бесплатно рефераты

бесплатно рефераты

 
 
бесплатно рефераты бесплатно рефераты

Меню

Межпредметные связи в школьном обучении бесплатно рефераты


Решите задачу, при необходимости, обратитесь за помощью к учителю математики.

С помощью учителя химии приготовьте раствор, используя полученные из решения задачи данные.

Задача 1.Сколько нужно добавить воды в сосуд, содержащий 200 г 70 % -го раствора уксусной кислоты, чтобы получить 8 % раствор уксусной кислоты?

Решение.


Наименование веществ, смесей

% содержание (доля) вещества

Масса раствора (г)

Масса вещества (г)

Исходный раствор

70 % = 0,7

200

0,7·200

Вода

-

х

-

Новый раствор

8 % = 0,08

200 + х

0,08(200 + х)


Анализируя таблицу, составляем уравнение :


0,08(200 + х) = 0,7·200

16 + 0,08х = 140

0,08х = 124

х = 1550

Ответ : 1,55 кг воды.


Ответьте на вопросы и выполните задание:

В какой профессии может использоваться данная задача?

Встречались ли вы ранее с такой задачей, если да, то где?

Решите дома к следующему уроку химии задачу:

Задача 2. В сосуд, содержащий 2 кг 80 % -го водного раствора уксуса добавили 3 кг воды. Найдите концентрацию получившегося раствора уксусной кислоты.

Решение.


Наименование веществ, смесей

% содержание (доля) вещества

Масса раствора (кг)

Масса вещества (кг)

Исходный раствор

80 % = 0,8

2

0,8·2

Вода

--

3

--

Новый раствор

х % = 0,01х

5

0,01х·5


Масса уксусной кислоты не изменилась, тогда получаем уравнение:


0,01х·5 = 0,8·2

0,05х = 1,6

х = 1,6:0,05

х = 32


Ответ: 32 %.

Дополнительные вопросы и задания:

Составить и решить задачу на проценты.

Решить задачу:

Задача 3: Для получения 20,3г сульфата бария взяли 12,1 г серной кислоты. Сколько сульфата бария получится, если взять 36,3 г серной кислоты? (один ученик решает задачу на доске с комментированием)

Решение:

1.Запишем уравнение химической реакции:


BaCl +HSO= Ba SO+2 HCl


2.Запишем известные и неизвестные числовые значения над формулой веществ в уравнении:


36,3 г         x г

BaCl +HSO= Ba SO+2 HCl

12,1 г         20,3 г


3. Составим и решим пропорции:


г – масса сульфата бария


Ответ: m(Ba SO)=60,9 г


Лабораторная работа в 6 классе №2 (интегрированный урок математика + охрана природы)


Тема: «Площадь. Квадрат числа»

Цели:

Обучающая:

Обобщение, углубление, систематизация знаний, умений, навыков учащихся, развитие творческих способностей учащихся (поиск решения нестандартной задачи);

Развитие практических умений (измерение длин, перевод из одних единиц измерения в другие);

Развивающая:

Развитие математической речи, наблюдательности, самостоятельности в учебной деятельности;

Работа над математической и экологической терминологией;

Развитие непроизвольной памяти.

Воспитательная:

Привитие умения коллективной работы, расширение кругозора;

Развитие познавательной активности учащихся.

Оборудование: линейка, учебник «Математика 5», Латотин Л.А., Чеботаревский Б.Д..

Повторить дома понятия и формулы:

a, b—стороны прямоугольника;

 – площадь прямоугольника;


1 м2 = 100 дм2 = 10000 см2;

1 га = 100 а = 10000 м2


Примечание 1. Найти в Интернете на сайте #"Рисунок 81" src="1.files/image015.gif" alt="#">га леса);

Цель работы:

Знакомство с практическим применением математики в жизни на примере профессии эколога;

Решение задачи на вычисление количества га леса для изготовления тиража учебника;

Развитие качества бережливости по отношению к учебникам;

ХОД РАБОТЫ

Задача.

Вычислить, сколько нужно вырубить леса для того, чтобы издать один учебник “Математика 6” авт. Л. А. Латотин, Б.Д. Чеботаревский и сколько, чтобы издать тираж учебника?

1. Вычислить площадь одной страницы учебника (измерить на уроке).

2. Умножить результат на количество страниц в учебнике (посмотреть количество страниц в конце учебника)

3. Умножить на тираж учебника (посмотреть тираж)

4. Выразить результат в квадратных метрах.

5. Сколько вырубили леса, чтобы создать тираж учебника?

Решение.

Размеры одной страницы учебника 14см на 21 см, т.е. площадь равна



В учебнике 318 страниц или 159 листа, значит площадь всех листов учебника . На 1000 м2 нужно вырубить деревьев, т.е. в 2,5 раза больше. Значит на производство одного учебника требуется . На весь тираж в 42200 экземпляров требуется:


леса, а это примерно 5 га


Ответ: 5 га

Дополнительные вопросы и задания:

Какие леса преобладают на территории Беларуси?

Запишите в тетради определения равных фигур и их свойства.

В современном мире, в связи с тем, что человек всё больше использует богатства природы, необходима такая профессия как эколог. Экологи следят за состоянием окружающей среды, помогают избежать истребления лесов, популяций животных, загрязнения рек, озёр, морей и океанов. Контролируют количество вредных выбросов производства. Эту профессию выбирают люди, которым не безразлична судьба природы, которые заботятся о ней.

На рассмотренном примере мы убедились в том, что экологи так же должны знать математику, для своей эффективной работы.

Теперь, зная сколько леса уничтожается для изготовления учебников, подумайте, прежде чем их портить!!!


Лабораторная работа в 5 классе №3 (сам)


Тема: «Окружность и круг»

Цели:

Обучающая:

Получить теоретическое и практическое представление об окружности и круге, как геометрических фигурах, их элементов;

Развитие практических умений – пользоваться чертёжными инструментами, с их помощью строить окружности любого радиуса;

Повторить способ сравнения отрезков одинаковой и разной длины.

Развивающая:

Развитие математической речи, наблюдательности, самостоятельности в учебной деятельности;

Работа над математической терминологией (путём распознания);

Развитие непроизвольной памяти.

Воспитательная:

Привитие умения коллективной работы, расширение кругозора;

Развитие познавательной активности учащихся.

Оборудование: простой карандаш, линейка, циркуль, ластик, учебник (Математика 5, Л.А. Латотин, Б.Д. Чеботаревский), окружности и круги разных диаметров.

Повторить:

Определение отрезка;

Измерение и сравнение отрезков.

Цель работы:

Знакомство с геометрическими фигурами – окружность и круг;

Изучение их элементов;

Построение окружности и круга;

Измерение радиусов окружности и круга.

ХОД РАБОТЫ

Поставьте на листе точку. Обозначьте её буквой О.

Проделайте с циркулем следующее: ножку циркуля с иглой установите в точку О, а ножку с грифелем вращайте вокруг данной точки, касаясь листа тетради. Итогом будет замкнутая линия, которую и называют окружностью. Точку О называют центром окружности.

Начертите отрезки, концами которых будут точка О и точка на замкнутой линии. Эту точку обозначьте большой буквой.

Ответьте на вопросы и выполните задание:

Сколько таких отрезков можно провести?

Сравните эти отрезки.

Сделайте вывод.

Запишите вывод в тетрадь.

(Такой отрезок называется радиусом окружности). Запишите определение в тетрадь.

Найдите в учебнике определение радиуса окружности.

Ответьте на вопросы и выполните задание:

Что можно сказать о расположении точек окружности по отношению к центру окружности?

Запишите определение в тетради: отрезок, проходящий через центр окружности и имеющий своими концами две точки окружности, называется диаметром.

Сколько диаметров можно провести в окружности на вашем рисунке?

Измерьте длину диаметра на своем рисунке.

Сравните длину диаметра с длиной радиуса.

Сделайте вывод.

Запишите вывод в тетрадь.

Что делает диаметр с окружностью?

Найдите в учебнике определение части окружности. Запишите в тетрадь.

На сколько дуг делит диаметр окружность?

Соедините две точки окружности ( этот отрезок называется хордой). Запиши в тетрадь.

Ответьте на вопросы:

Сколько хорд можно провести в окружности? Ответ запишите в тетради.

Может ли хорда проходить через центр? Ответ поясните. Если “Да”, то как ее можно назвать по-другому?

Запишите определение диаметра через понятие хорды.

Изучите круг и его свойства.

Окружность поделила плоскость тетради на две части. Та часть, которая лежит внутри окружности вместе с окружностью, называется кругом.

Изобразите круг в своей тетради.

Измерьте длину его радиуса.

Сравните его с диаметром.

Запишите свои наблюдения.

Запишите все, что ты можешь сказать о круге.

Сравните свои наблюдения с окружностью и сделайте выводы о фигуре, которая называется кругом.

Дополнительные вопросы и задания:

Измерьте радиусы окружностей и кругов, имеющихся у вас.



Запишите, чему равны диаметры каждой из фигур.

Запишите, какие выводы ты сделал?

Нарисуйте окружность произвольного радиуса. Изобразите все изученные вами элементы окружности и подпишите их.

Нарисуйте две окружности, которые не пересекаются. Измерьте длины их радиусов, расстояние между их центрами и сделайте вывод. Запишите в тетрадь.

Нарисуйте две окружности, которые пересекаются в двух точках. Измерьте длины их радиусов, расстояние между их центрами и сделайте вывод. Запишите в тетрадь.

Нарисуйте две окружности, которые имеют одну общую точку. Измерьте длины их радиусов, расстояние между их центрами и сделайте вывод. Запишите в тетрадь.

Приведите примеры окружности и круга в окружающих вас предметах.


Лабораторная работа в 5 классе №4 (сам)


Тема: «Сумма углов треугольника»

Цели:

Обучающая:

Получить теоретическое и практическое представление о формуле суммы углов треугольника;

Развитие практических умений – пользоваться чертёжными инструментами, с их помощью строить углы, треугольники с разными углами;

Повторить понятия “смежные и вертикальные углы”, “прямой, острый, тупой угол”, “способы измерения углов”.

Развивающая:

Развитие математической речи, наблюдательности, самостоятельности в учебной деятельности;

Работа над математической терминологией (путём распознания);

Развитие непроизвольной памяти.

Воспитательная:

Привитие умения коллективной работы, расширение кругозора;

Развитие познавательной активности учащихся;

Воспитание усидчивости и внимательности.

Оборудование: простой карандаш, линейка, транспортир, ластик, учебник (Математика 5, Л.А. Латотин, Б.Д. Чеботаревский), треугольники с разными углами при вершинах.

Повторить:

Определение угла;

Измерение и сравнение углов.

Цель работы:

Знакомство с формулой суммы углов треугольника;

Измерение градусной меры углов.

Построение углов и треугольников;

ХОД РАБОТЫ

На листе бумаги проведите произвольно луч АВ – одну из сторон угла.

Проделайте с транспортиром следующее: наложите его так, чтобы центр его совпал с началом луча АВ, а сам луч прошёл через нулевое деление шкалы.

На шкале отыщите чёрточку, которая обозначает 450 и около неё поставьте точку С.

При помощи линейки и простого карандаша проведите луч АС – вторую сторону угла.

Соедините точки С и В отрезком. В итоге у вас получился треугольник АВС.

При помощи транспортира измерьте углы С и В. Результаты измерения занесите в тетрадь.

Ответьте на вопросы и выполните задание:

Что можно сказать о сумме углов полученного треугольника? Вывод запишите в тетради.

Запишите свойство углов треугольника в тетради: Сумма углов треугольника равна 1800. Формулой это записывается следующим образом А + В + С=1800.

Чем можно объяснить, что не у всех полученные числа точно совпадают с числом 180?

Ответьте на вопросы:

Может ли сумма углов треугольника быть больше (меньше) 1800?

Запишите алгоритм построения угла заданной меры в тетрадь.

Сравнение углов:

Определите на глаз, какие из изображённых ниже углов являются прямыми, тупыми, острыми. Определения тупого, острого и прямого углов запишите в тетрадь.

Назовите на изображённом ниже рисунке смежные и вертикальные углы. Определения смежного и вертикального угла запишите в тетради.

Дополнительные вопросы и задания:

Постройте у себя в тетради треугольник с углами 450, 900 и 450.

Измерьте длины сторон треугольника, сделайте вывод.

Найдите фотографию Пизанской башни и на ней измерьте примерный угол наклона её по отношению к земле.

Давайте с вами вспомним, в каких профессиях необходимы знания, которые мы научились применять на сегодняшнем уроке.

Я вам помогу и расскажу о такой профессии, как архитектор. Эта профессия появилась несколько тысячелетий назад, когда ещё египтяне строили свои пирамиды. Ведь в этих самых пирамидах углы основания рассчитаны до градуса, иначе они не простояли бы столько времени. Современные небоскрёбы проектируются на компьютерах и углы рассчитываются уже не до градуса, а до секунды.

Ещё одна профессия, в которой необходимо знания по пройденной нами теме – это агроном, ведь ему приходится вычислять размеры участков, форма которых не всегда прямоугольная.

Строители дорог выверяют наклон дорожного покрытия по отношению к горизонту. Если бы они этого не делали мы бы ездили не по ровным дорогам, а по «американским горкам».

А про другие профессии вы мне расскажите на следующем уроке.


Лабораторная работа в 6 классе № 5 (сам) (интегрированный урок математика + медицина)


Тема: «Процент»

Цели:

Обучающая:

Обобщение, углубление, систематизация знаний, умений, навыков учащихся, развитие творческих способностей учащихся;

Развитие практических умений;

Развивающая:

Развитие математической речи, наблюдательности, самостоятельности в учебной деятельности;

Работа над математической и медицинской терминологией;

Развитие непроизвольной памяти.

Воспитательная:

Привитие умения коллективной работы, расширение кругозора;

Развитие познавательной активности учащихся.

Оборудование: рулетка, стул, линейка.

Повторить дома правила:

Перевода процентов в десятичную дробь;

Нахождение процента от числа;

Перевода десятичной дроби в проценты;

Нахождения числа по проценту.

Примечание 1. Для проведения работы желательно взять специальную линейку для измерения роста из медкабинета;

Цель работы:

Знакомство с практическим применением математики в жизни на примере профессии врача-хирурга;

Оценка своего физического развития;

Развитие заинтересованности в изучении математики как прикладной науки;

ХОД РАБОТЫ

Задача . Определение пропорциональности своего телосложения.

Измерьте свой рост или рост своего друга стоя;

Измерьте свой рост или рост своего друга сидя;

Воспользовавшись формулой:



где А — показатель пропорциональности телосложения, оцените пропорциональность физического развития по следующей таблице:


проценты

Пропорциональность физического развития

87 – 92 %

пропорциональное физическое развитие

меньше 87 %

относительно малая длина ног

более 92 %

большая длина ног


Результаты занесите в тетрадь.

Вопросы и задания:

Запишите в тетради определение процента.

Запишите в тетради правило нахождения процента от числа.

Запишите в тетради правило перевода десятичной дроби в проценты и наоборот.

Дополнительные вопросы и задания:

Что вы можете рассказать о профессии хирурга?

В словаре найдите слово «хирург» и запишите в тетради его значение.

Давайте с вами побольше узнаем о людях, которые следят за нашим развитием и корректируют нашу осанку. Этим занимаются люди по профессии своей педиатры (если вам <18 лет), а так же хирурги (если вам > 18 лет). Да именно хирурги, они не только проводят различные операции, но и исправляют осанку, помогают при негармоническом физическом развитии. И педиатры и хирурги помогают людям быть не только здоровыми, но и красивыми. В нашей стране таких людей готовят в медицинских университетах, где обучаются 7 лет.


Лабораторная работа в 6 классе № 5’ (интегрерированный урок математика + медицина)


Тема: «Процент»

Цели:

Обучающая:

Обобщение, углубление, систематизация знаний, умений, навыков учащихся, развитие творческих способностей учащихся;

Развитие практических умений;

Развивающая:

Развитие математической речи, наблюдательности, самостоятельности в учебной деятельности;

Работа над математической и медицинской терминологией;

Развитие непроизвольной памяти.

Воспитательная:

Привитие умения коллективной работы, расширение кругозора;

Развитие познавательной активности учащихся.

Оборудование: рулетка, стул, линейка.

Повторить дома правила:

Перевода процентов в десятичную дробь;

Нахождение процента от числа;

Перевода десятичной дроби в проценты;

Нахождения числа по проценту.

Примечание 1. Для проведения работы желательно взять специальную линейку для измерения роста из медкабинета;

Цель работы:

Знакомство с практическим применением математики в жизни на примере профессии врача-хирурга;

Оценка своего физического развития;

Развитие заинтересованности в изучении математики как прикладной науки;

ХОД РАБОТЫ

Задача. Определение правильность осанки.

измерьте расстояние между крайними костными точками, выступающими над правым и левым плечевым суставами спереди (характеризует ширину плеч);

измерьте расстояние между крайними костными точками, выступающими над правым и левым плечевым суставами сзади (характеризует величину дуги спины);

Воспользовавшись формулой:


%


где А — показатель состояния осанки, оцените состояние осанки по следующей таблице:


проценты

состояние осанки

100 % – 110 %

норма

меньше 90 % и более 125 %

есть нарушения


Результаты занесите в тетрадь.

Вопросы и задания:

Запишите в тетради определение процента.

Запишите в тетради правило нахождения процента от числа.

Запишите в тетради правило перевода десятичной дроби в проценты и наоборот.

Дополнительные вопросы и задания:

Что вы можете рассказать о профессии хирурга?

В словаре найдите слово «хирург» и запишите в тетради его значение.

Давайте с вами побольше узнаем о людях, которые следят за нашим развитием и корректируют нашу осанку. Этим занимаются люди по профессии своей педиатры (если вам <18 лет), а так же хирурги (если вам > 18 лет). Да именно хирурги, они не только проводят различные операции, но и исправляют осанку, помогают при негармоническом физическом развитии. И педиатры и хирурги помогают людям быть не только здоровыми, но и красивыми. В нашей стране таких людей готовят в медицинских университетах, где обучаются 7 лет.


Лабораторная работа в 11 классе № 6


Данную лабораторную работу дети проводят самостоятельно (из-за нехватки времени на уроке). Результаты приносят учителю математики и он проверяет расчёты, проведённые учащимися.

Задача. Оценка и составление рациона питания включает два направления работы.

1. Определение общего количества калорий, необходимых на день (работа с таблицей). Примерные энергозатраты при разных видах работы (данные приведены в ккал/час на 60 кг массы тела).


Виды работ

Энергозатраты в ккал

Сон, отдых

60

Занятия в школе, слушание лекций, докладов

100

Самостоятельные умственные занятия

90

Спокойный отдых

75

Чтение вслух, разговоры, писание

85

Работа на компьютере

115

Личная гигиена

40

Различные виды домашней работы, физзарядка

160

Ходьба на работу

220

Бег

315

Прием пищи

90


Для расчета суточных энергетических затрат перемножьте время (в часах) той или иной деятельности на количество энергии, которая при этом тратится. Нормальным считается, если калорийность пищевого рациона человека превышает энергозатраты не более, чем на 5%.

2. Составление пищевого рациона. Рассчитывают пищевой рацион в зависимости от энергозатрат. Для этого наблюдают свой энергообмен в течение нескольких дней и определяют средние данные. Составляют суточный рацион питания из того расчета, что количество белков, жиров, углеводов, необходимых в сутки, должно примерно отвечать соотношению 1:1:4, и что в сутки подросткам 15-16 лет необходимо примерно 10-120 г белков, 90-110 г жиров, 450-500 г углеводов. Надо помнить, что в рационе должно быть достаточное количество витаминов, микроэлементов.

Используя табличные данные о калорийности различных продуктов, учащиеся составляют меню четырехразового питания так, чтобы на завтрак, обед, полдник и ужин приходилось соответственно 25%, 50, 15, 10% суточного рациона. Результаты расчетов заносят в таблицу.


Режим работы

Продукт

Масса, г

Содержание во взятом количестве продукта, г

Калорийность в кДж

Белки

Жиры

Углеводы

1-й завтрак







2-й завтрак







Обед







ужин









В жизни данной проблемой занимаются диетологи, они помогают в составлении рациона, подбирают оптимальную диету (кстати, диету должен составлять профессионал, иначе можно навредить своему здоровью). Эта профессия стала актуальной и востребованной в настоящее время, так как наметилась устойчивая тенденция: люди всё больше обращают внимание на своё здоровье, свой внешний облик.

Заключение


Реализация идеи межпредметных связей в педагогике и методике преподавания тесно связано с методологическими воззрениями педагогов на проблему синтеза и анализа научного знания как конкретного выражения дифференциации наук. Теоретическое и практическое решение этой проблемы изменялось в соответствии с развитием общества, его социальным заказам педагогической науки и школе. Утверждение и упрочнение предметной системы преподавания в современной школе неразрывно связано с развитием идеи межпредметных связей.

Выявление и последующее осуществление необходимых и важных для раскрытия ведущих положений учебных тем межпредметных связей позволяет:

снизить вероятность субъективного подхода в определении в определении межпредметной емкости учебных тем.

сосредоточить внимание учителей и учащихся на узловых аспектах учебных предметов, которые играют важную роль в раскрытии ведущих идей наук.

осуществлять поэтапную организацию работы по установлению межпредметных связей, постоянно усложняя познавательные задачи, расширяя поле действия творческой инициативы и познавательной самодеятельности школьников, применяя все многообразие дидактических средств для эффективного осуществления многосторонних межпредметных связей.

формировать познавательные интересы учащихся средствами самых различных учебных предметов в их органическом единстве.

осуществлять творческое сотрудничество между учителями и учащимися.

изучать важнейшие мировоззренческие проблемы и вопросы современности средствами различных предметов и наук в связи с жизнью.

Дальнейшее улучшение системы многосторонних межпредметных связей предполагает и дальнейшее совершенствование путей их реализации:

планирование этой работы в школе,

координацию деятельности всех участников педагогического процесса;

эффективное использование межпредметных (комплексных) семинаров, экскурсий, конференций, расширение практики сдвоенных уроков, на которых могут решаться узловые мировоззренческие проблемы средствами различных учебных предметов и наук одновременно, с участием двух или нескольких учителей.


Список использованных источников


1. Смирнова М.А. Теоретические основы межпредметных связей - М.,2006.

2. Межпредметные связи в учебном процессе. / Под. ред. Дмитриев С.Д. -Киров - Йошкар-Ола: Кировский гос. пед. ин-т, 1978- с.80.

3. BestReferat_ru - Банк рефератов, дипломы, курсовые работы, сочинения, доклады.mht

4. Лошкарева Н.А. Межпредметные связи как средство совершенствования учебно-воспитательного процесса - Вып.5. - М.: МГПИ им.В.И.Ленина, 1981.; Лошкарева Н.А. О понятии и видах межпредметных связей // педагогика. - М., 1972. - №6 - С.48-56.

5. Черкес-Заде Н.М. Межпредметные связи как условие совершенствования учебного процесса: Дис.канд.пед.наук. — М.,1968.


Страницы: 1, 2, 3