бесплатно рефераты

бесплатно рефераты

 
 
бесплатно рефераты бесплатно рефераты

Меню

Молодая семья как объект социальной работы бесплатно рефераты

Следует помнить также, что молодая семья, как и любой другой тип семьи, - система по удовлетворению потребностей своих членов. Если существенные потребности всех или хотя бы некоторых ее членов долгое время или систематически не удовлетворяются, причем речь идет не только о физиологических, витальных потребностях, но и об эмоциональных - потребности в защите, признании, принадлежности и т.п., - наступает неизбежная дезорганизация семьи или хотя бы некоторых ее связей[[17]]. Внешние факторы воздействия на семью оказывают лишь косвенное (за исключением ряда экстремальных ситуаций) влияние на ее стабильность по сравнению с внутренними причинами. Изменение в статусе, характере, способе взаимосвязи в одном элементе вызывает соответствующую трансформацию в других. Если профессионал (социальный работник, психолог и т.д.) хочет вызвать изменения в одном элементе, он иногда воздействует на другие элементы и систему в целом, причем сама методика этого воздействия должна быть системной.

Как уже было сказано, вся социальная работа с молодыми семьями проводится в основном через территориальные службы социальной помощи молодежи (Службы).

Выделим основные формы и методы социальной работы Служб с молодыми семьями.

Информационная работа: выявление, сбор, обобщение и доведение до заинтересованных отделов и учреждений официальной статистики и оперативной информации, полученной из различных источников (поликлиник, больниц, диспансеров, школ, органов внутренних дел, социального обеспечения, медвытрезвителей, суда, службы занятости, жилищно-эксплуатационных контор, почты и т.д.), о молодых семьях, нуждающихся в социальной помощи, или о фактах, требующих вмешательства социальной службы; организация телефонной «горячей линии» для экстренного обращения граждан в случаях, требующих письменной консультации специалистов; создание «банка данных» о молодых семьях и отдельных людях, нуждающихся в социальном патронаже.

Работа по обеспечению занятости членов молодых семей, изучение рынка труда, информирование о наличии вакансий для трудоустройства, организации профессиональной подготовки и переподготовки.

Методическая работа: изучение инновационных эффективных форм и методов деятельности сотрудников отделов и учреждений по социальной работе, ее обобщение и распространение в трудовом коллективе; повышение квалификации сотрудников, ознакомление их с передовым отечественным и зарубежным опытом социальной работы; сбор и систематизация информационных материалов, литературы по социальным вопросам, законодательных и иных правовых актов, организация пользования ими.

Рекламно-пропагандистская работа: реклама услуг, предоставляемых отделами и учреждениями по социальной работе, задач и содержания оказываемой им социальной помощи; пропаганда в местных средствах массовой информации укрепления и поддержки молодой семьи; издание листовок, пособий и т.д. в помощь молодой семье по различным вопросам ее жизнедеятельности.

Аналитико-прогностическая работа: изучение демографической ситуации, тенденций и причин социального и семейного неблагополучия, мнения населения о качестве и спектре оказываемой социальной помощи молодым семьям, актуальной и перспективной потребности в ней; разработка на этой основе предложений по корректировке и совершенствованию социальной работы, планированию социального развития, учету демографических факторов и показателей при строительстве жилья и социально-культурных объектов.

Медико-социальная работа: индивидуальная работа по предупреждению вредных привычек (пьянства, курения, употребления наркотиков, малоподвижном образа жизни и т.д.), подготовке членов молодых семей к рождению ребенка, профориентация молодежи с учетом состояния их здоровья;

Работа по снятию нервно-психических и физических нагрузок, предупреждению и профилактике заболеваний, связанных с перегрузками нервной и мышечной системы, обучению передовым методам физической и психической культуры. Перечисленные виды деятельности могут осуществляться в социально-психологических службах, центрах здоровья и народной медицины, а также в отделах и секторах других социальных Служб.

Социально-педагогическая работа: социальный патронаж молодых семей, имеющих неблагополучные психологические и социально-педагогические условия, оказание помощи в семейном воспитании, в преодолении родителями педагогических ошибок и конфликтных ситуаций с детьми, семейных конфликтов.

Создание условий для формирования среды общения и досуга молодежи, стимулирования развития семейного, молодежного туризма, развитие современных форм воспитания личности. К таким службам относятся центры досуга, бюро путешествий и туризма, женские и молодежные клубы, клубы деловых встреч и т.п.

Социально-реабилитационная работа: помощь в социальной реабилитации и адаптации безработным, эмигрантам, лицам, вынужденно поменявшим место жительства (содействие в получении пособий, постоянного жилья, в трудоустройстве, переквалификации и устройстве на работу по вновь приобретенной специальности и т.д.); инвалидам, женщинам, имеющим детей; молодым семьям, имеющим неблагоприятные социально-правовые условия; организация работы отделений социальной реабилитации молодежи с дезадаптированным поведением.

Социальная реабилитация и адаптация членов молодых семей, попавших в трудную жизненную ситуацию, вернувшихся из мест лишения свободы, специальных учебно- и лечебно-воспитательных учреждений, длительное время не работающих и не учащихся, алкоголиков, наркоманов и т.п.; социальное становление членов молодых семей с недостатками в физическом и умственном развитии, инвалидов и др. Для этого создаются службы или центры социальной реабилитации и адаптации, приюты, убежища, социальные общежития, социальные гостиницы и т.п.

Информирование и консультирование по вопросам прав, ответственности и обязанностей членов молодых семей в различных видах деятельности, знакомство с льготами, законодательными и нормативными документами. Информацию и консультацию можно получить в центрах документации и информации, юридических службах и т.п.

Службы социальной помощи молодежи самостоятельно формируют и осуществляют программу деятельности в оказании социальных услуг населению, избирают формы и методы достижения целей и задач, оговоренных в положении конкретной службы.

Выделим сложившиеся в настоящее время в социальных учреждениях четыре основные формы государственной помощи молодым семьям:

-     денежные выплаты семьям на детей и в связи с рождением, содержанием и воспитанием детей;

-     трудовые, налоговые, жилищные и др. льготы;

-     бесплатные натуральные выдачи семье и детям (детское питание, лекарства, питание беременным женщинам и т.д.);

-     социальное обслуживание молодых семей (оказание конкретной психологической, юридической помощи, консультирование, социальные услуги).

Также через системы социальных служб и клубов для молодежи проводятся комплексные меры по укреплению молодой семьи:

-     профилактическая работа с группами социального риска среди молодежи и подростков, обобщение и внедрение эффективного опыта по предотвращению асоциального поведения подростков и молодежи;

-     расширение деятельности профильных лагерей, клубов, организация досуга молодежи;

-     принятие эффективных мер для снижения уровня подростковой и молодежной преступности;

-     создание условий для психолого-медико-педагогической реабилитации детей и подростков, социальная адаптация несовершеннолетних с девиантным поведением;

-     развитие учреждений социального обслуживания молодежи;

-     просвещение подростков по вопросам репродуктивного здоровья, безопасного материнства, профилактики заболеваний, передающихся половым путем.

В городском управлении социальной защиты в г. Серпухов имеется отдел по делам семьи, женщин и детей. Этот отдел выполняет ряд задач:

- производит прием граждан по вопросам назначения ежемесячного пособия на ребенка, единовременного пособия по рождению ребенка неработающим родителям, единовременного пособия при рождении второго, третьего и последующих детей;

- осуществляет назначение государственного социального пособия студенческим семьям, имеющим детей, и отдельным категориям студентов;

- по предоставленным документам признает студентов, нуждающихся в социальной поддержке для назначения им государственных социальных стипендий в образовательных учреждениях;

Основная задача социальной работы с молодыми семьями в начале нового тысяче­летия заключается в дальнейшем развитии и совершенство­вании имеющихся форм, методов, способов и приемов деятельности, используемых специалистом для решения социальных проблем клиентов, стимулирование активизации их собственных сил для изменения неблагоприятной жизненной ситуации.

Наряду с этим, проблема дальнейшей разработки методов обусловлена и необходимостью научно-исследовательских изысканий со стороны специалистов по социальной работе с молодыми семьями, как в рамках общества, так и в масштабах малых групп. Особенно важно отметить, что развития этой деятельности осуществляется в процессе непосредственной практической работы через оказание адресной, комплексной и своевременной помощи.


2.2 Правовые нормы семейно-брачных отношений


Среди многих аспектов проблемы формирования готовности молодежи к семейной жизни важнейшим является правильное понимание социальной роли семьи и брака в современном обществе, наличие гражданского правового сознания. В данное время отмечается значительное ослабление регулирующего воздействия ранее установленных в обществе и закрепленных в общественном сознании норм и стандартов поведения в семье. Связано это в первую очередь с тем, что в современных условиях исчезли некоторые важные функции, игравшие существенную роль в традиционной семье. Значительно изменились и функциональные роли, типичные для мужчины-супруга и женщины-жены, имевшие место в прошлом. Брак и семья в представлении отдельных людей все больше становятся в основном средством удовлетворения их потребностей в интимном и неформальном общении. Наряду с нравственным регулированием брачно-семейных отношений существует и правовое регулирование этих отношений, которое фиксирует и закрепляет их социальную сущность путем определения основных гражданских прав и обязанностей членов семьи друг перед другом и перед обществом.

Основным актом, регулирующим семейные отношения, является Кодекс, согласно которому семейное законодательство представляет собой законодательные и иные нормативные акты, регулирующие:

1. Установление порядка и условий вступления в брак;

2. Личные и имущественные отношения, возникающие в семье между членами семьи: супругами, родителями и детьми, в том числе между усыновителями и усыновленными, а в случаях и пределах, предусмотренных семейным законодательством между другими родственниками и другими лицами;

3. Определение формы и порядок устройства в семью детей, оставшихся без попечения родителей.

В статьях Семейного кодекса РФ указаны права и обязанности супругов, назовем наиболее значимые для молодых семей:

31. Равенство супругов в семье.

1. Каждый из супругов свободен в выборе рода занятий, профессии, мест пребывания и жительства.

2. Вопросы материнства, отцовства, воспитания, образования детей и другие вопросы жизни семьи решаются супругами совместно исходя из принципа равенства супругов.

3. Супруги обязаны строить свои отношения в семье на основе взаимоуважения и взаимопомощи, содействовать благополучию и укреплению семьи, заботиться о благосостоянии и развитии своих детей.

34. Совместная собственность супругов.

1. Имущество, нажитое супругами во время брака, является их совместной собственностью.

2. К имуществу, нажитому супругами во время брака (общему имуществу супругов), относятся доходы каждого из супругов от трудовой деятельности, предпринимательской деятельности и результатов интеллектуальной деятельности, полученные ими пенсии, пособия, а также иные денежные выплаты, не имеющие специального целевого назначения (суммы материальной помощи, суммы, выплаченные в возмещение ущерба в связи с утратой трудоспособности вследствие увечья либо иного повреждения здоровья и другие). Общим имуществом супругов являются также приобретенные за счет общих доходов супругов движимые и недвижимые вещи, ценные бумаги, паи, вклады, доли в капитале, внесенные в кредитные учреждения или в иные коммерческие организации, и любое другое нажитое супругами в период брака имущество независимо от того, на имя кого из супругов оно приобретено либо на имя кого или кем из супругов внесены денежные средства.

34.3. Право на общее имущество супругов принадлежит также супругу, который в период брака осуществлял ведение домашнего хозяйства, уход за детьми или по другим причинам не имел самостоятельного дохода.

36. Собственность каждого из супругов.

1. Имущество, принадлежавшее каждому из супругов до вступления в брак, а также имущество, полученное одним из супругов во время брака в дар, в порядке наследования или по иным безвозмездным сделкам (имущество каждого из супругов), является его собственностью.

2. Вещи индивидуального пользования (одежда, обувь и другие), за исключением драгоценностей и других предметов роскоши, хотя и приобретенные в период брака за счет общих средств супругов, признаются собственностью того супруга, который ими пользовался.

37. Признание имущества каждого из супругов их совместной собственностью.

Имущество каждого из супругов может быть признано их совместной собственностью, если будет установлено, что в период брака за счет имущества супругов или имущества каждого из супругов, либо труда одного из супругов были произведены вложения, значительно увеличивающие стоимость этого имущества (капитальный ремонт, реконструкция, переоборудование и другие).[[18]]

Наряду с Семейным кодексом РФ существуют закон «Основные направления молодежной политики в РФ», а также правительственная программа «Молодежь России». Сегодня необходимо гарантированное предоставление социальных услуг молодым семьям, создание и совершенствование работы учреждений социальной службы молодежи, комитетов по делам молодежи.[[19]] Важным направлением улучшения материального положения молодых семей и повышения их экономической самостоятельности должно стать предоставление им различных по размерам и формам кредитов на выгодных условиях.

В настоящее время действующим законодательством предусмотрено несколько государственных кредитов для молодых семей. Предлагается законодательно обеспечить порядок выкупа государством частично или полностью кредитных обязательств молодой семьи.       

 

Исследование


Чтобы попробовать определить готовность студентов к браку, я провела опрос на данную тему (см. приложение).

Среди 40 опрошенных, представлены студенты 3 курса РГСУ (две группы).

По результату опроса положительно относящихся к браку, в процентном соотношении, составляет 65% от числа всех респондентов. Среди опрошенных 25% пока не задумывались об этом. Затруднились ответить 8%, а отрицательное отношение к браку у 2% опрошенных.

Среди опрошенных 94% считают, что самый приемлемый возраст для вступления в брак 20-30 лет, а остальные 6% считают от 18-20 лет. Положительно то, что никто не ответил в возрасте от 16-20лет. Значит, большинство считает, что брак в раннем возрасте неприемлем.

На вопрос об отношении к браку с разными национальностями мнение разделилось следующим образом: 38% опрошенных ответили, что это их не интересует, 25% затруднились ответить, 12% ответили, что для них это не главное, но родители против. Среди опрошенных 25% считают, что нельзя вступать в брак с разными национальностями, причиной этого, по моему мнению, может служить распространившийся в России расизм.

На вопрос о значимости социального положения второй половины большинство студентов ответили, что для них это не имеет значение (75%), 7% ответили – студент(ка), 3% - рабочий. Остальные 15% опрошенных хотят, чтоб их вторая половина занималась бизнесом, причем так ответили, только девушки.

На вопрос состоите ли вы в браке, лишь один человек ответили положительно, а трое сожительствуют.

 

Заключение


Сегодня на этапе перехода к рыночным отношениям происходит процесс реформирования многих общественных институтов, одним из которых является семья. Особо уязвимой в новых условиях оказалась молодая семья. Изучение отношений, возникающих в самой семье (материальных, психологических, социальных), политики государства по отношению к молодым семьям, дает возможность специалистам по социальной работе понять специфику работы с молодыми семьями.

Критерием молодой семьи, прежде всего, является очередность брака – первый, продолжительность совместной жизни – до трех лет и границы возраста супругов – от 18 до 30 лет. По своей структуре современная молодая семья бывает полной, типичной и семьей социального риска. К последнему типу относятся неполные, семьи одиноких и несовершеннолетних матерей, те семьи, где отец проходит срочную военную службу, студенческие семьи, а так же семьи в которых один из ее членов является инвалидом. Из них наиболее многочисленны группы неполных и студенческих семей.

В Российской Федерации накоплен опыт практической социальной работы с молодыми семьями. Но, несмотря на это, в нашей стране за последнее десятилетие количество разводов возросло, в основном среди молодых семей. Такое положение связано с рядом объективных и субъективных факторов. Из объективных факторов следует отметить следующее: общая дестабилизация всей социально-экономической системы; несоответствие уровня семейного бюджета уровню прожиточного минимума; обострение жилищных проблем, проблем безработицы.

В настоящее время перед молодыми семьями стоит ряд острых проблем, главными из которых можно считать проблему жилья, трудоустройства, а также различные психологические проблемы, рассматривать которые необходимо с позиции не только настоящего, но и будущего во всех сферах жизнедеятельности общества. Решить их можно лишь с помощью государственных программ и проектов. Также необходимо создавать в городах управления социальной защиты по делам семьи и молодежи, информационные центры «Семья», «Молодая семья», направленные на подготовку к семейной жизни, юридическую консультацию, психологическую службу помощи для молодых семей и телефоны доверия. Правительство РФ выпустило постановление, по которому в городах, где численность населения более 50 тыс. человек, необходимо создавать центры «Семья». Но, к сожалению, далеко не везде это выполняется. Все эти проблемы необходимо решать незамедлительно, ведь именно молодая семья является будущим и надеждой России. Стабильная благополучная семья может функционировать только при определенной подготовке молодых людей к совместной семейной жизни. Решение возникающих в молодой семье социальных проблем не может быть реализовано без организации социальной работы и разворачивания деятельности социальных служб для молодежи.

 

Список литературы


1.                 Семейный кодекс РФ.

2.                 Богданов Г.Т., Богданович Л.А., Полеев А.М. и др. Супружеская жизнь: гармония и конфликты / сост. Л.А. Богданович. – 2-е изд. – М.: Профиздат, 1991.

3.                 Гребенников И.В. Основы семейной жизни: Учеб. пособие для пед. ин-тов. – М.: Просвещение, 1991.

4.                 Дорохова М.В. Основные проблемы семей, обращающихся в Центр социально-психологической реабилитации при НИИ детства РДФ // Будущее России и новейшие социологические подходы. Часть 2. – М. 1999.

5.                 Зацепин В.И. О жизни супружеской. М., 1978.

6.                 Книга молодой семьи/ В.Лисовский, Л.Вебер и др. – Л.: Лениздат, 1990.

7.                 Кузнецова М.В. Молодая семья и ее социальная защита в современном обществе – Социальная работа с семьей. - Москва. 1995г.

8.                 Панкова Л.М. Для будущих супругов. – М.: Мысль, 1988.

9.                 Проблемы семьи и современной политики. Вып. 3. – М., 1993.

10.            Сизанов А.Н., Быков В.М. Безопасное и ответственное поведение: Цикл бесед, практических и тренинговых занятий с учащимися I-XI классов о ВИЧ-инфекции и наркотической зависимости: Пособие для класс. рук., воспитателей, психологов и соц. педагогов / под ред. А.Н. Сизанова. – Мн.: «Тессей», 1998. Ч. III.

11.            Социальная работа с семьей в системе местного самоуправления. Учебное пособие/ Под ред. В.П. Малыхина. – М.: Социально-технологический институт , 2000.

12.            Сысенко В.А. Супружеские конфликты. – М.: Мысль, 1989.

13.            Шеляг Т.В. Современная семья и социальная работа. – М.: Социально-технический институт, 1999.

14.            Юркевич Н.Г., Красовский А.С., Бурова С.Н и др. Этика и психология семейной жизни: Кн. для учителя. – Мн.: Нар. аскета, 1989.

15.            Райгородский Д.Я. Психология семьи, Самара: Издательский Дом «БАХРАХ-М», 2002.

16.            Жедунова Л.Г., Можаровский И.А., Посысоев Н.Н., Юрасова Е.Н. Основы психологии семьи и семейного консультирования.- М.: Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2004.

17.            Карабанова О.А. Психология семейных отношений и основы семейного консультирования. – М.: Гардарики, 2005.

18.            Холостова Е.И., Сорвина А.С. Социальная работа: теория и практика.- М: ИНФРА-М, 2003.

19.            Буянова М.О., Гусов К.Н. и др. – 3-е изд., перераб. и доп. – М: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2004.

 

Приложение


Опрос на тему: «Готовы ли вы к созданию семьи?»


1.                 Как вы относитесь к браку?

а) положительно

б) отрицательно

в) пока не думал об этом

г) затрудняюсь ответить

2. Считаете ли вы нормальным вступать в брак во время учебы в ВУЗе?

а) да, это нормально

б) нет, брак мешает учебе

в) может быть

г) не знаю


3. В каком возрасте, как вы считаете, нужно вступать в брак?

а) от 16-18 лет

б) от 18-20 лет

в) от 20-30 лет

г) от 30 и старше


4. Как относитесь к браку с разными национальностями?

а) это меня не интересует

б) так нельзя

в) для меня нет разницы, а родители против

г) затрудняюсь ответить


5. Для вас имеет значение социальное положение вашей половины?

а) да

б) нет

в) может быть, это и лучше, но вообще, нет

г) не знаю


6. На каком социальном уровне должна быть ваша половина, чтобы привлечь к себе внимание?

а) студент(ка)

б) рабочий

в) заниматься бизнесом

г) не имеет значение


7. Как вы относитесь к браку в раннем возрасте (до 18лет)?

а) нормально

б) нормально, но это не надолго

в) отрицательно

г) затрудняюсь ответить


8. Хотели ли вообще вступать в брак?

а) да

б) да, но сначала доучусь

в) не знаю

г) нет


9. Состоите ли вы в браке?

а) да

б) нет

в) сожительствуем


О себе.


10. Ваш пол?

а) мужской

б) женский


11. Ваша национальность?

а) русский(ая)

б) другая


12. Ваш возраст?

а) от 18-20 лет

б) от 20-23 лет

в) старше 23 лет


13. Место вашего рождения?

а) деревня

б) село

в) город

г) мегаполис


[1] Дивицына Н.Ф.- Семьеведение-М, 2006.-С.24.

[2] Российская газета от 3.07.1993.

[3] М.В. Кузнецова Молодая семья и ее социальная защита в современном обществе – Социальная работа с семьей. – М, 1995. – С. 4.

[4] Шеляг Т.В. Современная семья и социальная работа. – М.:  Социально-технический институт, 1999. – с. 141.

[5] Дивицына Н.Ф.- Семьеведение-М, 2006.-С.187.

[6] Зацепин В.И. О жизни супружеской. - М.,  1978. – С. 86.

[7] Сизанов А.Н., Быков В.М. Безопасное и ответственное поведение: Пособие для класс. рук., воспитателей, психологов и соц. педагогов / под ред. А.Н. Сизанова. Ч. III. – Мн.: Тессей, 1998. - С. 94.

[8] Юркевич Н.Г., Красовский А.С., Бурова С.Н и др. Этика и психология семейной жизни: Кн. для учителя. – Мн.:  1989. - С. 224.

[9] Богданов Г.Т., Богданович Л.А., Полеев А.М. и др. Супружеская жизнь: гармония и конфликты / сост. Л.А. Богданович. – 2-е изд. – М.: Профиздат, 1991.-  С. 83.

[10] Богданов Г.Т., Богданович Л.А., Полеев А.М. и др. Супружеская жизнь: гармония и конфликты / сост. Л.А. Богданович. – 2-е изд. – М.: Профиздат, 1991.-  С. 89.

[11] Гребенников И.В. Основы семейной жизни: Учеб. пособие для пед. ин-тов. – М.: Просвещение, 1991.- С. 64.

[12] Гребенников И.В. Основы семейной жизни: Учеб. пособие для пед. ин-тов. – М.: Просвещение, 1991.- С. 79.

[13] Шеляг Т.В. Современная семья и социальная работа. – М.:  Социально-технический институт, 1999. – с. 139.

[14] Дорохова М.В. Основные проблемы семей, обращающихся в Центр социально-психологической реабилитации при НИИ детства РДФ // Будущее России и новейшие социологические подходы. Часть 2. – М. 1999 – С.20.

[15] Дорохова М.В. Там же – С.22.

[16] Панкова Л.М. Для будущих супругов. – М.: Мысль, 1988. – С. 74.

[17] Сысенко В.А. Супружеские конфликты. – М.: Мысль, 1989. – С. 76.

[18] Семейный кодекс Российской Федерации был принят 8 декабря 1995 г. Пятой Государственной Думой. Президент России подписал этот Федеральный закон 29 декабря 1995 г., а в соответствии со ст. 168 Семейного кодекса Российской Федерации с 1 марта 1996 г. он вступил в силу.


[19] Дивицына Н.Ф.- Семьеведение-М, 2006.-С.200.



Страницы: 1, 2, 3