Модели работы психолога с семьей
Модели работы психолога с семьей
План
Введение
1. Модели работы психолога с семьей
2. Консультирование родителей
3. Организация доверительного разговора
Заключение
Список литературы
Тема работы очень актуальна в наше время, так как знания и
воспитание, которые может дать родителям только опытный специалист, формирует
личность ребенка. На этой основе и должны строиться доверительные отношения
между родителями и психологом.
Цель моей работы – доказать, что совместная работа психолога с
родителями – основное условие успешной деятельности детского психолога.
Предметом научного изучения детство стало сравнительно поздно. В XVII-XVIII вв. ребенок как
объект научного исследования рассматривался в рамках естественных наук, прежде
всего в медицине. В конце XVIII в. появилась книга врача Д. Тидеманна о развитии психических
способностей ребенка. В 1851 г. выходит книга Лебиша «История развития души
ребенка». Большое количество исследований особенностей детского развития
принадлежало врачам и естествоиспытателям, в том числе Ч. Дарвину. В конце
1870-х гг. русский психиатр И.А. Сикорский опубликовал исследование об
особенностях утомления детей.
Переломным моментом в исследовании ребенка стала книга «Душа
ребенка» В. Прейера (1881), в которой описаны результаты ежедневного наблюдения
за развитием собственного сына. После появления книги В. Прейера интерес к
психологии развития ребенка возрастает.
В Америке начинает проводить педагогические исследования С. Холл.
Другой американский психолог Дж. Болдуин утверждал необходимость
индивидуального подхода к ученикам на основе данных экспериментальной
психологии. Значительное влияние на становление педагогической психологии имели
труды немецкого ученого К. Гроса, создавшего теорию игры. Необходимость
научного обоснования педагогического процесса на основе психологических знаний
о ребенке подчеркивали Ян Амос Коменский, Дж. Локк, Жан Жак Руссо, Иоганн
Песталоцци, Адольф Дистервег, П.Ф. Каптерев.
Особую роль в становлении педагогической психологии как науки
сыграли труды К.Д. Ушинского, прежде всего его книга «Человек как предмет
воспитания. Опыт педагогической антропологии». Педагогическая психология как
самостоятельная наука стала формироваться в середине XIX в., а интенсивно
развиваться - с 80-х гг. XIX в. Первая русская лаборатория по изучению ребенка в
педагогических целях была основана А.П. Нечаевым в Петербурге в 1901 г.
Основой педагогической психологии (термин был предложен в
1877 г. П.Ф. Каптеревым) считались общепсихологические закономерности и
механизмы образовательного процесса. Именно П.Ф. Каптерев предложил
рассматривать образование как выражение внутренней самодеятельности
человеческого организма и развитие способностей.
В конце XIX в. определились две тенденции развития педагогической психологии.
Первая - связана с комплексной разработкой проблем психического развития
ребенка, его обучения и воспитания, профессиональной деятельности учителя (Н.Х.
Вессель, П.Ф. Каптерев, П.Д. Юркевич, П.Ф. Лесгафт, В. Анри, Э.Клапаред, Дж.
Дьюи и др.). Вторая тенденция обозначилась в связи с выходом работ Г. Ле Бона
«Психология воспитания» (1910) и В.А. Лая «Экспериментальная дидактика» (1903),
зафиксировавших самостоятельность экспериментальной психологии в обучении и
воспитании. Психология учителя - самостоятельный раздел педагогической
психологии стал формироваться в 40-50-х гг. XX в. До этого существовала скорее «психология для
учителя», задачей которой было психологическое просвещение учителей (У. Джеймс,
Г. Мюнстерберг, Дж. Дьюи).
В начале XX в. в России состоялись два съезда по педагогической психологии
(1906, 1909) и три - по экспериментальной педагогике (1910, 1913, 1916), где
обсуждались вопросы совершенствования педагогического процесса на основе
психологических рекомендаций. Большой интерес на съездах вызвали выступления
педологов.
Возникнув в конце XIX в. на Западе, педология как комплексная наука о ребенке в
начале XX в.
распространилась и в России. В 1904 г. в Петербурге открылись педологические
курсы под руководством А.П. Нечаева, целями которых были распространение
знаний, необходимых для понимания особенностей развития, а также образование
педагогов. Значительный вклад в развитие педологии внес русский ученый П.П.
Блонский, выступивший за перестройку педологии на основе марксизма. Педология
была включена в программу педагогических институтов.
Ребенок в своем онтогенетическом развитии повторяет главные этапы
биологической эволюции и культурно-исторического развития человечества. Эта
теория легла в основу концепции культурно-исторического развития Л.С.
Выготского.
Значительным событием в истории отечественной педагогической
психологии стал Всероссийский съезд по борьбе с детской дефективностью,
беспризорностью и преступностью (1920), председателем организационного комитета
которого был В.П. Кащенко.
Большое значение для становления педагогической психологии имела
работа М.Я. Басова «Опыт методики психологических наблюдений и ее применение к
детям дошкольного возраста». Вслед за А.Ф. Лазурским, разработавшим методику
естественного эксперимента, М.Я. Басов стремился найти объективные методы
изучения детей.
27 декабря 1927 г. открылся Первый съезд педологов, с основным
докладом на котором выступил А.Б. Залкинд. На его основе была разработана программа
развития педологии.
В 1936 г. вышло постановление ЦК ВКП (б) «О педологических
извращениях в системе наркомпроса», в котором отмечалось, что педология есть
результат некритичного перенесения в советскую педагогику антинаучных принципов
буржуазной науки. После выхода постановления развитие педологической психологии
было приостановлено. Против разработок педологов активно выступал
А.С. Макаренко, призывавший к целостному подходу к личности воспитанника,
которая формируется детским коллективом.
В 1950-е гг. А.Р. Лурия и его коллеги разрабатывают проблему
диагностики умственной отсталости, которую начал исследовать еще в 1920-е гг.
Л.С.Выготский.
В 1988 г. вышло постановление Государственного комитета СССР по
образованию о введении ставки школьного психолога во всех учебно-воспитательных
учреждениях страны, что явилось правовой основой деятельности практического
психолога образования, определило его социальный статус, права и обязанности.
Таким образом, педагогическая психология в связи с разветвленной психологической
службой, обеспечивающей развитие образования на современном этапе, представляет
собой органичное единство методологии, теории и практики. Накопленные в
отечественной педагогической психологии научные данные о закономерностях
психического развития ребенка, о характеристиках различных возрастных периодов,
о механизмах обучения и воспитания, об особенностях труда учителя являются
фундаментальными предпосылками для работы психолога в образовании. Достижения
педагогической психологии активно используются педагогами, которые осознают
потребность в психологическом осмыслении образовательных ситуаций и
сотрудничают с психологом. Развитие педагогической психологии и ее тесная связь
с практикой позволили существенно изменить образовательную ситуацию в России.
Если конкретно говорить о проблеме «воспитания родителей», то
корни этой проблемы уходят глубоко в историю человечества. Во все века молодые
родители испытывали потребность получать поддержку в воспитании своих детей.
В прежние времена, когда люди жили большими семьями, необходимые
знания и навыки семейной жизни передавались от поколения к поколению. В
современном обществе, когда связь между поколениями уже нарушена, передача
необходимых знаний становится одной из важных задач общества.
И только в XX веке уровень развития общества позволил организовать помощь
профессионально. По мере развития массовой информации в нее включились
литература, радио, телевидение. В настоящее время все яснее становится
необходимость участия в воспитании родителей профессионально подготовленных
специалистов.
Мысль о том, что родителей надо учить воспитывать своих детей,
осознавалась еще в глубокой древности. Количество специальных журналов и
методик по воспитанию детей возросло в XIX веке. Тогда же в Европе и Америке возникли
первые ассоциации, специализирующиеся на вопросах воспитания родителей. Важным
периодом в организации воспитания родителей были 20-30-е годы нашего столетия,
когда усилился научный интерес к проблемам семьи.
Рассматривая подходы к воспитанию родителей в США в 20-е годы,
С.Л. Шлоссман пишет, что это была новая попытка разрешить старые проблемы.
Пионер в этой области, Лоренс Франк, считал воспитание родителей «средством
трансформации общества», ибо если научить родителей воспитывать детей
по-научному, то таким образом можно воспитывать граждан, способных
реформировать социальные институты.
И в настоящее время многие ученые считают воспитание родителей
важнейшим условием решения соц. проблем.
Однако исследования показывают, что родители, воспитывая детей,
все больше нуждаются в помощи специалистов. Консультации и инструкции нужны не
только родителям детей неблагополучных групп или групп риска. Они необходимы и
благополучным семьям – растущие потребности общества предъявляют к семье все
новые требования.
Анализируя вопросы воспитания родителей, шведский ученый Кехлер подчеркнул
резкое изменение статуса семьи в результате того, что женщины стали работать.
Постоянное увеличение числа работающих женщин привело общество к необходимости
создать дошкольные учреждения и обучать специалистов для работы в них.
Знания и воспитания формируют личность ребенка и помогают
родителям находить правильные приемы воспитания.
Модели
работы психолога с семьей
У истоков профессиональной психологической помощи семье стоят
врачи, прежде всего психиатры и психотерапевты. В работе с семьей они опираются
на теоретические принципы и представления о личности. Объектом психологической
помощи семье является группа людей, а не отдельный человек. В некоторых
психологических теориях недостаточно четко очерчены теоретические принципы
консультирования и психологической поддержки семьи.
Работа психолога в образовательном учреждении (школа или детский
сад) предполагает взаимодействие с родителями. Чаще всего родители обращаются к
психологу, если у них возникают какие-либо проблемы во взаимоотношениях с
ребенком. Бывают ситуации так называемого «принудительного» консультирования,
когда педагог или воспитатель просят психолога поработать с родителями и
настоятельно советуют родителям прийти на консультацию к психологу. Это две
принципиально разные ситуации - самостоятельный выбор родителей или посещение
психолога по настоятельной просьбе кого-либо. В первом случае с родителями
намного легче установить конструктивные отношения и попытаться вместе найти
выход из сложившейся ситуации. Во втором случае можно обнаружить, что
направившие на консультацию (педагог, другой член семьи) решают таким образом
свои проблемы и хотят использовать психолога в качестве инструмента
воздействия. Психологу, видимо, следует показать, что он не заинтересован
насильно работать с родителем. Можно объяснить ему суть и возможности
консультирования. В таком случае возможно изменение мотивации и предпосылок для
возникновения продуктивного контакта. Также спокойно надо относиться к тому,
что такой родитель останется лишь формальным клиентом или перестанет посещать
психолога.
Работа с родителями (или с одним из них, чаще это мать) начинается
в ходе обстоятельной беседы по поводу истории развития ребенка, при
обследовании ребенка и в процессе заключительной беседы по результатам
обследования. На всех этапах необходимо создать доверительные, откровенные
отношения с родителями обследуемого ребенка. В их основе лежат уважение и
понимание беспокойства и тревоги, которые испытывают родители. Любой намек на
некомпетентность родителей, неодобрение или критика их действий могут привести
к сильным защитным реакциям, нарушению контакта или отказу встречаться с
психологом.
Во время первой встречи с родителями психологу необходимо понять
мотивы обращения за консультацией, разъяснить цели и задачи консультирования.
А.С. Спиваковская выделяет несколько типов не вполне осознанной
мотивации обращения родителей к психологу:
«У нас неблагополучный ребенок, потому что мы неумелые родители».
В запросе на психологическую помощь родители сетуют на свою несостоятельность:
«Мы часто ошибаемся, повышаем голос»; «Хочется быть спокойной, но это так
трудно...»; «Мы упустили сына» и т.п.
«Наш ребенок так же неблагополучен, как и наши супружеские
отношения». Во время встреч с психологом родители незаметно для себя с проблем
ребенка переходят к рассказу о супружеских отношениях. «Мы часто не находим
общего языка, в нашем доме постоянное напряжение и т.п.».
«Наш ребенок неблагополучен, потому что у него плохая (ой) мать (отец),
а у меня плохая (ой) жена (муж)». Во время консультации один из родителей,
аппелируя к психологу, как бы подчеркивает: «Вы же понимаете дело совсем не в
ребенке».
«Манипулятивные мотивы» - за декларируемым мотивом обращения
помочь ребенку стоят попытки добиться каких-то выигрышей, используя
вмешательство психолога. Например: «Ребенок неблагополучен, поэтому им должен
заниматься отец».
Обычно после рассказа о ребенке следует вопрос: «Может, привести
на консультацию мужа, вы ему все объясните». «Ребенок неблагополучен из-за
влияния бабушки, поэтому нам лучше разъехаться». В том случае, если психолог
попадает в ловушки манипулирования, родители будут влиять на других людей,
аппелируя к его мнению.
Многие родители недооценивают объем и сложность процесса
консультирования, временных затрат, ориентированы на получение готового
результата. Важно также избегать неоправданных ожиданий, которые могут привести
к чувству неудовлетворенности.
Беседа, проводимая психологом по итогам изучения ситуации,
направлена на: 1) обсуждение общего состояния ребенка, а также характера,
степени и причин выявленных трудностей; 2) совместную разработку системы
конкретных мер помощи или специальной коррекционной, развивающей или
тренинговой работы для ребенка; 3) обсуждение проблем родителей, их отношения к
трудностям ребенка; 4) планирование следующих встреч (в случае необходимости).
Выделим основные стадии консультативного процесса:
Установление доверия между психологом и родителями (родителем). На
этом этапе достигается обоюдное доверие. Психолог внимательно выслушивает
родителя, проявляя заинтересованность, эмпатию, а также выражает поддержку в
понятной для педагога форме.
Исследование и определение проблемы. Родитель описывает ситуацию,
причины ее возникновения. Психолог задает вопросы уточняющего характера,
информирует о результатах обследования ребенка. Уточнение проблемы ведется до
того момента, пока не будет достигнуто одинакового ее понимания. Формулировка
проблемы должна быть ясной и конкретной.
Определение вариантов решения проблемы и планирование деятельности
по ее решению. На этом этапе обозначаются возможности и ограничения родителей в
решении, определяются цели, методы и конкретные пути разрешения проблемы.
Особое внимание психолог обращает на формулировку целей, которые ставит перед
собой родитель. Цели должны быть реалистичными (т. е.
достижимыми); конкретными (внешнему наблюдателю должно быть понятно, в
чем конкретно будет проявляться желаемый результат); измеримыми (по
каким признакам можно судить, что цель достигнута); проверяемыми (должно быть
понятно, есть ли движение к этой цели) и привлекательными (чтобы
родитель хотел их достигнуть). Специально обсуждается вопрос о том, насколько
родители верят в себя и свои возможности и каковы их ограничения.
Анализ и оценка достигнутых результатов осуществляются на основе критериев,
по которым родитель может судить о решении проблемы. В случае если цели не
достигнуты, возможно уточнение плана решения проблемы или возврат на стадию
исследования и определения.
Таким образом, основная цель психолога, работающего с родителями,
- достижение возможно более глубокого и объективного понимания ребенка. Тактика
работы с родителями предполагает: подробное обсуждение конкретных результатов,
полученных в ходе обследования ребенка; информирование их о ходе коррекционной
или развивающей работы, которую проводит психолог; родителям полезно иметь на
руках психологическое заключение, написанное ясным, понятным языком, или самим
записать выводы и рекомендации, так как это поможет им обдумать результаты
консультации, найти конкретные меры помощи, проверить их правильность, наблюдая
за изменениями в поведении ребенка.
КОНСУЛЬТИРОВАНИЕ
РОДИТЕЛЕЙ
Одна из наиболее частых проблем, с которыми приходится
сталкиваться в консультационной работе, — жалобы родителей на трудности во
взаимоотношениях со своими взрослыми детьми. Обычно с такими жалобами приходят
матери, но бывает, что и оба родителя или даже один отец. При этом обычно факт
своего обращения за помощью они хотят сохранить в тайне от детей. Это значит,
что с самого начала беседы психолог должен быть ориентирован на разрешение
конфликта “силами присутствующих”, без привлечения дополнительной информации,
не имея возможности взглянуть на данную ситуацию глазами “обвиняемых” —
детей.
Очень условно жалобы родителей на детей можно разделить на
четыре группы (разумеется, они не являются взаимоисключающими, а чаще всего
сопутствуют друг другу).
1. Отсутствие контакта с детьми: непонимание того, как они
живут, чем интересуются, невозможность поговорить с ними по душам, ощущение
своей родительской ненужности, чуждости ребенку т.д. Для клиентов с такими
проблемами характерны высказывания типа: “Я его (ее) совершенно не понимаю” или
“Я ничего о ней не знаю, где она бывает, кто ее друзья” или “Он мне ничего о себе
не рассказывает, не доверяет” и т.д.
Страницы: 1, 2, 3, 4
|