Методика педагогических исследований в физическом воспитании
Методика педагогических исследований в физическом воспитании
МИНИСТЕРСТВО СПОРТА И ТУРИЗМА
РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ
УЧРЕЖДЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ БЕЛОРУССКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ
УНИВЕРСИТЕТ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ.
Кафедра теории и методики физического
воспитания
Курсовая работа
на тему:
Методика педагогических исследований в
физическом воспитании.
Исполнитель: студент 4 курса
Ф-та ОФКиТ, гр 049
Дневная форма обучения
Новикова Ю.
Научный руководитель:
Иванченко Е.И.
Минск
2007
Оглавление
Введение…………………………………………………………………………3
Глава 1. Подготовка к
исследованию………………………………………5
1.1.Выбор темы………………………………………………………………….5
1.2.Формирование задач………………………………………………………..6
1.3.Рабочая гипотеза………………………………………………………….....7
1.4.План исследования…………………………………………………………11
1.5.Работа с литературой………………………………………………………12
1.6.Подбор исследуемых………………………………………………………16
Глава 2. Проведение
исследования с помощью педагогического эксперимента…………………………………………………………………..18
2.1.Методы научного
исследования…………………………………………...18
2.1.Естественный педагогический
эксперимент……………………………...19
2.2. Модельный педагогический эксперимент………………………………..23
2.3.Лабораторный педагогический
эксперимент……………………………..23
Заключение……………………………………………………………………...24
Список используемой
литературы……………………………………………..25
Введение.
В сфере физической культуры ><и ><спорта ><научно-методическая
><деятельность ><выделена
><как ><одна ><из ><основных.
Каждый специалист ><><должен ><иметь ><представление
><о ><><процессах
><«наука -производ><ство», ><«наука ><- ><образование»; ><знать ><методы ><организации ><и ><про><ведения ><научно-исследовательской
><работы, ><основы ><методической ><деятельности ><в ><сфере ><физической ><культуры ><и ><спорта; ><уметь ><орга><низовывать ><и ><проводить ><научно-исследовательскую ><и ><методичес><кую ><работу ><по ><проблемам ><физического ><воспитания, ><оздоровитель><ной ><физической ><культуры ><и ><спортивной ><тренировки,
><применять ><навыки
><научно-методической ><деятельности ><для ><решения ><конкрет><ных ><задач, ><возникающих ><в ><процессе ><проведения ><физкультурно- ><спорт>ивных занятий.
Наука ><в ><современных
><условиях ><является
><важным ><фактором,
><обусловливающим ><прогрессивные
><преобразования ><в ><обществе
><во ><всех ><областях
деятельности, ><в ><том ><числе ><в ><образовании,
><физической ><культу><ре, ><спорте,
><физическом ><воспитании.
><Научно-методическая ><под><готовка ><служит ><важнейшей ><составляющей ><профессионализма ><действующих ><специалистов ><и ><залогом ><высокого ><уровня ><>профессиональной< ><готовности.
Актуальность данной темы заключается в
том, что в настоящее время к педагогическим исследованием проявляется большой
интерес со стороны ученых, тренеров, спортсменов
Цель работы - сформировать навыки научного мышления, передать
знания о методах ведения и способах оформления результатов научных
исследований.
Задачи
работы:
·
Дать
общую характеристику подготовки к исследованию.
·
Раскрыть
особенности проведения исследования с помощью педагогического эксперимента.
< Решение
задач обеспечивается чтением курса лекций, проведением практических
занятий в форме имитации выполнения научно-исследовательской
работы. Контроль знаний осуществляется по качеству представленного отчета
о научно-исследовательской работе и по результатам ее защиты на экзамене.>
Методы: анализ научно-методической литературы.
Структура: данная курсовая состоит из введения, двух глав,
заключения, и списка литературных источников.
Глава 1.Подготовка к исследованию.
1.1.Выбор темы.
При выборе темы следует учитывать и свои личные склонности,
способности, уровень теоретических знаний. Надо заметить, что на выбор темы
влияет не только индивидуальный уровень теоретической подготовки исследователя,
но и уровень, достигнутый в познании данного явления обществом в целом. Более
того, важны те теоретические позиции, с которых современная наука решает данную
проблему.
Количество тем, требующих разработки, и
теоретически и практически неисчерпаемо. Перед таким обилием тем
человек, впервые приступивший к научным исследованиям, часто становится в
тупик. Выбрать тему исследования действительно нелегко. Однако
знание некоторых общих положений, касающихся выбора темы, поможет малоопытному
исследователю успешно преодолеть «первую трудность в науке».
Прежде всего, нельзя забывать, что тему
научной работы не следует искать где-то на стороне, вне своей практической
деятельности. Глубокий интерес к исследованию какого-либо
вопроса зарождается, как правило, в процессе практической работы или при
непосредственном участии в исследованиях в роли помощника при одновременном
изучении литературы по данному вопросу.
Избранная тема должна быть актуальной.
Об этом можно судить по тому, какое приложение находит в практике
физического воспитания ее разработка. Именно поэтому ведущим
направлением в научной работе по физическому воспитанию считается
изучение обусловленности целей, задач, средств и методов
объективно существующими потребностями общества на каждой стадии его
развития.
Одним из внешних признаков актуальности
той или иной темы является ее отношение к проблемам, над которыми в
данное время усиленно работает мысль ученых. Примером
подобного сосредоточения сил ученых в области физического
воспитания является разработка системы физического воспитания детей.
Тема, оторванная от общего направления
научных интересов, не может быть плодотворной. Это обстоятельство
объясняется определенными причинами. Во-первых, проблемы,
встающие перед наукой, порождаются потребностями
общества. Во-вторых, научная работа планируется, что
позволяет сосредоточить крупные исследовательские силы на ее ведущих участках.
В некоторых случаях актуальность темы определяется местными
условиями.
Тема научной работы не должна быть навязана исследователю.
Он должен выбирать ее по собственному желанию, будучи искренне увлеченным
предстоящей работой. Для правильно избранной темы характерно не количество
поставленных вопросов, а тщательность, глубина их разработки. Тема должна
иметь четко очерченные границы. Чрезмерно обширная тема не позволяет изучать
явление во всех его связях, приводит к такому обилию материала, что
всесторонне проработать его одному человеку становится невозможно.
Знание перечисленных положений позволит, во-первых,
правильно выбрать частную тему для индивидуального решения в условиях
коллективного исследования проблемы в целом и, во-вторых, избрать такую по сложности
тему, которую под силу будет решить одному человеку при имеющихся материальных
возможностях.
Все это, разумеется, ни в коей мере не снижает роли научного
руководителя, консультантов.
1.2. Формирование задач.
Число задач зависит от количества исполнителей, от предполагаемой
длительности исследования и, наконец, от сложности поставленных задач
(чем они сложнее, тем их может быть меньше). Определяя оптимальное число задач,
следует учитывать их взаимную связь. Иногда невозможно решить
одну задачу, не решив предварительно другую. В некоторых
случаях решение какой-либо одной задачи без решения другой приводит к
незавершенности всего исследования, к невозможности применения его
результатов в педагогической деятельности.
Почти каждая тема исследования, как бы конкретно она ни была
определена, может иметь несколько аспектов решения. Все они, как правило, не
могут быть разработаны одновременно, тем более одним человеком. Приходится
после выбора темы устанавливать тот круг задач, который будет предметом исследования.
Именно это является способом конкретизации исследования.
Задач
ставится несколько, и каждая из них четкой формулировкой отражает идею научной
работы, раскрывает ту сторону темы, которая подвергнется изучению.
Число задач, как правило, должно быть
небольшим. Каждая поставленная задача должна иметь решение, отраженное
в одном или нескольких выводах.
1.3.Разработка гипотезы.
Формирование гипотезы — дело
чрезвычайно сложное. Допустимы исследования, которые не имеют
оригинальной гипотезы, т. е. той, которая создает
современное направление в науке, которая отражает новый
подход к решению педагогической задачи. Создание именно такой
гипотезы является мечтой любого исследователя, но далеко не каждый способен ее осуществить.
Тем не менее, для любого конкретного исследования остается
«золотым правилом» наличие гипотезы, пусть даже не
оригинальной. И противоречия тут нет. Дело в том, что в теории и методике
физического воспитания допустимы, а иногда просто необходимы
исследования, в которых доказывается, казалось бы, всем известное. Объясняется
это, во-первых, многолетним существованием в педагогической
практике положений, которые себя оправдывают, но не имеют
экспериментального обоснования; во-вторых,
отсутствием количественных характеристик подобных общеизвестных положений;
в-третьих, большим разнообразием контингента исследуемых и двигательных
действий как предмета обучения, что требует уточнения тех
или иных педагогических положений при обучении конкретных людей конкретным
двигательным действиям; в-четвертых, возможностью существования в
педагогической теории и практике таких положений, которые, не имея научного
обоснования, являются результатом заблуждений.
Разностороннее
знание предмета исследования позволяет уже на подготовительном этапе
разработать гипотезу (применительно к конкретному исследованию гипотезу иногда
называют рабочей гипотезой) о причинах явления, которое будет изучаться, о его
связях с другими явлениями, о возможных путях доказательства выдвигаемого положения.
Гипотеза
о возможных связях изучаемого явления — это описательная
гипотеза; гипотеза не только о
связях, но и о причинах, их порождающих,— объяснительная гипотеза.
Было бы неверным оценивать гипотезу по этим видовым признакам. Нельзя считать,
что описательная гипотеза имеет меньшее значение и легче поддается
формулированию. Иногда не составляет трудности найти причины связей, но
требуется много усилий для разработки их структуры.
Значение гипотезы для любого исследования трудно переоценить:
во-первых, она позволяет найти выход теории в практику, так как именно на ее
основе организуются исследования и появляются новые научные факты; во-вторых,
разработка гипотезы — это рождение новых идей, это расширение границ наших
сегодняшних знаний; в-третьих, гипотеза формирует предмет конкретного исследования;
в-четвертых, гипотеза позволяет «не утонуть» в обилии получаемых фактов, не
увлекаться появляющимися побочными фактами; в-пятых, удачно сформулированная
гипотеза — это та «научная тропинка», по которой могут пойти многие
исследователи.
Источниками разработки гипотезы являются: 1) обобщение
педагогического опыта, 2) анализ уже существующих научных фактов, 3)
дальнейшее развитие научных теорий. Гипотеза может возникнуть на основе здравого
смысла и интуиции. Не случайно существует убеждение, что гипотезы «возникают у
людей, которые думают».
Сказанное делает очевидной истину: нельзя научить формировать
гипотезу, немыслимо весь этот сложнейший процесс
творчества облечь в какие-то принципы и формулы. Можно говорить лишь о самых общих рекомендациях, предупреждающих явные заблуждения.
Все это порождает гипотезы, которые
повторяют всем известные теоретические положения, но от этого не теряют
своей научной и практической значимости.
Теоретическая и практическая состоятельность
каждой гипотезы повышается в том случае, если при ее разработке
учитываются следующие положения.
1. Гипотеза должна обладать принципиальной проверяемостью.
Это означает, что сформулированное предположение должно быть доступно
обоснованию фактическим материалом, полученным в исследованиях. Это требование
не отрицает важности гипотез с практической непроверяемостью, ибо они могут
иметь большое значение для построения перспективы развития науки, хотя
при существующем научном оснащении и не могут быть подкреплены
достаточными научными фактами. Например, построение моделей двигательных
действий человека как эталона, отражающего биомеханические и физиологические
закономерности жизнедеятельности, в принципе перспективно, но сегодня не
может быть доказательно решено в силу неразработанности методов исследования.
2. Разработанная гипотеза должна
объяснять тот круг аналогичных вопросов,
которые составляют сущность
изучаемого явления. Гипотеза становится маловероятной, если одни аспекты укладываются в теоретическое предположение, а другие, аналогичные, нет.
3. Желательно,
чтобы гипотеза имела приложение к широкому кругу педагогических явлений.
Это положение как бы раздвигает границы действия гипотезы, так как ориентирует
на разработку таких вопросов, которые охватывали бы ряд смежных явлений. Такой
глобальной гипотезой в свое время являлась гипотеза об эффективности
общей физической подготовки на любом уровне физического воспитания человека.
Однако данное положение не снижает
ценности гипотез локального приложения. Более того, в науке о физическом
воспитании, как, впрочем, и в любой другой научной дисциплине,
глобальные гипотезы появляются сравнительно редко и, как правило,
знаменуют новое направление в теории и практике.
4. Гипотеза обычно не должна противоречить ранее установленным научным фактам. Если же
исследователь разработал
предположение, не укладывающееся в трактовку существующих данных, то, во-первых, гипотеза будет действенной только при доказательстве ее
новыми фактами (в соответствии с первым положением), во-вторых, опровергаемым
фактам должно быть найдено объяснение: то ли ранее материал собирался
менее современными методами, то ли ранее
полученные данные были собраны на
другом контингенте занимающихся, при изучении других двигательных действий.
Однако в последнем случае ранее
существовавшие факты не опровергаются,
а получают лишь ограничение в сфере своего действия.
5. Гипотеза
должна быть принципиально проста. Простота гипотез относительна,
поскольку относительна простота самих объясняемых явлений.
Например, простота построения гипотезы о влиянии числа уроков
физической культуры на уровень физической подготовленности школьников
является лишь внешней. На самом деле эта гипотеза выходит за рамки только
педагогических и медико-биологических проблем и затрагивает область социальных и экономических
отношений.
6. Содержание
гипотезы не должно включать тех понятий, которые не имеют теоретического
и экспериментального обоснования, т. е. понятий, которые сами могут стать предметом
исследования.
7. Любая
гипотеза как предположение носит характер вероятности. Однако подобная
вероятность должна обладать логической обоснованностью.
Надо сказать, что, построив гипотезу,
исследователь иногда оказывается у неё в плену. Тогда его мысль сковывается
цепями полюбившихся ему предположений, не давая
возможности перестраивать ход исследования, если того требуют
обстоятельства. Более того, чрезмерная вера в непогрешимость своей
гипотезы заставляет и на полученный фактический материал смотреть
сквозь призму априорных, т. е. не зависящих от опыта, предшествующих
ему предположений. Следовательно, любая гипотеза должна рассматриваться
лишь как отправная точка для последующих исследований.
1.4.
План исследования.
Разработав гипотезу, можно приступить к
изложению намеченной программы действий в виде плана исследовательской
работы. Он должен содержать все основные вопросы методики исследования по
избранной теме, начиная от формулировки темы и кончая необходимым материальным
обеспечением.
Первый вариант плана по ходу работы
детализируется, пополняется, даже видоизменяется: план - стимул
к организованному действию. Стандартных форм и схем изложения плана
исследовательских работ нет. Специфика научной дисциплины, условия
и традиции научной работы в тех или иных учреждениях обычно накладывают свой
отпечаток на форму плана. Однако во всех
существующих разновидностях можно
уловить и нечто общее. Наиболее часто встречающаяся
схема построения плана следующая.
План исследовательской работы
Страницы: 1, 2
|