бесплатно рефераты

бесплатно рефераты

 
 
бесплатно рефераты бесплатно рефераты

Меню

Мировой рынок информационных ресурсов и услуг бесплатно рефераты


Таблица 1. Темпы распространения средств коммуникации


Технология

Время в годах, за которые была завоевана аудитория в 50 млн. пользователей

Телефон

72

Радио

38

Персональный компьютер

16

Телевидение

13

Интернет

4


В 1995 г. ресурсы Web росли с темпом 50% в месяц, удваивая объем текстов, по мнению Sun Microsystems, каждые 53 дня. Ежемесячно по каналам Интернета зимой 1995-1996 гг. проходило до 30 терабайт или около 20 млрд. страниц текстовой информации. Есть оценки, согласно которым на Web уже в 1995 г. приходилось не менее трети совокупного трафика Интернет, и эта доля постоянно возрастала. Анализ рынка показал, что объем трафика Сети, генерируемый конечными пользователями по всеми миру, будет ежегодно увеличиваться в 2 раза в период с 2002 по 2007 гг.

Количество постоянных пользователей российского сегмента Интернета в 2002 году возросло по сравнению с показателем 2001 года и составило около 4,2% всего населения страны, а число «нерегулярных» пользователей Интернета составляет около 15 млн. человек. В конце 2003 года 13% жителей России пользовались Интернетом .

Появление такого мощного средства информационного обмена и нового инструмента глобального маркетинга не могло не привлечь внимания мирового делового сообщества, но произошло это не сразу.

Несмотря на значительный (не менее чем десятикратный) рост числа серверов (хостов) Интернета с 1991 по 1995 гг., доля коммерческих серверов (хостов) осталась относительно стабильной и составляла 26,9 % в 1991 г. и 27,1 % в 1995 г. При этом сократилась доля хостов таких типов, как правительственные, учебные, исследовательские, и т. п., а число служебных сетевых и развлекательных хостов – увеличилось. Кроме того, до середины 90-х гг. использование Интернета и WWW для текущих коммерческих операций наталкивается на определенные недоработки в области защиты информации. Тем не менее, под нажимом делового сообщества с середины 90-х гг. в Интернете появились средства, облегчающие коммерческое использование сети, и, прежде всего, решение таких проблем, как обеспечение безопасности при обмене коммерческой информацией, оплату доступа к коммерческим ОБД в диалоговом режиме с использованием специальных депозитных счетов и кредитных карт, развитие новых видов информационных услуг, рассчитанных на предпринимателей, и т. п.

Коммерческий потенциал Интернета в деле распространения и организации доступа к деловой и коммерческой информации постоянно возрастал и число корпоративных клиентов приблизилось к критической массе уже в середине 1995 г. Не случайно не только коммерческие диалоговые службы, но и ведущие телекоммуникационные корпорации мира, такие как AT&T, MCI и BT, а также региональные компании бывшей Bell и другие менее мощные коммуникационные компании в это время вышли на рынок и начали развивать коммерческий сегмент Интернета. К этому времени в рамках этого сектора корпоративные пользователи уже могли рассчитывать на более высокие скорости, усиленную защиту данных, качество связи и службы поддержки пользователя.

Вплоть до конца 90-х гг. ведущие мировые издатели баз данных деловой и коммерческой информации не осознавали значимости и перспектив Интернета для развития их бизнеса и ориентировались на собственные проекты, реализуемые вне Интернета. Например, Reuters Holding Plc продолжал независимое развитие своей системы электронной торговли, обеспечивающей также оперативный доступ к биржевой и финансовой информации и деловым новостям, и даже в 1996 г., когда ведущая роль Интернета в качестве канала распространения информации через сеть ни у кого не вызывало сомнений, пытался продвигать на рынок систему Reuter 3000, которая отличалась новыми чертами и видами информационных услуг, так как помимо информации и возможности сделок предлагала гибкие инструменты анализа на основе обширной ретроспективной базы (от 5 до 15 лет) по более чем 90 тыс. корпораций и 155 тыс. опционов, 135 тыс. облигаций и 20 тыс. макроэкономических показателей плюс полнотекстовую базу деловых новостей, но должна была существовать вне Интернета. Эта система разрабатывалась более трех лет и потребовала более $100 млн. инвестиций, но уже в 1998 г. от ее независимости пришлось отказаться, и потребовались дополнительные многомиллионные вложения для адаптации данной системы к Интернету.

Коммерческие сетевые диалоговые службы, нацеленные на массового пользователя, и, прежде всего три службы: CompuServe, имевшая в момент начала массового использования службы WWW, т. е. в середине 1995 г., около 3,2 млн. пользователей в США и столько же в других странах, AOL с 3 млн. пользователей и Prodigy с 1,35 млн. пользователей (в сумме это было не меньше общего числа пользователей Интернета в то время), в отличие от Reuters и других ОБД избрали другую стратегию и сразу пошли по пути всемерной адаптации своих информационных услуг к возможностям, открываемым Интернетом. Благодаря этой стратегии число их подписчиков уже в 1995 г. выросло на 66% и насчитывало 11 млн.

Необходимо отметить, что влияние на рынок информационных ресурсов и услуг сети Интернет было связано с тем, что Интернет:

а) сделал мир и информационный рынок (да и рынок в целом) - действительно глобальным, когда каждый может торговать с каждым и производить для каждого услуги и продукты,

б) как обычно в случае рынка информационных услуг, не сломал существующую его структуру (участников, услуги и продукты), а дополнил ее. Все действовавшие до этого участники рынка сохранились, но были вынуждены измениться, еще больше сконцентрироваться на услугах с добавленной стоимостью (value-added services или VAS), так как лишились монополии, основывавшейся на старой системе дистрибуции (в свою очередь базировавшейся на локализации рынка, эксклюзивности, ограничении информации о конкурентных ценах),

в) предложил информационной деятельности новую модель бизнеса, основанную на бесплатных услугах. Век этой модели оказался не долог - всего 2-3 года. Основные участники, вышедшие на рынок информационных услуг до появления Интернета, этой модели следовать не стали, но не смогли доказать, что такая модель существовать не может. Поэтому в ходе бума эти участники потеряли в росте капитализации, но и падение капитализации в ходе кризиса, после того, как Интернет-пузырь, построенный на бесплатности информационных услуг, лопнул - не было для них таким болезненным,

г) дал возможность сделать рынок в секторе деловой и коммерческой информации рынка информационных услуг, сделать его по-настоящему массовым, но не в качестве самоцели, а решая еще более общую задачу вовлечения в инвестиции в Интернет-бизнес как можно большего числа людей (непрофессионалов), что позволило Интернет-компаниям в ходе бума больше заработать и распределить риски, а затем и потери, вызванные кризисом,

д) привел на рынок информационных услуг новых игроков - богатые медиа-холдинги - поставщиков массового content’а, которым требовались новые каналы сбыта и которые увидели их в Интернете,

е) подтвердил, что новая парадигма роста постиндустриальной экономики, названная обществом стилевого разнообразия - работоспособна и может принести существенные доходы тем, кто сумел создать новую модель поведения.

з) открыл новые направления развития рынка информационных услуг, прежде всего, b2b (business-to business) и b2c (business-to-consumer). За последние четыре года мировой оборот бизнеса в интернете вырос более чем в 20 раз. Ни одна другая отрасль экономики не может похвастаться такими темпами развития. Наиболее впечатляющими темпами (более чем в сто раз за четыре года) вырос оборот в области b2b.

Таким образом, сеть Интернет, получившая толчок в развитии с разрешением использования ее для коммерческих применений, сделала рынок информационных услуг по-настоящему массовым и глобальным. Информационная деятельность стала интегрироваться непосредственно в бизнес-процессы и открыла новые направления развития бизнеса в целом, изменив представление о механизмах реализации на рынке и сделав рынок глобальным.

Глава II. Рынок информационных ресурсов и услуг в России

 

2.1. Становление и развитие рынка


Основы рынка информационных ресурсов и услуг в России были заложены в последние полтора десятилетия социализма, когда существенная часть информационных услуг стала подготавливаться и оказываться на хозрасчетной основе, но при сохранении бюджетного финансирования закупки источников информация, части текущих затрат и технического развития.

В бывшем СССР во второй половине XX в. возникли и развивались экономические отношения, связанные с обменом информацией, появились системы информационного обеспечения, построенные на базе разделения труда и кооперации, велось активное сотрудничество с другими странами как в обмене информационных услуг и продуктов, так и в их подготовке. В стране сформировались и получили развитие некоторые компоненты рынка информационных услуг, которые были характерны для развитых стран, а именно: центры-издатели БД, специализирующиеся по видам обрабатываемых документов, центры-операторы БД, специализирующиеся на обслуживании потребителей на основе баз данных по отраслям и в регионах, система научно-технических библиотек и соответствующих подразделений предприятий и организаций, нацеленных на удовлетворение информационных потребностей при работе в тесном контакте с потребителями, наконец, сами потребители и информационные услуги и система экономических отношений между ними.

Однако это не был рынок информационных ресурсов и услуг в полном смысле, поскольку все подчинялось принятой административной системе распределения (а не распространения и обмена), в которой заранее (сверху) были определены поставщики и получатели информации, количество передаваемой информации, условия передачи и, в том числе, цены. Крайне важная функция – свободное распространение информации на рыночных основах – не рассматривалась как органически необходимая часть для развития процессов информационного обслуживания общества, обеспечения устойчивого развития процессов его информатизации и перехода на новую ступень экономического развития.

Развитие рынка информационных ресурсов и услуг в течение последнего десятилетия хорошо отражало развитие самих рыночных отношений в стране. В последние годы отмечается рост рынка информационных услуг – объем услуг (без учета услуг доступа) в российском сегменте Интернета в 2003 году увеличился по сравнению с 2002 годом на 25% и оценивался в 220 млн. долл. Объем электронной торговли в сети оценивался в 150-200 млн. долл., причем ежегодный рост составляет 30%.

Правительство РФ в последнее время уделяет особое внимание рынку информационных услуг, продуктов и телекоммуникаций. Федеральная целевая программа "Электронная Россия (2002-2010 годы)", принятая в январе 2002 года, должна обеспечить формирование нормативной правовой базы в сфере информационных и коммуникационных технологий (ИКТ), развитие информационной и телекоммуникационной инфраструктуры, сформировать условия для подключения к открытым информационным системам (в том числе посредством сети Интернет), а также обеспечить эффективное взаимодействие органов государственной власти и органов местного самоуправления с гражданами и хозяйствующими субъектами на основе широкого внедрения ИКТ. Финансирование Программы в 2003 году превысило 1,4 млрд. рублей.

 

2.2. Новые государственные и некоммерческие службы


Среди новых государственных информационных служб, появившихся после ликвидации СССР, следует отметить, прежде всего, те, что были созданы в рамках проектов Президентской администрации и Парламента. Вплоть до настоящего времени они не получили существенного развития и не вышли на рынок информационных услуг, занимаясь в основном обслуживанием создавших их структур.

Новые некоммерческие информационные службы были представлены прежде всего информационными системами, формируемыми в рамках Торгово-промышленной палаты (ТПП), а также информационными подразделениями отраслевых деловых ассоциаций. Эти службы вышли на рынок информационных услуг, однако, их роль пока не велика, так как вопросы информационного обеспечения соответствующих отраслей или направлений деятельности рассматриваются как второстепенные.

 

2.3. Коммерческие информационные службы


С разрушением административной системы предприятия, приобретя экономическую свободу, столкнулись с острой нехваткой практически любой информации делового и коммерческого характера, необходимой для работы в условиях формирующегося рынка. Потребности в деловой информации усиливало разрушение сложившихся внутриотраслевых и межотраслевых экономических связей и возникновение многочисленных негосударственных экономических партнеров (кооперативов, малых предприятий, банков, бирж).

Становление рынка услуг информационно-коммерческих систем началось в России еще в конце 80-х гг. в связи с появлением первых независимых коммерческих структур и расширением хозяйственной самостоятельности государственных предприятий. Возникновение дикого товарного рынка в конце 80-х, начале 90-х гг., бартеризация экономики, возникновение множества экономических агентов без деловой истории, стоящей за ними, привели к тому, что решающим на российском рынке информационных услуг стал сектор коммерческой информации.

В 90-е гг. в России появились новые независимые информационные организации, работающие на коммерческой основе, прежде всего, в области деловой и коммерческой информации. Коммерческая информация, которая, несмотря на важность в условиях формирования рыночных отношений, не покрывает всех информационных потребностей хозяйственных структур, первой в России приобрела товарный характер. Так как существующие государственные системы деловой и коммерческой информации оказались не в состоянии оперативно заполнить возникший еще в СССР информационный дефицит, еще с конца 80-х гг. стали возникать первые негосударственные информационные службы деловой и коммерческой информации. Начав с ведения картотек и выпуска печатных справочников, они быстро перешли к формированию баз данных. Отсутствие надежной телекоммуникации и универсальных ЭВМ привело к тому, что фактически все новые базы данных деловой и коммерческой информации подготавливались и распространялись на дискетах для ПК.

Качественно новый этап развития этого рынка начался в 1992 г. и был связан с бурным ростом товарных и финансовых рынков России в условиях либерализации ее экономики.

Благоприятный период для развития сектора биржевой и финансовой информации в середине 90-х гг. оказался очень коротким. Финансовый кризис, разразившийся в августе 1998 г., на фондовом рынке был замечен основными участниками этого рынка еще в ноябре 1997 г. и с этого времени вложения в его информационное обеспечение фактически остановились. С другой стороны, кризис вызвал резкий рост интереса к финансовой информации со стороны массового потребителя через Интернет, и это открыло новый стимул к развитию, хотя и не только не дало дополнительных ресурсов, но и не смогло компенсировать потери на рынке корпоративных клиентов.

Кроме того, кризис финансового рынка привел к росту внимания, обращаемого на развитие местного производства и на маркетинг и продвижение товаров. Поэтому сектора коммерческой (для проверки партнеров и мониторинга состояния рынка) и статистической (в части демографической информации для мониторинга потребительских предпочтений), а также сектор информации для специалистов (в части правовой информации) получили толчок к развитию.

 

2.4. Влияние Интернета на российский рынок информационных услуг


В России, где первые шаги в развитии Интернета обошлись без государственной поддержки, фактически повторился подход к созданию Интернета, использованный в США со второй половины 80-х гг. При интеграции усилий государства, спонсоров и коммерческих структур вполне реально функционирование российского национального сегмента Интернета, услуги которого стали платными для коммерческих пользователей, бесплатными для большинства бюджетников и относительно дешевыми для всех остальных.

2000-й год характеризовался значительным взлетом, а потом – резким падением интереса инвесторов к акциям высокотехнологических компаний, основными из которых выступали компании, работающие в области информационных услуг. Летом индекс NASDAQ начал падать и уже осенью его уровень опустился ниже февральского, а к 2001 г. он оказался ниже, чем в средний в 1999 г..

Страницы: 1, 2, 3, 4