бесплатно рефераты

бесплатно рефераты

 
 
бесплатно рефераты бесплатно рефераты

Меню

Методы воспитания и перевоспитания бесплатно рефераты

p> Методы перевоспитания, в конечном счете, всегда связаны с методами воспитания. Например, метод переубеждения всегда является естественным продолжением метода убеждения; поощрение и наказание применяются и в воспитании и в перевоспитании. А метод «взрыва», хотя и является специфическим методом перевоспитания, на может существовать в отрыве от таких общих методов воспитания, как общественное поручение, пример, игра, труд.

В опыте советской школы в настоящее время складываются формы работы, которые оказывают особое эффективное влияние на перевоспитание подростков.
Характерной особенностью этих новых форм работы с подростками является приучение к практической деятельности, умелое сочетание слова и действия.

Организация деятельности учащихся на основе их интересов – одно из направлений перевоспитания, получившее широкое распространение за последние годы.

Педагогика всегда отстаивала идею взаимосвязи методов воспитания и перевоспитания, осуждала практику «уединенного средства» (термин А. С.
Макаренко), т. е. изолированного применения какого-то одного метода.

В своей совокупности методы перевоспитания призваны с учетом содержания и устойчивости трудновоспитуемости; оптимально использовать средства перевоспитания (слово учителя, пример взрослых, деятельности самих учащихся, традиции, режим и т. д.); координировать различные воспитательные влияния при решение конкретных воспитательных задач; активизировать самого воспитанника на борьбу с имеющимися у него отрицательными качествами, вредными привычками. Каждый метод выполняет определенную ведущую функцию. Переубеждение - призвано разрушить систему оправдательных мотивов неправильного поведения и положить начало формированию социально ценных. Переучивание предназначено для изменения жизненного опыта, формирования здоровых социально ценных потребностей и привычек. «Взрыв» разрушает отрицательный стереотип поведения. (Под «взрывом» А. С. Макаренко понимал мгновенное разрушение отрицательных качеств трудновоспитуемых в процессе эмоциональных бурных переживаний.)
«Реконструкция» характера вносит определенные коррективы в духовный мир ребенка, сохраняя в нем все ценное, устраняя отрицательное.
Переключение служит задаче изменения направленности и переориентации воспитанника с подражания плохому на следование положительному примеру.
Поощрение и наказание стимулируют положительное поведение и сдерживают отрицательное.

Процесс перевоспитания представляет собой взаимосвязь общих методов воспитания, специфически преломленных (переубеждение, переучивание, поощрение, наказание и др.), и специальных, присущих только перевоспитанию
(«взрыв», переключение, «реконструкция»).

Каждый метод перевоспитания при определенных условиях вступает во взаимосвязь с соответствующими методами воспитания: переубеждение эффективно при работе учителя по формированию убеждений, критериев оценки себя и других, нравственных установок в общественном мнении коллектива; переучивание органически связанно с приучением к деятельности,
«реконструкция» характера — с критикой и самокритикой в коллективе. Ведущим условием действенности специфических методов перевоспитания выступает воспитание в коллективе и взаимовоспитание, а также самовоспитание.

Общим требованием к методам перевоспитания является применение их через коллектив. Сплоченный детский коллектив обеспечивает воспитателю привлечение авторитетных для трудного подростка сверстников при осуществлении того или иного метода. В этом случае требования учителя выступают в единстве с требованиями товарищей, взыскание воспринимается как осуждение товарищей, поощрение — как одобрение действий коллективом, контроль педагога перерастает в контроль коллектива. Такой подход увеличивает силу воздействия любого метода и создает, условия для перехода перевоспитания в самоперевоспитание.

Эффективность методов перевоспитания в значительной мере зависит от восприятия и переработки подростками тех воспитательных мер, которые применяют взрослые и сверстники. И в этом плане решающее значение имеет воспитание, у трудных, чувства ответственности за себя, за свое поведение.
Пока не выработана личная ответственность за свои действия и поступки, трудно рассчитывать на эффективность общих методов воспитания.

Переубеждение.

Ведущими методами перевоспитания являются переубеждение, переучивание и «взрыв» — разрушение отрицательного.
Переубеждение выступает как самостоятельный метод перевоспитания и одновременно как условие действенности других методов. Поэтому ему придается особое значение. Переубеждение одновременно направлено на изменение сознания, жизненного опыта и нравственных чувств. У личности в результате воздействия на ее сознание возникает чувство неудовлетворенности, отвращение к плохому в себе. Активизируя нравственные чувства, педагог помогает воспитаннику осознать причины эмоциональной неудовлетворенности и изменить образ жизни осмысление воспитанником своего поведения с порцией нравственных требований. Ощущение радости от нравственных поступков и недовольства от безнравственных способствуют формированию социально ценного жизненного опыта.

В детской среде иногда устанавливается неправильное отношение к нравственным требованиям взрослых, т. е. то, что мы называем антиидеалами (учиться отлично ненормально, учатся добросовестно лишь «зубрилы», «зазнайки», «любимчики»). Поэтому двойки умного и способного школьника не влияют на его положение в коллективе; вести себя безукоризненно — значит быть паинькой.

Нормальный школьник должен иметь замечания от учителей, иначе его не будут уважать;

Обманывать учителя — признак ума и находчивости, не грех и разыграть товарища, даже смошенничать;

Пренебрегать правилами поведения в школе, быть «объектом» постоянной критики учителей может, по мнению многих трудных подростков, только человек с сильным характером.

Переубеждение совершается быстро, если подростка удается включить в коллектив (спортивный, учебный, трудовой), где его неправильные взгляды оказываются несовместимыми с общими нравственными установками.

Необходимо усиливать педагогический контроль за поведением тех учащихся, которые пытаются отстоять свои неверные убеждения. Классный руководитель, учителя должны предупреждать отрицательные действия и поступки, отражающие неправильные убеждения. Если этого удается достигнуть, они разрушаются под влиянием здорового общественного мнения.

Отсутствие же контроля позволяет трудному и дальше поступать безнравственно. В этом случае взамен разоблаченных мотивов неправильного поведения подросток создает новые, сохраняя свои неправильные убеждения.

Словесные воспитательные влияния не дают положительного результата, если они не подкреплены новым практическим опытом трудновоспитуемого, реальными поступками и действиями окружающих. Из системы воспитания необходимо также исключить противоречия между словами и действиями учителей
(угрожают, но не наказывают, обещают, но не выполняют, учат одному, а сами поступают иначе). Двойная мораль в ближайшем социальном окружении лишь укрепляет неверные установки и представления.

Подросткам, как и взрослым, трудно отказаться от сложившихся убеждений.
Поэтому в процессе переубеждения неизбежны срывы и ошибки в поведении, деятельности и общении.

Перестройка неправильных убеждений требует длительных усилий педагогов.
Общим условием ее эффективности является создание в зоне ближайшего социального окружения такой атмосферы, чтобы трудный почувствовал угрызения совести, огорчение от своего поведения.

Метод переубеждения эффективен в том случае, если он исходит от человека, авторитетного для подростка. Такому педагогу легче разрушить неправильные взгляды и установки воспитанника. Первоначально необходимо расшатать неправильные убеждения, а затем окончательно их перестроить.

Процесс расшатывания, требующий много времени и усилий педагога, включает ряд приемов:

. Побудить подростка к сравнению себя с другим, поближе познакомить с интересным для него человеком, который руководствуется противоположными взглядами (например, трудный не хочет учиться, а его знакомый много читает, изучает и работает на компьютере, не может сидеть без дела, получает удовольствие от работы и т. д.);

. Показать, куда в будущем могут привести трудного его неправильные взгляды и установки (например, рассказать о человеке, который страдал теми же недостатками и, в конечном счете, погубил свой талант, свою жизнь, потерял самое дорогое — свободу, честь, совесть);

. Довести до парадокса логику рассуждений подростка, отстаивающего свои убеждения (например, что будет, если все станут на такую же позицию);

. Создать воспитаннику условия для самораскрытия, т. е. предоставить возможность высказать все аргументы в защиту своих взглядов, а затем каждый аргумент опровергнуть.

Расшатывание убеждений может осуществляться и путем обсуждения коллективом действий и поступков трудного, критики отрицательного поведения, вытекающего из неправильных убеждений. Покажем это на конкретном примере.

Опыт показывает, что каждое неправильное убеждение разрушается медленно и преимущественно под влиянием сильных, ярких, неопровержимых фактов.

Перестройка убеждений завершается этапом их разрушения при одновременной замене неправильных взглядов подлинно нравственными представлениями, установками и ценностями. Это наиболее важный этап переубеждения.
Для разрушения неправильных убеждений используются столкновение ценностей в духовном мире подростка:

. Хочется стать сильным, заниматься любимым видом спорта, но для этого надо выполнять режим дня, добросовестно учиться;

. Можно записаться в авто или мотокружок, но для этого надо не иметь двоек;

. Можно пойти в туристский поход на шлюпках, но надо стать дисцип- линированным, организованным, иметь примерное поведение.
Столкновение нравственных качеств педагога с неправильным поведением ученика: в ответ на грубость учитель проявляет сдержанность и вежливость, подчеркнутое уважение личного достоинства подростка. Перестройка взглядов путем оказания подростку доверия, уважения даже тогда, когда он совершает неправильный поступок.

Открытая борьба между неправильными убеждениями подростка и здоровым общественным мнением класса, построенная на аргументированном, с опорой на практический опыт детей опровержении каждого довода, из которого складывается неправильное убеждение.

В результате рационального и эмоционального воздействия посредством столкновения жизненного опыта подростка с опытом коллектива, авторитетных для него людей и одновременного противоборства взаимоисключающих идей и осуществляется переубеждение.

Перестройка взглядов происходит эффективнее, если аргументы подростка не просто опровергаются, а вскрывается причина их появления (откуда они взялись, почему именно, кто подобные взгляды распространяет).

Если удается найти аналогичные высказывания у отрицательных героев литературных произведений, то сравнение должно быть весьма деликатным:
«Подобную мысль уже не раз высказывали в прошлом (читается высказывание, указывается автор и источник). Задумайтесь, случайно ли взгляды некоторых наших товарищей совпадают с этой точкой зрения?»

Очень важно, разрушая неправильные убеждения, сохранить некоторые правильные, но ложно толкуемые доводы, доказательства и сказать: «Здесь ты прав. Но ведь отсюда следует вот что, а не то, что ты предлагаешь».
Признание частичной правоты облегчает подростку отказ от неправильного в целом убеждения.

И еще одно требование к переубеждению: его связь с методами переучивания или «взрыва» и закрепление в опыте положительного поведения.
Новый социально ценный опыт должен подтвердить те контраргументы, которые коллектив товарищей или педагоги использовали в переубеждении.

Деятельность на основе правильных нравственных убеждений должна, приносить удовлетворение и укреплять авторитет воспитанника в глазах сверстников и взрослых.

В этом случае подросток становится активным борцом против тех неправильных убеждений, которыми сам еще недавно руководствовался.

Переучивание.

Устранение отрицательных привычек, исправление нездоровых потребностей и, отучение от неправильных действий, у подростков, совершается с помощью метода переучивания. Он осуществляется в единстве и взаимосвязи с переубеждением.

Переучивание состоит из двух частей — отучения и приучения. Применяя данный метод, следует помнить, - что исправление личности всегда совершается при замене или компенсации устраняемого отрицательного – положительным, т. е. взамен дурных привычек формируются здоровые, взамен неправильных действий — рациональные, нравственные.

Первая часть метода переучивания — отучение, осуществляется приемами запрета, контроля, и проверки выполнения предписаний и требует одновременных, скоординированных педагогических действий:

. Категорического запрещения делать что-то и в то же время глубокой мотивации такого запрета.

. Недопущения проявления дурных привычек, потребностей, неправильного поведения и одновременно создания благоприятных условий для проявления нравственных привычек, здоровых потребностей и правильных действий, поступков.

. Формирования в общественном мнении коллектива и у каждого воспитанника нетерпимого отношения к отрицательному поведению, нездоровым потребностям и привычкам.

. Борьбы воспитателей и детского коллектива с проявлениями дурных привычек и потребностей, а также устранения причин, обстоятельств, провоцирующих неправильные действия, поступки. Рецидив отрицательного, всегда связан с неблагоприятными обстоятельствами в зоне ближайшего социального окружения;

. Активизации усилий коллектива и самого воспитанника в процессе преодоления отрицательного и на этой основе осуществления взаимосвязи воспитания в коллективе и самовоспитания.

При переучивании важно избегать следующих ошибок:

. навязывать свою волю и мнение как единственно правильное;

. постоянно указывать на одни и те же недостатки ребенка. Это вызывает озлобление и может привести к обратному результату

— к нервному срыву.

Нельзя также требовать мгновенного отказа от дурной привычки или порока: возможен рецидив.

Отучение должно завершаться приучением. В целом переучивание опирается на переубеждение и закрепляет его результаты. Эти два метода являются главными, ведущими, практически ими можно решить любую задачу перевоспитания.

Метод «Взрыва».

Специфическим методом перевоспитания, разработанным А. С. Макаренко, является «взрыв». Выдающийся педагог замечал, что перестройка духовного мира личности эволюционным путем малоэффективна и чрезвычайно тяжела и для воспитателя, и для воспитанника. «Я много думал по этому вопросу,— писал
Антон Семенович,— потому что это один из центральных вопросов педагогики перевоспитания».

Метод «взрыва» осуществляется в естественных условиях, в реальной обстановке. Он сильно действует на самочувствие личности, обостряет положительные и отрицательные переживания, поэтому применяют его редко, в крайнем случае, чтобы не нервировать коллектив, не превращать жизнь детей в
«нервную горячку».

«Взрывается» не внутренний мир личности в целом, а ее испорченные отношения с обществом и коллективом. «Взрыв» предполагает доведение до предела конфликта личности с коллективом; при этом четко ставится альтернатива: измениться, чтобы стать уважаемым членом коллектива, или уйти из него, чтобы стать объектом презрения товарищей.
Метод «взрыва» характеризуется также обнаженностью истинных отношений воспитанника. Своеобразной «детонацией» всех противоречий в коллективе, лавиной чувств, в которой переплетаются гнев, возмущение, презрение, потрясение. И которая обрушивается на психику трудного подростка, выводит его из равновесия, делает беззащитным, растерянным, уязвимым, сметает самозащиту отрицательного.

При «взрыве» подросток переживает «катастрофу внутри себя», говорил А. С. Макаренко, ему некогда раздумывать, взвешивать, рассчитывать, хитрить, пытаться сохранить свое негативное «я». Ошеломленный бурей чувств, он впадает в стрессовое состояние, разрушается отрицательный стереотип, уничтожаются связи между отдельными элементами трудновоспитуемости. Тогда- то и возникают благоприятные предпосылки для эффективного воздействия других методов перевоспитания.

А. С. Макаренко писал: «Этот метод продолжается и развертывается дальше во всей моей системе».

Метод «взрыва» необычайно эффективен в том случае, когда он происходит в сильном детском коллективе, в благоприятных воспитательных условиях при умелом педагогическом руководстве, когда поведение трудного ребенка настолько порочно, что в нем отрицательное явно преобладает.

«Взрыв» лишает воспитанника возможности сопротивляться требованиям, предъявляемым к нему коллективом. Это и позволяет из разрушенного «здания» характера строить новый, конечно же, с использованием добротного и очисткой от негодного «строительного материала».

Однако следует помнить, что такое разрушение личности неэкономно и неразумно там, где у ребенка преобладают положительные качества, где можно обойтись без крайностей. При осуществлении метода «взрыва» используются следующие приемы воздействия на трудных детей:

. нагнетание отрицательных переживаний до предела (на этой основе возникает недовольство собой, своей жизнью);

. доведение до абсурда отрицательной линии поведения подростка, когда собственные недостатки доставляют ему самому большие неприятности;

. столкновение идеала трудного с идеалом настоящего человека, чтобы воспитанник убедился в ошибочности своих взглядов;

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5