бесплатно рефераты

бесплатно рефераты

 
 
бесплатно рефераты бесплатно рефераты

Меню

Методика организации тематических выставок в школе ) бесплатно рефераты

«Зрительная ритмика,— пишет К. Ф. Юон,— одна из важней­ших составных частей композиционной культуры, овладение которой приводит искусство к многообразию его видов и форм. Зрительная ритмика возникает на почве творческих поисков художника, на почве глубинных чувств, дум, устремлений автора картины. Накал чувств и темперамент живописца получают свое непосредственное выражение в зрительной ритмике картины. Поэтому хорошо продуманная ритмика произведения становится тончайшим художественным качеством, которое во много раз повышает выразительность и ценность предмета искусства».

Ритм — обобщение многочисленных жизненных наблюдений, связанных с фиксацией движения. В использовании ритма как средства изобразительного творчества заключена возможность создания в художественном произведении образа движения (он присутствует во многих картинах и скульптурах). Ритмич­ность, повторяемость основных конструктивных и оформитель­ских элементов — непреложное условие и удачно подготовленной тематической выставки.

Использование композиционных возможностей ритма полезно не только при решении крупномасштабных творческих задач. Обдумывая композицию скромного планшета, планируя разме­щение на нем различных элементов — фотографий, текста, цифр и т. д., полезно знать, что для длительного поддержания зри­тельского интереса можно создавать акценты посредством рит­мичного размещения этих элементов.

Простейшие варианты ритма заключаются в чередовании двух или более элементов, в изменении размера или цвета. Наиболее эффектно постепенное увеличение или уменьшение какого-то элемента оформления, что подчеркивает нарастание или убывание определенного содержания (наиболее типичный пример—диа­грамма).

Знание законов перспективы вооружает нас дополнитель­ными средствами для создания наиболее ярких образных реше­ний. Вид всех выставочных фрагментов композиции зависит (в до­полнение ко всему сказанному) от их положения по отношению к зрителям.

В теории перспективы уровень глаз называют линией горизон­та. Создавая выставки и другие формы наглядной агитации, мы постоянно должны учитывать линию горизонта зрителя, условия визуального восприятия. Пренебрежение ими, игнори­рование перспективных сокращений могут привести к тому, что хорошо оформленный стенд будет смотреться искаженно и даже уродливо. Художественная практика знает такие случаи не только в области наглядной агитации, но и, например, в скульптуре. Фигуры, созданные без учета восприятия их с уровня опреде­ленного горизонта, будучи установленными на свои места, произ­водили совсем не то впечатление, которое ожидалось,

Основные законы наглядной перспективы констатируют следующие особенности изменения видимых форм:

1) предметы, удаляющиеся от нас, кажутся уменьшающи­мися;

2) линии, параллельные плоскости земли, при удалении кажутся сходящимися на линии горизонта (например, железно­дорожные рельсы, телеграфные провода);

3) линии, удаляющиеся от нас по понижающейся плоскости, кажутся сходящимися ниже линии горизонта;

4) линии, удаляющиеся по повышающейся плоскости, кажут­ся сходящимися выше линии горизонта.


Учет закономерностей перспективных сокращений подсказы­вает определение наилучших условий для восприятия выставки в целом и ее деталей. Максимальный размер обозреваемого объекта должен составлять часть расстояния от него до зрителя.







§ 2 Учет законов цветоведения и воздушной перспективы при оформлении выставок



Не исключена возможность, что выставка, оформляемая учащимися, будет предназначена для экспонирования вне поме­щения — на пришкольном участке, в пионерском лагере. Свое­образие восприятия выставочных стендов под открытым небом обусловливается теми особенностями, которые вызваны явле­ниями воздушной перспективы.

В умении учитывать максимум условий, от которых зависит выразительность выполняемой работы, заключена определенная гарантия ее высокого качества.

На улице стенды выставки размещаются более свободно по сравнению с интерьером, здесь изменяется масштаб расстояний, условия освещения и характер воздушной среды. Подобно всем предметам, расположенным под открытым небом, стенды при значительной удаленности от зрителя изменяют насыщенность цветов, четкость очертаний — слой воздуха придает им голубо­ватый оттенок. Благодаря воздушной среде мы все наблюдаем в определенных планах: конкретно и четко то, что находится непосредственно перед нами; более расплывчато и в менее насыщенном цвете — второй план; еще более неопределенно по форме и цвету — третий план и т. д.

На воздухе такие основополагающие композиционно-офор­мительские средства выражения, как цвет освещения, рефлексы, цветовой и светлотный контрасты, претерпевают существенные изменения. Об этом надо рассказать учащимся.

Цвет освещения способен творить настоящие оформитель­ские чудеса. Достаточно вспомнить некоторые театральные постановки, в которых, по существу, все настроение создается гаммой соответствующего освещения. У художников, работающих на пленэре, всегда может появиться помощник и одновременно помеха — солнце. Его лучи извлекают множество рефлексов, делая окружающий пейзаж цветоносным, ярким и тем самым создавая праздничное обрамление всей композиции. Вместе с тем известно, что чрезмерная освещенность предметов, в част­ности выставочных стендов, уменьшает их цветовую насыщен­ность. Под лучами солнца краски как бы выцветают, становятся малонасыщенными.


Полезные рекомендательные оформительские сведения можно извлечь и при ознакомлении с особенностями отраженных цве­тов — рефлексов — под открытым небом. Выбирая материал, цвет для выставочного стенда, надо знать его «рефлексовосприимчивость». Иначе он может превратиться в своеобразный экран, на котором будут играть цветные и светотеневые блики, от­влекая внимание от изображения.

Известно, чем разнообразнее окружающая среда, тем большее количество рефлексов она излучает. Особенно разнообразны и ин­тенсивны рефлексы в природном окружении: синие—от неба, зеленые — от травы и деревьев, желтые и красноватые — от песка или глины и т. д. И это насыщенное цветом окружение нельзя не учитывать.

Наиболее часто в качестве фона для выставок выбирают белый цвет. Белая поверхность обладает повышенной отража­тельной способностью. Следовательно, на ней будут наиболее видны цвета отражаемых предметов. Зная эту особенность, образность оформительского решения можно усилить выбором соответствующих природных рефлексов, подключением их в качестве естественных аккомпаниаторов. Если же это нежелатель­но, то надо так разместить экспозицию, чтобы она была ограж­дена от случайного подсвечивания. На темных и матовых поверх­ностях рефлексы менее заметны.

Школьникам-оформителям очень полезно иметь достаточно развитое представление о цветовом и светлотном контрастах. Это важная ступень в развитии понимания гармоничных цвето­вых и тоновых отношений. Существующая теория о гармонии на основе контрастов может быть объяснена при параллельном ознакомлении с гармонией нюансов, как, например, удобно объяснить существование холодных цветов, противопоставляя им теплые. Сопоставление цветовых контрастов и нюансов является отправным моментом для поиска изобразительной реализации творческого замысла. Может быть, понятие о цветовом, светлотном контрастах, о сближенных цвето-световых от­ношениях несколько выходит за рамки понятия воздушной перспективы, но это важно для анализа некоторых практических вопросов. Например, если в школе возникает необходимость написать какое-то объявление или другой информационный текст, то, как правило, выполняется это черной тушью на белой бумаге. Под рукой имеются краски и других цветов, но неподвижность воображения, несформированность вкуса порождают далеко не эстетичный  шаблон. Анализ других форм школьной наглядной агитации обнаруживает малую осведомленность ее создателей в вопросах цветовых и светлотных контрастов, не позволяющую достичь подлинной эмоционально-эстетической выразительности.

Нужно научиться умело использовать преимущества выста­вочного искусства, дающего возможность увеличивать диапазон контрастности цветовых и тоновых отношений за счет применения внеживописных материалов и технических средств; внимание зрителей привлекает интересное использование новых синтети­ческих материалов, цветных стекол, пленок и др., а целая система светильников, например, позволяет тонировать экспо­зицию с любой степенью цветовой насыщенности.



Композиционные правила, сформулированные как пункты 6 и 7, обращают внимание на необходимость ознакомления участников оформительского кружка с понятием гармоничных отношений по величине.

Выставка не может получиться красивой, если не уделено достаточного внимания пропорциям. Пропорциональность— основа красоты.

Умение чувствовать красоту выставочной экспозиции, всего выставочного ансамбля и отдельных ее фрагментов, вплоть до самых, казалось бы, малозначительных аксессуаров, таких, как, например, этикетки, не может возникнуть без развития чувства пропорций.

Знания о функциональном и эстетическом значении пропор­ций учащиеся приобретают постепенно. Особое значение в этом отношении имеют занятия изобразительным искусством. Решая с учащимися конкретные задачи, выбирая определенного размера планшеты, подрамники, фотографии, натурные экспонаты и т. п., педагог опирается на ранее сформировавшиеся в этой области понятия и умения. Ребята уже знают о том, что на протяжении столетий художники, скульпторы создали множество замечатель­ных произведений — эталонов пропорциональности. Кроме клас­сических образцов, таких, например, как здания Московского Кремля, «дом Пашкова» в Москве, храм Покрова на Нерли — в архитектуре или памятники Минину и Пожарскому, А. С. Пуш­кину (Москва) — в скульптуре, педагог может привести ребятам примеры замечательных творений местных мастеров. Это еще раз убедит их в выдающемся значении пропорций при создании художественно ценных вещей.

Целесообразно обращаться и к непосредственно практиче­скому опыту самих учащихся. Первые попытки осознать роль пропорций относятся еще к дошкольному возрасту. При состав­лении орнаментов, в поисках красивой и гармоничной компози­ции они по-своему экспериментировали над величинами прямо­угольников, кружочков, бабочек, цветов... В старших классах, рисуя с натуры, замечали, что хорошо развитое восприятие пропорций является обязательным условием передачи сходства с натурой. Словом, опыт ребят в освоении пропорций вполне достаточен, чтобы, опираясь на него, овладеть еще одной сту­пенью — пониманием пропорций как средства создания худо­жественно выразительной выставочной экспозиции.

Творческий поиск пропорциональных членений выставки, ее частей должен опираться и на конкретные рекомендации. К ним относится использование метода «золотого сечения» и применение модуля. «Золотое сечение» — одна из закономер­ностей, математически точно определяющая наиболее красивое, гармоничное соотношение частей целого при делении его на две неравные части. Основной вывод формулируется так: вся длина отрезка относится к большей его части так же, как этот больший отрезок относится к меньшему. В цифрах это выража­ется как отношение 1:1,6:8. При записи ряда цифр, когда последующее число равно сумме двух предыдущих, мы также выражаем зависимость, содержащуюся в «золотом сечении»:

1, 2, 3, 5, 8, 13, 21, 34 и т.д. Округляя, можно сказать, что больший отрезок составляет от целого 62%, а меньший—38%.

Множество произведений изобразительного искусства, так же как и многие предметы обихода, содержат в своих пропорциях «золотое сечение». Это сечение, как и близкие к нему, создает впечатление гармоничности, покоя и уравновешенности.

Пропорции прямоугольника, соответствующие «золотому сечению», могут быть определены следующим образом. Из концов произвольного отрезка АВ проведем перпендикулярные к нему прямые (рис. 1). Делим прямую АВ пополам. Половинный размер откладываем на перпендикуляре AD и получаем точку F. Затем точку F соединяем с точкой В . Размер AF откладываем на отрезке FB и получаем точку К. Отрезок KB откладываем на перпендикуляре ВС и получаем искомую сторону прямоугольника.

Кроме прямоугольника, полученного по методу «золотого сечения», существует и формат, называемый «активным квадра­том». Так как выбор стенда определенных пропорций имеет большое значение в оформительской практике, приводим и способ графического построения «активного квадрата». Диагональ квад­рата откладываем на продолжении одной из его сторон (рис. 2). Из точки D проводим перпендикуляр до пересечения с про­должением противоположной стороны квадрата. Формат «актив­ного квадрата» весьма удобен, и им пользуются нередко, напри­мер, размер листа писчей бумаги отвечает этим пропорциям.

Помимо «золотого сечения», другим способом построения гармоничных отношений между частями является модуль. При проектировании современных выставок все формы щитов и витрин определяются на основании одной пространственной единицы. Такой единицей может быть планшет квадратной или прямо­угольной формы. В пространстве, отведенном для выставки, планшеты одного размера могут вытягиваться вертикальной или горизонтальной цепочкой, образовывать конфигурации, напо­минающие рисунок шахматной доски, складываться в стенды самых разнообразных конструкций, т. е. разнообразно компоно­ваться в зависимости от замысла оформления выставки.

Опора на определенный модуль позволяет более успешно справиться со сложной задачей сочетания разнообразия в оформлении и сохранения стилевого единства.


          

             Рис. 1  Построение прямоугольника, соот-        Рис. 2  Построение «активного квадрата»

       ветствующего «золотому сечению»



Безусловно, выставка не будет привлекательным зрелищем, если ее лишить разноцветия планшетов, разноформатности фотографий., оригинальности схем, рисунков и т. д. Но чем больше появляется оформительского разнообразия, тем больше возрас­тает опасность «разброда», разобщенности художественных средств. В однотипности конструкции, основанной на опреде­ленном модуле, заключено то организующее начало, которое объединяет содержательную и образную сторону выставки.

При создании выставки нужно помнить о принципе единства художественного решения, стилевом единстве всего ансамбля. Каждый стиль выражается не только в своеобразном облике художественных (оформительских) решений, он самобытен и в решении функциональных и конструктивных задач.

Художественно-оформительское искусство всегда развивалось в тесной связи с архитектурой. Современный архитектурный стиль имеет ярко выраженные черты. Для него характерны рациональность и четкость решений, отказ от тяжеловесности, нагроможденности, использования декоративных элементов как некоего довеска, призванного создать ощущение пышности и богатства. Красота сооружений достигается за счет свободной, удобной планировки, нахождения выразительных отношений между объемами здания, искусного использования современных строительных материалов, сочетания разнообразных фактур, выразительной гаммы красок и т. д. Черты современного архи­тектурного стиля свойственны и выставочным конструкциям.

Выставка в школе в основном призвана разъяснять задачи текущего момента и по художественной форме должна быть современной — в этом кроется одна из возможностей повышения ее учебно-воспитательной эффективности. Принцип стилевого единства предполагает создание гармоничной взаимосвязи выста­вочной композиции со всем окружением. Без соблюдения стилевого единства невозможно добиться композиционного равно­весия, той цельности и законченности, которые свойственны художественным произведениям.


Индивидуальность, художественное своеобразие, самобыт­ность должны определять выставки, создаваемые в различных школах нашей страны. Повторяемость художественных решении снижает учебно-воспитательную, агитационно-пропагандистскую роль наглядной агитации. Все принципы создания выставок должны творчески переосмысляться с учетом специфических местных условий, в частности характера изобразительной куль­туры, привычной и понятной для школьников определенной республики или края.

Во многом этому будет способствовать активизация эстети­ческого краеведения среди школьников. В школьном краеведении заметное место начинает занимать изучение искусства. Это выражается в целенаправленном поиске и осмыслении разно­образного художественного материала — произведений изобрази­тельного и декоративно-прикладного искусства, в которых отра­жена трудовая и культурная жизнь той или иной области или края, быт людей, их революционные и боевые подвиги, историче­ское прошлое и т. д.

Таким образом, эстетическое краеведение дает возможность находить оригинальные художественные решения с учетом мест­ных мотивов при создании выставочных экспозиций.

Вертикали и горизонтали как постоянные оси по отношению ко всем другим направлениям — принцип, которым Дейнека заключает свой перечень правил композиции.

Композиционное, организующее значение вертикалей и гори­зонталей в некоторой степени знакомо учащимся из их рисоваль­ной практики. Общеизвестен прием, когда при самых первых попытках изобразить пространственную форму (линейку, тетрадь и т. п.) рекомендуют опираться на вспомогательную горизон­тальную прямую. Если прямоугольный предмет расположен под каким-то углом к рисующему, то начать следует в первую очередь с изображения угла, лежащего в основании этого предмета. Через этот угол мысленно проводят горизонтальную линию и запоминают размеры углов, образовавшихся между этой линией и ребрами предмета. Потом на бумаге рисуют эту воображаемую вспомогательную горизонтальную линию, возможно точнее передавая наклон к ней изображаемых ребер.

Использование горизонталей и вертикалей для определения угла наклона линии, уходящей в глубину пространства, свойствен­но не только начинающим. Нередко этим приемом пользуются и опытные рисовальщики.

Так как положение всякой точки по отношению к другой определяется двумя линиями — горизонтальной и вертикальной, то этими направлениями удобно пользоваться для поиска пра­вильных пропорций.

Сведения о значении вертикалей и горизонталей, почерпнутые из практических упражнений по рисованию, в ходе выполнения упражнений по оформительскому искусству должны дополняться пониманием значения этих направлений как еще одного из композиционных средств, способствующих овладению вниманием зрителя.

Образность горизонталей, горизонтального направления за­ключается в способности вызывать ощущение покоя и тишины. Вертикальные же направления часто встречаются там, где тре­буется выражение торжественности, парадности, величия, при­поднятости.

Композиционное значение вертикалей и горизонталей ощу­щается, например, в том случае, когда мы вкомпоновываем в ограниченный ими формат какой-то оформительский сюжет. Стороны прямоугольника — это не просто отвлеченные ограничи­тели, они зрительно взаимодействуют с вписываемым в их конфигурацию изображением. Прямоугольные форматы разно­образны: вертикальные и горизонтальные стороны могут созда­вать как невыразительные,  так и красивые, выразительные пропорции, в том числе «золотые».

В композиционных оформительских решениях горизонтали и вертикали встречаются довольно часто. Членение большой формы выставочного стенда на определенные зоны происходит обычно по горизонталям и вертикалям. Сама идея композицион­ной уравновешенности предполагает определенную сбалансиро­ванность, гармонию в использовании вертикальных и горизон­тальных направлений с целью достижения наиболее выразитель­ного оформительского решения.

Мы остановились на некоторых композиционных принципах, сформулированных А. А. Дейнекой, в которых он стремился вскрыть прежде всего закономерности, характерные для изобра­зительного искусства в целом. Как видим, они вполне могут служить методической базой и для обучения основам оформи­тельского искусства.

В специальной литературе можно найти еще несколько рекомендаций, касающихся композиционных поисков в области изобразительного творчества и сформулированных как принципы. Из последних материалов наиболее интересны статьи и выска­зывания академика Е. А. Кибрика.

Педагогу нужно возможно полнее ознакомиться с теорией, принципами, практическими советами, способными пополнить багаж знаний в области композиции. Глубокое понимание компо­зиционных законов, правил, приемов позволит ему методически верно направлять оформительскую деятельность учащихся, обеспечит усвоение ими не случайных рецептов, а той стройной системы принципов, которая приведет к правильному пониманию эстетических ценностей выставочной экспозиции.

После уяснения учащимися сущности теории композиции мож­но переходить к выработке умений применять ее принципы в оформительской практике. Объяснение следует совмещать с демонстрацией конкретных примеров. Приводимые ниже схемы расположения экспозиционных материалов на плоскости выста­вочного стенда помогут проиллюстрировать изложенные принци­пы. Ясность и простота этих схем существенно облегчат учащимся труд по составлению эскизов проектов художественного оформ­ления выставок.

Симметричная композиция ( примечание 4). Данное изображение полностью отвечает признакам, описанным в первом компози­ционном принципе. По величине, пятнам, характеру экспонатов соблюдено точное, равновеликое соотношение левой стороны и правой.

Асимметричная композиция (примечание 5). В этом эскизе нет зеркального равенства, отсутствует прямолинейный перенос форм относительно плоскости симметрии. Ощущение же целостности имеется, но оно возникает не в результате ориентации всех элементов на центральную вертикаль, а вследствие  уравновеши­вающего чередования фотографий, заголовка, текста, цветной полосы.

Концентрическое расположение экспонатов (примечание 6 ). На стенде четко выражен центр композиции. Основная мысль подчеркивается одним центральным экспонатом и углубляется, конкретизируется расположенными вокруг него экспонатами. Ядром стенда может быть фотография, рисунок, цитата, символ и т. п.

Расположение экспонатов в шахматном порядке (примечание 7). Стенд расчерчивается на большие квадраты или прямоугольники (вспомните рассказанное о значении модуля для установления пропорциональных членении выставочных площадей). В выбран­ной ритмичной последовательности располагают изображения и тексты. Некоторые прямоугольники остаются свободными, они служат как бы площадкой для отдыха глаза перед переключением внимания на другой экспонат.

Расположение экспонатов рядами (примечание 8, 9). Такое распо­ложение позволяет максимально упорядочить последовательность обзора. Словно по строчкам просматриваются ряды иллюстраций. Иногда стенды расчленяют вертикальными полосами. Тогда промежутки между иллюстрациями могут быть также в виде рядов заполнены цветными вставками или текстами.

Фигурное расположение экспонатов ( примечание 10). За основу стенда берется условное  изображение объекта, символизирующе­го главную идею. На его фоне помещают фотографии, рисунки, репродукции и т. д.

Композиционный замысел у учащихся должен созревать одновременно с выбором цветовых сочетаний на выставочном стенде. При работе над эскизами оформления большое значение имеет декоративно-живописное решение,  основными элементами которого выступают цвет и декоративно-символические изобра­жения. Цвет оказывает определенное влияние на психическое состояние зрителя, он может управлять его вниманием, позволяет с большей остротой воспринять экспозицию, глубже проникнуть в атмосферу событий, которым посвящена выставка.



 Расположение экспонатов вертикальными рядами

Цветовое решение стенда, как и любой другой оформительский прием, согласовывается с основным замыслом выставки, помо­гает раскрыть его. Общий цветовой тон выставки, других форм наглядной агитации должен быть достаточно напряжен­ным, привлекающим внимание. Он помогает эмоционально, в образной форме воспринять содержание наглядно-пропаган­дистского материала. Работа с цветом, как и все в работе юного оформителя, требует творческой выдумки и не может сводиться только к соблюдению общепринятых стандартов и приемов. На­копленный опыт следует творчески использовать с учетом школьных условий, темы конкретной выставки. Влияние цвета на чело­века многообразно. Одни цветовые оттенки способны создавать ощущение подав­ленности, угнетенности, дру­гие, наоборот,— ощущение бодрости, приподнятости, радости. Ощущение тяжести вызывают темные цвета: черный, темно-коричневый, темно-синий и т. п. К легким цветам относится светлая гамма. Деление цветов на тя­желые и легкие, холодные и теплые возникло потому, что существует зависимость между цветом предметов и их физическими свойствами. Так называемые теплые цве­та свойственны для нагре­тых тел: оранжевый — цвет раскаленного металла, жел­тый и красный — горящего  дерева и т. п. Холодные цвета — сине-зеленая гамма — это цвет воды, льда, снега.

Действенность цвета определяется не только его способностью вызывать те или иные физиологические ощущения. В соединении с другими элементами композиции он обретает новую жизнь, воспринимается в ином, творчески преображенном качестве. Цвет может ассоциироваться с определенным общественно-политиче­ским событием, с разнообразными фактами человеческой деятель­ности. Например, красный цвет вызывает ощущение тепла, но другими будут наши представления, когда мы воспринимаем этот цвет как, скажем, цвет знамени.

При цветовом оформлении стенда следует избегать пестроты. Тремя — пятью красками вполне можно добиться необходимого декоративно-цветового насыщения всей композиции. Из двух типов гармонических сочетаний предпочтительнее сочетания, построенные на контрастных цветах. Выразительны выставки, где сочетаются хроматические цвета с ахроматическими. В современной оформительской практике в качестве фона предпочитают использовать белый цвет. На нем достаточно контрастно смотрятся все материалы, а в интервалах между экспонатами он приятен для глаза.

Усвоение принципов размещения экспонатов на одном план­шете должно сочетаться с изучением компоновки планшетов и стендов в значительно большем пространстве — в интерьере.

Первый замысел оформления выставки фиксируется в эскизе . В нем намечаются вид и форма экспонатов, их расположение, цвет и другие самые характерные признаки. Для большей наглядности в эскиз вклеивают фотографии (макет), на месте будущих текстов проводят полоски или вклеивают печатный текст подходящих пропорций. В цвете также стараются возможно ближе передать предполагаемую окраску стен, стендов, отдельных экспонатов и декоративных фрагментов.

В окончательном эскизе — проекте выставки — должен быть показан общий вид выставки и конкретно указано, что раз­мещается на каждом стенде. Общий вид выставки должен быть ясен из изображения развертки стен или перспективного рисунка и плана помещения с указанием на нем объектов выставки . Развертка стен, план помещения изображаются в масштабе. Пользуются числовым и графическим его обозна­чением. Проект содержит чертежи — рисунки всех стендов. Чертежи стендов также изображаются в масштабе. Чертежи помещения обычно выполняют в масштабе 1:50, 1:100, а эскизы стендов в масштабе 1:20, 1:10. В приведенном примере проекта выставки «Наш класс» дан эскиз одного стенда. Этот проект может служить учащимся учебным упражнением, и поэтому нет необходимости требовать от них выполнения эскизов всех стендов. В проекте же, по которому будет выполняться выставка, следует в деталях показать каждый стенд.

При подготовке к выполнению проекта учащимися студенту самому полезно выполнить проект выставки полностью. В качест­ве одного из сложных задании рекомендуем сделать проект оформления школьного музея рево1люционной и боевой славы. Поиск изобразительного облика выставки облегчает изготовление макета в масштабе. Возможно, при подготовке небольшой школь­ной выставки надобности в макете и не будет, но для пробуждения интереса, установления межпредметных связей с другими круж­ками (макетирование, лепка) полезно изготовить и его.

Убедиться в приемлемости разрабатываемого эскизного проек­та можно, используя фотографии помещений, где будет развернута выставка. На фотографиях крупного размера (30 X 40 см и больше), выполненных с уровня роста человека, мягким каран­дашом рисуют объекты выставки (можно на фото положить кальку и рисовать на ней). Окончательные изображения форм выставочных стендов вырезают из плотной бумаги, раскраши­вают и наклеивают на фото.

Небольшие выставки с простыми элементами оформления можно сделать, не прибегая к монтажной схеме. При более же ответственных работах этот этап обязателен. На миллиметро­вой бумаге в крупном масштабе вычерчивается каждый стенд со всеми расположенными на нем фотографиями, рисунками, текстами. Уточняются пропорциональные отношения, строго опре­деляется место для каждого экспоната. По найденным размерам  на монтажных листах выполняют окончательные эскизы каждого стенда, которые и служат руководством к оформлению выставки.












































ЗАКЛЮЧЕНИЕ




Тематические выставки в наше время — явление очень рас­пространенное. Их устраивают везде, к ним проявляется большой интерес. Велико их образовательное и художественно-воспита­тельное значение. Но по сравнению с другими организациями в школах тематические выставки, к сожалению, представлены слабее. Одна из причин этого—трудности с оформлением; недостает умельцев, владеющих соответствующими знаниями, навыками. Поэтому больше надо привлекать к оформительской работе школьников, обучая их этому делу на внеклассных занятиях по изобразительному искусству.

В комплексе мер по развитию художественных способностей детей в школе работа по оформлению выставок, при необходимой их организации, представляет богатые и разнообразные возмож­ности.

Развитие художественно-оформительских способностей школь­ников должно базироваться на тех знаниях, навыках и умениях, которые они получают на уроках изобразительного искусства. Такая преемственность позволит быстрее формировать качества, необходимые для организатора и оформителя выставки. Чем лучше школьник умеет рисовать с натуры, сочинять тематические композиции и орнаментальные мотивы, тем интереснее, ориги­нальнее будут и его оформительские находки.

В то же время обширный круг сведений, навыков, которые учащиеся получают в оформительском кружке, позволяет им успешнее овладевать программным материалом школьного курса изобразительного искусства.

 В процессе подготовки тематической выставки школьники имеют возможность одновременно с раз­витием своих художественных способностей пройти хорошую школу выполнения многих производственно-технических опера­ций. Они узнают много интересного о свойствах материалов, знакомятся с технологией обработки бумаги, ткани, древесины,

металла, пластмасс, с правилами работы разнообразными техни­ческими инструментами.

Участие в создании выставки, сам факт появления хорошо оформленной, содержательной экспозиции, воздействуя на детей в художественном отношении, способствует в то же время их идейно-политическому, умственному, трудовому, нравственному и физическому воспитанию.








БИБЛИОГРАФИЯ

 

 

 

Борисов В. П. Как оформить выставку в городе. М., 1976.

Быков В. В. Вопросы композиции в агитационно-оформительском ис­кусстве.

    М., 1982.

Быков В. В. Агитационно-оформительское искусство. Материалы и тех­ника.

    М., 1978.

Деинека А. А. Учитесь рисовать: М., 1961.

Диденко И. А.,0стровенец А. М., Циглер Б. В. Художественное оформление наглядных средств агитации и пропаганды. М., 1971.

Дмитриева Н. А. Эстетическое воспитание. М., 1973.

Зарахович И. С..Минаева В. В. Как оформить пионерский лагерь. М„ 1977.

Изобразительное искусство. IV—VI классы. Программы восьмилетней

    школы. М., 1983.

Интерьер школы/ Под ред. В. Н. Шихеева и Т. Е. Астровой. М., 1972.

Игнатьев Е. И. Психология изобразительной деятельности детей. М., 1961.

Кантор К. Золотое сечение эксподизайна. — Декоративное искусство СССР,

   1-983, № 12.

Клике Р. Р. Советская экспозиция на международных смотрах.—Де­

   коративное искусство СССР, 1980, № 11.

Клике Р. Р. Художественное проектирование экспозиций. М., 1978.

Ковалев А. Ф. Основы художественного оформления школы. Минск, 1974.

Кузин В. С. Основы обучения изобразительному искусству в школе. М.,

    1977.

Орловский Г. И. Учитель изобразительного искусства и его работа. М„ 1972.

Пономарьков С. И. Декоративное и оформительское искусство в школе. М..

   1976.

Революция—искусство—дети. М., 1968.

Рождественский К. И. Ансамбль и экспозиция. Л., 1970.

Ростовцев Н. Н. Методика преподавания изобразительного искусства в

   школе. М., 1981.

Рязанцев И. В. Искусство советского выставочного ансамбля. 1917— 1970.

  М., 1976.

Смирнов С. И. Шрифт и шрифтовой плакат. М., 1978.

Снарский О. В. Шрифт в наглядной агитации. М., 1978.

Соловьев С. П., Астрова Т. Е. Цвет в интерьерах общеобразователь­ных школ.

   М.,



Страницы: 1, 2, 3, 4, 5