бесплатно рефераты

бесплатно рефераты

 
 
бесплатно рефераты бесплатно рефераты

Меню

Методы защиты информации в телекоммуникационных сетях бесплатно рефераты

Криптография предоставляет возможность обеспечить безопасность информации в INTERNET и сейчас активно ведутся работы по внедрению необходимых криптографических механизмов в эту сеть. Не отказ от прогресса в информатизации, а использование современных достижений криптографии – вот стратегически правильное решение. Возможность широкого использования глобальных информационных сетей и криптографии является достижением и признаком демократического общества.

 

2.3. Нетрадиционные методы защиты информации


Потребности современной практической информатики привели к возникновению нетрадиционных задач защиты электронной информации, одной из которых является аутентификация электронной информации в условиях, когда обменивающиеся информацией стороны не доверяют друг другу. Эта проблема связана с созданием систем электронной цифровой подписи.

В отечественной литературе прижились три термина для определения одного понятия: электронная подпись; электронно-цифровая подпись (ЭЦП); цифровая подпись. Последний вариант является прямым переводом английского словосочетания digital signature. Термин «цифровая подпись» более удобен и точен.

Федеральные органы государственной власти, органы государственной  власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления,   а также организации, участвующие в документообороте с указанными органами, используют для подписания своих электронных документов электронные цифровые подписи уполномоченных лиц указанных органов, организаций.

Содержание документа на бумажном носителе, заверенного печатью и преобразованного в электронный документ, в соответствии с нормативными  правовыми актами или соглашением сторон может заверяться электронной цифровой подписью уполномоченного лица.

В случаях, установленных законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации или соглашением сторон, электронная цифровая подпись в электронном документе, сертификат которой содержит необходимые при осуществлении данных отношений сведения о правомочиях его владельца, признается равнозначной собственноручной подписи лица в документе на бумажном носителе, заверенном печатью.

Электронная цифровая подпись - реквизит электронного документа, предназначенный для защиты данного электронного документа от подделки, полученный в результате криптографического преобразования информации с использованием закрытого ключа электронной цифровой подписи и позволяющий идентифицировать владельца сертификата ключа подписи, а также установить отсутствие искажения информации в электронном документе.[8]

Электронная цифровая подпись представляет собой последовательность символов, полученная в результате криптографического преобразования электронных данных. ЭЦП добавляется к блоку данных и позволяет получателю блока проверить источник и целостность данных и защититься от подделки. ЭЦП используется в качестве аналога собственноручной подписи[9].

Электронная цифровая подпись в электронном  документе равнозначна  собственноручной подписи в документе на бумажном носителе при одновременном соблюдении следующих условий:

- сертификат ключа подписи, относящийся к этой электронной цифровой подписи, не утратил силу (действует) на момент проверки или на момент подписания электронного документа при  наличии доказательств, определяющих момент подписания. Сертификат ключа  подписи  - это документ на бумажном носителе или электронный  документ с электронной цифровой подписью уполномоченного лица удостоверяющего центра, которые включают в себя открытый ключ электронной цифровой подписи и которые выдаются удостоверяющим центром участнику информационной системы для  подтверждения подлинности электронной цифровой подписи и идентификации владельца сертификата ключа подписи;

- подтверждена подлинность электронной цифровой подписи в электронном документе. Подтверждение подлинности электронной цифровой подписи в электронном документе - положительный результат проверки соответствующим сертифицированным средством электронной цифровой подписи с использованием сертификата ключа подписи принадлежности электронной цифровой подписи в электронном документе владельцу сертификата ключа подписи и отсутствия  искажений в подписанном данной электронной цифровой подписью электронном документе;

- электронная цифровая подпись используется в соответствии со сведениями, указанными в сертификате ключа подписи.

ЭЦП, как и другие реквизиты документа, выполняющие удостоверительную функцию (собственноручная подпись, печать и др.), является средством, обеспечивающим конфиденциальность информации.

Механизм выполнения собственноручной (физической) подписи непосредственно обусловлен психофизиологическими характеристиками организма человека, в силу чего эта подпись неразрывно связана с биологической личностью подписывающего. Собственноручная подпись позволяет установить (идентифицировать) конкретного человека по признакам почерка.

ЭЦП, являясь криптографическим средством, не может рассматриваться в качестве свойства, присущего непосредственно владельцу ЭЦП как биологической личности. Между ЭЦП и человеком, ее поставившим  существует взаимосвязь не биологического, а социального характера. Возникновение, существование и прекращение данной связи обусловлено совокупностью различных правовых, организационных и технических факторов.

Отождествление человека по собственноручной подписи и подтверждение на этой основе подлинности документа, которой он заверен, достигается путем проведения судебно-почерковедческой экспертизы, решающей данную идентификационную задачу.

Определение подлинности ЭЦП  свидетельствует только о знании лицом, ее поставившим, закрытого ключа ЭЦП. Для того чтобы установить, действительно ли владелец сертификата ключа заверил документ ЭЦП, надо выяснить помимо подлинности ЭЦП и указанные выше факторы.

Задача установления факта удостоверения электронного документа ЭЦП владельцем сертификата ключа подписи решается в результате процессуальной деятельности по доказыванию в ходе судебного разбирательства.

3. Информационная БЕЗОПАСНОСТЬ ПРЕДПРИЯТИЯ

3.1. Концепция информационной безопасности предприятия


Отличительным признаком коммерческой деятельности является соизмерение затрат и результатов работы, стремление к получению максимальной прибыли. Кроме того, одной из отличительных особенностей коммерческой деятельности является то, что она осуществляется в условиях жесткой конкуренции, соперничества, борьбы предприятий за получение выгод и преимуществ по сравнению с предприятиями аналогичного профиля.

Конкурентная борьба это спутник и движитель коммерческой деятельности, а также условие выживания коммерческих предприятий. Отсюда их стремление сохранить в секрете от конкурента приемы и особенности своей деятельности, которые обеспечивают им преимущество над конкурентом. Отсюда и стремление конкурентов выявить эти секреты, чтобы использовать их в своих интересах для получения превосходства в конкурентной борьбе. Несанкционированное получение, использование (разглашение) таких секретов без согласия их владельцев отнесены к одной из форм недобросовестной конкуренции, называемой промышленным шпионажем.

Защищаемые секреты коммерческой деятельности получили название коммерческой тайны. Под коммерческой тайной предприятия понимаются не являющиеся государственными секретами сведения, связанные с производством, технологической информацией, управлением, финансами и другой деятельностью предприятия, разглашение (передача, утечка), которых может нанести ущерб его интересам.

В Гражданском кодексе РФ изложены основания отнесения информации к коммерческой тайне: информация составляет коммерческую тайну в случае, когда она имеет действительную или потенциальную ценность в силу неизвестности ее третьим лицам, к ней нет доступа на законном основании и обладатель (носитель) информации принимает меры к охране ее конфиденциальности.

Нарушение статуса любой информации заключается в нарушении ее логической структуры и содержания, физической сохранности ее носителя, доступности для правомочных пользователей. Нарушение статуса конфиденциальной информации дополнительно включает нарушение ее конфиденциальности или закрытости для посторонних лиц.

Уязвимость информации следует понимать, как неспособность информации самостоятельно противостоять дестабилизирующим воздействиям, т. е. таким воздействиям, которые нарушают ее установленный статус. [10]

Уязвимость информации проявляется в различных формах. К таким формам, выражающим результаты дестабилизирующего воздействия на информацию, относятся:

- хищение носителя информации или отображенной в нем информации (кража);

- потеря носителя информации (утеря);

- несанкционированное уничтожение носителя информации или отображенной в нем информации (разрушение);

- искажение информации (несанкционированное изменение, подделка, фальсификация);

- блокирование информации;

- разглашение информации (распространение, раскрытие ее содержания).

Та или иная форма уязвимости информации может реализоваться в результате преднамеренного или случайного дестабилизирующего воздействия различными способами на носитель информации или на саму информацию со стороны источников воздействия. Такими источниками могут быть: люди, технические средства обработки и передачи информации, средства связи, стихийные бедствия и др.

Способами дестабилизирующего воздействия на информацию являются ее копирование (фотографирование), записывание, передача, съем, заражение программ обработки информации вирусом, нарушение технологии обработки и хранения информации, вывод (или выход) из строя и нарушение режима работы технических средств обработки и передачи информации, физическое воздействие на информацию и др.

Реализация форм проявления уязвимости информации приводит или может привести к двум видам уязвимости - утрате или утечке информации.

Утечка информации в компьютерных системах может быть допущена как случайно, так и преднамеренно, с использованием технических средств съема информации.

Средства противодействию случайной утечки информации, причиной которой может быть программно-аппаратный сбой или человеческий фактор, могут быть разделены на следующие основные функциональные группы: дублирование информации, повышение надёжности компьютерных систем, создание отказоустойчивых компьютерных систем, оптимизация взаимодействия человека и компьютерной системы, минимизация ущерба от аварий и стихийных бедствий (в том числе, за счет создания распределённых компьютерных систем), блокировка ошибочных операций пользователей.

К утрате информации приводят хищение и потеря носителей информации, несанкционированное уничтожение носителей информации или только отображенной в них информации, искажение и блокирование информации. Утрата может быть полной или частичной, безвозвратной или временной, но в любом случае она наносит ущерб собственнику информации.

Несанкционированный доступ — это противоправное преднамеренное овладение конфиденциальной информацией лицом, не имеющим права доступа к охраняемым сведениям.

Наиболее распространенными путями несанкционированного доступа к информации являются:

• перехват электронных излучений;

• принудительное электромагнитное облучение (подсветка) линий связи с целью получения паразитной модуляции несущей;

• применение подслушивающих устройств (закладок);

• дистанционное фотографирование;

• перехват акустических излучений и восстановление текста принтера;

• копирование носителей информации с преодолением мер защиты

• маскировка под зарегистрированного пользователя;

• маскировка под запросы системы;

• использование программных ловушек;

• использование недостатков языков программирования и операционных систем;

• незаконное подключение к аппаратуре и линиям связи специально разработанных аппаратных средств, обеспечивающих доступ информации;

• злоумышленный вывод из строя механизмов защиты;

• расшифровка специальными программами зашифрованной: информации;

• информационные инфекции.

Перечисленные пути несанкционированного доступа требуют достаточно больших технических знаний и соответствующих аппаратных или программных разработок со стороны взломщика. Например, используются технические каналы утечки — это физические пути от источника конфиденциальной информации к злоумышленнику, посредством которых возможно получение охраняемых сведений. Причиной возникновения каналов утечки являются конструктивные и технологические несовершенства схемных решений либо эксплуатационный износ элементов. Все это позволяет взломщикам создавать действующие на определенных физических принципах преобразователи, образующие присущий этим принципам канал передачи информации — канал утечки.

Однако есть и достаточно примитивные пути несанкционированного доступа:

хищение носителей информации и документальных отходов;

инициативное сотрудничество;

склонение к сотрудничеству со стороны взломщика;

выпытывание;

подслушивание;

наблюдение и другие пути.

Для обеспечения эффективного применения системы защиты информации в телекоммуникационной сети предприятия при ее построении необходимо учитывать следующие требования:[11]

- эшелонированность. Система защиты должна состоять из нескольких уровней. Нарушение защиты на каком-либо уровне не должно повлечь за собой ослабления других уровней или недееспособности системы защиты в целом; согласованность. Средства защиты, в том числе входящие в региональные составляющие телекоммуникационной сети предприятия, должны обеспечивать возможность их эксплуатации в рамках единой системы;

- интегрируемость. Средства защиты информации должны оптимальным образом встраиваться в инфраструктуру телекоммуникационной сети;

- контролируемость. События, связанные с функционированием системы защиты, должны контролироваться средствами мониторинга безопасности;

- сертифицируемость. Применяемые при построении системы защиты средства должны удовлетворять установленным стандартам и требованиям;

- масштабируемость. При построении системы защиты должна быть обеспечена возможность ее развития с учетом развития телекоммуникационных сетей предприятия.

 

3.2. Методы защита информации в телекоммуникационных сетях предприятия


Отраслевой стандарт по информационной безопасности определяет защиту информации как деятельность, направленную на предотвращение утечки информации, несанкционированных и непреднамеренных воздействий на информацию. И если первое направление (предотвращение утечки) должно предупреждать разглашение конфиденциальных сведений, несанкционированный доступ к ним и/или их получение разведками (например, коммерческой разведкой фирм-конкурентов), то два других направления защищают от одинаковых угроз (искажение конфиденциальной информации, ее уничтожение, блокирование доступа и аналогичные действия с носителем информации). Вся разница заключается в наличии или отсутствии умысла в действиях с информацией (рис. 3.1.).


Рис.3.1. Защита информации на предприятии

Источник: Дъяченко С.И. Правовые аспекты работы в ЛВС. –СПб.: «АСТ», 2002.С.34.

Больше всего угроз по-прежнему создают компьютерные вирусы (в число которых помимо традиционных файловых, загрузочных, макровирусов и т. п. вредоносных программ входят также «трояны», «вандалы», перехватчики паролей и т. д.) и атаки распространителей спама.

Многие сети годами остаются открытыми для пришельцев из Интернета, и неизвестно, что в этом случае опаснее — сознательный взлом злоумышленником корпоративной сети для съема конфиденциальной информации или же осуществляемая дезорганизация работы сети с помощью атак типа «отказ в обслуживании». Поскольку для малых и средних коммерческих структур создание специально защищенных линий связи невозможно, приходится использовать открытые каналы для обмена кроме прочего и конфиденциальной информацией, а это чревато как перехватом этой информации, так и нарушением ее целостности или подменой.

Внутри локальной сети актуальна задача надежной аутентификации пользователей: хрестоматийный пример прикрепления к монитору бумажки с записанным логином и паролем.

Зачастую не придается значения разграничению доступа между легальными пользователями. Здесь можно привести такую аналогию: иерархию кабинетов все сотрудники соблюдают свято, никому не приходит в голову оккупировать стол или комнату начальства, а вот по отношению к конфиденциальной информации действует, так сказать, принцип «каждому — по интересам», и сведения, предназначенные двум-трем топ-менеджерам, становятся известны чуть ли не половине фирмы.

В качестве еще одного канала вероятной утечки можно назвать, к примеру, сервис-центры, в которые поступают диски с не уничтоженной должным образом информацией. Наконец, не стоит забывать, что в значительном числе случаев пользователи оперируют информацией не только в электронном, но и в бумажном виде, и регулярное обследование содержимого мусорных ведер, куда отправляются черновики и наброски, может дать вашим конкурентам больше, чем хитроумные атаки и попытки взлома.

Таким образом, можно сделать вывод: защита информации — одно из ключевых направлений деятельности любой успешной фирмы. Перед специально отобранным для этого сотрудником (или подразделением) стоят следующие задачи:

• анализ угроз конфиденциальной информации, а также уязвимых мест автоматизированной системы и их устранение;

•формирование системы защиты информации - закупка и установка необходимых средств, их профилактика и обслуживание;

• обучение пользователей работе со средствами защиты, контроль за соблюдением регламента их применения;

• разработка алгоритма действий в экстремальных ситуациях и проведение регулярных "учений";

• разработка и реализация программы непрерывной деятельности автоматизированной системы и плана восстановительных мероприятий (в случае вирусной атаки, сбоя/ошибки/отказа технических средств и т. д.).

Итак, можно констатировать, что деятельность по защите информации протекает в рамках четырехугольника «руководство компании — служба защиты информации — пользователи», и от доброй воли всех этих сторон зависит, будет ли их сотрудничество эффективным.

С какими же проблемами приходится сталкиваться при построении системы защиты информации[12]?

Метод заплаток. «Кусочное» обеспечение информационной безопасности лишь на отдельных направлениях. Следствие — невозможность отразить атаки на незащищенных участках и дискредитация идеи информационной безопасности в целом.

Синдром амебы. Фрагментарное реагирование на каждый новый раздражитель; часто сочетается с применением «метода заплаток». Следствие — запаздывание с отражением новых угроз, усталость от бесконечной гонки по кругу.

Лекарство от всего. Попытки возложить на одно средство защиты информации все функции обеспечения информационной безопасности (например, стремление отождествить аутентификацию и полный комплекс задач защиты от несанкционированного доступа).

Следствие — непрерывный переход, миграция от одного средства защиты к другому, «более комплексному», последующее разочарование и паралич дальнейших действий.

Волшебная палочка. Вторая ипостась поисков «универсального лекарства», искреннее непонимание необходимости дополнения технических мер защиты организационными. Следствие — предъявление завышенных требований к системе или средству защиты.

Стремление к экономии. Желание построить систему защиты на беззатратной основе. Следствие — применение непроверенных и/или нелицензионных средств защиты, отсутствие поддержки со стороны производителей, постоянные попытки разобраться во всем самостоятельно, неэффективные и разорительные, как и любая самодеятельность.

Таким образом, на предприятии должен быть создан следующий набор средств и методов для защиты информации в сети (табл.3.1)

Таблица 3.1

Средства и методы защиты информации в сети предприятия


Минимальный пакет

Оптимальный пакет (в дополнение к минимуму)

Средства антивирусной защиты рабочих станций, файловых и почтовых серверов

Антивирусные средства в программно-аппаратном исполнении; средства контроля содержимого (Content Inspector) и борьбы со спамом

Программный межсетевой экран (МЭ)

Программно-аппаратный МЭ, система обнаружения атак (Intrusion Detection System)

Программные средства формирования защищенных корпоративных сетей (VPN - Virtual Private Network)

То же в программно-аппаратном исполнении и интеграции с межсетевым экраном

Аппаратные средства аутентификации пользователей (токены, смарт-карты, биометрия и т. п.)

То же в интеграции со средствами защиты от несанкционированного доступа (НСД) и криптографическими средствами

Разграничение доступа пользователей к конфиденциальной информации штатными механизмами защиты информации и разграничение доступа операционных систем, прикладных программ, маршрутизаторов и т. п.

Программно-аппаратные средства защиты от НСД и разграничения доступа

Программные средства шифрования и электронной цифровой подписи (ЭЦП) для обмена конфиденциальной информацией по открытым каналам связи

Аппаратные шифраторы для выработки качественных ключей шифрования и ЭЦП; интеграция со средствами защиты от НСД и аутентификации

Средства "прозрачного" шифрования логических дисков пользователей, используемых для хранения конфиденциальной информации

Средства "прозрачного" шифрования конфиденциальной информации, хранимой и обрабатываемой на серверах

Средства уничтожения неиспользуемой конфиденциальной информации (например, с помощью соответствующих функций шифраторов)

Аппаратные уничтожители носителей информации

Средства резервного копирования, источники бесперебойного питания, уничтожители бумажных документов



Заключение


Цель курсового исследования достигнута путём реализации поставленных задач. В результате проведённого исследования по теме "Методы защиты информации в телекоммуникационных сетях" можно сделать ряд выводов:

Проблемы, связанные с повышением безопасности информационной сферы, являются сложными, многоплановыми и взаимосвязанными. Они требуют постоянного, неослабевающего внимания со стороны государства и общества. Развитие информационных технологий побуждает к постоянному приложению совместных усилий по совершенствованию методов и средств, позволяющих достоверно оценивать угрозы безопасности информационной сферы и адекватно реагировать на них.

Предотвращение несанкционированного доступа к конфиденциальной информации, циркулирующей в телекоммуникационных сетях государственного и военного управления, к информации национальных и международных правоохранительных организаций, ведущих борьбу с транснациональной организованной преступностью и международным терроризмом, а также в банковских сетях является важной задачей обеспечения безопасности глобальной информации. Защите информации в последнее время уделяется все большее внимание на самых различных уровнях - и государственном, и коммерческом.

Под защитой информации принято понимать использование различных средств и методов, принятие мер и осуществление мероприятий с целью системного обеспечения надежности передаваемой, хранимой и обрабатываемой информации.

Можно выделить несколько основных задач, решение которых в информационных системах и телекоммуникационных сетях обеспечивает защиту информации.

Это:

- организация доступа к информации только допущенных к ней лиц;

- подтверждение истинности информации;

- защита от перехвата информации при передаче ее по каналам связи;

- защита от искажений и ввода ложной информации.

Защитить информацию – это значит:

ü                обеспечить физическую целостность информации, т.е. не допустить искажений или уничтожения элементов информации;

ü                не допустить подмены (модификации) элементов информации при сохранении ее целостности;

ü                не допустить несанкционированного получения информации лицами или процессами, не имеющими на это соответствующих полномочий;

ü                быть уверенным в том, что передаваемые (продаваемые) владельцем информации ресурсы будут использоваться только в соответствии с обговоренными сторонами условиями.

Радикальное решение проблем защиты электронной информации может быть получено только на базе использования криптографических методов, которые позволяют решать важнейшие проблемы защищённой автоматизированной обработки и передачи данных. При этом современные скоростные методы криптографического преобразования позволяют сохранить исходную производительность автоматизированных систем.

Криптографические преобразования данных являются наиболее эффективным средством обеспечения конфиденциальности данных, их целостности и подлинности. Только их использование в совокупности с необходимыми техническими и организационными мероприятиями могут обеспечить защиту от широкого спектра потенциальных угроз.

Электронная цифровая подпись (ЭЦП) - вид аналога собственноручной подписи, являющийся средством защиты информации, обеспечивающим возможность контроля целостности и подтверждения подлинности электронных документов.


Библиографический список литературы


I. Источники


1.                 Гражданский кодекс Российской Федерации. Часть вторая: Федеральный закон от 26.01.1996 № 14-ФЗ (в ред. от 02.02.2006.).

2.                 Федеральный закон Российской Федерации «Об информации, информационных технологиях и о защите информации от 27 июля 2006 г. № 149-ФЗ».

3.                 Федеральный закон Российской Федерации «Об электронной цифровой подписи» от 10 января 2002 года № 1-ФЗ.


II. Литература


4.                 Биячуев, Т.А. Безопасность корпоративных сетей / Т.А. Биячуев. – СПб: СПб ГУ ИТМО, 2004.- 161 с.

5.                 Вихорев, С. Как определить источники угроз / С. Вихорев, Р.Кобцев //Открытые системы. – 2002. - №07-08.-С.43.

6.                 Волчков, А.  Современная криптография / А.Волчков //  Открытые системы.-  2002. - №07-08. –С.48.

7.                 Гмурман, А.И. Информационная безопасность/ А.И. Гмурман - М.: «БИТ-М», 2004.-387с.

8.                 Дъяченко, С.И. Правовые аспекты работы в ЛВС/ С.И. Дъяченко–СПб.: «АСТ», 2002.- 234с.

9.                 Зима, В. Безопасность глобальных сетевых технологий / В.Зима, А. Молдовян, Н. Молдовян – СПб.: BHV, 2000. – 320 с.

10.            Информатика: Базовый курс / С.В. Симонович [и др]. – СПб.: Питер, 2002. – 640с.:ил.

11.            Конахович, Г. Защита информации в телекоммуникационных системах/ Г.Конахович.-М.:МК-Пресс,2005.- 356с.

12.            Коржов, В. Стратегия и тактика защиты / В.Коржов //Computerworld Россия.- 2004.-№14.-С.26.

13.            Мельников, В. Защита информации в компьютерных системах /  В.Мельников - М.: Финансы и статистика, Электронинформ, 1997. – 400с.

14.            Молдовян, А.А. Криптография /  А.А.Молдовян, Н.А. Молдовян, Советов Б.Я. – СПб.: Издательство “Лань”, 2001. – 224с.,ил.

15.            Осмоловский,  С. А. Стохастические методы защиты информации/ С. А.  Осмоловский – М., Радио и связь, 2002. – 187с.

16.            Острейковский, В.А. Информатика: Учеб. пособие для студ. сред. проф. учеб. Заведений/ В.А. Острейковский– М.: Высш. шк., 2001. – 319с.:ил.

17.            Семенов, Г. Цифровая подпись. Эллиптические кривые / Г.Семенов  //  Открытые системы.-   2002. - №07-08. – С.67-68.

18.            Титоренко, Г.А. Информационные технологии управления/ Г.А. Титоренко - М.: Юнити, 2002.-376с.

19.            Устинов, Г.Н. Уязвимость и информационная безопасность телекоммуникационных технологий/ Г.Н. Устинов– М.: Радио и связь, 2003.-342с.

20.            Шахраманьян, М.А. Новые информационные технологии в задачах обеспечения национальной безопасности России/ Шахраманьян, М.А.  – М.:  ФЦ ВНИИ ГОЧС, 2003.- 222с.

21.            Экономическая информатика / под ред. П.В. Конюховского и Д.Н. Колесова. – СПб.: Питер, 2000. – 560с.:ил.

22.            Ярочкин, В.И. Информационная безопасность. Учебник для вузов/ В.И. Ярочкин– М.: Академический Проект, Мир, 2004. – 544 с.


[1] Гмурман А.И. Информационная безопасность.- М.: «БИТ-М», 2004.С.23-35.

[2] Зима В., Молдовян А., Молдовян Н. Безопасность глобальных сетевых технологий. – СПб.: BHV, 2000. С.56.

[3] Гражданский Кодекс РФ, часть I, ст. 15.

[4] Конахович Г. Защита информации в телекоммуникационных системах. – М.: МК-Пресс,2005.С.123.

[5] Коржов В. Стратегия и тактика защиты.//Computerworld Россия.- 2004.-№14.С.26.

[6] Волчков А.  Современная криптография. //  Открытые системы.-   2002. №07-08. С.48.

[7] Молдовян А.А., Молдовян Н.А., Советов Б.Я. Криптография. – СПб.: Издательство “Лань”, 2001.С.56-76.

[8] Федеральный закон "Об электронной цифровой подписи" от 10 января 2002 года № 1-ФЗ, ст.3.                       

[9] Семенов Г. Цифровая подпись. //  Открытые системы.-   2002. №07-08. С.67-78.

[10] Устинов Г.Н. Уязвимость и информационная безопасность телекоммуникационных технологий. – М.: Радио и связь, 2003.С.128.

[11] Биячуев Т.А. Безопасность корпоративных сетей / под ред. Л.Г.Осовецкого. – СПб: СПб ГУ ИТМО, 2004.С.187.

[12] Мельников В. Защита информации в компьютерных системах. - М.: Финансы и статистика, Электронинформ, 1997.С.79-81.


Страницы: 1, 2, 3