Музыкально-эстетическое воспитание детей
В процессе этой
работы детей надо знакомить с музыкой, содержащей разнохарактерные образы – от
веселых, беззаботных, лиричных, нежных и до энергичных, волевых. Сопоставление
конкретных музыкальных образов (энергичных, активных, волевых и спокойных,
лиричных, созерцательных) помогает детям сильнее и глубже переживать и четче
выражать их, обогащает и организует эмоциональный мир детей.
Успех работы
решается не количеством пройденных упражнений, игр, танцев, а умением детей
переживать их содержание. Следует всегда обращать внимание на выражение лиц
движущихся детей, так как на них яснее всего видно, что дают детям музыка и
движение.
Музыка и движение
помогают воспитывать музыкальное восприятие детей, совершенствовать их движения
и развивать их способность творчески воплощать музыкально-двигательный образ.
Кроме того, каждое из них имеет свою специальную задачу (одно помогает в
усвоении определенного двигательного навыка; другое направляет внимание детей
на отражение той или иной особенности музыки и т.п.)
Главная задача
музыкально - ритмической деятельности – развивать и углублять творческие
способности детей, уметь создавать музыкально-двигательные образы
самостоятельно, используя при этом навыки, полученные на музыкально-двигательных
занятиях ранее.
Первоклассники
обычно приходят на первый урок ритмики полные интереса и ожидания. Многие из
них уже не раз встречались с музыкой – все они, конечно, охотно прыгали,
скакали, бегали, как это свойственно всем детям. Но далеко не все из них
учились соединять музыку с движением, что могло бы им дать и новое ощущение
музыки, и новое качество движения.
С самого начала
работы дети должны приобрести первые необходимые музыкально двигательные
навыки: они привыкают внимательно слушать музыку во время движения – начинать
или оканчивать движение, сменять одно движение другим.
Все эти «команды»
дает музыка; без внимания к ней музыкальное движение невозможно и неинтересно.
Внимание к музыке
еще более обостряется тем, что предварительного прослушивания и обсуждения
музыки нового танца не проводится.
Разъяснив детям
содержание упражнения и его структуру, педагог предупреждает детей, чтобы они
приготовились к движению с началом музыки, а затем предоставляет им выполнять
задание так, как они его поняли, как им подскажет музыка.
Одновременно
педагог для развития у детей музыкально-двигательной памяти спрашивает: «Что мы
делали в прошлый раз под эту музыку?» - или предоставляет им самим начинать
упражнение, услышав знакомую музыку. Так у детей воспитывается непрерывное и
заинтересованное внимание к музыке, с которой связаны их действия;
первоначально произвольное, оно постепенно превращается в послепроизвольное -
дети привыкают следить за музыкальным рассказом так же, как они слушают
стихи, сказку.
С первых дней
занятий у детей должны активизироваться связь между музыкой и движением.
Необходимо возбудить у ребят желание двигаться, когда звучит музыка, сделать
для них связь музыки с движением привычной, естественной. Дети должны получать
радость от движений и музыки; движения усиливают их эмоциональный отклик на
музыку
Эти первые
музыкально-двигательные впечатления и навыки детей служат залогом успеха всей
дальнейшей работы.
Основной задачей
курса танца является приобщение детей к танцевальному искусству, воспитание у
детей способности к более глубокому восприятию музыки, развитие музыкальных
способностей, формирование художественного вкуса и интересов.
Дети должны сразу
почувствовать, что движения и музыка органически связаны. Для этого восприятие
музыки и двигательная реакция на нее должны протекать одновременно. Только при
этом условии возникает целостный музыкально-двигательный образ.
Выражение музыки
через действие усиливает эмоционально-моторную реакцию детей, придает ей
конкретно-образный смысл.
Мелодия – основа
музыкально-двигательного образа. Дети учатся вслушиваться в мелодию, запоминать
ее, двигаясь, напевать ее про себя. В танцах музыка помогает детям следовать за
развивающимся содержанием, чувствовать логическое завершение музыкальной мысли.
Для того, чтобы
дети могли легко и непринужденно реагировать на музыку движением, надо
воспитывать у них необходимые качества движения, дать им ряд танцевальных
навыков.
Танец имеет
большое воспитательное значение и оказывает положительное влияние на эстетическое
развитие детей, на рост их общей культуры.
Цель
хореографических занятий – научить детей и подростков красиво и правильно
двигаться. Необходимо расширять горизонты музыкального развития наших учащихся,
воспитывать их вкус на музыке мелодичной, понятной, богатой мыслями и
чувствами. Танец должен явиться средством, способствующим закреплению
музыкальных впечатлений.
Несмотря на
многовековое прошлое, искусство танца не потеряло своей актуальности и в наше
время. Создано множество методик преподавания в различных областях хореографии,
основанных на опыте прошлого, но адаптированных к настоящему.
В основе
хореографического воспитания лежит системный, долголетний тяжелый труд. Нужна
большая выносливость, дисциплинированность, самоконтроль, упорство в преодолении
трудностей, стремление к самосовершенствованию, любовь к танцевальному
искусству.
Лишь сочетание
этих качеств может обеспечить полное развитие природных и артистических
способностей каждого, и педагоги-хореографы с первых дней занятий должны
воспитывать и развивать эти черты в учащихся.
Целью занятий
является приобщение учащихся к искусству хореографии, развитие их
художественного вкуса, потребностей и интересов, имеющих общественно значимый
характер.
Данная цель
предусматривает решение следующих задач:
- развитие
суставно-связочного аппарата и мускулатуры;
- развитие силы,
ловкости и координации движений;
- правильная
постановка корпуса, рук, ног, головы, выработка осанки;
- овладение
техникой танца;
- овладение
актерским мастерством;
- развитие творческого
мышления, умение использовать полученные знания, навыки и умение в сценической
практике;
- воспитание
личности учащихся, развитие художественно-эстетического вкуса, любви к богатому
национальному наследию.
В процессе
постановочной работы, репетиций дети приучаются к сотворчеству, у них
развиваются художественное воображение, ассоциативная память, творческая
инициатива, воображение, умение передать музыку и содержание образа движением.
Важное значение в
деле эстетического воспитания имеет музыка и музыкально-ритмическая
деятельность. Музыку слышат дети на уроке и в постановочной практике. Она
должна быть доступной и художественной, будь то народные мелодии и ритмы или
произведения композиторов-классиков и современных авторов.
Учащиеся во время
обучения должны получить представления о том, как танцевальное движение
выражает внутренний мир человека, что красота танца - это совершенство движений
и линий человеческого тела, выразительность, легкость, сила, грация.
Для занятий
ритмикой и хореографией необходимо специально оборудованное помещение с
деревянным некрашеным полом, станками (различной высоты) и зеркалами, костюмы
для занятий и выступлений, а также специальную обувь.
В нашей школе образованы гимназические
классы, в которых дети кроме общеобразовательных предметов изучают 1 – 4
классы ритмику, 5 – 9 хореографию. Уроки проходят 1 раз в неделю. Начальные
классы занимаются ритмикой полным классом, что, на мой взгляд, мешает
плодотворной работе педагога и усложняет усваивать материал детям.
Начиная с 5
класса, классы делятся на две подгруппы и каждая подгруппа приходит на урок 1
раз в неделю. Деление на подгруппы облегчает работу педагога и помогает
учащимся в работе на уроке, но является недостаточным для запоминания и
закрепления материала, полученного на уроке, т.к. для лучшего усвоения
материала, занятия должны проводиться 2 раза в неделю.
Занятия по
ритмике и хореографии в гимназических классах проходят по разработанной мной
программе.
Помимо уроков
ритмики и хореографии в школе уже 6 лет работает ансамбль танца «Задоринки»,
в котором занимаются дети, увлекшиеся искусством танца. Неоднократно ансамбль
танца «Задоринки» принимал участие в различных концертах и конкурсах школы,
города и республики и занимал призовые места. Занятия в ансамбле способствуют
сплоченности коллектива, вырабатывают чувство ответственности, развивают
эстетический вкус, творческие интересы и способности, укрепляют здоровье.
4. Музыкально-хореографическое
искусство в эстетико-нравственном воспитании школьников.
Учитывая положение реформы
общеобразовательной школы, необходимо в педагогической практике использовать
воспитывающие резервы искусства хореографии.
Хореография, как
искусство коллективное, сплачивает детей, развивает чувство требовательности,
принципиальности, ответственности – ведь в танце проявляется характер и
духовные качества личности.
Ребенок в
коллективе весь в движении, изменении и развитии в физическом и нравственном
отношениях. И от того, какова атмосфера в коллективе, будет зависеть и его
развитие как личности. В связи с этим совсем не безразлично, каким является
руководитель коллектива, насколько ясно и эмоционально воспринимает он цели
воспитания и задачи сегодняшнего дня, насколько его интересы, желания, помыслы
становятся действенными и способными развивать, изменять к лучшему поведение
ребенка, насколько педагогическая культура отвечает требованиям времени.
Детство – пора
формирования нравственности, из которой произрастают затем навыки духовной
жизни целого поколения. Только богатство внутренней жизни, наполненность
чувством, творческая фантазия, воображение, устремленность к идеалам
одухотворяет танец, делает самые простые движения содержательными. Как часто
богатство костюмов, броскость программы выступлений заслоняют подлинную работу
по обучению и воспитанию ребят. Часто об успешной работе руководителя судят по
чисто внешним признакам его деятельности, не учитывая и не замечая порой тех
нравственных издержек и цену успеха, который достигается подчас перегрузкой
ребят, выпячиванием одних и тех же детей в ущерб другим, стимулированием
коллектива не всегда оправданными средствами.
Хореография –
искусство синтетическое, в ней музыка оживает в движении, приобретает
осязательную форму, а движения становятся как бы слышимыми. Живописность и
графичность поз и положение танцоров роднит ее с живописью и скульптурой. Это
позволяет использовать хореографию как средство эстетического воспитания
широкого профиля.
Музыка и танец
развивают эмоциональную сферу ребенка. Если научные предметы сообщают ему
знания о мире, то музыкально-танцевальное искусство вызывает эмоциональный
отклик, связанный с преображенными в танце явлениями объективного мира. Скажем,
музыкальный образ «Весны» может вызвать целую гамму переживаний, связанных
представлением об этом времени года: запахами зелени, травы. яркостью неба и
солнца.
Эти эмоции могут
быть вызваны музыкой, такой как «Подснежник» П.И. Чайковского, «Весенние воды»
С.Рахманинова и др.
Танец,
поставленный на эту музыку, вносит новые ассоциации – борения, трепетности,
нежности, хрупкости первых ростков, тянущихся к солнцу. Переходя с помощью
искусства из области конкретных знаний о весне в сферу человеческих
переживаний, ученик ничего не теряет из достоверности своих знаний о мире,
которые лишь приобретают новую форму в виде чувственной информации, построенной
на ощущении. Чувство восторга, нежности, бережности и доброты, пережитой
учащимися в их танцевальной практике, оставят след в душе ребенка и станут
нравственным качеством личности.
Искусство хореографии,
близкое к «растительным» и «животным» формам движений природы, ассоциативно
может показать всю ее многоплановую красоту и духовность. Например, «Лебединое
озеро» П.И.Чайковского, драматургия конфликта человека и природы может стать
воспитывающей основой для школьников.
Переживания
учащихся, связанные с положительными эмоциями, должны сочетаться с
отрицательными, вызываемыми негативной стороной. Осмеяние и порицание может
служить содержанием танцевального образа, чтобы по признаку от « противного» позитивные
чувства пробудить нравственную реакцию на то или иное произведение или явление
жизни.
5. Музыкально-ритмические движения.
Ограниченное единство музыки
и движений необходимо и естественно. Движения должны раскрывать содержание
музыки, соответствовать характеру, форме, динамике, темпу и ритму музыкального
произведения.
Эту важную мысль
подчеркивал известная русская балерина Г.Уланова: «Когда бы и в каком балете
мне не приходилось танцевать, я всегда стремилась осознать движения, из которых
состоит танец. В то же время движения побуждают к сознательному восприятию
музыкального произведения. А музыка становится более понятной и легче
усваивается, придавая движениям особую выразительность, четкость, ритмичность».
К.Станиславский
подчеркивал, что «как в пении, так и в движении необходимо достичь полного
соответствия с музыкой». Не зря об известной русской балерине А.Павловой
говорили, что ее движения – это «танцующая музыка».
Активно
пропагандировала единство музыки и движений, которые в совокупности должны
стать средствами физического, эстетического, нравственного воспитания детей,
знаменитая американская танцовщица Айседора Дункан, приглашенная в 1921 году в
нашу страну Советским правительством с целью создания балетной школы. Самым
важным в движениях Дункан считала искренность, непосредственность, грацию и
непринужденность. Она говорила детям: «Смотрите, как взлетает птица, как
порхает бабочка, как ветер качает ветви деревьев; учитесь движениям у природы.
Все, что естественно, то прекрасно».
Музыкально-ритмические
движения способствуют всестороннему развитию ребенка. Инсценировки, праздничные
настроения, национальные танцы, игры формируют нравственные качества
школьников. Они помогают воспитывать у детей любовь к Родине, чувства
прекрасного, взаимного уважения.
Движения под
музыку укрепляют детский организм. Удовлетворения, полученные в процессе
движения (игры, танцы), обычно сопровождаются значительными физиологическими
изменениями в организме, улучшается дыхание и кровообращение. Веселые игры и
танцы возбуждают нервную систему и вызывают усиленную деятельность в высших
отделах головного мозга, связанных с ассоциативными, интеллектуальными и
волевыми процессами.
Занятия ритмикой
помогают детям полюбить музыку, обостряют восприятие, развивают музыкальный
слух и чувство ритма, обогащают детей новыми музыкальными знаниями, расширяют
их музыкальный кругозор, развивают творческое воображение и мышление.
Формируя
творческое воображение, ребенок проявляет инициативу и выдумку. Они учатся
передавать характерные особенности персонажей, создавать интересные композиции
танцев, построить игры, инсценировать песни. Для этого они используют
разнообразные выразительные средства – речь, движения, мимику, пение.
К.Станиславский считал, что артисту надо учиться играть у ребенка. «Вот когда
вы дойдете в искусстве до правды и веры детей в играх, тогда вы сможете стать
великими артистами».
В процессе
музыкально-ритмического воспитания необходимо осуществлять следующие задачи:
а) учить детей
согласовывать детей с характером музыки, самыми яркими средствами музыкальной
выразительности, ритмично, выразительно двигаться, играть музыкальные игры,
водить хороводы, танцевать как на занятиях, так и вне их;
б) развивать
чувство ритма, заключающееся в том, что дети чувствуют в музыке ритмическую
выразительность, откликаются на нее и передают ее в движениях;
в) развивать
художественно-творческие способности, которые могут проявляться в том, что они
сами ищут способы отражения игрового образа, придумывают, комбинируют
танцевальные движения, предлагают изменения в танцах.
Значительное
место в музыкально-ритмическом воспитании принадлежит танцам. Как и другие
движения они способствуют музыкальному развитию ребенка, приучают точно и
изящно двигаться.
«Танцы – вид
искусства, в котором основное средство создания художественного образа –
движения и положения тела танцовщика».
Танцы состоят из
простых народных и классических танцевальных движений. Их можно разделить на
несколько видов:
а) танцы с
зафиксированными движениями;
б) характерные
танцы;
в) свободные
танцы.
В танце с
зафиксированными движениями за определенной музыкой определенная
последовательность движений. Его построение зависит от структуры музыкального
произведения. Например, «Танец-приглашение» состоит из 3-х частей: бег,
кружение, притопывания – соответственно музыке, имеющей трехчастную форму.
Важную роль в
музыкальном воспитании играют народные танцы, хороводы, в которых отражены
чувства и обычаи разных народов. Разучивание их способствует формированию у
детей чувства патриотизма, гордости за свою историю и традиции народа.
Характерные танцы
состоят из таких движений, которые рельефно рисуют данный персонаж и
свойственны только ему. Например, танец «снежинок», «медвежат».
Наиболее сложным
видом является свободный танец (или творческий). В этом танце дети, прослушав
музыку, должны самостоятельно исполнить те знакомые танцевальные движения,
которые соответствуют звучащей музыке. Под украинскую народную музыку «Ой,
лопнул обруч» можно выполнить и легкий четвертной бег, и «ковырялочку». Под
плавную спокойную музыку русской народной песни «Выйду ль я на реченьку» можно
двигаться «переменным» шагом по кругу или же кружиться парами вокруг себя, и
т.п. Надо предупреждать детей, что нельзя повторять движения товарищей, каждый
должен самостоятельно придумать и исполнить свой танец. Ребенку, плясавшему
лучше всех, педагог, с целью поощрения, предлагает показать свой танец всем
присутствующим.
Благодаря
систематической и тщательной работе над танцевальными движениями детей,
развиваются танцевальные навыки и эстетический вкус.
Основой
хореографической подготовки учащихся является изучение танцевальных упражнений
классической системы танца. Эти упражнения последовательны, имеют определенную
форму, тренируют мышцы у детей, придавая им легкость и непринужденность
движений.
Подготовка к
исполнению народных танцев осуществляется в процессе изучения упражнений
народно-сценического танца, элементов танцевальных композиций народных танцев,
которые входят в репертуар данной группы. Упражнения народно-сценического танца
дети изучают в небольшом объеме, для чего рекомендуется отбирать наиболее
необходимые основные, которые помогают четкому и выразительному исполнению того
или иного народного танца.
Для развития
музыкальности и ритмичности проводятся соответствующий ритмические упражнения и
игры.
Ритмика имеет
большое значение для эстетического и физического воспитания детей. В процессе
занятий по ритмике дети приобретают хорошую осанку, пластичность движений,
легко и красиво двигаются под музыку. Ритмические упражнения способствуют также
активному восприятию музыки, развивают координацию движений, внимание, память.
«Эстетически воспитанный
человек – это человек, который умеет находить, чувствовать, создавать
прекрасное в жизни и в искусстве, оценивать явления и факты окружающего мира по
законам гармонии и красоты» – так определяют конечную цель эстетического
воспитания краткий словарь «Семейное воспитание». В эстетическом воспитании
подрастающего поколения важную роль играет искусство:
-
общение с
ним определяет нравственное становление личности. Впечатления, полученные от
художественных произведений (будь то музыка, живопись, литература и т.д.)
ребенок перерабатывает и реализует в собственном художественном творчестве.
Детское художественное творчество – средство самовыражения и самоутверждения.
Искусство развивает способности ребенка к художественному творчеству
-
оно
широко используется ребенком в учении, труде, игровой деятельности. Искусство
заполняет свободное время школьника социально-ценным содержанием, удовлетворяет
эстетические потребности ребенка и способствует их всестороннему развитию.
Искусство кроме того осуществляет своеобразную психотерапию. Способствует
снятию напряжения от учебы, труда и спорта.
Всеобщность эстетического воспитания связана с тем, что в любом возрасте каждый
человек соприкасается с эстетическими явлениями духовной жизни, труда,
искусства, природы. Поэтому эстетическое образование каждого ребенка является
важнейшим условием формирования с детства социально-активной личности.
Школа
осуществляет эстетическое воспитание благодаря тому, что самые различные виды
искусства взаимодействуют между собой. Это взаимодействие основано на
межпредметных связях различных школьных дисциплин, например, литература,
изобразительного искусства и музыки. Осуществляется эстетическое воспитание за
счет раскрытия красоты науки, труда, физической культуры, эстетике
взаимоотношений в школьном коллективе.
Заключение.
Важной задачей эстетического воспитания является развитие творческих
интересов и способностей у учащихся в той или иной области искусства. Основным
средством эстетического воспитания служит искусство – хореография.
Музыка и движение помогают воспитывать музыкальное восприятие детей,
совершенствовать их движения и развивать их способность творчески воплощать
музыкально-двигательный образ.
Основной задачей курса танца является приобщение детей к танцевальному
искусству, воспитание у детей способности к более глубокому восприятию музыки,
развитие музыкальных способностей, формирование художественного вкуса и
интересов.
Танец и музыка – родственные искусства, между ними существует глубокая
взаимосвязь. Музыка является душой танца. Она создает то творческое настроение,
ту эмоциональную атмосферу, которые необходимы для создания образа в танце.
Только при органической взаимосвязи музыки и движений танец приобретает
осмысленность и выразительность.
Литература.
1. А.Баранов « Развитие артистизма у детей в детских хореографических
коллективах»,- М., «Дополнительное образование»,-2003, №1.
2. С.Руднева, Э. Фиш « Ритмика. Музыкальное движение», М., «Просвещение»,
- 1972.
3. В. Светинская «Танцевальные постановки для детей», - М.,
«Музыка»,-1966.
4. «Театральная энциклопедия. Классический танец», - М., Советская энциклопедия,-
1964, с.64.
5. Петров И.С. Формирование музыкальной культуры у учащихся, - Чебоксары,
1987.
6. Эстетическое воспитание школьников, - М., Просвещение, 1994.
Страницы: 1, 2
|