Методика планирования воспитательной работы
Методика планирования воспитательной работы
Курсовая
работа
по
дисциплине: Методика воспитательной работы
Тема:
Методика планирования воспитательной работы
Содержание
Введение
1. Планирование воспитательной работы
1.1 Назначение, функции плана. Требования к планированию
1.2 Организация планирования воспитательной работы в школе
2. Этапы планирования работы в классном коллективе
Заключение
Глоссарий
Список использованной литературы
Приложения
Введение
Люди всегда пытались
избежать неопределенности своего будущего. Неопределенность завтрашнего дня
пугала человека, порождала у него чувство неуверенности в себе и своих
возможностях, сковывала его физические и духовные силы. Человек всячески — с
помощью научных методов и на основе предсказаний гадалок и шаманов — стремился
ранее и стремится сейчас прорваться за пределы горизонта дня сегодняшнего. В
своем сознании он старается предвосхитить и предвидеть ситуацию завтрашнюю,
чтобы сделать ее более предсказуемой и управляемой. Это стремление характерно
не только для жизни человека или человечества в целом, но и для отдельных видов
человеческой деятельности. Не случайно в «Капитале» К. Маркс подчеркнул
следующее: «Пчела постройкой своих восковых ячеек посрамляет некоторых
людей-архитекторов. Но и самый плохой архитектор от наилучшей пчелы с самого
начала отличается тем, что, прежде чем строить ячейку из воска, уже построил ее
в своей голове».
Без предвидения и
предвосхищения ситуации будущего трудно целенаправленно и эффективно управлять
педагогическим процессом. Поэтому и появилось педагогическое планирование и все
соответствующее данному процессу многообразие документов, называемых планами. И
сейчас трудно представить жизнедеятельность образовательного учреждения без
перспективного и календарного плана работы учебного заведения, без плана
подготовки и проведения школьного мероприятия. Без рабочего плана руководителя
учреждения и его заместителей, без плана работы с родителями и ученическим
самоуправлением, без плана повышения квалификации и профессиональной
компетентности педагогов, без плана воспитательной работы в классе и т.п.
Успешное решение сложных
и ответственных задач воспитания во многом зависит от уровня подготовленности
воспитателей, их педагогической культуры, от знания закономерностей, принципов
и методов воспитания. На современном этапе в воспитательной работе учителя
встречается больше трудностей, чем в организации учебной деятельности
школьников. Так, в педагогической деятельности распространены трудности при
постановке и решении педагогических задач, выражающиеся в следующем: учитель не
умеет сбалансировать обучающие задачи с развивающими и воспитывающими, допуская
упущение воспитательных задач; учитель видит каждую педагогическую задачу
отдельно, как не связанную с другими; не видит отсроченного результата решения
педагогических задач, вследствие чего плохо планирует учебно-воспитательный
процесс.
Педагоги часто не
осознают затруднений в педагогической деятельности. Об этом с уверенностью
можно говорить, имея в виду деятельность по проектированию учебного процесса.
Так, исследования показывают, что педагогам легче строить отдельные конкретные
занятия и мероприятия, чем проектировать весь процесс в целом (четко
формулировать цели, выбирать содержание, средства воздействия и проверки
достижения цели). В этом случае педагоги не всегда понимают целесообразность
этой деятельности.
Результаты самооценки аналитических,
прогностических, организаторских и коммуникативных умений педагогами школ
России показали, что около 61% учителей затрудняются при диагностировании
личности и коллектива, 48% испытывают затруднения при проведении индивидуальной
работы с детьми, 62% не умеют анализировать свою работу,64% затрудняются при
проектировании и планировании развития качеств личности ученика. Все это
свидетельствует о недостаточности выработанных конструктивных и организаторских
умений, о слабой ориентации на изучение индивидуальных и возрастных
особенностей школьников.
В начале 90-х годов
двадцатого столетия понятие «воспитание» стало гораздо реже употребляться в
педагогической лексике. В те годы начался дидактический бум, в ходе которого
обучение должно было вытеснить воспитание из стен учебного заведения.
Актуальность исследования. В настоящее время ситуация начинает
меняться. Федеральное министерство образования разработало и утвердило
программу развития воспитания в системе образования России, появилось несколько
научных концепций воспитания учащейся молодежи, стали чаще обсуждаться проблемы
воспитательной деятельности на педагогических конференциях и совещаниях,
возросло количество публикаций по вопросам теории и методики воспитания.
Однако при всей их
ценности приходится констатировать, что остаётся много спорных и нерешённых
вопросов, связанных с недостаточной разработанностью проблемы, с различными
точками зрения на технологии планирования воспитательной работы в школе. Это и
обусловило выбор темы дипломного исследования.
Объектом исследования является воспитательная
работа в школе.
Предмет исследования – технологии
планирования воспитательной работы в школе.
Цель исследования – теоретическое
обоснование и апробация педагогических условий планирования воспитательной работы
в школе.
Реализация поставленной
цели предполагает решение следующих задач:
1.Исследовать категории
понятий и форм планирования воспитательной работы в школе.
2.Рассмотреть основные
аспекты технологии коллективного планирования.
3. Осветить состояние
практики планирования воспитательной работы в школе.
4. Проанализировать
результаты экспериментальной работы по технологии планирования воспитательной
работы в школе.
Приступая к исследованию,
мы исходим из гипотезы, что технологии планирования воспитательной работы в
школе строятся с учётом индивидуальных психологических и возрастных
особенностей учащихся и направлены на воспитание всесторонне развитой личности.
Методологические основы
исследования: в ходе
исследования использовалась методика вариативно-модельного подхода к технологии
планирования воспитательной работы в школе, которая включает в себя следующие
методы и приёмы: описательный метод (приёмы наблюдения, сопоставления,
обобщения), метод анализа, метод моделирования, проектирования и прогнозирования
педагогических явлений и процессов.
Научная новизна
исследования состоит в
комплексном, системном, научном подходе к технологии планирования
воспитательной работе в школе.
Практическая значимость
работы состоит в том,
что результаты исследования могут быть использованы в практике воспитательной
работы в современной общеобразовательной школы.
Структура работы – исследование состоит из введения,
двух глав, заключения, глоссария, списка использованной литературы, приложения.
1. Планирование
воспитательной работы
1.1 Назначение, функции
плана. Требования к планированию
Планирование в
значительной мере предопределяет результаты и эффективность системы
воспитательной работы. Целенаправленное и четкое планирование помогает
педагогам избежать многих ошибок и отрицательных явлений. Обоснованный план
позволяет наметить общие перспективы и конкретные пути решения поставленных
воспитательных задач.
Как показывает
педагогическая практика, к плану нередко относятся лишь как к административному
требованию, а процесс планирования, к сожалению, ограничивается рамками
составления и написания плана. При таком подходе план, несомненно, носит
формальный характер и не может быть ориентиром в деятельности. Эффективность
достигаемых результатов и успех любой деятельности во многом зависят от того,
насколько грамотно эта деятельность планируется.
Предназначение плана —
упорядочить педагогическую деятельность, обеспечить выполнение таких требований
к педагогическому процессу, как планомерность и систематичность, управляемость и
преемственность результатов. В самом общем представлении план — это документ,
указывающий содержательные ориентиры деятельности, определяющий ее порядок,
объем, временные границы. Он выполняет следующие функции:
— направляющую,
определяющую, т. е. конкретные направления и виды деятельности;
— прогнозирующую, т.е.
косвенно отражает замысел, представляет результаты через конкретные действия;
— координирующую,
организаторскую, т. е., с одной стороны, отражает то, каким образом, какими
средствами деятельность организуется и кто является ее субъектом и объектом; с
другой стороны, указывает порядок деятельности, ее взаимосвязь с другими
видами, а также отражает взаимодействие субъектов деятельности, определяет ее
место и время, отвечает на вопросы: кто, что, когда и где должен делать;
— контрольную: во-первых,
сам педагог, пользуясь планом, может контролировать реализацию поставленных
целей; во-вторых, по плану легко проверить, насколько он соответствует
действительности; более того, уровень и качество плана в определенной мере
свидетельствуют о профессиональной компетентности педагога;
— репродуктивную
(воспроизводящую), т.е. через любой промежуток времени по плану можно
восстановить содержание и объем выполненной работы»
При грамотной организации
планирования план станет не формальной бумагой, а документом, способным
защитить педагога от необоснованных требований и претензий, доказывающим
системный подход к организации педагогического процесса. Поэтому, прежде всего,
необходимо относиться к плану как к своему рабочему документу, который нужен
самому педагогу, а не администрации, чтобы действовать не хаотично, а в
соответствии со своим замыслом, целями, возможностями и требованиями к
педагогическому процессу.
План является помощником
в построении воспитательной работы, если соответствует ряду требований[1].
1) Целенаправленность
плана, то есть планируемое содержание и формы работы, предусматривает реализацию
конкретных целей и задач. Каждое дело, действие должно способствовать решению
поставленных задач. В зависимости от цели каждая форма работы имеет свою
специфику в ее использовании.
2) План ориентирован
на реализацию потребностей и интересов детей, на их развитие, что предполагает
учет предложений школьников и родителей при планировании, изучение их
ценностных ориентации.
3) План — это
результат совместного творчества педагогов, учащихся, родителей.
4) План работы
предусматривает связь воспитательного процесса с жизнью общества, практической
деятельностью детей, что означает:
а) создание условий для
применения школьниками на практике знаний, полученных на уроке, во внеурочное
время;
б) отражение основных
событий страны в жизни коллектива;
в) включение детей в
активную деятельность, преобразование окружающей среды,
5) Ориентация на
комплексный характер планов, что предполагает:
а) разнообразие
содержания и форм работы, направленных на развитие многообразных интересов и
способностей детей;
6) положительное влияние
на разные стороны, свойства личности;
в) включение школьников в
разные виды деятельности;
г) целостность
воздействия на сознание, чувства, поведение детей.
6) План
предусматривает создание условий для выбора учащимися различных видов, форм
деятельности, своей позиции в планируемой работе.
7) При
планировании необходимо обеспечить преемственность содержания и форм
деятельности: исключить неоправданное дублирование, учитывать предыдущий опыт,
видеть перспективы в работе.
8) Конкретность и
целесообразность плана, обоснованность планируемой работы, что предполагает
учет особенностей каждого ученического и педагогического коллектива, уровня их
развития, сложившихся традиций, педагогическую обоснованность планируемой
работы в соответствии с задачами коллектива.
9) Реальность и
разумная насыщенность плана.
Общий ход любого
планирования можно представить тремя этапами:
— составление педагогами
проекта плана (его контуров);
— коллективное
планирование (апробация, корректировка, проверка замыслов педагога, сбор
предложений, идей учащихся, родителей);
— внесение педагогом
корректив в первоначальные замыслы, проект плана с учетом результатов
коллективного планирования; окончательное оформление плана воспитательной
работы.
При планировании
воспитательной работы необходимо учитывать:
— результаты
воспитательной работы и выводы, полученные в ходе анализа;
— воспитательные и
организационно-педагогические задачи;
— материалы, советы и
рекомендации педагогической и методической литературы по воспитательной работе;
— передовой опыт страны,
города, школы;
— возможности родителей,
общественности;
—
воспитательный потенциал социального окружения школы, предприятий, культурных
учреждений;
— традиционные
праздники учебного года;
— события, факты,
связанные с жизнью страны, города, села;
— события, даты,
связанные с жизнью и деятельностью выдающихся людей;
— традиции школы;
— дела проводимые
ближайшими культурными учреждениями;
— предложения педагогов,
учащихся, родителей,
Виды и структура планов
Планы по содержанию,
структура, форме очень разнообразны. Главное — они должны помогать в
организации воспитательной работы, быть удобными для пользования, являться
рабочими, а не формальными документами,
В практике составляются
самые различные планы, их можно классифицировать по разным основаниям[2].
1) По охвату
содержания:
— комплексный (общий)
план: планируется деятельность во всех ее направлениях и видах. Например, план
воспитательной работы план работы педагога с детским коллективом;
— тематический план:
планируется одно направление или вид деятельности, К примеру, планы работы с
родителями, план профориентации и другие,
— предметный (конкретный)
план: планируется одно конкретное дело. План конференции,; план подготовки и
проведения классного часа и т. д,
2) По длительности
планируемого периода:
— долгосрочный
(перспективный): план на длительный период времени (год и более). План работы
учреждения на год, план профориентационной работы с учащимися старших классов
(на 2 года);
— этапный (периодический;
план: это план средней перспективы, когда планируется какой-то определенный
этап дальней перспективы (четверть, полугодие);
— краткосрочный: план
ближайшей перспективы, когда планируется достаточно короткий отрезок времени
(часть этапа, периода), К примеру, план работы на месяц, на неделю, ее декаду;
— оперативный:
планируются конкретные ближайшие действия. Наиболее распространен план дня.
Перечисленные виды планов
тесно взаимосвязаны: каждый последующий конкретизирует, уточняет, корректирует
предыдущий.
3) В зависимости от
субъекта планирования
— индивидуальный
планирует один человек;
— коллективный:
планировать может большой коллектив, часть коллектива, группа. Педагог может
организовать коллективное планирование в детском объединении. Коллективный или
индивидуальный подход к планированию может рассматриваться и как способ его
осуществления, поэтому при выборе индивидуального или коллективного способа
планирования надо обязательно помнить о том, что субъект планирования должен
быть тот же, что и субъект реализации плана. Практика же показывает, что одним
из частых противоречий в педагогическом процессе является несоответствие между
тем, кто планировал, и тем, кто будет участвовать в реализации плана,
4) По масштабу
планирования
— общешкольные планы, которые
предусматривают участие в планируемой работе детей разных классов, педагогов,
родителей (план работы ученического коллектива, план воспитательной работы
школы, план общешкольного дела);
— планы первичных коллективов
(план работы классного коллектива, клубного коллектива).
Необходимо различать
планы работы педагогического коллектива, совместные планы педагогов и учащихся,
а также планы самих детей» Естественно, что все планы взаимосвязаны. Так, план
работы педагогов составляется с учетом тех дел, которые определены детьми, В
плане педагогического коллектива отражена позиция учителей по отношению к этим
делам или роль в их подготовке: помощь, консультация для организаторов дела,
методическая работа с активом детей»
Изучение практического
опыта показало, что в школьном коллективе составляются следующие планы по
воспитательной работе:
— перспективный
план, раздел годового плана работы школы «Воспитательная внеучебная работа с
ученическим коллективом» (основной официальный документ, которым
руководствуются классные коллективы, все объединения учащихся: кружки, секции,
клубы, общества, штабы, советы и т. п.);
— календарные планы
воспитательной работы с ученическим коллективом на четверть или месяц, на
полугодие (планы-сетки, удобные для работы и корректировки);
— план методической
работы с учителями по вопросам воспитания школьников;
— план контроля за
организацией и результатами воспитательной работы?
— планы клубов, штабов,
советов, музеев и других школьных объединений;
— перспективные планы
работы по направлениям воспитания на несколько лет (3, 5,10), например, по
эстетическому воспитанию или нравственному просвещению;
— планы подготовки и
проведения общешкольных дел.
В классном коллективе чаще всего составляют:
Страницы: 1, 2, 3
|