Методика преподавания темы "Глобальная сеть Интернет" в 11 классах экономического профиля
·
найти, используя разные источники информации, ответы на
теоретические и практические контрольные вопросы по темам дисциплины;
·
использовать информацию, найденную на специализированных
экономических и образовательных сайтах.
2.1.1 План
конспект урока – лекции
Урок №1
Тема урока: «Глобальная сеть Интернет»
Время: 45 минут
Цели урока:
учебная: формирование у учащихся знаний о сети Интернет,
представление им краткой истории развития данной отрасли, рассказать о
современных возможностях в сети Интернет.
воспитательная: воспитать у учащихся интерес к работе с Интернетом
развивающая: расширить границы знаний в данной отрасли.
Тип урока: лекция
План урока
1.
Понятие сети Интернет.
2.
Краткая история развития.
3.
Основные услуги Интернет.
4.
Поиск в Интернете.
Ход урока
1.
Организационный момент [2 мин].
Учитель приветствует учащихся. Заполнив журнал, отмечает
отсутствующих.
2.
Объяснение нового материала [30 мин].
Учитель называет тему и план проведения урока. Тема урока:
«Глобальная сеть Интернет». Учитель объясняет материал с помощью презентаций.
Новые понятия и термины ученики записывают под диктовку учителя.
Интернет – это глобальная сеть, объединяющая компьютерные сети.
Существуют основные каналы связи: кабельные, оптоволоконные, спутниковая
радиосвязь. Для организации межсетевых соединений необходим соответствующий
протокол (IP). Протокол - это набор договоренностей, который определяет обмен
данными между различными программами. Для получения доступа в Интернет
необходим провайдер. Провайдер – это фирма, предоставляющая конечным
пользователям выход в Интернет через её локальную сеть[6, с.13].
Первая вневедомственная национальная компьютерная сеть получила
название ARPANET. Ее внедрение состоялось в 1969 г. Основным назначением её
стал обмен электронной почтой и файлами с научной и проектно-конструкторской
документацией. Второй датой рождения Интернета принято считать 1983 г. В этом
году произошли революционные изменения в программном обеспечении компьютерной
связи. Проблема устойчивости глобальной сети была решена внедрением протокола
TCP/IP, лежащего в основе всемирной сети по нынешний день. Так в 1983 г.
образовалась глобальная сеть NSFNET. В середине 80-х к ней начали активно
подключаться академические и научные сети других стран, например академическая
сеть Великобритании JANET (Joined Academic Network). Годы, когда глобальной
сетью руководил Национальный научный фонд США, вошли и историю как эпоха
решительной борьбы с попытками коммерциализации сети. Сеть финансировалась на
правительственные средства. Национальный научный фонд распределял их между
узлами и материально наказывал тех, кто пытался иметь от сети побочные доходы. Интернет
несёт в себе громадный потенциал образовательных услуг. Во второй половине 80-х годов произошло
деление всемирной сети на домены по принципу принадлежности. Домен gov
финансировался на средства правительства, домен sci — на средства научных
кругов, домен edu - на средства системы образования, а домен com (коммерческий)
не финансировался никем, то есть его узлы должны были развиваться за счет
собственных ресурсов[6, с.15].
Основные услуги Интернет можно разбить на три большие группы:
-вещательные;
-интерактивные;
- поисковые.
Разновидностью вещательных услуг являются электронные газеты и
журналы. К интерактивным услугам относят электронную почту, различные
электронные и видеоконференции, а к поисковым – большое разнообразие поисковых
роботов, каталогизаторов и рубрикаторов сети.
Базой для реализации услуг Интернет являются службы Интернет. World Wide Web (WWW) – Всемирная Паутина,
первоначально созданная в 1992 как база данных. WWW является лишь одной из
важных служб Интернет, которую нельзя отождествлять с самим Интернет. WWW- гипертекстовая
мультимедийная система, используемая для универсального доступа к документам,
она может оперировать с графикой, звуком, видео, со всеми типами данных, представляемых
в компьютерах. Для работы с Всемирной паутиной используется специальный
протокол – HTTP – Hyper Text Transfer Protocol – протокол передачи гипертекста. Для того, чтобы перемещаться по
паутине, необходим web – браузер - программа для просмотра Web-страниц на экране.
Виды браузеров
q Mosaic (1993-1995), Иллинойский университет, США
q Netscape Navigator (с 1995 по 2002)
q Internet Explorer (версии 6.0,. 7.0), в составе Windows, 70%
q Mozilla FireFox (версия 2.0), #"#">#"_Toc279279255">2.1.2 План-конспект урока
- комбинированного урока
Урок №2
Тема урока: «Работа в сети Интернет»
Время: 45 минут
Цели урока:
учебная: предоставление учащимся способов поиска, обработки и
анализа информации, сформировать у учащихся знания по использованию
определенных типов Интернет-ресурсов.
воспитательная: научить учащихся правильной работе в сети
Интернет,
развивающая: расширить знания о различных способах работы в сети.
Тип урока: комбинированный (рассказ, беседа, демонстрация
практического использования с помощью мультимедийного устройства).
Метод преподавания: проведения занятия в компьютерном классе.
План урока
1 . Описание работы с поисковой системой.
2. Поисковые системы в области экономики.
3. Примеры поиска экономической информации
4. Самостоятельная работа.
Ход урока
1.
Организационный момент [2 мин].
Учитель приветствует учащихся. Заполнив журнал, отмечает
отсутствующих.
2.
Проверка домашнего задания [5 мин].
Учитель проводит проверку домашнего задания, опрашивая нескольких
учащихся. Ученик вслух зачитывает «Эссе», после чего получает соответствующую
оценку. Оценив учащихся, учитель излагает план проведения урока.
3.
Практическое изложение материала[25 мин].
Учитель описывает работу с поисковыми системами, показывая примеры
в виде презентации.
Для того чтобы подключиться к Интернету, необходимо запустить
браузер, установленный на компьютере. В данный момент будет использоваться
платформа Mozilla Firefox. Запустив браузер, вводим в адресную строку, адрес
необходимого сайта. Например: www.google.ru (рис.2.1) . Далее
осуществляем запрос.
(Рис.2.1)
Запрос может состоять из одного или нескольких слов, разделенных
пробелами. Могут быть использованы как русские, так и английские слова и
словосочетания. По умолчанию находятся только те документы, в которых
встретились все введенные слова. Если поиск не нашел ни одного документа, то,
возможно, допустили орфографическую ошибку в написании слова. Необходимо
проверить правильность написания.
После введенного ключевого слова для поиска необходимой
информации, открывается список ссылок, с помощью которых осуществляется переход
на различные сайты (Рис. 2.2).
(Рис.2.2)
Кстати, доступную экономическую литературу можно скачать на сайте
для будущих экономистов #"Рисунок 10" src="1.files/image003.jpg">
(Рис.2.3)
Далее учитель предлагает назвать учащимся виды экономических
поисковых систем, пройденные на прошлом уроке. После чего демонстрирует их на
слайде презентации.
AltaVista (www.AltaVista.com) - одна из
старейших поисковых систем в Интернете. Индекс AltaVista содержит документы более
чем на 25 языках AltaVista содержит ссылки на экономические сайты,
статистические и экономические данные по всему миру, источники финансовой
информации, данных экономического прогнозирования, рабочих документов и
публикаций, экономических обществах и ассоциациях, научно-исследовательских и
академических обществах, университетах, колледжах, бизнес - школах,
библиотеках, вакансиях для экономистов (рис.2.4).
(Рис.2.4)
Результат поиска:
(Рис.2.5)
Учитель заканчивает объяснять материал, после чего проводит
небольшую самостоятельную работу, для закрепления полученных знаний.
4.
Закрепление изученного материала [10 мин].
Самостоятельная работа дается учащимся в виде индивидуальных
заданий, которые выполняются на компьютере средствами ресурсов Интернет. Задания
выдаются легкие, соответствующие пройденной теме.
Например:
Ø
Найти в Интернете учебник 11 класса по экономике.
Ø
Найти определение понятия «рынок».
Ø
Найти определение понятия «кризис».
Ø
Найти три известных экономических университетов Украины.
Ø
Найти стоимость доллара на сегодняшний день
5.
Домашнее задание [3 мин].
Подготовиться к практическому занятию, используя материал,
изученный на предыдущих уроках.
2.1.3 План конспект урока - практического занятия
Урок №3
Тема урока: «Итоговая работа по теме «Глобальная сеть Интернет»».
Время: 45 минут
Цели урока:
учебная: закрепление полученных знаний, выработка навыков и умений
по предмету глобальная сеть Интернет.
воспитательная: укрепить навыки работы на компьютере, развить
интерес и аккуратность во время выполнения практических заданий.
развивающая: закрепить полученные знания о сети Интернет,
различных типах браузеров, о способах поиска экономической информации.
Тип урока: практическое занятие.
Метод преподавания: проведения занятия в компьютерном классе.
Ход урока
1.
Организационный момент[2 мин].
Учитель
приветствует учащихся. Заполнив журнал, отмечает отсутствующих.
Проверяет
эмоциональное состояние класса и готовность его к уроку.
2.
Выполнение
практических заданий (используется инновационный метод «Практикум»)[30 мин].
Учитель
использует дифференцированный метод проведения занятия, распределяя класс на 3
группы: слабую№1, среднюю№2 и сильную№3. Далее учитель раздает карточки по
группам, содержащие таблицы, которые следует заполнить. Необходимо ответить на
вопрос, путём поиска ответа в Интернете, при этом записав адрес используемой
страницы.
Вопросы группе №1
Вопрос
|
Ответ
|
Адрес страницы
|
Что такое
«Менеджмент»?
|
|
|
Чему равен ВВП
Украины за 2009?
|
|
|
Что собой
представляет банковская система?
|
|
|
Вопросы группе №2
Вопрос
|
Ответ
|
Адрес страницы
|
Какие основные
причины экономического кризиса в Украине?
|
|
|
Какой наивысший
уровень инфляции курса доллара был зафиксирован в мире с 2005 года?
|
|
|
Какие инновации были
введены в банковское дело в 2009 году на территории Украины?
|
|
|
Вопрос группе №3
Вопрос
|
Ответ
|
Адрес страницы
|
Рынки
производственных ресурсов и доходы рыночной экономики.
|
|
|
Безработица как
средство нарушения макроравновесия.
|
|
|
Виды
предпринимательской деятельности. Организационные формы и виды предприятий.
|
|
|
Дополнительный
вопрос повышенной сложности:
Найти
различия между менеджментом и маркетингом.
3.
Выполнение
контрольной работы [12 мин].
После
выполнения практических заданий, учитель собирает листочки, оставив их на
проверку. Потом приступает к раздаче вопросов контрольной работы. Контрольная
работа представлена всему классу без разделения на группы и содержит один
теоретический вопрос по пройденному материалу.
Например:
1)
Что представляет собой глобальная сеть Интернет?
2)
Опишите краткую историю создания Интернет?
3)
Каким образом осуществляется поиск в Интернете?
4)
Какая поисковая система наиболее вам понравилась? И почему?
5)
Какие сайты вы использовали при выполнении практического задания? И почему?
Выполнив
задание, учащиеся сдают контрольные тетради на проверку учителю. Учитель,
проверив работы, подводит итоги и выставляет соответствующую оценку учащимся за
пройденную тему «Глобальная сеть Интернет» школьного курса информатики.
Заключение
В ходе выполнения данной курсовой работы была разработана методика
преподавания темы «Глобальная сеть Интернет», предусматривающая применение
таких форм организации обучения, как урок-лекция, комбинированный урок,
практическое занятие. Такие организационные формы обучения дают возможность
получить новые знания, наглядно усвоить и применить в дальнейшей работе
практические умения и навыки.
В ходе выполнения курсовой работы была достигнута цель: разработка
методики преподавания темы «Глобальная сеть Интернет» в 11 классах
экономического профиля и реализованы следующие задачи:
1.
изучена программа и содержание школьного курса информатики;
2.
проанализирована учебно-методическая и научная литература по
данной теме;
3.
составлено поурочное планирование преподавания темы;
4.
разработаны формы обратной связи;
5.
изготовлен дифференцированный раздаточный материал.
При анализе учебно-методической, научной литературы выявлена
необходимость развития и усовершенствования такой дисциплины как школьная
информатика. Школьная информатика определяется как составляющая информатики,
занимающаяся исследованием и разработкой программного, технического,
учебно-методического и организационного обеспечения применения компьютеров в
школьном учебном процессе.
Использование в учебном процессе новых информационных и
коммуникативных технологий позволяет создать полноценные условия для изучения
фундаментальных экономических понятий, закономерностей и концепций, а также
отрабатывать навыки работы в среде базовых программных систем, с сервисами
систем телекоммуникаций, поисковыми машинами и ресурсами Интернет.
Повышенный уровень обучения массово используемых информационным и
коммуникационным технологиям принципиально позволяет не только дать учащимся
сумму знаний, но также сформировать умения и навыки профессиональной работы в
условиях современной деловой информационной среды.
Список
использованной литературы
1. Лапчик М.П. Методика преподавания
информатики / Лапчик М.П. - М.: Мир, 2003. - 440с.
2. Малев В.В. Общая методика
преподавания информатики: учеб. пособие / Малеев В.В.-Воронеж: ВГПУ, 2005.- 271
с.
3. Бочкин А.И. Методика преподавания информатики:
учеб. пособие / Бочкин А.И. — М.: Высш. шк., 1998. — 431 с.: ил
4. Угринович Н.Д. Преподавание курса
«Информатика и ИКТ» в основной и старшей школе / Угринович Н.Д. – М.: Просвещение,
- 2004. – 340 с.
5. Софронова Н.В. Теория и методика
обучения информатике / Софронова Н.В. -М.: Высшая школа, 2004.
6.
Солоницын Ю. Интернет. Энциклопедия / Солоницын Ю., Холмогоров В 3-е изд. –
СПб.: Питер, 2002. – 592 с.
7. Байков
В.Д. Интернет: поиск информации и продвижение сайтов / Бойков В.Д. – СПб.:
БХВ-Петербург, 2000. – 288 с.
8. Мельников П.П. Компьютерные технологии в экономике: учебное пособие / Мельников
П.П. – М: Кнорус, 2009.
9. Крупник А. Поиск в Интернете / Крупник А. — СПб.: Питер, 2001.
10.Косарев В.П. Экономическая информатика: Учебник / Под ред.
В.П. Косарева и Л.В. Еремина. — М.: Финансы и статистика, 2002.- 592 с: ил.
Страницы: 1, 2
|