бесплатно рефераты

бесплатно рефераты

 
 
бесплатно рефераты бесплатно рефераты

Меню

Методы обучения в современной школе бесплатно рефераты

1, Учебная задача — приобретение учащимися знаний;

а) подготовка учеников к выслушиванию объяснения учителя. Методы: предварительные наблюдения, предварительное чтение материала;

б)  изложение знаний учителем. Методы: объяснение, рассказ, беседа, лекция, показ учебных пособий, наглядных объектов, проведение опытов;

в) обдумывание темы, изложенной учителем, и ее закрепление на практике. Метод: изучение книжного и учебного материала',

г) получение знаний учениками без предварительного объяснения учителем. Методы: работа с книгами, учебниками, практические опыты.

2.  Учебная задача — формирование у учащихся навыков и умений. Метод: выполнение упражнений.

3. Учебная задача — применение учениками знаний на практике. Метод: составление и решение задач, проведение лабораторных и творческих работ.

4. Учебная задача — закрепление полученных знаний и умений на практике. Методы: чтение учебного материала, повторное проведение некоторых практические работ и выполнение упражнений, проведение бесед. Заключительные беседы по изученному ранее материалу.

5. Учебная задача — проверка знаний и умений на практике. Методы: устный опрос изученного материала, текущая проверка знаний посредством наблюдения. Выполнение письменных и практических контрольных работ,

Несмотря на свою подробность, эта классификация также не является идеальной. Дело в том, что ее нельзя четко систематизировать, так как некоторые методы применяются при решении разных задач.

Встречается и еще один вид классификации, согласно которому методы обучения делятся по степени самостоятельности учащихся. Несмотря на то, что в таком делении есть зерно смысла, методы здесь рассматриваются в соответствии с источниками получаемых знаний, например при работе с книгой, учебником, при опытах, наблюдениях.

Существует и еще одна классификация, которую предложили исследователи И.Я. Лернер и Л. Я. Скаткин. По их мнению, методы обучения — это способы организации познавательной деятельности учащихся, с помощью которых в процессе обучения происходит овладение знаниями, умениями и навыками. Так, все методы они классифицируют на четыре категории. (8,137)

1. Объяснительно-иллюстративный, или репродуктивный, метод. Этот метод связан, прежде всего, с усвоением учениками уже готовых знаний. Эти знания сообщает им учитель в разнообразных формах, а они, соответственно, эти знания воспроизводят.

2. Проблемный метод. В этом случае ученики активно участвуют в обсуждении и решении различного рода учебных проблем. Эти проблемы выдвигает сам учитель в познавательных целях.

3. Исследовательский метод. Здесь проблему решают сами учащиеся. Учитель же играет роль организатора самостоятельной поисковой деятельности учеников.

4. Частично-поисковый метод. Это более доступный и простой метод по сравнению с исследовательским. С его помощью ученики получают знания, навыки и умения на отдельных этапах, называемыми элементами процесса научного познания. Достигается это с помощью создания гипотез, посредством наблюдения или решения логических задач.

По мнению авторов этой классификации, способы обучения в их традиционном понимании являются внешним проявлением названных ими методов. Иными словами, объяснительно-иллюстративный метод аналогичен демонстрации, лекции, рассказу, беседе, письменным упражнениям, работе с учебниками и т.д. Что касается проблемного метода, то ему соответствуют доказательное изложение учителя, подученная из учебника или научно-популярной книги информация, экскурсии и демонстрации. Исследовательский метод адекватен наблюдениям, экспериментам, составлению планов, решению познавательных задач, проектированию и т.д.

Но и данная классификация подверглась критике. Некоторые исследователи посчитали, что она не решает дидактической проблемы классификации методов обучения. Б.П. Есипов, автор учебника «Основы дидактики», утверждает по этому поводу следующее: «Проблема методов обучения подменяется проблемой сущности процесса познавательной работы учащихся при обучении». (8,139)

В связи с этим некоторые дидакты предлагают использовать следующее деление методов обучения: словесные, наглядные, практические. Но следует отметить, что все эти методы используются в совокупности или в различных сочетаниях. Но в любом случае практические методы являются обязательным дополнением, поскольку не должна быть нарушена связь между теорией и практикой. Ведь всем известно, что теория без практики мало что значит.

Существует и еще одна классификация методов обучения, предложенная М.И. Пахмутовым. Она представляет собой своеобразный вариант классификации, разработанный И.Я. Лернером и М.Н. Скаткиным. Ее автор выделяет четыре метода обучения, которые он называет так:  (8,139)

-            информационно-исполнительский;

-            объяснительно-репродуктивный;

-            информационно-поисковый;

-            побуждающе-исследователъский.

Известна и еще одна классификация, по которой методы обучения делятся на три большие группы:

1) методы организации и осуществления учебно-познавательной деятельности. Они способствуют обеспечению процесса опосредования личностью учебной информации;

2) методы стимулирования и мотивации учебно-познавательной деятельности. Они обеспечивают важнейшие функции регулировки учебного процесса, а также его познавательную, волевую и эмоциональную активизацию;

3) методы контроля и самоконтроля эффективности учебно-познавательного процесса. Они помогают учителю контролировать учебную работу учащихся, а также осуществляют самоконтроль учеников. В каждой из этих групп учитывается тесное взаимодействие между учениками и учителем. Получается, что организаторские способности учителя играют такую же важную роль, как и самоорганизация самих учащихся. Учитель должен постоянно стимулировать школьников, благодаря чему происходит и их внутреннее стимулирование. Столь же тесно сочетаются контроль учителя и самоконтроль учеников, другими словами, они взаимоопределяют друг друга.

Такой своеобразный подход к методам обучения, по мнению некоторых исследователей, связан с их многообразием и с возможным пополнением новых способов учебы. В связи с этим классифицируются не отдельные методы, а их группы. К тому же число, как и методов, не является постоянным, оно может варьироваться, если внутри групп проводить более подробное членение. Причем следует отметить, что каждый из этих методов выполняет сразу несколько функций: образовательную, воспитательную и развивающую. Кроме того, у каждого метода существует своя доминирующая функция, в соответствии с которой его можно отнести к той или иной группе.

В каждой группе методов можно выделить подгруппы. В первой группе (методы организации и осуществления учебно-познавательной деятельности) рассматривают перцептивные методы, или методы организации и осуществления чувственного восприятия учебной информации. Ко второй подгруппе относятся логические методы, или, как их еще называют, методы организации и осуществления мыслительной деятельности индуктивного, дедуктивного и другого характера. Третью подгруппу составляют гностические методы, или методы репродуктивного и поискового характера. Последними в эту группу включены методы управления в обучении или, другими словами, методы управляемой и самоуправляемой учебно-практической деятельности.

Рассмотрим каждую подгруппу подробнее. Перцептивные методы включают в себя следующие виды;

1) словесные методы, в состав которых входят беседа, рассказ, лекция и т.д.;

2) наглядные методы, включающие в себя демонстрации, иллюстрации и т.д.;

3) практические методы, которые состоят из упражнений, лабораторных опытов, трудовых действий и т.д.

Система перцептивных методов включает в себя не только источники информации, но и характер чувственного восприятия, к которому относятся зрительное, слуховое и проприоцептивно-тактильное. Что касается классификации с точки зрения логики, то здесь обычно принято выделять индуктивные и дедуктивные, аналитические и синтетические методы обучения. При индуктивном методе процесс познания протекает от частного к общему, а при дедуктивном, наоборот, от общего к частному.

Говоря же о методах стимулирования и мотивации, следует различать несколько подгрупп. Основными видами мотивов учеников являются, во-первых, мотивы познавательного интереса, а во-вторых, мотивы долга в учении. Так, выделяются следующие две подгруппы:

-       методы формирования интереса к учению;

-       методы развития долга и ответственности в учении.

Помимо всех перечисленных выше методов обучения, стимулирующих работу учеников, существуют и специфические, направленные на усвоение знаний и умений и выполняющие функцию развития познавательного интереса. К такого рода методам можно отнести следующие методы:

-       познавательных игр;

-       учебных дискуссий;

-       создания ситуаций эмоционально-нравственных переживаний, а также занимательности, опоры на полученный ранее жизненный опыт, познавательной новизны.

Что касается развития мотивов долга и ответственности, то сюда можно отнести следующие методы:

-       убеждения учеников в том, насколько общественно и личностно значимо учение;

-       предъявления требований. От их соблюдения зависит успешность учения;

-       упражнения и приучения к выполнению требований;

-       положительного примера;

-       создания благоприятного общения;

-       поощрения или порицания и т.д.

К контролю и самоконтролю относят методы:

-      устного контроля;

-      письменного контроля;

-      лабораторно-практического контроля;

-      программированного и непрограммированного контроля;

Глава 2. Характеристика методов обучения в современной школе

 

2.1 Традиционные методы обучения в школе

 

Словесные методы в обучении

К словесным методам изложения принято относить рассказ, беседу, объяснение и школьную лекцию. Поначалу к ним относились весьма недоверчиво, считая их пережитком прошлого. Но начиная с 1930-х гг. ситуация стала коренным образом меняться. На современном этапе развития дидактики словесным методам отводится значительное место. Но другие методы тоже используются.

При использовании словесных методов следует учитывать темп и тон изложения материала. Темп не должен быть слишком быстрым, так как это затрудняет восприятие и понимание услышанного. Если же темп речи слишком медленный, постепенно ученики теряют интерес к излагаемому материалу. Отрицательно влияют на усвоение материала слишком громкое или тихое, а также монотонное изложение. Иногда, чтобы разрядить обстановку, уместны шутка или меткое сравнение. От того, насколько интересно будет преподнесен учебный материал, зависит дальнейшее усвоение предмета. Если выступления учителя скучны, ученики могут возненавидеть преподаваемый им предмет. А теперь остановимся подробнее на каждом отдельном виде устного изложения знаний.

Изложением называют связное сообщение материала учителем, когда он сообщает о тех фактах, о которых ученики еще ничего не знают. В связи с этим метод используют тогда, когда об изучаемой теме у учащегося еще нет никаких знаний. Вторым случаем, когда этот метод используется, является повторение уже изученного материала. Таким образом, учитель подводит итоги или помогает закрепить уже изученный материал.

Изложение учебного материала может быть в виде объяснения или описания. Это так называемое строгое научно-объективное сообщение. Его используют в том случае, когда материал, сообщаемый учащимся, им незнаком, а факты при изучении этого материала нельзя наблюдать непосредственно. Например, это касается объяснения темы, связанной с изучением хозяйства или жизненного уклада других стран, или, допустим, при изучении закономерностей в химии и биологии. Очень часто объяснение может сочетаться с наблюдениями, вопросами учеников, а также вопросами учителя к ученикам. Проверить, насколько верно и точно были усвоены знания при использовании этого метода, можно с помощью упражнений и практических работ.

Изложение материала может быть в форме рассказа, или художественного описания. Делается это при использовании выразительных средств. Рассказ — это образное, эмоциональное и живое изложение материала, которое осуществляется в повествовательной или описательной форме. Используется он в основном при изложении гуманитарных предметов или биографического материала, при характеристике образов, явлений общественной жизни, а также природных явлений. Рассказ имеет свои преимущества. Если он будет живым и захватывающим, то может сильно повлиять на воображение и чувства учеников. В этом случае школьники способны испытывать те же чувства, что и учитель, чтобы вместе осознать содержание рассказа. Более того, подобные описания оказывают влияние на эстетические и моральные чувства учеников.

Продолжительность рассказа должна быть не более 10—15 мин для начальных классов и 30—40 — для старших. Особую роль здесь играют наглядные средства, внесение элементов беседы, а также подведение итогов и выводов к сказанному.

Учебная лекция применяется обычно в старших классах. Ее отличают экономичность во времени, большая научная строгость в изложении учебного материала и огромное воспитательное значение для учеников. Как правило, темами для лекций являются фундаментальные разделы учебного курса. Лекция допускает использование кинофильмов, демонстрацию наглядных пособий и проведение опытов. Очень часто во время лекций учитель может обращаться к классу с вопросами, которые возбуждают интерес ребят. Так создаются какие-либо проблемные ситуации, затем учитель предлагает классу их разрешить. (27, 15)

Лекция начинается с того, что учитель объявляет ее тему и освещает те вопросы, которые будут рассмотрены. В отдельных случаях он может предложить составить план урока самому классу в процессе прослушивания лекционного материала. На последующих этапах необходимо научить учеников делать за лектором краткие записи основных тезисов и понятий. Можно использовать различные таблицы, схемы и чертежи. Поначалу учитель должен сам говорить ученикам, что требуется зафиксировать на бумаге, но в дальнейшем им необходимо научиться улавливать такие моменты, ориентируясь на темп и интонацию изложения материала учителем.

Чтобы ускорить процесс письменного фиксирования материала, учитель должен сообщить ученикам о возможности применения общепринятых сокращений и обозначений. В конце лекции ученики могут задавать вопросы. А ответы предлагается дать либо другим ученикам, либо их дает сам учитель.

При изложении материала учителю надо помнить о некоторых правилах. Во-первых, речь должна быть внятной, лаконичной и понятной. Во-вторых, следует избегать громоздких предложений, а возникающие по ходу изложения термины необходимо тут же разъяснять. Можно написать их на доске. Сюда же относятся труднопроизносимые имена и исторические даты.

Очень важно, чтобы ученики видели своего учителя во время изложения материала. Поэтому лучше, если он будет стоять на одном месте, а не расхаживать по классу. К тому же для установления необходимого контакта с классом сам учитель должен видеть всех школьников. Так ему будет легче удерживать их внимание. Одновременно он сможет видеть, успевают ли они усваивать излагаемый материал или им что-то непонятно.

Не менее важны мимика и жесты учителя. Для лучшего усвоения темы необходимо поделить ее на смысловые части и после каждой делать обобщающие выводы и подводить итоги. Очень полезно для усвоения материала повторение того, что сказал учитель, но своими словами. Если внимание класса чем-то отвлечено, не помешает делать паузы. Для сохранения внимания прекрасным способом является повышение и понижение голоса. Во время изложения материала учитель может задавать риторические вопросы, на которые ученикам желательно дать ответ. Если это младший класс, то записи должны выполняться под четким наблюдением учителя.

Существенную роль играет предварительная подготовка материала. Но это вовсе не значит, что на занятии учитель должен читать свой конспект. В записи можно заглядывать, чтобы не потерять ход мыслей и уточнить следующий этап изложения. И все-таки необходимо стремиться к тому, чтобы свободно рассказывать учебный материал.

Однако у изложения как метода обучения есть как преимущества, так и недостатки. Что касается преимуществ, то за максимально короткий срок, который отведен на объяснение материала, учитель может донести до учеников всю необходимую информацию. Кроме того, в этом есть и воспитательные цели.

Но есть и недостатки. Во-первых, во время изложения учителем материала ученики не могут быть достаточно активными. Самое большее, что они могут сделать, — это внимательно слушать его речь и задавать вопросы. Но в этом случае учитель не может в достаточной степени проверить, насколько учениками усвоены знания. Поэтому в первые годы обучения (до 3-го класса) этого метода учителю следует избегать или применять как можно реже. Более того, если все-таки изложение применяется, то оно не должно занимать больше 5 или 10 мин.

Страницы: 1, 2, 3