бесплатно рефераты

бесплатно рефераты

 
 
бесплатно рефераты бесплатно рефераты

Меню

Методика преподавания портретной живописи в средних классах бесплатно рефераты

«Есть женщины в русских селеньях

С спокойною важностью лиц,

С красивою силой в движеньях,

С походкой, со взором цариц…»

И каждый ученик, непременно ощутит внутри своей души и своего сердца, сопричастность с возвышающими душу человека строками Н. Некрасова и с земной красотой пленительных женских образов, созданных замечательным русским художником М.В. Нестеровым.

Для того, чтобы учащиеся полнее представили образ «нестеровской девушки» необходимо продемонстрировать им несколько репродукций картин Нестерова, изображающих судьбу русских женщин и проанализировать их. Продемонстрировать ученикам цикл поэтических картин, написанных М. Нестеровым – «Роман в картинках» («На горах», «В лесах», «За Волгой»). Такая последовательность картин с похожестью сюжета заинтересует учащихся, и они с увлечением посмотрят и на другие картины М. Нестерова, с изображением русских женщин, женские портреты этого художника («Великий постриг» – четвертую часть «Романа в картинках», «Христова невеста», «У креста», «Равноапостольная княгиня Ольга», «Царевна», портреты жены и дочерей «Девушка у пруда», «Амазонка»).

Учащимся будет интересно узнать, что до картины «Христова невеста» М. Нестеров не писал пейзажей. Но девушку на этой картине, он окружил родной природой. Ученики должны теперь понять, что художник отныне вступил в самый избранный тесный круг верных певцов и вдохновенных поэтов русской природы.

Учащиеся, рассматривая эти картины, переживают за этих девушек и женщин, также они своими глазами видят как на этих произведениях оживает старина, сохранившаяся еще в русском старообрядчестве.

С помощью таких картин с нежными тихими женскими образами, созданных кистью М. Нестерова, ученики глубже и полнее поймут и прочувствуют всю чистоту, красоту, женственность и мягкость души русской женщины, так как художник очень ярко выразил свои мысли на картинах, а потому детям будет легче их понимать. Им будет более понятен не только смысл сюжетов картин М. Нестерова, но и замысел самого автора, и то, что он сам чувствовал, создавая женские облики на своих полотнах.

Изучать портретную живопись нужно в 5 – 6-х классах еще и потому, что именно в этом возрасте учащиеся уже начинают глубже понимать и осмысливать материал, который им предлагается на уроке МХК, легче запоминают новые термины. Способны выходить на некоторые обобщения. Это позволяет глубже раскрывать содержание урока.

Также на примере портретов, написанных М. Нестеровым, можно показать ученикам насколько глубок интерес этого художника к конкретному человеку. Портреты М. Нестерова – это прекрасная встреча с портретным искусством, встреча с человеком, его мыслями, чувствами, переживаниями, отношениями к жизни, миру, к своей эпохе, многообразная галерея индивидуальностей и характеров. Это самая сложная и в то же время прекрасная работа – вглядываясь в человека, изучая его, открывая себя с ним, что очень важно для учащихся 5 – 6-х классов, открывать для себя богатство его души, сравнивая себя с ним, стремиться к совершенству.

На уроке, посвященном изучению творчества М.В. Нестерова широкая развернутая панорама портретных образов этого художника, помогает ребятам целостно воспринимать сущность этого жанра.

Также важно, чтобы дети поняли, что художник, через искусство портрета дает представление о людях, которые как бы воплощают в себе дух своего времени («Портрет И.П. Павлова»).

Изучение портретов дает еще и прекрасную возможность пробудить интерес к человеку вообще, как одному из самых совершеннейших и прекраснейших созданий на земле, подчеркнуть, что уникальность человека должна как можно полнее выявляться во всех периодах человеческой жизни.

Из всего этого можно сделать вывод, что задача учителя МХК при изучении портретной живописи – опираясь на представления детей, повысить уровень их восприятия, чтобы они могли воспринимать все это в окружающей действительности: предметах, явлениях, поступках людей; научить учащихся понимать истинную красоту, которая, не всегда может быть тихой и спокойной, скромной и собранной, или яркой и громкой.


2.2 Конспект урока МХК в 5 классе «Портрет – зеркало души»


Тема урока: «Портрет – зеркало души».

Тип урока: Урок изучения и первичного закрепления новых знаний.

Цель урока: Подвести учащихся к пониманию того, что жанр портрета – это не только передача индивидуального сходства, но и создание духовного образа человека, отражение его мыслей и чувств в контексте эпохи.

Задачи:

·                    познакомить учащихся с историей возникновения жанра;

·                    дать представления о видах портрета;

·                    развивать целостное восприятие произведения искусства и умение «слышать» разговор художника со зрителем.

Используемые учебники и учебные пособия:

·                    Игра « «В мире прекрасного». 80 вопросов и 80 ответов по искусству. ПМГП «Арт» г.С-Петербург

Используемая методическая литература:

·                    Вачьянц А.М. Вариации прекрасного. Введение в мировую художественную культуру. – М.: Айрис-Пресс, 2008.

·                    История и культурология. /Под ред. Шишовой Н.В. – М.: Логос, 2000.

·                    Рапацкая Л.А. Русская художественная культура. – М.: Владос, 1998.

Краткое описание:

Урок проводится в 5-х классах в разделе «Виды и жанры живописи». На уроке учащиеся знакомятся с портретным жанром, техникой исполнения, шедеврами мировой портретной живописи. Урок носит проблемный характер и нацелен на эмоциональное восприятие произведений искусства.

Оборудование: интерактивная доска, ПК, медиапроектор, фотоаппарат (при отсутствии необходимой аппаратуры можно использовать репродукции картин), раздаточный материал: игра «В мире прекрасного» (репродукции по жанрам живописи)

Ход урока:

I. Проверка домашнего задания:

1. устный опрос учащихся (определения «пейзажа» и «натюрморта», виды пейзажа);

2. работа с раздаточным материалом: разложить репродукции по жанрам (2 человека), фототест «Перепутанные картины» (3 чел.);

3. демонстрация видеоряда картин (назвать художника и название картины: А. Саврасов. «Грачи прилетели». И. Левитан «Золотая осень», И. Айвазовский. «Девятый вал», И. Левитан. «Над вечным покоем», И. Шишкин. «Рожь», А. Куинджи «Ночь на Днепре»);

4. проверка творческих работ учащихся (2–3 работы), выставление оценок.

II. Основная часть урока:

Эпиграф урока:

«В хорошем портрете, написанном

талантливым художником,

можно увидеть лик эпохи».

В. Иванова

Вступительное слово учителя.

– Портрет ныне является прекрасным источником знаний о человеке, живущем в разное время, так же, как письма, дневники или записки историков. Но только ли исторические сведения нам важны и интересны, только ли портретное сходство с изображенным человеком нас привлекает? Каждый портрет хранит свою тайну о внутреннем мире человека.

Сегодня на уроке мы с вами попытаемся ответить на вопрос: почему искусство портрета привлекает и художника, и зрителя? (Постановка проблемного вопроса урока, вопрос записывается в тетрадь.)

– Какое изображение мы называем портретом? (Ответы учащихся)

Портрет – это изображение в живописи человека или группы людей (слайд с определением).

– Искусство портрета уходят корнями в глубокую древность. Пожалуй, первые портреты были созданы древними египтянами (демонстрация слайда с изображением Нефертити, Тутанхамона). Веря в загробную жизнь, они соблюдали в скульптурных портретах сходство, чтобы душа могла отыскать своего хозяина. Первые живописные портреты были написаны египтянами на деревянных досках восковыми красками, затем появились росписи на стенах гробниц и жилищ

Древние греки тоже писали портреты, но изображенные на них люди напоминали богов и героев из мифов (слайд с изображением древнегреческой живописи).

– Но настоящий расцвет портретное искусство пережило в эпоху Возрождения (15–16 вв.), когда главной ценностью в мире стал человек (слайд Леонардо да Винчи «Мадонна Литта», А. Дюрер «Автопортрет», запись в тетрадь). Прекрасные портреты в то время создавали Леонардо да Винчи, Рафаэль, Рембрандт. Тогда же впервые появляется автопортрет.

– Первые портреты («парсуны» от слова «персона») в России появились во времена Петра I, они украшали дома самых известных людей эпохи (слайд А. Матвеев. «Портрет Петра I», «Портрет княгини Голицыной»). Глядя на эти полотна, мы видим императоров и императриц, полководцев и светских красавиц, но пока это лишь изображение важных персон. В это время появляются парадные и камерные портреты (слайд-схема, запись в тетрадь) На парадном портрете человек изображается в полный рост на архитектурном или пейзажном фоне, камерный портрет – это поясное, погрудное изображение человека на обычном фоне (слайды А. Антропов. «Портрет Петра III», Д. Левицкий «Портрет Марии Дьяковой»).

– Постепенно пышность изображения сменяется ощущением добра, благородства, душевности. И в 18 веке появляется совсем другие портреты – это портреты-образы, на которых люди смеются, грустят, мечтают, раздумывают (слайд (Д. Левицкий «Портрет воспитанниц Хованской и Хрущовой», К. Маковский «Семейный портрет»). И вот здесь мы с вами впервые начинаем понимать, что на портрете человек со своими мыслями, чувствами, характером.

– Мы, зрители, пытаемся увидеть человека глазами художника, почувствовать его настроение, найти в нем те черты, которые привлекли автора, и тогда между художником и зрителем происходит самый настоящий разговор через века. Это ли не настоящая тайна? Давайте попробуем совершить такое путешествие во времени вместе с художником Ф. Рокотовым (слайд «Портрет Струйской»).

Перед вами картина Федора Рокотова «Портрет Струйской». Внимательно рассмотрите ее, какой представляется вам эта женщина?

Учащиеся рассматривают картину, фоном звучит мелодия Е. Доги из к\ф «Мой ласковый и нежный зверь»).

– Давайте поговорим. (Учащиеся высказывают свое мнение, учитель обобщает ответы)

– У каждого из вас произошел свой разговор с художником, а вот как выразил свои чувства поэт Н. Заболоцкий:

Ты помнишь, как из тьмы былого,

Едва закутана в атлас,

С портрета Рокотова снова

Глядела Струйская на нас?

Ее глаза – как два тумана,

Полуулыбка, полуплач,

Ее глаза, как два обмана,

Прикрытых мглою неудач.

– Есть в русской живописи еще один женский портрет, который окутан дымкой таинственности и красоты (слайд Д. Боровиковский «Портрет М. Лопухиной»).

Поэт Я. Полонский был очарован образом молодой женщины и воспел ее в своих стихах:

Она давно прошла, и нет уже тех глаз

И той улыбки нет, что молча выражали

Страданье – тень любви. И мысли – тень печали…

Но красоту ее Боровиковский спас.

А какие чувства вызывает у вас этот образ? Запишите эти несколько слов в тетрадь (удивление, восхищение, тишина, изящество, мечтательность, задумчивость и т.д.)

Учащиеся рассматривают картину на фоне отрывка из пьесы «Июнь» цикла «Времена года» П.И. Чайковского, записывают свои мысли, учитель спрашивает мнения нескольких ребят.

– Ребята, прочитайте, пожалуйста, еще раз эпиграф нашего урока.

– По каким же признакам мы можем сказать, что картина относится к той или иной эпохе?

На экране слайд с изображением двух картин: И. Вишнякова «Портрет Сарры Фермор» и Г. Ряжского «Письмо», проводится сравнительный анализ, проводится сравнительный анализ.

Признаки эпохи: обстановка, интерьер, одежда, прическа, род занятий, техника исполнения, цвет и т.д.

– Теперь, когда вы знаете один из главных секретов художников-портретистов – передача образа человека и времени, в котором он живет, – мы можем с вами поговорить о том, как же достигается художником этот эффект.

Что должен учитывать художник, создающий портрет? (слайд-схема)

Техника исполнения:

·                    выбор характерной позы; – четкость рук и жестов

·                    выражение лица и особенно глаз (глаза – зеркало души);

·                    выбор фона и композиции;

·                    выбор цвета.

– Цвет в живописном портрете играет основную роль. Он придает картине настроение – жизнерадостное или лирическое, грустное или романтическое.

Давайте попробуем почувствовать настроение портрета.

Демонстрируется видеоряд репродукций: К. Лемох «Варька», В. Тропинин «Портрет сына» и О. Ренуар «Жанна Самари», учащиеся высказывают свое мнение, сравнивают портреты, находят отличия в изображении характерных образов, анализируют технику исполнения, используя представленную ранее схему)

– А сейчас я предлагаю вам попытаться самим создать образ и настроение и поиграть в игру «Художник и его портрет». Я – художник, хочу нарисовать портрет и выбираю себе натуру. Тот, кого я выберу, должен создать образ и настроение, а чтобы картина получилась моментальной, вместо кисти я использую фотоаппарат.

Итак, начинаем.

Проводится игра, в ней участвуют 2–3 человека, по ходу игры учитель еще раз проговаривает технику создания портретного изображения. Пока решаются технические вопросы с оборудованием, ребятам предлагается записать с доски фамилии русских художников-портретистов (О. Кипренский, К. Брюллов, Н. Ярошенко, Д. Доу, И. Репин, А. Никитин).

– Давайте посмотрим, что у нас получилось, удалось ли нам справиться с поставленной задачей?

На экран проецируются «портреты» – фотографии, ребята делятся впечатлениями.

III. Заключительная часть урока.

– Сегодня мы совершили с вами путешествие в удивительный мир человеческих образов (слайд-видеоряд всех репродукций, использованных на уроке). Было интересно? Так почему же искусство портрета привлекает и художника, и зрителя? (Ответы учащихся.)

Вывод урока: в портрете художником передается не только сходство с человеком, но и его богатый духовный мир и признаки эпохи, а внимательному зрителю удается разгадать эту загадку (слайд, запись в тетрадь).

Домашнее задание (слайд, запись в тетрадь):

1. Знать записи в тетради.

2. Индивидуальные задания: история создания картин И. Репина «Бурлаки на Волге» и «Не ждали».

3. Творческое задание: в альбом «Мой вернисаж» вклеить репродукцию понравившегося портрета и придумать свою историю об изображенном человеке.

– Наш урок окончен. Спасибо.

Таким образом, портретная живопись является особенно сильным средством интеллектуального, эмоционального и эстетического воспитания в подростковом возрасте. Целью изучения раздела «Портретная живопись» является знакомство учащихся с характерными особенностями портретной живописи, формирование целостного представления о портрете. Важно использовать различные виды деятельности на уроках. Они должны быть направлены на развитие речи, мышления, памяти, аналитических способностей, самостоятельной работы, творческой и познавательной активности, сплочение коллектива. Для этого применяются различные виды работ.




Заключение


Завершая работу можно прийти к выводу, что в живописи портрет – самостоятельный жанр, призванный не только достоверно отражать внешние черты человека, портретная живопись должна показать характер человека, отразить его внутренний мир, передать его эмоциональное состояние. Человек на картине, портрете должен быть изображен в естественной и привычной для него атмосфере, в характерной именно ему позе.

Произведения изобразительного искусства утверждают в юной душе чувства величия и красоты человека, поднимают личность в ее собственных глазах. Рассматривание с детьми картин – такой же сложный способ эмоционально-эстетического влияния, как и музыка. Конкретность, образность мышления в детские годы утрудняет раскрытие перед воспитанниками обобщающего содержания изобразительного искусства.

Портретному жанру принадлежало большое место в системе академического обучения, поскольку педагоги начала ХIХ века видели именно в изображении человека путь непосредственного обращения художника к натуре.

Портретная живопись является особенно сильным средством интеллектуального, эмоционального и эстетического воспитания в подростковом возрасте. Учитывая особенности данного возраста, необходимо подбирать корректные приемы, способы и методы в преподавании портретной живописи на уроках МХК в средних классах.

В курсовой работе мы выявили психологические особенности младшего подросткового возраста, проанализировали методическую литературу по теме «Преподавание портретной живописи в школе» и опыт практикующих учителей. Нами был разработан конспект урока по данному разделу, а также даны методические рекомендации, которые могут помочь учителю в преподавании этих уроков. Цель исследования достигнута, задачи выполнены.


Библиографический список


1.         Алпатов, М.В. Очерки по истории портрета [Текст] / М.В. Алпатов. – М.-Л., 1937.

2.         Андроникова, М. Об искусстве портрета [Текст] / М. Андронникова. – М., 1975.

3.         Андроникова, М. Портрет. От наскальных рисунков до звукового фильма [Текст] / М. Андронникова. – М., 1980.

4.         Андроникова, М. Портрет и портретное сходство [Текст] / М. Андронникова // Художник. – 1974. – №10.

5.         Аникушин, М. О портретном творчестве [Текст] / М. Аникушкин // Художник. – 1973. – №3.

6.         Баранов, С.П. Принципы обучения [Текст] /С. П. Баранов. – М.: Просвещение, 1981.

7.         Басин, Е.Я. К определению жанра портрета [Текст] / Е.Я. Басин // Советское искусствознание. – 1986. – №20.

8.         Беспалько, В. П. Слагаемые педагогической технологии [Текст] /В. П. Беспалько. – М.: Педагогика, 1989.

9.         Вачьянц, А.М. Вариации прекрасного. Введение в мировую художественную культуру [Текст] / А.М. Вачьянц. – М.: Айрис-Пресс, 2008.

10.    Виппер, Б.Р. Проблема сходства в портрете [Текст] / Б.Р. Виппер // Сборники Московского Меркурия по истории литературы и искусства. 1. – М., 1917.

11.    Гращенков, В.Н. Портрет в итальянской живописи Раннего Возрождения [Текст] / В.Н. Гращенков. – М., 1996. Т.1.

12.    Гуревич, К.М. Индивидуально-психологические особенности школьников [Текст] / К.М. Гуревич. – М., 1988.

13.    Зингер, Л.С. О портрете. Проблемы реализма в искусстве портрета [Текст] / Л.С. Зингер. – М.: 1969.

14.    Зингер, Л.С. Путь к портрету-типу [Текст] / Л.С. Зингер // Художник. – 1980. – №9.

15.    Искусство портрета [Текст] / Под ред. А. Г. Габричевского. – М., 1928.

16.    История и культурология [Текст] /Под ред. Шишовой Н.В. – М.: Логос, 2000.

17.    История искусства зарубежных стран XVII-XVIII веков [Текст] / Под ред. В. И. Раздольской. – М.: Искусство, 1988.

18.    Кисунько, В. Портрет – пластический образ времени [Текст] / В. Кисунько // Художник. – 1977. – №2.

19.    Кочерова, Е., Фоминова, М. Исследовательская деятельность учащихся в процессе освоения курса МХК [Текст] / Е. Кочерова, М. Фоминова // Искусство в школе. – 2003, – №6.

20.    Курочкина, И. О портретной живописи – детям [Текст] / И. Курочкина. – М.: Детство-Пресс, 2008.

21.    Лепихова, М.А. Как воспитать интерес к учебному предмету [Интернет] / М.А. Лепихова // #"#">Портрет [Текст] / Ю.М. Лотман // Статьи по семиотике культуры и искусства. – СПб.: Академический проект, 2002.

23.    Лушников, Б.В. Рисунок. Портрет: Учебное пособие для вузов [Текст] / Б.В. Лушников. – М.: 2004.

24.    Неменский, Б.М. Изобразительное искусство и художественный труд [Текст] / Б.М. Неменский. – М.: МДО, 1995.

25.    Проблемы портрета: Материалы научной конференции, 1972 [Текст]. – М., 1974.

26.    Психология современного подростка [Текст] / Под ред. Д.И. Фельдштейна. – М., 1987.

27.    Рапацкая, Л.А. Русская художественная культура [Текст] / Л.А. Рапацкая. – М.: Владос, 1998.

28.    Романычев, А. Возможности портрета [Текст] / А. Романычев // Художник. – 1973. – №6.

29.    Сидоров, А.А. Портрет как проблема социологии искусств (опыт проблематического анализа) [Текст] / А.А. Сидоров. – М.: Искусство, 1927. – Кн. 2–3.

30.    Стасевич, В.Н. Искусство портрета [Текст] / В.Н. Стасевич. – М., 1972.

31.    Формирование личности в переходный период от подросткового к юношескому возрасту [Текст] / Под ред. И.В. Дубровиной. – М., 1987.

32.    Фриче, В. Социология искусства [Текст] / В. Фриче. – М.-Л., 1926.

33.    Щаксон, А. О сходстве [Текст] / А. Щаксон // Художник. – 1963. – №9.

34.    Norbert, Lynton. Painting The Century: 101 Portrait Masterpieces 1900–2000 [Текст] / Lynton, Norbert // Portraits from a Pluralist Century. – NY: 2001.


Страницы: 1, 2, 3