бесплатно рефераты

бесплатно рефераты

 
 
бесплатно рефераты бесплатно рефераты

Меню

Методика обучения слепому методу машинописи бесплатно рефераты

Методика обучения слепому методу машинописи

АННОТАЦИЯ

В работе описана методика обучения слепому методу машинописи, разработанная в 1970-1971 г.г. ведущими специалистами в области применения практических выходов из психологической теории П.Я.Гальперина – Бадмаевым Б.Ц., Хозиевым Б.И., Съединым С.И. и др. Обоснована возможность адаптации методики к обучению учащихся массовой школы работе с клавиатурой. Раскрываются психологические основы быстрого и качественного обучения выполнению различных видов деятельности, входящих во многие профессии.

Автор настоящего исследования имеет более чем десятилетний опыт разработки, апробации и внедрения методик обучения деятельности, в частности, по алгебре и началам анализа. Можно утверждать, что методики, построенные на основе теории поэтапного формирования умственных действий, умений и навыков П.Я.Гальперина актуальны именно в практико-ориентированном направлении обучения информатике.

Работа адресована методистам, учителям, работникам сферы образования и подготовки кадров, а также студентам вузов, техникумов (колледжей).


Предисловие

 

         В настоящее время в области преподавания информатики существует много достижений, и, наряду с этим остаются нерешёнными различные проблемы, одна из которых актуальна практически для всех: как быстро и качественно научить учащихся работать с клавиатурой?

         Существует множество клавиатурных тренажеров, которые, бесспорно обладают рядом преимуществ, интересных находок в плане формы и содержания. Почти все знают наизусть среднюю строчку русскоязычной клавиатуры – знаменитое «ФЫВАОЛД» (или английское «ASDFJKL»); многие умеют найти вслепую на клавиатуре клавиши «с бугорками», соответствующие буквам «А» и «О». Но дальше этого обычно дело не идёт. Чаще всего, люди, ограничиваются информацией о расположении клавиш и пытаются овладеть слепым десятипальцевым методом печати старательно «тыкая» упражнения на тренажёре «Stamina» или совершенствуясь, например, в «Соло на клавиатуре». К сожалению, этот способ по своей сути есть неэффективное обучение методом «проб и ошибок» (или, пользуясь терминологией клавиатурного тренажёра, метод мало научного «тыка»). В то время как с 70-х годов прошлого века существует научно обоснованная, апробированная и многократно подтвердившая свою эффективность методика обучения слепому десятипальцевому методу машинописи. Эта методика разработана на основе выводов из психологической теории поэтапного формирования умственных действий, умений и навыков П.Я.Гальперина.

Концепция поэтапного формирования умственных действий, выдвинутая П.Я.Гальпериным, получила всемирную известность среди психологов и широкое распространение в ряде стран в качестве теоретической основы практического обучения ещё в 60-е годы прошлого века. В нашей стране она реализована в методиках подготовки специалистов и обучения отдельным видам деятельности, в том числе и в методике обучения машинописи на буквопечатающих аппаратах.[ ]

Опора на психологические закономерности учения позволяет сделать обучение правильным, то есть обучением, которое идёт без «проб и ошибок» и поэтому достигает результата более высокого качества в более короткие сроки с меньшими затратами. К основным достоинствам таких методик следует отнести:

·        ускорение процесса выработки интеллектуальных и практических навыков и умений высокого качества;

·        индивидуализацию процесса обучения;

·        безошибочность (нет тех «проб и ошибок», присущих традиционным методам);

·        возможность самообучения;

·        отсутствие необходимости в специальном заучивании (отпадает необходимость в заблаговременном запоминании знаний до начала их применения);

·        долговременный экономический эффект (каждая методика служит так долго, сколько существует данная специальность или профессиональная деятельность)

·        гарантированное качество подготовки.

Названные достоинства методик, казалось бы, говорят в пользу того, чтобы их быстрее внедряли в общую практику. Однако, до сих пор (уже более 40 лет) они применяются только теми, кто находится в непосредственном контакте с разработчиками или работает вместе с ними. Причина ограниченного распространения этого педагогического опыта в массовой школе связана, во-первых, с отсутствием популярных методических пособий, во-вторых, с трудоёмкостью разработки и освоения методики преподавателями и, наконец, с фактическим различием целей общеобразовательной школы и курсов обучения профессиональной деятельности в данной предметной области. Во многом, успех и эффективность работы по деятельностным методикам определяется  и наличием высокой мотивации обучаемых к изучению предмета.

Именно тот факт, что школьный курс информатики несёт в себе значительную нагрузку в плане профессиональной ориентации, жизненного самоопределения и самореализации ребёнка, позволяет говорить о возможности и насущной необходимости разработки и применения методик на основе психологической теории П.Я.Гальперина.[1]

Автор данной работы имеет опыт разработки, апробации и внедрения методик, опирающихся на положения психологической теории П.Я.Гальперина – это методика подготовки к итоговой аттестации по математике в форме ЕГЭ, в частности, методика формирования умственных действий, умений и навыков по алгебре и началам анализа. В настоящее время, в рамках исследовательской деятельности проводится изучение возможности применения деятельностных методик и в обучении информатике.

На данном этапе наиболее целесообразно провести работу по адаптации к школьным условиям уже готовой методики. Речь идёт о методике обучения машинописи на буквопечатающих аппаратах, которая была разработана ещё в 70-х годах прошлого века Нечаевым Н.Н. и Маловым С.Л., затем развита Бадмаевым Б.Ц., Съединым С.И. и Хозиевым Б.И.[ ]

Особый интерес вызывает применение методики в работе с учащимися пятых – шестых классов, ранее не имевших опыта работа с клавиатурой компьютера. В этом случае есть возможность работать «с нуля», в то время как учащихся старших классов уже приходится переучивать, что гораздо сложнее.

Необходимость адаптации готовой методики к условиям массовой школы объясняется тем, что методика разрабатывалась изначально для обучения взрослых профессиональной деятельности. То есть в оригинале психологический, педагогический и технологический анализ деятельности выполнялся на основе закономерностей мышления взрослого человека. Таким образом, необходимо скорректировать методику на основе знаний о психологии учащихся среднего школьного возраста, с учётом особенностей организации обучения в школе.

Говоря на профессиональном психологическом языке, надо разобраться в мотивационной и ориентировочной основах овладения школьником новыми действиями и понять, каким образом все они превращаются в действия умственные, когда ребёнок все свои действия чётко представляет в уме.

Перечисляя практические выходы из предлагаемой работы, следует отметить следующее.

·        Теоретически и экспериментально доказано, что научить новому делу, новой деятельности можно намного быстрее и лучше, если правильно учитывать и использовать психологические законы усвоения знаний.

·        Необходим диалог между психологами и практиками для разработки новых методик, начинающихся с психологического анализа деятельности и завершающихся их экспериментальной проверкой.

·        Методики открывают возможности для быстрого и качественного обучения, которое выгодно и государству, и учебному заведению, и конкретному человеку.

Автор надеется, что работа будет полезна не только тем, кто занимается вопросами обучения информатике, но и всем тем, кто заинтересован в сокращении затрат на обучение при одновременном повышении качества.


ВВЕДЕНИЕ

 

Цель всякого обучения состоит в том, чтобы научить человека что-то делать: считать, писать по-русски грамотно, водить автомобиль и т.д. Поэтому задача образовательной системы не просто в том, чтобы вооружить людей некой суммой знаний, а в том, чтобы научить их действовать «со знанием дела», то есть научить применять знания в деятельности – практической, познавательной и профессиональной, физической и умственной – любой и всякой, какая нужна обществу и человеку.

С особой остротой необходимость компетентности и профессионализма в выполнении деятельности ощущается в настоящее время. В условиях рынка только тот специалист преуспеет и будет цениться работодателем, кто не только знает, но и умеет творчески применять знания в практической деятельности. Поэтому ускорение процесса подготовки человека к деятельности, повышение качества этой подготовки при одновременном сокращении затрат на обучение становятся задачами первостепенной важности в любой предметной области.

Система традиционного обучения, сложившаяся в результате многовекового эмпирического накопления лучших методов и приёмов преподавания, имеет безусловные достижения, о чём свидетельствует повсеместная распространённость её в практике подготовки специалистов.

Однако у этой системы есть существенные недостатки, из-за которых медленно растёт эффективность обучения.

Как известно, под качеством понимают соотношение цели и результата, в свою очередь эффективность – это соотношение результата к затратам.

Современные исследования категории качества характеризуются преемственностью основных положений, идущих от Аристотеля, Канта, Гегеля и др. Этимология слова «качество» связана со словами «как», «какой», «обладающий какими-либо свойствами».

Качество – это объективная, существенная, внутренняя определённость целостных предметов и явлений, а также специфических групп предметов, систем, комплексных систем.[ ]

Качество отражает устойчивое взаимоотношение составных элементов объекта, которое характеризует его специфику, дающую возможность отличать один объект от другого. Качество отражает также и то общее, что характеризует весь класс однородных объектов.

Наиболее полно качество может быть раскрыто через связи с категориями: свойства, структуры, системы, количество, эффективность, оценка, управление.

Говоря о качестве образования, можно обратиться к определениям различных авторов. Например, согласно формулировке С.Е.Шишова «Качество образования – это социальная категория, определяющая состояние и результативность процесса образования в обществе, его соответствие потребностям и ожиданиям в формировании гражданских, бытовых и профессиональных компетенций личности»; по формулировке М.М.Поташника «Качество образования – соотношение цели и результата, мера достижения целей при том, что цели (результаты) заданы операционально и спрогнозированы в зоне потенциального развития школьника»

Обучение информатике в школе востребовано детьми и их родителями, является составной частью и условием социально-профессиональной адаптации и самореализации ребёнка. Цель школьного курса информатики состоит в воспитании, формировании качеств личности ребёнка, соответствующих актуальным и перспективным потребностям личности, общества и государства в процессе и посредством обучения информатике. Конечно, дети и их родители стремятся получить качественные образовательные услуги в гарантированные сроки и с максимальной эффективностью. Поэтому необходимо рассматривать все возможные пути повышения качества и эффективности обучения.

Технология управления качеством включает: выработку целей, задач и принципов построения образовательного процесса; создание и модернизацию программ и учебных планов; выбор методических средств и технологий достижения образовательного процесса; организацию и ведение образовательного процесса; контроль и мониторинг качества образовательного процесса, определение путей его совершенствования.

В нашем случае целесообразно говорить о выборе методических средств и технологий, а также об особенностях организации и ведения образовательного процесса, определении путей его совершенствования. Поэтому естественно было обращение к уже готовой и апробированной методике, работа по которой эффективна и позволяет добиваться результатов с заранее заданными критериями качества в гарантированные сроки. Однако, в условиях массовой школы невозможно (и категорически нельзя) применять методику в том виде, в каком она была создана изначально. Это объясняется тем, что разработчики ориентировались прежде всего на взрослую аудиторию обучаемых, то есть в её (методики) основе лежит психологический, педагогический и технологический анализ деятельности взрослого человека.

Для адаптации существующей методики к условиям массовой школы следует прежде всего учесть особенности психологии школьников соответствующей возрастной группы, а также условия обучения учащихся в массовой школе.

Работа значительно облегчается возможностью сотрудничества со штатным психологом школы, помощь которого особенно важна и играет решающую роль в эффективной корректировке методики и её адаптации к обучению школьников.

В перспективе представляется интересным изучение вопросов разработки методик изучения различных тем школьного курса информатики и ИКТ, так как курс несёт значительную практико-ориентированную, профориентационную нагрузку.

I. Психология и методика

 

Система традиционного обучения, известная со времён древнего Вавилона, имеет следующую структуру: содержание, организация, методика. Она имеет безусловные достижения, о чём свидетельствует её повсеместная распространённость в массовой практике обучения.

Однако у этой системы есть свои недостатки, из-за которых медленно растёт эффективность обучения. Традиционная методика предназначена для оптимального построения учебного процесса, чтобы предписанное программой содержание при существующей организации учебных занятий было усвоено учащимися. При этом под «усвоением» содержания учебных программ обычно принято понимать запоминание знаний, в то время как их практическое применение происходит лишь на уровне иллюстраций, отдельных примеров.

Общественная практика стремится улучшить состояние дела, но почти все меры, предпринимаемые в этом плане, относятся к внешней стороне обучения – к методам, приёмам и средствам преподнесения знаний, выработки некоторых навыков и умений практического использования этих знаний, но в большинстве случаев дело не доходит до изменения внутренних (психологических) условий  усвоения предмета.

Поэтому учебный процесс сейчас имеет такую структуру:

1

 

2

 

3

Сообщение знаний обучаемому

лекция, рассказ, показ


Заучивание и запоминание знаний обучаемым

(самостоятельная работа)


Конечный результат обучения – багаж знаний, осведомлённость, эрудиция (показанные на примерах)

Здесь 1 + 2 для 3, а 3 для будущей практики. Иначе говоря, объективная логика обучения требует умения применять знания на практике, но субъективно она не реализуется: обучение завершается только получением знаний.

Психологический анализ общепринятой системы обучения показывает следующие причины «потери информации».

1.     При сообщении знаний преподавателем обучаемому не всё понятно (обычно мы успокаиваем: ничего, поймёте позже). Так как сообщение знаний идёт впереди практики, то этот недостаток непреодолим.

2.     Трудность запоминания даже того, что было понято. Сообщаемые знания до их сопоставления с реальным объектом, отраженным в этих теоретических знаниях можно запомнить только путём зубрёжки. Но сомнительно говорить о возможности эффективного применения зазубренных знаний на практике.

3.     Забывание – процесс естественный: многое из того, что понято и запомнилось, может с течением времени забываться. Даже частичное забывание ведёт к потере запомнившейся логики процессов, разрывает причины и следствия, нарушает целостность когда-то полученных знаний. Самым простым и естественным способом борьбы с забыванием является практическое применение знаний. Но, к сожалению, в сложившейся системе обучения времени на практическую отработку получаемых научных сведений отводится недостаточно.

4.     Неумение пользоваться теоретическими знаниями из-за того, что вообще часть этих знаний далека от реальной практики, это знания «вообще», на всякий случай. По существу такие знания приносят только вред, создавая иллюзию обучения, а на самом деле мешают обучаемому приблизиться к практике.

Страницы: 1, 2