бесплатно рефераты

бесплатно рефераты

 
 
бесплатно рефераты бесплатно рефераты

Меню

Методика преподавания сольфеджио в музыкальной школе бесплатно рефераты

Методика преподавания сольфеджио в музыкальной школе

Введение


Сольфеджио – это первый систематический курс в цикле музыкально-теоретических предметов, призванный дать учащемуся прочную основу для дальнейшего музыкального развития.

Сольфеджио – дисциплина практическая, предполагающая выработку в первую очередь ряда практических навыков. Если раньше – на первом этапе формирования этого предмета – занятия сольфеджио состояли в основном из пения по нотам, то в настоящее время в содержание курса вошли и другие формы работы, способствующие воспитанию и развитию музыкального слуха: анализ на слух, диктант, интонационные упражнения, чтение с листа. Поэтому было бы правильнее весь этот комплекс навыков, знаний и умений назвать СИСТЕМОЙ РАЗВИТИЯ МУЗЫКАЛЬНОГО СЛУХА. Правильное обоснование такой системы является одной из задач курса методики.

Содержание курса сольфеджио является изучение основных средств музыкальной выразительности – музыкальных звуков, интервалов, ритма и др. - первоначально в изолированном виде, а в дальнейшем в некотором взаимодействии. Курс сольфеджио так же должен дать учащимся необходимые сведения о музыке как об искусстве и о мелодии как о главном средстве музыкальной выразительности, объединяющем все основные элементы музыки. Усвоение курса сольфеджио должно выработать у учащегося сознательное отношение к музыкальным явлениям, с которыми он встречается по жизни.

Цели и задачи сольфеджио:

1.                 Дать учащемуся систему знаний и навыков, необходимых для понимания основных средств музыкальной выразительности.

2.                 Выработать у учащегося элементарные музыкально технические навыки, необходимые как в процессе прохождения курса, так и для дальнейшего музыкального развития.

3.                 Заложить реалистические основы музыкального воспитания и образования, дать верное направление музыкально-эстетическим вопросам и вкусам учащегося.



Организация занятий


В настоящее время предмет сольфеджио входит в учебные планы всех музыкальных учебных заведений: детских музыкальных школ, музыкальных училищ и вузов. Безусловно, в зависимости от целей и задач каждого учебного заведения изменяются содержание и методы преподавания сольфеджио. Основная же задача – всестороннее развитие музыкального слуха - остается прежней.

Как известно, задачи детских музыкальных школ состоят в том, чтобы достичь всестороннего и гармоничного развития музыкальных способностей у детей. Учебный план школ в целом должен осуществлять эту задачу комплексно, связывая специальные и теоретические предметы друг с другом. Это значит, что в работе над развитием слуха следует использовать репертуар и навыки, полученные в классе по специальности, а на индивидуальных занятиях в этом классе – знания и понятия, освоенные в курсе сольфеджио.

В детских музыкальных школах группы комплектуются по возрастному принципу – это требование педагогики. Методику работы по сольфеджио должны определять возрастные особенности детей.

Так, в младших классах основой усвоения должно быть эмоциональное восприятие детей, яркость и осознанность музыкальных ощущений. Педагог должен воспитать дисциплину, правильную направленность слухового внимания, активность в накоплении слуховых впечатлений.

В средних классах, где уровень интеллектуального развития детей выше, основной работой должно быть узнавание, сопоставление и усвоение осознанных явлений. На этом уровне педагог обязан воспитать самостоятельность детей и продолжать прививать им интерес к музыке, развивать навыки практического использования полученных знаний и умений.

В старших классах основное внимание педагога должно быть направлено на воспитание музыкального мышления, творческой активности, самоконтроля, способности к теоретическим обобщениям.

Учитывая возрастные особенности детей разных классов, педагог должен использовать различные приемы и формы работы. Так, в младших классах необходим яркий, эмоционально насыщенный показ музыкальных примеров, движений, и только постепенное выведение из практики некоторых теоретических знаний. В средних классах – на основе имеющегося музыкального опыта детей – развитие самостоятельности в суждениях и выводах, повышение требовательности к качеству пения, совершенствование знаний и навыков. В старших классах – усиление работы над освоением чтения с листа и записи музыки, воспитание логического мышления и творческой активности в применении на практике полученных знаний и навыков.

Задачей сольфеджио является воспитание и развитие профессиональных навыков на том уровне и в том объеме, какой требуется для данной специальности. Поэтому в методике должны дифференцироваться требования и разные формы работы.


Урок и его организация


В наших условиях, когда занятия по сольфеджио происходят всего один или два раза в неделю, каждый проведенный урок имеет громадное значение. Некоторые формы работы, например: анализ на слух - вообще не могут быть проведены без педагога. Да и пение, в записи диктанта, в чтении с листа основное направление и контроль может быть осуществлен только педагогом, то есть на уроке. Поэтому умение правильно спланировать работу и на хорошем уровне провести урок – одна из важных задач педагога.

Подготовка к урокам должна начинаться с составления полугодового плана. Материал программы распределяется по количеству уроков. В основном определяются сроки прохождения того или иного теоретического материала: тональности, ритмы, аккорды, последовательности и т.д.

Для педагога надо считать обязательным составление поурочных рабочих планов. В них должен быть отражен весь процесс работы на каждом уроке и используемый материал. Это позволит педагогу строго и последовательно вести работу, помня о четырех этапах в усвоении каждого нового раздела: объяснение нового, проработка и закрепление этого материала, усвоение, то есть самостоятельное выполнение заданий, контроль уровня усвоения.

Построение урока может быть или всегда одинаковым – типовым – или свободным, то есть таким, когда последовательность форм работы будет меняться. Однако на каждом уроке должны быть использованы все новые формы работы: пение интонационных упражнений, анализ на слух, чтение с листа и запись диктанта.

Чтобы урок был полноценным и внимание учащихся было все время активным, следует чередовать формы, приемы ведения урока, не допускать утомления, однообразия.

Примерный план урока в детской музыкальной школе:

3-4 минуты – проверка присутствующих, мобилизация внимания;

10 минут – распевание, проверка домашнего задания, пение повторение примеров;

8-10 минут – слушание, объяснение нового;

8-10 минут – диктант;

10 минут – чтение с листа, пение песен хором, группами;

5 минут – домашнее задание, заключение.

Домашние задания по сольфеджио просто необходимы. Важно добиться ежедневной планомерной работы учащихся над развитием слуха. Однако домашние задания лишь тогда эффективны, когда они правильно составлены.

При проверке домашних заданий педагог должен требовать высокого качества их выполнения, то есть чистой интонации, правильного темпа и ритма, выразительности. То же можно сказать и в отношении выучивания наизусть: лучше дать задание меньше, но требовать более высокого качества исполнения.

Формы домашних заданий могут быть следующие:

1.Интонационные упражнения и распевы, пройденные на уроке в классе. Хорошие результаты дает повторение их на каждый день перед началом занятий на инструменте.

2.Сольфеджирование примеров. Повторение и отработка исполнений мелодий, пройденных в классе; самостоятельное разучивание новых примеров.

Формы домашние работы могут быть так же следующие: пение в транспорте, подбирание примера в разных тональностях и от разных звуков. При выучивании наизусть можно петь с текстом, сольфеджировать, петь без названий нот на слог или на гласную.

Самодиктант, то есть запись знакомых мелодий по памяти, - очень полезная форма работы, но она возможна только тогда, когда учащиеся уже умеют писать диктанты, знают приемы. Поэтому прежде чем давать такое задание, надо несколько раз провести подобные диктанты в классе.

Письменные задания в детской музыкальной школе – списывание, транспонирование, построение, сочинение. Во всех звеньях полезно нахождение примеров на данную тему, анализ своего репертуара по специальности.

Для оценки успеваемости учащихся применяются разные виды опросов:

1.Беглый, без оценки по баллам, но с краткой словесной характеристикой ответа. Такой опрос должен производится на каждом уроке, - он служит укреплению пройденного материала.

2.Проверочный опрос по темам. Его задача – выяснить усвоение материала каждым учащимся. Можно выставлять оценки, но главное характеристика учащегося.

3.Опрос учащихся по домашнему заданию. Рекомендуется использовать приемы коллективной проверки, чтобы не тратить много времени и вместе с тем проверить всех. Можно проверить задание выборочно.

4.Контрольный опрос. Должен производится по четвертям. Оценки при этом обязательны. Педагогу очень важно умело провести опрос, подобрав материал так, чтобы трудность для всех была одинакова.

Не следует слишком часто делать контрольные опросы: в сольфеджио самое важное – процесс работы, с применением беглого и проверочного опроса.

При выставлении оценки по сольфеджио нужно учитывать и природные данные учащегося, и его работу.

Итак, основные требования к занятиям сольфеджио: методичность и последовательность в построении урока;

-ясность и конкретность в объяснениях и в постановке задач;

-умелое сочетание групповых форм занятий с индивидуальными и с пристальным вниманием к каждому учащемуся;

-четкая организованность классной работы и домашних заданий;

- требовательность к качеству выполняемой работы, к активному участию всех учащихся в работе группы.

В целом атмосфера занятий должна быть творческой и увлекательной, урок должен вызывать интерес и яркие эмоциональные впечатления и, главное, быть насыщенным музыкой, высоким качеством музыкального исполнения.



Слух


Роль слуха в музыкально-творческом процессе, в развитии музыкальных способностей, в воспитании любви к музыкальному искусству чрезвычайно велика.

Понятия «музыкальный слух» и «музыкальная одаренность» - различны; музыкальная одаренность предполагает особый комплекс, сочетание способностей, куда входят, кроме музыкального слуха, так же сила, богатство и инициативность воображения; особая концентрация душевных сил, внимания; волевые особенности, организованность, целеустремленность и любовь к музыке.

Развитый музыкальный слух дает возможность человеку воспринимать и осознавать музыку, переживать ее, творчески как бы создавать при исполнении. Эти задачи и являются конечной целью музыкального образования.

Поскольку музыкальный слух – это главное орудие музыканта, постольку значение предмета сольфеджио очень велико. Однако нельзя думать, что развитие музыкального слуха осуществляется исключительно на этих занятиях.

Музыкальный слух – явление сложное, состоящее из следующих взаимосвязанных компонентов: звуковысотного слуха, чувства лада, чувство метроритма, гармонического слуха.

Звуковысотный слух определяет способность, посредством которой ухо отличает интервалы музыкальные от интервалов неупотребительных в музыке, то есть стройность, иль настройку, от нестройности, иль расстроенности. Слух ладовый он определял как способность различать и определять отношения между высотами разных звуков, что дает возможность воспроизводить интервалы и определять их величину, узнавать аккорды.

Говоря о чувстве метроритма, Римский-Корсаков выделяет чувство темпа как способность придавать равным ритмическим единицам одну, установленную сначала длительность, и чувство размера как способность находить и определять отношения между ритмическими единицами; к этому он добавляет чувство музыкальной логики, то есть способность слышать голосоведение, соотношение аккордов между собой. Большое значение он придает способности инстинктивно чувствовать «законы безусловной красоты и логической связи последовательностей, осмысливающихся и освещающихся ходом мелодии, то есть музыкальной речи».

Чувство метроритма – это простейшее, первичное проявление музыкальности, заключающееся в ощущении равномерности, подчиненной размеру и художественным задачам4 это осознание и воспроизведение разных длительностей.

Слух бывает гармонический и мелодический.

Мелодический слух – это есть качественное своеобразие восприятия мелодии, проявляющее в особенностях самого восприятия, в узнавании и воспроизведении мелодий и в чувственности к тональной интонации.

Гармонический слух – это переход от «простого» ощущения к «сложному», переход от восприятия единства к восприятию единства и множества одновременно (по Теплову).

Из вышесказанного можно сделать вывод, что само явление музыкального слуха чрезвычайно сложно и многогранно. Так у одних учащихся при хорошем слухе слабее развито чувство метроритма, у других – лучше развит гармонический слух, но менее чувствителен мелодический и т.д. Качество музыкального слуха определяется уровнем развития всех его сторон.

Музыкальный слух - явление сложное, состоящее из ряда взаимопроникающих компонентов, основные из которых следующие:

- звуковысотный слух, чувство лада и чувство метроритма то есть мелодический слух;

- ощущение физической окраски аккордов, восприятие множества звуков как единого целого, чувство строя, ансамбля и функциональных связей – гармонический слух.

Можно говорить о других сторонах слуха: чувствительности к тембрам, об архитектоническом слухе и чувстве формы, о динамическом слухе – громкость, о полифоническом слухе как способность вычленять голоса в многоголосии; однако эти стороны не являются определяющими.

По характеру восприятия высоты звуков музыкальный слух разделяется на относительный и абсолютный.

Абсолютный слух – это способность узнавать и воспроизводить высоту звуков без сравнения с каким-нибудь исходным звуком. Абсолютный слух может быть пассивным, то есть означает способность узнавать высоту, базируясь на тембровых критериях, но при этом не может воспроизвести самостоятельно отдельные звуки или тональности. Активный абсолютный слух предполагает способность человека не только узнавать, но и воспроизводить любую заданную или написанную высоту.

В практике часто встречается относительный слух. Поэтому в основе методики сольфеджио лежит развитие относительного слуха. Правда, у многих, более способных учащихся в результате занятий музыкой появляется способность определять конкретную высоту, то есть пассивный абсолютный слух.


Анализ на слух


Эта форма работы в курсе сольфеджио чрезвычайно важна. В ней объединяются все знания и умения, получаемые учащимися на уроках. Но самое главное состоит в том, что в анализе на слух полнее всего осознаются, понимаются и определяются различные элементы музыкального языка и связи между ними. Поскольку в музыке основным является звучание всех изучаемых элементов, постольку слушание их, осознание и запоминание лежит в основе всего обучения музыке. «Слуховая наглядность» - так можно определить специфику метода работы над анализом на слух. Осознание слышимого зависит прежде всего от умения правильно и целенаправленно слушать. Многократное слушание ведет к запоминанию, к узнаванию различных явлений, развивает музыкальное мышление, учит дифференцировать или синтезировать слышимое, и далее – проникать в образную сущность музыки.

Работа над анализом на слух имеет большое практическое значение для занятий по специальности, для чтения с листа и особенно для записи диктанта.

Таким образом, основные задачи этой формы работы следующие:

-воспитать целенаправленное восприятие;

-служить основным средством знакомства с новыми музыкальными явлениями;

-способность накопления в памяти различных слуховых впечатлений, являющихся основой для формирования определенных понятий;

-развивать музыкальное мышление учащихся, то есть способность осознавать слышимое, проводить сравнения, синтезировать и дифференцировать явления;

-помогать развитию и укреплению памяти и внутреннего слуха.

Особенно большое значение имеет на слух в работе над развитием гармонического слуха. Освоением фонической окраски созвучий, их функциональных связей возможно лишь при слышании всего комплекса звуков в одновременности. Ученик, участвующий, например, в хоровом пении, не может полностью осознавать созвучие, потому что при этом поет один голос, свою партию. Не столько исполнение, сколько слушание и последующее осознание слышимого является основным методом в развитии гармонического слуха.

В практике преподавания применяются два вида анализа на слух: анализ и усвоение элементов музыкального языка; анализ целостный; то есть анализ различных элементов музыкального произведения в их взаимосвязи.

При анализе элементов музыкального языка следует использовать контрастные сочетания элементов. Например, при анализе интервалов после секунды брать октаву, после терции – септиму. Контрасты по высоте и по диссонатности помогут лучше запомнить звучание. Соблюдение принципа контрастности имеет особое значение на первом этапе, при знакомстве с этими элементами. В примерах для анализа ритм обычно используется простой, нейтральный. Но это не значит, что метроритм совсем не влияет на восприятие. Так, для определения ряда созвучий аккорд или интервал на сильной доле воспринимается ярче и определяется легче,а на слабой доле – труднее. Все это надо учитывать педагогу, обдумывая примеры анализа и вопросы к ним.

Страницы: 1, 2