Методы активизации познавательной деятельности учащихся в процессе изучения курса "Физическая география материков и океанов"
Методы активизации познавательной деятельности учащихся в процессе изучения курса "Физическая география материков и океанов"
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО
ОБРАЗОВАНИЮ РОССИЙСКОЙ
ФЕДЕРАЦИИ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО
ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
ВОРОНЕЖСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
Кафедра физической географии и
оптимизации ландшафта
Методы активизации
познавательной деятельности
учащихся в процессе
изучения курса
«Физическая география
материков и океанов»
ДИПЛОМНАЯ РАБОТА
Специальность 020401 География
Физическая география
Допущено в ГАК
Зав. кафедрой В.Б. Михно, д.г.н., профессор
Студент О.В. Пожидаева
Руководитель В.Н. Двуреченский, к.г.н., доцент
ВОРОНЕЖ 2006
Введение
География в школе всегда была важной мировоззренческой дисциплиной. Ведь
география охватывает практически все сферы жизни общества и окружающей среды,
включая в себя сведения из многих других наук (геологии, астрономии, экологии и
т.д.). Географические знания позволяют сформировать пространственное видение мира,
увидеть взаимосвязи между всеми объектами явлениями, понять сущность процессов,
происходящих в природе и обществе.
Овладев географическими познаниями, человек осознает себя частью окружающего
пространства, воссоздаёт для себя целостную картину современного мира. Поэтому
географические знания, географическая культура должны быть частью общей
культуры каждого человека [28].
Но у многих учащихся отсутствует должный интерес к школьному курсу географии.
Познавательный интерес, безусловно, является основой обучения. Найти оптимальные
методы и средства, позволяющие активизировать познавательный интерес учащихся,
подвести их к пониманию того, что география пронизывает все стороны жизни
человека и применима в любых вопросах, начиная от личных и заканчивая
общественно-значимыми, - задача каждого учителя географии.
1. Традиционный урок (типы, структура, методика)
Основные характеристики традиционной классно-урочной системы обучения:
1. Постоянный состав учащихся примерно одного возраста и уровня подготовленности
(класс);
2. Каждый класс работает в соответствии со своим годовым планом (планирование
обучения);
3. Учебный процесс осуществляется в виде отдельных взаимосвязанных, следующих
одна за другой частей (уроков);
4. Каждый урок посвящен только одному предмету (монизм);
5. Постоянное чередование уроков (расписание);
6. Руководящая роль учителя (педагогическое управление);
7. Применяются различные виды и формы познавательной, деятельности учащихся
(вариативность деятельности) [24].
Типы традиционного урока.
Несмотря на многообразие типов, все уроки в традиционной системе ориентированы
на развитие ученика через деятельность учителя.
1. Урок ознакомления с новым материалом (урок сообщения новых знаний).
Структура урока определяется его основной дидактической целью: введением понятия,
установлением свойств изучаемых объектов, построением правил и т.д.
Основные этапы урока:
Сообщение темы, цели, задач урока и мотивация учебной деятельности.
Подготовка к изучению нового материала через повторение и актуализацию опорных
знаний. Ознакомление с новым материалом. Первичное осмысление и закрепление
связей и отношений в объектах изучения. Постановка задания на дом. Подведение
итогов урока [21].
2. Урок закрепления изученного.
Основная дидактическая цель – формирование определенных умений.
Структура:
Проверка домашнего задания, уточнение направлений актуализации изученного
материала. Сообщение темы, цели и задач урока, мотивация учения. Воспроизведение
изученного и его применение в стандартных условиях. Перенос приобретенных
знаний и их первичное применение в новых или измененных условиях с целью
формирования умений. Подведение итогов урока. Постановка домашнего задания.
3. Урок применения знаний и умений.
В процессе применения знаний и умений различают следующие основные
звенья: воспроизведение и корректировка необходимых знаний и умений, анализ
заданий и способов их выполнения, подготовка требуемого оборудования,
самостоятельное выполнение заданий, рационализация способов выполнения заданий,
внешний контроль и самоконтроль в процессе выполнения заданий.
Этим обусловлена возможная структура такого урока:
Проверка домашнего задания. Мотивация учебной деятельности через осознание
учащимися практической значимости применяемых знаний и умений. Осмысление
содержания и последовательности применения практических действий при выполнении
предстоящих заданий. Самостоятельное выполнение учащимися заданий под контролем
учителя. Обобщение и систематизация результатов выполненных заданий. Подведение
итогов урока и постановка домашнего задания [22].
4. Урок обобщения и систематизации знаний.
Функции обобщающего урока: систематизация фактических знаний на основе
ведущих идей, проверка знаний и умений учащихся (проверяется и оценивается не
столько знание фактов, сколько овладение системой понятий, умениями
устанавливать связи между понятиями, обобщать применять закономерности теории).
Процесс обобщения и систематизации знаний предполагает такую последовательность
действий: от восприятия, осмысления и обобщения отдельных фактов к формированию
понятий, их категорий и систем, от них – к усвоению более сложной системы
знаний: овладение основными теориями и ведущими идеями изучаемого предмета
[24].
В связи с этим, в уроке обобщения и систематизации знаний выделяют следующие
структурные элементы:
Постановка цели урока и мотивация учебной деятельности учащихся.
Воспроизведение и коррекция опорных знаний. Повторение и анализ основных фактов
событий, явлений. Обобщение и систематизация понятий, усвоение системы знаний и
их применение для объяснения новых фактов и выполнения практических заданий.
Усвоение ведущих идей и основных теорий на основе широкой систематизации
знаний. Подведение итогов урока [21].
Повторение и обобщение решает следующие задачи:
·
обеспечивает прочное и глубокое усвоение знаний, умений и
навыков;
·
приводит в систему факты и явления, углубляет содержание
изученных понятий;
·
помогает установить более высокий уровень между понятиями, фактами,
явлениями;
·
формирует навыки самостоятельной работы;
·
способствует умственному развитию учащихся.
При проведении данных уроков не следует:
-
включать в урок большое количество разнообразных вопросов и большое
количество понятий, т. к. качество знаний зависит не от количества;
-
при повторении необходимо не просто воспроизводить изученное ранее,
а раскрывать причинно-следственные связи между явлениями на более высоком
уровне [24].
5. Урок проверки и коррекции знаний и умений.
Контроль и коррекция знаний и умений осуществляется на каждом уроке. Но
после изучения одной или нескольких подтем или тем учитель проводит специальные
уроки контроля и коррекции, чтобы выявить уровень овладения учащимися
комплексом знаний и умений, и на его основе принять определенные решения по совершенствованию
учебного процесса [22].
При таком подходе возможна следующая структура урока:
Ознакомление с целью и задачами урока, инструктаж учащихся по организации
работы на уроке. Проверка знаний учащимися фактического материала и умений раскрывать
элементарные внешние связи в предметах и явлениях. Проверка знаний учащимися
основных понятий, правил, законов и умений объяснить их сущность,
аргументировать свои суждения и приводить примеры. Проверка умений учащихся
самостоятельно применять знания в стандартных условиях. Проверка умений
учащихся применять знания в измененных, нестандартных условиях. Подведение
итогов (на данном и последующих уроках) [21].
6. Комбинированный урок.
Комбинированный урок характеризуется постановкой и достижением нескольких
дидактических целей. Их многочисленными комбинациями определяются разновидности
комбинированных уроков.
Традиционной является следующая структура комбинированного урока:
Ознакомление с темой урока постановка его целей и задач. Проверка
домашнего задания. Проверка знаний и умений учащихся по пройденному материалу.
Изложение нового материала. Первичное закрепление изученного. Подведение итогов
урока и постановка домашнего задания [24].
7. Урок-лекция.
Как правило, это уроки, на которых излагается значительная часть
теоретического материала изучаемой темы.
В зависимости от дидактических задач и логики учебного материала, распространены
вводные, установочные, текущие и обзорные лекции. По характеру изложения и
деятельности учащихся, лекция может быть информационной, объяснительной,
лекцией-беседой и т.д.
Возможный вариант структуры урока-лекции:
Создание проблемной ситуации при постановке темы, цели и задач урока. Ее
разрешение при реализации намеченного плана лекции. Выделение опорных знаний и
умений и их оформление с помощью памятки «Как конспектировать лекцию».
Воспроизведение учащимися опорных знаний и умений по образцам, конспектам,
блок-конспектам, опорным конспектам и т.д. Применение полученных знаний.
Обобщение и систематизация изученного. Формирование домашнего задания
постановкой вопросов для самопроверки, сообщение списка рекомендуемой литературы
и перечня заданий из учебника [21].
8. Урок-семинар.
Семинары характеризуются, прежде всего, двумя взаимосвязанными признаками:
самостоятельным изучением учащимися программного материала и обсуждением на
уроке результатов их познавательной деятельности. На них ребята учатся выступать
с самостоятельными сообщениями, дискутировать, отстаивать свои суждения.
Семинары способствуют развитию познавательных и исследовательских умений
учащихся, повышению культуры общения [22].
Различают уроки-семинары по учебным задачам, источникам получения знаний,
формам их проведения и т.д. В практике обучения получили распространение:
·
семинары - развернутые беседы;
·
семинары-доклады;
·
рефераты;
·
творческие письменные работы;
·
комментированное чтение;
·
семинар-решение задач;
·
семинар-диспут;
·
семинар-конференция и т.д.
9. Урок-зачет.
Одной из форм организации контроля знаний, умений и навыков учащихся
является урок-зачет. Основная его цель состоит в диагностике уровня усвоения
знаний и умений каждым учащимся на определенном этапе обучения. Положительная
оценка за зачет выставляется в случае, если ученик справился со всеми
заданиями, соответствующими уровню обязательной подготовки по изученному
предмету. Если хотя бы одно из таких заданий осталось невыполненным, то, как
правило, положительная оценка не выставляется. В этом случае зачет подлежит
пересдаче, причем ученик может пересдать не весь зачет целиком, а только те виды
заданий, с которыми он не справился.
Практикуются различные виды зачетов:
·
текущий и тематический;
·
зачет-практикум;
·
дифференцированный зачет;
·
зачет-экстерн и т. д.
Если учащимся предварительно сообщают примерный перечень заданий,
выносимых на зачет, то его принято называть открытым, в противном случае –
закрытым. Чаще всего предпочтение отдается зачетам открытым, с целью
определения результатов изучения наиболее важных тем учебного предмета [21].
Разнообразить зачеты, сделать их более интересными, можно с помощью игры:
лото, путешествие и т.д.
10. Урок-практикум.
Уроки-практикумы, помимо решения своей специальной задачи – усиления
практической направленности обучения, должны быть тесным образом связаны с
изученным материалом, а также способствовать прочному, неформальному, его
усвоению. Основной формой их проведения являются практические и лабораторные
работы, на которых учащиеся самостоятельно упражняются в практическом применении
усвоенных теоретических знаний и умений [24].
Средством управления учебной деятельностью учащихся при проведении практикума
служит инструкция, которая по определенным правилам последовательно
устанавливает действия ученика.
Структура уроков-практикумов:
Сообщение темы, цели и задач практикума. Актуализация опорных знаний и
умений учащихся. Мотивация учебной деятельности учащихся. Ознакомление учеников
с инструкцией. Подбор необходимых дидактических материалов, средств обучения и
оборудования. Выполнение работы учащимися под руководством учителя. Составление
отчета. Обсуждение и теоретическая интерпретация полученных результатов работы
[21].
2. Современные методы и подходы, нацеленные на активизацию
познавательной деятельности учащихся в процессе изучения курса «ФГМиО»
Существует много современных технологий, позволяющих избрать наиболее эффективные
формы и методы обучения.
В этой главе нами даётся представление о следующих методах и подходах:
2.1 Применение компьютерных технологий и мультимедиа для упрощения
процесса преподавания и повышения его качества. При написании этой части мы руководствовались
статьями из журнала «География в школе» Новенко Д.В. (2004) [23], Таможней Е.А.
(2004) [27], Шульгиной О.В. (2003) [32] и статьёй из Интернета Галагур М.В. [7].
2.2 Использование рисунков и опорных иллюстративно-графических конспектов
для лучшего восприятия географических объектов и процессов. Информация по этому
вопросу нами заимствована из работ Беньковича Т.М. (1995) [1] и Громова П.А. (1979)
[9].
2.3 Использование игр (криптограмм и ребусов) для пробуждения интереса к
предмету учащихся. Здесь информация нами даётся на основе книги Крыловой О.В. (1989)
[18], статей Гавриловой Г.Ф. (1997) [6], Зотова А.М. (2004) [13], Фёдоровой
В.А. (2004) [29] и статьи из Интернета Тодышева Д.А. [28].
2.4 Использование стихотворений, художественной литературы и фольклора
для лучшего усвоения наиболее трудного материала. Информация предоставлена на
основе анализа статей Бровко Е.В. (2004) [3], Дорохиной Е.Е. (1998) [10], Ефримова
С.И. (2004) [12], Крыловой О.В. (2005) [20], Сахновой С.И. (2003) [26].
2.5 Применение тестов для лучшего усвоения материала и контроля уровня
знаний. Информацию для этой части я почерпнула из статьи Фромберга А.Э. (2002)
[31], статьи из Интернета Измайлова А.В. [15] и книги Вагнера Б.Б. (1997) [5].
Но устойчивый интерес к предмету обеспечивается не только технологией, но
и личностью учителя, характером его общения с учащимися, умение сделать
преподавание своего предмета живым и доступным, с использованием интересной,
хорошо иллюстрируемой литературы, которая издаётся в последнее время [4, 8, 14,
16, 25].
2.1 Применение компьютерных технологий и мультимедиа для упрощения
процесса преподавания и повышения его качества
Современное общество неразрывно связано с процессом информатизации.
Происходит повсеместное внедрение компьютерных технологий. При этом одно из приоритетных
направлений процесса информатизации современного общества – информатизация
образования, то есть внедрение средств новых информационных технологий в
систему образования, в том числе и в систему географического образования [7].
В настоящее время существуют два направления компьютеризации обучения.
Первое направление предполагает усвоение знаний, умений и навыков, которые
позволяют успешно использовать компьютер при решении разнообразных задач, или,
другими словами, овладение компьютерной грамотностью, которую называют нередко «второй
грамотностью». Умение пользоваться компьютером в повседневной жизни –
неотъемлемая часть «интеллектуального багажа» современного человека [23].
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7
|