Мультимедийные презентации как средство развития познавательной активности младших школьников
3)
применение мультимедийной презентации несет
в себе образный тип информации, понятный младшим школьникам, формирует у них
познавательную активность, интерес к обучению. Основные приемы, способствующие
развитию познавательной активности младших школьников на уроках информатики:
широкое применение игровых форм занятий, высокая автономность работы ученика за
компьютером, активное использование мультимедийных средств, создание
дружелюбной и соревновательной психологической атмосферы.
4)
на смену традиционным технологиям
обучения должны придти новые информационные развивающие педагогические
технологии. С их помощью на уроках должны реализоваться такие педагогические
ситуации, деятельность учителя и учащихся в которых основана на использовании
современных информационных технологий, и носит исследовательский, эвристический
характер. Для успешного внедрения этих технологий учитель должен иметь навыки
пользователя ПК, владеть умениями планировать структуру действий для достижения
цели исходя из фиксированного набора средств; описывать объекты и явления путем
построения информационных структур; проводить и организовывать поиск
электронной информации; четко и однозначно формулировать проблему, задачу,
мысль и др.
5)
анализ оценки познавательной активности
в испытуемом классе показал низкие результаты по отдельным показателям, хотя
общий уровень познавательной активности в целом по классу средний;
6)
принципы организации уроков информатики
в начальной школе позволяют уже на ранних этапах обучения обеспечить для
большинства учеников переход от пассивного восприятия учебного материала к
активному, осознанному овладению знаниями.
Учитывая все особенности организации уроков
информатики нами был разработан урок с использованием мультимедийных
презентаций направленный на развитие познавательной активности. Презентацию
можно использовать при объяснении темы симметричные фигуры и оси симметрии во 2
классе.
Список литературы
1
Бабанский Ю.К. активность и
самостоятельность уч-ся в обучении. Избр. педагог. труды. / Сост. М.Ю.
Бабанский. - М., Педагогика, 2003, с. 560
2
Возрастная и педагогическая психология.
Учебное пособие для студентов пед. Институтов. Под ред. проф. А.В. Петровского.
- М., Просвещение,2003, с. 86
3
Гейн А.Г. Основы информатики и
вычислительной техники . / А.Г. Гейн – М.: Просвещение, 2003. – 254 г.
4
Гусева А.И. Учимся информатике: задачи
и методы их решения / А.И. Гусева – М.: Диалог – МИФИ, 2001. – 156 с.
5
«Незаметки» Сидорова // Информатика –
2001 - № 13
6
Графический редактор Paint. Редактор
презентаций PowerPoint (+ CD)/под. ред. Житковой О.А. и Кудрявцевой Е.К. - М.:
Интеллект-Центр. 2003 – 80 с.
7
Давыдов В.В. Проблемы развивающего
обучения. - М., 2006, с. 89
8
Зубков Т.И. Формирование познавательной
активности учащихся нач. кл. - Дисс. канд. пед. наук. - Екатеринбург, 2003
9
Корриган Д. Компьютерная графика /
Корриган Д – М.: Энтроп, 2005 – 185
10
Красновский Э.А. Активизация учебного
познания. / Сов. Педагогика, -
2009, №5 с.10-14
11
Лозовая В.И. Целостный подход к
формированию познават. актив. школьников. Автореф. дисс. канд. пед. наук. -
Тбилиси, 2005
12
Нужина Е. В. Применение ИКТ на уроках
истории и природоведения как средство формирования ключевых компетентностей
младшего школьника [Электронный ресурс] – http://www.openclass.ru/
13
Талызина Н.Ф. Формирование познавательной
деятельности уч-ся. - М., 2003, с. 93
14
Тельнова Ж.Н. Развитие познават. акт.
детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста в разных формах и
методах обучения. Дисс. канд. пед. наук. - Омск, 1997
15
Шамова Т.И. Активизация учения
школьников. - М., Педагогика, 2003, с. 208
16
Щукина Г.И. Активизация познавательной
деятельности в учебном процессе. -М., Просвещение, 2005, с. 160
Приложение А
Методика «Оценка уровня познавательной
активности»
|
Показатели
|
1
|
Умеет получить вывод из информации, а затем
«развернуть» его в текст, с движением от главной мысли до конкретного
завершения
|
|
2
|
Умеет моделировать ход суждения, твердо
удерживая внутренний план действия.
|
|
3
|
Умеет выделить сущность в процессах, явлениях
на основе анализа, установления закономерностей.
|
|
4
|
Обобщает «с места», не имея при этом никакой
дополнительной информации.
|
|
5
|
Приводит знания в движение, открывая новые
знания изучаемого явления, формируя новые обобщения, делая новые выводы.
|
|
6
|
Испытывает непрерывную потребность в получении
новых знаний
|
|
7
|
Рассматривает один и тот же факт, явление с
разных точек зрения, проявляя глубокий интерес к научным открытиям.
|
|
8
|
Содержательно высказывает свою мысль, идею.
|
|
9
|
Легко генерирует идеи.
|
|
10
|
Имеет большой словарный запас слов. Обладает культурой
речи.
|
|
11
|
В ходе работы пытается получить пробные выводы
и варианты решения.
|
|
12
|
Система знания представлена отдельной
ассоциативной информацией, но не базируется на выводах, заключении.
|
|
13
|
Может охватить большой объем информации владеет
умениями систематизации и классификации материала, а также изложения в форме
тезисов и конспективной форме.
|
|
14
|
Владеет умениями систематизации и классификации
материала, а также изложения в форме тезисов и конспективной форме.
|
|
15
|
Предпринимает в ходе закрепления попытку в
открытии нового знания, но она заканчивается в основном неудачей.
|
|
16
|
Овладение материалом происходит в том же объеме
и порядке, в каком излагается в учебнике без всяких изменений. В случае
изменения ученик не испытывает трудности.
|
|
17
|
Видит пути совершенствования.
|
|
18
|
Может проявить собственное отношение к фактам.
|
|
19
|
Не испытывает трудности в широком переносе
знаний из одной темы в другую.
|
|
Оценку познавательной активности дает учитель
по пятибальной шкале, путем вывода среднего балла по всем показателям и заносит
в таблицу.
Имя, Ф.
|
1
|
2
|
3
|
4
|
5
|
6
|
7
|
8
|
9
|
10
|
11
|
12
|
13
|
14
|
15
|
16
|
17
|
18
|
19
|
Ср.
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Обработка результатов:
Высокий уровень – 4,0 – 5 баллов
Средний уровень – 3,0 – 3,9 балла
Низкий уровень – 2,5 – 2,9 балла
Интерпретация результатов:
Высокий уровень – творческий.
Характеризуется интересом и стремлением не
только проникнуть глубоко в сущность явлений и их взаимосвязей, но и найти для
этой цели новый способ. Данный уровень активности обеспечивается возбуждением
высокой степени рассогласования между тем, что учащийся знал, что уже
встречалось в его опыте и новой информацией, новым явлением. Активность, как
качество деятельности личности, является неотъемлемым условием и показателем
реализации любого принципа обучения.
Средний уровень – интерпретирующая активность.
Характеризуется стремлением учащегося к
выявлению смысла изучаемого содержания, стремлением познать связи между
явлениями и процессами, овладеть способами применения знаний в измененных условиях.
Характерный показатель: большая устойчивость
волевых усилий, которая проявляется в том, что учащийся стремится довести
начатое дело до конца, при затруднении не отказывается от выполнения задания, а
ищет пути решения.
Низкий уровень – воспроизводящая активность.
Характеризуется стремлением учащегося понять,
запомнить и воспроизвести знания, овладеть способом его применения по образцу.
Этот уровень отличается неустойчивостью волевых усилий школьника, отсутствием у
учащихся интереса к углублению знаний, отсутствие вопросов типа: «Почему?»
Приложение Б
Протокол определения уровня познавательной
активности до эксперимента
№
|
Имя. Ф.
|
Вопросы
|
Ср.б
|
Уровень
|
|
1
|
2
|
3
|
4
|
5
|
6
|
7
|
8
|
9
|
10
|
11
|
12
|
13
|
14
|
15
|
16
|
17
|
18
|
19
|
|
|
1
|
Диана Б.
|
5
|
4
|
4
|
5
|
5
|
4
|
5
|
4
|
4
|
3
|
3
|
5
|
5
|
5
|
5
|
5
|
5
|
4
|
5
|
4,5
|
Высокий
|
2
|
Ксения Г.
|
3
|
4
|
3
|
3
|
4
|
3
|
4
|
4
|
3
|
5
|
3
|
4
|
3
|
4
|
3
|
3
|
4
|
4
|
3
|
3,5
|
Средний
|
3
|
Маша Е.
|
5
|
5
|
4
|
5
|
4
|
4
|
3
|
3
|
5
|
4
|
4
|
5
|
5
|
4
|
3
|
5
|
4
|
5
|
4
|
4,3
|
Высокий
|
4
|
Ира Ф.
|
5
|
4
|
4
|
5
|
4
|
5
|
5
|
3
|
3
|
5
|
5
|
4
|
4
|
3
|
5
|
3
|
5
|
5
|
5
|
4,3
|
Высокий
|
5
|
Тимур К.
|
3
|
3
|
2
|
2
|
1
|
2
|
2
|
2
|
3
|
3
|
2
|
3
|
3
|
3
|
3
|
3
|
3
|
2
|
3
|
2,5
|
Низкий
|
6
|
Миша Г.
|
3
|
4
|
3
|
3
|
3
|
3
|
4
|
4
|
3
|
3
|
2
|
3
|
3
|
4
|
3
|
4
|
4
|
3
|
4
|
3,3
|
Средний
|
7
|
Саша Г.
|
3
|
4
|
3
|
4
|
2
|
3
|
3
|
3
|
3
|
3
|
2
|
3
|
3
|
4
|
5
|
3
|
3
|
3
|
4
|
3,2
|
Средний
|
8
|
Илья П.
|
2
|
3
|
3
|
3
|
3
|
2
|
3
|
3
|
1
|
4
|
1
|
2
|
3
|
3
|
4
|
3
|
3
|
3
|
2
|
2,7
|
Низкий
|
9
|
Валя З.
|
3
|
4
|
3
|
3
|
4
|
3
|
4
|
4
|
3
|
2
|
2
|
4
|
3
|
4
|
3
|
3
|
3
|
3
|
3
|
3,2
|
Средний
|
10
|
Дима К.
|
1
|
4
|
1
|
2
|
3
|
3
|
3
|
3
|
2
|
3
|
3
|
3
|
3
|
2
|
3
|
3
|
1
|
4
|
3
|
2,6
|
Низкий
|
11
|
Олеся К.
|
5
|
5
|
4
|
5
|
4
|
4
|
3
|
3
|
5
|
3
|
3
|
5
|
5
|
5
|
5
|
5
|
5
|
4
|
5
|
4,4
|
Высокий
|
12
|
Катя Р.
|
3
|
3
|
2
|
3
|
3
|
4
|
5
|
3
|
3
|
3
|
4
|
3
|
4
|
3
|
3
|
4
|
3
|
4
|
4
|
3,4
|
Средний
|
13
|
Юлия К.
|
5
|
4
|
5
|
5
|
3
|
3
|
5
|
5
|
5
|
5
|
4
|
5
|
4
|
4
|
3
|
3
|
5
|
4
|
4
|
4,3
|
Высокий
|
14
|
Витя Ф.
|
3
|
3
|
2
|
3
|
3
|
1
|
4
|
3
|
3
|
3
|
2
|
3
|
3
|
4
|
5
|
3
|
3
|
3
|
4
|
3,1
|
Средний
|
15
|
Коля Г.
|
1
|
4
|
1
|
2
|
3
|
3
|
4
|
3
|
3
|
3
|
2
|
3
|
3
|
2
|
2
|
1
|
2
|
2
|
2
|
2,4
|
Низкий
|
16
|
Лариса П.
|
3
|
4
|
3
|
3
|
4
|
3
|
4
|
4
|
3
|
5
|
3
|
4
|
3
|
4
|
3
|
3
|
4
|
4
|
3
|
3,5
|
Средний
|
17
|
Роман П.
|
3
|
3
|
2
|
3
|
3
|
4
|
4
|
3
|
3
|
3
|
4
|
3
|
4
|
2
|
3
|
3
|
3
|
3
|
3
|
3,1
|
Средний
|
Средний балл познавательной активности по
группе
|
3,4
|
Средний
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Страницы: 1, 2, 3, 4
|
|