Методы осмысления детьми своего социального опыта, мотивации деятельности и поведения как пути нравс...
Методы осмысления детьми своего социального опыта, мотивации деятельности и поведения как пути нравс...
Департамент
общего и профессионального образования
Оренбургской
области ГОУ СПО
«Педколледж
г. Бузулука»
Курсовая
работа
Тема:
Методы осмысления детьми своего социального опыта, мотивации деятельности и
поведения как пути нравственного воспитания школьников
Терентьевой Юлии
Александровны
студентки IV курса группы «А»
специальность
0302
русский язык и
литература.
Научный
руководитель:
Сенаторова
Марина Александровна
2005
Оглавление
Введение........................................................................................................... 3
Глава I. Теоретические основы процесса нравственного
воспитания школьников 5
1.
Сущность процесса нравственного воспитания школьников..................... 5
2.
Особенности методов осмысления детьми своего социального опыта, мотивации
деятельности и поведения............................................................................... 9
3.
Роль методов осмысления детьми своего социального опыта, мотивации деятельности
и поведения в нравственном воспитании учащихся...................................... 13
Глава II. Обобщение наблюдений за организацией нравственного воспитания
школьников........................................................................................................................ 16
Заключение..................................................................................................... 19
Список литературы........................................................................................ 20
Приложение.................................................................................................... 22
Во все века люди высоко ценили нравственную воспитанность. Глубокие
социально- экономические преобразования, происходящие в современном обществе,
заставляют нас размышлять о будущем России, о ее молодежи. В настоящее время
смяты нравственные ориентиры, подрастающее поколение можно обвинять в
бездуховности, безверии, агрессивности. Поэтому актуальность проблемы
воспитания школьников связана, по крайней мере, с четырьмя положениями:
Во-первых,
наше общество нуждается в подготовке широко образованных, высоко нравственных
людей, обладающих не только знаниями, но и прекрасными чертами личности.
Во-вторых, в
современном мире маленький человек живет и развивается, окруженный множеством
разнообразных источников сильного воздействия на него как позитивного, так и
негативного характера, которые (источники) ежедневно обрушиваются на неокрепший
интеллект и чувства ребенка, на еще только формирующуюся сферу нравственности.
В-третьих, само по
себе образование не гарантирует высокого уровня нравственной воспитанности, ибо
воспитанность - это качество личности, определяющее в повседневном поведении
человека его отношение к другим людям на основе уважения и доброжелательности
к каждому человеку. К. Д. Ушинский писал: «Влияние нравственное составляет
главную задачу воспитания». [20]
В-четвертых,
вооружение нравственными знаниями важно и потому, что они не только информируют
школьника о нормах поведения, утверждаемых в современном обществе, но и дают
представления о последствиях нарушения норм или последствиях данного поступка
для окружающих людей.
Исследуемая
нами проблема нашла отражение в фундаментальных
работах А.М. Архангельского, Н.М. Болдырева, Н.К. Крупской, А.С.
Макаренко, И.Ф. Харламова и др., в которых выявляется сущность основных понятий
теории нравственного воспитания, указываются способы дальнейшего развития
принципов, содержания, форм, методов нравственного воспитания.
Таким
образом, тема нашей работы: «Методы осмысления детьми своего социального опыта,
мотивации деятельности и поведения как пути нравственного воспитания школьников».
Объект исследования –
процесс нравственного воспитания школьников.
Предмет исследования –
методы осмысления детьми своего социального опыта, мотивации деятельности и
поведения.
Цель:
теоретически
обосновать значения методов осмысления детьми своего социального опыта
мотивации деятельности и поведения в нравственном воспитании школьников,
обобщить наблюдения за организацией нравственного воспитания школьников.
Задачи:
1)
Изучить состояние проблемы в психолого-педагогической литературе
2)
Выявить сущность процесса нравственного воспитания школьников;
3)
Обосновать место методов осмысления детьми своего социального опыта, мотивации
деятельности и поведения в обшей системе методов воспитания;
4)
Уточнить роль методов осмысления детьми своего социального опыта, мотивации
деятельности и поведения как путей нравственного воспитания школьников.
Гипотеза:
методы
осмысления детьми своего социального опыта, мотивации деятельности и поведения
будут способствовать нравственному воспитанию школьников, если:
-
они включены в общую систему работы по нравственному воспитанию школьников;
-
они целенаправленно включены учителем в процесс нравственного воспитания
школьников.
Глава I. Теоретические основы
процесса нравственного воспитания школьников
В
кратком словаре по философии понятие нравственности приравнено к понятию
мораль. «Мораль (латинское mores-нравы) – нормы, принципы, правила поведения
людей , а так же само человеческое поведение (мотивы поступков, результаты
деятельности), чувства, суждения, в которых выражается нормативная регуляция
отношений людей друг с другом и общественным целым (коллективом , классом ,
народом , обществом)».
В.И. Даль толковал слово мораль как «нравственное ученье,
правила для воли, совести человека». Он считал: «Нравственный — противоположный
телесному, плотскому, духовный, душевный. Нравственный быт человека важнее быта
вещественного.» «Относящийся к одной половине духовного быта, противоположный
умственному, но сопоставляющий общее с ним духовное начало, к умственному
относится истина и ложь, к нравственному - добро и зло. Добронравный,
добродетельный, благонравный, согласный с совестью, с законами правды, с
достоинством человека с долгом честного и чистого сердцем гражданина. Это
человек нравственный, чистой, безукоризненной нравственности. Всякое
самоотвержение есть поступок нравственный, доброй нравственности, доблести». [5]
С
годами понимание нравственности изменилось. У Ожегова С.И. мы видим:
«Нравственность — это внутренние, духовные качества, которыми руководствуется
человек, этические нормы, правила поведения, определяемые этими качествами». [13]
Мыслители
разных веков трактовали понятие нравственности по-разному. Еще в древней
Греции в трудах Аристотеля о нравственном человеке говорилось: «Нравственно
прекрасным называют человека совершенного достоинства ... Ведь о нравственной
красоте говорят по поводу добродетели: нравственно прекрасным зовут
справедливого, мужественного, благоразумного и вообще обладающего всеми
добродетелями человека».
А
Ницше считал: «Быть моральным, нравственным, этичным - значит оказывать
повиновение издревле установленному закону или обычаю». «Мораль - это
важничанье человека перед ПРИРОДОЙ». [12]. В научной литературе указывается,
что мораль появилась на заре развития общества. Определяющую роль в ее
возникновении сыграла трудовая деятельность людей. Без взаимопомощи, без
определенных обязанностей по отношению к роду человек не смог бы выстоять в
борьбе с природой. Мораль выступает как регулятор взаимоотношений людей.
Руководствуясь моральными нормами, личность тем самым способствует
жизнедеятельности общества. В свою очередь, общество, поддерживая и
распространяя ту или иную мораль, тем самым формирует личность в соответствии
со своим идеалом. В отличие от права, которое также имеет дело с областью
взаимоотношений людей, но опираясь на принуждение со стороны государства.
Мораль поддерживается силой общественного мнения и обычно соблюдается в силу
убеждения. При этом мораль оформляется в различных заповедях, принципах,
предписывающих, как следует поступать. Из всего этого мы можем сделать вывод,
что взрослому человеку порой трудно выбирать, как поступить в той или иной
ситуации не «ударив лицом в грязь».
А
что же говорить о детях? Еще В.А. Сухомлинский говорил о том, что необходимо
заниматься нравственным воспитанием ребенка, учить «умению чувствовать
человека». [19]
Василий
Александрович говорил: «Никто не учит маленького человека: «Будь
равнодушным к людям, ломай деревья, попирай красоту , выше всего ставь свое
личное». Все дело в одной, в очень важной закономерности нравственного
воспитания. Если человека учат добру - учат умело, умно, настойчиво,
требовательно, в результате будет добро. Учат злу (очень редко, но бывает и
так), в результате будет зло. Не учат ни добру, ни злу - все равно будет зло,
потому что и человеком его надо сделать».
Сухомлинский
считал, что «незыблемая основа нравственного убеждения закладывается в детстве
и раннем отрочестве, когда добро и зло, честь и бесчестье, справедливость и
несправедливость доступны пониманию ребенка лишь при условии яркой наглядности,
очевидности морального смысла того, что он видит, делает, наблюдает».
Школа является
основным звеном в системе воспитания подрастающего поколения. На каждом этапе
обучения ребенка доминирует своя сторона воспитания. В воспитании младших
школьников, считает Ю.К. Бабанский, такой стороной будет нравственное
воспитание: дети овладевают простыми нормами нравственности, научатся следовать
им в различных ситуациях.
Н.И.
Болдырев отмечает, что специфической особенностью нравственного воспитания
является то, что его нельзя обособить в какой-то специальный воспитательный
процесс. Формирование морального облика протекает в процессе все многогранной
деятельности детей (играх, учебе), в тех разнообразных отношениях, в которые
они вступают в различных ситуациях со своими сверстниками, с детьми моложе себя
и с взрослыми. Тем не менее, нравственное воспитание является целенаправленным
процессом, предполагающим определенную систему содержания, форм, методов и
приемов педагогических действий. [2]
Учителю принадлежит
приоритетная роль в воспитании и обучении школьников, в подготовке их к жизни и
общественному труду. Учитель всегда является для учащихся примером
нравственности и преданного отношения к труду. Проблемы нравственности
школьников на сегодняшнем этапе развития общества особенно актуальны.
Специфической
особенностью процесса нравственного воспитания следует считать то, что он
длителен и непрерывен, а результаты его отсрочены во времени.
Существенным
признаком процесса нравственного воспитания является его концентрическое
построение: решение воспитательных задач начинается с элементарного уровня и
заканчивается более высоким. Для достижения целей используются все
усложняющиеся виды деятельности. Этот принцип реализуется с учетом возрастных
особенностей учащихся.
Процесс
нравственного воспитания динамичный и творческий: учителя постоянно вносят в
него свои коррективы, направленные на его совершенствование.
Все
факторы, обусловливающие нравственное становление и развитие личности
школьника, И.С. Марьенко разделяет на три группы: природные (биологические),
социальные и педагогические. Во взаимодействии со средой и целенаправленными
влияниями школьник социализируется, приобретает необходимый опыт нравственного
поведения. [12]
На
нравственное формирование личности оказывают воздействие многие социальные условия
и биологические факторы, но решающую роль в этом процессе играют
педагогические, как наиболее управляемые, направленные на выработку
определенного рода отношений.
Одна
из задач воспитания - правильно организовать деятельность ребенка. В
деятельности формируются нравственные качества, а возникающие отношения могут
влиять на изменение целей и мотивов деятельности, что в свою очередь
влияет на усвоение нравственных норм и ценностей организаций. Деятельность
человека выступает и как критерий его нравственного развития.
Развитие
морального сознания ребенка происходит через восприятие и осознание содержания
воздействий, которые поступают и от родителей и педагогов, окружающих
людей через переработку этих воздействий в связи с нравственным опытом
индивида, его взглядами и ценностными ориентациями. В сознании ребенка внешнее
воздействие приобретает индивидуальное значение, таким образом, формирует
субъективное отношение к нему. В связи с этим, формируются мотивы поведения,
принятия решения и нравственный выбор ребенком собственных поступков.
Направленность школьного воспитания и реальные поступки детей могут быть
неадекватными, но смысл воспитания состоит в том, чтобы достигнуть соответствия
между требованиями должного поведения и внутренней готовности к этому.
Необходимое
звено в процессе нравственного воспитания - моральное просвещение, цель
которого - сообщить ребенку совокупность знаний о моральных
принципах и нормах общества, которыми он должен овладеть. Осознание и
переживание моральных принципов и норм прямо связано с осознанием образцов
нравственного поведения и способствует формированию моральных оценок и
поступков.
Нравственное воспитание школьников осуществляется в самых
различных сферах их жизни и деятельности. Ребенок испытывает нравственное влияние
в семье, в кругу сверстников, в школе, на улице. Часто это влияние не бывает
адекватным требованиям. Систематическое, целенаправленное формирование
высоконравственной личности происходит в школе, в организованном детском
коллективе. В школе осуществляется специальная воспитательная работа,
направленная на всестороннее развитие личности. На воспитание такой личности и
направлена специальная воспитательная деятельность школы, которая решает
следующие задачи нравственного воспитания:
- воспитание нравственного сознания, прочных нравственных
убеждений;
- воспитание нравственных чувств, направленных на осознание
подрастающим поколением своего отношения к Родине, обществу, труду, к самому
себе, к людям;
- воспитание навыков и привычек нравственного поведения;
- воспитание моральных качеств.
Конечная цель и задача нравственного воспитания — выработать
у каждого человека активную жизненную позицию.
Таким образом, содержание нравственного воспитания
направлено на формирование цельной нравственной личности.
С
философской точки зрения содержание, будучи определяющей стороной целого,
представляет единство всех составных элементов объекта, его свойств,
внутренних процессов, связей, противоречий и тенденций.
Итак,
теоретический анализ состояния проблемы нравственного воспитания школьников
позволяет сделать вывод о том, что учеными наработаны интересные подходы к
данному вопросу, которые можно взять на вооружение при повышении нравственного
воспитания школьников.
Все
активнее в жизни школы входят методы организации взаимодействие учащихся друг с
другом. Для наиболее полного социального развития ребенка необходима
целенаправленная и планомерная работа, которая посильна только педагогу.
Формирующим
элементом в этих методах выступает диалогическое общение учащихся.
Ключевым для понимания роли диалогического общения в социальном развитии
является тезис о том, что развивается не ребенок , а единство ребенка с
ближайшим микросоциумом, куда входят сверстники и учителя.
Ученые
в области педагогики выявили, что в различные возрастные периоды существуют
неодинаковые возможности для нравственного воспитания. Ребенок, подросток и
юноша, по-разному относятся к различным средствам и методам воспитания. Знания
и учет достигнутого человеком в тот или иной период жизни помогает
проектировать в воспитании его дальнейший рост. Нравственное развитие ребенка
занимает ведущее место в формировании всесторонне развитой личности. Работая
над проблемами нравственной воспитанности школьников, надо учитывать
особенности методов осмысления детьми своего социального опыта, мотивации
деятельности и поведения. Общей особенностью методов осмысления детьми своего
социального опыта является их вербальность: рассказ, лекция, беседа, дискуссия.
Слово как воспитательное средство особенно точно может быть обращено к сознанию
ребенка, вызвать его размышления и переживания. С помощью слова описываются
события и явления, порой еще не встретившиеся детям в жизни, формируются
понятия, представление, собственное мнение и оценка происходящего.
Кроме
того, слово способствует осмыслению ими своего жизненного опыта мотивации
своих поступков.
Словесные
методы некоторые педагоги – теоретики считают методами убеждения. Это не совсем
так. Само по себе словесное воздействие на ребенка в отрыве от других методов
воспитания не может сформировать устойчивых убеждений.
Страницы: 1, 2, 3
|