Межличностные отношения в коллективе подростков
Межличностные отношения в коллективе подростков
План
1.1 Роль семейных отношений в
формировании коммуникативных качеств подростков.
1.2. Психологическая
характеристика группы и коллектива.
1.2.1. Социально-психологическая
характеристика групп.
1.2.2 Социальная коллективность.
Отношения между индивидом и группой.
1.2.3 Понятие
“самооценка”.
1.3 Психологическая
характеристика и особенности межличностных взаимоотношений детей подросткового
возраста.
2.1
Описание практической части.
Заключение
Приложение
Введение
Будет
неправильным рассмотрение становления личности индивида в отрыве от общества, в
котором он живет, от системы отношений в которые он включается. По словам К.
Маркса, общество "не состоит из индивидов, а выражает сумму тех связей и
отношений, в которых эти индивиды находятся друг к другу". Природа
межличностных отношений сложна. В них проявляются как сугубо индивидуальные
качества личности – её эмоциональные и волевые свойства, интеллектуальные
возможности, так и усвоенные личностью нормы и ценности общества. Вступая в межличностные
отношения самых разнообразных по форме, содержанию, ценностям, структуре
человеческих общностях – в детском саду, в классе, в дружеском кругу, в
различного рода формальных и неформальных объединениях, - индивид проявляет
себя как личность и представляет возможность оценить себя в системе отношений с
другими. Анализ социальной ситуации развития позволяет раскрыть содержание
межличностных отношений в детских группах. В детских и подростковых группах
могут быть выделены функционально – ролевые, эмоционально – оценочные и
личностно – смысловые отношения между сверстниками.
В последнее время, с притоком новых
социальных взглядов, когда многое меняется и нажитое за последние десятилетия
переходит в небытие необходимо находить новые цели, новые способы деятельности,
которые бы давали нам больше, позволяли бы более продуктивно работать в новой
сложившейся ситуации. Отход от тоталитарного общества и попытки прийти к более
демократичному укладу жизни требует от нас пересмотра многих аспектов
окружающей нас действительности.
В данной работе планируется подойти к
решению некоторых из обозначенных проблем и оказать реальную помощь в которой
нуждается практика современной общеобразовательной школы.
Цель работы: изучить влияние
статусного положения ребенка в группе на формирование уровня его самооценки.
В данной работе нами решались
следующие задачи:
1) Проанализировать литературные источники
по данной проблеме.
2) Рассмотреть формы организации общения в
подростковой среде.
3) На основе анализа источников построить схему
исследования межличностных отношений и самооценки детей подросткового возраста.
4) Подготовить и провести необходимые исследования,
позволяющие подтвердить или опровергнуть гипотезу.
Гипотеза: чем выше статус ребёнка в
группе, тем выше его самооценка
Предмет исследования: межличностные
отношения в коллективе подростков.
Объект исследования:
1.1 Роль семейных
отношений в формировании
коммуникативных
качеств подростков.
Мы хотим кратко рассмотреть влияние семейных отношений в
формировании коммуникативных качеств
подростка.
Одной из
самых главных особенностей подросткового возраста - смена авторитетов и
перестройка взаимоотношений со взрослыми.
Ребенок
принимает различие двух миров - детского и взрослого - и то, что отношения
между ними неравноправны, как нечто бесспорное, само собой разумеющееся.
Подростки стоят где-то "посередине", и эта промежуточность положения
определяет многие свойства их психологии, включая и самосознание.
Французскими
психологами (Б. Заззо, 1969) был поведён опрос детей от 5 до 14 лет, на предмет
того, считают ли они себя "маленькими", "большими" или
"средними" (не по росту, а по возрасту); при этом выяснилась эволюция
самих эталонов "роста". Дошкольники часто сравнивают себя с
младшими и потому утверждают, что они "большие".
Школьный
возраст дает ребенку готовый количественный эталон сравнения - переход из
класса в класс; большинство детей считают себя "средними", с
отклонениями преимущественно в сторону " большого ".С 11 до 12 лет точка
отсчета меняется; ее эталоном все чаще становиться взрослый, "расти"
- значит становиться взрослым.
Советские
психологи, начиная с Л. С. Выготского, чувство взрослости считают главным
новообразованием подросткового возраста, но попытка сравнения себя со взрослыми
и ориентация на их ценности показывает ребенку его несамостоятельность. Однако
он не считает такое положение нормальным, стремясь его преодолеть. Отсюда
противоречивость чувства взрослости - подросток претендует быть взрослым и в то
же время знает, что уровень его притязаний далеко не во всем подтвержден и
оправдан.
В дальнейшем нами будет рассмотрены способы, которыми дети пытаются
показать или доказать себе свою взрослость.
Главной
потребностью переходного возраста как раз и является это
«достижение» взрослости и
освобождение от опеки и правил родителей.
Из всех факторов социализации самым
важным и влиятельным была и остается родительская семья как первичная
ячейка общества, влияние семьи ребёнок испытывает с самого раннего возраста,
когда он наиболее восприимчив. Семейные условия, включая социальное положение,
род занятий, материальный уровень и уровень образования родителей, в
значительной мере предопределяют жизненный путь ребенка. Кроме сознательного,
целенаправленного воспитания, которое дают ему родители, на ребенка
воздействует вся внутрисемейная атмосфера, причем эффект этого воздействия
накапливается с возрастом, преломляясь в структуре личности.
По данным ленинградского социолога Э.
К. Васильевой (1975), у родителей с высшим образованием доля детей с высокой
успеваемостью (средний балл выше 4) втрое выше, чем в группе семей с
образованием родителей ниже семи классов. Эта тенденция сохраняется и в старших
классах, хотя дети уже имеют навык самостоятельной работы.
Следующий важный
фактор – это атмосфера семейных отношений.
Неблагоприятные семейные условия
характерны для подавляющего большинства так называемых трудных подростков.
Значительное влияние на личность
подростка оказывает стиль его взаимоотношений с родителями, который лишь отчасти
обусловлен их социальным положением.
Родители влияют на своих детей
посредством нескольких механизмов. Во-первых, подкрепление: поощрение поступков
ребёнка, которые родители читают правильными и наказание в противном случае.
Родители внедряют в сознание ребенка определенную систему норм, соблюдение
которых постепенно становиться для ребенка привычкой и внутренней потребностью.
Во-вторых, идентификация: подражание своим родителям, стремясь стать такими как
они. В-третьих, понимание: зная внутренний мир ребенка и чутко откликаясь на
его проблемы, родители тем самым формируют его самосознание и коммуникативные
качества.
Семейная социализация не сводиться к
непосредственному «парному» взаимодействию ребенку с родителями. Так, эффект
идентификации может быть нейтрализован встречной ролевой взаимопомощи:
например, в семье, где оба родителя хорошо ведут своё хозяйство, ребёнок может
и не выработать подобных навыков, хотя у него перед глазами хороший образец.
Семья не нуждается в проявлении этих качеств и не требует от ребёнка этого;
напротив, в семье, где мать бесхозяйственна, эту роль может взять на себя
старшая дочь. Не менее важен механизм психологического противодействия: юноша,
чья свобода резко ограничена, как правило вырабатывает повышенную тягу к самостоятельности,
а тот, кому все разрешают, вырасти зависимым. Поэтому конкретные свойства
личности ребенка в принципе невыводимы ни из свойств его родителей (ни
по сходству, ни по контрасту), ни из отдельно взятых методов воспитания (Д.
Баумринд, 1975).
Вместе с тем весьма важны
эмоциональный тон семейных взаимоотношений и преобладающий в семье тип
контроля и дисциплины.
Эмоциональный тон отношений между
родителями и детьми психологи представляют в виде шкалы, на одном полюсе
которой стоят максимально близкие, теплые, доброжелательные отношения
(родительская любовь), а на другом - далекие, холодные и враждебные. В первом
случае основными средствами воспитания являются внимание и поощрение, во
втором - строгость и наказание. Множество исследований доказывают преимущества
первого подхода. Ребёнок, который в детстве был лишён родительской любви и
внимания вырастает с низкой самооценкой и недоверчивостью к людям. Изучение
юношей и взрослых, страдающих психофизиологическими и психосоматическими
нарушениями, невротическими расстройствами, трудностями в общении, умственной
деятельности или учебе, показывает, что все эти явления значительно чаще
наблюдаются у тех, кому в детстве недоставало родительского внимания и
тепла. Недоброжелательность или невнимание со стороны родителей вызывает
неосознанную взаимную враждебность у детей. Эта враждебность может проявляться
как явно, по отношению к самим родителям, так и скрытно. Безотчетная,
немотивированная жестокость, проявляемая некоторыми подростками и юношами по
отношению к посторонним людям, не сделавшим им ничего плохого, нередко
оказывается следствием детских переживаний. Если же эта бессильная агрессия
направляется внутрь, она дает низкое самоуважение, чувства вины, тревоги и т.д.
Таким образом,
вырастает индивид, как правило потерянный для общества, его недоверчивость
может подкрепляться фобиями, если же психика достаточно сильна, то в ответную
реакцию на стрессы проявляется пограничная шизофрения (отсутствие основных или
же всех чувств и эмоций) .
Эмоциональный
тон семейного воспитания существует не сам по себе, а в связи с определенным
типом контроля и дисциплины, направленных на формирование соответствующих
черт характера. Разные способы родительского контроля также можно
представить в виде шкалы, на одном полюсе которой высокая активность,
самостоятельность и инициатива ребенка, а на другом - пассивность, зависимость,
слепое послушание (Г. Элдер, 1971) .
За этими типами отношений стоит не
только распределение власти, но и разное направление внутрисемейной
коммуникации: в одних случаях коммуникация направлена преимущественно или
исключительно от родителей к ребенку, в других - от ребенка к родителям.
Разумеется, способы принятия решений
в большинстве семей варьируют в зависимости от предмета: в одних вопросах
старшеклассники имеют почти полную самостоятельность, в других (например, в
финансовых) - право решать остается за родителями. Кроме того, родители не
всегда практикуют один и тот же стиль дисциплины: отцы, как правило,
воспринимаются юношами и на самом деле бывают более жесткими и
авторитарными, чем матери, так что общий семейный стиль в известной мере
компромиссный. Отец и мать могут взаимно дополнять, а могут и подрывать
влияние друг друга.
Наилучшие взаимоотношения
старшеклассников с родителями складываются обычно тогда, когда родители
придерживаются демократического стиля воспитания.
Этот стиль в наибольшей степени
способствует воспитанию самостоятельности, активности, инициативы и социальной
ответственности. Поведение ребенка направляется в этом случае
последовательно и вместе с тем гибко и рационально: родитель всегда
объясняет мотивы своих требований и поощряет их обсуждение подростком; власть
используется лишь в меру необходимости; в ребенке цениться как послушание,
так и независимость; родитель устанавливает правила и твердо проводит их в
жизнь, но не считает себя непогрешимым; он прислушивается к мнениям
ребенка, но не исходит только из его желаний.
1.2. Характеристика группы и
коллектива.
1.2.2 Социальная коллективность.
Отношения между индивидом и группой.
Коллектив – высшая форма развития
малой группы. Существуют различные формы коллективных отношений, которые
проходят определенные этапы своего развития. Развитие коллектива проходит через
следующий ряд этапов: номинальная группа, группа-ассоциация, группа-кооперация.
От кооперации до
коллектива группа проходит уровень автономизации, для которого характерно
довольно высокое внутреннее единство по всем общим качествам, кроме
интергрупповой активности. Именно на этом уровне члены группы идентифицируют
себя с ней (моя группа). Однако группа-автономия может уйти в сторону от
коллектива. Возможно развитие группы в отрицательном направлении, когда
развитие группы приводит ее к положению замкнутой из вне группы, но отличающейся
внутригрупповой антипатией, межличностным эгоцентризмом и эгоизмом,
агрессивностью.
Социальная
коллективность заключается в том, что, объединяя людей общими социальными и
производственными интересами, она ставит высшей своей целью создание условий
для раскрытия индивидуальности каждого члена общества и отвечает за реализацию
полноценного развития личности. Термин “ Социальная психология” так обозначен
Л.С. Выготским: Психология, исследующая социальную обусловленность психики
отдельного человека”. “Коллективная” психология в его понятии, совпадает с
традиционным “Все в нас социально, но это не означает, что все свойства психики
отдельного человека присуще всем другим членам данной группы” [1,128]. В
результате развития своих членов развивается и сам коллектив: чем ярче и богаче
индивидуальность, выше уровень развития каждого члена коллектива, тем более
дееспособным, человечным в общественном своем качестве является и коллектив в
целом. Суть социального коллективизма не сводится к совместной деятельности для
достижения общей цели. И даже не сводится к умению жить сообща, вместе решая
все вопросы. Состояние и зрелость социальной коллективности определяется тем,
насколько социальное, общественное прониклось личным, индивидуальным интересом.
Любое взаимодействие
людей, даже при минимальном их количестве, начинается с распределения функций.
Без этого не возможно существование группы как единого целого. Группа может
быть понята через личность, так как человеческая личность является главным
материалом для ее создания. А.В. Петровский [9,112] считает при классификации
групп определять степень их развития, учитывая характер межличностных
отношений, формирующихся в зависимости от ценностно-ориентационного единства
группы (оптимальное совпадение целей, связывающих личность, группу, общество).
Иерархия реальных контактных групп
может быть представлена следующим образом:
Диффузная группа -
в ней взаимоотношения опосредуются не содержанием групповой деятельности, а
только симпатиями и антипатиями.
Ассоциация - группа, в которой
взаимоотношения опосредуются только личностно значимыми целями.
Корпорация -
взаимоотношения опосредуются личностно значимыми, но ассоциальным по своим
установкам содержанием групповой деятельности.
Коллектив - взаимодействия
опосредуются личностнозначимым и общественно ценным содержанием групповой
деятельности (бригада, экипаж, расчет).
В них оптимально
могут сочетаться личные, коллективные и общественные цели и ценности. До сих
пор мы исходили из того, что группа в целом ставит своей задачей достижение
максимального сближения во взглядах и выборах, стремясь выработать общую
позицию. Однако нам известно, что это предположение верно лишь от части. В
действительности при множестве разных обстоятельств и особенно, если требуется
изменение, происходит обратное: преобладает напряжение и расхождение во
мнениях. Значительное число социальных установок человека имеет отношение к
одной или нескольким социальным группам или связаны с ними. Характер этой связи
не является простым, ясным. С одной стороны - установки человека связаны с
социальными установками, обычно проявляющимися в группах, к которым он
принадлежит. С другой стороны - изменение влияния престижа, лидерства мнений,
отвержение членских групп теми кто занимает в них низкий статус, а также влияние
внешних групп на уровень притязаний показывает, что социальные установки часто
бывают связаны с нечленскими группами.
Как признание
этого факта - термин “референтная группа”, впервые употребленный Хаймоном, стал
использоваться для обозначения любой группы, с которой индивид соотносит
установки. Одновременно стала развиваться общая теория референтных групп. Это
понятие используется для обозначения двух видов отношений между индивидом и
группой [14].
Замечена закономерность: чем ближе по
уровню своего развития группа находится к коллективу, тем более благоприятные
условия она создает для проявления лучших сторон личности и торможения того,
что в ней есть худшего. И напротив, чем дальше группа по уровню своего развития
отстоит от коллектива, (а ближе к корпорации), тем больше возможности она
представляет для проявления в системе взаимоотношений худших сторон личности с
одновременным торможением лучших устремлений.
1.2.3 Понятие “самооценка”.
Самооценка – это оценка личностью
самой себя, своих возможностей, способностей, качеств и места среди других
людей. Самооценка относится к фундаментальным образованиям личности. Она в
значительной степени определяет ее активность, отношение к себе и другим людям
[4,24].
Страницы: 1, 2
|