Методика патриотического воспитания в начальной школе
формирование у каждого нового
поколения национального самосознания, открытого для восприятия ценностей других
народов;
предотвращение
межнациональных конфликтов;
учет в воспитании религиозных
и конфессиональных особенностей различных народов, соблюдение равного статуса
вероисповеданий; сотрудничество с традиционными религиями в воспитании чувства
уважения и доверия между народами, веротерпимости;
распространение объективной
информации о совместной жизни и проблемах народов России, идей их духовного
единства, межнационального мира, сотрудничества и взаимопомощи;
учет национально-культурных
запросов разрозненно расселенных народов и национальных меньшинств страны по
сохранению и развитию своей самобытности, традиций, языков, культуры,
образования;
сохранение самобытной
культуры, языков, традиций и среды обитания коренных малочисленных народов
Севера, Сибири и Дальнего Востока;
учет в воспитании
этнополитической ситуации Северного Кавказа, его историко-культурной специфики,
особого геополитического положения и последствий вооруженных конфликтов;
защиту прав беженцев и
вынужденных переселенцев, учет их национально-культурных особенностей;
овладение русским языком —
средством межнационального общения и взаимосближения народов России и СНГ;
обеспечение культурного
взаимодействия Российской Федерации и стран СНГ в рамках общеевразийского
этнокультурного пространства.
1.2. Краеведческая работа как форма патриотического
воспитания
Еще совсем недавно можно было
сказать только «военно-патриотическое воспитание», так как патриотизм
ассоциировался только рядом с образом врага. Демилитаризация школы, которая
идет несколько успешнее демократизации, убрала из учебных планов курс
начальной военной подготовки, обязательные «Зарницы» и «Орлята», хотя и
сохранила в лексике учителей и администрации «вооружение знаниями».
Патриотическое воспитание,
как и нравственное, невозможно осуществить по инструкциям и
добровольно-принудительным играм, которые уместны в военном училище и чужеродны
в общеобразовательной школе. Для того чтобы в случае опасности человек, не
задумываясь, встал на защиту своей Родины, он должен чувствовать к этой Родине
пронизывающую до боли в сердце любовь. Любовь, которую мы не только чувствуем,
но и как бы слышим и в словах М. Шолохова, и в прозаическом стихотворении
Федора Крюкова «Родимый край»: Родимый край... Как ласка матери, как нежный зов
ее над колыбелью, теплом и радостью трепещет в сердце волшебный звук знакомых
слов.
Чуть тает тихий свет зари,
звенит сверчок под лавкой в уголке, из серебра узор чеканит в окошке месяц
молодой... Укропом пахнет с огорода... Родимый край...
Кресты родных моих могил, и
над левадой дым кизечный, и пятна белых куреней в зеленой раме рощ вербовых,
зерно с буреющей соломой и журавель, застывший в думе, - волнует сердце мне
сильней всех дивных стран за дальними морями, где красота природы и искусство
создали мир очарований. Тебя люблю, родимый край.
Напев протяжный песен
старины, тоска и удаль, красота разлуки и грусть безбрежная — щемят мне сердце
сладкой болью печали, невыразимо близкой и родной.
Молчание мудрое седых
курганов и в небе клекот сизого орла, в жемчужном мареве виденья зипунных
рыцарей былых, поливших кровью молодецкой, усеявших казацкими костями простор
зеленый и родной... Не ты ли это, Родимый край?
Во дни безвременья, в годину
смутную развала и паденья духа я, ненавидя и любя, слезами горькими оплакивал
Тебя, мой Край Родной...»[8,59]
Это произведение, созданное в
1918 г. (приведено в сокращении), не утратило своей свежести и актуальности и в
наши дни.
Многое связывает человека с
местом, где он родился и вырос. Родной край, его люди, природа, пройдя через
сознание, становятся частью человеческой судьбы. Где бы мы ни жили, на каком
бы языке ни говорили, Россия — наша общая, большая, единственная Отчизна.
Однако у каждого из нас есть еще и свой, милый сердцу уголок земли, где он
увидел свет солнца, сделал первые шаги, получил путевку в жизнь. Это место —
город или хутор — несравним ни с чем другим. Это наш порог жизни, Малая
Родина.
Многие методисты считают, что
главным методологическим принципом патриотического воспитания учащихся должно
быть познание и осознание ими своей Малой Родины. Патриотическое воспитание
учащихся начинается с познания Малой Родины, с познания запахов пряных степных
трав, таинственного дыхания морских глубин, пения жаворонка в поднебесье. Не
случайно ведь в дореволюционной России в школьных программах существовал
предмет «Родиноведение», который позднее был переименован в «Краеведение». В толковом
словаре В.И. Даля читаем: «Краеведение — это совокупность знаний
(исторических, географических и т. п.) об отдельных местностях или в целом
страны, это всестороннее изучение своей местности — природы, хозяйства,
истории, быта людей — преимущественно местными школами»[4,102]...
«Краеведение — это прежде
всего краелюбие», — напомнил на учредительной конференции Союза краеведов
России избранный его председателем профессор С.О. Шмидт. [15]«Самый массовый
вид науки», — говорил о краеведении академик Д.С. Лихачев.[8,61] Высокая наука
смыкается здесь с массами. Не только фигурально, но и буквально. Ведь
краеведческий клуб — единственное, пожалуй, место, где седовласый профессор
может обсуждать общую проблему с молодым учителем или школьником из далекого
хутора[4,63].
Вклад краеведов во многие
науки трудно переоценить.
. Ведь без комплексного,
всестороннего изучения родного края (чем занимается краеведение) невозможно
формирование человека культуры.
И как не вспомнить здесь
слова Виталия Закруткина:
«Любовь к Родине. Неизбывная
любовь к месту, где ты впервые увидел солнце и склоненную над тобой голову
матери, и услышал слова отца, и повторил их, познавая красоту родного языка!
Чью душу не тревожила эта светлая, чистая, неподкупная любовь?»[5,71]
Родина без нас обойтись
может, мы же без нее — ничто. Эту великую истину, на которую обращал внимание
В.А. Сухомлинский, должен понимать и чувствовать каждый ребенок[12,104]. Любой
школьник, интересующийся краеведением, может выбрать себе занятие по душе. Различают
следующие направления краеведческой работы: географическое, художественное,
историческое, литературное, экологическое.
Географическое краеведение
изучает климатические особенности местности и их динамику, лесные и степные
массивы, холмы, овраги, отдельные деревья, курганы, фрагменты ландшафта и
морских акваторий, степные курганы, отдельные горы и барханы, почвы, животный
мир, ручьи и родники. Объектом художественного краеведческого поиска могут
стать скульптура, архитектура, художественные ремесла, устное народное
творчество, музыкальный фольклор, резьба по дереву, искусство танца и т. п.
Предметом внимания
краеведов-историков является история городов, поселков, отдельных зданий,
выдающихся личностей, предприятий, школ, социальных процессов и явлений,
население
В педагогической науке целью
литературного краеведения является выявление двух зависимостей: как тот или
иной город (село) сформировали личность писателя (поэта) и как этот писатель
отразил в своем творчестве ту или иную местность.
Основными источниками
краеведческой информации являются:
• периодическая печать
(газеты, журналы, альманахи);
• художественная литература
(но нужно помнить, что н( каждый писатель-художник достоверно отражает действительность);
архивные фонды;
фонды музеев;
всякого рода планы и карты;
материальные следы культуры
(произведения скульптуры, живописи, архитектуры);
• материалы статистики;
• устные свидетельства
старожилов. Основные принципы краеведческой работы:
• системный подход;
• предельная достоверность
фактов;
• синхронность отдельных
направлений поиска (например искусство или природу края нельзя рассматривать
исторического контекста).
Формы краеведческой работы —
урочная и внеурочная, как активная (сам поиск, туризм, полевая работа) и
пассивная (отработка полевых материалов, экскурсионное обслуживание в школьных
музеях).
Внеурочная краеведческая
работа — это поисковые экспедиции, туризм, краеведческие теоретические кружки,
тематические вечера, конкурсы, олимпиады, пленэр (живописные этюды с натуры).
Конечным результатом
серьезной краеведческой работы является школьный музей.
Хорошо, когда школьная
поисковая краеведческая работа согласуется с работой местных государственных
музеев или осуществляется под их патронажем. В этом случае успех обеспечен. К
примеру, поисковые экспедиции школьников г. Таганрога многое дали
литературному музею А.П. Чехова; школьники г. Ростова под руководством учителя
истории, выполнившие раскопки обломков свыше 10 погибших самолетов, множество
материалов передали в областной краеведческий музей; государственный музей
«Почтовая станция» в г. Аксае начинался со скромного музея одной из школ
города.
Качество и объем
краеведческой работы, увлеченность детей и масштабы их деятельности во многом
определяет личность учителя. Нельзя рассчитывать на успех, если отностесь к
работе формально, без особой личной заинтересованности. Дети ведь сразу
почувствуют казенный привкус в общении.
Только после хорошей
методической подготовки можно подойти к практической реализации своих
замыслов, ибо одной интуиции в краеведческой работе недостаточно. Содержание,
тематика и формы работы с детьми, глубина проработки отдельных задач, конечно
же, зависят от возрастной группы..
Для того чтобы младшие
школьники смогли в полной мере почувствовать особенности школы, проникнуться ее
традициями, а затем и продолжить их, взрослые, должны хорошо знать малышей,
их особенности.
В книге Ш. А. Амонашвили «В
школе — с шести лет» автор называет ряд свойств , имеющих особое значение для
эффективной организации учебно-воспитательной работы с ними в условиях школы. К
этим свойствам относятся: недостаточность социально-нравственного опыта;
преобладание актуальных потребностей и импульсивной активности; стремление к
игровой деятельности[1,79].
Попробуем проследить на
примерах работы многих школ, как решаются задачи военно-патриотического
воспитания младших школьников с учетом особенностей этого возраста, что можно
сделать в целях становления защитника Родины в процессе учебно-воспитательной
работы.
Многие учителя с первых школьных
дней формируют у детей такие важные понятия, как «Родина», «патриот», «подвиг»,
«воин-освободитель». Учащихся подводят к осознанию того, что патриотизм — это
любовь к Родине, любовь активная, действенная, стремление своими силами
укрепить ее могущество.
Пробуждая у детей интерес к
истории, подвигам, учителя составляют списки книг на военно-патриотическую
тематику для внеклассного чтения. Часть из них обсуждается на внеклассных
занятиях, например: «Володька—партизанский сын» А. Первенцева, «Капитан
Гастелло» А. Беляева, «Штурм рейхстага» Б. Горбатова, «Кортик» А. Рыбакова,
«Что ты сделал хорошего» Л. Татьяничевой, и др.
В ряде школ умело
используется чтение художественных произведений, посвященных юным героям. Нам
кажется, что с огромным интересом будут читать третьеклассники «Сказку о
военной тайне, Мальчише-Кибальчише и его твердом слове» А. Гайдара.и др., к сожалению,
забытые сейчас книги. На встречу с ребятами обязательно необходимо приглашать
ветеранов войны. Они познакомят школьников с конкретными, яркими фактами
героизма советских воинов, с героическими поступками детей — пионеров и
школьников. Потом можно проводить военно – патриотические игры, которые тоже
забыты, можно возродить тимуровскую работу , оказывая постоянную помощь ветеранам
войны и не только в дни праздников.
Представляют интерес уроки
мужества, проводимые в начальных классах.. Для участия в них в школу прибывают
ветераны Великой Отечественной войны. Далее можно а проводить смотр войск
Каждый класс имеет свою форму: летчиков, танкистов, пограничников, матросов..
Судейство организуют старшеклассники. Почетное жюри — ветераны.. Таким
образом, смотр войск фактически открывают уроки мужества, преломляя
преемственность поколений в военно-патриотической деятельности школьников.
Ежегодно вместе со своими
родителями, учителями, ветеранами школьники могут участвовать в возложении
венков к могиле солдат. В преддверии этого дня учащиеся начальных классов
школы под руководством учителей .делают искусственные цветы, вплетают их в
каркас венков. Малыши хорошо понимают: им оказана большая честь—готовить
важное общешкольное дело и непосредственно участвовать в нем.
В школах целесообразно
проводить циклы бесед, посвященных символике страны: создания Государственного
герба, флага, текста и музыки гимна РФ(такую работу в доступной форме вполне
можно начать в младших классах); конкретно для младших школьников можно было бы
посоветовать темы: «Почему флаг нашей Родины - триколор?», «Герб РФ», «Как
создавался Герб РФ».
Таким образом, военно-патриотическое
воспитание младших школьников характеризуется появлением ряда новых форм, причем
таких, которые предполагают включение учащихся в непосредственную
военно-патриотическую деятельность: «Зарничка», смотры строя и песни, поиск
материалов о подвигах родных и близких, героев-земляков, помощь в оборудовании
экспозиции школьного музея боевой славы, участие в военно-патриотических
церемониалах. Важная предпосылка эффективности военно-патриотического
воспитания младших школьников — своевременное приобщение их к традициям,
родившимся в школе и нацеленным на подготовку патриотов.
Но не патриотическое
воспитание можно проводить и на уроке. Урок был и остается важнейшим звеном в
системе воспитательной работы с учащимися. Именно на уроках должен закладываться
фундамент патриотического сознания, патриотических чувств и поведения
гражданина — строителя и защитника Отечества. Практика показывает, что никакой
интересно поставленной внеклассной и внешкольной воспитательной работой
никогда не удается компенсировать пробелы, допущенные в деле воспитания на
уроке.
Так что все за то, чтобы
вначале, пойти именно на уроки — с учетом их важности и того парадоксального
обстоятельства, что наиболее важное звено системы военно-патриотического
воспитания—урок—не получило должного раскрытия в работах специалистов.
Дисциплинированность как одно
из важнейших качеств, необходимых для успешного выполнения воинского долга
формируется именно на уроке.
Когда и где в школе
формируется высокая дисциплинированность — на уроках или в процессе
внеклассной работы, в начальных, средних или старших классах? Ответить можно
однозначно: и на уроках, и вне их, с первой минуты обучения в школе и до
последней. Но, называя вещи своими именами, признаем: формирование
дисциплинированности в таком диапазоне времени и пространства возможно лишь в
тех школах, где есть коллектив учителей-воспитателей — единомышленников. А что
является показателем, лакмусовой бумажкой наличия такого коллектива (т. е.
настоящего, а не только по штату) в школе? Единство требовании учителей к
учащимся — в большом и малом, на уроке и вне урока и т. д.
Поэтому, если не будет
достигнуто единство требований учителей-воспитателей в большом и малом, не
выручит ни содержание учебного процесса, ни высокое индивидуальное мастерство
отдельных учителей. Учит, воспитывает, дисциплинирует, прививает высокую
культуру труда прежде всего сама организация учебно-воспитательного процесса, в
которой не может быть мелочей, все — «крупным планом»: и то, как учитель вошел
в класс, как прошло взаимное приветствие, был ли заслушан рапорт дежурного по
классу, в каком состоянии находится рабочее место каждого ученика, все ли
готовы к уроку и т. д.
Чисто ли в школе? Един ли
стиль оформления вестибюля, актового зала, лестниц и т. д.? Все ли уроки
начинаются и заканчиваются строго по звонку? Каждый ли учитель умеет выслушать
ученика до конца, не позволит себе кричать на своего воспитанника, делать
замечания в оскорбительной, унижающей достоинство ребенка форме? Все эти и
многие другие вопросы — составные части одного большого вопроса: есть ли
настоящая школа?
Единство требований учителей
в области военно-патриотического воспитания учащихся находит свое конкретное
выражение в продуктивном школьном режиме, без которого невозможно успешное
решение задач обучения, ни воспитания в целом. Четкий режим школьной жизни,
учебной работы и внеурочных занятий является важным, эффективным фактором
воспитания дисциплинированности у учащихся.
Правильный режим определяет
деловитость коллектива, четкость его рабочего ритма, воспитывает культуру
умственного и физического труда. Повышая уровень требовательности к воспитанникам,
он оказывает положительное воздействие на их эмоциональную сферу,
дисциплинирует внешне и внутренне, воспитывает волю и закаляет характер.
Значимость
дисциплинированности велика для носителей любой профессии. Очевидно и другое:
без высокой дисциплинированности нет и не может быть воина, как не может быть и
армии без дисциплины наивысшего порядка. Именно дисциплинированность —
представляет собой не только непременную предпосылку, орудие решения задач, но
и устойчивый сплав морально-политических, интеллектуальных, эмоциональных и
волевых особенностей человека. Вот почему есть необходимость использовать в
практике средней школы, и в частности в организации четкого режима школьных
занятий.
Если в школе не будет создано
должной рабочей атмосферы, не будет налажена твердая дисциплина на уроках,
переменах и внеурочных занятиях, учителя никогда не сумеют решить общеобразовательные
и воспитательные задачи, в том числе военно-патриотического воспитания.
Страницы: 1, 2, 3
|
|