Методика работы над понятиями "звук", "слог", "слово", "предложение" в добукварный период
Методика работы над понятиями "звук", "слог", "слово", "предложение" в добукварный период
МИНИСТЕРСТВО
ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ УКРАИНЫ
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ АВТОНОМНОЙ РЕСПУБЛИКИ КРЫМ
КРЫМСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ
ИНЖЕНЕРНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ
Факультет Психолого-Педагогический
Кафедра Методик преподавания
КУРСОВОЙ ПРОЕКТ
Методика работы
над понятиями «звук», «слог», «слово», «предложение» в добукварный период
Студентки
Курса 03 Группа ЗНК 6-03
Микульските Снежаны Игоревны
Преподаватель
Анафиева Эльзара Ризаевна
Симферополь 2005-2006 гг.
Содержание
ВВЕДЕНИЕ
РАЗДЕЛ 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ
ПОНЯТИЙ «ЗВУК», «СЛОГ», «СЛОВО», «ПРЕДЛОЖЕНИЕ» В ДОБУКВАРНЫЙ ПЕРИОД
1.1 Основные задачи добукварного
периода
1.2 Приемы раскрытия научных понятий
«звук», «слог»
1.2.1 Работа со звуками
1.2.2 Звуковые схемы
1.2.3 Работа со слогом, слогоделение
1.2.4 Звуковой и слоговой анализ слов
РАЗДЕЛ 2. МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ
ИЗУЧЕНИЯ ПОНЯТИЙ «ЗВУК», «СЛОГ», «СЛОВО», «ПРЕДЛОЖЕНИЕ» В ДОБУКВАРНЫЙ ПЕРИОД
2.1 Уровень сформированности понятий
«звук», «слог», «слово», «предложение» у первоклассников
2.2 Упражнения по усвоению понятий
«слово», «предложение»
2.4 Планы-конспекты уроков
добукварного периода
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
ЛИТЕРАТУРА
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы – формирование таких грамматических
понятий как «звук», «слог», «слово», «предложение» в добукварный период – одна из
важнейших общеметодических задач. Одним из самых главных условий успешного
обучения русскому языку является правильно организованная работа на начальном
(добукварном) этапе обучения грамоте.
Объект исследования – процесс работы над понятиями «звук», «слог», «слово», «предложение»
в добукварный период.
Предмет исследования – методы, приемы, упражнения по
работе над понятиями «звук», «слог», «слово», «предложение» в добукварный период.
Цель – раскрыть методику работы над
понятиями «звук», «слог», «слово», «предложение» в добукварный период. Организовать всю работу с учащимися
таким образом, чтобы в процессе усвоения конкретных предметных знаний
развивалось мышление и речь учащихся. Научить осознанию элементов
грамматического строя русского языка, воспитанию любви к родному языку и
привитие интереса к его познанию.
Задачи:
1. Выявить
психолого-педагогические основы формирования научных понятий «звук», «слог», «слово», «предложение»
в добукварный период.
2. Рассмотреть
вариантность дидактического материала.
3. Изучить и
проанализировать научно-методическую и психолого-педагогическую литературу по
методике работы над понятиями «звук», «слог», «слово», «предложение» в добукварный
период.
4. Показать систему
работы над понятиями «звук», «слог», «слово», «предложение».
Гипотеза – изучение вариантов работы над
понятиями «звук», «слог», «слово», «предложение» поможет выяснить суть
затруднений учащихся в освоении этих понятий. В таком случае затруднения
учащихся получат точную и конкретную характеристику. Упражнения, составленные с
учетом трудностей, которые возникают у учащихся при изучении программного
материала, будут способствовать основательному закреплению знаний учащихся по
теоретическому и практическому курсу грамматики и овладению речевыми навыками.
Использование разработанных методов и приемов работы повысит эффективность
усвоения учащимися грамматического материала.
Методы исследования:
1. Теоретический – анализ
лингвистической, психологической, педагогической и методической литературы по
теме курсовой работы с целью выяснения объективной картины в исследуемой
области.
2.
Социолого-педагогический – анализ письменных работ учащихся;
3. Статистический –
обработка полученных в ходе эксперимента данных.
4. Метод моделирования –
составление планов-конспектов уроков по вышеуказанной теме.
РАЗДЕЛ 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ
ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ ПОНЯТИЙ «ЗВУК», «СЛОГ», «СЛОВО», «ПРЕДЛОЖЕНИЕ» В ДОБУКВАРНЫЙ ПЕРИОД
1.1
Основные
задачи добукварного периода
В добукварный период
обучения грамоте, кроме развития речи учащихся, ставятся задачи, связанные с
формированием у них знаний и умений по языку. Учащиеся должны знать, что:
-
речь состоит из
предложений;
-
предложения
состоят из слов;
-
в предложении
может быть одно и больше слов;
-
слово можно
разделить на слоги;
-
один из слогов в
слове является ударным;
-
слово можно
разделить на звуки;
-
звуки бывают
гласные и согласные, согласные делятся на твердые и мягкие.
Учащиеся должны уметь:
-
выделять предложения
из речевого потока, анализировать их по количеству слов и строить графические
модели предложений;
-
членить
предложения на слова, слова на слоги, находить ударный слог;
-
различать на слух
и в произношении звуки гласные и согласные, твердые и мягкие согласные;
-
анализировать
слова по их слоговому и звуковому составу, определять ударный слог в двусложных
словах, строить графические звуко-слоговые модели одно-двусложных слов;
-
подбирать
(составлять) предложения и слова, которые бы соответствовали заданным моделям.
На завершающем этапе
добукварного периода учителю необходимо обратить особое внимание на формирование
у первоклассников следующих аналитико-синтетических умений:
-
правильно
произносить все звуки русского литературного языка;
-
распознавать на
слух и по артикуляционным особенностям гласные и согласные звуки;
-
называть шесть
гласных: [а],[о], [у],[э], [ы], [и];
-
различать на слух
и по артикуляции парные твердые и мягкие согласные, правильно, без призвука
гласного, их произносить, выделяя из слов;
-
образовывать
слияния любого твердого и мягкого согласного с гласными звуками;
-
делить на слоги
двух-трехсложные слова и определять ударный слог;
-
называть
последовательно звуки в словах, состоящих из двух, трех, четырех, пяти звуков,
произношение которых совпадает с написанием;
-
подбирать слова,
соответствующие предложенной модели.
Перечисленные умения,
полученные учащимися в добукварный период, совершенствуются на протяжении
букварного периода. Они служат надежной опорой для формирования у шестилетних
первоклассников правильных и осознанных навыков чтения и грамотного письма.
1.2 Приемы раскрытия
научных понятий «звук», «слог»
1.2.1. Работа со
звуками
Все богатство звуковых
различий в слове дети усваивают еще до школы и чисто практически. Но они не
могут сознательно выделить в каждом слове отдельные звуки.
В школьном обучении
приходится выделять, по выражению А.М. Пешковского «выхватывать отдельные
звуки, различать их на слух и произносить».
Абстрагирование и
различение звуков в речи важно не только при обучении грамоте, но и при
изучении грамматики, правописания и для развития устной и письменной речи.
На уроках обучения
грамоте следует особое внимание обращать на умение детей слышать и правильно
произносить отдельные звуки и их сочетания. Различение детьми звуковой стороны
языка в ее отношении к письму устраняет возможность смешения ими отдельных
звуков и букв между собой: с и ш, ч и ц, с и
ц, р и л.
Хотя раздел «Звуки и
буквы» имеется в программе всех 4-х лет начального обучения русскому языку, он
является основным в 1 классе, а особенно в добукварном периоде. Именно в этот
период формируются основные знания и умения по разделу, которые в последующих
классах лишь закрепляются и углубляются.
Основная задача этого
раздела на уроках грамоты продолжает оставаться практической – развивать у
детей правильное и четкое произношение слов, умение членить слова на слоги, выделять
в них звуки и обозначать их графически.
Все это не так просто для
ребенка, начинающего изучать язык, потому что слово ему представляется единым
целым, не разложимым; к тому же не все слова и отдельные звуки в них он
произносит правильно. Следует, прежде всего, научить детей умению правильно
воспринимать основные звуки речи и правильно произносить их и «переводить» в варианты
букв.
Чтобы дети научились
этому, необходимы такие упражнения, как выделение в слове слогов, звуков,
произношение слов, слогов и отдельных звуков, соединение звуков и слогов в
слове.
Необходимы упражнения в
сопоставлении звуков, в различении звуков и букв, их сочетаний в словах.
Такие общие
познавательные операции, как анализ и синтез, абстрагирование, сравнение,
противопоставление в различных их видах, вполне применимы и на занятиях по
рассматриваемому разделу программы.
Идет ли речь о гласных и
согласных, о различении ударных и безударных гласных, о звонких и глухих,
твердых и мягких согласных – всегда необходимо применять указанные приемы
работы. Здесь полезны такие упражнения:
1.
Сколько звуков в
словах мама, мать, кот.
2.
Произнесите
звуки, которые есть в словах мама, Мила, Миша, мать и кот.
3.
Произнесите в
словах сначала гласные звуки, а затем согласные: Лида, Маша, кот, рот, лиса,
коса.
4.
Произнесите
мягкие согласные, которые есть в словах лиса, лапа, лампа, люди, няня.
Выполняя ряд подобных
упражнений, учащиеся смогут под руководством учителя сделать обоснованный вывод
о том, что слова состоят из звуков, которые мы произносим и слышим, на письме
звуки обозначаются буквами, звуки и буквы помогают отличить в нашей речи одно
слово от другого.
1.2.2 Звуковые схемы
Необходимо особо
подчеркнуть, что усвоение детьми новых для них терминов и стоящих за ними
явлений (звук, слог, слово, текст и т.д.) осуществляется на уровне первичных и
общих представлений.
В этом ученикам может
оказать заметную помощь наглядность, особенного графическая, в виде схем,
которые известны издавна, но довольно широкое распространение получили в
современном школьном обучении. Например,
- согласный твердый;
- гласный звук;
- слияние гласного с твердым согласным;
- согласный мягкий;
- слияние гласного с мягким согласным.
- норы.
- гласный;
- согласный твердый;
- согласный звонкий мягкий;
- согласный твердый глухой;
- согласный звонкий твердый;
- согласный мягкий звонкий;
- согласный мягкий звонкий.
Очень важно не допускать
смешения схем буквенных со схемами звуковыми, ибо это может усугубить крайне
нежелательное в обучении грамоте явление, когда дети смешивают звуки с буквами.
Ученики должны усвоить, что между звуками и буквами существуют определенные
связи и зависимости, но одновременно хорошо знать, что отличает одно от
другого.
Ученики должны твердо
усвоить, что в немалом числе случаев звуки не совпадают с их буквенными
обозначениями и могут передаваться разными буквами. С другой стороны, одна и та
же буква может служить способом графического обозначения разных звуков. Более
того, многие существенные свойства отдельных звуков графически передаются не
одним, а несколькими буквами. Так, гласных звуков у нас 6 ( [а], [о], [у], [ы],
[и], [э]), а букв – 10. Буквы а, о, у, ы, э, и обозначают основной вариант
указанных гласных фонем, а буквы я, ю, е, ё обозначают соответствующую гласную
фонему одновременно с предшествующим согласным звуком – йотом.
В школьной практике нередко
наблюдаются случаи, когда внимание детей в основном приковывается к тому, как
на письме графически обозначается мягкость согласных звуков. Между, тем не
менее, важно показывать ученикам, какими графическими способами обозначается
твердость согласного, в частности посредством так называемой «буквы пробела»,
то есть конца слова, когда после конечной согласной не следует никакой другой
буквы. Детям даже можно сказать и показать, что долгое время в русской графике
буквой ъ обозначался конечный твердый согласный: если слово оканчивалось на
него, то в конце слова ставился твердый знак: столъ, стулъ, снегъ, морозъ и
т.д. В наше время твердость согласного звука опознается, во-первых, по самой
согласной букве и, что чрезвычайно существенно, по последующей гласной букве,
обозначающей тот гласный звук, в укладе которого произносятся все согласные
звуки, обозначенные соответствующими согласными буквами. Последние, таким
образом, нужно читать в составе слов с обязательным учетом непосредственно
следующих за ними гласных букв, то есть ориентировкой на впереди стоящие
гласные буквы.
1.2.3 Работа со
слогом, слогоделение
При выделении слогов в
словах дети должны опираться на свой речевой опыт, на практику повседневного
речевого общения.
«Устная речь, - указывал
выдающийся русский психолог профессор Н.И. Жинкин, реализуется в слогах, так
как это специальное двигательное устройство человека, мозговое управление
которым начинает налаживаться раньше, чем звук на губах.
Системное и осмысленное употребление
слогов доступно только человеку»
На уроках обучения
грамоте ученикам бывают посильны как определенные практические наблюдения, так
и вытекающие из них выводы теоретического порядка. Во-первых, дети усвоят, что
слог может состоять из одного гласного звука: и-ва, о-сы, он-о, по-э-зи-я,
на-о-бо-рот, и одновременно убедятся в том, что из одних согласных звуков
слогов не бывает; во-вторых, что в слоге бывает только один гласный, а
согласных может быть несколько, поэтому в слове столько слогов, сколько в нем
гласных: и-рис, стра-на, встре-ча, ас-тры; в-третьих, в каждом слоге
обязательно наличествует гласный, а согласного может и не быть: а-ист, о-со-ка,
и-рис; в-четвертых, если в слове несколько слогов, то на один из них падает
ударение и он становится ударным, все другие слоги – безударные.
Наиболее трудным моментом
при формировании представления о слоге является слогоделение внутри слова. Дело
в том, что до последнего времени в лингвистической науке не получила
однозначного решения теория слога.
1.2.4 Звуковой и
слоговой анализ слов
К звуковому анализу
следует приступать после того, как у детей будут сформированы представления о
гласных и согласных звуках, твердых и мягких согласных. Звуковой анализ требует
от учащихся умения абстрагировать звуки, что основывается, прежде всего, на осознанной
их классификации.
Формируя у шестилетних
учащихся навыки звукового анализа слов, сначала обучаем их делить слова на
слоги и строить их слоговые модели: дуб , липа , береза . Одновременно с делением слов на слоги ознакомляем
детей с ударением. Ударный слог среди безударных в русском языке выделяется
силой голоса и длительностью звучания. Чтобы ударный слог был лучше слышен на
фоне безударных, следует произносить слово слитно, подчеркивая его голосом, и
ни в коем случае не «растягивать» слова.
Страницы: 1, 2
|