Музыка и совершенствование мыслительной деятельности дошкольников
Музыка и совершенствование мыслительной деятельности дошкольников
Для
современной образовательной системы проблема умственного воспитания чрезвычайно
важна. По прогнозам ученых 3-е тысячелетие, на пороге которого стоит
человечество, будет ознаменовано информационной революцией, когда знающие и
образованные люди станут цениться как истинное
национальное богатство. На первый план выдвигается задача формирования
способности к активной умственной деятельности. На современном этапе надо
давать детям ключ к познанию действительности, а не стремиться к исчерпывающей
сумме знаний, как это имело место в традиционной системе умственного
воспитания.
Между
тем во многих странах мира во всех звеньях системы просвещения - от дошкольных
учреждений до университетов - отмечаются, с одной стороны, рост
информированности, с другой стороны - снижение в целом качества знаний,
умственного развития обучающихся.
В
работах отечественных и зарубежных ученых дошкольное детство определяется как
период, оптимальный для умственного развития и воспитания. Так считали
педагоги, создавшие первые системы дошкольного воспитания, - Ф. Фребель, М.
Монтессори. Но в исследованиях А.П.Усовой, А.В.Запорожца, Л.А.Венгера,
Н.Н.Поддьякова выявлено, что возможности умственного развития детей дошкольного
возраста значительно выше, чем считалось ранее. Ребенок может не только
познавать внешние, наглядные свойства предметов и явлений, как это
предусмотрено в системах Ф. Фребеля, М. Монтессори, но и способен усваивать
представления об общих связях, лежащих в основе многих явлений природы,
социальной жизни, овладевать способами анализа и решения разнообразных задач[1].
Эстетическое
воспитание - важнейшая сторона воспитания ребенка. Оно способствует обогащению
чувственного опыта, эмоциональной сферы личности, влияет на познание
нравственной стороны действительности. Результатом эстетического воспитания
является эстетическое развитие. Составляющей этого процесса является
художественное образование- процесс усвоения искусствоведческих знаний, умений,
навыков, развитие способности к художественному творчеству.
Условием и средством
эстетического воспитания является искусство: изобразительное, музыка,
литература, архитектура, театр. Раннее приобщение детей к настоящему высокому
искусству способствует зарождению в детской душе эстетического восприятия
действительности.
Мир музыки особенно
привлекателен для ребенка, так как музыкальное воспитание является синтезом
различных видов деятельности. Одним из первых
заговорил о необходимости систематического музыкального воспитания детей с
раннего возраста В. М. Бехтерев. В своих работах, посвященных этому периоду
детства, он писал о том, что именно период «первого детства» является самым
благоприятным для развития внимания, ощущений, чувственной сферы. Вот почему
главной целью музыкального воспитания должно быть развитие музыкального слуха
ребенка в пении и слушании музыки.
Умственное
развитие - это
совокупность качественных и количественных изменений, происходящих в
мыслительных процессах в связи с возрастом и под влиянием среды, а также
специально организованных воспитательных и обучающих воздействий и собственного
опыта ребенка. На умственном развитии ребенка сказываются и биологические
факторы: строение мозга, состояние анализаторов, изменения нервной деятельности,
формирование условных связей, наследственный фонд задатков.
По
данным ученых (генетиков, психологов), предпосылки умственных способностей
заложены в природе ребенка на 50-60% (в зарубежной научной литературе
указывается более высокий уровень- до 80%). Подчеркивается, что умственные
свойства ребенка от рождения носят преимущественно творческий характер, но не у
всех получают должное развитие. Оказывается, от воспитания зависит, будут ли
вообще развиваться умственные способности малыша, и какое направление они
получат. Представьте, что ребенку посчастливилось, и природа наградила его
задатками различения цветов. На основе этих задатков может развиться
способность к живописи, к художественному труду: он будет сам создавать
произведения (рисунки, композиции из разных материалов), проявляя острую
наблюдательность, собственное видение мира, анализировать, оценивать
произведения искусства, наслаждаться творчеством и т.д. Условия жизни,
воспитания, отношение родителей, педагогов к самому ребенку и к его деятельности
- вот факторы, от которых зависит, насколько реализуются задатки, которыми его
отметила природа.
Об
умственном развитии ребенка судят по объему, характеру и содержанию знаний, по
уровню сформированности познавательных процессов (ощущение, восприятие, память,
мышление, воображение, внимание), по способности к самостоятельному творческому
познанию. С раннего возраста у ребенка начинает формироваться совокупность
индивидуальных способностей к накоплению знаний, совершенствованию мыслительных
операций, другими словами, развивается его ум. В дошкольном возрасте в большей
или меньшей степени проявляются такие свойства ума, как быстрота, широта,
критичность, гибкость мыслительных процессов, глубина, креативность,
самостоятельность[2].
Таким
образом, умственное развитие детей дошкольного возраста зависит от комплекса
социальных и биологических факторов, среди которых направляющую, обогащающую,
систематизирующую роль выполняют умственное воспитание и обучение.
Умственное
воспитание - планомерное целенаправленное воздействие взрослых на умственное
развитие детей с целью сообщения знаний, необходимых для разностороннего
развития, для адаптации к окружающей жизни, формирование на этой основе
познавательных процессов, умения применять усвоенные знания в деятельности[3].
Умственное
воспитание и умственное развитие находятся в тесном взаимодействии. Умственное
воспитание во многом определяет умственное развитие, способствует ему. Однако
это происходит только в том случае, если учитываются закономерности и
возможности умственного развития детей первых лет жизни.
В
дошкольные годы наблюдаются более высокие темпы умственного развития, чем в
последующие возрастные периоды. Важно не упустить возможности для умственного
развития в это время. Особо следует обратить внимание на умственное развитие детей
раннего возраста. Современные исследования установили, что обычно до 2
лет дети живут столь насыщенно, что наблюдается очень большой объем
познавательной деятельности. Мозг ребенка развивается удивительно быстро: к 3
годам он уже достигает 80% веса мозга взрослого человека. Возникает опасность
недогрузить мозг, не дать ему «пищу», необходимую для полноценного развития.
Как свидетельствуют данные физиологии, большинство современных детей раннего
возраста страдает не от избытка информации, а от ее недостатка.
Не
следует допускать и другой крайности, когда путем усиленного воспитания и
обучения малыша перегружают чрезмерными по содержанию и объему знаниями, пытаясь
развить у него какие-либо высокие способности. При интенсивной тренировке
ребенок может усвоить знания, достигнуть результатов, но это будет стоить
физических и нервно-психических затрат.
Дефекты,
допущенные в умственном развитии ребенка на протяжении дошкольного детства,
трудно устранить в более старшем возрасте. Они оказывают отрицательное влияние
на все последующее развитие. Например, в семье, в дошкольном учреждении не
уделяют внимания играм ребенка со строительным материалом, с конструкторами. Из-за
этого у него не развивается пространственное воображение, что может создать
трудности при изучения геометрии, овладении черчением в школе. Или в дошкольном
возрасте не воспитали интерес к книге, не развили способность мыслить,
переживать на основе художественного слова. Слушая литературное произведение,
ребенок должен представить себе его героев, их внешность, действия, понять
мотивы поступков, вообразить картины природы. А в его жизни знакомство с
художественными произведениями «перепоручили» телевизору. Малышу не надо
представлять, воображать, мыслить: все дано на «картинке». В школе преодолеть
этот пробел в умственном развитии ребенка бывает очень трудно: сказывается
привычка к облегченному восприятию литературного произведения.
Основная
особенность умственного развития ребенка дошкольного возраста - преобладание
образных форм познания: восприятия, образного мышления, воображения. Для их
возникновения и формирования дошкольный возраст обладает особыми возможностями.
Умственное
воспитание ребенка нельзя рассматривать в отрыве от психического развития, от
богатства интересов, чувств и других черт, образующих его духовный облик[4].
И
действительно, познавательные процессы, которые развивают у ребенка,
проявляются в различных видах деятельности. Так, у ребенка с развитым
воображением складывается образ предстоящей деятельности, он планирует ее,
определяет, что для нее потребуется. Знания, которые усваивает ребенок, не
просто расширяют его кругозор. Эти знания закладывают отношение к людям, их
поступкам, природе, искусству и т.п.
Для
развития нравственного облика ребенка важны представления о моральных нормах,
правилах поведения, о конкретных проявлениях нравственных качеств. Например,
дети 3-4 лет говорят о любом ребенке, с которым играли, не ссорились: «Это мой
друг». Кто такой друг? Что значит дружить? Как поступает друг? Представления о
дружбе, друге, которые ребенок усваивает, направляют его поведение, наполняя
его новым содержанием, служат для оценки поступков друга и самооценки.
С
раннего возраста ребенок приобретает знания об уходе за своим телом (как мыть
руки, лицо, пользоваться носовым платком, салфеткой, расческой), которые
становятся основой охраны здоровья, формирования культурно-гигиенических
привычек, усвоения правильных движений.
Приобщение
детей к культуре, ознакомление с произведениями искусства, восприятие красоты
окружающего мира во всем его многообразии требуют осознания, осмысления, что
невозможно без участия воображения, мышления, памяти. Активное включение
мыслительной деятельности в процесс эстетического восприятия - предпосылка для
формирования оценочных суждений, в которых проявляются наблюдательность ребенка,
уровень сенсорной культуры, мышления[5].
Таким
образом, умственное воспитание, имея своей целью воздействие на ум ребенка,
благотворно сказывается на становлении его нравственного облика, эстетическом
развитии, приобретении привычки к здоровому образу жизни.
Умственное
воспитание осуществляется как процесс усвоения подрастающим поколением многовекового
опыта человечества, запечатленного в материальной культуре, духовных ценностях,
представленного в знаниях, навыках, умениях, способах познания и т. п.
1.2 Основные функции и задачи умственного воспитания
Основная
функция умственного воспитания детей первых лет жизни - формирование
познавательной деятельности, т.е. такой деятельности, в ходе которой ребенок учится познавать
окружающий мир. Маленький ребенок познает окружающий мир в игре, в труде, на
прогулках, занятиях, в общении со взрослыми и сверстниками. Познавательная
деятельность осуществляется в формах восприятия и мышления. При помощи
восприятия ребенок познает внешние свойства предметов в их совокупности (цвет,
форму, величину и др.). Отражение этих свойств в мозге создает образ предмета.
Благодаря мышлению ребенок постигает внутренние, скрытые свойства, связи между
предметами и явлениями (причинно-следственные, временные, количественные и
другие связи). Результаты мышления отражаются с помощью слова. Между восприятием
и мышлением существует тесная связь. Восприятие формируется в первые месяцы
жизни ребенка, а начало развития мышления Л.С. Выготский относит к возрасту
около 2 лет[6]. В основе развития
мышления лежит восприятие, которое предоставляет для углубленного познания
чувственный (сенсорный) опыт. На протяжении дошкольного возраста восприятие
готовит мышление, дает ему «пищу» для анализа, сравнения, обобщения, выводов.
Мышление, в свою очередь, положительно влияет на развитие и совершенствование
восприятия, усиливая его целенаправленность, продуктивность[7].
Для
полноценного умственного развития ребенка первых лет жизни необходимо
заботиться о развитии его восприятия и мышления. В связи с этим важнейшими
задачами умственного воспитания детей дошкольного возраста являются:
- сенсорное
воспитание (развитие);
-
развитие мыслительной деятельности (овладение мыслительными операциями, познавательными
процессами и способностями);
- становление
речи.
Умственное
воспитание детей этого возраста направлено на формирование познавательных
мотивов, поэтому одна из его задач:
- воспитание
любознательности, познавательных интересов.
Результатом
познавательной деятельности независимо от того, в какой форме познания она
осуществилась (с помощью мышления или восприятия), являются знания.
Рассматривает ли ребенок божью коровку, которая села к нему на ладошку, слушает
ли рассказ мамы о ней или рисует ее «портрет» - у него возникает представление
о предмете познания (божьей коровке). Это представление складывается в виде
образа, но может получить выражение в речи, жестах, мимике, модели (рисунок).
Поэтому
задачей умственного воспитания является:
- формирование
системы элементарных знаний о предметах и явлениях окружающей жизни как условие
умственного роста.
Особая
роль в сенсорном воспитании (целенаправленные педагогические воздействия,
обеспечивающие формирование чувственного познания и совершенствование ощущений и
восприятия) детей принадлежит природе. Познание природного окружения вначале
осуществляется чувственным путем, при помощи зрения, слуха, осязания, обоняния.
Так, в лесу, парке малыши учатся различать окраску осенней листвы: у березы она
лимонного цвета, у дуба - коричневого, у ивы - зеленовато-желтого, у осины -
красного или лилового. Картина осеннего леса, парка воспринимается ярче, если
воспитатель предлагает послушать голоса птиц, шум ветра, шорохи опадающих
листьев; учит определять запахи грибов, прелой зелени. Чем больше органов
чувств «задействовано» в познании, тем больше признаков и свойств выделяет
ребенок в исследуемом объекте, явлении, а следовательно, тем богаче становятся
его представления. На основе таких представлений возникают мыслительные
процессы, воображение, формируются эстетические чувства.
Этот
аспект умственного воспитания рассматривается как развитие у ребенка
мыслительных операций, познавательных процессов и способностей. Положительный
результат во многом зависит от того, насколько взрослые сумели пробудить у
ребенка интерес к умственным занятиям, воспитать привычку к мыслительной
деятельности. В свое время К.Д.Ушинский писал, что «умственный труд едва ли не
самый тяжелый для человека», поэтому приучать ребенка к умственному труду
следует «понемногу, осторожно».[8]
Мышление
возникает на основе практической деятельности из чувственного познания,
раздвигая горизонты последнего. В отношении маленького ребенка важен процесс
действий с познаваемыми предметами. На основе практических действий малыш
учится сопоставлять объекты, анализировать, сравнивать, группировать. Начинает
функционировать первая форма мышления - наглядно-действенное. Постепенно у
ребенка развивается способность мыслить не только на основе непосредственного
восприятия предметов, но и на основе образов. Формируется наглядно-образное
мышление. Во второй половине дошкольного возраста начинает развиваться
словесно-логическое мышление. Наиболее отчетливо эта форма мышления проявляется
при установлении связей, существующих между предметами и явлениями. Раньше
всего ребенок усваивает функциональные связи: название, назначение предмета.
Более сложными для детей оказываются связи, которые как бы не лежат на
поверхности предметов, хотя и доступны чувственной практике, опыту:
пространственные, временные, причинно-следственные.
Внутри
всех форм мышления осуществляется развитие основных мыслительных операций. Учить
детей мыслить - задача, которую должны решать взрослые. Даже маленьким детям
нецелесообразно давать знания в «готовом виде», когда основная нагрузка ложится
на память. Следует учить ребенка анализировать, сравнивать, сопоставлять,
обобщать; подводить его к классификации; побуждать к высказыванию собственных
предположений. Перед детьми необходимо ставить задачи, стимулирующие их
познавательную активность, требующие размышления, сравнения.
В
дошкольном возрасте развиваются и такие важные познавательные процессы, как память
и воображение.
Благодаря
памяти ребенок запоминает, сохраняет, воспроизводит то, что раньше воспринимал,
делал, чувствовал. Мышление невозможно без накопления нужных сведений, фактов.
Однако, признавая исключительную роль памяти в развитии познавательной
деятельности, не следует все же ее переоценивать. В эту ошибку нередко впадают
педагоги и родители, считая основным показателем умственного развития ребенка
объем его знаний, накопленную им информацию. Придерживаясь данной точки зрения,
они направляют все свои воспитательные воздействия на то, чтобы добиться
запоминания и воспроизведения информации об окружающем мире.
Страницы: 1, 2
|
|