Методы и приемы словарной работы на уроках русского языка в начальной школе.
Методы и приемы словарной работы на уроках русского языка в начальной школе.
КУРСОВАЯ РАБОТА
"Методы
и приемы словарной работы
на
уроках русского языка в начальной школе"
Содержание
Введение
Глава I. Исторические и
психолого-педагогические основы
темы "Методы и приемы словарной
работы на уроках русского
языка в начальной школе
1. История развития ведущего вопроса
темы
2. Психолого-педагогические основы
подхода
к проблеме и ее решение
Глава II. Опытная педагогическая
работа
Заключение
Список литературы
Введение
"Соприкосновение крупиц педагогического
опыта
с искорками критической мысли
может
родить интересную идею, соприкос-
новение
же педагогической практики с
интересной
идеей может родить творческую
педагогическую
деятельность".
Ш.А.
Амонашвили
Каждый родитель
хочет, чтобы его ребенок стал не только образованным, но и отзывчивым,
интеллигентным человеком, чтобы он научился сочувствовать, откликаться на все
доброе и прекрасное.
Начальное
образование является первичной ступенью обучения ребенка. Оно дает ему систему
знаний для дальнейшего использования их в процессе жизнедеятельности.
Восприятие, накопление и понимание информации зависит напрямую не столько от
рода занятий, сколько от способа, качества и формы подачи их от обучающего к
обучающемуся. Качество и количество воспринимаемой информации напрямую зависит
от вербальных средств передачи информации. Одним из вербальных средств общения является
речь. Для свободного овладения устной и письменной речью требуется наличие
важного условия – богатство материала этой речи. Материал для устной и
письменной речи заключается в обилии слов, оборотов речи, умение слагать их в
одно стройное целое.
Для выполнения
условия хорошей устной и письменной речи необходимо знакомить детей со
словесным богатством родного языка и вырабатывать в них умение слагать эти
слова в предложения для того, чтобы они могли толково, правильно и свободно
передавать свои и чужие мысли.
Школа не исполнит
одной из своих прямых и главных обязанностей, если учащиеся не сделаются
словесными настолько, чтобы слово стало послушным орудием его мысли. Перевод
слов из пассивного словаря учащихся в активный, а также умение правильно и грамотно
излагать свои мысли в письме является необходимым элементом обучения словарной
работе на уроках русского языка в начальных классах. В настоящее время проблема
словарной работы на уроках русского языка является наиболее актуальной.
В нашей
дипломной работе мы проведем анализ и описание различных приемов словарной
работы на уроках русского языка в начальной школе. Объектом исследования
является проблема организации словарной работы на уроках русского языка в
начальных классах.
Предметом
исследования является методика словарной работы на уроках русского языка в
начальных классах, методические средства, позволяющие предупредить
орфографические ошибки.
Цели
исследования: - изучить методику словарной работы на уроках русского языка,
раскрыть исторические и психологические аспекты данной темы, изучить состояния
и перспективы развития рассматриваемого вопроса по отношению к начальным
классам, провести практическую проверку полученных результатов.
Задачи
исследования:
анализ литературы
по данной проблеме;
рассмотрение
различных подходов к словарной работе;
разработка
разнообразных методик словарной работы;
выявление и
осуществление, применение, выработка рекомендаций по усовершенствованию
словарной работы.
Гипотеза
исследования: Мы предполагаем, что разнообразие форм словарной работы на уроках
русского языка в начальных классах с учетом современных методик повышает
эффективность усвоения материала, качество знаний младших школьников.
Глава I. Исторические и
психолого-педагогические основы темы "Методы и приемы словарной работы на
уроках русского языка в начальной школе".
1. История
развития ведущего вопроса темы.
В последние годы
к методике обучения русскому языку в начальных классах возрос интерес
ученых-методистов и учителей-практиков, особенно к проблемам словарной работы
на уроках русского языка. Обусловлено это, во-первых, достижениями современной
психологии и психолингвистики в области речевого развития ребенка и психологии
речевой деятельности (А.А. Леонтьев, Н.И. Жинкин, А.К. Маркова), во-вторых,
школа претерпела поистине радикальные преобразования. Они в значительной
степени коснулись и таких, казалось бы, уже отработанных учебных предметов, как
русский язык. Модернизация содержания учебных программ и форм ученической
деятельности, открывающая путь к большой активности и самостоятельности
ребенка, к развитию его творческих способностей и гармонии, привела к появлению
на рынке образовательных услуг многих новых и различных по своему характеру
учебников и учебных пособий, в-третьих, тем, что в методике обучения русскому
языку большое внимание уделяется грамматическому и коммутативному направлениям,
как определяют эти направления японские методисты "языковым
существованиям".
Вопрос об
изучении словарной работы в начальной школе был поставлен крупнейшими
методистами еще в прошлом веке: Ф.И. Буслаевым, И.И. Срезневским, К.Д.
Ушинским, Д.И. Тихомировым. В частности, Ф.И. Буслаев обращает внимание на
необходимость словарной работы на уроках не только с целью обучения грамотному
письму, но и для более понимания учащимися лексического значения слов. Именно
это понимание гарантирует точный и осознанный выбор слов в условиях
естественной речи. Важность словарной работы на начальной ступени обучения
русскому языку, ее развивающий характер отмечал и Константин Дмитриевич
Ушинский. Он считал, что творческие упражнения во время словарной работы
интересны детям, "представляя для них нечто вроде игры в слова".
Такие упражнения подготавливают учащихся к орфографии, а также дают детям
"власть над тем запасом слов, который бессознательно лежит в их
памяти".
Сторонник и последователь К.Д. Ушинского Д.И.
Тихомиров указывал на необходимость организации уже в начальных классах
наблюдений над составом слова с целью более глубокого проникновения в его
смысл. Такая работа, как отмечал Д.И. Тихомиров, укажет, "где и как грубая
материя слова хранит зародыш значения, зерно понятия", будет
способствовать тому, что "ученик увидит отчасти и происхождение слова,
родство между словами, познакомится с семейством слов от одного общего корня".
И.И. Срезневский
также считал, что словарная работа по образованию слов "естественно
соединяется" со "вниманием в смысл слов и выражений".
Таким образом,
ученые-методисты связывали словарную работу с развитием мыслительных
способностей.
Обращаясь к идеям
крупнейших методистов прошлого, можно сделать важный вывод общеметодического
плана: специально организованные наблюдения за словарной работой помогают
глубже усвоить лексику, способствуют обострению внимания к слову, развитию
языкового чутья и языкового мышления.
В связи с этим
представляется очевидным, что словарная работа в школе не может ограничиваться
исключительно упражнениями. Нет сомнений в том, что синтетическая деятельность
находится в тесной связи с аналитической. Словообразовательный анализ позволяет
проникнуть в суть смысловых отношений между словами, как в языке, так и в речи.
"Словарная
работа – это не эпизод в работе учителя, а систематическая, хорошо
организованная, педагогически целесообразно построенная работа, связанная со
всеми разделами курса русского языка", - писал известный ученый-методист
А.В. Текучев.
Неоценимую помощь
в совершенствовании методики изучения русского языка оказал М.Р. Львов. Он
говорил, что слово – важнейшая единица языка. Современный русский язык
располагает огромным словарным запасом. В "Словаре русского языка"
С.И. Ожегова содержится 57 тысяч слов, в семнадцатитомном "Словаре
современного русского литературного языка" – около 130 тысяч слов. Это –
общеупотребительная лексика. Усвоение огромного лексического запаса не может
проходить стихийно. Одной из важнейших задач развития речи в школе является
упорядочение словарной работы, выделение основных ее направлений и их
обоснование, управление процессами обогащения словаря школьников.
2.
Психологические основы развития словарной работы.
Среди
многочисленных работ ключевое место в психологической теории Льва Семеновича
Выготского занимает монография "Мышление и речь".
Объединением двух
понятий, вынесенных в название своего научного труда, Л.С. Выготский обозначил
сложнейшие проблемы психологической науки XX века. Центральным моментом в ней, как показывает автор, "является,
конечно, вопрос об отношении мысли к слову. Все остальные вопросы, связанные с
этой проблемой, как бы вторичны и логически подчинены этому первому и основному
вопросу, без разрешения которого невозможна даже правильная постановка каждого
из дальнейших и более частных вопросов". "Решение этой проблемы,
которое предлагалось различными исследователями, - читаем мы в монографии, -
колебалось всегда и постоянно – от самых древних времен и до наших дней – между
двумя крайними полюсами – между отождествлением, полным слиянием мысли и слова,
и между их столь же метафизическим, столь же абсолютным, столь же полным
разрывом и разъединением".
Учебный предмет
"Русский язык" в школе является, таким образом, не только предметом,
дающим знания, необходимые для практической деятельности, но и предметом,
формирующим ребенка как Человека. Определяя методы научного анализа в своей
монографии, Л.С. Выготский выделяет "анализ, расчленяющий сложное единое
целое на единицы. Под единицей, - пишет он, - мы подразумеваем такой продукт
анализа, который в отличие от элементов обладает всеми основными свойствами,
присущими целому, и который является далее неразложимыми частями этого
единства".
Кирпичиком,
ведущим к образованию ассоциаций или связей, Л.С. Выготский считал слово, а
также работу над словом. По сути дела затрагивается главная проблема содержания
любого учебного курса. Такая сложная и многозначная ткань, как русский язык, в
процессе его изучения всякий раз подвергается анализу, в ходе которого
рассматриваются отдельные его части. Обучение не приведет к желаемому успеху,
если за единицами ребенок не увидит элементов, если родной язык не предстанет
перед ним в своем единстве и во всей полноте.
Научные установки
психолога обращают нас к наследию К.Д. Ушинского, усиливают понимание того,
почему великий педагог на первое место ставит развитие "дара слова".
Выделяя слово как живую клеточку, содержащую в простом виде основные свойства,
присущие речевому мышлению, психолог идет к четкому отграничению двух основных
функций слова. Одна из них является указанием на предмет, действие или
качество, которую он назвал предметной соотнесенностью слова. (Окно – это окно,
стол – это стол).
Вторая, не менее
важная функция – функция значения. Именно значение слова претерпевает в
развитии ребенка существенные преобразования. Определяя значение слова,
Выготский подчеркивал, что слово не ограничивается указанием на тот или иной
предмет, но также вводит этот предмет в систему связей и отношений, анализирует
и обобщает его. Обращаясь к метафоре, можно сказать, что значение слова – это
своеобразное увеличительное стекло, сквозь которое мы смотрим на мир.
Постоянное расширение значения слова в сознании ребенка позволяет повышению
более глубоким и широким взглядом проникнуть в окружающий мир. Например, слово
чернильница указывает не только на предмет, но и на то, что этот предмет имеет
отношение к цвету (черный), относится к классу предметов, имеющих орудийное
значение (суффикс -ил-), является вместилищем чего-то (как сахарница).
Существенным является то, что работа над словом не ограничивается толкованием
его значения, но и также направлена на углубленный анализ предмета,
обозначенного данным словом. Слово вводит предмет в широкую систему связей.
Например, слово рыбак вызывает такие связи, как рыба, удочка, вода, река и т.д.
Слово, как
известно, обобщает. Когда мы говорим "книга", мы имеем в виду любой
предмет, которому могут быть приписаны свойственные ему качества. Интересно,
что психологические интерпретации предметной отнесенности и значения слова
уходят корнями в глубины русской филологии. Невольно удивительные приходят по
своей тонкости аналогичные наблюдения, сделанные в свое время и отраженные в
"Словаре живого великорусского языка" В.И. Далем.
Так, читая одну
из его словарных статей, мы находим, что топор – "железное, настольное
орудие, для тески и рубки, в котором отличают: лопасть с лезом и обух с
проухом, а обух насаживают на топорище, деревянную рукоять, кривую,
выкаченную". В.И. Даль объясняет, что существуют разные топоры.
"Топор плотничий, с широкою тонкою лопастью и с острым носком" и т.д.
В данной словарной статье жизнь слова "топор" показана в системе устойчивых
словосочетаний, пословиц и поговорок.
Иными
словами, если слово вводит предмет в широкую систему связей, то описание и
объяснение этих связей предмета является наилучшим способом толкования значения
слова.
Для методики
русского языка представляет определенный интерес то, что одним из критериев,
определяющих речевое развитие ребенка, является широта и глубина различных
ассоциаций или связей вокруг предмета, о котором идет речь.
Однако, как
показывает М.Т. Ярошевский, современный выдающийся психолог-энциклопедист
"истинное понятие рождается, когда признаки различных явлений группируются
в общности не путем ассоциаций, а на основе внутренне связанных логических
операций анализа, синтеза, классификации, движения мысли от частного к общему и
от общего к частному". Эффектом таких операций служит обретение словом
теперь уже нового значения, отличного от синкретов и комплексов. Возникает
понятие как "логически обобщенный умственный образ".
Работа над
словом в учебном процессе, таким образом, является работой, направленной на развитие
речи и развитие мышления. Формирующая мысль требует для своего выражения
языковых средств, от богатства которых зависит точность и глубина мысли, в свою
очередь, и качество речи находится в зависимости от предмета мысли.
Л.Н. Толстой говорил: "Почти всегда непонятно не
само слово, а то понятие, которое выражается словом. Слово почти всегда готово,
когда готово понятие. Поэтому есть все основания рассматривать значение слова
не только как единство обобщения и общения, коммуникации и мышления".
Данное положение
объясняет попытки многих авторов расширить содержание современных учебников и
программ учебного предмета "Русский язык" посредством включения в
него знаний энциклопедического характера, упражнений и заданий, направленных на
повышение познавательной самостоятельности и активности детей, развитие
творческих способностей, организации обучения на основе решения
субъективно-творческих задач. При соблюдении различных объемов и пропорций в
этом видится одна из плодотворных идей.
Словарная работа
– одна из проблем начальной школы. Если проблема не решена, то она превращается
в тяжелый груз, который в ответственный момент жизни человека может его
подвести.
Начальное
обучение – важное время жизни для тех, кого мы называем будущие члены общества.
То, как проходит этот особый период развития детей, может существенно
отразиться на их дальнейшей судьбе и, в конечном счете, на судьбе общества.
Приемы словарной
работы на уроках русского языка в начальной школе тесно связаны с изучением
безударных гласных, непроверяемых безударных гласных корня.
Повышение
орфографической грамотности учащихся остается одной из важнейших проблем
методики преподавания русского языка в начальной школе. "Начальная школа
призвана обеспечить формирование прочных навыков грамотного письма", -
подчеркивается в Основных направлениях реформ общеобразовательной и
профессиональной школ.
Вопрос о
безударных гласных, как одной из важнейших проблем словарной работы, по
всеобщему призванию, является основным в русском правописании. На изучение безударных
гласных в корнях слов, в приставках, суффиксах и окончаниях, в соединительных
гласных и т.д. затрачивается наибольшее количество времени в школьном курсе
русского языка. При усвоении написания слов с безударными гласными учащиеся
испытывают наибольшие трудности. Об этом свидетельствуют многочисленные ошибки
на безударных гласных, встречающиеся в письменных работах учащихся всех
возрастов, вплоть до оканчивающих среднюю школу.
У большинства
школьников, допускающих такие ошибки, просьба учителя сформулировать орфограмму
не вызывает особых затруднений. Однако необходимость применить давно знакомое
правило в несколько неожиданных условиях, требующих не механического повторения
привычного алгоритма, а осознанного подхода, оказывается для многих почти неразрешимой
задачей.
Это объясняется
самой природой гласных звуков. В отличие от согласных, которые, по образному
выражению одного из грамматистов, являются берегами нашей речи, гласные звуки
вливаются в речевое русло, как вода, едва различимыми струями, принимая
разнообразные формы.
В пределах одного
и того же языка различные диалекты его отличаются преимущественно гласными
звуками. Даже в корнях слов, являющихся основными элементами нашего языка, они
произносятся вполне определенно и отчетливо только под ударением, а в
безударном положении изменяют свое звучание. Поэтому в словах между гласными
буквами и звуками, которые обозначаются этими буквами, часто не наблюдается
соответствия.
Страницы: 1, 2
|
|