бесплатно рефераты

бесплатно рефераты

 
 
бесплатно рефераты бесплатно рефераты

Меню

Методика преподавания пленэра бесплатно рефераты

Методика преподавания пленэра

Министерство образования и науки Российской Федерации

ГОУ ВПО «Магнитогорский государственный университет»

Факультет изобразительного искусства и дизайна


Специальность 050602 «Изобразительное искусство»


Допущен к защите

Зав. кафедрой М.В. Соколов

« 23 » августа 2010 г.


 

 

Иванов Иван Иванович


Квалификационная работа


методика преподавания пленэра


Руководитель:

профессор, к.п.н., член Союза Дизайнеров,


Рецензент:

Член союза дизайнеров.


Диплом защищен

Протокол ГАК №___________________от «____» ___________2010г.

 

Магнитогорск – Курган

2010 г.

Содержание

пленэр преподавание творческий мышление

Введение

I. Развитие творческого мышления у детей

1) Что такое мышление и его виды

2) Принципы развития творческого потенциала и мышления

II. Программы факультативных занятий на пленэре

1) Программа занятий с детьми 7-9 лет

2) Программа занятий с детьми 10-13 лет

3) Программа занятий с детьми 14-16 лет

III. Методика работы на пленэре

1) Пленэр. Композиция. Композиция на пленэре

2) Материалы используемые на пленэре

а) Уголь и мел

б) Сангина и пастель

в) Тушь, акварель и темпера

3)Техника работы на пленэре

а) Техника «Сухая кисть»

б) техника акварель

в) Техника отмывки тушью

г) Смешанная техника и ее виды

IV. Создание методического пособия, для занятий на пленэре

Заключение

Список литературы

Приложение. Визуальный ряд для занятий по пленэру.

Введение

Мир и жизнь могут стать прекрасными благодаря искусству, поэтому приобщение к искусству и художественной культуре необходимо считать приоритетным для образования в целом.

Культурный рост личности не может произойти при редком, хаотическом общении с искусством. Только совокупность многих художественных влияний помогает формированию эстетической культуры человека. Человек овладевает миром культурных ценностей постоянно, на протяжении всей жизни, и этот процесс становится основой его личности. Трудно переоценить значение воздействия искусства на общее психическое развитие, на формирование личности, выявление и правильное развитие потенциальных духовных возможностей.

Цель дипломной работы состоит в том, чтобы разработать методику преподавания пленэра. Мы считаем, что если разработать серию занятий пленэра с применением специальных упражнений, то это позволит повысить уровень развития учащегося.

Так же в работе мы выделяем несколько задач: проанализировать развитие мышления, изучить существующие методы ведения пленэра, разработать программу дополнительных занятий по пленэру и выполнить серию работ в виде пленэра.

В дипломной работе приведены примеры работы дополнительных факультативных занятий для школьников разных возрастов. Они разграничены не по классам, а по возрастным критериям, с 7 до 9 лет, с 10 до 13 и с 14 до 16 лет. Это является актуальным так как, группы имеют общие интересы и легче сходятся в коллективе.

Программа разработана на основе пленэров. Все практические занятия предполагается проводить на свежем воздухе, делая работы по архитектуре, природе и стилю родного города. Это так же положительно сказывается на формировании любви к городу, культурного и эстетического развития детей.

Актуальность курса определяется тем, чтобы показать учащимся, что пленэры являются неотъемлемой частью создания работ, с их помощью дети лучше воспринимают окружающий мир и в дальнейшем лучше распознают цветовые и световые гаммы красок.

Общие принципы отбора содержания материала курса:

системность, целостность, объективность, научность, доступность для учащихся, реалистичность с точки зрения возможности усвоения основного содержания курса, с выполнением творческих работ.

Цели и задачи этого курса делятся на развивающие и образовательные.

Развивающие – это развитие типов мышления: пространственного, образного, логического, технического, а так же художественного вкуса и эстетической восприимчивости. Это не только цель, но средство развития личности учащегося, его творческого потенциала.

Образовательные цели заключают в себя возможность: дать представление о различных видах техник, в том числе и смешанных; научить пользоваться основными инструментами и материалами, используемыми в работе художника; освоить основные приемы и правила работы с этими инструментами и материалами; научить работать на пленэрах; познакомить с выполнением всех видов работ в различных техниках; помочь художественному становлению детей.

Предлагаемый курс должен:

вызвать у учащихся интерес к самостоятельной работе на пленэрах;

вызвать интерес к архитектуре, стилю и природе города;

дать толчок для развития творческого потенциала учащихся;

помочь развитию всех видов мышления и в особенности, пространственного.

По завершению курса учащиеся должны знать:

виды техник выполнения рисунка;

особенности каждого вида, отличие их друг от друга;

общие понятия о перспективе;

роль законов композиции.

По завершению курса учащиеся должны уметь:

правильно работать в обученных техниках;

пользоваться основными инструментами;

пользоваться основными материалами художника;

работать во всех цветов техниках;

выполнять рисунки в соответствии с требованиями живописи и графики;

выбирать оптимальную точку положения, для выполнения рисунка;

выполнять все виды и этапы рисунка: наброски, эскизы, эскизы – рисунки, чистовые работы.

Методы преподавания курса.

Методы преподавания определяются целями и задачами данного курса, направленного на развития творческого потенциала учащихся:

– творческая работа поисковых групп,

– выполнение творческих работ в форме пленэра,

– выполнение по каждой теме творческих художественно-графических работ,

– выполнение объемных композиций.

Важнейшим принципом методики изучения курса является постановка вопросов и заданий, позволяющих учителю и учащимся проверить уровень усвоения и степень сформированности умений, приобретенных в процессе изучения курса. Это различные виды тестовых заданий и заданий творческого характера.

Далее в своей работе я предлагаю ознакомиться с самой программой обучения, теоретическим материалом в помощь преподавателю и принципами развития творческого мышления у детей.

1. Принципы развития творческого мышления у детей

а) Что такое мышление и его виды

Мышление - это социально обусловленный, неразрывно связанный с речью психический процесс поисков и открытия существенно нового, процесс опосредствованного и обобщенного отражения действительности в ходе ее анализа и синтеза. Мышление возникает на основе практической деятельности из чувственного познания и далеко выходит за его пределы. К мышлению относят активную сторону познания: внимание, восприятие, процесс ассоциаций, образование понятий и суждений.

Выделяют следующие виды мышления:

Логическое, панорамное, комбинаторное, нестандартное, латеральное, концептуальное, дивергентное, практическое, обходное, саногенное, патогенное виды мышления.

Согласно другой классификации, мышление делится на:

Наглядно-образное (способность припоминать и осуществлять при помощи представления различные манипуляции в сознании);

Абстрактно-логическое (мышление абстракциями - категориями, которых нет в природе);

Предметно-действенное (задачи решаются с помощью существующего, реального объекта).


б) Развитие творческого потенциала и творческого мышления.

Большинство людей уже начинают понимать, что творчество является важной составной частью счастья и профессионального успеха. Серые личности не в моде, а творческие люди идут вперёд и определяют своё будущее сами, заряжая энергией других.

В каждом из нас живёт художник и поэт, а мы даже не знаем об этом, точнее забыли. Вспомните притчу о зарытых талантах. А ведь действительно многие закапывают свой талант в землю, не в состоянии раскрыть себя сами (помощи в нужное время не было, никто не обратил внимание на задатки и способности ещё в детстве). Так и ходят «нераскрытые таланты» по улицам и живут своей обыденной жизнью, не найдя своё место в ней и себе должное применение, а значит и счастье своё не находят. Ведь бездарных детей нет, есть не раскрытые дети, и раскрыть их порой не лёгкая задача.

Чтобы раскрыть потенциал ребенка нужно (если это ещё не сделано), поддерживать стремление к творчеству и развивать творческое мышление.

Интеллектуалами, как и творцами не рождаются, однако свои способности можно развивать. Чем раньше талант начнёт появляться, тем в большей степени он разовьётся и ярче засияет, поэтому таланты лучше всего выявлять ещё в детском возрасте (в сенситивный период), хотя и у взрослых тоже можно, лучше поздно, чем никогда.

Творческое мышление - это особый вид мышления, который свойственен творцам, однако его можно выработать и в обычном человеке (начиная с любого возраста) даже если он рационалист до мозга костей.

Прежде чем рассказать о практических способах развития творческого мышления, давайте сначала разберёмся, что оно из себя представляет. Во-первых, это не банальное мышление, а некий синтез сферы сознательного (логики) и бессознательного (абсурда). Это необычное решение, новый взгляд на вещи, оригинальные ответы. Главную роль в процессе творческого мышления играет интуиция. Оно имеет ряд особенностей:

- оно пластично, предполагает множество решений, в то время как обычное одно – два

- оно подвижно, то есть не составляет труда от одного аспекта проблемы перейти к другому, нет ограниченности, единственной точки зрения;

- оно быстро, то есть велико количество идей за единицу времени;

- оно оригинально, порождает необыкновенные решения;

- связано с целостным виденьем всех связей и зависимостей, которые не видны во время логического анализа.

Развитие творческих способностей тесно связано с формированием познавательной и эмоциональной сферы ребёнка. То есть, нужно чтобы у него была возможность как можно больше всего потрогать руками, увидеть глазами и услышать ушами, чем больше разнообразных эмоций он переживёт, тем лучше. Это тот опыт, который будет использован в процессе творчества, и чем богаче этот опыт, тем больше вариантов всевозможных комбинаций можно построить.

У детей способности к творчеству складываются постепенно, проходя несколько стадий развития. Эти стадии протекают последовательно: прежде чем быть готовым к следующей стадии, ребенок обязательно должен овладеть качествами, формирующихся на существующих.

Исследования детского творчества позволяют выделить как минимум три стадии развития творческого мышления: наглядно-действительное, причинное и эвристическое.

Наглядно-действительное.

Мышление рождается из действия. В младенчестве и в раннем возрасте оно неотделимо от действия. В процессе манипулирования с предметами ребенок решает различные мыслительные задачи. К примеру, играя со сборно-разборными игрушками типа головоломок, методом проб и ошибок ищет принципы их разборки и сборки, учится учитывать и соотносить между собой величину и форму различных деталей.

К 5-6 годам дети обучаются совершать действия в уме. В качестве объектов манипулирования выступают уже не реальные предметы, а их образы – представления. Чаще всего дети представляют наглядный зрительный образ предмета. Поэтому мышление ребенка дошкольника называют наглядно-действительным.

Очень важным для развития мышления являются задания на исследование образа-представления. К 5 годам дети обучаются расчленять представление на отдельные части, анализировать контуры предметов, сопоставлять похожие предметы между собой и находить сходство и различие.

Выделение отдельных компонентов образа позволяет ребенку соединить детали разных образов, придумывая новые фантастические объекты или явления. Так, ребенок может представить животное, соединяющее в себе части многих животных и поэтому обладающее такими качествами, которых нет ни у одного существующего животного в мире. В психологии эту способность называют фантазией.

Можно выделить несколько психологических качеств, лежащих в основе фантазирования:

Четкое и ясное представление образов предметов;

Хорошая зрительная и слуховая память, позволяющая длительное время удерживать в сознании образ-представление;

Способность мысленно сопоставлять два и более предмета и сравнивать их по цвету, форме, размеру и количеству деталей;

Способность комбинировать части разных объектов и создавать объекты с новыми свойствами.

Хорошими стимулами для фантазии являются незаконченные рисунки, неопределенные образы типа чернильных пятен или каракулей, описание необычных, новых свойств, предметов.

Фантазия ребенка на первой стадии развития творческого мышления еще очень ограничена. Ребенок мыслит еще слишком реалистично и не может оторваться от привычных образов, способов использования вещей, наиболее вероятных цепочек событий. К примеру, если ребенку дошкольного возраста рассказать сказку о докторе, который, уходя в больницу, попросил чернильницу посторожить его дом, то ребенок с этим согласится, так как в сказке вещь может выполнять разные функции. Однако, ребенок начинает активно возражать если ему сказать, что когда пришли разбойники, то чернильница залаяла. Это не соответствует с реальными свойствами чернильницы. Часто дети предлагают более реалистичные способы воздействия чернильницы на разбойников: разбрызгивание чернил, удары чернильницей по голове и т.п.

Причинное мышление.

Известно, что предметы и явления действительности находятся в различных связях и отношениях: причинно-следственных, временных, условных, функциональных, пространственных и т.д.

Наглядно-действительное мышление дошкольника позволяет ему понимать пространственные и временные отношения. Сложные осмыслить причинно-следственные связи.

Действительные причины событий, как правило, скрыты от непосредственного восприятия, не являются наглядными, не выступают на первый план. Чтобы их выявить нужно, отвлечься от второстепенного случайного. Поэтому причинное мышление связано с выпадом за пределы представляемого образа ситуации и рассмотрением ее в более широком теоретическом контексте. К примеру, дошкольники объясняют окончание дня наступлением ночи, то есть воспроизводят временную последовательность привычных событий. В младшем школьном возрасте дети уже способны объяснить смену времени суток вращением Земли вокруг своей оси, основываясь на модели Солнечной системы.

Изучение познавательной деятельности детей показывает, что к концу начальной школы наблюдается всплеск исследовательской активности. К 8-9 годам дети, читая или наблюдая за различными явлениями жизни, начинают формулировать поисковые вопросы, на которые пытаются сами же найти ответ. К 11-12 годам практически все дети направляют свою исследовательскую активность формулировкой поисковых вопросов. Это происходит потому, что школьники стараются понять и осмыслить причинно-следственные связи и законы появления различных событий.

Исследовательская активность детей на этапе причинного мышления характеризуется двумя качествами: ростом самостоятельности мыслительной деятельности и ростом критичности мышления. Благодаря самостоятельности ребенок научается управлять своим мышлением: ставить исследовательские цели, выдвигать гипотезы причинно-следственных зависимостей, рассматривать известные ему факты с позиций выдвинутых гипотез. Эти способности, без сомнения, являются основными предпосылками творчества на этапе причинного мышления. Критичность мышления проявляется в том, что дети начинают оценивать свою и чужую деятельность с точки зрения законов и правил природы и общества.

С одной стороны, благодаря осознанию детьми правил и законов, их творчество становится более осмысленным, логичным, правдоподобным. С другой стороны, критичность может помешать творчеству, так как на этом этапе выдвижение гипотезы может показаться глупым, нереальным и будет отброшено. Подобные самоограничения сужают возможности появления новых, оригинальных идей.

Чтобы стимулировать творческую активность, и устранить отрицательное воздействие критичности, используются различные методы и приемы, например:

прием образного сравнения (аналогии), когда какой-то сложный процесс или явление сравнивается с более простым и понятным. Этот прием используется при составлении загадок, поговорок, пословиц;

метод мозгового штурма. Это метод коллективного решения проблемы. Автор мозгового штурма А. Осборн предложил разделить процесс выдвижения гипотез и процесс их оценки, анализа. Поиск идей ведется в обстановке, когда критика запрещена и каждая идея, даже шуточная или нелепая, поощряется. Благодаря мозговому штурму нередко возникают новые и оригинальные решения проблемных ситуаций;

метод комбинационного анализа. В основе комбинационного анализа лежит матрица сочетания двух рядов фактов (признаков объектов или самих объектов). Например, при изучении речи ребенок может сочетать понятия, относящиеся к частям речи и членам предложения. При этом он отвечает на вопрос: “Какой частью речи может выражаться тот или иной член предложения?” Каждая ячейка матрицы представляет сочетание какой-то части речи. Ребенок может придумать предложение с такими сочетаниями либо сказать, что такое сочетание невозможно.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7