бесплатно рефераты

бесплатно рефераты

 
 
бесплатно рефераты бесплатно рефераты

Меню

Методика работы педагога дополнительного образования детей в детских образовательных объединениях разных форм бесплатно рефераты

Итак, в целом для УДО характерна разнородность контингента учащихся по таким индивидуально-психологическим различиям, как явные и потенциальные (скрытые) способности, возраст, мотивы, физические возможности, гендерные (социально-половые) и другие стороны индивидуального развития. Это предъявляет к организации учебно-воспитательного процесса в УДО особые требования. Учебные программы и методы педагогической работы, за небольшим исключением, уже не могут быть ориентированы строго на определенный вид и уровень развития способностей учащихся Напротив, они должны создавать условия и для развития детей, как с проявившимися и достаточно развитыми способностями, так и для проявления способностей у детей, которые еще "не нашли себя", не проявили своих интересов и способностей .

Учитывая разнообразие способностей учащихся УДО, мы исходим из того, что каждая из них является, а каждого учащегося проявлением творческой природы психики человека, и, соответственно, творческого потенциал. Речь идет не только об отдельных способностях (художественных, спортивных, технических), но и об интегральной личностной сфере ребенка, что обусловило нашу ориентацию на парадигму развивающего образования

Ведущими для раскрытия и всестороннего развития творческих возможностей ребенка являются, по нашему мнению, три генеральных фактора: познавательная, личностная, творческая активность. В этом мы опираемся на разработанную специалистами Психологического института РАО концепцию одаренности. Имеющийся в литературе коллективный психолого-педагогический опыт показывает, что наилучший успех в обучении и социальном развитии учащихся может быть достигнут лишь тогда, когда учебная программа и методы ее реализации соответствуют интеллектуальным и творческим потребностям этих детей, а также особенностям их личностного развития.


Дополнительное образование как система развития способностей детей


Современные подходы к дополнительному образованию детей рассматривают образовательную деятельность детского творческого объединения как системное развитие потенциальных возможностей самого ребенка: его интеллекта, способностей (общих и специальных), личностных качеств и т.д. Это предъявляет определенные требования к содержанию и методике учебной и воспитательной работы с детьми.

В то же время анализ массовой практики деятельности детских объединений дополнительного образования показывает, что взаимодействие педагога с детьми сводится зачастую к примитивному "натаскиванию": учащимся дается необходимый объем практических умений и минимум теоретических знаний, что позволяет руководителю воплощать в детских работах собственные творческие замыслы. Педагогические проблемы в таком случае остаются за рамками интересов педагога, а возможное разнообразие форм учебной работы сводится к однотипным занятиям в пределах учебного кабинета образовательного учреждения.

Преодолеть "профильную однобокость" в работе с учащимися и организовать полноценный образовательный процесс позволят тщательно продуманное содержание, разнообразие методов и форм учебной работы, системно организованный "внеучебный" процесс.

Попробуем выделить некоторые подходы к содержанию и методике учебно-воспитательной работы с учащимися детского объединения дополнительного образования.


Организация обучения

дополнительный образование познавательный воспитательный дети

Особое место в организации такого учреждения занимает начальный этап работы с детьми и родителями, который включает комплектование детского объединения и первые занятия. Рассмотрим подробнее каждую из названных форм работы.

Комплектование состава детского объединения

Этот процесс представляет собой целый комплекс взаимосвязанных мероприятий — запись, организацию рекламы, организационное собрание и оформление необходимой документации.

Первые занятия

Каждый педагог дополнительного образования должен ясно осознавать важность первых встреч с детьми, ибо они во многом определяют успех всей дальнейшей работы, так как складывающийся стиль отношений между всеми участниками процесса, положительный настрой на совместную работу и формирующийся нравственный климат помогут увлечь ребят предстоящей деятельностью и определят их отношение к учебным занятиям.

В ходе первых занятий педагог решает целый ряд учебно-воспитательных задач:

1) создать у детей положительный настрой на занятия в кружке, вызвать у них интерес и стремление овладеть необходимыми знаниями и умениями;

2) познакомить ребят с образовательной программой, правила ми работы в детском объединении и перспективами личностного развития;

3) познакомить детей с учреждением, структурным подразделением и детским объединением;

4) выявить уровень первичной подготовки детей в данном виде деятельности;

5) получить необходимую информацию друг о друге;

6) вовлечь детей в коллективную деятельность, начать работу по формированию детского коллектива.

Первое занятие с детьми нужно начать со знакомства детей друг с другом и с педагогом. Для такого массового знакомства можно использовать целый ряд игр ("Снежный ком", "Расскажи мне о себе", "Мое самое любимое" и др.).

Результат этого этапа занятия:

· дети знакомы друг с другом,

• педагог осознает причины, побудившие каждого из детей записаться в данное детское объединение.

Второй этап занятия — рассказ педагога о детском объединении. В такой рассказ необходимо включить:

• разъяснение детям целей и задач детского объединения, со держания его образовательной программы,

• описание содержания и результатов первого года занятий,

• объяснение основных этапов овладения мастерством,

• рассказ о достижениях детского объединения в целом и его от дельных воспитанников,

• знакомство детей со знаками отличия членов детского объединения и условиями их получения,

• рассказ о традициях детского объединения.

В ходе такой беседы важно обратить внимание ребят на то, какие перспективы могут быть для них открыты в данной области деятельности (получение профессии, выбор профессионального учебного заведения).

Следует также дать понять детям, как знания и умения, полученные на занятиях детского объединения, можно использовать в других сферах жизни — в школе, в лагере, во дворе и т.д.

Хорошим сопровождением рассказа педагога станут наглядные материалы:

• выставка детских творческих работ;

• стенгазета или рукописный журнал;

• альбом-летопись детского объединения;

• фотографии, слайды и видеофильмы;

• знаки отличия кружковцев;

• награды детского объединения и его воспитанников;

• выставка книг и периодической печати;

• информационный стенд.

Следующий этап занятия — выявление уровня первичной подготовки детей в данном виде деятельности. Для этого можно использовать:

• тесты или тестовые задания;

• конкурсы и соревнования;

• познавательные игры;

• выполнение практической работы или творческого задания.

В детских объединениях прикладного характера можно попросить ребят принести из дома свои поделки.

Результаты этого этапа занятия станут в последующем основанием для:

• внесения корректив в образовательную программу;

• разработки индивидуальных заданий;

• объединения детей в подгруппы и звенья для выполнения коллективной работы.

На первом занятии необходимо начать уже и основной учебный процесс: познакомить ребят с первым этапом организации работы или какими-либо инструментами, материалами.

Хорошим завершением первого занятия станет экскурсия по учреждению дополнительного образования и его территории.

Обязательными объектами такой экскурсии должны стать:

• выставочный зал и музей учреждения,

• кабинеты администрации учреждения,

• медицинский кабинет (если есть);

• детские объединения сходного профиля (профильное структурное подразделение);

• столовая или буфет;

• актовый зал;

• игротека (если есть);

• туалеты для мальчиков и девочек;

• раздевалка.

Второе учебное занятие детского объединения необходимо начать с деятельности по формированию детского коллектива. Это могут быть следующие мероприятия:

• обсуждение правил взаимодействия всех участников образовательного процесса;

• самостоятельное формулирование или обсуждение прав и обязанностей членов детского объединения;

• обсуждения правил поведения в учреждении и детском объединении дополнительного образования;

• выбор детского актива;

• распределение разовых и постоянных поручений;

• формирование системы передачи информации.  Результатом этого этапа занятия является:

- создание атмосферы доброжелательности и взаимопомощи, положительного нравственного и психологического климата в детском объединении;

- понимание детьми взаимной ответственности;

- включение каждого ребенка в активное общение и социальную деятельность;

- начало работы по формированию системы детского самоуправления.

Следующий этап занятия — собственно учебный процесс. Начать эту часть занятия необходимо с объяснения ребятам правил организации учебного занятия и техники безопасности. Далее педагог переходит к объяснению первой учебной темы.


Методы обучения


Методы обучения. Трактовок понятия "метод обучения", а также их перечней и классификаций в педагогике существует много. По стараемся, не загружая наше пособие излишней теоретизацией, кратко изложить наиболее традиционные из них.

Метод обучения представляет собой способ организации совместной деятельности педагога и учащихся, направленной на решение образовательных задач.

Классифицировать методы обучения можно по различным критериям (основаниям) — по источнику знаний, по характеру познавательной деятельности, по дидактической цели и т.д. Для удобства пользования выделим методы обучения, традиционно используемые в системе дополнительного образования детей, и рассмотрим их в соответствии с основными этапами обучения.

На этапе изучения нового материала в основном используются объяснение, рассказ, показ, иллюстрация, демонстрация, реже - лекции.

На этапе закрепления изученного материала в основном используются беседа, дискуссия, упражнение, лабораторная и практическая работа, дидактическая или педагогическая игра.

На этапе повторения изученного — наблюдение, устный контроль (опрос, работа с карточками, игры), письменный контроль (проверочная работа), тестирование.

На этапе проверки полученных знаний — зачет, экзамен, выполнение контрольных заданий, защита творческих работ, выставка, концерт.

Сочетание методов образует методику. Рассмотрим наиболее распространенные методики обучения, используемые в сфере дополнительного образования детей.

Методика дифференцированного обучения: при такой организации учебно-воспитательного процесса педагог излагает новый материал всем учащимся одинаково, а для практической деятельности предлагает работу разного уровня сложности (в зависимости от возраста, способностей и уровня подготовки каждого).

Методика индивидуального обучения (в условиях учебной группы): при такой организации учебного процесса для каждого ребенка (а лучше с его участием) составляется индивидуальный творческий план, который реализуется в оптимальном для него темпе.

Методика проблемного обучения: при такой организации учебного процесса педагог не дает детям готовых знаний и умений, а ста вит перед ними проблему (лучше всего реальную и максимально связанную с повседневной жизнью детей); и вся учебная деятельность строится как поиск решения данной проблемы, в ходе чего дети сами получают необходимые теоретические знания и практические умения и навыки.

Методика проектной деятельности: при такой организации учебного процесса изучение каждой темы строится как работа над тематическим проектом, в ходе которой дети сами формируют на доступном им уровне его теоретическое обоснование, разрабатывают технологию его выполнения, оформляют необходимую документацию, выполняют практическую работу; подведение итогов проводится в форме зашиты проекта.


Заключение

 

Развитие личности – есть бесконечный процесс зарождения новых возможностей и превращения их в реальную действительность. Возрастные изменения в условиях обучения и воспитания детей оказывают решающее влияние не только на психику, но и на познавательную активность. Дети младшего школьного возраста могут не только продуктивно усваивать способы предметных и познавательных действий, эмпирические и теоретические знания, но и быть психологически включенными в саму учебную деятельность, то есть сознательно овладевать теми способами учебных действий, которые изменяют и развивают их познавательные способности. Младшие школьники уже могут развивать свои способности и те личностные качества, которые лягут в основу развития их познавательной активности и как следствие повлияет на успешность в учебной деятельности.

Познавательная активность младшего школьника рассматривается как постоянно изменяющееся глубокое и качественное свойство личности, направленное на осознание предмета деятельности и достижение конечного, значимого для него результата.

Активность, самостоятельность, инициативность, творчество являются ведущими в определении направленности развития личности в современных условиях.

Проблема развития познавательной активности младшего школьника является актуальной, поскольку данное качество играет большую роль в развитии личности ребенка. Познавательная активность необходима человеку, чтобы он смог познать себя, раскрыть заложенные в себе способности, найти свое место в жизни.

Основными характеристиками познавательной активности являются:

Естественное стремление школьников к познанию;

Положительное отношение к учебе;

Активная познавательная деятельность, направленная на осознание предмета деятельности и достижение значимого для ребенка результата;

Проявление воли в процессе овладения знаниями.

Наше исследование убеждает в том, что не всегда общеобразовательные учреждения в состоянии создать необходимые условия для развития всех этих компонентов в должной степени, тогда как УДО, имеющие в своей основе принципы добровольности, выбор условий обучения, возможность более активного взаимодействия с педагогами и сверстниками обладают дополнительными резервами для развития всех основных характеристик познавательной активности практически любого ребенка.

Развивая познавательную активность, воспитывая стремление к знаниям, мы развиваем личность маленького человека, умеющего мыслить, сопереживать, творить. Вопросы развития познавательной активности младшего школьника актуальны, важны для каждого педагога, которому небезразлична судьба своих учеников.


Список литературы


1. Асмолов А.Г. Дополнительное образование как зона ближайшего развития образования в России: от традиционной педагогики к педагогике развития. - Внешкольник, №9, 1997, с. 6-8

2. Воспитание юного москвича в системе дополнит. образования. Материалы городской научно-практической конференции (Москва, 19 февраля 1997). - М., 1997

3. Зубков Т.И. Формирование познават. активности слабоуспевающих уч-ся нач. кл. - Дисс. канд. пед. наук. - Екатеринбург, 1993

4. Калиш И.В. от внешкольной работы - к дополнительному образованию детей: Сборник нормативных и методических материалов для дополнительного образования детей. / Под ред. А.К. Бруднова. - М.: Владос, 2000.- с. 11

5. Бурлакова И.В. Использование новых педагогических технологий при организации педагогического процесса в учреждениях дополнительного образования [Электронный ресурс] // Фестиваль педагогических идей "Открытый урок" : [сайт]. - М. : Издат. дом "Первое сент.", 2003-2010. - URL: http://festival.1september.ru/articles/584687/

 


Страницы: 1, 2