мышления являются основными в структуре интеллектуальных тесов и
обеспечивают достаточно надежное представление о положении субъекта
мыслительной деятельности в группе: выше групповой нормы, соответствует ей или
ниже ее. Результаты тестирования по мышлению могут быть основанием для
получения сведений о профессиональной компетентности и успешности
профессионального обучения.
Методика « Сложные аналогии».
Методика используется для оценки
логического мышления, может применяться как индивидуально, так и в группе.
Содержание методики: испытуемому
предлагается на бланке 20 пар слов, отношения между которыми построены на
абстрактных связях, на этом же бланке в квадрате « Шифр» расположены 6 пар слов
с соответствующими цифрами от 1 до 6. После того, как испытуемый определит
отношения между словами в паре, ему надо найти аналогичную пару слов в квадрате
« Шифр» и обвести кружком соответствующую цифру. Время выполнения работы – 3
минуты. Оценка производится по числу правильных ответов.
Стимульный материал
ШИФР
1.
Овца –
стадо.
2.
Малина-
ягода
3.
Море-
океан.
4.
Свет-
темнота.
5.
Отравление-
смерть.
6.
Враг-
неприятель.
1.
Испуг –
бегство ∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙
1 2 3 4 5 6
2.
Физика – наука
∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙
1 2 3 4 5 6
3.
Правильно –
верно ∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙
1 2 3 4 5 6
4.
Грядка –
огород ∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙
1 2 3 4 5 6
5.
Пара –
два ∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙
1 2 3 4 5 6
6.
Слово – фраза
∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙
1 2 3 4 5 6
7.
Бодрый – вялый
∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙
1 2 3 4 5 6
8.
Свобода – воля
∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙
1 2 3 4 5 6
9.
Страна –
город ∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙
1 2 3 4 5 6
10.Похвала – брань∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙
1 2 3 4 5 6
11. Месть – поджог ∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙
1 2 3 4 5 6
12. Десять – число ∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙
1 2 3 4 5 6
13. Плакать – реветь∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙
1 2 3 4 5 6
14. Глава – роман ∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙
1 2 3 4 5 6
15. Покой – дыхание ∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙
1
2
3
4
5
6
16. Смелость - геройство ∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙1
2 3 4 5 6
17. Прохлада – мороз ∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙1
2 3 4 5 6
18. Обман - недоверие ∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙1
2 3 4 5 6
19. Пение - искусство ∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙1
2 3 4 5 6
20. Тумбочка - шкаф ∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙1
2 3 4 5 6
[17, с. 79]
Заключение.
Открываемые мышлением свойства окружающего мира очень
важны, так как позволяют человеку успешно приспосабливаться к нему. Благодаря
мышлению мы можем предвидеть те или иные факты и события, потому что мышление
всякий раз , как бы добывает знания, являющиеся общими для целого класса
явлений, а не только для одного какого-то случая. Умение найти в новой ситуации
общее с прежней, постижение общего в казалось бы разных случаях – важнейшее
отличительное свойство мышления. Мышление обнаруживает, открывает в окружающем
мире определенные классы предметов и явлений, родственных по тому или иному
признаку. Итак, мышление, будучи познавательным процессом, отличается от других
тем, что осуществляет обобщение и опосредованное познание объективной
реальности, хотя, опирается при этом на чувственное познание при активном
взаимодействии человека с познаваемым объектом. Активное взаимодействие,
преобразование предметов, различные действия человека являются существенной
особенностью мышления, ведь только в ходе действий с предметами выявляются
несовпадения чувственно данного, познаваемого в ощущениях и восприятии, и
ненаблюдаемого, скрытого. Эти несовпадения явления и сущности вызывают поиск,
мыслительную активность человека, в результате которой достигается познание,
открытие существенно нового.
Список используемой литературы:
1. Патопсихология- теория и практика. -
М.,2000
2.
Р.С.
Немов, Общая психология. - М., 2001
3.
М.
Малашкина, Популярная история психологии. - М.,2002
4.
Хрестоматия
- психологическая типология, составитель К.В. Сельченок. - М.,2000
5.
А.А.Реан,
С.И. Розум, Психология и педагогика. - Спб.,2000, Р.С. Немов, Психология,
т.1(в 3-х томах). - М.,1999
6.
Современная
психология; справочное руководство.- М.,1999,
7.
Ассоциативная
психология Г. Спенсер, Основания психологии, Т.Циген, Физиологическая
психология в 14-ти лекциях. - М.,1998
8.
Б.В.Зейгарник,
Патопсихология. - М., 2000
11.М.И Еникеев, Общая и социальная
психология. - М.,2002
12.Р.С. Немов, Психология, словарь –
справочник (в 2-х частях). - М., 2003, ч. 1
13. Общая психология, под редакцией А.В.
Карпова. - М., 2002, 14. Психология, под редакцией А.В.Крылова. - М.,
2001
15.Л.Б. Ительсон, Лекции по общей
психологии. - М.,2000,
16.В.Г. Крысько, Психология и педагогика в
схемах и таблицах. - М., 2000
17. Энциклопедия психологических
тестов (в 2-х частях), ч. 2. - М.,2000
Страницы: 1, 2, 3, 4
|